Экзистенциальная и гуманистическая психология
Наш сайт был задуман в 2000 году как пространство, объединяющее студентов и специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, всех, кто интересуется экзистенциально-гуманистическим направлением в психологии. До сих пор hpsy.ru — единственное место в Сети (да и за ее пределами) где можно найти хоть и не исчерпывающую, но достаточно полную картину о жизни экзистенциального и гуманистического подхода в пространстве exUSSR, ознакомиться с публикациями и учебными программами, узнать о тренингах, семинарах и конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Томске и Биртшонасе и других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Со временем наш проект рос, и в нем появились самостоятельные разделы, посвященные отдельным наиболее актуальным темам, такие как «Смысл жизни», «Одиночество», «Счастье» и «Психологическое тестирование он-лайн». В качестве отдельных разделов мы сделали страницы посвященные основоположникам экзистенциального и гуманистического направления психологии.
Как будет расти наш проект дальше, зависит в значительной степени
от вас, мы открыты для любых предложений и пожеланий. Пишите, мы всегда будем признательны
за конструктивные предложения и критику.
Вы также можете подписаться на рассылку
новостей сайта, общаться с коллегами в сообществах
экзистенциальных психологов в ЖЖ и на Facebook, или следовать за
нами в Twitter.
Публикации
- Экзистенциально-гуманистическая психология
- Социально-прикладная психология
- Гуманистическая психология и акмеология
- Психотерапия и психологическое консультирование
- Педагогическая и детская психология
- Психиатрия и психология
- Религиозная философия и духовно-ориентированная психология
- Феноменология и экзистенциальная философия
- Литература, искусство и психология
- Социология
- Разное
Мероприятия
- Долгосрочные программы обучения
- Конференции, симпозиумы
- Семинары, тренинги, мастер-классы
- Психотерапевтические группы
- Архив: 2001, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15
- Мероприятия в городах: Архангельск, Астрахань, Бирштонас, Вена, Вентспилс, Вильнюс, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Донецк, Екатеринбург, Звенигород, Иваново, Иркутск, Казань, Каунас, Кемерово, Киев, Краснодар, Курган, Курск, Львов, Магнитогорск, Мариуполь, Минск, Могилев, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Норильск, Одесса, Оренбург, Пермь, Пятигорск, Ржев, Рига, Ростов-на-Дону,
Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Силламяе, Симферополь, Смоленск, Сочи, Сургут, Таганрог, Таллин, Тамбов, Тольятти, Томск, Тюмень, Уфа, Харьков, Химки (Моск.
Планируйте поездки, заказывая билеты и бронируя гостиницы онлайн.
«Есть ли разница между экзистенциальной и гуманистической психологией (и психотерапией)?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообщества
ПсихологияПсихотерапияНаправления психологии
Станислав Михайлович Морозов, психолог.
·
2,6 K
Ответить1УточнитьЛадо Имедашвили
Психология
11,1 K
забота о природе 🐱🚀 ; в том числе, природе человека 😄 · 11 июл 2021
Теоретически есть, практически нет 🙂
Практически, на мой взгляд, можно говорить о двух полюсах одного «учения»: экзистенциальная психология упирается в пустоту человека, гуманистическая — в его полноту.
В хорошем смысле 🙂
Экзистенция это «выбор без выбора», существование само по себе. В нём нет ни предпочтения вариантов, ни даже самих вариантов. Человек вынужден порождать и то и другое.
При этом однако выбор подразумевается. И ответственность (подразумевается и проговаривается).
Гуманизм это возможность.
Человек мыслится как изначально способный «наполнить бытие собой». Вопрос только, насколько это у него получится, но и тут подразумевается полная свобода.
А также предрасположенность к добру (которую экзистенциализм как бы не признаёт — экзистенция безосновна). По этому поводу процитирую Д.А. Леонтьева:
К. Роджерс настаивал, что природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности.
Р. Мэй достаточно убедительно возразил ему, что зло вообще нельзя объяснить, если считать, что в природе человека заложено только добро. С точки зрения экзистенциалистского подхода, человек не расположен априори ни к добру, ни к злу. Он выбирает или то, или другое, а тем самым творит и то, и другое
Я специально обозначил противоположность экзистенциального и гуманистического подходов таким образом, чтобы ясно было видно их единство.
Во-первых, они об «одном и том же», просто с разных позиций.
Во-вторых, экзистенция означает человечность — и наоборот. Скажу иначе: свобода предполагает пустоту (иначе наполнять нечего), а пустота — свободу (иначе какая же это пустота).
В-третьих, развивали эти подходы фактически те же люди, в споре друг с другом: экзистенциальная психология выросла из гуманистической, а затем только появились гуманисты, несогласные с экзистенциалистами.
Уверен, что при желании их противоречия можно разрешить.
Прошу прощения, часто не замечаю сообщений и долго не отвечаю. Не отступайте 😄
Перейти на t.me/ladimed1 эксперт согласен
Комментарий был удалён за нарушение правил
Комментировать ответ…Комментировать…
Макс Ильин
Психология
7,2 K
Радикальный психолог. Публицист, спикер, переводчик. Участник Совета Секции РЭПТ при АКПП · 25 мая 2021 · b17.ru/id119653
Я полагаю, это отношение рода и вида. Можно сказать, что экзистенциальная психология/терапия это один из видов гуманистической. Но, вероятно, главный «на рынке». Потому что обычно при классификации эти направления объединяют в единое, экзистенциально-гуманистическое. А как Жан-Поль Сартр в своё время утверждал, «экзистенциализм — это гуманизм». Таким образом, любая эк… Читать далее
Подлечить нервишки за пару недель без медикаментов и привыкания — можно. Пишите.
Перейти на b17.ru/id119653Станислав Михайлович Морозов, психолог.
25 мая 2021
Если принять, что «любая экзистенциальная психология (терапия) гуманистична, однако не наоборот», то как же быть с… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Антон Говорин
Психология
5
Психолог, работаю в частной практике · 6 мая
Как уже ответили коллеги, разница в основном теоретическая. Но кое-какие пойнты все-таки можно отметить. Гуманистическое представление о человеке как о самостоятельном, активном субъекте, который стремится к лучшему и сам заранее знает все ответы (в том числе и что ему делать со своей жизнью) — берет начало из клиент-центрированного подхода К.Роджерса. Он считал… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Нильс Батюк
Психология
34
Психолог. Работаю в старшей школе. · 7 сент 2021
В психотерапии, как мне кажется, имеется довольно большая разница. Экзистеницальная терапия (в варианте А. Лэнгле ученика В. Франкла) строится на медицинской модели. Выделяются различные нарушения и каждому типу нарушений соответствуют теоретические положения, касающиеся «фундаментальных мотиваций» и их оснований. Логика в том, что чтобы помочь человеку справиться с… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Игорь Крутицкий
39
Психолог, преподаватель. · 15 июл 2021
Есть конечно разница. Она примерно такая как разница между романтическим ужином и рафтингом по горной реке. Психология и психотерапия на мой взгляд имеет много направлений, которые по сути являются онтологиями, то есть философскими учениями о человеческом бытии и отвечают на вопрос той или иной его осмысленности. К разряду такого рода направлений я бы и отнес и экзистен… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
ПервыйСмыслоформа / Настя Гулеватая
2
Эмапатично сопровождаю человека на его образовательном пути · 21 мая
Процитирую экзистенциального психотерапевта Эмми ван Дорцен: “Гуманистические методы, которые иногда рассматривают, как практическое приложение экзистенциальных идей, к сожалению, часто влекут за собой искажения и ошибочные интерпретации большинства фундаментальных концепций. Гуманистически ориентированные формы консультирования и психотерапии часто ставят во главу. .. Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Гуманистическая психология и экзистенциально-гуманистическая психология – экзистенциальная терапия
Гуманистическая психология восходит к Абрахаму Маслоу как отцу-основателю, но со временем она стала тесно ассоциироваться с личностно-центрированной терапией Карла Роджера (или клиент-центрированной терапией ). ). Однако гуманистическая психология сегодня намного шире и сложнее, чем основополагающий подход Маслоу и Роджера. Широкое определение гуманистической психологии может включать множество различных подходов, в том числе личностно-центрированную терапию, эмоционально-ориентированную терапию (EFT), гештальт-терапию, фокусирование и экзистенциально-гуманистическую терапию.
Сегодня, по крайней мере в Соединенных Штатах, ученые и практики часто рассматривают экзистенциальную психотерапию как одну из гуманистических психотерапий, и исследования показывают, что это один из наиболее популярных гуманистических подходов (Paige et al. , 2018). . Есть много причин для конвергенции этих методов лечения. Во-первых, с момента своего появления эти два подхода находились в тесном диалоге. Во-вторых, было предпринято много попыток совместить экзистенциальную и гуманистическую терапию (например, 9 Бюгенталя).0003 экзистенциально-гуманистическая психотерапия ). Наконец, оба подхода имеют много общих ценностей.
Сходства с экзистенциальной психологией
Оба подхода феноменологичны. Хотя термин «феноменология» является сложным термином, по поводу которого расходятся мнения многих психологов и философов, суть того, что он означает для этих подходов, заключается в том, что они ценят личный опыт и субъективность. Психология в своем стремлении стать наукой отдала предпочтение объективному. Хотя феноменологические подходы не сбрасывают со счетов важность объективных подходов, они считают важным признать ограничения объективности. Отчасти это означает, что объективное знание является лишь частью общей картины.
« здесь-и-сейчас » или терапевтический момент является общей ценностью этих подходов. Хотя прошлое важно, важно также не забывать настоящее. В «здесь и сейчас» включено обязательство понимать, обрабатывать и ценить терапевтические отношения. Эти отношения рассматриваются как реальные отношения с уникальными ограничениями, границами и контекстами. Другими словами, в то время как многие психоаналитические подходы рассматривают терапевтические отношения в первую очередь как продукт переноса, гуманистический и экзистенциальный подходы сосредотачиваются на реальном в отношениях в дополнение к паттернам переноса/контрпереноса.
Оба подхода ценят самосознание. В более общем смысле это относится ко всем глубинным психотерапиям. Однако есть еще один уникальный аспект самосознания в рамках гуманистической и экзистенциальной мысли. Самосознание в более общем смысле относится к пониманию себя, которое в первую очередь рассматривается как накопленный жизненный опыт и бессознательное знание. В гуманистической и экзистенциальной мысли самосознание также глубоко связано с человеческим состоянием и тем, как оно влияет на индивидуальное «я».
Гуманистический и экзистенциальный подходы ценят в людях изначальное добро и человеческий потенциал. Часть терапевтического процесса понимается как освобождение человека, чтобы он мог принять свои основные достоинства и потенциал. Считается, что при этом они станут более счастливыми и довольными жизнью.
Отличия от экзистенциальной психологии
В то время как оба подхода верят в человеческий потенциал и добро, экзистенциализм больше сосредоточился на потенциале зла и человеческих ограничениях. Это скорее различие процесса, чем базовые ценности. Другими словами, гуманистическая психология обычно придерживается той же позиции, что и экзистенциализм, но гуманистические терапевты не проводили столько времени, пребывая в тени или даймонизме. Это различие не следует преуменьшать, несмотря на общую основу их убеждений. Со временем гуманистическую психологию несправедливо охарактеризовали как чрезмерно «теплую и нечеткую». Многие люди уклонялись от этого теоретического подхода из-за того, что считали, что он не имеет отношения к реальным человеческим условиям. И наоборот, экзистенциалистов часто обвиняют в том, что они проводят слишком много времени в темных местах и довольно болезненны. Ни одна из характеристик не является точной, однако эти характеристики временами оказывали влияние на тех, кто был привлечен к различным теоретическим позициям, и на то, как они развивались с течением времени.
Важная дискуссия между Карлом Роджерсом и Ролло Мэем подчеркивает и расширяет эти различия. Обсуждение началось со статьи, опубликованной Карлом Роджерсом в журнале Ассоциации гуманистической психологии « перспективы ». За ней последовала более поздняя статья, опубликованная Мэем (1982 г.) в Journal of Humanistic Psychology вместе с ответом Роджерса (1982 г.; обе статьи были переизданы в Miller, 1992 г. ). Для Роджерса человеческое зло отличается от человеческой природы. Находится в культуре. Для мая люди врожденно имеют потенциал как к добру, так и к злу. Для Роджерса и многих психологов-гуманистов зло — это внешняя реальность, которая воздействует на людей через культуру и социализацию. Мэй выразил обеспокоенность по этому поводу отчасти потому, что он не верит, что это адекватно справляется с нашим собственным потенциалом зла.
В этом же диалоге Мэй (1982) указывает на другое важное различие, которое иногда возникает между гуманистическими и экзистенциальными терапевтами. Могут высказываться опасения, что при крайней концентрации на клиенте и эмпатическом ответе в личностно-центрированной терапии есть некоторая цена за более глубокое подлинное вовлечение, которое требует, чтобы терапевт сосредоточился на своем собственном субъективном опыте. Иными словами, психологи-гуманисты могут иногда сосредотачиваться на клиенте за счет признания собственного опыта. При этом клиент лишается возможности более глубокого взаимодействия с терапевтом как с субъективным Я.
Эти две теории имеют разные философские корни. Гуманистическая мысль не так тесно связана с гуманистической философией, как экзистенциальная психология с экзистенциальной философией. На самом деле смешение гуманистической психологии и гуманизма в историческом смысле весьма показательно. Вообще говоря, феноменологическая, континентальная и экзистенциальная философии оказали большее влияние как на гуманистическую, так и на экзистенциальную психологию, чем на гуманистическую философию и гуманизм. Утверждая это, все же следует признать, что существует много широких подходов к гуманистической психологии и много подходов к гуманизму. Более того, гуманизм часто ошибочно понимают как антирелигиозный. Хотя некоторые формы гуманизма противопоставляются религии, существуют религиозные подходы к гуманизму, даже христианскому гуманизму. Тем не менее, неправильное представление о том, что гуманизм всегда антирелигиозен, и предположение, что гуманистическая психология коренится в гуманизме, заставили некоторых предположить, что гуманистическая психология антирелигиозна, что неверно.
Гуманистическая психология имеет тенденцию уделять больше внимания искусству терапии, субъективному и интенциональному, пренебрегая наукой о терапии, объективными и человеческими ограничениями. Хотя некоторые мыслители-гуманисты справедливо оспаривают это утверждение, по сравнению с экзистенциальным мышлением это утверждение имеет веские основания. Экзистенциализм имеет тенденцию быть более сбалансированным. Его ценности согласуются с фокусом гуманистической психологии, но он оставляет больше места для науки, объективности и человеческих ограничений.
И гуманистический, и экзистенциальный подходы ценят аутентичность, но по-разному понимают, что это значит. Дю Плок и Тантам (2019) поясняют, что
Здесь важны споры между гуманистами и экзистенциалистами о значении «подлинности». Гуманисты думают, что речь идет о самоутвержденной жизни — о том, чтобы быть верным своему сущностному «я». Экзистенциальные терапевты считают, что подлинность заключается в том, чтобы быть открытым и правдивым по отношению к жизни: принимать ее ограничения и границы и позволять ей проявляться как можно полнее через собственную прозрачность. (стр. 151)
Хотя я думаю, что было бы правильнее заменить «гуманистов» на «ученых-гуманистов-психологов», эта цитата проясняет важную разницу в понимании подлинности. В экзистенциальной психологии больше внимания уделяется проявлению мужества противостоять данности существования.
Наконец, можно утверждать, что экзистенциальное мышление поддерживает более гибкую основу для интеграции других подходов. Это верно даже в отношении терапии, ориентированной на решение. Хотя у меня есть некоторые опасения по поводу некоторых когнитивно-экзистенциальных подходов, в то же время я считаю сильной стороной экзистенциальной мысли то, что она достаточно адаптируема, чтобы допустить это. Экзистенциальная психология чаще используется как фрейм, объединяющий другие глубинные подходы. Хотя это все еще можно сделать с помощью гуманистической психологии, это не так естественно, как адаптироваться.
В конце концов, именно приспособляемость и равновесие являются сильными сторонами экзистенциальной психологии. Много раз в своей карьере я переоценивал, на чем лежит моя терапевтическая основа. Я обдумывал, какие подходы лучше подходят для моих ценностей — юнгианский, реляционный психоанализ или гуманистический подход. В конце концов, именно эта приспособляемость и баланс убеждают меня в том, что экзистенциальный подход является более подходящей основой по сравнению с другими подходами глубинной психотерапии.
Ссылки
дю Плок С. и Тантум Д. (2019). История экзистенциально-феноменологической терапии. В E. van Deurzen, Craig, E., Längle, A., Schneider, KJ, Tantum, D., & du Plock, S. (Eds.), The Wily world handbook of экзистенциальная терапия (стр. 135-135). 153). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
Пейдж, Дж., Байок, Г., Эллис, С., Фальк, Дж. Годси, М.Л., Хоффман, Л., О’Нил, Дж., Ратсак, Дж., Сильвейра, Д., Сайпс, Г.С. , Вамсли Д., Уитакер А. и Ву Т. (2018 г., август). Кто занимается гуманистической психологией? Уточнение демографии. Плакат, представленный на 126-й ежегодной конференции -й -й Американской психологической ассоциации в Сан-Франциско, Калифорния.
Исходная версия добавлена в 2004 г. Обновлено в июле 2016 г. Обновлено в январе 2020 г.
Использование экзистенциально-гуманистической психотерапии в лечении выживших после COVID-19
Сказать, что 2020 год был необычным, было бы преуменьшением. Как коллективное человеческое общество, мы все испытали значительные изменения в нашей когда-то нормальной жизни. Один фактор, COVID-19, играл преобладающую роль в этом процессе, и некоторые люди пострадали больше, чем другие.
Мой личный опыт работы с COVID-19 побудил меня написать эту статью, чтобы у моих коллег-консультантов были рекомендации по оказанию помощи другим выжившим от COVID-19. Важно отметить, что в настоящее время нет доступных методов лечения, основанных на доказательствах, поскольку пандемия продолжает развиваться. До этого мы не сталкивались с мировой пандемией за 100 лет.
Что такое экзистенциально-гуманистическая психотерапия?
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия помогает клиентам раскрыть свою уникальность, приобретая более глубокое понимание себя и окружающего мира. Терапевт помогает клиентам, обучая их видеть свое сопротивление, чтобы они могли иметь более осмысленное существование. Клиенты могут свободно исследовать, какие аспекты их жизни поддерживают их путешествие, а от каких можно отказаться, чтобы жить более полной жизнью. Этот подход позволяет избежать навешивания ярлыков и диагностики, поэтому основное внимание может быть сосредоточено на самопознании и осмыслении.
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия преследует пять основных целей.
- Развитие способности к самосознанию и пониманию последствий свободы выбора
- Создайте личность и будьте готовы к качественным отношениям
- Поиск смысла, цели, ценностей и убеждений жизни
- Принять нормальное беспокойство как естественное условие жизни
- Осознать смерть и небытие
С чего начать
Симптоматика и опыт COVID-19 уникальны для каждого человека, поэтому для экзистенциально-гуманистических психотерапевтов важно учитывать ряд черт.
Терапевтический альянс должен быть установлен во время первого визита. Во-первых, устанавливая отношения Я-Ты с клиентом, вы устанавливаете отношения, в которых клиент является авторитетом в отношении своего личного опыта болезни и жизни. Во-вторых, безоговорочно положительное отношение, ваше принятие и поддержка дадут клиенту важную возможность поделиться своим субъективным опытом и поразмышлять над ним. В-третьих, используя эмпатию, вы позволите своему клиенту свободно делиться с вами более полным спектром чувств и эмоций, тем самым создавая пространство для углубления их подлинности.
Этапы исследования COVID-19
Этап первый: жизнь до COVID-19. Это отличная отправная точка для начала терапевтических отношений Я-Ты. Клиент начнет понимать ваш экзистенциально-гуманистический стиль.
В то же время у вас есть важная возможность изучить стиль общения вашего клиента и уровень экспрессивности. Вы получите представление о типичном образе жизни вашего клиента, уровне функционирования, а также о том, какие ценности и убеждения существовали для него до COVID-19. пандемия. Кроме того, вы можете установить цели клиента и то, чего он хочет достичь во время терапии.
Полезные вопросы могут включать:
- С кем вы жили?
- Каким был твой обычный день?
- Вы активно работали? Насколько важной была для вас ваша работа?
- Как вы проводили свободное время?
- Как ваше общее самочувствие?
- Вы нашли время для себя?
- Каким было ваше «нормальное»?
- Что вы больше всего ценили в то время?
Моя нормальная жизнь была с мужем и сыном. Год назад мой муж перенес шесть месяцев лечения рака в другой стране, и мы, наконец, снова смогли жить вместе. Я работал в качестве консультанта. Свободное время мы обычно проводили с семьей и друзьями, путешествуя и наслаждаясь своими личными увлечениями.
Этап второй: понимание раннего заболевания клиента. На этом этапе каждый клиент вспоминает и делится своими уникальными симптомами и опытом. В этот момент ваш клиент может чувствовать себя более комфортно в терапевтических отношениях в результате того, что вы активно слушаете и используете эмпатические техники. Вы учите клиента исследовать свою проблему, чтобы развить понимание, делясь физиологическими и психологическими чувствами, связанными с его ранним заболеванием.
Полезные вопросы могут включать:
- Как проявлялась болезнь?
- Каковы были ваши первые симптомы?
- Как вы думаете, где вы заразились?
- Когда вы поняли, что серьезно больны?
- Какие действия вы предприняли для лечения вашей болезни?
- Что вы думали и чувствовали по поводу своих симптомов?
- Что вас беспокоило в то время?
Мои симптомы — головокружение, кашель, обострение обоняния, боли в почках и сильная усталость — начались в конце марта. Мой врач прописал антибиотик и посоветовал мне избегать отделения неотложной помощи, потому что считалось, что у всех пациентов, находящихся в больнице, положительный результат на COVID-19. в то время, и если бы у меня не было COVID-19, я обязательно заразился бы им, когда приехал. (Только несколько дней спустя я понял ее логику).
Итак, я провел несколько дней в постели, большую часть времени спал. Я изо всех сил старался избегать кухни, потому что запахи готовки были для меня подавляющими. У меня было желание предаться очень горячим ваннам, но каждая из них, казалось, делала меня слабее, чем предыдущая. В этот момент я чувствовал себя неуверенно из-за неудобства отсутствия работы. У меня также было чувство страха, что ситуация ухудшится.
Третий этап: определение степени болезни клиента. На этом этапе происходит осознание более серьезного заболевания, ухудшение симптомов и, в конечном итоге, потребность в уходе более высокого уровня. В идеале ваш клиент сможет выражать широкий спектр чувств и мыслей по мере того, как он показывает, как он смирился со своим уровнем болезни. Как терапевт, вы можете начать внедрять понятие свободы выбора в свои решения.
Полезные вопросы могут включать:
- Как долго вы болели к этому моменту?
- Какие симптомы ухудшались в это время?
- Что заставило вас обратиться за дополнительной помощью?
- Как вы узнали, что у вас действительно есть COVID-19?
- Как долго вы были в больнице?
- Что вы думали и чувствовали, когда поняли, что происходит?
- Что вас беспокоило в то время?
В течение четырех дней обострения симптомов я перестал есть и пить. Я не мог ничего есть, в основном из-за обострения обонятельных симптомов. В то же время у меня началось постепенное снижение способности насыщать легкие кислородом, поэтому я, наконец, заставила своего мужа отвезти меня на неизбежную поездку в отделение неотложной помощи.
Возле больницы нас встретил медработник первой линии в полном комплекте средств индивидуальной защиты. Моему мужу пришлось уйти, прежде чем мне разрешили войти в отделение неотложной помощи. В эти первые дни пандемии, когда в средствах массовой информации обсуждалось лишь ограниченное количество случаев, серьезность болезни еще не была широко известна, но существовала вероятность того, что я больше никогда не увижу своего мужа. Хотя мы оба испытали страх и печаль из-за того, что мой муж уехал на обследование на рак и окончательный диагноз в прошлом году, я полагаю, что мы оба изначально знали, что мой отъезд не похож ни на что, с чем мы сталкивались раньше.
Этап четвертый: Что пережил клиент во время лечения? Хотя на этом этапе рассматривается то, что происходило с клиентом физиологически, он также рождает несколько ключевых экзистенциальных концепций для раннего исследования. По мере того, как пациенты с COVID-19 проводят время в обязательном изолированном отделении интенсивной терапии, тревога растет, и универсальные темы, такие как свобода выбора, изоляция, бессмысленность и смерть, навязываются им, становясь неизбежными.
Во-первых, это изучение смысла самой болезни, в то время как ему приходится бороться с отказом от контроля. Во-вторых, найти смысл в одиночестве, которое они испытывают. Некоторые клиенты могут обнаружить, что впервые в жизни они остались одни или получили возможность сосредоточиться исключительно на себе. Третье — найти смысл в пустоте своего окружения. Четвертая проблема связана с поиском смысла в самой жизни и примирением с потенциальной смертью.
На этом этапе вы (как терапевт) можете открыто обсуждать реальность смерти. Активное слушание и безусловное положительное отношение имеют первостепенное значение на этом этапе, потому что именно здесь в конечном итоге начинается трансформация. Клиент заслуживает полной свободы поделиться всеми своими мыслями, воспоминаниями и чувствами, какими бы иррациональными они вам ни казались.
Вопросы, которые могут быть полезными, могут включать:
- Вы понимаете, что происходит с медицинской точки зрения?
- Какие у вас были эмоции во время раннего ухода?
- Это был ваш первый опыт оказания неотложной помощи?
- Что вы почувствовали, когда поняли, что должны передать полный контроль медицинскому персоналу?
- Какое лечение вы получали?
- Вы нуждались в использовании вентилятора?
- Какова была продолжительность вашего пребывания?
- Какие эмоции и чувства вступили в игру? Вы испугались? Скучающий?
- Как вы себя чувствовали в полном одиночестве?
- Что вы думали и чувствовали, когда поняли, что происходит?
- Что вас беспокоило в то время?
- Ты думал, что умрешь?
- Как вы справились с этой мыслью?
- Вы сделали какие-то выводы?
Во время моей первой карьеры я много лет проработал медицинским работником на переднем крае. Поэтому в больничной обстановке я возвращался к своим корням и полностью осознавал происходящее. С учетом сказанного, слишком много знаний также может оказаться пугающим. Мне быстро сообщили о серьезности ситуации, и я прекрасно понимал, что лучший выход — немедленно отказаться от контроля, чтобы персонал мог сделать все возможное, чтобы спасти мою жизнь.
Следующие две недели я провел в отделении интенсивной терапии, постоянно получая 15 различных лекарств, в основном внутривенно, и круглосуточную оксигенотерапию, а также пройдя множество анализов венозной крови и несколько анализов артериального газа и портативный рентген грудной клетки. Мой уровень кислорода был очень низким и не отвечал на лечение.
Я давно осознал, что у меня не будет посетителей и что возможна смерть. Все мое внимание было сосредоточено на одном: продолжать многократно вдыхать и выдыхать, даже несмотря на COVID-19.шутили, чтобы убедить меня перестать дышать. Рассматривался вопрос об ИВЛ, но я знал, что с вероятностью 85% никогда больше не буду дышать самостоятельно. Каждый затрудненный вздох представлял собой множество вещей — отказ от аппарата ИВЛ, возвращение в присутствие моего мужа и сына, лежание в собственной удобной постели, а не смерть в одиночестве.
Несмотря на мое желание вернуться домой, я провел много часов в отделении интенсивной терапии, размышляя о прожитой жизни и возможности смерти. Я примирил свою жизнь с Богом и пребывал в состоянии полного покоя. Я смирился со всеми отношениями в своей жизни, чувствуя жалость к тем людям, которые не способны установить настоящую связь. Я был полон огромной благодарности за то, что мне давали на протяжении всей моей жизни, включая семью, особые дружеские отношения и способность общаться с другими.
Пятый этап: Постбольничное исцеление и смысл. Выписка из больницы оставила у меня огромную надежду. Я добился того, что намеревался сделать там. В этот момент я все еще был на кислороде 24 часа в сутки и мог пройти около 24 футов, прежде чем это наступило из-за истощения. Поскольку информации было мало, врачи потребовали, чтобы я изолировался в одиночестве еще на неделю, потом еще на одну. Я пришел к выводу, что все, что можно сделать для больного или неизлечимо больного, — это обеспечить пропитание и дать человеку понять, что его любят.
Две недели в одиночестве в моей спальне, и моя перспектива снова изменилась. Моя чудесная кровать стала моей новой тюрьмой. Но, наконец, я освободилась от изоляции и снова смогла испытать улыбки, смех, человеческое прикосновение, объятия и единение.
Этап шестой: Куда нам двигаться дальше? Некоторым клиентам на этом этапе будет полезна когнитивно-поведенческая терапия, чтобы исследовать любые искажения, которые могут существовать, и они будут довольны своим прогрессом, таким образом заканчивая свою терапию на этом этапе.
Другие, получив возможность начать свое личное путешествие с COVID-19, начнут открывать возможности для будущего. Во-первых, вы можете исследовать беспокойство с клиентом. Вы можете предоставить психообразование, чтобы помочь клиенту понять цель тревоги и провести различие между экзистенциальной, нормальной и невротической тревогой. Затем вы можете изучить, как свобода выбора используется при принятии решений и связана с будущим, и более подробно обсудить реальность смерти. Введение иерархии Маслоу и самоактуализации может дать клиенту психообразование, чтобы повысить его самосознание в настоящем и дать ему дорожную карту на будущее.
Вопросы для возможного изучения могут включать следующее:
- Изменилось ли ваше отношение к себе после болезни?
- Что вы узнали о себе?
- Вам сейчас лучше с собой?
- Изменились ли как-то ваши ценности или убеждения?
- Изменились ли ваши мысли или страхи в связи со смертью?
- Есть ли какие-то изменения, которые вы хотели бы внести в свою жизнь?
- Как бы вы хотели проводить время в будущем?
- Будете ли вы вести себя по-другому?
Затянувшиеся симптомы COVID-19, в том числе приступы упадка сил, периодическое понижение уровня кислорода и досадная потеря большого количества волос, до сих пор преследуют меня.