Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальная данность это: Экзистенциальные данности детства(Млодик И.Ю.) Публикации на сайте экзистенциальной психологии

Экзистенциальные данности, или То, чего нельзя избежать никому

В жизни есть вещи, над которыми человек абсолютно не властен. Мы приходим в этот мир и, хотим мы того или нет, нужно принимать его правила. Что значат для современного человека смерть, свобода, одиночество, бессмысленность, и как влияют на его поведение?


Экзистенциальным (фр. existentialisme от лат. existentia — существование) называют все то, что есть в жизни каждого. Выделяют 4 экзистенциальные данности (согласно теории Ирвина Ялома):

• Смерть

• Свобода

• Одиночество

• Бессмысленность

Эти вещи рождают в душе каждого человека первичную тревогу, и в зависимости от того, как он с ней справляется, формируются его паттерны поведения, в конечном счете, влияющие на здоровье. Если человек не сможет  смириться  или будет отрицать эти данности, у него могут появиться серьезные проблемы с нервной системой.

Antonio Guillem / shutterstock.com

Смерть – это, наверное, одно из самых важных событий в жизни людей, мысль об этом всегда преследует человека. Это первая данность, о которой узнает ребенок в детстве и начинает свой индивидуальный поиск сосуществования с этим «обязательством» перед жизнью. Именно этот поиск подталкивает человека к растворению в религиозных учениях, попытках увековечить себя в продолжении рода или запечатлеть свое «Я» в творчестве.

Если страх перед смертью принимает более  невротические формы, то у человека появляется вера в собственную исключительность, в свое превосходство над миром. Одной из форм такого нарциссического самовосприятия может стать погоня за вечной молодостью, но с годами эта иллюзия неизбежно разрушится. Задача психолога в данном случае – помочь принять тот факт, что всё живое на земле имеет свой конец. Это поможет снизить тревогу пациента. Если человек  осознает неизбежность факта смерти, то он  сможет изменить своё отношение к жизни, станет ценить каждое мгновение, которое он проживает на этой земле.

crazymedia / shutterstock.com

Свобода. Когда мы произносим это слово, то оно кажется нам чем-то воодушевляющим, по-юношески романтическим. На самом деле это данность, которая способна вызывать непреодолимый ужас в сознании личности. В мире для человека не существует определенного  плана действий. Каждый сталкивается с необходимостью совершения выбора, и, как следствие, каждый отвечает за принятое решение.  Именно поэтому возникает очень распространенный в обществе конфликт – желание переложить ответственность за свою жизнь и свои проблемы на другого: на мужа, начальника, правительство, злые потусторонние силы и так далее. Такое избегание ответственности, безусловно, выгодно человеку, но оно также способно превратить жизнь в хаос, а «бегущего» – в жертву обстоятельств. Итогом принятия этой данности может стать создание собственного проекта жизни.

Flegere / shutterstock.com

Одиночество. Как известно, все мы одни приходим в этот мир и одни уходим из него. Очень часто жизнь человека превращается в бесконечный поток попыток слиться с другим, найти свое отражение в партнере, найти свое общество, получить «вечную» поддержку, обрести себя в любви «до гробовой доски». Но все эти устремления разбиваются о существование некой границы между сознанием личности и окружающим миром.

Один человек никогда не сможет полностью проникнуть во внутренний мир другого, до конца понять его. Если человек отрицает неизбежность одиночества, он стремится к слиянию с партнёром, а это  порождает внутренние конфликты, агрессию, патологическую ревность. У таких людей может возникнуть пристрастие к наркотикам или алкоголю. В самых печальных случаях возможны попытки суицида. Чтобы принять собственное космическое одиночество, нужно взять ответственность за свою жизнь.

oatawa / shutterstock.com

Бессмысленность. Если задуматься, то весь наш мир состоит из случайностей.  Многое  в нём происходит по  стечению обстоятельств. Так как же жить в этом хаотичном движении, ради чего существовать? Да, удовольствия и удовлетворение потребностей разного уровня дают некое забвение, но только на некоторое время. Человек живет, тратит энергию, отдает свое здоровье, создавая что-то…

Но он понимает, что уйдет из этого мира, и задается вопросом, будет ли смысл всего сделанного оценен и нужна ли эта оценка ему. Естественным выводом становится мысль о том, что ни в чем нет смысла.  И вот здесь нужна особая храбрость, чтобы принять это и создать собственный мир, вдохнув в него свой замысел. Даже читая этот текст, вы можете посчитать его бессмысленным (так и есть) или найти в нем что-то для себя.

Проблема современного человека – отрицание экзистенциальных данностей. Если бы человек их принял, то у него  появилось бы огромное количество энергии для жизни, которая обычно  тратится на то, чтобы сдерживать и ограничивать себя.

Экзистенциальные данности — Человек, который смог покинуть Омск — LiveJournal

Сколько на свете существует разных недовольств, претензий, страхов, обвинений, возмущений? Да просто несчетные миллионы.
Но на самом деле — на свете есть всего лишь 6 поводов испытывать неудовольствие. Все миллионы поводов — всего лишь вариации от этих шести.
Каждый повод для неудовольствия сводится к какой-то непринятой экзистенциальной данности. И если размотать клубок — придешь к каким-то из них.

Экзистенциальные данности — это то, с чем мы рождаемся, и чего мы не в силах изменить. Мы можем только научиться принимать это и смириться с этим.
Мы приходим в этот мир и получаем следующий набор:

— Одиночество
— Конечность бытия, она же Смерть
— Свобода. Необходимость делать выбор (ответственность)
— Сексуальность (бытование в определенном биологическом поле, в материальном теле)
— Несовершенство
— Невозможность нахождения смысла жизни

Всё. Есть ли еще сферы, в которых возможно печалиться? Нет, нету. Можно разочароваться, но вся наша разнообразная, драматичная жизнь — это всего лишь непринятые в разных вариациях эти шесть данностей.

Одиночество

Мы одиноки, и это навсегда. Никто, никогда не поймет нас во всей полноте наших ощущений.
Как там у Ирвина Ялома — «Все мы — одинокие корабли в темном море. Мы ­видим огни других кораблей, нам до них не ­добраться, но их присутствие, свет этих огней, и сходное с нашим трагическое положение дают нам большое утешение в нашем экзистенциальном одиночестве«.
Неважно сколько людей при этом толпится вокруг.

Признание собственного одиночества — это точка роста, именно через одиночество идет взросление.
Как ребенок — он привязан сперва к родителям-кормильцам, но все более учится жить сам, пока не научится собственные потребности удовлетворять самостоятельно.

Но признать собственное одиночество страшно и жутко. Жутко признаться себе, что я лишь песчинка в глазу Бога. Что никто и никогда не найдет меня здесь, в моей изоляции, не прикоснется по мне по настоящему, не узнает меня.
Этот страх так силен и жуток, что многие посвящают всю жизнь пустым, мусорным занятиям, лишь бы от него убежать — придумывают идеологии, религии, окружают себя кучей случайных людей — «хоть с кем-то, лишь бы не в одиночестве». Что угодно делать, лишь бы не остановиться, не взглянуть в зеркало, не встретиться с собой.
И лишают себя тем самым развития, попадают в порочный круг — им самим с собою становится не интересно, а значит все меньше стимулов выйти из порочного круга, всё больше зависимость от чего-то внешнего и преходящего, нет точки опоры внутри. Сердце вырвано из груди, а дыра засыпается каким-то хламом.

Одиночество сподвигает на творчество. Именно когда одинок — чувствуешь этот звенящий порыв выплеснуть собственный мир. Одиночество дает возможность слышать сердце и идти за своей звездой.
Те же, кто в побеге от ужаса признания одиночества, забегает от самого себя далеко — себя теряют. Теряют свое творчество. Перестают слышать сигналы. Перестают исследовать мир. Меняют доверие на доверчивость и вверяют собственную уникальность в руки случайных проходимцев. Становятся просто безликой частью какой-то общности — все эти пустые и праздные творческие тусовки, секты и идеологии, политиканство, созависимые семьи, где все занимаются делами всех, и никто своими собственными.

Мы одиноки. От рождения и до смерти. Рождаемся одни и уходим одни.

95 лет одиночества

Ибо ты не на Пути больше. Ты и есть Путь

Конечность бытия. Смерть

Мы все умрём. Каждый уходит. И это неизбежно.

Можно утешать себя, опять же, очередным уходом от реальности, попыткой скушать сладкую пилюлю — о том, что мы бессмертны, о том, что наша душа вечна, что кто-то там пришел и грех мой взял, и мне теперь жизнь вечная, прочие бла-бла-бла — это всё тоже не более чем придумки, чтобы заглушить ужас от смерти. Мы ничего не знаем о том, что будет после нашей смерти. Мы все это себе придумали. Это не более чем детские фантазии.
Знаем мы лишь то, что умрем.

Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит
Мне лилии о смерти говорят
О времени, когда меня не станет
(с) З.Гиппиус (ну, или А.Крупнов, если брать последователей)

Смерть придумана для того, чтобы у жизни был вкус.
Если бы не существовало смерти — развитие бы остановилось. Никто не стал бы рожать детей, чтобы продолжить себя. Пропали бы стимулы вообще творить хоть что-то — добывать еду (зачем, раз смерти нет?), строить дом, учиться, стремиться, развиваться.
Исчезла бы история и память. Исчез бы стимул оставить что-то после себя — «чтобы помнили».

А так — мы не можем дать взятку и отменить собственную смерть. Мы с ней встретимся, каждый один на один.
Помни — ты должен умереть.

Memento Mori — помни о смерти

Госпожа Смерть

Свобода. Выбор. Ответственность

Чтобы жить нужно обладать невероятным мужеством.

«Мы — существа, созданные по своему собственному проекту, и идея свободы страшит нас, поскольку предполагает, что под нами — пустота, абсолютная безосновность» (с)

Мы — творцы своей реальности. Мир вокруг нас — это мы его сделали.
Но страшно признать себя 100%-но ответственным за все происходящее вокруг, поэтому начинается то, чем пользуются секты — попытка сбросить ответственность за собственную жизнь. Поиск мифического «как надо жить» — некоего трактата, некоей святой книги, где всё уже написано, и останется только этому следовать.
Поиск кумира, того самого, которого «не сотвори себе».

— Если кем-то слишком восхищаться, никогда не стать свободным, — внезапно произнес Снусмумрик. — Я это знаю. (с) Туве Янссон

Каждую секунду мы вынуждены делать выбор — куда пойти, что сделать, что сказать. Причем отказ делать выбор — это тоже выбор, и он тоже будет иметь последствия.
Мы каждую секунду выбираем то, каким будет наш мир.
И каждую секунду — перед нами тысячи вариантов. Но как только мы выбираем из них один — все остальные умирают. Мы делаем свой выбор, а остальные варианты перестают существовать. Каждую секунду мы являемся благодетелем одного мира и убийцей тысячи миров, созидателем одного чада и убийцей тысяч детей, которые ныне никогда не родятся.
«Я люблю, когда умирают дети» (с) Маяковский

Мы можем воссоздать какие-то схожие условия, но мы никогда не вернемся в прошлое, чтобы выбрать что-то по иному.
Мы делаем выбор — и принимаем за это ответственность. Нам с ней жить.
И всё что мы получим, вступив на этот выбранный путь — это всё мы выбрали сами. Нет тут сторонних виноватых или благодетелей.
Это свобода. Наша свобода, та свобода, которой мы обладаем. Свобода, прямо пропорциональная ответственности. Ответственность за свою жизнь, прямо пропорциональная свободе.

А свобода собственной жизни — это счастье, скажу вам по секрету. Да-да, то самое, которое многие ищут отказавшись от свободы, надеясь найти его в каких-то книгах, у кого-то другого, где-то.

Жизнь в материальном теле. Сексуальность

Мы получаем тело, мы можем его любить или не любить, но это единственное, что будет в нашем распоряжении всю нашу жизнь.
И в этот мир мы приходим в определенном поле, коих, вы наверное об этом уже знаете, всего два — Мэ и Жо, мужской и женский.

И не надо про однополые браки, операции по перемене пола — это всё совершенно о другом. Это о так называемом социальном понятии гендера — понятии социальных ролей, принятых или не принятых в обществе, которые принимаешь на себя или не принимаешь. Гендер — сугубо социальное понятие. А пол — материальное, физиологическое.

Наше тело уже накладывает на нас ряд ограничений — мы не сможем погрузить наше тело на дно Марианской впадины, или забросить без скафандра в открытый космос. Не можем его чрезмерно нагрузить или заставить творить невероятное (хотя тело может творить порой совершенно удивительные вещи — мы до сих пор о нем мало что знаем, если так уж разобраться). Но тело — необходимое условие нашего здесь пребывания.
Материя — есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Все наши ощущения — они всё равно в теле. Нет тела — нет нас.
И мы не можем отказаться от всех наших физических нужд.

Несовершенство

Мы все — штучный товар. И нет идеальной мерки, то, чего тщетно пытаются достичь перфекционисты, и никогда не достигают.
Мы сами назначаем себе нормативы. Только мы знаем, что нам под силу, что нет, чего мы на самом деле хотим.
И мы несовершенны — у нас нет абсолютной власти и возможностей, мы всегда вынуждены соизмерять свои деяния

Смысл жизни и невозможность его нахождения

Зачем мы здесь? Извечный такой вопрос. (- Пластик, засранцы!)

— Вот вам ответ, капитан.
— Не вижу.
— Марсиане узнали тайну жизни у животных. Животное не допытывается, в чем смысл бытия. Оно живет. Живет ради жизни. Для него ответ заключен в самой жизни, в ней и радость, и наслаждение. Вы посмотрите на эти скульптуры: всюду символические изображения животных.
— Язычество какое-то.
— Напротив, это символы бога, символы жизни. На Марсе тоже была пора, когда в Человеке стало слишком много от человека и слишком мало от животного. Но люди Марса поняли: чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе есть ответ. Цель жизни в том, чтобы воспроизводить жизнь и возможно лучше ее устроить. Марсиане заметили, что вопрос: «Для чего жить?» — родился у них в разгар периода воин и бедствий, когда ответа не могло быть. Но стоило цивилизации обрести равновесие, устойчивость, стоило прекратиться войнам, как этот вопрос опять оказался бессмысленным, уже совсем по-другому. Когда жизнь хороша, спорить о ней незачем.
(с) Марсианские хроники, Рэй Бредбери

И всё равно хочется рецепта? Волшебную таблетку от доктора, скушал — и сразу всё хорошо?

Мы все — существа, ищущие смысл жизни, и все мы испытываем беспокойство оттого, что нас поодиночке закинули в эту бессмысленную Вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг — забыть о факте изобретения и убедить самих себя в том, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение. (с) И.Ялом

Устроит рецепт? Нет? Не устроит? Тогда ничем не могу помочь. Поищите еще где-нибудь.

Экзистенциальная реальность: жизнь с абсурдом

Что мне действительно нужно, так это прояснить, что я должен делать, а не то, что я должен знать, за исключением того, что знание должно предшествовать каждому действию. Важно найти цель, увидеть, чего на самом деле хочет Бог, чтобы я делал; главное — найти истину, которая является истиной для меня, найти идею, ради которой я готов жить и умереть. – Сёрен Кьеркегор

Великие философы-экзистенциалисты Альбер Камю и Сёрен Кьеркегор сосредоточились на том, как жить в этом мире, несмотря на его кажущуюся абсурдность.

Фактически, их «школа» философии, называемая абсурдистами, в основном рассматривала одну фундаментальную реальность человеческого существования: абсурдный разрыв между кажущейся бесконечной, бессмысленной и случайной вселенной; и неустанное стремление отдельного человека найти смысл в этой огромной вселенной. Камю и Кьеркегор считали, что эта фундаментальная загадка порождает разобщенность и дисгармонию в нашей жизни.

Мы, люди, естественным образом ищем смысл жизни. Мы хотим знать почему. Когда мы не можем найти его, заключили абсурдисты в таких знаковых книгах, как «9» Кьеркегора.0011 Болезнь к смерти и Камю Миф о Сизифе , что у нас есть три возможных выбора: мы сдаемся и заканчиваем свою жизнь; мы можем верить в трансцендентную реальность и цель; или же мы можем отвергнуть любую большую цель, принять абсурд и жить с ним и вопреки ему.

Вас может удивить тот факт, что Камю поддерживал третий путь, но Кьеркегор, основатель экзистенциализма, предпочитал второй вариант: пока есть жизнь; но… смерть ни в коем случае не является последним из всего, просто еще одно незначительное событие в том, что есть все, в вечной жизни. – Кьеркегор, Смертельная болезнь .

Как отец экзистенциализма пришел к такому выводу? Он рассудил, что мы все должны совершить прыжок веры, полное обязательство, о котором мы думаем, когда влюбляемся или верим в истинную религию. Несмотря на наши сомнения, сказал Кьеркегор, нам нужен способ одновременно удерживать в уме и веру, и сомнение. Мы преодолеваем пропасть абсурда, это огромное расстояние между тем, что мы можем доказать с помощью осязаемых доказательств, и тем, что мы чувствуем в глубине своего сердца, принимая сомнение как неотъемлемую часть веры.

Это, конечно, современные условия. Ни один рациональный, мыслящий человек не живет без сомнений. С появлением рациональности и разума, а также огромным ростом общего образовательного уровня населения мира, большинство из нас взвешивает имеющиеся у нас доказательства и использует разум, чтобы определить их относительную истинность. В результате мы сомневаемся в себе, сомневаемся в других, сомневаемся в своих убеждениях — это нормальная, естественная составляющая современной жизни, которую признают и принимают экзистенциалисты. Кьеркегор признал это и посоветовал принять и нам. Он предложил современную возможность одновременно иметь и веру, и сомнение, развивая способность одновременно удерживать две противоположные идеи в равновесии, а затем воздерживаясь от суждений и оценивая ценность обеих идей. Только делая это, сказал Кьеркегор, мы можем стремиться стать теми духовными существами, которыми мы являемся:

Этот взгляд, несомненно, многим покажется парадоксом, преувеличением, причем взглядом мрачным и удручающим. Но это не так. Это не мрачно; напротив, он стремится пролить свет на предмет, который обычно остается в тени. Это не угнетает; напротив, оно возвышает, так как рассматривает каждого человека с точки зрения высочайшего требования, предъявляемого к нему, — чтобы он был духом. – Там же.

Экзистенциалистская философия Кьеркегора, которую он в значительной степени разработал в тот же исторический период, когда зародилась Вера Бахаи, просит нас направить нашу цель к нашей высшей реальности и совершить прыжок веры, который позволит этому произойти.

Очень похожим образом — но делая еще один гигантский шаг вперед — учение бахаи призывает нас превзойти заботы личности и себя и обратить наше внимание и наши действия на все человечество, живя жизнью высокая цель:

Всеобщие блага проистекают из благодати Божественных религий, ибо они ведут своих истинных последователей к искренности намерений, к высокой цели, к чистоте и незапятнанной чести, к превосходной доброте и состраданию, к соблюдению своих заветов когда они обязались заботиться о правах других, о щедрости, о справедливости во всех аспектах жизни, о человечности и филантропии, о доблести и неустанных усилиях в служении человечеству. – Абдул-Баха, Тайна Божественной Цивилизации , с. 98.

…желание твое — стать причиной озарения мира человечества, провозгласить принцип всеобщего мира, пробудить дремлющих и сделать беспечных внимательными; чтобы они могли освободиться от невежественных предрассудков, могли обрести покой и утешение под сенью павильона единства человечества, могли приобщиться божественных даров и могли стать центром милостивой восприимчивости. Нет цели выше этой. – Абдул-Баха, Звезда Запада , Том 6, с. 320.

Далее: Путь к высшему смыслу и цели жизни

экзистенциальная реальность определения | Словарь определений английского языка

  
      прил  

1    относящийся к существованию, особ. человеческое существование  

2      (Философия)   относящееся к тому, что существует, и, таким образом, познается опытным путем, а не разумом; эмпирический в отличие от теоретического

3      (Логика)   обозначающий или относящийся к формуле или предложению, утверждающему существование по крайней мере одного объекта, удовлетворяющего заданному условию; Содержит экзистенциальный квантификатор

4 из или относящихся к экзистенциализму
N (логика)

A Экзистенциальный заявление или формула

B Short для → квантор существования  
  экзистенциально      adv  

квантор существования  
      n     (Логика)   формальный прием, для которого условным символом является

, указывающий, что следующее открытое предложение истинно по крайней мере для одного члена соответствующей вселенной интерпретации, как (x) Fx, означающее «что-то есть (an) F», «что-то Fs» или «существуют (некоторые) Fs».   

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

экзистенциальный квантор, экзистенциально, экзистенциализм, экзистенциалист

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

н.

1. Лос-Анджелес или Голливуд, особенно в отношении кино- и телеиндустрии, в их известном гламуре и модности 2. причудливое состояние или мир грез [быть в ла-ла-ленде = состояние отсутствия связи с реальностью]

[США] [неофициально] 1. Она очень любит истории о жизни в ла-ла-ленде 2. Он нереалистичен в этих вопросах и выглядит так, будто все время находится в ла-ла-ленде

соединение

хотя, даже если, хотя, несмотря на это, хотя’ (американское или поэтическое) хотя <Вы используете хотя бы для введения факта или комментария, который уменьшает силу или значение того, что вы только что сказали. FORMAL adv ADV с cl/group (=хотя)

Письмо Чарльза действительно было опубликовано, хотя и в несколько сокращенном виде.

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *