Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эриксон стадии развития личности: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Содержание

Теория личности Э. Эриксона — презентация онлайн

1. Стадии развития личности (Э.Эриксон)

2. Э. Эриксон

ЭРИКСОН Эрик (1902-1994) —
американский психолог, представитель
эго-психологии. В противоположность
тезису психоанализа об антагонизме
личности и общества подчеркивал
биосоциальную природу и адаптивный
характер поведения личности,
центральным, интегративным
качеством которой выступает
психосоциальная идентичность.
Субъективно переживаемая как
“чувство непрерывной
самотождественности”,
психосоциальная идентичность
базируется на принятии личностью
целостного образа себя в единстве с
ее многообразными социальными
связями.

3. Восемь стадий психосоциального развития

Возраст
Психосоциальный кризис
(Источник:
Erikson,
1963a,
р.
273.)
1. Орально-сенсорная
Базальное доверие –
Стадия
Рождение – 1 год
базальное недоверие
Самостоятельность – стыд и
сомнение
Сильная сторона
Надежда
2. Мышечно-анальная
1 – 3 года
Сила воли
3. Локомоторногенитальная
3 – 6 лет
Инициативность – вина
Цель
4. Латентная
6 – 12 лет
Трудолюбие –
неполноценность
Компетентность
5. Подростковая
12 – 19 лет
Самотождественность Я –
ролевое смешение
Верность
6. Ранняя зрелость
20 – 25 лет
Близость – изоляция
Любовь
7. Средняя зрелость
26 – 64 года
Продуктивность – застой
Забота
8. Поздняя зрелость
65 лет – смерть
Цельность Я – отчаяние
Мудрость

4. 1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие

«Я
полагаю,
что
матери
формируют чувство доверия у своих
детей благодаря такому обращению,
которое по своей сути состоит из
чуткой заботы об индивидуальных
потребностях ребенка и отчетливого
ощущения того, что она сама – тот
человек, которому можно доверять, в
том понимании слова «доверие»,
которое
существует
в
данной
культуре применительно к данному
стилю жизни. Благодаря этому у
ребенка закладывается основа для
чувства «все хорошо»; для появления
чувства тождества; для становления
тем, кем он станет, согласно
надеждам других» (Erikson, 1963a, р.
249).
Эриксон также подчеркивает: младенцы должны
доверять не только внешнему миру, но также и миру
внутреннему, они должны научиться доверять себе и в
особенности должны приобрести способность к тому,
чтобы
их
органы
эффективно
справлялись
с
биологическими побуждениями. Подобное поведение мы
наблюдаем тогда, когда младенец может переносить
отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги
по поводу «отделения» от нее.

6. Кризис «доверие – недоверие»

Кризис «доверие – недоверие»
Причины кризиса:
• Ненадежность, несостоятельность
матери и отвергание ею ребенка.
• Возврат матери к занятиям,
которые она оставила на время
беременности
• Рождение следующего ребенка.
• Родители, чья система ценностей
находится в противоречии с
общепринятым в данной культуре
стилем жизни.
Понять, чему не
следует доверять, так
же важно, как и понять,
чему доверять
необходимо.
Положительное
психосоциальное качество,
приобретаемое в результате
успешного разрешения
конфликта «довериенедоверие», Эриксон
обозначает термином
надежда.

8. 2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение

Приобретение
чувства базального
доверия подготавливает
почву для достижения
определенной
самостоятельности и
самоконтроля, избегания
чувств стыда, сомнения
и унижения.
Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с
родителями в процессе обучения туалетному
поведению,
обнаруживает,
что
родительский
контроль бывает разным: с одной стороны, он может
проявляться как форма заботы, с другой – как
деструктивная форма обуздания и мера пресечения.
До наступления этой стадии дети
почти
полностью
зависят
от
заботящихся о них людей. Однако,
поскольку у них быстро развивается
нервно-мышечная
система,
они
гордятся
своими
только
что
обнаруженными
локомоторными
навыками и все хотят делать сами
(например, умываться, одеваться и
есть). Мы наблюдаем у них огромное
желание исследовать предметы и
манипулировать ими, а также
установку
по
отношению
к
родителям: «Я сам» и «Я – то, что я
могу».
Эриксон рассматривает переживание стыда у
ребенка как нечто родственное гневу, направленному
на самого себя, когда ребенку не разрешается
развивать свою самостоятельность и самоконтроль.
Причины появления стыда:
• родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво
делают за детей что-то, что те могут сделать сами;
• родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще
сами сделать не в состоянии.
«Сила воли означает постоянное осуществление
свободного выбора, так же как и самоограничения,
невзирая на неизбежные переживания стыда, сомнений
и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует.
Источник
доброжелательства
коренится
в
рассудительности
родителей,
руководствующихся
уважением к духу закона» (Erikson, 1968b, p. 288).
3. Возраст игры: инициативность – вина
Стадия соответствует фаллической стадии
психоанализа.
Возраст: 4 – 6 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против
чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе:
направление и целеустремленность.
• интерес к трудовым занятиям,
• активность, решение новых задач и приобретения
новых навыков,
• дополнительная ответственность за себя, за младших
детей и домашних животных.
«Я — то, что я буду»
Причины чувства вины — влияние родителей
Родители, жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролирующие и наказывающие детей,
вызывают у них слишком сильное чувство вины.
Результат:
• покинутость и собственная никчемность;
• дети пассивны, скованные;
• не целеустремленны, нерешительны;
• патологии.
4. Школьный возраст: трудолюбие неполноценность.
Стадия соответствует
латентной фазе классического
психоанализа.
Возраст: 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие
(умелость) против чувства
неполноценности.
Ценные качества,
приобретаемые на этом этапе:
система и компетентность.
Это годы начальной школы. Ребенок проявляет
способность к дедукции, организованным играм,
регламентированным занятиям. Интерес к тому, как
вещи устроены, как их приспособить, освоить.
Термин «трудолюбие» отражает основную тему
данного периода, дети в это время поглощены тем, что
стремятся узнать, что из чего получается и как оно
действует. Эго- идентичность ребенка теперь
выражается так: «Я — то, чему я научился».
Опасность этого периода состоит в появлении чувства
неполноценности, или некомпетентности.
Причины появления чувства неполноценности:
• Когда родители видят в трудовой деятельности
ребенка одно “баловство” и “пачкотню”;
• Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия
или социально-экономическое положение определяют
их личностную значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей
способности эффективно функционировать в
существующем мире.

20. 5. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. (от 12 до 20 лет)

• «Юность — это возраст окончательного
установления доминирующей позитивной
Эго. Именно тогда будущее, в обозримых
пределах, становится частью сознательного
плана жизни».
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на
важные вопросы:
• «Кто я? »
• «Куда я иду?»
• «Кем я хочу стать?»
Задача подростка состоит
в том, чтобы собрать
воедино все имеющиеся к
этому времени знания о
самих себе (какие они сыновья
или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и
создать единый образ себя (эго- идентичность),
включающий осознание как прошлого, так и
предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым
человеком
должно
подтверждаться
опытом
межличностного общения.
• Согласно Эриксону, идеология — это
неосознанный набор ценностей и
посылок, отражающий религиозное,
научное и политическое мышление той
или иной культуры. Идеология
предоставляет молодым людям
упрощенные, но четкие ответы на
главные вопросы, связанные с
конфликтом идентичности.
• Резкие социальные,
политические и
технологические изменения,
неудовлетворенность
общепринятыми
социальными ценностями
Эриксон рассматривает как
фактор, который также
может серьезно мешать
развитию идентичности,
способствуя возникновению
чувства неопределенности,
тревоги и разрыва связей с
миром.
• Подростки испытывают
пронзительное чувство своей
бесполезности, душевного
разлада и бесцельности, иногда
кидаются в сторону
«негативной» идентичности,
делинквентного
(отклоняющегося) поведения.
В случае негативного
разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость идентичности у
индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая
спутанность, приводит к неспособности выбрать
карьеру или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой идентичности.
• Положительное качество, связанное с
успешным выходом из кризиса периода
юности, — это верность, т.е. способность
сделать свой выбор, найти свой путь в жизни
и оставаться верным взятым на себя
обязательствам, принять общественные устои
и придерживаться их.

26. 6. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20 до 25 лет)

• Эриксон использует термин интимность
(достижение близости) как многоплановый,
но главное при этом — поддержание
взаимности в отношениях, слияние с
идентичностью другого человека без
опасения потерять самого себя. Именно
этот аспект интимности Эриксон
рассматривает как необходимое условие
прочного брака.
• Главная опасность на этой
психосоциальной стадии
заключается в излишней
поглощенности собой или
в избегании
межличностных
отношений.
Неспособность
устанавливать спокойные и
доверительные личные
отношения ведет к чувству
одиночества, социального
вакуума и изоляции.
• Положительное качество, которое
связано с нормальным выходом из
кризиса «интимность /
изоляция», — это любовь.
Эриксон подчеркивает важность
романтической, эротической,
сексуальной составляющих, но
рассматривает истинную любовь и
близость шире —
как способность вверять себя
другому человеку и оставаться верным
этим отношениям, даже
если они потребуют уступок или
самоотречения, готовность
разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в
отношениях взаимной заботы,
уважения и ответственности за
другого человека.

29. 7. Зрелость: продуктивность – инертность

• Седьмая стадия — от 26 до 64
лет
• Основная проблема —
выбор между
продуктивностью и
инертностью.
• Продуктивность — забота
более старшего поколения о
тех, кто придет им на смену.
• Если у взрослых людей
способность к продуктивной
деятельности преобладает
над инертностью, то
проявляется положительное
качество данной стадии —
забота.

Те взрослые люди, кому не
удается стать продуктивными,
переходят в состояние
поглощенности собой, когда
основной предмет заботы — их
собственные, личные
потребности и удобства. Эти
люди не заботятся ни о ком и ни
о чем, они лишь потворствуют
своим желаниям.
С утратой продуктивности
прекращается
функционирование личности как
деятельного члена общества.
Это явление — «кризис
старшего возраста» —
выражается в чувстве
безнадежности,
бессмысленности жизни.

31. 8. Старость: целостность эго — отчаяние

• Последняя психосоциальная
стадия от 65 лет до смерти.
• Практически во всех культурах
этот период знаменует начало
старости, когда человека
одолевают многочисленные
нужды.
• В это время фокус внимания
человека сдвигается от забот о
будущем к прошлому опыту.
• Эриксона интересовала эта
внутренняя борьба, этот
внутренний процесс
переосмысления собственной
жизни.
• По убеждению Эриксона, для
этой последней фазы жизни
характерно суммирование,
интеграция и оценка всех
прошлых стадий развития
Эго
• Чувство интеграции Эго
основывается на
способности человека
оглядеть всю свою прошлую
жизнь и твердо сказать себе:
«Я доволен».
• Эриксон полагает, что только
в старости приходит
настоящая зрелость и
полезное чувство «мудрости
прожитых лет».
На
противоположном
полюсе
находятся люди, относящиеся к
своей жизни как к череде
нереализованных возможностей и
ошибок.
Недостаток
или
отсутствие
интеграции проявляется у этих
людей в скрытом страхе смерти,
ощущении
постоянной
неудачливости и озабоченности тем,
что «может случиться».
Эриксон
выделяет
два
преобладающих типа настроения:
сожаление о том, что жизнь нельзя
прожить заново, и отрицание
собственных
недостатков
и
дефектов путем проецирования их
на внешний мир.
Эриксон приходит к выводу о том,
что пожилые люди должны
участвовать в таких видах
деятельности, как воспитание
внуков, политика, оздоровительные
физкультурные программы, если
они хотят сохранить
жизнеспособность в преддверии
снижения физических и
психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает
на том, что если пожилые люди
заинтересованы в сохранении
целостности своего Я, то они
должны гораздо больше делать,
чем просто размышлять о
прошлом.
Литература
1). http://psylib.org.ua/books/hjelz01/
2). http://www.socionics.ru/ericson.htm

36. Спасибо за внимание!

Теория развития личности Эриксона: Милтон или Эрик

Время чтения 8 минут

Теория развития личности Эриксона охватывает человеческую жизнь полностью – от рождения до старости. Эриксон считал: проходя жизненный путь, человеку последовательно переживает восемь стадий развития. В течение этих стадий он должен решить определенные задачи, которые выдвигаются обществом. От того, насколько успешно он их решает, зависит его дальнейшая судьба. Успех зависит не только от человека, но и от окружающих условий. В этой статье мы рассмотрим главные понятия, автором которых является Эриксон. Мы проанализируем основные стадии, через которые, как считал ученый, проходит каждый. И, наконец, подробно остановимся на тех концепциях, которые волновали Эриксона больше всего.

<<Оглавление>>

Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка

Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.

Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.

После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.

Стадии развития личности по Эриксону

Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.

  1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.
  2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.
  3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.
  4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.
  5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее профессиональное развитие личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.
  6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?
  7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?
  8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?

Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность

Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.

Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.

Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:

  • Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
  • Ощущение одиночества и опустошенности;
  • Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
  • Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
  • Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.

Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.

Что такое интеграция Эго?

Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.

Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.

Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.

По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других. Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть. Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.

По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно. Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир. «Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон. Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

  • Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
  • Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов. Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

Вывод

Насколько бы ни противопоставлялась теория развития личности Эриксона психоанализу Фрейда, они имеют и общее. В обеих теориях этапы развития человека предопределены. Также неизменным является порядок их прохождения. Эриксон был убежден, что конфликты предыдущих стадий могут иметь место и на последующих этапах. Восемь задач, которые выделил в своей теории Эриксон, решаются на протяжении всей жизни. Если же с каким-либо кризисом человек не сумел справиться своевременно, у него есть шанс сделать это позднее – но уже с большими усилиями. Ведь каждый период жизни «подбрасывает» все новые сложности. Кризис по Эриксону – это не катастрофа, а всего лишь поворотный пункт. Он может как дезадаптировать личность, так и быть источником силы.

Тематика: Личностный рост

Как лечить заложенность носа у младенцев и малышей

Автор: Хайди Годман

У вашего малыша заложен нос. Что вы должны сделать?

Для ребенка в возрасте до 3 лет это может быть проблемой. Во-первых, не всегда очевидно, что вызывает заложенность носа. Младенцы и малыши часто простужаются, потому что у них только начинает формироваться иммунитет к распространенным вирусам. Но есть много других потенциальных причин заторов.

Вы также ограничены лечением, которое можно использовать у детей младше 4 лет. Вам не следует прибегать к лекарствам от простуды для облегчения. Они могут быть опасны для младенцев и малышей.

К счастью, существует множество безопасных и эффективных методов лечения, которые вы можете попробовать.

Первый шаг

Прежде чем вы или ваш педиатр примете решение о плане лечения, вам необходимо узнать, что вызывает заложенность носа. И есть много возможных причин.

Заложенность носа возникает, когда кровеносные сосуды и ткани в полости носа наполняются слишком большим количеством жидкости. Это может затруднить сон и привести к таким проблемам, как инфекция носовых пазух (синусит). У вашего ребенка также могут возникнуть проблемы с кормлением, если он перегружен.

Цвет слизи не позволяет определить, вирусная это инфекция или бактериальная.

Вместо этого причиной заложенности может быть аллергия, которая потребует визита к врачу и, возможно, теста на аллергию. Заложенность носа может возникнуть даже в том случае, если в нос ребенку попал кусок еды или другой предмет. Это тоже требует посещения отделения неотложной помощи или вашего педиатра. Не пытайтесь самостоятельно удалить из носа ребенка что-либо, кроме слизи.

Иногда заторы могут быть признаком более серьезной проблемы. Заложенность носа из-за простуды часто можно лечить с помощью солевых капель, времени и некоторой осторожности. Если есть другие симптомы, особенно лихорадка и густая желтая слизь, как можно скорее позвоните своему педиатру.

Безопасное лечение

Один из самых безопасных и эффективных способов помочь ребенку избавиться от заложенности носа — спрей с физиологическим раствором (соленой водой) или капли в нос. Эти продукты доступны без рецепта.

Если вы используете капли, закапайте по две капли в каждую ноздрю, чтобы разжижить слизь внутри. Затем сразу после этого используйте отсос, чтобы удалить физиологический раствор и слизь. Вы можете положить свернутое полотенце под плечи вашего ребенка, чтобы вы могли слегка наклонить голову немного назад, чтобы убедиться, что капли попали в нос.

Сожмите лампочку перед тем, как вставить ее в нос. Таким образом, когда вы отпустите луковицу, она вытянет слизь изнутри. Если вы сожмете грушу, когда она уже находится в ноздре, она выпустит струю воздуха, которая может протолкнуть слизь дальше в полость носа.

Выдавите всю слизь внутри луковицы на салфетку.

Делайте это примерно за 15 минут до кормления ребенка и перед сном. Это поможет вашему ребенку легче дышать, когда он сосет грудь, берет бутылочку или ложится спать.

Некоторые солевые растворы также содержат лекарства. Избегайте этого. Обычные солевые капли или спреи будут работать нормально. Просто не забывайте мыть и сушить аспирационную грушу после каждого использования.

Паровые растворы

Существуют и другие способы увлажнения носовых ходов.

Испаритель или увлажнитель воздуха, который выпускает прохладный пар в комнату, обычно безопасен, если вы держите его в недоступном для вашего ребенка месте. Поместите его достаточно близко, чтобы туман достигал вашего ребенка, пока он спит, или пока вы вместе прижимаетесь или играете в комнате.

Во избежание роста плесени и бактерий ежедневно меняйте воду, очищайте и сушите испаритель в соответствии с инструкциями к машине.

Вы также можете попробовать это проверенное решение: отведите ребенка в душ. Пусть ваш душ и ванная станут приятными и наполненными паром, пока вы прижимаете ребенка к себе на несколько минут. Это может помочь вашему ребенку очистить голову перед сном.

Не используйте горячую воду в увлажнителе, так как это может вызвать ожоги.

3 Дополнительные советы

Выполните некоторые из следующих действий, чтобы помочь ребенку избавиться от заложенности носа:

  1. Положите подушку под матрас так, чтобы голова ребенка находилась под небольшим углом выше ног. Это может помочь вывести слизь из носовых пазух. Если ваш ребенок еще младенец в кроватке, не делайте этого. Вы должны убрать подушки и другие вещи из зоны их сна, чтобы снизить риск СВДС (синдрома внезапной детской смерти). Большинство педиатров рекомендуют делать это до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
  2. Поощряйте ребенка пить больше воды. Жидкости помогают разжижать слизь, но не форсируют ее. Даже если ваш ребенок просто пьет больше воды в течение дня, это поможет.
  3. Если ваш малыш достаточно взрослый, научите его сморкаться. Чтобы показать им, как это сделать, выдохните через нос. Поместите салфетку у ноздрей, чтобы ребенок мог видеть, как воздух перемещает салфетку, когда вы выдыхаете. Попросите их дунуть в салфетку таким же образом.

Запор у малышей — WebMD: причины, симптомы и лечение

Автор Стефани Уотсон

В этой статье

  • У моего малыша запор?
  • Что вызывает запор у малышей?
  • Средства от запоров у малышей

Малыши по своей природе привередливы. Их настроение и капризы могут меняться в мгновение ока.

Даже такая элементарная вещь, как поход в туалет, может оказаться непростой задачей. В то время как некоторые малыши ходят в ванную каждый день, как часы, другие дети могут прожить два, три или даже больше дней без дефекации.

Увидев изо дня в день пустой унитаз, родители могут впасть в панику, но запор у малышей обычно не является признаком какого-либо серьезного заболевания. Чаще всего это вызвано проблемой, которую легко решить, например, диетой или игнорированием желания пойти.

Итак, как узнать, являются ли нормальными для вашего ребенка нечастые посещения туалета или у вас действительно запор? Читайте дальше, чтобы узнать, когда возникают запоры у малышей и как их лечить.

У моего малыша запор?

Среднестатистический малыш (если такое вообще существует) испражняется один раз в день. Обычно ребенок, у которого стул бывает реже трех раз в неделю (или реже, чем обычно), и чей стул твердый и затрудненный, страдает запором. Кроме того, по данным Американской академии педиатрии, у любого ребенка с обильным, твердым, сухим стулом, который сопровождается болезненными дефекациями, загрязнениями между дефекациями или кровью на внешней стороне стула, может быть запор.

Не беспокойтесь, если у вашего ребенка случаются запоры — время от времени это совершенно нормально. Но если запор у вашего малыша длится две недели и более, это называется хроническим запором, и вам следует обратиться к педиатру.

Ваш врач может попросить вас следить за движениями кишечника вашего ребенка — как часто они происходят, насколько они большие и твердые, и есть ли кровь в стуле вашего малыша. Вам также следует обратить внимание на другие симптомы, которые могут возникать вместе с запором, например: 9.0003

  • Боль в животе
  • Вздутие живота
  • Тошнота
  • Потеря аппетита
  • Общая капризность
  • Плач или крик во время дефекации
  • покраснение, потливость или плач)
  • Мазки или кусочки жидкого стула в подгузнике или нижнем белье (загрязнение)

 

Что вызывает запор у малышей?

Запоры у малышей могут быть вызваны самыми разными причинами, от диеты до приема лекарств. Вот несколько наиболее распространенных причин:

Диета. Виновником многих случаев запоров у малышей является диета, в которой слишком много полуфабрикатов, молочных продуктов и сладостей и слишком мало клетчатки (например, цельнозерновых, фруктов и овощей). Недостаток жидкости также может привести к запорам, поскольку стул становится более твердым. Любое изменение в диете, например, когда ваш малыш переходит с грудного молока или смеси на коровье молоко или начинает есть новые продукты, также может повлиять на стул.

Держу себя в руках. Среднестатистический двухлетний ребенок гораздо больше заинтересован в игре с игрушками, чем в туалете. Некоторые дети стесняются или боятся пользоваться туалетом, особенно если это общественный туалет. Малыши, которые восстают против процесса приучения к туалету, иногда выражают свою борьбу за власть в отказе идти.

Боязнь дискомфорта. Малыши с запорами, у которых в прошлом была болезненная дефекация, иногда избегают посещения туалета из-за страха, что это снова вызовет боль. Неиспользование туалета может превратиться в некомфортный цикл. Стул начинает скапливаться в нижней части кишечника, становится больше и тяжелее, пока его не станет еще труднее и больнее.

Изменение режима. Отправление в отпуск и отсутствие обычного туалета может привести к тому, что некоторые малыши не захотят ходить в туалет.

Отсутствие физической активности. Упражнения помогают продвижению пищи по пищеварительному процессу.

Болезнь. Изменения аппетита из-за желудочных инфекций или других заболеваний могут повлиять на диету вашего ребенка и привести к запорам.

Лекарства. Некоторые лекарства или добавки могут вызвать запор у малыша, в том числе добавки с высоким содержанием железа или наркотические обезболивающие. Низкие дозы железа в детской смеси не вызывают запоров.

Физические условия. В редких случаях анатомические проблемы с кишечником, анусом или прямой кишкой могут вызывать хронические запоры. Детский церебральный паралич и другие расстройства нервной системы также могут повлиять на способность ребенка ходить в туалет.

Лечение запоров у детей раннего возраста

Если у детей возникают запоры, вы можете попробовать одно из следующих средств:

Диета. Чтобы смягчить стул и облегчить его прохождение, увеличьте количество немолочной жидкости и клетчатки, которую ребенок получает каждый день. К продуктам с высоким содержанием клетчатки относятся фрукты и фруктовые соки, содержащие сорбит (чернослив, манго, груша), овощи (брокколи, горох), бобы, цельнозерновой хлеб и крупы. Ограничьте продукты, которые могут усилить запор, например, жирную пищу с низким содержанием клетчатки. Ограничьте молоко до 16 унций в день.

Упражнение. Убедитесь, что ваш малыш играет не менее 30–60 минут в день. Движение тела также заставляет кишечник двигаться.

Улучшение работы кишечника. Поощряйте ребенка ходить в туалет в обычное время в течение дня, особенно после еды и всякий раз, когда он чувствует потребность в туалете. Пусть ваш малыш сидит хотя бы 10 минут за один раз. Поставьте маленькую табуретку под ноги ребенку — рычаги помогут ему толкаться. Вознаградите малыша за использование туалета специальной историей или наклейкой, чтобы это стало положительным опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *