Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Это приписывание объекту тех или иных причин поведения: АТРИБУЦИЯ это

Содержание

Межкультурной коммуникации

Культура Межкультурной коммуникации

просмотров — 123

Ошибки атрибуции и их влияние на процесс

Результаты многих исследований процесса атрибуции свидетельствуют о том, что в экспериментальных условиях люди часто оценивают поведение других так, как если бы они определяли причины их поведения по той или иной схеме атрибуции. При этом в реальной жизни такое случается крайне редко. Рассмотренные модели атрибуции предполагают сложный анализ разнообразной информации о действиях человека. Но далеко не всœегда имеется вся необходимая информация и время для ее анализа. В повсœедневной жизни люди обычно недостаточно информированы о действительных причинах поведения другого человека или даже не знают о них вовсœе. Тогда в условиях дефицита информации мы начинаем приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяснение их действиям. Создается целая система такого приписывания, результатом которой являются необъективные, ошибочные атрибуции.

Исследователи атрибуции говорят о двух классах причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям. В первую очередь, это различия в имеющейся информации и позиции наблюдения и, во-вторых, мотивационные различия.

Информационные различия и различия в восприятии очевиднее всœего проявляются при анализе различий в приписывании причин поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ производится автором действия и сторонним наблюдателœем. Действительно, атрибуция зависит от точки зрения наблюдателя на ситуацию. Очевидно, что любая ситуация изнутри выглядит иначе, чем снаружи, и в этом случае можно говорить о разных ситуациях для того, кто действует, и для того, кто наблюдает. Соответственно, и приписывание причин у действующего и наблюдающего происходит по-разному.

Американские исследователи Джоунс и Нисбет описали атрибуцию воспринимающего как диспозиционную, а атрибуцию деятеля как ситуационную. Иными словами, они предположили, что люди склонны при объяснении своего собственного поведения <приписывать его причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывать причины в основном внутренним условиям — диспозициям.

Так, если действует другой человек, то причина его поведения состоит по сути в том, что «он сам такой», а если действую я, то «таковы обстоятельства».

Информационные различия между наблюдателœем и деятелœем заключаются в различном владении информацией о действии: деятель проинформирован о причинах действия больше, чем наблюдатель. Ему также известны его желания, мотивы, ожидания от этого действия, а у наблюдателя этой информации, как правило нет. Отсюда различия в восприятии заключаются в том, что действие по-разному видится с точки зрения деятеля и наблюдателя. В результате наблюдатель склонен постоянно переоценивать возможности личности, роль диспозиций в поведении действующего. Данная переоценка получила название

фундаментальной ошибки атрибуции. Суть этой ошибки состоит по сути в том, что всœем людям присуще свойство преувеличивать значение личностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вследствие этого причиной собственных негативных действий признается сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведение другого человека объясняется присущими ему личными качествами.

Наряду с фундаментальной ошибкой были выявлены другие ошибки атрибуции, вызванные, прежде всœего характером используемой информации. Οʜᴎ получили название «ошибка иллюзорных корреляций» и «ошибка ложного согласия».

Ошибка иллюзорных корреляций возникает из-за использования априорной информации о причинных связях. В соответствии со своими представлениями человек склонен в любой практической ситуации выделять одни моменты и совершенно не замечать других и вместо поиска действительных причин использовать стандартные и известные объяснения. Примером такого рода может служить объяснение молодыми родителями плача своего младенца. Одни склонны «рассматривать» плач как просьбу о еде и начинают кормить ребенка, другие считают, что ему холодно, и утепляют его, третьи уверены, что у него что-то болит и вызывают врача и т.д. Поскольку достоверно установить причину плача в каждом случае очень трудно, то очевидно, что при атрибуции используются какие-то предварительные представления о том, почему дети плачут.

В случае если рассматривать механизм ошибки иллюзорных корреляций как влияние ожиданий о причинах тех или иных действий, то очень важен вопрос о происхождении этих ожиданий. Очевидно, что иллюзорные корреляции появляются у человека в силу разных обстоятельств: прошлого опыта͵ профессиональных и иных стереотипов, полученного воспитания, возраста͵ личностных особенностей и многого другого. И в каждом случае иллюзии будут свои, а следовательно, и атрибуция различна.

Ошибка ложного согласия в атрибуции состоит в том, что приписывание причин всœегда происходит с эгоцентрической позиции: человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным. В случае если другие люди действуют по-иному, то их поведение считается ненормальным, а причина находится в их личностных особенностях. В этом случае человек в качестве критерия оценки использует свое поведение, переоценивая при этом его обычность и распространенность.

Второй класс причин, вызывающий различия в атрибуции, — мотивационная предубежденность — находит свое проявление в эго-защитной субъективности. Суть этой причины состоит по сути в том, что люди склонны воспринимать успехи как собственные достижения, а неудачи как следствие тех или иных обстоятельств.

Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, в соответствии с которой, результаты действий человека не должны противоречить его представлениям о самом себе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существует множество ошибок атрибуции, вызванных различными причинами, в силу которых атрибуции приводят к разным результатам. Но дело в том, что всœе ошибки атрибуции являются «ошибками» только по отношению к идеальным моделям приписывания причин. При реальной атрибуции эти «неправильности» являются просто отражением тех особенностей видения ситуаций взаимодействия и общения, которые и служат предметом атрибуции. Ведь приписывание человеком причин происходит не ради абстрактной потребности в понимании мира, а ради улучшения совместного общения, нахождения общего с партнером взгляда на мир. По этой причине естественно, что цели совместной деятельности, условия взаимодействия, точки зрения партнеров находят свое отражение в атрибуциях и могут подчинять их себе.

Но даже в тех случаях, когда разница в приписывании причин оказывается очень большой, но при этом цели деятельности общие и одинаково приняты партнерами, если тем самым задано общее для них восприятие контекста взаимодействия, тогда приписывание причин поведению будет более близким к реальной ситуации, к пониманию партнера и таким образом окажется правильным.

Различные ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при межкультурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителœей других культур принято понимать и оцениваются человеком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культурными, расовыми, статусными и многими другими причинами, которые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.


  • — Этапы развития межкультурной коммуникации в США

    Становление межкультурной коммуникации как учебной дисциплины первоначально было обусловлено сугубо практическими интересами американских политиков и бизнесменов. После Второй мировой войны активно расширялась сфера влияния американской политики, экономики и… [читать подробенее]


  • — Теории межкультурной коммуникации

    Теория Э. Холла: высоко– и низкоконтекстуальные культуры. Американский антрополог Э. Холл [72, 73] сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту, под которым понимает информацию, окружающую и сопровождающую событие, т. е. то, что вплетено в значимость… [читать подробенее]


  • — Исторические факторы и обстоятельства возникновения межкультурной коммуникации

    На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира…. [читать подробенее]


  • — Ценности, нормы, обычаи, нравы, традиции, право как основные категории межкультурной коммуникации

    Осваивая окружающий мир, каждый человек определяет для себя иерархию значимых элементов мира. В результате этого у него формируется ценностное отношение к миру. Каждая ценность переживается человеком как относящаяся к нему лично, но создается она коллективно. Эта… [читать подробенее]


  • — Тема 2. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Культура

    Понятие культура – центральное в межкультурной коммуникации. Американские культурные антропологи А. Кребер и К. Клакхон разделили все существующие определения культуры на 6 классов: 1.Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов… [читать подробенее]


  • — Типы и формы межкультурной коммуникации.

    Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого… [читать подробенее]


  • — Проблемы коммуникативных неудач в межкультурной коммуникации

    Как известно эффективность общения зависит от того, насколько обширна у коммуникантов общность знаний о реальном мире (энциклопедических знаний) и средствах общения (языковых значениях). Иначе мы определяем ее как зону пересечения «коммуникативных пространств»…. [читать подробенее]


  • — Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации

    Понятие культуры. Функциональная общность культур, культурная специфика, культурная дистанция, конфликт культур, культурный шок ЛЕКЦИЯ 9С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе… [читать подробенее]


  • — Понятие межкультурной коммуникации. Объект, предмет и методы исследования, междисциплинарные связи

    Как академическая дисциплина межкультурная коммуникация использует, прежде всего, достижения культурной антропологии и исследований коммуникативных процессов в обществе. Наиболее существенный вклад в изучение коммуникации вносят когнитивная и социальная психология,… [читать подробенее]


  • — Переводчик — это специалист в сфере межкультурной коммуникации, который является связующим звеном между зарубежными и отечественными партнерами.

    Причины, вызывающие необходимость в переводе Причины существования переводческого дела : наличие разных языков (несколько тысяч, примерно 6700), разных культур и ментальностей. Перевод является способом преодоления языковых и культурных барьеров. Языковые барьеры… [читать подробенее]


  • Механизмы восприятия и взаимопонимание в процессе общения

    Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

    Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.

    Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

    Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

    Смотрите также Опросы сотрудников на платформе Darwin от KeyHabits

    Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

    Эмпатия — постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии схож с механизмом идентификации.

    Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

    Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.

    При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

    Эффекты межличностного восприятия

    Каузальная атрибуция

    Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

    Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

    Смотрите также Я сам обманываться рад…

    На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

    Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

    Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

    Эффект ореола (галоэффект)

    Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

    Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

    Эффекты новизны и первичности

    С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

    Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

    Смотрите также Стереотипы о различии поколений или как найти подход к любому сотруднику

    Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

    Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

    Стереотипизация

    Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

    Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности.

    Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

    Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

    1) поддержание идентификации;

    2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

    Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — надзиратели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

    Аттракция

    При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

    Социальная аттракция — особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.

    Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

    Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

    Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

    Что такое теория атрибуции в психологии? Made Simple

    Содержание страницы

    Что такое теория атрибуции?

    Теория атрибуции изучает то, как мы реагируем на причины, лежащие в основе поведения других. Это восприятие человеком наблюдения за поведением людей и мира вокруг нас, будь то из-за их внутренних или внешних факторов.

    Мы не можем жить для себя. Наша жизнь тысячами невидимых нитей связана с другими. Социальные психологи исследуют эти связи, научно изучая, как мы думаем, влияем и относимся друг к другу. У людей есть убеждения, мотивы или намерения, которые позволяют им наблюдать, объяснять поведение определенным образом. Восприятие человека является предметом социальной психологии. Это когнитивный аспект личности. Люди наблюдают за другими посредством информации, которую они получают о них, и атрибуции (вмешательства) в отношении причин их поведения.

    Теория атрибуции Фрица Хайдера

    Социальные психологи начали проявлять интерес к описанию значения поведения других людей после теории Фрица Хайдера (1958), названной теорией атрибуции. Эта теория касалась того, как мы пытаемся понять значение поведения других людей. Особенно это касается причин их действий. Например, почему Рави так дружелюбен со мной? Почему Рам опоздал? Почему кто-то тревожен, общителен и т. д. Люди пытаются найти ответы на такие вопросы, исходя из своих когнитивных рамок.

    Фриц Хайдер разделил причины поведения на две основные силы: личные силы и силы среды. Личные, субъективные, диспозиционные или внутренние силы характеризуются способностью или усилием отдельных факторов и предсказывают будущее с устойчивыми диспозициями.

    Экологическая, объективная, ситуационная или внешняя сила поведения вызвана удачей или трудностью выполняемой задачи. Например, если вы идете и кто-то врезается в вас. Вы могли бы приписать это силам окружающей среды из-за препятствия на дороге. Вы не будете чувствовать себя плохо. Но если вы сделаете вывод из личной причины, что человек намеренно врезался в вас, это причинит вам боль. Личная причина может предсказать будущее его личности, в то время как причина среды не может быть.

    Теория атрибуции Гарольда Келли

    На этой основе Гарольд Келли (1967, 1973) разработал теорию атрибуции. В своей теории атрибуции он объясняет, вызвано ли наблюдаемое поведение или событие внутренними или внешними факторами. Внутренние факторы возникают внутри человека, такие как черты личности, усилия, способности, мотивация, убеждения или намерения. Внутреннее поведение находится под личным контролем человека. Ответственность за поведение, которое он совершает, лежит на самом человеке.

    Внешние факторы возникают из окружающей среды, такие как физические возможности, ресурсы, поддержка коллег, неблагоприятные ситуации, трудности, удача и т. д. Это ситуационные или внешние факторы, с которыми сталкивается человек, когда имеет дело с поведением. Часто эти силы объединяются, когда поведение наблюдается. Например,

    • Рама получила пятерку на экзамене. Была ли ее оценка результатом усилий (внутренняя причина) или легкого теста (внешняя причина)?
    • Автомобиль угнали с парковки супермаркета. Была ли кража результатом установленного плана (внутренняя причина) или давления со стороны сверстников (внешняя причина)?
    • Человек сделал крупное пожертвование в детский дом. Желание помочь (внутренняя причина) или необходимость вычесть налоги (внешняя причина)?

    Теория атрибуции предполагает, что при выполнении этих атрибуций люди полагаются на три типа информации, такие как консенсус, согласованность и отличительность.

    Консенсус

    Консенсус означает, что большинство людей одинаково реагируют на сходную ситуацию. Это общее согласие, мнение о событии, предмете, мысли или человеке.

    Например, если все согласны с тем, что сосед по комнате неряшлив, будет высокая степень консенсуса. Если сосед по комнате — единственный человек, который обвиняет его в неряшливости, уровень консенсуса будет низким. Когда консенсус высок и все рассматривают поведение или объект одинаково, мы склонны приписывать внешние атрибуты, когда он низок и никто не согласен с поведением или объектом, мы склонны приписывать внутренние атрибуты.

    Постоянство

    Постоянство относится к степени, в которой человек всегда одинаково реагирует на один и тот же стимул. Это обычная модель или стиль индивидуального поведения.

    Например, если начальник часто злится, сотрудник, скорее всего, сделает внутреннюю атрибуцию своей личности. Внутренние атрибуции производятся, когда человек вел себя аналогичным образом в прошлом. Если вел себя злобно только по тому поводу, то это будет внешняя атрибуция. Он вел себя гневно из-за определенных факторов, возможно, из-за того, что опоздал, неправильно выполнил работу, дразнил своих коллег по работе и т. д.

    Самобытность

    Самобытность относится к степени, в которой реакции человека варьируются от ситуации к ситуации. Он демонстрирует разное поведение в разных ситуациях. Чем больше изменчивость в модели поведения, тем больше отличительность.

    Например, если начальник всегда яростно обращается с людьми, служащие, скорее всего, решат, что злость — это аспект его личности (внутренний), а не показатель его отношения к нему (внешний). Если это действие будет странным, о нем, вероятно, будут судить по внешним факторам.

    Ошибки и предубеждения в теории атрибуции

    Люди не настолько объективны, как это необходимо, когда они делают атрибуции относительно причин поведения, событий или ситуаций. Различные предубеждения могут влиять на атрибуцию, некоторые из этих предубеждений — это фундаментальная ошибка атрибуции и корыстная предвзятость, а также эффект актера-наблюдателя.

    Фундаментальная ошибка атрибуции

    Фриц Хайдер в своей теории атрибуции указывал, что люди уделяют больше внимания поведению и характеристикам (внутренним факторам), чем ситуации, в которой происходит поведение. Эта тенденция склоняет их к созданию внутренних атрибутов. Таким образом, существует тенденция приписывать поведение других внутренним факторам больше, чем внешним.

    Например, человека, пытающегося устроиться на работу, часто считают ленивым (внутренне), когда он действительно не может найти работу (ситуативный признак).

    Корыстная предвзятость

    В теории атрибуции корыстная предвзятость объясняет, что люди часто отрицают ответственность за неудачи и приписывают себе успех. Они относят первое к ситуативным, а второе к диспозиционным (внутренним факторам).

    Например, игрок в бадминтон объясняет проигрыш, жалуясь, что его подача не удалась и что солнце светит ему в глаза, но воспринимает победу как доказательство своих способностей и выносливости. Точно так же учащийся, который не винит учителя, говорит, что экзамен был несправедливым и охватывал только те части курса, которые не были изучены в классе или не изучались (внешние), но считает, что хорошая оценка является результат таланта и трудолюбия (внутренний).

    Эффект актера-наблюдателя

    Эффект актера-наблюдателя — это тенденция, когда что-то происходит, когда мы пытаемся обвинить окружающую среду (внешние факторы), а не наше поведение и характеристики (внутренние факторы). Если мы падаем на землю, то это связано с дорогами, грязью, скользкими предметами (внешние факторы), в то время как другие мы нивелируем внутренними факторами (например, неправильно смотрит на землю при ходьбе, у него плохой стиль ходьбы и т. д.).

    Как правило, мы быстро приписываем себе успехи и так же быстро обвиняем в своих неудачах факторы, находящиеся вне нашего контроля. При корыстной предвзятости существует тенденция приписывать наши благоприятные результаты внутренним факторам, а наши неудачи — внешним факторам. В организационном плане исследователи (Bettman and Weitz, 1983) обнаружил, что стратегия управления, качество рабочей силы и усилия в области исследований или разработок, связанные с успехом, связаны с внутренними факторами, тогда как плохая погода, сильная конкуренция и инфляционное давление связаны с нашими неудачами и связаны с внешними факторами.

    Нравится:

    Нравится Загрузка…

    Социальная психология и влияние на поведение

    Цели обучения

    • Описать ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
    • Приведите примеры фундаментальной ошибки атрибуции и других распространенных предубеждений, включая предубеждение деятеля-наблюдателя и предубеждение в корыстных целях
    • Объясните феномен справедливого мира

    Социальная психология исследует, как люди влияют друг на друга, и рассматривает силу ситуации. Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации. По сути, люди будут менять свое поведение, чтобы соответствовать текущей социальной ситуации. Если мы попадаем в новую ситуацию или не знаем, как себя вести, мы будем брать пример с других людей.

    Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях. Внутриличностные темы (относящиеся к личности) включают эмоции и отношения, личность и социальное познание (то, как мы думаем о себе и других). Межличностные темы (те, которые относятся к диадам и группам) включают помогающее поведение (рис. 1), агрессию, предрассудки и дискриминацию, влечение и близкие отношения, а также групповые процессы и межгрупповые отношения.

    Рисунок 1 . Социальная психология имеет дело со всеми видами взаимодействия между людьми, охватывая широкий спектр наших связей: от моментов конфронтации до моментов совместной работы и помощи другим, как показано здесь. (кредит: сержант Дерек Пирсон, армия США)

    Социальные психологи сосредотачиваются на том, как люди концептуализируют и интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 1991). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение. В этом модуле мы обсуждаем внутриличностные процессы самопрезентации, когнитивного диссонанса и изменения отношения, а также межличностные процессы соответствия и послушания, агрессии и альтруизма и, наконец, любви и влечения.

    Ситуационное и диспозиционное влияние на поведение

    Поведение является продуктом как ситуации (например, культурных влияний, социальных ролей и присутствия посторонних), так и человека (например, личностных характеристик). Подполя психологии, как правило, сосредотачиваются на одном влиянии или поведении по сравнению с другими. Ситуационизм — это точка зрения, согласно которой наше поведение и действия определяются нашим непосредственным окружением и окружением. Напротив, диспозиционизм утверждает, что наше поведение определяется внутренними факторами (Heider, 1958). Внутренний фактор является атрибутом человека и включает в себя черты личности и темперамент. Социальные психологи склонны придерживаться ситуационистской точки зрения, тогда как психологи личности продвигают диспозиционистскую точку зрения. Однако современные подходы к социальной психологии учитывают как ситуацию, так и человека при изучении человеческого поведения (Fiske, Gilbert, & Lindzey, 2010). Фактически возникла область социально-личностной психологии для изучения сложного взаимодействия внутренних и ситуационных факторов, влияющих на поведение человека (Mischel, 19).77; Ричард, Бонд и Стоукс-Зута, 2003 г.).

    Попробуйте

    Фундаментальная ошибка атрибуции

    В Соединенных Штатах господствующая культура имеет тенденцию отдавать предпочтение диспозиционному подходу в объяснении человеческого поведения. Как вы думаете, почему это так? Мы склонны думать, что люди контролируют свое поведение, и, следовательно, любое изменение поведения должно быть связано с чем-то внутренним, например, с их личностью, привычками или темпераментом. По мнению некоторых социальных психологов, люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения — или атрибуции — поведения других людей. Они склонны считать, что поведение другого человека — это черта этого человека и недооценка влияния ситуации на поведение других. Они склонны не распознавать, когда поведение другого человека обусловлено ситуационными переменными и, следовательно, состоянием человека . Это ошибочное предположение называется фундаментальной ошибкой атрибуции (Ross, 1977; Riggio & Garcia, 2009). Чтобы лучше понять, представьте такой сценарий: Грег возвращается домой с работы, и, открыв входную дверь, жена радостно встречает его и спрашивает, как прошел его день. Вместо того чтобы поприветствовать жену, Грег кричит ей: «Оставь меня в покое!» Почему Грег наорал на жену? Как человек, совершивший фундаментальную ошибку атрибуции, объяснил бы поведение Грега? Самый распространенный ответ: Грег — злой, злой или недружелюбный человек (его черты). Это внутреннее или диспозиционное объяснение. Однако представьте, что Грега только что уволили с работы из-за сокращения компании. Изменится ли ваше объяснение поведения Грега? Ваше исправленное объяснение может заключаться в том, что Грег был расстроен и разочарован потерей работы; следовательно, он был в плохом настроении (его состоянии). Теперь это внешнее или ситуативное объяснение поведения Грега.

    Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто упускают из виду очевидное влияние ситуации на поведение. Классический пример был продемонстрирован в серии экспериментов, известных как исследование викторины (Ross, Amabile, & Steinmetz, 1977). Участникам-студентам случайным образом поручили сыграть роль спрашивающего (ведущего викторины) или участника викторины. Вопрошающие разработали сложные вопросы, на которые они знали ответы, и представили эти вопросы участникам. Конкурсанты правильно ответили на вопросы только 4 раза из 10 (рисунок 2). После задания испытуемых и участников попросили оценить свои общие знания по сравнению со средним учащимся. Участники опроса не оценили свои общие знания выше, чем участники, но участники оценили интеллект участников опроса выше своего собственного. Во втором исследовании наблюдатели за взаимодействием также оценили, что спрашивающий обладает более общими знаниями, чем участник. Очевидное влияние на производительность оказывает ситуация. Спрашивающие писали вопросы, так что, конечно, у них было преимущество. И участники, и наблюдатели сделали внутреннюю атрибуцию выступления. Они пришли к выводу, что задающие вопросы должны быть умнее участников.

    Эффект ореола относится к тенденции позволять общему впечатлению человека окрашивать то, как мы относимся к его характеру. Например, мы можем предположить, что физически привлекательные люди с большей вероятностью будут хорошими людьми, чем менее привлекательные люди. Другой пример того, как может проявляться эффект ореола, может включать предположение, что кто-то, кого мы считаем общительным или дружелюбным, имеет лучшие моральные качества, чем тот, кто таковым не является.

    Рисунок 2 . В исследовании quizmaster люди были склонны игнорировать влияние ситуации и ошибочно заключали, что знания спрашивающего выше, чем их собственные. (кредит: Стив Юрветсон)

    Как показано в приведенном выше примере, считается, что фундаментальная ошибка атрибуции сильно влияет на то, как мы объясняем поведение других. Однако следует отметить, что некоторые исследователи предполагают, что фундаментальная ошибка атрибуции может быть не такой серьезной, как ее часто изображают. Фактически, недавний обзор более чем 173 опубликованных исследований предполагает, что несколько факторов (например, высокий уровень идиосинкразии персонажа и то, насколько хорошо объясняются гипотетические события) играют роль в определении того, насколько влиятельной является фундаментальная ошибка атрибуции (Malle, 2006).

    Является ли фундаментальная ошибка атрибуции универсальным явлением?

    Вы можете вспомнить примеры фундаментальной ошибки атрибуции в своей жизни. Совершают ли люди во всех культурах фундаментальную ошибку атрибуции? Исследования показывают, что это не так. Люди из индивидуалистической культуры , то есть культуры, ориентированной на индивидуальные достижения и автономию, имеют наибольшую склонность к совершению фундаментальной ошибки атрибуции. Индивидуалистические культуры, которые обычно встречаются в западных странах, таких как США, Канада и Великобритания, способствуют сосредоточению внимания на личности. Поэтому склонность человека считается основным объяснением его поведения. Напротив, люди из коллективистской культуры, то есть культуры, ориентированной на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество (рис. 3), с меньшей вероятностью совершат фундаментальную ошибку атрибуции (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 2001).

    Рисунок 3 . Люди из коллективистских культур, таких как некоторые азиатские культуры, более склонны подчеркивать отношения с другими, чем сосредотачиваться в первую очередь на личности. Такие действия, как (а) приготовление еды, (б) времяпрепровождение и (в) игра, вовлекают людей в группу. (кредит а: модификация работы Ариана Цвегерса; кредит б: модификация работы «conbon33»/Flickr; кредит с: модификация работы Ани Диссельдорп)

    Как вы думаете, почему это так? Коллективистские культуры, которые обычно встречаются в странах Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, больше фокусируются на группе, чем на индивидууме (Nisbett, Peng, Choi, & Norenzayan, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. В таблице 1 обобщается сравнение индивидуалистической и коллективистской культур.

    Таблица 1. Характеристики индивидуалистических и коллективистских культур
    Индивидуалистическая культура Коллективная культура
    Ориентация на достижение Ориентация на отношения
    Автономность в центре внимания Фокус на групповой гармонии
    Перспектива диспозиции Ситуационная перспектива
    Независимый Взаимозависимые
    Аналитический стиль мышления Целостный стиль мышления

    Масуда и Нисбетт (2001) продемонстрировали, что виды информации, на которую люди обращают внимание при просмотре визуальных стимулов (например, сцены в аквариуме), могут значительно различаться в зависимости от того, принадлежит ли наблюдатель к коллективистской или индивидуалистической культуре. Японские участники с гораздо большей вероятностью узнавали объекты, которые были представлены, когда они встречались в том же контексте, в котором они изначально рассматривались. Манипулирование контекстом, в котором происходило припоминание объекта, не оказало такого влияния на американских участников. Другие исследователи показали аналогичные различия между культурами. Например, Zhang, Fung, Stanley, Isaacowitz и Zhang (2014) продемонстрировали различия в способах развития целостного мышления у китайских и американских участников, а Рамеш и Гельфанд (2010) продемонстрировали, что текучесть кадров больше связана с соответствием требованиям. между человеком и организацией, в которой он работает, в индийской выборке, но соответствие между человеком и его конкретной работой было более предсказательным для текучести кадров в американской выборке.

    Попробуйте

    Предвзятость актера-наблюдателя

    Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, Грег был уволен, но сторонний наблюдатель этого не знал. Таким образом, наивный наблюдатель склонен приписывать враждебное поведение Грега его характеру, а не истинной ситуационной причине. Как вы думаете, почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение других? Одна из причин заключается в том, что у нас часто нет всей информации, необходимой для ситуативного объяснения поведения другого человека. Единственная информация, которую мы можем иметь, это то, что можно наблюдать. Из-за этого недостатка информации мы склонны предполагать, что такое поведение обусловлено диспозиционным или внутренним фактором. Однако, когда дело доходит до объяснения собственного поведения, нам доступно гораздо больше информации. Если бы вы пришли домой из школы или с работы рассерженными и накричали на свою собаку или любимого человека, как бы вы объяснили это? Вы можете сказать, что очень устали или плохо себя чувствуете и нуждаетесь в тишине — ситуативное объяснение. предвзятость актора-наблюдателя — это феномен приписывания поведения других людей внутренним факторам (фундаментальная ошибка атрибуции), в то время как наше собственное поведение приписывается ситуационным силам (Jones & Nisbett, 1971; Nisbett, Caputo, Legant, & Marecek, 1973; Choi & Нисбетт, 1998). Как акторы поведения, у нас есть больше информации, чтобы объяснить наше собственное поведение. Однако, как наблюдатели, у нас меньше доступной информации; поэтому мы склонны по умолчанию придерживаться диспозиционистской точки зрения.

    В одном из исследований предвзятости актер-наблюдатель изучались причины, по которым участники-мужчины объясняли, почему им нравится их девушка (Nisbett et al., 1973). На вопрос, почему участникам нравилась их собственная девушка, участники сосредоточились на внутренних, характерных качествах своих подруг (например, на ее приятном характере). Объяснения участников редко включали внутренние причины, такие как диспозиционные черты (например, «Мне нужно общение»). Напротив, при размышлении о том, почему другу-мужчине нравится его девушка, участники с одинаковой вероятностью давали диспозиционные и внешние объяснения. Это подтверждает идею о том, что акторы, как правило, дают мало внутренних объяснений, но много ситуативных объяснений своего собственного поведения. Напротив, наблюдатели склонны давать более диспозиционные объяснения поведению друга (рис. 4).

    Рисунок 4 . Предвзятость актера-наблюдателя очевидна, когда испытуемые объясняют свои собственные причины симпатии к девушке, а не свои впечатления о причинах симпатии к девушке других.

    Корыстная предвзятость

    Мы можем понять корыстную предвзятость, углубившись в атрибуцию , убеждение о причине результата. Одна модель атрибуции предлагает три основных параметра: локус контроля (внутренний или внешний), стабильность (стабильный или нестабильный) и управляемость (контролируемый или неконтролируемый). В этом контексте под стабильностью понимается степень изменчивости обстоятельств, приводящих к данному результату. Обстоятельства считаются стабильными, если маловероятно, что они изменятся. Управляемость относится к степени, в которой обстоятельства, связанные с данным результатом, могут контролироваться. Очевидно, что те вещи, которые мы можем контролировать, должны быть названы контролируемыми (Вайнер, 19). 79).

    В зависимости от результата корыстные предубеждения — это те атрибуции, которые позволяют нам видеть себя в благоприятном свете (например, приписывание внутренних атрибуций успеха и внешних атрибуций неудач). Когда вы хорошо справляетесь с заданием, например, сдаете экзамен, в ваших интересах использовать диспозиционную атрибуцию своего поведения («Я умный»), а не ситуативную («Экзамен был легким», ). Склонность человека присваивать себе заслуги, делая диспозиционные или внутренние атрибуции положительных результатов (Miller & Ross, 19).75). Корыстная предвзятость — это тенденция объяснять наши успехи диспозиционными (внутренними) характеристиками, а неудачи — ситуационными (внешними) факторами. Опять же, это зависит от культуры. Это предубеждение служит для защиты самооценки. Вы можете себе представить, что если бы люди всегда приписывали своему поведению ситуативные атрибуции, они никогда не смогли бы присвоить себе заслуги и радоваться своим достижениям.

    Рассмотрим пример того, как мы объясняем победы нашей любимой спортивной команды. Исследования показывают, что мы делаем внутренние, стабильные и контролируемые атрибуции для победы нашей команды (рис. 12.6) (Гроув, Ханрахан и Макинман, 19).91). Например, мы можем сказать себе, что наша команда талантлива (внутренняя), постоянно усердно работает (стабильная) и использует эффективные стратегии (контролируемая). Напротив, мы более склонны делать внешние, нестабильные и неконтролируемые атрибуции, когда наша любимая команда проигрывает. Например, мы можем сказать себе, что у другой команды более опытные игроки или что судьи были несправедливы (внешние), другая команда играла дома (нестабильно), а холодная погода повлияла на игру нашей команды (неконтролируемая).

    Попробуйте

    Рисунок 5 . Мы склонны полагать, что наша команда выигрывает, потому что она лучше, но проигрывает по причинам, которые она не может контролировать (Roesch & Amirkham, 1997). (кредит: «TheAHL»/Flickr)

    Гипотеза справедливого мира

    Одним из следствий склонности жителей Запада давать диспозиционные объяснения поведения является обвинение жертвы (Jost & Major, 2001). Когда людям не везет, другие склонны считать, что они каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной идеологией или мировоззрением в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира. Гипотеза справедливого мира — это вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают (Lerner & Miller, 1978). Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные (Jost, Banaji, & Nosek, 2004; Jost & Major, 2001). Способность думать о мире как о справедливом месте, где люди получают то, что они заслуживают, позволяет нам чувствовать, что мир предсказуем и что мы в некоторой степени контролируем результаты своей жизни (Jost et al., 2004; Jost & Major, 2001). Например, если вы хотите добиться положительных результатов, вам просто нужно усердно работать, чтобы добиться успеха в жизни.

    Рисунок 6 . Люди, придерживающиеся убеждений в справедливом мире, склонны обвинять людей в бедности в своих обстоятельствах, игнорируя ситуационные и культурные причины бедности. (кредит: Адриан Майлз)

    Можете ли вы представить негативное последствие гипотезы справедливого мира? Одним из негативных последствий является склонность людей обвинять бедных людей в своем тяжелом положении. Какие общие объяснения даются тому, почему люди живут в бедности? Слышали ли вы такие утверждения, как «Бедные ленивы и просто не хотят работать» или «Бедные люди просто хотят жить за счет государства»? Какие это типы объяснений, диспозиционные или ситуативные? Эти диспозиционные объяснения являются яркими примерами фундаментальной ошибки атрибуции. Обвинение бедных людей в их бедности игнорирует влияющие на них ситуационные факторы, такие как высокий уровень безработицы, рецессия, плохие возможности для получения образования и семейный цикл бедности (рис. 6). Другие исследования показывают, что люди, придерживающиеся взглядов на справедливость, негативно относятся к безработным и больным СПИДом (Sutton & Douglas, 2005). В Соединенных Штатах и ​​​​других странах жертвы сексуального насилия могут быть обвинены в жестоком обращении с ними. Группы защиты потерпевших, такие как «Прекращение домашнего насилия» (DOVE), посещают суд в поддержку жертв, чтобы убедиться, что вина возложена на виновных в сексуальном насилии, а не на жертв.

    Watch IT

    Вы можете просмотреть стенограмму «Должны ли вы доверять своему первому впечатлению? – Peter Mende-Siedlecki» здесь (открывается в новом окне).

    Подумай об этом

    • Приведи личный пример опыта, когда на твое поведение повлияла сила ситуации.
    • Подумайте о каком-нибудь спортивном деятеле, игроке или тренере, который корыстно объясняет свою победу или поражение. Примеры могут включать в себя обвинение рефери в неправильных решениях в случае проигрыша или ссылку на собственный труд и талант в случае победы.

    Глоссарий

    предвзятость актера-наблюдателя: феномен объяснения поведения других людей обусловлен внутренними факторами, а наше собственное поведение обусловлено ситуационными силами

    атрибуция: наше объяснение источника нашего собственного поведения или поведения других результаты

    коллективистская культура:  культура, ориентированная на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество

    диспозиционизм:  описывает точку зрения, общую для психологов личности, которая утверждает, что наше поведение определяется внутренними факторами, такими как черты личности и темперамент

    фундаментальная ошибка атрибуции:  склонность переоценивать внутренние факторы как атрибуты поведения и недооценивать силу ситуации.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *