Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эгоизм пример из литературы: Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое эгоизм (ОГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое эгоизм (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный ·

Эгоизм – это чрезмерная любовь к своей персоне, система мировоззрения, в которой нет другой ценности, кроме себя. Иногда бывает сложно объяснить это явление через призму литературных примеров, поэтому Многомудрый Литрекон приходит на помощь своим читателям и составляет подборку аргументов из книг для сочинения 15.3 на ОГЭ по русскому языку, раскрывающих ответ на вопрос: Что такое эгоизм?

  1. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст совратил крестьянскую девушку и пообещал жениться на ней. Однако в армии он потерял круглую сумму, его состояние таило на глазах. Тогда герой решил жениться по расчету на богатой вдове. Вероломство он оправдал тем, что привык к роскоши и отвыкнуть не получится. Это и есть настоящий эгоизм: ради своего комфорта и удовольствия Эраст обманул девушку и перечеркнул ее будущее.
    Судьба наказала его за это муками совести, которые он испытывал всю жизнь.
  2. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» главный герой воплощает в себе все проявления эгоизма. Он думает лишь о своем комфорте и готов пожертвовать ради него общественными интересами. Даже свои приобретения он хочет заложить в Опекунский совет, который помогает вдовам и сиротам. Чичиков не сомневается в том, что ради своего блага можно и обмануть, и украсть, и предать, поэтому идет к своей безнравственной цели без колебаний. За это он будет наказан тем, что общество, к которому он равнодушен, отвернется и от него.
  3. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин являет собой образцово показательного эгоиста. Он манипулирует людьми и играет их судьбами, лишь бы развлечь себя. Так, он похищает дикарку Бэлу, но быстро теряет к ней интерес, увлекает княжну Мери, но сам же признается, что не любит ее, что играет ее чувствами. Все его действия ранят окружающих, зато сам Григорий равнодушен к их бедам.
    Его беспокоит только собственная скука. В итоге все герои отворачиваются от него, и он остается один.
  4. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой думает лишь о себе. Он готов даже пожертвовать чужой жизнью ради сохранения хорошей репутации в обществе. Евгений убивает Ленского, хотя сам понимает, что он виноват, что нужно извиниться, но не делает этого, боясь, что его сочтут трусом. После убийства он отправляется путешествовать, как ни в чем ни бывало. Онегин осознает вину и переживает, но ничто на свете не лишит его равновесия, кроме личной беды, которая касается именно его. Поэтому смятение на лице героя читатель видит лишь тогда, когда он получает отказ от Татьяны.
  5. В произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» Быков играет роль жестокого эгоиста. Он совратил несчастную девушку, за которую некому было заступиться. Потом он был равнодушен к ее судьбе: все, что ему было нужно, он получил. В те времена такое оскорбление означало для барышни лишь одно: бесчестие.
    Такую женщину никто не взял бы замуж. Но Быкову было все равно, пока у него не появилась необходимость в браке. Он решил выбрать бедную невесту, чтобы она во всем была ему обязана. Он женился на Вареньке, но не по любви или жалости. Ему нужна была покорная и бессловесная жена.
  6. В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой развязал войну, повинуясь своим эгоистическим соображениям. Когда его сыновья вернулись из бурсы, он решил направить их бой, чтобы вместе с ними добыть славу и почести. Он интриговал, строил козни атаману, дабы казаки согласились идти в реальный бой. При этом он закрыл глаза на страдания своей жены, которая не провела с детьми и месяца, на риск, который сопровождал любое побоище. Ему было все равно, вернутся ли его сыновья с войны, главное – с честью. Тарас навязывал всем людям свое видение мира и ради него готов был сложить не одну чужую голову.
  7. В книге А. И. Куприна «Поединок» героиня показала свой цинизм и эгоизм, когда решила воспользоваться любовью и ревностью близких людей, чтобы добиться перевода мужа на другое, более веселое и оживленное место службы. Шурочка страдала от скуки, но как только стало известно о намерении ее мужа вызвать Ромашова на дуэль из-за анонимной записки, она убедила влюбленного в нее офицера не стрелять в противника всерьез. Этой просьбой она обрекла его на смерть, зато добилась перевода супруга и даже обеспечила ему уважение среди военных.
  8. В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    героиня стала настоящей эгоисткой под влиянием такого же безнравственного отца. Софья бессовестно обманывала его, наслаждаясь обществом его подчиненного. С такой же легкостью она солгала гостям, которые поверили ей, признав Чацкого сумасшедшим. Ей было все равно, что будет с ее другом детства, что будет с ее отцом, даже Молчалина она выбрала потому, что он во всем угождал ей. Софья стала избалованной и эгоистичной барышней, которую с радушием принимало лицемерное фамусовское общество.
  9. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин, будучи представителем изнеженной и инфантильной знати, проявил в плену худшие свои качества, в числе которых был и эгоизм. Богатый дворянин без колебаний послал родственникам требование о большом выкупе, а при попытке бегства бессовестно паразитировал на Жилине и только жаловался на трудности. Более того, оба офицера попали в плен из-за того, что Костылин спасал себя, а не прикрывал товарища. Эти поступки демонстрируют эгоистическое мировоззрение, присущее герою.
  10. В книге М. А. Булгакова «Собачье сердце» Преображенский в результате эксперимента получил искусственного человека, соединив тело собаки и органы человека. Но получившийся результат разочаровал его, ведь морально-нравственное состояние Шарикова оставляло желать лучшего: он стал грубым и неблагодарным эгоистом. Герой приставал к служанкам Филиппа Филипповича, наводил беспорядок в его доме, требовал раздела имущества и других благ, хотя сам ничего не заработал. Автов в этом произведении высмеял тех людей, которые видят в окружении только слуг, предназначенных для удовлетворения их потребностей.

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.

3Что такое эгоизм

Читайте также:

Аргументы из литературы для сочинения 15.3 «Что такое эгоизм» (ОГЭ по русскому языку)

Автор Ирина Шейкина На чтение 14 мин Просмотров 5.8к. Обновлено

Сочинение  15. 3. ОГЭ по русскому языку  предлагает не только задуматься над многими нравственными вопросами, один из которых «Что такое эгоизм?», но и привести аргументы из литературы, из жизненного опыта обучающихся, из народной мудрости. Литеровед сформулировал определение понятия «эгоизм» и собрал некоторые примеры для аргументации в сочинении-рассуждении. 

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову эгоизм
  5. Эпитеты к слову эгоизм
  6. Аргументы из художественной литературы
  7. Аргументы из жизни
  8. Аргументы из народной мудрости
  9. Афоризмы

Проблема

Что такое эгоизм? Кого можно назвать эгоистом?

Отношение автора к проблеме

Эгоизм – это одно из самых худших качеств человека. Оно заключается в желании удовлетворять только личные интересы, не задумываясь об интересах, чувствах, переживаниях других людей.

Аргументы

  1. Эгоизм  — это стремление к личной пользе, выгоде.
  2. Эгоистичных людей никто не любит, они подвергаются всеобщему осуждению.
  3. Сильные формы эгоизма, например, преследование — опасны для других людей.
  4. Эгоист может помогать другому человеку, если его помощь приносит личную выгоду.
  5. Эгоизм разрушительно действует на человека.
  6. Неумение слушать собеседника, хвастовство, поиск «виновных» в неудачах, чувство собственного превосходства – первые признаки эгоизма.

Синонимы к слову эгоизм

Себялюбие, своекорыстие, самолюбие, самолюбивость, шкурничество, эгоцентризм, эгоистичность, солипсизм, эгоцентричность, подсебягрябение, подсебятничество, стяжательство, гордыня, самомнение, зазнайство, амбиция, индивидуализм.

Эпитеты к слову эгоизм

Алчный, безграничный, бездумный, бездушный, безмерный, бескрайний, беспредельный, беспощадный, бессердечный, бессмысленный, бессознательный, бесстыдный, болезненный, большой, великий, возмутительный, гадкий, глубокий, глупый, грубый, дикий, жалкий, жестокий, жуткий, замаскированный, истинный, крайний, мелкий, мелочный

наглый, наивный, невероятный, неживой, неистребимый, немой, ненасытный, необузданный, непомерный, неприкрытый, непростительный, непроходимый, неумолимый, низменный, ничтожный, обыкновенный, огромный, оскорбительный, отвратительный, откровенный, первозданный, поразительный, равнодушный, расчётливый, свирепый, своеобразный, сильный, слепой, сухой, тёмный, тупой, тщеславный, ужасный, холодный

цинический, циничный, чёрствый, чистый, чудовищный, ядовитый.

Аргументы из художественной литературы

Среди литературных героев немало тех, кого можно назвать людьми черствыми, эгоистичными. Вот некоторые примеры.

  1. М.Горький «Старуха Изергиль».

Романтическое произведение М.Горького «Старуха Изергиль»  композиционно состоит из трех частей. Первая часть произведения – «Легенда о Ларре», в которой рассказывается история о том, как однажды орел украл молодую и красивую девушку и унес ее в горы. Там она стала его женой и родила сына. Потом орел состарился и умер, а девушка вернулась в свое родное племя, но не одна, а с сыном, которого звали Ларра. Он  молод, красив и полон сил, ловок, но излишне горд, жесток и хищен. Он не уважает законы племени и отказывается жить по ним, не уважает старейшин племени, мог не отвечать им, если не хотел, относился к ним, как к равным себе, вел себя грубо, вызывающе. Ларра не считался ни с кем, решив, что он первый на земле и самый лучший, кроме себя он никого не видел и не слышал. Сын орла, он не способен испытывать теплых чувств, Однажды он убил девушку только за то, что она нашла в себе силы оттолкнуть его, отвергнуть. Таких героев, бездушных, черствых эгоистов, не любят в обществе, их осуждают. Поэтому Ларра за свою гордость, непростительный эгоизм был осужден племенем на вечное одиночество.

2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Григорий Александрович Печорин – так зовут главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Его без сомнений можно назвать эгоистом. Действительно, все его поступки, действия говорят о самолюбии, эгоизме. Он не привык считаться с мыслями, чувствами, желаниями других людей. В первую очередь он заботится о себе. Приглянулась ему Бэла – он выкрал ее у отца, не подумав, что делает несчастными и отца, и дочь. Он эгоистично, неуважительно поступает и по отношению к Максиму Максимычу. Добрый старик напрасно прождал своего бывшего знакомого, надеясь, что Печорин обязательно захочет с ним увидеться, как со старым хорошим знакомым, но Печорин не только не пришел на встречу со стариком, но и не желает долго беседовать с Максимом Максимычем перед уездом из города, чем очень обидел его. Дневниковые записи героя снова убеждают нас в эгоизме Печорина. Он очень жестоко поступил с княжной Мери. Девушка искренне, всей душой полюбила его, но он  признается ей, что добивался ее назло Грушницкому, на спор. Его нисколько не волнует ни состояние девушки, ни ее чувства. Автор подчеркивает, что Печорин – герой 30-х годов 19 века. Для таких умных, прекрасно образованных, деятельных, полных сил и энергии людей в то время не было настоящего, достойного дела, куда они могли вложить все свои силы, весь жар своего сердца. По этой причине они совершают эгоистичные поступки из скуки, будто играют чужими судьбами и чувствами, делают несчастными всех, кто оказывается рядом с ними. Но, по-моему, отсутствие дела нисколько не оправдывает их эгоизм, себялюбие, гордыню.

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Знакомя читателей с главным героем романа в стихах, А.С.Пушкин называет его своим добрым приятелем, родившимся на брегах Невы. Онегин – молодой повеса, столичный аристократ, «наследник всех своих родных». Он вел беспечную, полную наслаждений жизнь «золотой молодежи», не обременяя себя ни достойным образованием, ни службой. Главный герой не привык ни о ком заботиться, он типичный эгоист. Его себялюбие, эгоизм во всем своем блеске проявляются в деревне, куда он приезжает к больному дяде. Чувствуя свое превосходство, превознося себя над сельскими простаками, он не желает знакомиться и общаться с соседями-помещиками, сбегает от них, как только видит приближающуюся карету или бричку. Онегин  сближается только с Владимиром Ленским, молодым поэтом, который знакомит героя с семьей Лариных. Поэт влюблен в Ольгу Ларину, младшую дочь семейства. Старшая дочь, Татьяна, влюбляется в Онегина, но тот отвергает ее любовь. Его проповедь Татьяне в саду похожа на самолюбование, характерное для всех самолюбцев. Эгоистично герой поступает и по отношению к Ленскому, который уговорил его приехать на именины Татьяны. Онегин начинает ухаживать за его невестой, не задумываясь о том, что причиняет страдания не только Ленскому, но и Татьяне.  Он равнодушен ко всему, кроме своего спокойствия. Мне кажется, что такие люди не способны меняться, они остаются верными только самим себе.

4. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Еще один герой, который пополняет галерею эгоистов, — Павел Иванович Чичиков. Он знаком читателю по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чичиков перед нами предстает человеком приятной наружности, аккуратным. Он следит за своим внешним видом, умеет преподнести себя в обществе, умен, наблюдателен, учтив, обходителен. Кажется, чем не положительный герой? Но он отталкивает своей душевной черствостью и эгоизмом. Он заинтересован только в своей выгоде, привык добиваться своей цели любыми способами и средствами. Чтобы получить хороший аттестат, он входит в доверие к учителю, больше всего ценившему послушание. Чтобы получить должность повыше, он ведет себя учтиво и обходительно с начальником, от которого зависело получение новой должности, даже обещает жениться на его дочери. Но как только Чичиков поднялся по карьерной лестнице, тотчас порвал отношения со своим начальником, не заботясь о том, что обманул его, опозорил его дочь, которую все уже называли его невестой. Главная цель его жизни – накопить денег. К этой цели он и упорно и настойчиво движется. Для личного обогащения он придумал аферу с мертвыми душами. Разъезжая по губернии с целью покупки умерших крестьян, он знакомится с помещиками, заезжает к ним в гости.  И снова читатель невольно подчеркивает расчетливый эгоизм Чичикова. Он сначала интересуется мертвыми душами, потом делами имения и только после этого спрашивает имя владельца имения. Чичиков – приобретатель, и автор страница за страницей раскрывает хищнический эгоизм героя, его лживую, подлую сущность «приобретателя», человека, лишенного порядочности, совести и чести.

Аргументы из жизни

  1. Эгоизм присущ не только взрослым, но и маленьким детям. Думается, из маленьких эгоистов вырастают большие гордецы. Такого эгоистичного ребенка терпели  в одной большой семье. Однажды все родственники собрались на свадьбу, конечно же, родители привезли с собой и сына. Мальчик не давал покоя ни взрослым, ни детям. Он хотел, чтобы все слушали его, тотчас подавали ему все то, что он хочет. Если что-то было не по нему, то он кричал во весь голос до тех пор, пока не удовлетворяли его капризы. А потом, когда его тетя прилегла на некоторое время отдохнуть, мальчик отрезал ее волосы, заплетенные в косу. Он хвалился тем, что у него есть теперь интересный кнут. Терпение девушки лопнуло. Она решила проучить племянника и навсегда отвадить его поступать так, как ему вздумается. Она теми же ножницами клочьями выстригла волосы маленькому хулигану, хотя тот страшно орал. Гости сначала разделились на два лагеря, но когда вспомнили все безобразия парнишки, то потерпевшую оправдали и встали на ее сторону. Родители мальчика обиделись и уехали, а все вздохнули с облегчением после их уезда. Мне кажется, что взрослые, которые воспитывают мальчика, не понимают, что портят его, развивают чувство эгоизма, которое будет расти с каждым днем вместе с мальчиком.  Возможно, они опомнятся только тогда, когда сами однажды пострадают от себялюбия сына.
  2. Есть люди, к радости, которые «не болеют» эгоизмом. Такой является моя мама. Она уже старенькая, но, кажется, никогда за всю свою жизнь ни одной минуты она не жила для себя. Видно, что она заботится о ком-то, помогает нуждающимся, куда-то бежит, кто-то ее ждет. Она живет для всех: детей, любимых внуков, соседей, знакомых, сестер и брата, — но только не для себя. Если у нее появляется лишний кусок, то мама начинает уже переживать о том, что у нее есть вот лишний кусок, а кому-то, возможно, его не хватает. Тогда начинается целая операция по поиску того человека, кому можно подарить, отдать, вручить это лишнее. Если такой человек находится, мама искренне радуется и успокаивается ровно до тех пор, пока каким-то образом опять не появляется что-то лишнее. Она не любит отмечать дни рождения и юбилеи. Я подозреваю, что это оттого, что в этот день все внимание достается ей, все самые добрые слова, искренние пожелания, подарки сюрпризы – тоже ей. И маме от этого некомфортно, ведь она привыкла всем делиться с родными и близкими. Как же хочется, чтобы таких людей было побольше!

Аргументы из народной мудрости

  1. «Коли конь, да не мой — так волк его ешь!» — говорит русская народная пословица. Эгоистичного человека видно и по его отношению к чужому добру. Если конь чужой, то его не жалко отдать и волку на съедение.
  2. Русская пословица гласит об эгоизме так: «Хоть сгори целый свет, лишь бы он был согрет». Она имеет в виду, что эгоистичный человек будет готов спалить дотла целый свет ради того, чтобы самому согреться.
  3. «Хватайся за доску — пускай другой тонет», — говорили наши предки об эгоистичных людях. Такие в трудные, страшные минуты будут думать только о своем спасении. Им не придет в голову мысль, что нужно помочь другим, что можно спастись всем вместе, они способны думать только о себе.
  4. «Кто живет только для себя, тот для других умирает», — так говорят в русском народе. Люди всегда помнят тех, то живет для других, для общего блага, кто всегда помогает другим, заботится о нуждающихся, а о тех, кто живет только для себя, люди сразу забывают.
  5. «Мое горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во пне», — так в русской народной пословице сравнивается свое горе и чужое. Для эгоиста, не способного сочувствовать и сопереживать, свое горе кажется раной, нанесенной стрелой, а чужое горе – ничего не значащим пустяком.
  6. «Больны раны на своих плечах», — говорили в народе с давних времен, отмечая, что раны на своих плечах болят сильнее. Чужая боль не чувствуется, чужая беда не страшит, а своя во сто раз страшнее и больнее.
  7. «Всякий хлопочет — себе добра хочет», — говорили в народе. Пословица отмечает, что каждый человек хлопочет о себе, желает себе добра и достатка, и редко кто переживает о других.
  8. «Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь», — говорит русская пословица об эгоизме. Свое добро жалко терять, даже если оно небольшое, а чужое  никому не жалко.
  9. «Свой глаз — алмаз, чужой — стеклышко», — гласит русская пословица. Свой глаз для каждого представляется драгоценным алмазом, а чужой – простым стеклышком. Поэтому свой алмаз жальче чужого стекла.
  10.  «Сперва ты меня повези, а потом я на тебе поеду», — говорится в русской пословице об эгоистах. Такие люди готовы во всем извлечь выгоду только для себя, преследуют только личные цели. Они умеют перевернуть  ситуацию так, как выгодно для них.

Афоризмы

  1. «Эгоизм – симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя», — писал немецкий социолог, философ Эрих Фромм. Он считал, что причиной эгоизма является недостаток любви к себе. Если человек себя не любит, он начинает переживать из-за этого.
  2. «Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают», — писал русский историк Василий Осипович Ключевский. Профессор утверждал, что эгоистичные люди жалуются на эгоизм других, потому что страдают от проявления безразличия к себе. Ведь каждый эгоист заботится не о другом эгоисте, а прежде всего о себе.  
  3. «Эгоизм — такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе», — так писал американский религиозный деятель Генри Уорд Бичер. Действительно, любой человек, страдающий эгоизмом, не готов признаться в этом пороке ни себе, ни окружающим, но зато не может простить его в других.
  4. «Личный эгоизм — это родной отец подлости», — утверждал известный русский писатель Максим Горький. Классик утверждал, что эгоизм рождается от подлости. На это отвратительное чувство способны только люди безнравственные, лишенные душевности, чуткости, милосердия.
  5. «Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви», — утверждал древнегреческий философ Аристотель. Он считал что эгоизм – это не просто любовь к себе, а излишек любви, когда не видно ни конца не края этому чувству.
  6. «Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной», — говорил американский писатель, журналист Амброз Бирс. Эгоистом, по его мнению, он готов называть такого человека, который больше интересуется собственной персоной, нежели его, Амброса Бирса, личностью.
  7. «Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам», — так высказывался об эгоизме  английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Он считал, что эгоизм заключается не в желании человека жить так, как он хочет, а в его убежденности, что другие должны жить по его правилам.
  8. «Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего»,  — писал французский писатель Эмиль Золя. Он был убежден в том, что эгоизм, как яд, способен убивать все прекрасные чувства в человеке и превращать его душу в пустыню с одним только идолом — собственным «я».
  9. «Эгоизм — это первопричина рака души», — Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор.  Он считал, что эгоизм похож на рак душу. Он съедает душу человека, отравляет его жизнь, одурманивает его мозг.
  10. «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают», — утверждал известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Классик русской литературы  делил эгоистов на три группы: эгоисты, которые и сами живут, и другим дают возможность жить спокойно. Другая категория – это такие эгоисты, которые живут сами, но не дают жить другим. А третья группа – эгоисты, которые и сами не живут, и не дают возможности жить другим.

Последствия эгоизма: исторические аллюзии в «Франкенштейне» Мэри Шелли

Джессика П. Рамос, Университет Флориды

преходящее желание нарушить его покой… Если бы всегда соблюдалось это правило… Греция не была бы порабощена; Цезарь пощадил бы свою страну; Америка была бы открыта более постепенно; и империи Мексики и Перу не были разрушены». (Шелли 53-54)

Несмотря на то, что с момента публикации романа Мэри Шелли « Франкенштейн » (1818 г.) прошли столетия, его обращение к человеческой природе обеспечило ему место в литературном каноне. В романе Виктора Франкенштейна при загадочных обстоятельствах находит капитан корабля Роберт Уолпол. Его вылечили, и в конце концов он поручает Роберту рассказать историю о том, как он оказался там, где он есть, показывая, что все началось с научного эксперимента, призванного дать жизнь неживому. В середине своего рассказа он вырывается из своего повествования, чтобы напрямую обратиться к Роберту, который его слушает. Приведенная выше цитата взята с этого адреса; расположение и значение выбранных аллюзий подчеркивают возможный мотив, стоящий за тем, что Виктор поделился историей с Робертом, а также подразумевает более грандиозное послание Шелли своим читателям.

Хотя на протяжении всего романа подчеркивается, что Виктор является скорее ученым, чем культурным человеком, выбранные аллюзии в этом отрывке относятся исключительно к историческим событиям, которые оказали негативное влияние на культуру. Использование таких слов, как «порабощенный», «пощадил бы», «обнаруженный более постепенно» и «не был уничтожен», предполагает, что Виктор не согласен с тем, как разыгрались эти исторические события: хотя и не буквальной формой «порабощения», когда греки вошли в состав Римской империи, многие из их первоначальных медных скульптур были уничтожены; Принятие Юлием Цезарем диктатуры лишило народ демократии; отчаянное стремление получить новые земли в Америке привело к массовой гибели местного населения; древние империи были полностью уничтожены в погоне за властью. Все эти примеры изображают потерю культуры из-за амбиций другого суверенитета. Решение сосредоточиться на культурных достижениях общества, а не на научных, предполагает, что одно имеет большее значение, чем другое, даже в глазах этого гениального ученого. Сравнивая свою ситуацию с этими культовыми событиями, Виктор предполагает, что его отчаянное желание удовлетворить собственное любопытство привело к последствиям, столь же исторически острым, как и те, на которые он намекает, подразумевая, что его ошибка столь же губительна для хода человеческой истории. В предложении, следующем за этой цитатой, Виктор признается, что «морализирует» в своей собственной истории, имея в виду, что он высказывает Роберту свое нынешнее мнение на тему страсти по отношению к коллективному обществу. В то же время эти аллюзии помогают заложить основу для постоянного сопоставления науки и природы на протяжении всего романа; наука порождает амбиции, стресс и эгоистичные последствия, в то время как природа и гуманитарные науки (часто в форме Генри Клерваля) приносят спокойствие, комфорт и душевный покой.

Вырвавшись из роли рассказчика и обратившись непосредственно к Роберту, Виктор вставляет свои настоящие мысли о своих прошлых действиях. Перед этим прерыванием повествования Виктор рассказывает, как он настолько увлекся своим желанием создавать жизнь, что начал игнорировать все остальное, включая свою семью. Когда он возобновляет рассказ, он признается, что его «сдерживала [своя] тревога», «угнетала медленная лихорадка» и «нервозность до крайности мучительна» (Шелли 54). Это подчеркивает негативные последствия безрассудной страсти, которую Виктор развлекал, чтобы удовлетворить свое любопытство. Перед тем, как Виктор начнет пересказывать свою историю, он говорит Роберту, что «странные происшествия, связанные с [моей историей], дадут представление о природе, которое может расширить ваши способности и понимание» (Шелли 25). Это предисловие к его рассказу укрепляет мысль о том, что бреши в повествовании служат прямым обращением к самому Роберту, но это приводит лишь к другому вопросу: почему в первое место?

Повествование Виктора обрамлено письмами Роберта, чтобы дополнительно подразумевать особое прочтение текста. Во вступительном письме Роберта говорится, что «жизнь [его] могла бы пройти в непринужденности и роскоши; но [он] предпочитал славу всякому соблазну», поэтому разделял тот же страстный драйв, что и Виктор (Шелли 10). Когда позже он разговаривает с этим человеком, он признается, что ему нужен компаньон, который «мудрее и опытнее, чем [он сам], чтобы подтверждать и поддерживать [его]» (Шелли 24). Это желание выполнить единую долгосрочную цель, получая при этом подтверждение и поддержку от сверстников, не редкость и на самом деле является общей чертой человеческой натуры. Подобно Роберту, читатели романа слушают рассказ о Франкенштейне; когда Виктор прерывает свое повествование, чтобы «морализировать» с Робертом, он также обращается к читателю и предупреждает его, чтобы он был осторожен с тем, что позволяет ему контролировать свою жизнь. В то время, когда на смену романтической любви к природе пришло стремительное развитие науки, Мэри Шелли использовала этот роман как средство, с помощью которого она могла выражать свои мысли об изменяющемся мире вокруг нее. В Франкенштейн , человеческое любопытство ведет к уничтожению невинных, точно так же, как человеческий эгоизм привел к упадку человеческой культуры в выбранных ею исторических аллюзиях. Сравнивая любопытство с эгоизмом в споре о природе и индустриализме, Шелли поднимает моралистические вопросы о самой человеческой природе, которые остаются без ответа даже по сей день.

Источник:

Шелли, Мэри. Франкенштейн, или Современный Прометей . Саймон и Шустер, 2004.

Литература-антиутопия: определение эгоизма?

Антиутопия

23.05.2013 Э.Дж. Бабб 2 комментария

Антиутопическая литература одержима человеческими идеалами, человеческой историей, человеческими заботами и особенно человеческим сохранением. Жанр подчеркивает конечный баланс между счастьем и несчастьем, поскольку он тесно связан с реакцией человека на неестественные изменения в социальной среде. Он наблюдает за различиями в решениях, принимаемых внутри группы, по сравнению с решениями, принимаемыми независимо, и большую часть времени концентрируется на повседневных мыслях человека, а не на ситуационных реакциях.

По сути, антиутопическая литература очень эгоцентрична.

Вы можете потеряться, придумывая различные способы фрагментации человеческой души, и очевидно, что многие писатели получают от этого огромное удовольствие. Это почти как пыточное порно, поскольку мы все больше заинтригованы и взволнованы простой мыслью о нашем собственном плане зомби-апокалипсиса. Многие из нас, кажется, любят размышлять о том, как бы мы реагировали в определенных стрессовых ситуациях и были ли бы мы лучше, чем вымышленные персонажи, в их антиутопических мирах, при этом особое внимание уделялось тому, как

I   отреагирует, что I  сделает, что, если весь остальной мир облажается и только I будут в здравом уме. Мысли о своем превосходстве для большинства являются повседневным явлением, но почему так привлекательно размышлять о затруднительном положении одиночества со способностью к независимому мышлению?

Очень эгоистично и почти нигилистически полагать, что вы являетесь катализатором революции (например, Китнисс в «Голодных играх» ), и эти черты вы, возможно, сначала не свяжете с хорошо продуманной научной фантастикой.

Это что-то такое первобытное и базовое, и это заставляет меня думать, что, возможно, независимо от того, насколько мы разумны или вырастем, все это все равно будет сводиться к жалким потребностям в еде, сексе и сне.

Простительно думать, что этот жанр вполне может быть написан эгоцентричными, жалкими неандертальцами, поскольку он действительно отражает такие очевидные потребности и желания. Кроме того, проблемы, вытекающие из антиутопической ситуации, всегда затрагивают непосредственную сторону, и последующая реакция почти подобна плачущему ребенку, который хочет утешения, не подозревая ничего, кроме самого себя. Интересно, есть ли какая-нибудь антиутопия, в которой основное внимание уделяется не людям, переживающим коррумпированное правительство, властные социальные ожидания или плотоядную нежить, а другим людям, отделяющимся от ситуации, пытающимся помочь тем, кто страдает? Почему нет романов о спасательном отряде или о наблюдении за посторонними, почему это всегда бедный старый я я?

Ну, это просто потому, что так устроена человеческая природа; мы не запрограммированы интересоваться благополучием других, особенно тех, с кем не можем себя идентифицировать. Почему? Потому что мы ищем все, что приносит пользу нам , поскольку все остальное может оказаться вредным. У нас всегда есть эгоистичный скрытый мотив, ведущий к удручающему выводу, что такой вещи, как альтруизм, не существует.

Я мог бы закончить это, сказав, что мы, люди, — разочаровывающая раса и что мы не настолько продвинуты, как нам хотелось бы думать, но на самом деле эта статья доказывает обратное. Наш укоренившийся эгоизм — не только важный инструмент для выживания (сложный подвиг сам по себе), но и причина почему  мы можем отличить антиутопию от утопии, страну третьего мира от первого, хороший поступок от плохого. Поскольку мы заботимся только о своих собственных интересах и постоянно думаем о том, что нам нравится, а что плохо, мы навязываем свои эгоистичные мысли окружающему, и это приводит к случайному ощущению сознания и осознания, когда мысли других людей отражаются в зеркале. нам. В результате мы можем сопереживать другим.

Так что да, антиутопическая литература в целом довольно эгоистична, но без эгоизма нет чувства самосохранения, а без него действительно была бы возможность для антиутопической реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *