Механизмы восприятия и взаимопонимание в процессе общения
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии схож с механизмом идентификации.
Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция
Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
Смотрите также Я сам обманываться рад…На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (галоэффект)
Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффекты новизны и первичности
С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
Смотрите также Стереотипы о различии поколений или как найти подход к любому сотрудникуЭффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация
Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности.
Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — надзиратели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Аттракция
При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция — особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.
Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Каузальная атрибуция
Тюменский Государственный Университет
Институт психологии и педагогики
Кафедра
общей и социальной психологии
Реферат
На тему
«Каузальная
атрибуция»
Выполнил:
Ражев Ю. А.
Гр.2993
Проверила:
Лебедева Л.В.
Тюмень, 2011
Содержание
1. Введение
2. Каузальная атрибуция
2.1. Определение каузальной атрибуции
2.2. Феномен каузальной атрибуции
2.3. Негативная каузальная атрибуция
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
3. Ошибки атрибуции
3.1. Ошибка иллюзорных корреляций
3.2. Ошибка ложного согласия
4. Принципы определения причинности
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Наблюдая поведение других людей, мы всегда в той или иной степени пытаемся вникнуть в его движущие силы: мотивы, намерения, цели, а через них – в то, «каким» является данный индивид. То есть, мы судим о людях по их поступкам: не только оценивая эти поступки, но и пытаясь выяснить, что происходит во внутреннем мире данного индивида.
Это очень важно для того, чтобы понять, чего от него можно ожидать, на что можно рассчитывать, строя с ним отношения, и как строить их успешнее. Иными словами, по внешним чертам поведения мы строим модель движущих сил такого поведения, делая предположения о его психической природе и особенностях. Необходимость
оценки психического статуса других людей,
особенностей их темперамента, характера,
направленности интересов может определяться
нами лишь предположительно, поскольку
полностью «заглянуть в душу» другого
– невозможно. Вместе с тем надо учитывать,
что и каждый из нас знает о себе далеко
не все: ведь для этого необходимо уметь
посмотреть на себя (как бы) со стороны,
а это не всякому дано. По существу, наблюдение
за кем-либо позволяет нам получить о нем
такую информацию, которой он, возможно,
сам по себе не располагает. В этом – ценность
данного явления, получившего в когнитивной
психологии наименование «каузальная
атрибуция»
2. Каузальная атрибуция
2.1.
Определение каузальной
Казуальная
атрибуция – интерпретация
Каузальная
атрибуция (от лат. causa – причина, attribution
– приписывание) — феномен межличностного восприятия.
Заключается в интерпретации, приписывании
причин действий другого человека в условиях
дефицита информации о действительных
причинах его действий
2.2. Феномен каузальной атрибуции
Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”, на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира.
Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.
Сразу
следует оговориться, что дальнейшие
исследования показали, что мера соответствия
вывода и наблюдаемого относительно
чьего-то поведения зависит не только
от двух названных характеристик, но
и от других факторов, в частности
от различного вида атрибуции: “личной”
или “безличной” ( или диспозиционная
и ситуативная). В первом случае имеется
в виду преобладающее стремление приписать
причины каких-либо событий действиям
определённых личностей, в то время как
во втором случае причины приписываются
преимущественно действиям обстоятельств.
Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся ( критерий исключительности) и обычным ( критерий консенсуса ) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей.
Если
в похожих обстоятельствах
В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае. “Каузальная схема” – это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части: “модель анализа вариаций” и “схемы причинности”.
«Модель
анализа вариаций» описывает структуру
каждого акта каузальной атрибуции. Элементами
этой структуры являются те же самые элементы,
которые обычно описываются как элементы
процесса межличностного восприятия:
субъект, объект и ситуация. Соответственно
этому приписывание причин может осуществляться
по трём линиям: причины могут быть “адресованы”
субъекту, объекту и ситуации. Для удобства
изображения этих трех направлений атрибутивного
процесса, которые составляют “каузальное
пространство” индивида, Келли предлагает
использовать куб, каждое измерение которого
обозначает определённое направление
приписываемых причин. Приписывание причин
субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”,
объекту действия – “стимульную атрибуцию”,
ситуации – “обстоятельную атрибуцию”.
Довольно распространённым вариантом
является также смешанный тип “личностно-стимульной
атрибуции”. Выбор преобладающего
типа атрибуции обусловлен индивидуальными
характеристиками субъекта восприятия.
То есть можно говорить о типе личности
со стимульной , обстоятельственной или
личностной атрибуцией.
2.3. Негативная каузальная
Так
же, некоторыми исследователями феномен
каузальной атрибуции делится
К
негативной каузальной атрибуции склонны
подозрительные, мнительные, в чем-либо
ущемленные индивиды. К примеру, весьма
типичен характер каузальной атрибуции
в ситуации ревности. Ревнивый приписывает
чертам поведения объекта своей ревности
самые неблаговидные – с точки зрения
своих интересов – основания, подозревает
его в каждом проявлении активности, в
каждом слове, в каждой оговорке.
Склонность
индивида к негативной каузальной атрибуции
нередко становится причиной конфликтности
его поведения, причем он искренне не замечает
того, что «все у него плохие», что «все
только и думают, чтобы сделать ему гадость».
И поскольку он в этом их отношении к себе
искренне убежден, то и считает себя «вправе
отвечать на это соответствующим образом»
Основания
для негативной каузальной атрибуции
возникают в ситуации реальной или
мнимой угрозы потери индивидом чего-либо
для себя сверхценного. Именно в этом
случае формируется доминанта его сохранения
– защиты. В индивидуальном плане это,
как мы уже сказали, может возникать в
случае ревности – переживания вероятности
утраты сексуального партнера, отношения
с которым воспринимаются индивидом, как
свое неотъемлемое право и ценность.
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
Как формируется позитивная каузальная атрибуция? Она может быть следствием общей доброжелательности индивида, а порою и его наивности. Тем не менее, позитивная атрибуция для сообщества много ценнее, чем негативная: имея дело с другими индивидами, нам полезнее считать их лучше, чем они есть на самом деле. Выигрыш здесь – в душевном равновесии оценивающего, в положительных его эмоциях. Этот выигрыш выше и «стратегичнее», чем промах в деле, который возник по причине более высокого мнения о контрагенте, чем он того заслуживал. Поэтому главное требование к положительной каузальной атрибуции: она не должна сопровождаться излишней доверчивостью, то есть мы должны доброжелательно относиться к окружающим, но на всякий случай помнить, что в принципе «возможно все».
К позитивной каузальной атрибуции склонны впечатлительные, доверчивые индивиды, «коротко мыслящие», восторженные, экзальтированные, с чертами истероидности.
Позитивная
каузальная атрибуция может иметь обобщенный
характер, но может иметь и выборочный.
К примеру, некий индивид произвел на нас
весьма благоприятное впечатление, и его
образ стал для нас позитивно-доминантным. После этого и в свете этого мы начинаем
более благоприятно для него трактовать
его поступки: нам становится легче воспринимать
мотивы этих поступков как возвышенные,
благородные, как диктуемые добрыми намерениями
и помышлениями. А все, что не укладывается
в эту схему и что – при большей объективности
– заслуживало бы негативной оценки, рассматривается
нами как случайное, произошедшее против
его воли, по независящим от него обстоятельствам.
Иными словами, при позитивной каузальной
атрибуции негативный поступок индивида
мы расцениваем как случайный и не отражающий
его индивидуальности, как вынужденный,
а при негативной каузальной атрибуции
даже позитивный поступок индивида мы
расцениваем как случайный и тоже вынужденный.
И
негативная, и позитивная каузальная атрибуция
– это проявления необъективности оценок,
тенденциозности отношений (к объектам
оценки). В целом, это проявление ошибок
атрибуции, которые будут рассмотрены
ниже.
3. Ошибки атрибуции
В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:
Что такое теория атрибуции в психологии? Made Simple
Содержание страницы
Что такое теория атрибуции?
Теория атрибуции изучает то, как мы реагируем на причины, лежащие в основе поведения других. Это восприятие человеком наблюдения за поведением людей и мира вокруг нас, будь то из-за их внутренних или внешних факторов.
Мы не можем жить для себя. Наша жизнь тысячами невидимых нитей связана с другими. Социальные психологи исследуют эти связи, научно изучая, как мы думаем, влияем и относимся друг к другу. У людей есть убеждения, мотивы или намерения, которые позволяют им наблюдать, объяснять поведение определенным образом. Восприятие человека является предметом социальной психологии. Это когнитивный аспект личности. Люди наблюдают за другими посредством информации, которую они получают о них, и атрибуции (вмешательства) в отношении причин их поведения.
Теория атрибуции Фрица Хайдера
Социальные психологи начали проявлять интерес к описанию значения поведения других людей после теории Фрица Хайдера (1958), названной теорией атрибуции. Эта теория касалась того, как мы пытаемся понять значение поведения других людей. Особенно это касается причин их действий. Например, почему Рави так дружелюбен со мной? Почему Рам опоздал? Почему кто-то тревожен, общителен и т. д. Люди пытаются найти ответы на такие вопросы, исходя из своих когнитивных рамок.
Фриц Хайдер разделил причины поведения на две основные силы: личные силы и силы среды. Личные, субъективные, диспозиционные или внутренние силы характеризуются способностью или усилием отдельных факторов и предсказывают будущее с устойчивыми диспозициями.
Экологическая, объективная, ситуационная или внешняя сила поведения вызвана удачей или трудностью выполняемой задачи. Например, если вы идете и кто-то врезается в вас. Вы могли бы приписать это силам окружающей среды из-за препятствия на дороге. Вы не будете чувствовать себя плохо. Но если вы сделаете вывод из личной причины, что человек намеренно врезался в вас, это причинит вам боль. Личная причина может предсказать будущее его личности, в то время как причина среды не может быть.
Теория атрибуции Гарольда Келли
На этой основе Гарольд Келли (1967, 1973) разработал теорию атрибуции. В своей теории атрибуции он объясняет, вызвано ли наблюдаемое поведение или событие внутренними или внешними факторами. Внутренние факторы возникают внутри человека, такие как черты личности, усилия, способности, мотивация, убеждения или намерения. Внутреннее поведение находится под личным контролем человека. Ответственность за поведение, которое он совершает, лежит на самом человеке.
Внешние факторы возникают из окружающей среды, такие как физические возможности, ресурсы, поддержка коллег, неблагоприятные ситуации, трудности, удача и т. д. Это ситуационные или внешние факторы, с которыми сталкивается человек, когда имеет дело с поведением. Часто эти силы объединяются, когда поведение наблюдается. Например,
- Рама получила пятерку на экзамене. Была ли ее оценка результатом усилий (внутренняя причина) или легкого теста (внешняя причина)?
- Автомобиль угнали с парковки супермаркета. Была ли кража результатом установленного плана (внутренняя причина) или давления со стороны сверстников (внешняя причина)?
- Человек сделал крупное пожертвование в детский дом. Желание помочь (внутренняя причина) или необходимость вычесть налоги (внешняя причина)?
Теория атрибуции предполагает, что при выполнении этих атрибуций люди полагаются на три типа информации, такие как консенсус, согласованность и отличительность.
Консенсус
Консенсус означает, что большинство людей одинаково реагируют на сходную ситуацию. Это общее согласие, мнение о событии, предмете, мысли или человеке.
Например, если все согласны с тем, что сосед по комнате неряшлив, будет высокая степень консенсуса. Если сосед по комнате — единственный человек, который обвиняет его в неряшливости, уровень консенсуса будет низким. Когда консенсус высок и все рассматривают поведение или объект одинаково, мы склонны приписывать внешние атрибуты, когда он низок и никто не согласен с поведением или объектом, мы склонны приписывать внутренние атрибуты.
Постоянство
Постоянство относится к степени, в которой человек всегда одинаково реагирует на один и тот же стимул. Это обычная модель или стиль индивидуального поведения.
Например, если начальник часто злится, сотрудник, скорее всего, сделает внутреннюю атрибуцию своей личности. Внутренние атрибуции производятся, когда человек вел себя аналогичным образом в прошлом. Если вел себя злобно только по тому поводу, то это будет внешняя атрибуция. Он вел себя гневно из-за определенных факторов, возможно, из-за того, что опоздал, неправильно выполнил работу, дразнил своих коллег по работе и т. д.
Самобытность
Самобытность относится к степени, в которой реакции человека варьируются от ситуации к ситуации. Он демонстрирует разное поведение в разных ситуациях. Чем больше изменчивость в модели поведения, тем больше отличительность.
Например, если начальник всегда яростно обращается с людьми, служащие, скорее всего, решат, что злость — это аспект его личности (внутренний), а не показатель его отношения к нему (внешний). Если это действие будет странным, о нем, вероятно, будут судить по внешним факторам.
Ошибки и предубеждения в теории атрибуции
Люди не настолько объективны, как это необходимо, когда они делают атрибуции относительно причин поведения, событий или ситуаций. Различные предубеждения могут влиять на атрибуцию, некоторые из этих предубеждений — это фундаментальная ошибка атрибуции и корыстная предвзятость, а также эффект актера-наблюдателя.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фриц Хайдер в своей теории атрибуции указывал, что люди уделяют больше внимания поведению и характеристикам (внутренним факторам), чем ситуации, в которой происходит поведение. Эта тенденция склоняет их к созданию внутренних атрибутов. Таким образом, существует тенденция приписывать поведение других внутренним факторам больше, чем внешним.
Например, человека, пытающегося устроиться на работу, часто считают ленивым (внутренне), когда он действительно не может найти работу (ситуативный признак).
Корыстная предвзятость
В теории атрибуции корыстная предвзятость объясняет, что люди часто отрицают ответственность за неудачи и приписывают себе успех. Они относят первое к ситуативным, а второе к диспозиционным (внутренним факторам).
Например, игрок в бадминтон объясняет проигрыш, жалуясь, что его подача не удалась и что солнце светит ему в глаза, но воспринимает победу как доказательство своих способностей и выносливости. Точно так же учащийся, который не винит учителя, говорит, что экзамен был несправедливым и охватывал только те части курса, которые не были изучены в классе или не изучались (внешние), но считает, что хорошая оценка является результат таланта и трудолюбия (внутренний).
Эффект актера-наблюдателя
Эффект актера-наблюдателя — это тенденция, когда что-то происходит, когда мы пытаемся обвинить окружающую среду (внешние факторы), а не наше поведение и характеристики (внутренние факторы). Если мы падаем на землю, то это связано с дорогами, грязью, скользкими предметами (внешние факторы), в то время как другие мы нивелируем внутренними факторами (например, неправильно смотрит на землю при ходьбе, у него плохой стиль ходьбы и т. д.).
Как правило, мы быстро приписываем себе успехи и так же быстро обвиняем в своих неудачах факторы, находящиеся вне нашего контроля. При корыстной предвзятости существует тенденция приписывать наши благоприятные результаты внутренним факторам, а наши неудачи — внешним факторам. В организационном плане исследователи (Bettman and Weitz, 1983) обнаружил, что стратегия управления, качество рабочей силы и усилия в области исследований или разработок, связанные с успехом, связаны с внутренними факторами, тогда как плохая погода, сильная конкуренция и инфляционное давление связаны с нашими неудачами и связаны с внешними факторами.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теория атрибуции — Объяснение — The Business Professor, LLC
Что такое теория атрибуции?
Написал Джейсон Гордон
Обновлено 14 мая 2022 г.
- Маркетинг, реклама, продажи и PR
Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг
- Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность
Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса
- Профессионализм и карьерный рост
- Право, сделки и управление рисками
Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты
- Управление бизнесом и операции
Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение
- Экономика, финансы и аналитика
Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки
- Курсы
+ Еще
Содержание
Что такое теория атрибуции? Как работает теория атрибуции? Академические исследования в области теории атрибуции
Теория атрибуции, предложенная Фрицем Хайдером (1958), представляет собой теорию социальной психологии, которая касается того, как люди относятся и понимают социальный мир. В частности, он связан с тем, как люди интерпретируют события вокруг себя и как их переводы влияют на их мышление и поведение.
Вернуться к: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМКак работает теория атрибуции?
Теория атрибуции касается того, как люди воспринимают получаемую ими информацию, интерпретируют события и как они формируют причинно-следственные суждения.
Ни один человек не предпримет действие или решение, не приписав его причине или фактору.
По словам Хайдера, это направлено на оценку объяснения, которое люди дают определенному поведению, и учитывает то, как люди интерпретируют свое поведение.
Теория атрибуции утверждает, что атрибуция, будь то внутренняя или внешняя, оказывает большое влияние на то, как люди чувствуют и относятся к другим.
Хайдер говорит, что любое поведение определяется либо внутренними, либо внешними факторами:
- Внешняя атрибуция (ситуационная атрибуция) : Причинность приписывается внешнему фактору, агенту или силе. Внешние факторы выходят за рамки вашего контроля. Вы понимаете, что у вас нет выбора. Таким образом, на ваше поведение влияют, ограничивают или даже полностью определяют факторы, находящиеся вне вашего контроля. Поэтому вы чувствуете себя не ответственным. Типичный пример — погода.
- Внутренняя атрибуция (диспозиционная атрибуция) : Причинность приписывается внутреннему фактору, агенту или силе. Внутренние факторы находятся под вашим контролем. Вы можете выбрать, вести себя определенным образом или нет. Таким образом, на ваше поведение не влияют, не ограничиваются и даже полностью не определяются влияниями, находящимися вне вашего контроля. Поэтому вы чувствуете ответственность. Типичный пример — ваш собственный интеллект.
Это также зависит от индивидуальных особенностей личности и когнитивного поведения.
Поскольку это сложный психологический процесс, предпринимались различные попытки объяснить это понятие с использованием множества теорий.
С точки зрения теории атрибуции, люди проявляют творческий подход при взаимодействии с другими людьми и внешними факторами.
Каковы этапы процесса теории атрибуции?В основе атрибуции лежит трехэтапный процесс:
- Восприятие . Наблюдать. Человек должен воспринимать или наблюдать за поведением.
- Решение . Определить преднамеренность. Человек должен верить, что поведение было преднамеренным.
- Атрибут . Человек должен определить, считает ли он, что другое лицо было принуждено к поведению (в этом случае причина приписывается ситуации) или нет (в этом случае причина приписывается другому лицу).
Что такое факторы атрибуции?
Факторы атрибуции по Келли (1967): Келли развил теорию Хайдера, добавив гипотезы о факторах, влияющих на формирование атрибуций:
- Информация о согласованности .