Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эссе по обществознанию на тему личностью не рождаются личностью становятся: Эссе: «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев) — Эссе. ЕГЭ по обществознанию

Личностью Не Рождаются Личностью Становятся Эссе Кратко – Telegraph



>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<

Личностью Не Рождаются Личностью Становятся Эссе Кратко
Установите быстрый Яндекс.Браузер 0+ Реклама
2,9 тыс. просмотров . Уникальные посетители страницы.
1,6 тыс. дочитываний , 57 %. Пользователи, дочитавшие до конца.
1,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Каждый человек проживает жизнь,набирается опыта, у него формируются свои мнения, свои правила, представления, он становится личностью. Я думаю, в этом то и состоит смысл высказывания. Автор говорит, что от рождения человек — просто индивид, у него еще нет характера, он еще не умеет мыслить. И только со временем, в процессе социализации у человека появляются представления, формируется мировоззрение. Также в процессе общественных отношений человек получает личностные качества характера. Я согласна с высказыванием, т. к. все мы являемся личностями благодаря нашему прошлому, настоящему, благодаря способности мыслить. Я думаю, это актуально, т. к. в современном мире, к сожалению, обстоятельства часто подавляют личность, люди становятся более скрытными, замкнутыми…
Обстоятельства, безусловно, влияют на личность, но и личность часто влияет на ситуацию.
Например, в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петр Гринев был настоящей, сформировавшейся личностью. Когда, казалось бы, во время Пугачевского бунта 1773-1775 гг. он, как многие, должен был присоединиться к Пугачеву, однако его характер, личностные качества позволили ему остаться живым, спасти любимую, не поддаться воздействию бунта. Это доказывает, что мы выбираем свою судьбу, а на это способна только личность.
Еще один пример — Петр Великий и его посольство в Европу (1696-1698 гг.). Он узнал много нового и, вернувшись в Россию, ввел много новшеств. Также строительство Санкт-Петербурга 1703 год,основание там столицы, Северная война (1700-1721), провозглашение России империей (1721) и многое другое. Все это характеризует Петра Великого как личность, которой он, разумеется, стал в процессе социализации, занятий с учителями и пр.
Таким образом, все наши поступки характеризуют нас, как личностей, сформировавшихся в процессе социализации и работы над собой.
Пишите в комментариях, на сколько баллов Вы бы оценили такое эссе!
Другие планы и эссе Вы можете найти на моем канале!

Эссе по обществознанию. » Личностью не родятся , личностью …»
Ответы Mail.ru: мини эссе общество. Напишите срочно эссе на тему: » Личностью не рождаются , личностью становятся «
личностью не родятся , личностью становятся
Эссе по обществознанию « Личностью не родятся , личностью …»
Банк эссе : » Личностью не рождаются , личностью становятся …»
Экспериментальная Часть Дипломной Работы
Красная Калина Шукшин Pdf Дипломная Работа
Марон Контрольные Работы 10
Эссе Мой Пушкин 9 Класс Литература
Реферат На Тему Психология Толпы

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают, Эссе

Эссе

метки:Человек, Личность, Становиться, Индивидуальность, Рождаться, Отстаивать, Мечта, Индивид

«Индивидом рождаются, личностью…» А. Г. Асмолов

Эссе по высказыванию:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

Выбранное мною для написания эссе высказывание российского психолога и политика А. Г. Асмолова относится к социальной психологии. Социальная психология — наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом.

Общая тема, затронутая А. Г. Асмоловым в его высказывании, — личность. Личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью. О личности рассуждали многие мыслители. Так, К. К. Платонов утверждал, что личность — это человек как носитель сознания. А. Н. Леонтьев говорил, что личность человека, как и сознание, порождается его деятельностью.

Формирование человека как личности является целью и результатом образовательного и воспитательного процесса. Формирование человека как личности происходит в процессе обучения и общения. Религия оказывает влияние на формирование человека как личности. прививая ему определенный взгляд на мир. Частью внутреннего мира личности является культура. Каждой личности присуща определенная манера поведения. Определенные качества личности могут быть признаны социальной группой и обеспечивают личности определенное место в ней. Частью внутренней культуры личности являются моральные нормы.

Я считаю, что А. Г. Асмолов в своем высказывании говорит о формировании человека как личности в результате образовательного и воспитательного процесса.

В результате образовательного и воспитательного процесса человек получает представление о социальных нормах, принципах социальных отношении, правилах поведения в случае социального конфликта, социальных ролях, которые ему предстоит исполнять, т. е. проходит социализацию.

Я полностью разделяю точку зрения А. Г. Асмолова. Человек действительно рождается биологическим индивидом, ведь в первый день жизни младенца никто не сможет точно сказать, кем он станет, когда вырастет. Личностью становятся в результате длительного процесса социализации. По большому счету человек формируется как личность всю свою жизнь. Индивидуальность — неповторимые черты, присущие только одной конкретной личности, приходится отстаивать, поскольку общество стремится сделать людей одинаковыми. Общество заставшем людей одинаково мыслить и одинаково вести себя, внушая им определенные

4 стр., 1549 слов

Театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка

… неразрывной взаимосвязи этих двух понятий? Сегодня театральная педагогика — это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие. И задача … уникальные и безграничные нравственно-эстетические возможности, и прежде всего, формировали в человеке Человека. Комедии Аристофана высмеивали недостойное эллина поведение. Смотря комедии, греки смеялись …

социальные нормы. Общество заставляет людей даже одинаково одеваться, навязывая через СМИ представления о моде. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, по моему мнению, стирается человеческая индивидуальность, и человеку приходится идти против мнения общества, доказывая свое право не быть как все.

Мечта – дорога к себе

Говорят, мечта – путеводная звезда человека. Словно маяк, она освещает ему путь сквозь бури и штиль, и неопределённость жизненного пути… Стоп! А так ли это на самом деле? Не путаем ли мы поиск способов удовлетворять свои обычные желания со следованием дорогой мечты? Не унизили разве мы Мечту с большой буквы до бесплотной иллюзии, созерцанию которой предаемся в мыслях, стараясь уйти от тщетной и унылой реальности? Скольких из нас Мечта ведет дальше отвлеченного фантазирования, что никогда не станет мотивом к действию? К сожалению многих, тех, у кого нет сил, времени и желания превращать свою мечту в цель, а потом идти к ее осуществлению, предпринимая необходимые шаги и совершая нужные действия.

Мечты у людей разные, иногда – они не более чем побег в иллюзорный мир. Вот как бывает — своей мечтой люди часто называют не то, чего они хотят, а то, чего у них нет в данный момент, что прямо противоположно их текущему положению. Например, тот, кто тяжело вкалывает на двух работах, мечтает быть миллионером, которому вообще никак не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить свои потребности. И при этом человек ничего не делает для того, чтобы ситуацию изменить, даже не верит, что это возможно. Это значит, что богатство – не его мечта, скорее уж бедность и тяжелый труд ему надоели и очень угнетают, но не более того. Этот человек устал, его образ жизни превратился для него в проблему, ему кажется, что только прямая противоположность его состоянию и положению может сделать его жизнь лучше. А так как эта самая противоположность недостижима, то можно и не стараться изменить что-то. Хотя вполне эффективным и приемлемым для этого человека было бы упорно искать такую работу, которая будет легче и более высокооплачиваемой.

Иногда мечта – это явно что-то другое, отличное от желаний и иллюзий. Желаем мы иметь конкретные вещи, бывать в конкретным местах, общаться с определенными людьми. Наши желания всегда объектны. А вот мечты… Они бывают смутными, их сложно сформулировать. Ведь мечтаем мы о том, как будем себя чувствовать в той или иной ситуации. Мечтая о любви, мы ждем ощущений, настроений, особого состояния ума и души. Мечтая о путешествиях, мы ожидаем впечатлений, новых ощущений. Разве мы мечтаем просто переставлять ноги по дороге или отсиживать попу в пусть комфортабельных туристических автобусах, но очень долго и неподвижно?

Наши желания вытекают из нужды, недостатка чего-то. Голодный хочет есть, замерзший – согреться, отвергнутый – быть любимым. Мечты же наоборот рождаются из изобилия, наполненности – знанием, талантом, вдохновением, мастерством, идеями и возможностями. Яркий пример тому – история великого ученого и изобретателя Томаса Эдисона. Он мечтал изобрести устройство, с помощью которого можно было бы освещать помещение, применяя электрический ток. Он чувствовал, что это возможно. Его обширные знания законов физики, высокие умственные способности и желание найти им полезное применение сделали свое дело. Эдисон осуществил свою мечту! Он придумал электрическую лампочку.

10 стр., 4886 слов

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МЕЧТЫ А. Грина «Алые паруса»

… энергия, дающая силу поиску истины. Мечта – это проверка соб­ственной жизненной состоятельности. Глоссарий: сочинение алые паруса мечты сбываются сочинение на тему мечта сочинение на тему алые паруса моей мечты мечты сбываются алые паруса сочинение сочинение на тему ассоль https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-sila-mechty-tvorit-chudesa-po-povesti-feerii-a-grina-alye-parusa/ Алые паруса …

Желанием мы зовем обычно то, что уже существует, есть у других людей, и что мы тоже хотели бы получить. Мечтаем же о чем-то личном, особенном, новом, неизведанном – том, что никто кроме нас не может совершить. Мечта – это зов души, зов в неизвестное. Возможно, дорога мечты – это путь человека к самому себе, к своей сущности, индивидуальности. Настоящая мечта – это проект того, чего еще нет. Мечтая, мы будто соприкасаемся с миром, где оно уже появилось, но мы не знаем прямой дороги туда.

Желание легко превратить в цель. Составить план действий и следовать ему. Приложить усилия и осуществить желание. А вот с мечтой все по-другому. Ведь как мы говорим? Желания исполняются, а мечты – сбываются. Воплотившаяся мечта – это счастье, а где оно, наше счастье, мы узнаем, лишь когда находим его. Мечта, что сбылась, — это встреча человека со своей душой. Видимо, и путь к ней – это путь души, внутреннего призвания, который не предается во имя разума, тщеславия, корысти и даже безопасности. И если идешь им, то обязательно встретишься с Мечтой.

Афоризм Александра Григорьевича Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность-отстаивают» довольно любопытно, не говоря уж о ее содержательности… Но если подумать, то вправду индивидуумом рождаются. При рождении мы владеем определенными свойствами и чертами, которые отличают на от иных людей, и делаю нас уникальными. Мы все различные по телосложению, отличаются цветом глаз, волос и кожи, различный нрав и характер и многое — многое другое. Из ходя из это индивидуум – это ансамбль прирожденных качеств и черт человека. Как раз в процессе включения индивидуума в систему социальных отношений и влияния общества на него появляется личность. что человеку для того чтобы стать личностью необходимо общество, в котором он может развиваться, и конечно обмениваться опытом: а личность на мой взгляд может развиваться бесконечно, ей просто нет предела. Личность человека – это продукт социальных отношений и работы, т.е. приобретенные свойства человека, поэтому полагать, что становятся личностью. При прочтении данной тирады, я, естественно же, задалась вопросом, а для чего защищать индивидуальность? Ну, во–первых, индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; во-вторых, своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость и уникальность. Индивидуальность человека выражается не лишь только персональными качествами, но и своеобразием взаимосвязей меж ними. Предпосылкой формирования оригинальности считается среда, в которой он увеличивается, ассоциации, скопленные им в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью – значит собственно, что надобно уметь мыслить самому, и заносить в разговор что-нибудь свежее и необыкновенное. И данное собственное качество надобно блюсти, дабы чтобы вселенную заполняли колоритные личности, а не сероватая масса…

11 стр., 5244 слов

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность …

… правил, норм, стереотипов и т.п. личностью становятся – человек становится субъектом собственных поступков, поскольку овладение человеческими качествами предполагает не только освоение стереотипов и … сопряженную с ответственностью за совершенный выбор; индивидуальность же отстаивают – индивидуальные особенности и поступки человека задают направленность поведения (интенции), сталкиваются с …

более месяца назад

Личностью становятся или рождаются?

Личностью не родятся, личностью становятся»

(А. Н. Леонтьев)

Что такое личность? Как происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Почему А. Н. Леонтьев считает, что личностью не родятся, личностью становятся? Попробую ответить на эти вопросы и определить, насколько прав российский психолог.

На мой взгляд, в данном высказывании заложена проблема личности как единства индивидуальности, духовности, социального статуса и коммуникативности. Известно, что человечество — это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид» – единичный представитель человеческого рода. Обратимся к понятию «человек». Итак, «человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных». Человек, таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, то есть тем, что создала природа; причем для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела).

Являясь представителем человеческой общности, индивид является индивидуальностью, которая подчеркивает все проявления его неповторимости, многосторонности и гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей.

Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое. Рождаясь, ребенок имеет налицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами — двигательными, пищевыми и т. д. Это — индивид, живая особь, как и другие природные существа. Но индивид останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые, черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество – это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть субъектом отношений и сознательной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью и ему еще предстоит ею стать. Психолог прав, считая, что личностью не родятся. Так как же происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Итак, личность – это сложное понятие, характеризующее итог развития индивида, которое может быть раскрыто следующим образом: субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни, поэтому, на мой взгляд, когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость.

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

… особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. 3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей и провести диагностику уровня развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности младших школьников. 4. Экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на …

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией же называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Из курса обществознания мы знаем, что расширение и углубление социализации происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания, в результате чего, я думаю, и осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, освоение своей социальной принадлежности (социального статуса), социальной роли, самооценки и пр. Кроме того, для становления личности большое значение имеет самосознание и самореализация личности. Одним из важных признаков самосознания (определения человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой) является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Наконец, личность проявляет себя в процессе самореализации, то есть процессе наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющего максимально полно реализовать творческий потенциал (таланта, способностей, возможностей).

Таким образом, обобщая, можно сделать вывод: чтобы стать личностью, необходимо сформировать в себе способность к самореализации, которая представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально реализовывает свою индивидуальность. Приведу в качестве примера, имена людей, которых по праву можно назвать выдающимися личностями своей эпохи: это великий русский ученый М. В. Ломоносов, который небывалым упорством, стремлением к знаниям и, бесспорно, редким талантом сумел реализовать себя в разных сферах научной деятельности; это и Л. Н. Толстой, создавший художественные произведения мирового уровня, всю свою сознательную жизнь занимавшийся самосовершенствованием; это писатель Максим Горький, который, испытав все «мерзости жизни», стал незаурядным художником слова, это многие и многие другие люди, которые, развив в себе индивидуальные качества, добились их реализации в творческой деятельности и стали полноценными личностями.

На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод о том, что психолог А. Н. Леонтьев абсолютно прав, считая, что личностью не родятся, а личностью становятся.

2 стр., 599 слов

Охрана труда в процессе деятельности

… После расследования были выявлены грубые нарушения по охране труда и пожарной безопасности. За несоблюдение закона по охране труда и безопасности на рабочем месте виновники были привлечены к уголовной … руководитель знакомит нас с должностными инструкциями по охране труда. Их очень много. Это и правила по пожарной безопасности, и электробезопасность, и перевозка учащихся автомобильным транспортом и …

Season Poetry

Эссе. Тема: Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Автор: А.Г. Асмолов

Довольно странная и интересная фраз, Поэтому можно сказать что «Индивидом — рождаются»., Личностью становятся, Индивидуальность — отстаивают.

Ну и конечно же — поддерживать эту самую свою индивидуальность — для того чтобы считаться действительно — чем-то более чем ещё одной копией схожей личности.

Поделиться в соц. сетях

Декарт ошибался: «человек есть человек через других людей»

Деталь из « Young Moe » (1938) Пауля Клее. Предоставлено Phillips collection/Wikipedia

Согласно философии убунту, берущей свое начало в древней Африке, новорожденный не является личностью. Люди рождаются без « ena », или самости, и вместо этого должны приобретать ее через взаимодействия и опыт с течением времени. Таким образом, различие между «я» и «другим», которое является аксиомой в западной философии, гораздо более расплывчато в мысли Убунту. Как выразился кенийский философ Джон Мбити в Африканские религии и философия (1975): «Я есть, потому что мы есть, и поскольку мы есть, значит, я есть».

Из повседневного опыта мы знаем, что человек частично выкован в горниле общества. Отношения информируют о самопонимании. Кто я есть, зависит от многих «других»: моей семьи, моих друзей, моей культуры, моих коллег по работе. Скажем, «я», которое я беру за продуктами, отличается по своим действиям и поведению от «я», которое разговаривает с моим научным руководителем. Даже мои самые личные и личные размышления переплетаются с точками зрения и голосами разных людей, будь то те, кто соглашается со мной, те, кто критикует, или те, кто хвалит меня.

И все же представление о изменчивом и неоднозначном «я» может сбивать с толку. Мы можем списать этот дискомфорт в значительной степени на заслугу Рене Декарта. Французский философ XVII века считал, что человек по своей сути автономен и самодостаточен; по своей сути рациональный, мыслящий субъект, который должен скептически относиться к миру за пределами своей головы. Хотя Декарт не в одиночку создал современный разум, он прошел долгий путь к определению его контуров.

Декарт поставил перед собой очень особенную задачу. Он хотел найти устойчивую точку зрения, с которой можно было бы смотреть на мир, не полагаясь на установленную Богом мудрость; место, откуда он мог различить постоянные структуры под изменчивыми явлениями природы. Но Декарт считал, что существует компромисс между уверенностью и своего рода социальным, мирским богатством. Единственное, в чем вы можете быть уверены, так это в своих собственных cogito — то, что вы думаете. Другие люди и другие вещи по своей природе непостоянны и неустойчивы. Таким образом, они не должны иметь ничего общего с базовой конституцией познающего я, которое является обязательно обособленным, связным и созерцательным целым.

Немногие уважаемые философы и психологи отождествляют себя со строгими картезианскими дуалистами в том смысле, что верят в то, что разум и материя полностью отделены друг от друга. Но картезианское cogito по-прежнему везде, куда ни глянь. Экспериментальный план тестирования памяти, например, имеет тенденцию исходить из предположения, что можно провести четкое различие между собой и миром. Если память просто живет внутри черепа, то вполне допустимо удалить человека из его повседневного окружения и отношений и проверить его память с помощью карточек или экранов в искусственных условиях лаборатории. Человек считается автономным существом, независимо от его окружения, вписанным в мозг как ряд когнитивных процессов. Память должна быть просто чем-то, что вы есть , а не то, что вы делаете в определенном контексте.

Социальная психология предназначена для изучения отношений между познанием и обществом. Но даже в этом случае исследование часто предполагает, что в центре внимания находится коллектив картезианских субъектов, а не самости, которые со временем эволюционируют вместе с другими. В 1960-х годах американские психологи Джон Дарли и Бибб Латане заинтересовались убийством Китти Дженовезе, молодой белой женщины, которая получила ножевое ранение и подверглась нападению по дороге домой однажды ночью в Нью-Йорке. Несколько человек были свидетелями преступления, но никто не вмешался, чтобы предотвратить его. Дарли и Латане разработали серию экспериментов, в которых они имитировали кризис, такой как эпилептический припадок или дым, поднимающийся из соседней комнаты, чтобы наблюдать за тем, что делают люди. Они были первыми, кто определил так называемый «эффект свидетеля», при котором люди медленнее реагируют на кого-то, кто находится в бедственном положении, если другие находятся рядом.

Дарли и Латане предположили, что это может происходить из-за «рассеивания ответственности», при котором обязанность реагировать распределяется среди большей группы людей. Но, как утверждает американский психолог Фрэнсис Черри в книге «Упрямые особенности социальной психологии: очерки исследовательского процесса» (1995), этот численный подход стирает жизненно важную контекстуальную информацию, которая может помочь понять истинные мотивы людей. По словам Черри, убийство Дженовезе нужно было рассматривать на фоне, когда к насилию в отношении женщин не относились серьезно, и когда люди не хотели вмешиваться в то, что могло быть семейным спором. Более того, убийство бедной чернокожей женщины вызвало бы гораздо меньший последующий интерес средств массовой информации. Но фокус Дарли и Латане делает структурные факторы менее заметными.

Есть ли способ примирить эти два представления о себе – относительную, охватывающую мир версию и автономную, внутреннюю? Русский философ ХХ века Михаил Бахтин считал, что ответ лежит в диалоге. Нам нужны других, чтобы оценить собственное существование и построить связный образ себя. Подумайте о том светлом моменте, когда поэт запечатлевает то, что вы чувствовали, но никогда не формулировали; или когда вы изо всех сил пытались обобщить свои мысли, но они кристаллизовались в разговоре с другом. Бахтин считал, что только через встречу с другим человеком можно оценить собственную уникальную перспективу и увидеть себя как единое целое. «Глядя через экран души другого, — писал он, — я оживляю свою внешность». Самость и знание развиваются и динамичны; «я» никогда не закончено — это открытая книга.

Так что реальность не просто где-то там , ожидающая раскрытия. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми коллективно ищущими истину, в процессе их диалогического взаимодействия», — писал Бахтин в «Проблемах поэтики Достоевского» ( 1929). Ничто просто не есть само вне матрицы отношений, в которых оно проявляется. Наоборот, — это — это действие или событие, которое должно произойти в пространстве между собой и миром.

Признание того, что другие жизненно важны для нашего самовосприятия, является корректировкой ограничений картезианского взгляда. Рассмотрим две разные модели детской психологии. Теория когнитивного развития Жана Пиаже рассматривает индивидуальный рост в картезианской манере как реорганизацию психических процессов. Развивающийся ребенок изображается как одинокий ученик — изобретательный ученый, самостоятельно пытающийся разобраться в мире. Напротив, «диалогические» теории, воплощенные в жизнь в таких экспериментах, как «исследование кукольного домика» Лизы Фройнд в 1990, подчеркивают взаимодействие между ребенком и взрослым, которые могут обеспечить «строительные леса» для того, как ребенок понимает мир.

Более мрачным примером может быть одиночное заключение в тюрьме. Наказание изначально предназначалось для поощрения самоанализа: обратить мысли заключенной внутрь себя, побудить ее задуматься о своих преступлениях и в конечном итоге помочь ей вернуться в общество нравственно очищенным гражданином. Идеальная политика для реформирования картезианских личностей. Но на самом деле исследования таких заключенных показывают, что их чувство собственного достоинства растворяется, если их наказывают таким образом достаточно долго. Заключенные, как правило, страдают от серьезных физических и психологических проблем, таких как спутанность сознания, тревога, бессонница, чувство неадекватности и искаженное чувство времени. Лишенный контакта и взаимодействия — внешней перспективы, необходимой для завершения и поддержания связного образа себя — человек рискует исчезнуть в небытии.

Новые области воплощенного и активного познания начали более серьезно относиться к диалогическим моделям самости. Но по большей части научная психология слишком охотно принимает индивидуалистические картезианские предположения, которые обрывают паутину, связывающую личность с другими. Существует зулусская фраза « Umuntu ngumuntu ngabantu », что означает «Человек является человеком через других людей». Я думаю, что это более содержательное и лучшее объяснение, чем «Я мыслю, следовательно, я существую» 9.0007

Вы тот же человек, которым были раньше?

У меня мало воспоминаний о четырехлетнем возрасте — факт, который меня смущает теперь, когда я отец четырехлетнего ребенка. Мы с сыном отлично проводим время вместе; В последнее время мы строим версии знакомых мест (кофейня, ванная) из Lego и совершенствуем «флипперу» — движение, в котором я держу его за руки, пока он кувыркается назад с моих плеч на землю. Но сколько из нашей радостной жизни он будет помнить? Что я помню из четырехлетнего возраста, так это накрашенные красным ногти злой няни; стереосистема из полированного серебра в квартире моих родителей; особый коридор с оранжевым ковром; некоторые комнатные растения на солнце; и мельком лицо моего отца, возможно, тайно всплывшее в памяти с фотографии. Эти разрозненные образы не складываются в картину жизни. Они также не могут осветить какую-либо внутреннюю реальность. У меня нет воспоминаний о собственных чувствах, мыслях или личности; Мне говорили, что я был веселым, болтливым ребенком, склонным к длинным речам за обеденным столом, но не помню, чтобы я был таким. С моим сыном, счастливым и разговорчивым, так весело находиться рядом, что я иногда оплакиваю от его имени его будущую неспособность вспомнить себя.

Если бы мы могли яснее увидеть себя в детстве, мы могли бы лучше понять направление и характер нашей жизни. Остаемся ли мы такими же людьми в четыре года, какими будем в двадцать четыре, сорок четыре или семьдесят четыре? Или мы существенно изменимся со временем? Исправление уже сделано или в наших историях будут неожиданные повороты? Некоторым людям кажется, что они сильно изменились за эти годы, и прошлое кажется им чужой страной со своеобразными обычаями, ценностями и вкусами. (Эти бойфренды! Эта музыка! Эти наряды!) Но у других есть сильное чувство связи с самим собой в молодости, и для них прошлое остается домом. Моя свекровь, живущая недалеко от родительского дома в том же городе, где она выросла, уверяет, что она такая же, как всегда, и с новым негодованием вспоминает свой шестой день рождения, когда ей пообещали пони, но не получил ни одного. Ее брат придерживается противоположного мнения: он оглядывается на несколько разных эпох своей жизни, каждая со своим набором взглядов, обстоятельств и друзей. «Я прошел через множество дверей, — сказал он мне. Я тоже так думаю, хотя большинство людей, хорошо меня знающих, говорят, что я всегда оставался тем же человеком.

Постарайтесь вспомнить жизнь такой, какой вы жили много лет назад, в обычный осенний день. В то время вы глубоко заботились об одних вещах (девушка? Depeche Mode?), но не обращали внимания на другие (ваши политические обязательства? ваши дети?). Определенные ключевые события — колледж? война? свадьба? Анонимные Алкоголики? — еще не существовало.

Ощущается ли то «я», которого вы помните, таким же, как вы, или как незнакомец? Кажется, вы вспоминаете вчерашний день или читаете роман о вымышленном персонаже?

Если у вас есть прежние чувства, вы, вероятно, продолжатель; если последнее, вы, вероятно, разделитель. Вы можете предпочесть быть одним другому, но вам трудно изменить свою точку зрения. В стихотворении «Радуга» Уильям Вордсворт писал, что «Ребенок — Отец Человека», и этот девиз часто цитируют как истину. Но он сформулировал эту идею как стремление — «И я мог бы пожелать, чтобы мои дни были / Связаны друг с другом естественным благочестием», — как бы говоря это, хотя было бы хорошо, если бы наше детство и взрослость были связаны, как концы радуга, связь может быть иллюзией, которая зависит от того, где мы находимся. Одна из причин пойти на встречу выпускников старшей школы — это почувствовать себя самим собой из прошлого: возобновляется старая дружба, всплывают старые шутки, вновь разгораются старые чувства. Но путешествие во времени прекращается, когда вы выходите из спортзала.

Оказывается, ты все-таки изменился.

С другой стороны, некоторые из нас хотят отключиться от себя в прошлом; обремененные тем, кем мы были раньше, или заключенные в клетку тем, кто мы есть, мы желаем многочастной жизни. В объемистом автобиографическом романе «Моя борьба» Карл Ове Кнаусгаард — мужчина средних лет, который надеется сегодня стать лучше, чем был в молодости, — задается вопросом, имеет ли вообще смысл использовать одно и то же имя на протяжении всей жизни. Глядя на фотографию себя в младенчестве, он задается вопросом, какое отношение этот маленький человек с «раскинутыми руками и ногами и искаженным криком лицом» имеет к сорокалетнему отцу и писателю, которым он является сейчас. или с «серыми, сгорбленными стариками, которые через сорок лет, возможно, будут сидеть в доме престарелых, истекая слюной и дрожа». Он предлагает, возможно, лучше использовать ряд имен: «Например, плод можно назвать Йенс Ове, а младенца — Нильс Ове. . . Гейру Ове от десяти до двенадцати лет, Курту Ове от двенадцати до семнадцати лет.

. . Тор Уве от двадцати трех до тридцати двух лет, Карл Уве от тридцати двух до сорока шести лет и так далее». В такой схеме «первое имя будет обозначать возрастной диапазон, второе имя — преемственность, а последнее — семейную принадлежность».

Моего сына зовут Питер. Меня нервирует мысль о том, что когда-нибудь он может стать настолько другим, что потребует нового имени. Но он учится и растет каждый день; как он мог не становиться всегда кем-то новым? У меня к нему противоречивые устремления: продолжать расти; продолжай быть собой. А как он себя увидит, кто знает? Философ Гален Стросон считает, что некоторые люди просто более «эпизодичны», чем другие; они прекрасно живут изо дня в день, независимо от более широкой сюжетной линии. «Я нахожусь где-то в конце эпизодического диапазона этого спектра», — пишет Стросон в эссе под названием «Ощущение себя». «Я не воспринимаю свою жизнь как повествование с формой и мало интересуюсь своим собственным прошлым».

Возможно, Питер вырастет эпизодической личностью, живущей настоящим моментом, не заботясь о том, образует ли его жизнь единое целое или набор частей. Но даже в этом случае не избежать парадоксов изменчивости, которые имеют свойство вплетаться в нашу жизнь. Думая о каком-то своем старом постыдном поступке, мы говорим себе: «Я изменился!» (Но так ли это?) Нам наскучил друг, одержимый тем, что произошло давным-давно, и мы говорим: «Это была другая жизнь — теперь ты другой человек!» (Но она ли это?) Живя рядом с нашими друзьями, супругами, родителями и детьми, мы задаемся вопросом, те ли это люди, которых мы всегда знали, или они пережили изменения, которые мы или они изо всех сил пытаемся увидеть. Даже если мы неустанно работаем над улучшением, мы обнаруживаем, что куда бы мы ни пошли, мы там (в таком случае, какой в ​​этом смысл?). И все же иногда мы вспоминаем о себе прежнем с чувством удивления, как будто вспоминая прошлую жизнь. Жизнь длинная, и ее трудно увидеть. Что мы можем узнать, спросив себя, всегда ли мы были такими, какие мы есть?

Вопрос о нашей преемственности имеет эмпирическую сторону, на которую можно ответить научно. В 1970-х годах, работая в Университете Отаго в Новой Зеландии, психолог по имени Фил Сильва помог начать исследование тысячи и тридцати семи детей; предметы, все из которых жили в городе Данидин или его окрестностях, изучались в возрасте трех лет, а затем снова в пять, семь, девять, одиннадцать, тринадцать, пятнадцать, восемнадцать, двадцать один, двадцать шесть, тридцать два, тридцать восемь и сорок пять, исследователями, которые часто опрашивали не только испытуемых, но и их семью и друзей. В 2020 году четыре психолога, участвовавшие в исследовании в Данидине, — Джей Бельски, Авшалом Каспи, Терри Э. Моффит и Ричи Поултон — обобщили то, что было изучено на данный момент, в книге под названием «Происхождение вас: как детство формирует дальнейшую жизнь». Он объединяет результаты нескольких связанных исследований, проведенных в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве, и таким образом описывает, как за десятилетия изменились около четырех тысяч человек.

Джон Стюарт Милль однажды написал, что молодой человек подобен «дереву, которому необходимо расти и развиваться со всех сторон в соответствии с тенденцией внутренних сил, которые делают его живым существом».

Изображение предполагает общее распространение и подъем, на что неизбежно влияют почва и климат, и этому может помочь небольшая разумная обрезка здесь и там. Авторы «Происхождения вас» предлагают более хаотичную метафору. Они предполагают, что люди подобны штормовым системам. Каждый отдельный шторм имеет свой особый набор черт и динамики; между тем, его будущее зависит от многочисленных элементов атмосферы и ландшафта. Судьба любого данного Харви, Эллисон, Айка или Катрины может быть частично определена «атмосферным давлением в другом месте» и «временем, которое ураган проводит в море, собирая влагу, прежде чем обрушиться на сушу. ” Дональд Трамп в 2014 году сказал биографу, что он был тем же человеком в свои шестьдесят, каким он был в первом классе. В его случае, пишут исследователи, в эту идею не так уж трудно поверить. Однако бури формируются миром и другими бурями, и только эгоистичная погодная система верит в свою абсолютную и неизменную индивидуальность.

Попытки понять человеческую погоду — например, показать, что дети, подвергшиеся жестокому обращению, несут на себе отпечаток этого жестокого обращения во взрослом возрасте — предсказуемо неточны. Одна из проблем заключается в том, что многие исследования развития носят «ретроспективный» характер: исследователи начинают с того, как люди живут сейчас, а затем обращаются к прошлому, чтобы выяснить, как они к этому пришли. Но многие проблемы мешают таким усилиям. Память подвержена ошибкам: людям часто трудно вспомнить даже основные факты о том, что они пережили десятилетия назад. (Например, многие родители не могут точно вспомнить, был ли у ребенка диагностирован СДВГ; люди даже не могут вспомнить, были ли их родители злыми или милыми.) Существует также проблема систематической ошибки при зачислении. Ретроспективное исследование тревожных взрослых может обнаружить, что многие из них выросли с разведенными родителями, но как насчет многих детей после развода, у которых не развилась тревожность, и поэтому они никогда не участвовали в исследовании? В ретроспективном исследовании трудно установить истинное значение какого-либо отдельного фактора. Таким образом, ценность Данидинского проекта заключается не только в его длительности, но и в том, что он является «перспективным».

Это началось с тысячи случайных детей, и только позже были выявлены изменения по мере их появления.

Работая на перспективу, исследователи Данидина начали с классификации своих трехлетних детей. Они встречались с детьми по 90 минут с каждым, оценивая их по двадцати двум аспектам личности — неугомонность, импульсивность, своенравие, внимательность, дружелюбие, коммуникабельность и так далее. Затем они использовали свои результаты, чтобы определить пять основных типов детей. Сорок процентов детей считались «хорошо приспособленными» с обычной смесью детских черт характера. Еще четверть оказались «уверенными» — более, чем обычно, чувствовали себя комфортно с незнакомцами и новыми ситуациями. Поначалу пятнадцать процентов были «сдержанными» или сдержанными. Примерно каждый десятый оказался «заторможенным»; такая же доля была определена как «недостаточно контролируемая». Заторможенные дети были заметно застенчивы и исключительно медленно соображали; неуправляемые были импульсивны и раздражительны. Эти определения личности, сделанные после кратких встреч и незнакомцами, легли в основу полувековой дальнейшей работы.

К восемнадцати годам стали видны определенные закономерности. Хотя уверенные в себе, сдержанные и хорошо приспособленные дети продолжали оставаться такими, эти категории были менее четкими. Напротив, дети, которые были отнесены к категории заторможенных или недостаточно контролируемых, оставались более верными себе. В восемнадцать лет некогда заторможенные дети оставались немного в стороне и были «значительно менее сильными и решительными, чем все остальные дети». В то же время неконтролируемые дети «описывали себя как склонных к опасности и импульсивных» и «наименее склонны из всех молодых людей избегать вредных, захватывающих и опасных ситуаций или вести себя рефлексивно, осторожно, осторожно или планомерно». Подростки из этой последней группы, как правило, чаще злились и считали себя «обиженными и жертвами».

Исследователи увидели возможность оптимизировать свои категории. Они собрали вместе большую группу подростков, которые, казалось, не шли по намеченному пути. Затем они сосредоточились на двух меньших группах, которые выделялись. Одна группа «отдалялась от мира», принимая образ жизни, который, хотя и мог быть вполне полезным, был также сдержанным и осмотрительным. А другая группа такого же размера «двигалась против всего мира». В последующие годы исследователи обнаружили, что люди из последней группы с большей вероятностью были уволены с работы и имели проблемы с азартными играми. Их нравы были стойкими.

Эта долговечность отчасти объясняется социальной силой темперамента, который, как пишут авторы, представляет собой «машину, проектирующую другую машину, которая затем влияет на развитие». Эта вторая машина представляет собой социальную среду человека. Тот, кто выступает против мира, будет отталкивать других, и он будет склонен интерпретировать действия даже благонамеренных других как отталкивание; эта негативная социальная обратная связь усилит его оппозиционную позицию. Тем временем он будет заниматься тем, что психологи называют «выбором ниши» — предпочтением социальных ситуаций, укрепляющих его расположение. «Хорошо приспособленный» пятиклассник может на самом деле «с нетерпением ждать перехода в среднюю школу»; когда она доберется туда, она может даже вступить в какой-нибудь клуб. Ее подруга, которая уезжает от мира, может предпочесть почитать за обедом. А ее брат, который идет против всего мира — группа немного склонна к мужскому полу, — будет чувствовать себя как дома в опасных ситуациях.

Путем такого саморазвития, пишут авторы, мы создаем жизни, которые делают нас еще более похожими на самих себя. Но есть способы вырваться из этого круга. Один из способов, которым люди меняют курс, — это их интимные отношения. Исследование Данидина предполагает, что если человек, склонный идти против мира, женится на правильном человеке или найдет правильного наставника, он может начать двигаться в более позитивном направлении. Его мир станет более благотворным сотворчеством. Даже если большая часть истории написана, всегда можно переписать.

Исследование в Данидине многое говорит нам о том, какое значение имеют различия между детьми с течением времени. Но как много такого рода работы могут рассказать о более глубоком, более личном вопросе нашей собственной преемственности или изменчивости? Это зависит от того, что мы имеем в виду, когда спрашиваем, кто мы такие. Мы, в конце концов, больше, чем наши склонности. Все мы подпадаем под любое количество категорий, но эти категории не полностью охватывают нашу идентичность.

Во-первых, есть важный смысл, в котором то, кто вы есть, определяется не тем, что вы из себя представляете, а тем, что вы делаете. Представьте себе двух братьев, которые растут в одной спальне и имеют схожие характеры — умные, жесткие, властные и амбициозные. Один становится сенатором штата и президентом университета, а другой становится боссом мафии. Делают ли их параллельные темпераменты похожими людьми? Те, кто следил за историями Уильяма Балджера и Джеймса (Уайти) Балджера — братьев из Бостона, руководивших Сенатом штата Массачусетс и преступным миром соответственно, — иногда предполагают, что между ними было больше общего, чем различий. («Они оба очень круты в своих областях», — заметил биограф.) Но мы были бы правы, если бы относились к такой точке зрения скептически, потому что это требует отбрасывания совершенно разных жизней братьев. У Жемчужных ворот их никто не перепутает.

«Он интереснее у бассейна».

Мультфильм Лайзы Доннелли

Братья Балджеры необыкновенны; немногие из нас ломаются так плохо или хорошо. Но все мы делаем удивительные вещи, которые имеют значение. В 1964 году режиссер Майкл Аптед помог снять «Семеро вверх!», первый из серии документальных фильмов, которые будут посещать одну и ту же группу из дюжины или около того британцев каждые семь лет, начиная с семилетнего возраста; Аптед представлял проект, последний раз обновленный в 2019 году с помощью «63 Up», как социально-экономическое исследование «об этих детях, у которых есть все, и о других детях, у которых ничего нет». Но по мере развития сериала хаос индивидуальности покушался на ясность категоризации. Один участник стал служителем-мирянином и ушел в политику; другой начал помогать сиротам в Болгарии; другие занимались любительским театром, изучали ядерный синтез и создавали рок-группы. Один сам превратился в документалиста и ушел из проекта. Реальная жизнь, неудержимая в своих частностях, взяла верх над схематическими замыслами создателей фильма.

Даже кажущиеся незначительными или тривиальными элементы могут повлиять на то, кто мы есть. В конце этого лета я посетил семейное мероприятие с отцом и дядей. Когда мы сидели за столиком на улице и болтали, наш разговор зашел о «Звездном пути», научно-фантастическом телешоу, премьера которого состоялась в 1966 году. Мой отец и дядя с детства смотрели разные его воплощения, и мой папа в частности, является подлинным поклонником. Пока вокруг нас шла вечеринка, мы все по памяти цитировали вступительный монолог оригинальной версии — «Космос: последний рубеж. Это путешествия космического корабля «Энтерпрайз». . . .» — и аплодировали себе за наше исполнение. «Звездный путь» — это сквозная линия в жизни моего папы. Мы склонны преуменьшать подобные причуды и увлечения, но они важны для того, кто мы есть. Когда Леопольд Блум, главный герой романа Джеймса Джойса «Улисс», бродит по дублинскому кладбищу, его не впечатляют общие надписи на надгробиях, и он считает, что они должны быть более конкретными. «Такой-то и такой-то, колесник, — воображает Блум, или на камне, выгравированном кастрюлей, — я приготовил хорошее ирландское рагу». Когда нас просят описать себя, мы склонны говорить в общих чертах, находя подробности нашей жизни несколько смущающими. Но другу, выступающему с надгробной речью, не мешало бы отметить, что мы играли на гитаре, собирали старинные телефоны и любили Агату Кристи и Мец. Каждая совокупность деталей подобна отпечатку пальца. У некоторых из нас были одни и те же отпечатки на протяжении всей жизни; у других было несколько наборов.

Сосредоточение внимания на реалиях нашей жизни может противоречить нашим интуитивным представлениям о нашей преемственности или изменчивости. Гален Стросон, философ, который говорит, что мало понимает свою жизнь «как повествование», наиболее известен своими аргументами против идей свободы воли и моральной ответственности; он утверждает, что у нас нет свободы воли и мы не несем окончательной ответственности за то, что делаем. Но его отец, Питер Стросон, тоже был философом и прославился, среди прочего, защитой этих концепций. Гален Стросон может заверить нас, что с точки зрения первого лица его жизнь кажется «эпизодической». Тем не менее, с точки зрения воображаемого биографа от третьего лица, он является частью длинной дуги сюжета, которая простирается на несколько жизней. Мы можем чувствовать себя прерывистыми внутри, но быть непрерывными снаружи, и наоборот. Такого рода расхождение может быть просто неизбежным. Каждую жизнь, наверное, можно рассматривать с двух сторон.

Я знаю двух Тимов, и у них противоположные интуитивные представления о собственной преемственности. Первый Тим, мой тесть, уверен, что с двух до семидесяти двух лет у него был такой же веселый и дерзкий характер. У него были те же интересы — чтение, Вторая мировая война, Ирландия, Дикий Запад, янки — на протяжении большей части его жизни. Он один из самых самостоятельных людей, которых я знаю. Второй Тим, мой школьный друг, считает свою жизнь радикально прерывистой, и это правильно. Когда я впервые встретил его, он был настолько тощим, что ему отказали в сдаче крови из-за недостаточного веса; над ним издевались и помыкали старшие дети, и он находил утешение в мысли, что его родители поздно взрослели. Эта идея показалась его друзьям надуманной. Но после школы Тим внезапно превратился в высокого мужчину с телосложением героя боевиков. Он изучал физику и философию в колледже, а затем работал в лаборатории неврологии, прежде чем стать офицером морской пехоты и отправиться в Ирак; он поступил на финансы, но с тех пор ушел, чтобы изучать информатику.

«Я изменился больше, чем большинство людей, которых я знаю», — сказал мне Тим. Он поделился ярким воспоминанием о разговоре с матерью, когда они сидели в машине возле автомастерской: «Мне было тринадцать, и мы говорили о том, как люди меняются. А моя мама, психиатр, сказала мне, что люди, как правило, перестают так сильно меняться, когда им за тридцать. Они начинают принимать себя такими, какие они есть, и жить с собой такими, какие они есть. И, может быть, из-за того, что в то время я был несчастным и злым человеком, эта идея показалась мне оскорбительной. И тогда я поклялся, что никогда не перестану меняться. И я не остановился».

Имеют ли два Тима полную картину? Я знаю своего тестя только двадцать из его семидесяти двух лет, но и за это время он совсем изменился, стал более терпеливым и сострадательным; судя по всему, в жизни, которую он прожил до того, как я встретил его, тоже было несколько глав. И в фундаментальном смысле мой школьный друг не изменился. Сколько я его знаю, он был привержен идее стать другим. Для него настоящая трансформация требовала успокоения; бесконечные изменения — это своего рода постоянство.

Гален Стросон отмечает, что существует множество способов, которыми люди могут относиться ко времени в своей жизни. «Некоторые люди живут в режиме повествования, — пишет он, а у других — нет тенденции рассматривать свою жизнь как историю или развитие». Но дело не только в том, чтобы быть продолжателем или разделителем. Некоторые люди живут эпизодически как форма «духовной дисциплины», тогда как другие «просто бесцельны». Презентизм может быть «ответом на экономическую нищету — разрушительное отсутствие возможностей — или огромное богатство». Он продолжает:

Есть лотосоеды, бродяги, полевые лилии, мистики и люди, которые усердно работают в настоящий момент. . . . Некоторые люди творческие, хотя им не хватает амбиций или долгосрочных целей, и они переходят от одной мелочи к другой или создают большие работы без планирования, случайно или по нарастанию. Некоторые люди очень последовательны в характере, знают они об этом или нет, форма устойчивости, которая может лежать в основе опыта непрерывности самости. Другие последовательны в своей непоследовательности и чувствуют себя постоянно озадачивающими и разрозненными.

Истории, которые мы рассказываем себе о том, изменились ли мы, должны быть проще, чем неуловимая реальность. Но это не значит, что они инертны. История моего друга Тима, в которой он клянется измениться навсегда, показывает, насколько ценными могут быть такие истории. Воспринимаете ли вы застой или сегментацию — это почти идеологический вопрос. Быть изменчивым — значит быть непредсказуемым и свободным; это быть не просто главным героем истории своей жизни, а автором ее сюжета. В некоторых случаях это означает принятие драмы уязвимости, решения и трансформации; это может также включать отказ принять конечность, которая является оборотной стороной индивидуальности.

Альтернативная точка зрения — что вы всегда были тем, кто вы есть — тоже ценна. Джеймс Фентон запечатлел некоторые из них в своем стихотворении «Идеал»:

Я есть я.
Это не экран.
Человек должен уважать
Каким он был.

Это мое прошлое
Которое я не брошу.
Это идеал.
Это сложно.

С этой точки зрения жизнь полна и разнообразна, и все мы проходим через приключения, которые могут изменить нас самих. Но самое главное, что мы это прожили. Тот же самый я, как бы он ни был изменен, все это впитал и все сделал. Это мировоззрение также включает в себя декларацию независимости — независимости не от прошлого «я» и обстоятельств, а от силы обстоятельств и выбора, который мы делаем, чтобы придать смысл своей жизни. Делители рассказывают историю о том, как они отремонтировали свои дома, попутно став архитекторами. Продолжатели рассказывают историю величественной собственности, которая останется самой собой, независимо от того, что будет построено. Какими бы разными ни казались эти два взгляда, у них много общего. Среди прочего, они помогают нам в нашем саморазвитии. Посвятив себя переменам в жизни, мой друг Тим мог бы ускорить их. Сосредоточив внимание на стойкости своего характера, мой тесть, возможно, взрастил и усовершенствовал свои лучшие качества.

Течение времени почти требует, чтобы мы рассказали какую-то историю: есть определенные способы, которыми мы не можем не измениться в жизни, и мы должны реагировать на них. Молодые тела отличаются от старых; возможности умножаются в первые десятилетия нашей жизни, а затем исчезают. Когда вам было семнадцать, вы каждый день по часу занимались игрой на фортепиано и впервые влюбились; теперь вы оплачиваете свои кредитные карты и смотрите Amazon Prime. Сказать, что сегодня вы тот же человек, что и несколько десятков лет назад, абсурдно. История, которая аккуратно делит ваше прошлое на главы, также может быть искусственной. И все же есть смысл навести порядок в хаосе. Дело не только в самоуспокоении: будущее вырисовывается, и мы должны решить, как действовать, исходя из прошлого. Вы не можете продолжить историю, не написав ее сначала.

Придерживаясь какой-либо одной учетной записи вашей изменчивости, вы можете ограничивать себя. Истории, которые мы рассказали, могут оказаться слишком узкими для наших нужд. В книге «Жизнь тяжела» философ Киран Сетия утверждает, что некоторые бодрящие испытания — одиночество, неудачи, плохое здоровье, горе и т. д. — по существу неизбежны; тем временем мы, как правило, воспитаны в широко искупительной традиции, которая «принуждает нас сосредоточиться на лучшем в жизни». Одно из преимуществ утверждения, что мы всегда были теми, кто мы есть, заключается в том, что это помогает нам замалчивать разрушительные события, которые перевернули нашу жизнь. Но хорошо, как показывает книга, признавать тяжелый опыт и спрашивать, как он помог нам стать сильнее, добрее и мудрее. В более общем смысле, если вы долгое время отвечали на вопрос о преемственности одним способом, вы можете попробовать ответить на него другим. Для разнообразия представьте себя либо более непрерывным, либо менее непрерывным, чем вы предполагали. Узнайте, что открывает эта новая перспектива.

Акты саморассказа имеют свойство рекурсии. Я рассказываю себе историю о себе, чтобы синхронизировать себя с той историей, которую рассказываю; затем, неизбежно, я пересматриваю историю по мере того, как меняюсь. Долгая работа по пересмотру сама по себе может быть источником преемственности в нашей жизни. Один из участников серии «Вверх» рассказывает Apted: «Мне потребовалось почти шестьдесят лет, чтобы понять, кто я». Мартин Хайдеггер, часто непроницаемый немецкий философ, утверждал, что то, что отличает людей, — это наша способность «занять позицию» в отношении того, что и кто мы есть; на самом деле у нас нет другого выбора, кроме как задавать непрестанные вопросы о том, что значит существовать, и о том, к чему все это приводит. Спрашивать и пробовать ответы так же важно для нашей личности, как расти для дерева.

В последнее время мой сын начал понимать, что он меняется. Он заметил, что больше не влезает в любимую рубашку, и показывает мне, как спит немного по диагонали в детской кроватке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *