Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эффект зейгарник состоит в сохранении: Эффект Зейгарник — Психологос

Содержание

Эффект Зейгарник — Психологос

Б. В. Зейгарник

​​​​​​​В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.

Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.

Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se.

Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.

В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения.

Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.

Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:

  1. прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
  2. прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
  3. с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
  4. настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.

Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:

  1. вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
  2. эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
  3. проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

сохранение незавершенных действий, пример в отношениях

Эффект Зейгарник является психологическим феноменом, который был открыт в прошлом столетии при случайных обстоятельствах. Сегодня его используют с целью повышения продуктивности в различных сферах деятельности, применяют в гештальт-терапии, для объяснения природы некоторых человеческих чувств (вины, тревоги и т. д.).

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое эффект Зейгарник

Многим людям приходилось сталкиваться с ощущением, когда разговор уже закончен, однако продолжает развиваться в мыслях, или оставшаяся в прошлом проблема по-прежнему вызывает негативные мысли и не дает покоя. В психологии такие явления обозначаются как незавершенный гештальт и являются яркими примерами эффекта Зейгарник.

Если говорить кратко, под эффектом Зейгарник подразумевается психологическое состояние, которое постоянно напоминает человеку о чем-то незавершенном, не позволяет ему оставить действие невыполненным.

Суть данного феномена состоит в следующем:

  • незавершенные отношения, действия вызывают нежелательные воспоминания, провоцируют какие-то неприятные происшествия;
  • не доведенное до конца дело оказывает влияние на внутреннее состояние человека, лишает возможности успокоиться и расслабиться;
  • мысли о том, что не было завершено, постоянно всплывают в сознании, не дают переключиться на другие дела;
  • невыполненные задачи становятся причиной напряжения памяти, не исчезающего до тех пор, пока дело не будет полностью завершено.

К эффекту Зейгарник в психологии относят не только начатые дела. Также под этим подразумеваются нереализованные планы, цели, мечты, к которым человек стремился, но по определенным причинам не сумел достигнуть.

История открытия

Открывателем феномена стала Блюма Вольфовна Зейгарник (1900–1988 гг.), родившаяся в восточной части России и ставшая основательницей советской патопсихологии. В молодости она получила высшее образование в Берлинском университете и была последовательницей К. Левина, ведущего представителя гештальтпсихологии. Сначала Блюма поступила на филологический факультет, однако вскоре ощутила повышенный интерес к психологии и со временем сменила профиль.

Блюма совершила свое громкое открытие в студенческие годы. Однажды, находясь в кафе вместе с К. Левиным и другими студентами, она обратила внимание на следующее: один из официантов, получавший от посетителей многочисленные заказы, не записывал их содержание. При этом он приносил все необходимое вовремя и ни разу не допустил даже малейших ошибок. Феноменальная память официанта заинтересовала Блюму. В беседе с работником кафе молодая студентка убедилась в том, что он отлично запоминал детали, которые касались незавершенных заказов, однако вспомнить информацию об уже доставленных блюдах практически не мог.

Позже Зейгарник также беседовала с другими официантами. Большинство из них сообщили, что с момента принятия заказов и до их подачи отлично помнили все, что заказывали посетители. Однако, как только блюда оказывались на столе, касающаяся их информация мгновенно забывалась.

Такое явление вызвало у Зейгарник интерес, который в дальнейшем перерос в научное исследование. В Берлинском университете был проведен эксперимент, подтвердивший: если человека прервать в действии и лишить его возможности завершить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения до тех пор, пока дело не завершится. Все это время индивидуум будет помнить разнообразные подробности, касающиеся незавершенного действия.

В 27 лет Блюма Вольфовна посвятила данному вопросу дипломную работу, получившую название «Эффект Зейгарник в психологии». Благодаря этому труду она получила широкую известность и стала одним из светил психологической науки.

Научные исследования

Исследования обнаруженного эффекта проводились в разных вариантах:

  1. Добровольных участников эксперимента разделяли на две группы. Люди из первой группы получали задания, которые могли полностью завершить. Других добровольцев намеренно отвлекали, не позволяя довести предложенное дело до конца. Через несколько дней участников спрашивали о том, каково было содержание заданий. Те из них, которым не удалось завершить задание, в деталях рассказывали обо всех его нюансах. В отличие от них добровольцы, полностью справившиеся с заданием, описывали детали достаточно смутно.
  2. В 60-х гг. исследователь Джон Бадделей продолжил эксперименты, внеся в них некоторые изменения. Участникам испытаний предоставлялось определенное время для решения анаграмм. Когда они не справлялись с заданием, им демонстрировали слово-ответ. Позже добровольцев просили вспомнить слово в анаграммах. Быстрее всего срабатывала память относительно тех из них, решить которые не удалось. Этим подтверждался вывод Зейгарник о сохранении четкой памяти о незавершенной или прерванной деятельности либо информации.

Сама Блюма Зейгарник, проводившая многочисленные эксперименты, обнаружила следующую закономерность: участникам удавалось запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем в тех случаях, когда они выполняли повторно завершенные действия.

Примеры использования эффекта Зейгарник

К психологическому процессу, названному эффектом Зейгарник, обращаются во многих сферах человеческой деятельности. Будучи правильно примененным, он способен приносить определенную пользу, обеспечивать конструктивные последствия. Специалисты неоднократно подтверждали, что прерывание во время задания – это результативная стратегия, позволяющая улучшить способность к запоминанию информации.

Сегодня эффект Блюмы Зейгарник используют в самых разнообразных областях. В итоге удается максимально приблизиться к поставленной цели и достичь положительных результатов.

В образовании

Тем, кто готовится к экзаменам, рекомендуется заучивать необходимый материал с перерывами. Чтобы успешно пройти испытание, не нужно зубрить всю ночь накануне экзаменационной даты. Информация, которая усваивалась с интервалами, закрепляется в памяти гораздо лучше и вспоминается в нужный момент.

В рабочем процессе

Сотрудникам офисов, предприятий и других организаций эффект Зейгарник помогает бороться с ленью, повышать степень продуктивности, относиться более ответственно к своей работе. Насколько бы ни оказалась трудновыполнимой задача, следует сделать первый, пусть даже совсем незначительный, шаг. Вскоре появится мотивация и стремление непременно прийти к обозначенной цели, возникнет желание полностью выполнить свой долг.

На телевидении

Создатели сериалов, телешоу часто завершают такие проекты эпизодом, который оставляет судьбу персонажей нерешенной, а исход ситуации – невыясненным до конца. В таких случаях действие эффекта заключается в сохранении напряжения, которое требуется снять зрителю. Люди, увлеченные дальнейшим ходом событий, стремятся не пропустить следующий выпуск или очередную серию.

В маркетинге

Для стимуляции потребителей к совершению покупок эффектом Зейгарник также пользуются рекламодатели и маркетологи. В рекламных роликах специально пропускаются некоторые важные детали. В результате внимание зрителей и их желания возрастают. Чтобы удовлетворить обострившуюся потребность, заинтересованные лица все же приобретают товар из рекламы.

Эффект Зейгарник полностью подтверждается в сфере межличностных отношений. Существует своего рода закон: если заинтересовавшиеся друг другом мужчина и женщина на некоторое время расстаются, они чаще всего не могут забыть друг о друге. Вспыхнувшие чувства, не нашедшие пока подтверждения или разочарования, остаются неопределенными, что в итоге побуждает к продолжению знакомства в дальнейшем.

Объяснение эффекта Зейгарник

  1. Психология памяти

Объяснение эффекта Зейгарник, при котором прерывание задания может привести к тому, что оно запоминается более подробно.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Каталожные номера
  1. Зейгарник Б. (1927). Über das Behalten von erledigten und uneredigten Handlungen. Психологический поиск . 9 . 1-85.
  2. Баддели, AD (1963). Зейгарниковый эффект при запоминании решений анаграмм. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 15 (1). 63-64.
  3. Аткинсон, Дж.В. (1953). Мотив достижения и припоминание прерванных и завершенных задач. Журнал экспериментальной психологии . 46 (6). 381-390.
  4. Хаймбах, Дж.Т. и Джейкоби, Дж. (1972). Эффект Зейгарник в рекламе. Материалы Третьей ежегодной конференции Ассоциации потребительских исследований
    . 746-758.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы проверить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс перед сдачей экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться Мир Психолога

Почему незаконченная работа следует за нами домой [комикс]


В 1920-х годах русский психолог Блюма Зейгарник заметил странную вещь. Во время обеда вне дома она была впечатлена сложными заказами, которые официанты могли запомнить за один раз. Тем не менее, как только счет был оплачен, официанты совершенно забыли, что такое заказы. Это наблюдение привело к изучению того, что впоследствии стало известно как эффект Зейгарник.

Эффект Зейгарник относится к нашей склонности запоминать незавершенные или прерванные задачи лучше, чем завершенные. На первый взгляд эффект Зейгарник может показаться удобной адаптацией: хорошо помнить, что нам нужно сделать, и хорошо иметь желание завершить начатое. Когда дело доходит до нашей производительности, проблема двоякая:

Во-первых, каждая незавершенная задача, о которой напоминает вам ваш мозг, отнимает часть вашего внимания, рассеивая ваше внимание и затрудняя концентрацию на том, над чем вы сейчас работаете. Одно исследование показало, что люди, которых прервали во время выполнения задания, хуже справлялись с последующим заданием, чем те, кому разрешили выполнить первое задание, прежде чем приступить ко второму.

Во-вторых, даже если нам удастся физически отключиться от работы, эффект Зейгарник гарантирует, что незавершенные дела следуют за нами домой. Они вторгаются в наши семейные обеды, наши каникулы, наши выходные и наш сон. Всегда останется работа. Нам нужен способ избавиться от эффекта Зейгарник, чтобы мы могли мысленно отключиться в свободное от работы время.

Хорошей новостью является то, что вам не обязательно выполнять все задания, чтобы почувствовать психологическое облегчение от эффекта Зейгарник. Исследования показывают, что простое составление плана выполнения невыполненных задач может отложить автоматические напоминания вашего мозга.

Что вы можете с этим сделать:

Запишите свои задачи . Ваш мозг — ужасная система хранения документов. Вместо того чтобы держать задачи в голове, возьмите за привычку записывать их, как только они приходят к вам. Держите цифровой менеджер задач, такой как Todoist, на своем компьютере и телефоне, чтобы он всегда был под рукой, чтобы записать новую задачу.

Имейте систему для организации и регулярного просмотра ваших задач . Ваша система не будет работать, если ваш мозг не уверен, что она точна и актуальна. Создайте ритуалы планирования своего дня и недели, чтобы ваш мозг был уверен, что вы работаете над нужными делами в нужное время, а обо всем остальном можно было побеспокоиться позже.

Завершить ритуал завершения работы . Составьте план на завтра перед окончанием рабочего дня, чтобы незавершенные задачи не задерживались в вашей голове в нерабочее время.

Найдите небольшой способ начать работу . Эффект Зейгарник также может быть использован в наших интересах. Когда вы обнаружите, что откладываете особенно большую или сложную задачу, определите очень маленький первый шаг, который вы можете сделать. Простое начало может вызвать у вашего мозга желание идти до конца.

Не забудьте оглянуться назад и посмотреть, как далеко вы продвинулись . Еще один негативный побочный эффект эффекта Зейгарник заключается в том, что мы быстро забываем все, что уже сделали. Не забывайте оглядываться на свои выполненные задачи во время еженедельного обзора, чтобы отпраздновать то, что вы уже

Дополнительная литература, если вам интересно:

Психология списка дел: почему ваш мозг любит упорядоченные задачи Day

Узнайте о шести других когнитивных искажениях, из-за которых мы плохо распоряжаемся временем. 🙃

Кто мы? Doist — первая удаленная компания, стоящая за Todoist и Twist. Мы исходим из (прискорбно противоречивого) убеждения, что можно быть амбициозным, не делая себя (или свою команду) несчастными. Мы публикуем комиксы и другие вещи о работе и жизни. Подпишитесь на информационный бюллетень Ambition & Balance ниже, чтобы получать эксклюзивный контент еженедельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *