Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Это процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»

  • Главная
    • Сведения о профессиональной образовательной организации
    • Техникуму — 85!
    • Противодействие коррупции
    • Интернет-приемная
    • Комплексная безопасность
    • Охрана труда
    • История
    • Музей
    • Новости
    • Видеогалерея
    • Контакты
    • Вакансии
    • Профилактика ЗОЖ
    • Корпоративная почта
  • Специальности
  • Абитуриентам
  • Студентам
  • Преподавателям
    • Расписание
    • Электронный журнал
    • Документы и бланки
    • Электронно-библиотечные системы
    • Методическая копилка преподавателей
    • Памятки для преподавателей
    • Конкурсы
    • Корпоративная почта
  • Дополнительные услуги
    • Перечень профессий с ценами
    • Курсовая подготовка
    • Дополнительное профессиональное образование
    • ФП «Содействие занятости»
    • Общеразвивающие программы для школьников
  • Микуньский филиал
    • Сведения о филиале
    • Специальности
    • Образование
    • Абитуриентам
    • Студентам
    • Преподавателям
    • Выпускникам
    • Дополнительные услуги
    • Электронная библиотека
    • Мастерские
    • Платные образовательные услуги
    • Безопасность на железной дороге
  • Контакты
    • Обращения граждан

Социальная роль конфликтов и пути их разрешения

 Жизнь коллектива предприятия в обществе, а так же и в любом социуме невозможна без столкновения различных мнений, появление дискуссий и противоречий.

Это является главной причиной для возникновения конфликтных ситуаций. Думая о конфликте, люди чаще всего сравнивают его с нежелательным явлением, которое следует всегда избегать. Зачастую конфликты только усугубляют, возникшие разногласия и ухудшают отношения между людьми. Однако в некоторых ситуациях конфликт может выполнять и положительную роль: предоставляет ранее неизвестную информацию, помогает найти несколько вариантов его решения. Таким образом, конфликт — это результат столкновения противоположных позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. 

Возникновение конфликтов зависит от трех параметров:

  • · сопутствующие обстоятельства;
  • · сущность противоречия;
  • · внешний повод для конфликта.

Сопутствующие обстоятельства могут изменять характер конфликта и время его начала, не затрагивая его главной сущности. Внешний повод для конфликта —  это те обстоятельства, которые  запускают процесс конфликта (чаще всего — оскорбительная фраза, насмешка и т.

д.).

Одну из главных ролей в возникновении конфликта играет его первопричины, которые называются конфликтогенами. [1] Конфликтогены – это действия (или бездействия),а так же слова, которые могут привести к конфликтной ситуации.[1] В данном определении ключевым является слово «могут». Оно характеризует конкретную  опасность конфликтогена. Конфликт может возникнуть, а может и не начать развиваться. Все зависит от восприятия участников конфликтной ситауации, и силы конфликтогена. 

На рис.1 изображены три наиболее распространенных способа классификации конфликтов. Рассмотрим их поподробнее.  

Рис. 1. Разновидности конфликтов 

По количеству участников конфликты можно разделить на  мелкие и крупные конфликты, которые происходят  между личностью и группой- межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликт, возникающий между двумя субъектами, происходит в том случае если их цели и моральные ценности далеко не схожи. [1] Причиной таких конфликтов может быть борьба за лидерство, материальные ценности, социальный статус. К данному типу, например, относятся конфликты между начальником и сотрудником, по поводу не во время выплаченной заработной платы. Межгрупповой конфликт чаще возникает в результате противоречий между ожиданиями отдельной личности, пришедшей в организацию, и действующими в группе нормами поведения и особенностями корпоративной культуры труда. К межгрупповым конфликтам относятся противоречия между отдельными группами в одной организации.           

По длительности протекания конфликты можно разделить на короткие и длительные. Кратковременные конфликты чаще всего возникают вследствие взаимного недопонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные конфликты связаны с глубокими объективными трудностями. Эти конфликты могут доставить огромный вред взаимоотношениям людей, так как по мере их развития происходит изменение деловых разногласий в межличностные, которые обычно развиваются с большой силой и затрагивают эмоциональную сферу людей.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективные и субъективные.  Объективные конфликты возникают в сложной спорной ситуации, в которой оказываются люди. Очень плохие условия труда, не корректное разделение обязанностей и ответственности, все это является причинами объективных конфликтов. Субъективным можно считать возникновение конфликтов, связанных с личностными особенностями, характером конфликтующих людей, их ценностями или манерой поведения в обществе.

Отношения между людьми могут не только выполнять положительные функции, но и служить источником стрессов (рис.2). К таким отрицательным последствиям приводят неосознанные установки личности или не совсем развитые коммуникативные навыки. [3] 

Рис. 2. Источники стрессов 

Существует несколько методов, которые приводят к завершению разногласий и решению проблемы. Среди основных методов выделяют компромисс. [2] В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение обоюдного решения, которое удовлетворяет обе стороны. Но при этом каждая сторона конфликта идет на определенные уступки или находит некое третье решение, с которым соглашаются все конфликтующие. Так же существует консенсус — метод разрешения конфликта, который заключается в проведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены найденным решением. Еще существует метод реставрация — метод решения, который предполагает возвращение на прежние позиции ,  сторон до вступления в конфликт.

Что бы конструктивно разрешить конфликт нужно:

  1. Следует устранить из делового общения негативные оценки, которые ущемляют честь и достоинство собеседника.
  2. Нужно уделять внимание обсуждению схожих позиций и меньше всего обсуждать разногласия собеседников.
  3. В конфликтной ситуации следует сохранять вежливость и самообладание.
  4. Важно проанализировать наиболее важные интересы сторон и стремиться найти истинную причину конфликта.
  5. Старайтесь творчески подходить к решению возникшей проблемы.

Подводя итоги статьи, можно сделать вывод о том, что существование общества и любой организации без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт негативным явлением, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни и организации в целом, вероятно конфликт – нужная форма социального взаимодействия между субъектами. В данной работе раскрыты понятие, виды и роль  конфликтов в обществе. А так  же рассмотрены эффективные методы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, целях, несовпадениях мнений и поступков различных людей и социальных групп. Эти методы укрепляют взаимоотношения людей и  объединяют  их.   Совместное успешное разрешение конфликтных ситуаций может сблизить людей больше, чем многие годы, проведенные во взаимном обмене любезностями.

Социальная роль конфликтов велика во-первых они помогают  выявить разнообразие точек зрения, во-вторых обладать дополнительной информацией, в третьих помогают выявить большее число альтернативных решений или проблем, а также могут быть предохранительным клапаном, для безопасного выхода всех отрицательных эмоций.

Противоречие и гармония

Диалектический материализм (А. Спиркин)
Предыдущий Глава 2. Система категорий в философской мысли Следующий

Единство противоположностей и противоречий. Один из основных вопросов мировоззрения и методологии познания заключается в следующем: какова причина движения и развитие явлений и находится ли оно в самом мире или вне его? Некоторые отвечают, что так же, как существование часов предполагает часовщика, поэтому существование и движение мира предполагает творца, который правит этим миром. Просто как часы работает, когда его заводит владелец, так что мир движется со скоростью воля высшей силы. Но если существование и движение мир предполагает творца, существование творца сам, по логике такого мышления, должен в свою очередь предполагают существование творца еще более высокого заказ. И это приводит нас к ложной бесконечности. научный мировоззрение не ищет причин движения Вселенной за его пределами. Оно находит их в самой вселенной, в его противоречиях. Научный подход к объекту исследование предполагает умение воспринимать динамическую сущность, сочетание в одном и том же предмете взаимно несовместимые элементы, которые отрицают друг друга и тем не менее в одновременно принадлежат друг другу.

Конечная причина развития любой конкретной системы является взаимодействие. Анализ показывает, что взаимодействие возможно между объектами или элементами объектов, которые не идентичны друг к другу, но разные. Тождество и различие имеют их степени. Разница, например, может быть несущественной или существенное. Крайним случаем различия является противоположная — одна из взаимно предполагаемых сторон противоречие. По отношению к развивающемуся объекту разница является начальной стадией разделения объекта на противоположности. Вступая во взаимодействие, объект стремится, как оно было дополнением к самому себе в том, с чем оно взаимодействие. Там, где нет стабильного взаимодействия, есть только более или менее случайный внешний контакт.

Еще важнее помнить об этом моменте, когда мы говоря о связи между явлениями, находящимися в процесс развития. В целом мире нет развивающийся объект, в котором нельзя найти противоположных сторон, элементы или тенденции: стабильность и изменение, старое и новое, и скоро. Диалектический принцип противоречия отражает дуалистические отношения внутри целого: единство противоположности и их борьба. Противоположности могут вступить в конфликт только в той мере, в какой они образуют единое целое, в котором один элемент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противостоять элементы составляют жизнь целого. Более того, единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта, относительна и преходяща, а борьба противоположностей абсолютный, выражающий бесконечность процесса разработка. Это связано с тем, что противоречие есть не только отношения между противоположными тенденциями в объекте или между противоположными объектами, но и отношения объект самому себе, то есть его постоянная самоотрицание. Ткань всей жизни соткана из двух виды нитей, положительные и отрицательные, новые и старые, прогрессивные и реакционные. Они постоянно конфликтуют, сражаются друг с другом.

Древние говорили, что все происходит через раздор. Если явление содержит противоположности, оно должно быть в противоречие с самим собой. То же относится и к выражению этого явления в мыслях. Существует очевидное противоречие в том, что явление остается одним и тем же и в то же время постоянно изменяется, т. е. содержит противоположные тенденции.

Противоположные стороны, элементы и тенденции целого, чьи формы взаимодействия противоречие не дано в некоторых вечно готовая форма. На начальном этапе, пока существует только как возможность, противоречие выступает как единство, содержащее несущественное различие. Следующий этап существенное различие в этом единстве. Хотя обладая общей основе, определенных существенных свойств или тенденций в объекты не соответствуют друг другу. Жизненноважный различие порождает противоположности, которые, отрицая друг друга перерасти в противоречие. Крайний случай противоречия является острым конфликтом. Противоположности не стоят в унынии бездействие; они не что-то статичное, как два борца в фотограф. Они взаимодействуют и больше похожи на живую борьбу соответствовать. Всякое развитие порождает противоречия, разрешает их и в то же время рождает новые. Жизнь — это вечное преодоление препятствий. Все переплетено в сеть противоречий.

Противоречия в умах и поступках людей с блестящей точностью и живостью выражен в творчестве много великих художников. Наиболее ярким примером является, пожалуй, Шекспир, так глубоко изображавший внутренний мир человека. проникновения во все противоречивые страсти, огорчение души, столкновение мотивов, конфликт эмоции, соперничество между людьми, критические состояния воли и разума, противоборствующие побуждения добра и зло, благородное и неблагородное, трагическое и комический. С большим умением он прослеживает развитие характера вплоть до превращения его в собственную противоположность и противоречия между его характеры часто составляют индивидуальное выражение противоречий социальных сил и интересы.

У Достоевского, например, утверждение, что все противоречия в жизни «жить вместе» никогда не проигрывает его сила. Какими бы кошмарными они ни были, никто не может убежать от них; они преследуют всех мужчин повсюду.

Равновесие и гармония. Мысли о противоречии и противоположности заставляют нас спросить можно ли категорически сказать, что противоречия всегда, одновременно предполагают и исключают друг друга. Жизнь имеет были свидетелями случаев, когда противоположности не только исключали, но и дополняют друг друга, образуя гармоничный весь. Возьмем, к примеру, проблему психологическая несовместимость в рабочем коллективе, в быту жизни, в семье. Совместимость обязательно предполагает определенные противоречия, дополняющие друг друга и, взятые вместе образуют гармоничное целое, симфонию, в которой наоборот не исключает, а предполагает его противоположный. Следовательно, противоположности могут сочетаться в разных способами, и результатом может быть какофония или симфония. пифагорейцы говорил о гармонии как о чем-то, без чего ничто не могло бы существовать. Греческий врач и мыслитель Алкмеон считал, что здоровье организма зависело от гармоничного сочетания противоположных качеств и сил, на их равновесие, в то время как любое превосходство или доминирование одного из них могло дать подняться до болезни. Этот принцип гармоничного сочетания был применяется ко Вселенной в целом. Если бы не было гармонии, противоречивые и разнородные принципы не могли войти в синтетическое целое Вселенной. Музыкальная гармония, согласие различных тонов или размеров, по-видимому, Пифагор и его единомышленников как просто слышимая форма вселенской гармонии и определяется количественными связи. Это гармония, которая раскрывает тайну внутреннего согласия противоположности. Это единство в разнородном, это согласие в различие, которое можно найти в музыкальной гармонии, заключается в раскрывается во всей Вселенной. Под гармонией мы понимаем сбалансированное и жизнеспособное стабильное сочетание элементов и их связи, их внутренние и внешние взаимодействия, все их движения. Гармонию следует рассматривать как процесс. жизнь Вселенной состоит в постоянном прерывании и восстановление гармонии, равновесия: все течет и уравновешивается, все уравновешивается и течет. Мы могли бы указать ряд форм равновесия, связанных с внутреннее движение: сохранение состояния движения, для например, сохранение состояния светового излучения, процесс жизни, процесс материального и духовного (интеллектуальное) производство и так далее. Равновесие достигается и приводит к стабильному, гармоничному состоянию взаимодействие противоположностей, составляющих данный процесс в целом (например, сбалансированное состояние внутренние процессы живого организма), поддержание взаимодействие одного явления с другим (например, взаимодействие организма и окружающей среды), устойчивость определенной формы или закона (например, устойчивость законов, регулирующих физическое, органическое, социальное и психологическое процессы), равновесие, сохранение основы порождающее заданную форму движения (например, устойчивость полей элементарных частиц как условие происхождения атомов, атомной стабильности, образования неорганические и органические соединения и др. ). В некоторых относительно закрытые системы, равновесие противоположных сил может быть продолжительный. В целях исследования и использования в технологии, исследователи договорились рассматривать определенные состояния материи как существующие в идеально чистом виде и при заданных им соответствующих формулы. Метеорология, например, придает большое значение к изучению относительного равновесия атмосферы, термодинамика изучает относительную термодинамическую равновесие и ядерная физика, радиоактивный равновесие. Химия изучает химическое равновесие.

Существует огромный диапазон так называемых статистических равновесия. Это также характерно для столь высоко сложная живая система как человек, т. динамически сбалансированная система как в телесном, так и в психологическая организация. Когда мы говорим о ком-то, что он «неуравновешенный человек», мы имеем в виду патологическое возбудимость его нервной организации, склонность к вспышкам в приступах гнева, часто без всякой причины.

Противоречия и их разрешение. движение противоречия состоит в том, что оно одновременно понял и решил. Противоречия постоянно включаются и создавалось, возрождалось в новой форме. Решение противоречивая система также является средством движения к новой система, которой исторически суждено прийти на смену ей.

Противоречия разрешаются, преодолеваются в борьбе. Они и их разрешение стимулирует движение. Взаимодействие противоположности, как противоречие и его разрешение, вот что пробуждает каждое семя к росту и каждую почку к раскрытию лист, цветок или сочный плод. Противоречие и его разрешение придает движение большим и малым вещам и раскрывается в обычном «разумном» порядке вселенная. Они объясняют единство жизни и смерти, биение пульса, движение сил, выделяющихся в кристаллов, в растениях, животных, людях, обществе и в вся вселенная. Если противоречия не разрешены, они не «подстегивать» развитие, они необходимы, но не достаточное условие развития.

Способов разрешения противоречий много, и они зависят от различных условий, в том числе от характера спорящие стороны в случае возникновения противоречий в жизни человека и общества. В некоторых случаях одна сторона противоречие гибнет и другое торжествует, в других и то, и другое стороны гибнут, изнуряя себя в борьбе. Может также быть более или менее продолжительным компромиссом между участники. Разрешение противоречия может быть полным или частичное, мгновенное или поэтапное. Возьмем, для например, нынешний век. Он полон противоречий любого вида и сорта. В общественно-политическом плане ситуация опасно накалилась из-за безудержного гонка вооружений, инициированная империализмом, которая вынуждает социалистическую страны принять меры по укреплению своих оборона. Отношения между некоторыми странами плохие напряженный. Идет ожесточенная идеологическая борьба между страны социализма и капитализма. Что делают народы мирового желания? Что является их главной заботой? Каждый знает, что такое К., и это было изложено полностью на 26-м съезд КПСС — за разрядку. Советский руководство подтвердило позитивными действиями, что оно стремится не нагнетать противоречий между миром социализма и капитализм, а разрешить существующие противоречия путем мирными политическими средствами.

Было бы ошибкой думать, что всякое противоречие приводит к развитию. Например, конфликт между членов семьи вряд ли можно рассматривать как источник разработка. Различные процессы, по-видимому, имеют оптимальную противоречивость, которая способствует развитию наибольшая степень.

Характер противоречия зависит от специфики противоборствующих сторон, а также об условиях их происходит взаимодействие. Внутренние противоречия взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы, т. например, внутри определенного вида животных (внутривидовой борьба), внутри данного организма или общества. Внешний Противоречия – это взаимодействие противоположностей, связанных с различные системы, например, между обществом и природой, организма и окружающей среды и так далее. В финале анализа, решающими противоречиями в развитии являются внутренние.

Антагонистические противоречия – это взаимодействие между непримиримо враждебные классы, социальные группы и силы. Как правило, они нарастают до точки конфликта и разрешаются в социальных и политических революциях. Неантагонистический противоречия — это взаимодействия между классами, основные интересы и цели совпадают. Социалистическая революция завершилась тем самым устранил антагонистические противоречия, но не устраняют противоречия вообще. Социализм имеет свою противоречия, например, между развивающимися производство и растущий спрос, между передовыми и отсталые, между творческим мышлением и догматизмом. основное противоречие состоит в том, что во всей совокупности противоречия играют решающую роль в развитии.

Противоречия можно найти в природе, обществе и человеке. думать буквально на каждом шагу. Вся история человечества культура научного познания предполагает борьбу между новые знания, гипотезы и устаревшие положения, столкновение разных, а иногда и совершенно противоположных мнения. Борьба идей — одна из жизненно важных гарантий против мумификации мысли. Великие открытия всегда вызвать оживленную дискуссию и спор, и именно здесь правда рождается. Жизнь — это непрекращающаяся борьба, процесс развития, в котором победитель обычно добивается прогресса в развитии познания хотя бы по какой-либо причине, кроме как необходимость сражаться, еще более насущная усилиями противоположной стороны. Это стимулирует мысль и интеллектуальные способности обеих сторон, тем самым способствуя общему интеллектуальный прогресс.

Констатация противоречий в науке чрезвычайно важно для развития познания. Не следует бойтесь противоречий, ибо каждое противоречие содержит в себе зародыш открытия. Креативное мышление не только утверждает антиномии, но стремится их разрешить. диалектический противоречие в мышлении есть не внутреннее противоречие, не смешение понятий, но взаимодействие противоположных позиции, точки зрения, мнения, концепции. В отличие от бестолкового мышление, диалектические противоречия представляют сознательно воспринимаемые противоречия. Бессознательные противоречия в мысли являются признаком глупости или неправильного рассуждения, которые исправляются либо самим мыслителем, либо другие. Ни может ли теория, которая внутренне противоречива, быть научное значение. Она должна быть усовершенствована и стать внутренне непротиворечивый. Иначе диалектика превратилась бы оправдание полной беспринципности и учить умение сегодня говорить одно, а завтра другое. Когда запутавшись в противоположных выводах, разум чувствует крайне неудобно. Далеко не мешает нам, рекомендации формальной логики, включая правила, защитить нас от элементарных противоречий, от безответственное перескакивание с одного утверждения на другое без какие-либо объективные основания, помогают нам обнаружить и выразить, сознательно указать на фактические противоречия и изменчивость вещей. Под диалектикой мы подразумеваем не противореча самому себе, хотя и это может случиться бессознательно в ходе исследования, когда психические ассоциации бушуют вокруг какой-то идеи; что мы имеем в виду, это противоречие в предмете и отражение этого противоречие в мышлении, где оно сознательно регистрируется и решен. По мере развития науки число возможных противоречий, парадоксов и антиномий не уменьшается, а на самом деле умножается. Великие полеты творческой мысли и открытия были и будут сделаны возможными именно путем разрешения этих противоречий. Противоречия взяты до антиномии обычно оказываются вехами в научный прогресс, точки, где прорывается мысль в то, что было ранее неизвестно.

На первом этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его первоначальной целостности и чувственном конкретности, противоречивое единство противоположностей не может быть раскрытый. Поэтому познающий должен начать с ментального анализа. исходного единства, разбивая его на компоненты. Познание аспектов противоречия в их обособленность и даже противоположность предполагает синтез ранее разделенных противоположностей. В результате односторонность исходного аналитического подхода к объекта, когда все его аспекты изучались как изолированные явления, преодолевается.

Антиномии, имеющие объективную основу, представляют собой специфическую форму существования диалектических противоречий в знание. Содержание, которое они отражают, в конечном счете элемент структуры развивающей цели противоречие. Когнитивные антиномии служат формой теоретическое воспроизведение противоречий в научных теории, развитие которых происходит через выявление и разрешение противоречий, обнаруженных в предыдущие теории или уровни исследования. Самый эффективный способ разрешения антиномий, возникающих в теоретическом мышлении выйти за их пределы, открыть лежащие в их основе основе, найти, как одна противоположность переходит в другую и выявить промежуточные звенья.

Философское и методологическое значение способности для выявления и разрешения противоречий постоянно растет в связи с возрастающим разнообразием социальных отношения, прогресс науки и увеличение сложность системы понятий в мышлении. Образовательный ценность понимания принципа противоречия что она становится стержнем отношения человека к миру как мир, полный противоречий, требующий быть познанным и решено. Интеллектуальное мышление в науке, искусстве или политике следует начать с предположения, что мир противоречивый. В противном случае они могут только стагнировать.


Предыдущий Дом Далее
Отрицание и непрерывность Вверх Сознание мира и мир сознания

Этнический конфликт | Определение, причины, типы, примеры и факты

Резня в Сребренице

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
война этническая чистка этническая группа

Просмотреть весь связанный контент →

этнический конфликт , форма конфликта, в котором цели по крайней мере одной стороны определяются в этнических терминах, а конфликт, его предпосылки и возможные решения воспринимаются по этническим признакам. Конфликт обычно связан не с самими этническими различиями, а с политическими, экономическими, социальными, культурными или территориальными вопросами.

Этнический конфликт является одной из основных угроз международному миру и безопасности. Конфликты на Балканах, в Руанде, Чечне, Ираке, Индонезии, Шри-Ланке, Индии и Дарфуре, а также в Израиле, на Западном берегу и в секторе Газа являются одними из самых известных и смертоносных примеров конца 20-х и начало 21 века. Дестабилизация провинций, штатов, а в некоторых случаях и целых регионов — обычное следствие этнического насилия. Этнические конфликты часто сопровождаются грубыми нарушениями прав человека, такими как геноцид и преступления против человечности, экономическим спадом, несостоятельностью государства, экологическими проблемами и потоками беженцев. Насильственный этнический конфликт приводит к огромным человеческим страданиям.

Этническая идентичность, этническая принадлежность и этническая группа

Термины этнический и этническая принадлежность происходят от греческого слова этнос , которое описывает сообщество общего происхождения. В исследованиях этнических конфликтов термины этническая группа , общинная группа , этническая община , люди и меньшинство в основном используются взаимозаменяемо. Два элемента обеспечивают основу для идентификации этнических групп: во-первых, акцентирование культурных черт и, во-вторых, ощущение того, что эти черты отличают группу от членов общества, которые не разделяют отличительные характеристики. Энтони Д. Смит, исследователь этничности и национализма, определил этнические критерии, которые обеспечивают происхождение общинной идентичности. К ним относятся общий исторический опыт и воспоминания, мифы об общем происхождении, общая культура и этническая принадлежность, а также связь с исторической территорией или родиной, которую группа может проживать или не проживать в настоящее время. Элементы общей культуры включают язык, религию, законы, обычаи, институты, одежду, музыку, ремесла, архитектуру и даже пищу. Этнические сообщества проявляют признаки солидарности и самосознания, которые часто выражаются в названии, которое группа дает себе.

Этническая идентичность формируется как материальными, так и нематериальными характеристиками. Осязаемые характеристики, такие как общая культура или общие видимые физические черты, важны, потому что они способствуют чувству идентичности, солидарности и уникальности группы. В результате группа рассматривает предполагаемые и реальные угрозы своим материальным характеристикам как риски для своей идентичности. Если группа предпринимает шаги для противостояния угрозам, ее этническая принадлежность становится политизированной, и группа становится политическим актором в силу своей общей идентичности. С другой стороны, этническая принадлежность в такой же степени основана на неосязаемых факторах, а именно на том, во что люди верят или их заставляют верить, чтобы создать чувство солидарности между членами определенной этнической группы и исключить тех, кто не является ее членом.

Теории этнической идентичности

Хотя общинная идентичность обеспечивает основу для определения этнических групп, существуют разногласия по поводу того, как формируется этническая идентичность и как она меняется с течением времени. Первая школа мысли, известная как примордиалистский подход, объясняет этническую принадлежность как фиксированную характеристику индивидуумов и сообществ. По мнению примордиалистов, этническая принадлежность встроена в унаследованные биологические атрибуты, долгую историю практики культурных различий или и то, и другое. Этническая идентичность рассматривается как уникальная по интенсивности и долговечности и как экзистенциальный фактор, определяющий индивидуальную самоидентификацию и общинную самобытность. Мобилизация этнической идентичности и этнического национализма является мощным инструментом вовлечения группы в политическую борьбу. Этнические разногласия и этнические конфликты считаются присущими многоэтническим обществам и обычным явлением.

Примордиалистский фокус на фиксированных идентичностях, однако, не в состоянии распознать различия в формировании этнических групп, начиная от относительно краткосрочных ассоциаций и заканчивая давними, сильными и сплоченными группами с биологическими и историческими корнями. Чтобы учесть эти различия, был разработан второй подход, называемый инструментальным, который понимает этническую принадлежность как средство, используемое отдельными лицами и группами для объединения, организации и мобилизации населения для достижения более крупных целей. Эти цели в основном носят политический характер и включают, среди прочего, требования самоуправления, автономии, доступа к ресурсам и власти, уважения самобытности и культуры группы и прав меньшинств. Инструменталисты считают, что этническая принадлежность имеет очень мало или вообще не имеет независимого рейтинга вне политического процесса и по своему характеру сопоставима с другими политическими пристрастиями, такими как идеологические убеждения или членство в партии. По мнению инструменталистов, этническая принадлежность является результатом личного выбора и в основном не зависит от ситуационного контекста или наличия культурных и биологических черт. Этнический конфликт возникает, если этнические группы конкурируют за одну и ту же цель, особенно за власть, доступ к ресурсам или территории. Интересы элиты общества играют важную роль в мобилизации этнических групп на участие в этнических конфликтах. Таким образом, этнический конфликт подобен другим конфликтам политических интересов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Инструментализм подвергается критике со стороны тех, кто утверждает, что этническая принадлежность, в отличие от политической принадлежности, не может быть преднамеренно определена отдельными людьми, а вместо этого укоренена и регулируется обществом в целом. Сторонники другой школы мысли, известной как социальный конструктивизм, сосредотачиваются на социальной природе этнической идентичности. По их мнению, этническая принадлежность не является ни фиксированной, ни полностью открытой. Этническая идентичность создается социальными взаимодействиями между людьми и группами и поэтому остается вне выбора человека, но она подвержена изменениям, если меняются социальные условия. Отдельные лица и группы не могут избежать того факта, что существуют этнические различия, но они сами определяют, что делать с этими различиями. Таким образом, этнический конфликт в значительной степени зависит от возможностей, предоставляемых группе для достижения своих целей. Насильственные конфликты вызваны в основном социальными и политическими системами, которые ведут к неравенству и недовольству и не предлагают вариантов мирного выражения разногласий. Изменения в социальных взаимодействиях, такие как усиление напряженности или насильственные конфликты, влияют на социально сконструированную природу этничности. Социальные конструктивисты объясняют чудовищные злодеяния, совершаемые во время этнических конфликтов, такие как геноцид, массовые изнасилования и этнические чистки, тем, что в силу этнической принадлежности в борьбу в конечном итоге вовлекаются все, независимо от их намерений.

Четвертая точка зрения, психокультурная интерпретация, приписывает этничности глубокие культурные и психологические корни, которые делают этническую идентичность чрезвычайно стойкой. Ученый Марк Ховард Росс, опираясь на теорию психокультурной интерпретации, определяет этническую идентичность как происходящую из «общих, глубоко укоренившихся мировоззрений», которые формируют отношения членов группы с другими, их действия и их мотивы. Этническую идентичность нельзя изменить, ее можно только сделать более терпимой и открытой. Этнический конфликт затрагивает центральные элементы идентичности каждой группы и вызывает опасения и подозрения в отношении реальных и потенциальных противников. Этнический конфликт, таким образом, является не просто политическим событием, а драмой, которая бросает вызов самому существованию группы, оспаривая ее идентичность. Это объясняет, почему этнические конфликты очень трудно разрешить.

В действительности, некоторые этнические группы имеют идентичность с глубокими историческими корнями, тогда как другие — нет, и некоторые группы имеют статическую идентичность, тогда как другие имеют динамическую идентичность. Конкретное выражение этнической принадлежности и ее склонность вести к насилию и войне зависят от контекста. Этническая идентичность адаптируется к неожиданным угрозам и новым возможностям и активируется ими. Этническая принадлежность не может быть политизирована, если лежащее в основе ядро ​​воспоминаний, опыта или значения не побуждает людей к коллективным действиям. В свете этого Милтон Дж. Эсман в своей книге Ethnic Politics (1994) отмечалось, что этническая идентичность обычно «может располагаться в спектре между изначальной исторической преемственностью и (инструментальной) оппортунистической адаптацией».

Выражению и интенсивности этнической идентичности способствуют несколько факторов. Бесспорно, сильнейшим фактором являются война и насилие. Во-первых, история совместных усилий, истории жертв ради общей цели и воспоминания о человеческих страданиях создают прочные связи между представителями пострадавших этнических групп. Точно так же, если группа подвергается экономической, политической и культурной дискриминации, групповая сплоченность имеет тенденцию к увеличению. Во-вторых, этническая идентичность группы сильнее, если достигается массовая грамотность. Грамотность позволяет сохранять элементы идентичности в письменной форме, а это означает, что исторические и культурные нарративы могут достигать массовой аудитории и оставаться неизменными с течением времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *