Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Этапы развития личности по фрейду: (Sigismund Schlomo Freud, 18561939) —

Содержание

Стадии психосексуального развития ребенка. Оральная стадия | e1.ru

В современной психологии существует множество подходов к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Подход, который рассматриваю сегодня я, называется психоаналитическим. Почему именно он? Дело в том, что психоанализ является своего рода ’колыбелью’ многих психологических учений. Последователями Фрейда были такие известные ученые, как Адлер, Юнг, и многие другие. Каждый из них привнес в науку что-то свое, но все они начинали свою деятельность именно с психоанализа и на сегодняшний день это одна из самых зарекомендовавших себя и проверенных теорий.

Начнем с того, что наше поведение в значительной степени не осознается нами. По большей части это тот опыт, который мы получили в раннем детстве или даже младенчестве, реагируя на какие-то раздражители или стрессовые ситуации. Этот опыт был включен в систему наших ответных реакций и мы продолжаем пользоваться им всю свою жизнь. И если учитывать, что первый опыт имеет наиболее сильную эмоциональную окраску, становится понятно, почему именно это чувство продолжает руководить нами в критические моменты нашей жизни.

Каким образом происходит закладка таких типов реагирования? Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.

  • Оральная (0 — 18 мес.)
  • Анальная (18 мес. — 3 года)
  • Фаллическая (3 года — 6 лет)
  • Латентная (6 — 12 лет)
  • Генитальная (период полового созревания)

Сегодня мы поговорим об оральной стадии психосексуального развития.

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама. Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  1. Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  2. Сверхзаботливость — ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями.

В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде ’остаточного’ поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности.

Основными его чертами является: ожидает от окружающего мира ’материнского’ отношения к себе, постоянно требует одобрения, чрезмерно зависим и доверчив, испытывает потребность в поддержке и принятии, жизненная пассивность. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

В следующий раз мы продолжим рассмотрение психосексуальных стадий, предложенных З.Фрейдом, и перейдем к анальной стадии.

По теме

  • 14 ноября 2002, 16:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Генитальная стадия
  • 14 ноября 2002, 15:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Латентная стадия
  • 14 ноября 2002, 14:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры
  • 14 ноября 2002, 13:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Анальная стадия

Татьяна Андреева

Практикующий психолог

ФрейдПсихологияРазвитие детей

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Гость

Войти

Новости РЎРњР?2

Новости РЎРњР?2

Психоаналитическая теория психического развития Фрейда

Основы психоаналитической теории психического развития заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.

Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии развития по Фрейду

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.

Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным», зависимым. Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.
п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда.

Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.

У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями.

Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Основные понятия
Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.

Основные идеи
Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Факторы развития
Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).

Ценное
Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

Направления Критики

  • Мифологичность
  • Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных
  • Трудность проверки
  • Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее, они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству». Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

Психосексуальные стадии развития: определение, Фрейд

Оговорка по Фрейду — это когда кто-то ошибочно говорит что-то, что раскрывает его настоящие, бессознательные чувства. Известный пример: Дэвид Кэмерон сказал, что собирает деньги для богатых, а не для бедных.

Наряду с введением термина «оговорка по Фрейду» Зигмунд Фрейд также разработал теорию психосексуальных стадий развития.

  • Мы начнем с рассмотрения Фрейдом стадий психосексуального определения.
  • Затем будет изучена психосексуальная теория Фрейда, и каждая
  • каждая из стадий психосексуального развития Фрейда будет подробно рассмотрена, и для облегчения вашего понимания будут приведены примеры некоторых стадий психосексуального развития.
  • Диаграмма психосексуальных стадий развития обобщает психосексуальные стадии.

Стадии психосексуального развития Определение

Слышали ли вы раньше о Зигмунде Фрейде? Возможно, но знаете ли вы, почему он так знаменит? Фрейд был австрийским неврологом, прославившимся своим развитием психоанализа и психосексуальных стадий развития. Он утверждал, что оба эти принципа основаны на отношениях ид, эго и суперэго.

id — самая рефлексивная и примитивная часть нашего бессознательного. Он отвечает за наше удовольствие, половое влечение и любые другие врожденные реакции или приятное поведение, которые люди не могут контролировать.

Суперэго — это голос разума. Он содержит нашу совесть и личность. Суперэго — это часть нашего бессознательного, которая помогает нам принимать правильные решения.

эго является посредником между ид и суперэго. Он пытается сочетать удовольствие Ид с рассуждениями Супер-Эго.

В психосексуальном развитии человека его Ид, Эго и Супер-Эго развиваются, чтобы помочь ему управлять своим телом и делать правильный выбор.

Психосексуальная теория Фрейда

Фрейд утверждал, что психосексуальные стадии представляют собой установленные периоды развития, через которые проходят дети, в основном сосредотачиваясь на времени от рождения до примерно шестилетнего возраста.

Он сказал, что дети проходят пять стадий развития личности, обычно называемых моделью психосексуальной стадии 9.0024 . Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Эти разные стадии связаны с движущей силой развития ребенка или либидо , выражающимся в разных формах и частях тела.

Различные фиксации сексуальных побуждений или инстинктивных влечений представляют стадии психосексуального развития. В процессе роста другие части тела становятся более заметными, что и будет источником возможных разочарований или удовольствий.

Описывая развитие личности и психосексуальные стадии, Фрейд хотел сказать, что развитие связано с высвобождением кульминационной энергии Ид по мере взросления ребенка. Фрейд использовал термин «сексуальный» для описания приятных действий и мыслей.

Приятный может означать приятный, а также сексуальный.

Фрейд подчеркивал важность первых пяти лет жизни ребенка для формирования его личности.

То, как ребенок справляется с конфликтами и их разрешением на этих этапах, определяет некоторые события детства, которые будут формировать его поведение и опыт во взрослой жизни.

Ид, например, нужно контролировать, чтобы он мог удовлетворять свои социальные потребности. Эго и Суперэго также развивают и уравновешивают потребность в удовлетворении и социально приемлемом поведении для осуществления этого контроля.

Фрейд считал, что прежде чем перейти к следующему этапу, нужно разрешить конфликт. На каждом этапе есть определенный конфликт, и если человек не разрешит его, в дальнейшей жизни у него разовьется фиксация.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Давайте рассмотрим каждую из стадий психосексуального развития Фрейда.

Психосексуальные стадии развития: оральная стадия

Эта стадия происходит между рождением и первым годом жизни. оральная стадия — это опыт удовольствия, воспринимаемый через рот. Эта стадия связана с едой и удовольствием от кормления сосками и сосания большого пальца.

Они играют важную роль в течение первого года жизни ребенка. Когда детям около года, они начинают отвыкать от многих из этих вещей. Если опекуны не справятся с этим, это может привести к конфликту.

Рис. 1. Оральная фиксация.

Что произойдет, если конфликты не будут разрешены на этом этапе? По Фрейду, последствия неразрешенных конфликтов на этом этапе относятся к месяцу.

Курение, переедание, чрезмерное употребление алкоголя, кусание ногтей, чрезмерный сарказм или излишняя критика могут быть примерами оральной фиксации.

Ребенок также мог быть отлучен от груди либо слишком рано, либо слишком поздно, что привело к фиксации для снятия беспокойства.

Психосексуальные стадии развития: анальная стадия

анальная стадия продолжается до третьего года жизни после того, как ребенок прошел оральную стадию. На этом этапе основное внимание уделяется анусу. На этой стадии дети испытывают удовольствие от дефекации и опорожнения мочевого пузыря.

Анальная стадия является решающей стадией развития эго. Через приучение к горшку ребенок осознает социальную реальность посещения туалета.

Таким образом, на этом этапе дети узнают правила общества.

Что произойдет, если конфликты не будут разрешены на этом этапе? Фрейд предполагает, что склонность к анальной фиксации может проявляться двумя способами:

  • анальная ретенция , которая проявляется в навязчивом перфекционизме.

  • Анальное изгнание , которое проявляется в беспорядке и легкомыслии.

Психосексуальные стадии развития: фаллическая стадия

фаллическая стадия происходит между третьим и шестым годами жизни, в течение которых развивается супер-эго. Акцент делается на половых органах. По мнению Фрейда, на этой стадии ребенок проходит через Эдипов комплекс.

Это важный момент для преодоления бессознательных желаний, направленных к матери у мальчиков и к отцу у девочек. Происходит идентификация с отцом у мальчиков или с матерью у девочек.

Эдипов комплекс происходит из греческого мифа, в котором Эдип женится на своей матери после убийства своего отца. Когда Эдип обнаружил это, он изуродовал себя, выдавив себе глаза. Фрейд предположил, что мальчики испытывают сексуальное влечение к своим матерям и хотят обладать ими исключительно, а для этого им придется избавиться от отца. Если отец поймет это, он сможет избавиться от того, что сын любит больше всего: от пениса. Затем мальчик подражает отцу и берет на себя мужскую роль, чтобы преодолеть это.

Комплекс Электры относится к девушкам, которые желают своих отцов. Они знают, что у них нет пениса, что приводит к зависти к пенису. Девочки подавляют свою зависть к пенису и вместо этого сосредотачивают свое желание на отце, обвиняя мать в отсутствии у них пениса. Позже девочка больше ассоциируется с матерью и берет на себя ее женскую роль, по Фрейду.

Если неразрешенные конфликты не разрешены на этом этапе, они проявляются в безрассудном и нарциссическом поведении.

Психосексуальные стадии развития: латентная стадия

Сексуальное энергетическое влечение предыдущей стадии становится латентным, поэтому ребенок может сосредоточиться на окружающем мире. Фокус этапа задержки скрыт. Он начинается примерно в шестилетнем возрасте и продолжается до полового созревания.

На этом этапе происходит много общего роста и получения новых знаний.

Рис. 2. Латентный этап сосредоточен на обучении.

Психосексуальные стадии развития: генитальная стадия

Генитальная стадия является последней стадией, которая достигает кульминации в психосексуальной энергии в гениталиях. Она направлена ​​на формирование отношений взрослых. На этом этапе основное внимание уделяется формированию романтических отношений, которое происходит после полового созревания.

Фрейд считал, что эти романтические и приятные отношения были только в рамках гетеросексуальных отношений.

Любая фиксация на предыдущей стадии может привести к тому, что человек предпочтет сексуальное удовольствие на этой стадии (например, человек с фиксацией на оральной стадии предпочтет оральный секс).

В ходе этого процесса формируются эго и суперэго, и ребенок сталкивается с конфликтами между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Индивидуум не может разрешать конфликты на любой психосексуальной стадии. В этом случае у них впоследствии могут развиться психологические проблемы из-за фиксации на той или иной фазе.

Таблица стадий психосексуального развития

Давайте взглянем на схему стадий психосексуального развития, чтобы получить краткий обзор стадий психосексуального развития Фрейда.

Стадия

Описание

Последствия нерешенного конфликта

ORAL: 0-1015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9011. объект желания.

Оральная фиксация – курение, грызение ногтей, саркастическая, критическая.

Анальный секс: от 1 до 3 лет

Наслаждение сосредоточено на анусе. Ребенок находит удовольствие в сдерживании и изгнании фекалий.

Анальный ретентив – перфекционист, навязчивый.

Анальное изгнание – бездумное, грязное.

Фаллический: 3-5 лет

Наслаждение сосредоточено на области гениталий. Ребенок испытывает Эдипов комплекс или комплекс Электры.

Фаллическая личность – нарциссическая, безрассудная, возможно гомосексуальная.

Латентность: 6 – Половое созревание

Ранние конфликты вытесняются, и меньше фокусируется на сексуальных фиксациях.

Половые органы: После полового созревания

Сексуальные желания становятся осознанными с началом полового созревания.

Трудности в налаживании гетеросексуальных отношений.

Примеры психосексуальных стадий развития

Давайте рассмотрим примеры психосексуальных стадий развития по Фрейду.

  • Малышка любит свою пустышку и всегда хочет, чтобы она была у нее во рту. Фрейд сказал бы, что она находится на стадии оральной фиксации в своем развитии, поскольку ей всегда нужно что-то держать во рту.

  • Трехлетний ребенок начинает копировать своего отца. Фрейд сказал бы, что ребенок осознает, что он одного пола, и узнает о мужественности.

  • В средней школе ученик сосредоточен на обучении и развитии новых дружеских отношений. Фрейд поместил бы этого студента на латентную стадию развития, поскольку он меньше внимания уделяет собственному телу и репродуктивным органам.

Психосексуальные стадии развития – основные выводы

  • Определение психосексуальных стадий – это стадии, переживаемые детьми, связанные с движущей силой детского развития или либидо, выражающейся в различных формах и частях тела.
  • Фрейд утверждал, что дети проходят пять стадий в развитии своей личности, которые обычно называют стадиями психосексуального развития Фрейда.
  • Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • Различные стадии связаны с движущей силой детского развития или либидо, выраженным по-разному и в нескольких частях тела.
  • Примерами психосексуальных стадий развития, которые предполагают, что ребенок зациклен на определенной стадии, являются нарциссические тенденции или трудности в установлении отношений.

Определение, недостатки, альтернативы и многое другое

Вы когда-нибудь слышали фразы «зависть к пенису», «эдипов комплекс» или «оральная фиксация»?

Все они были придуманы знаменитым психоаналитиком Зигмундом Фрейдом как часть его психосексуальной теории развития.

Не будем лгать — без докторской степени по психологии человека теории Фрейда могут звучать как болтовня .

Не беспокойтесь! Мы составили этот разговорный справочник, чтобы помочь вам понять, что такое психосексуальное развитие.

«Эта теория возникла у Фрейда в начале 1900-х годов как способ понять и объяснить психические заболевания и эмоциональные расстройства», — объясняет психотерапевт Дана Дорфман, доктор философии.

Теория более многослойна, чем свадебный торт, но сводится она к следующему: Сексуальное удовольствие играет важную роль в развитии человека.

Согласно Фрейду, каждый «здоровый» ребенок проходит пять различных стадий развития:

  • оральная
  • анальная
  • фаллическая
  • латентная
  • генитальная

Каждая стадия связана с определенной частью тела или, точнее, , эрогенная зона.

Каждая зона является источником удовольствия и конфликта на соответствующем этапе.

«Способность ребенка разрешить этот конфликт определяет, сможет ли он перейти на следующий этап», — объясняет лицензированный профессиональный консультант доктор Марк Мэйфилд, основатель и генеральный директор Mayfield Counseling Centers.

Если вы разрешаете конфликт на данном этапе, вы переходите на следующий уровень развития.

Но если что-то пойдет не так, Фрейд считал, что вы останетесь там, где находитесь.

Вы либо остаетесь в тупике, не переходя к следующему этапу, либо прогрессируете, но проявляете остатки или нерешенные проблемы с предыдущего этапа.

Фрейд считал, что люди застревают по двум причинам:

  1. Их потребности в развитии не удовлетворялись должным образом на этой стадии, что вызывало разочарование.
  2. Их потребности в развитии были , поэтому были хорошо удовлетворены, что они не хотели выходить из состояния потворства своим желаниям.

Оба могут привести к тому, что он называет «фиксацией» на эрогенной зоне, связанной со сценой.

Например, человек, «застрявший» на оральной стадии, может чрезмерно наслаждаться тем, что у него во рту есть предметы.

  • Возраст: От рождения до 1 года
  • Эрогенная зона: Рот

Быстро: Подумайте о ребенке. Скорее всего, вы представляли себе маленького негодяя, сидящего на их заднице, улыбающегося и сосущего их пальцы.

Ну, по Фрейду, на этой первой стадии развития либидо человека находится во рту. Это означает, что рот является основным источником удовольствия.

«Эта стадия связана с грудным вскармливанием, кусанием, сосанием и изучением мира, кладя предметы в рот», — говорит доктор Дорфман.

Теория Фрейда утверждает, что такие вещи, как чрезмерное жевание жвачки, кусание ногтей и сосание пальца, коренятся в слишком малом или слишком большом оральном удовлетворении в детстве.

«Говорят, что переедание, чрезмерное употребление алкоголя и курение также связаны с плохим развитием этой первой стадии», — говорит она.

  • Возраст: 1-3 года
  • Эрогенная зона: анус и мочевой пузырь в , но выталкивая из , анус.

    Да, это код для какашек.

    Фрейд считал, что на этом этапе приучение к горшку и умение контролировать движения кишечника и мочевого пузыря являются основным источником удовольствия и напряжения.

    Приучение к туалету — это, по сути, родитель, говорящий ребенку, когда и где он может какать, и это первая реальная встреча человека с авторитетом.

    Теория гласит, что то, как родитель подходит к процессу приучения к туалету, влияет на то, как кто-то взаимодействует с властью по мере взросления.

    Считается, что жесткое приучение к горшку приводит к тому, что взрослые становятся анально-сдержанными: перфекционистами, одержимыми чистотой и контролем.

    С другой стороны, считается, что свободное обучение заставляет человека быть анальным изгнанником: грязным, неорганизованным, чрезмерно делящимся и имеющим нечеткие границы.

    • Возраст: от 3 до 6 лет
    • Эрогенная зона: гениталии, особенно половой член

    Как можно догадаться из названия, на этом этапе происходит фиксация на половом члене.

    Фрейд предположил, что для мальчиков это означает одержимость собственным пенисом.

    Для молодых девушек это означало зацикленность на том факте, что у них нет пениса, опыт, который он назвал «зависть к пенису».

    Эдипов комплекс

    Эдипов комплекс — одна из самых противоречивых идей Фрейда.

    Он основан на греческом мифе, в котором молодой человек по имени Эдип убивает своего отца, а затем женится на своей матери. Когда он обнаруживает, что он сделал, он выкалывает себе глаза.

    «Фрейд считал, что каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к своей матери, — объясняет доктор Мэйфилд.

    И что каждый мальчик верит, что если его отец узнает об этом, его отец заберет то, что мальчик любит больше всего на свете: его пенис.

    В этом заключается страх кастрации.

    Согласно Фрейду, мальчики в конце концов решают стать своими отцами — путем подражания — вместо того, чтобы бороться с ними.

    Фрейд называл это «отождествлением» и полагал, что именно так в конечном счете разрешился Эдипов комплекс.

    Комплекс Электры

    Другой психолог, Карл Юнг, придумал «Комплекс Электры» в 1919 г.13, чтобы описать подобное ощущение у девочек.

    Короче говоря, молодые девушки соревнуются со своими матерями за сексуальное внимание отцов.

    Но Фрейд отверг этот ярлык, утверждая, что на этой фазе два пола переживают разные переживания, которые не следует смешивать.

    Так что же , по мнению Фрейда, происходило с девочками на этом этапе?

    Он предложил девочкам любить своих мам до тех пор, пока они не поймут, что у них нет пениса, а затем еще больше привязаться к своим отцам.

    Позже они начинают отождествлять себя со своими матерями из-за страха потерять свою любовь — феномен, который он назвал «женским Эдиповым отношением».

    Он считал, что этот этап имеет решающее значение для понимания девочками своей роли женщин в мире, а также своей сексуальности.

    • Возрастной диапазон: от 7 до 10 лет или от начальной школы до подросткового возраста
    • Эрогенная зона: Н/Д, сексуальные чувства неактивны

    режим беспокойства».

    Фрейд утверждал, что это когда сексуальная энергия направляется на трудолюбивую, асексуальную деятельность, такую ​​как обучение, хобби и социальные отношения.

    Он считал, что на этом этапе у людей развиваются здоровые социальные и коммуникативные навыки.

    Он считал, что неспособность пройти этот этап может привести к незрелости на всю жизнь или неспособности иметь и поддерживать счастливые, здоровые и приносящие удовлетворение сексуальные и несексуальные отношения во взрослом возрасте.

    • Возрастной диапазон: 12 лет и старше, или половое созревание до смерти
    • Эрогенная зона: гениталии

    Последний этап в этой теории начинается в период полового созревания и, как и в «Анатомии Грея», никогда не заканчивается. Это когда снова появляется либидо.

    По Фрейду, это когда человек начинает испытывать сильный сексуальный интерес к противоположному полу.

    И, если этап успешен, это когда люди вступают в гетеросексуальные отношения и развивают любовные отношения на всю жизнь с кем-то противоположного пола.

    Если вы читали о разных стадиях и закатывали глаза от гетероцентричности, бинаризма, женоненавистничества и моногамности некоторых из этих концепций, вы не одиноки!

    Доктор Дорфман говорит, что Фрейда часто критикуют за то, насколько эти стадии ориентированы на мужчин, гетеронормативны и цисцентричны.

    «Несмотря на то, что общество было революционным для своего времени, оно значительно изменилось с момента появления этих теорий более 100 лет назад, — говорит она. «Большая часть теории устарела, неактуальна и предвзята».

    Но не перекручивайте. Фрейд по-прежнему играл важную роль в области психологии.

    «Он расширял границы, задавал вопросы и разработал теорию, которая вдохновила и побудила несколько поколений исследовать различные аспекты человеческой психики», — говорит доктор Мэйфилд.

    «Мы не были бы там, где мы сегодня, в рамках наших теоретических рамок, если бы Фрейд не начал этот процесс».

    Эй, кредит, где кредит должен!

    Сегодня мало кто решительно поддерживает психосексуальные стадии развития Фрейда в том виде, в каком он был написан.

    Однако, как объясняет доктор Дорфман, суть этой теории заключается в том, что то, что мы переживаем в детстве, оказывает серьезное влияние на наше поведение и имеет долгосрочные последствия — предпосылка, из которой вытекают многие современные теории человеческого поведения.

    «Да!» говорит доктор Мэйфилд. «Слишком много, чтобы сосчитать!»

    Некоторые из наиболее широко известных теорий включают:

    • Этапы развития Эрика Эриксона
    • Вехи развития Жана Пиаже
    • Стадии морального развития Лоуренса Кольберга

    Тем не менее, нет единого мнения по поводу одной «правильной» теории.

    «Проблема теорий стадий развития заключается в том, что они часто помещают людей в рамки и не оставляют места для отклонений или отклонений», — говорит доктор Мэйфилд.

    У каждой идеи есть свои плюсы и минусы, поэтому важно рассматривать каждую идею в контексте своего времени и целостно рассматривать каждого человека.

    «Хотя теории стадий могут быть полезны для понимания маркеров развития на пути развития, важно помнить, что существуют тысячи различных факторов, влияющих на развитие человека», — сказал Мэйфилд.

    Теперь считающиеся устаревшими, психосексуальные стадии развития Фрейда больше не актуальны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *