Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Факторы развития наследственность среда воспитание: Факторы развития: наследственность, среда, воспитание

Факторы развития личности | Студент-Сервис

Ребенок появляется на свет как индивид — единичный представитель вида homo sapiens, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества, обладающий психофизиологическими задатками, которые дадут ему возможность стать личностью, способной мыслить, трудиться, ставить и реализовывать цели и планы деятельности, осознавать себя членом общества, выполнять гражданские и семейные функции.

Под личностью в психолого-педагогической науке понимается человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность — это социальная сущность человека. Социальные качества приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. У личности есть интересы, убеждения, идеалы, в которых проявляют себя потребности человека.

Одновременно с социальными чертами личность приобретает черты индивидуальности, отличающие ее от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Интересно

Превращение индивида в личность — это сложный и долгий процесс развития — количественных и качественных изменений в организме, интеллекте, психике и духовной сфере человека, что обусловлено влиянием многих факторов.

Фактор (нем. Faktor от лат. factor — делающий, производящий) — это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты.

На процесс становления человека воздействуют биологические и социальные факторы. Ученые издавна спорят о том, какая группа факторов оказывает наибольшее влияние на человека, можно ли учитывать и регулировать это влияние.

Выделяют три ведущие концепции развития личности, по-разному толкующие процесс ее становления.

Сущность биологического направления.

Личность — сугубо природное существо. Поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Они могут окультуриваться, замещаться, однако им принадлежит решающая роль в становлении человека.

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Сущность социологического направления.

Хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми общается. Воспитание способно корректировать влияние среды на человека.

Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения и т. п.

Сущность биосоциального направления.

Не только физиологические процессы, но и часть психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, реагирование на опасность и др.) имеют биологическую природу, а направленность, мышление, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Взгляды современной науки на личность.

Личность — единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т. е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.).

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в различных ситуациях и видах общения с другими людьми.

К ведущим факторам развития личности относят наследственность, среду и воспитание.

Наследственность (неуправляемый фактор развития личности) — это свойство организма передавать детям от родителей определенные качества и особенности (телосложение, цвет глаз, волос, кожи, некоторые болезни, физиологические параметры и др.).

По наследству в соответствии со своей биологической природой человек обладает способностью к социальному развитию — прямохождению, овладению речью, развитию мышления и самосознания, творчеству, труду и т. д.

Человек от рождения наделен природными задатками — предпосылками к тому или иному виду деятельности. Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека — его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки, а даровитые люди, наоборот, могут погубить свои таланты.

При упорстве, трудолюбии человек может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Среда (полууправляемый фактор развития личности) — реальная действительность и условия, в которых растет ребенок; социальная, материальная, экономическая среда, общественный строй, которые создают условия для развития ребенка; малая социальная среда — родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Окружающая среда — это природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

Частью окружающей среды являются:

  • среда географическая — определенный территориальный ландшафт, климат, животный и растительный мир, природные условия, экологические условия;
  • среда социальная — окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Среда является источником и главным условием социализации растущей личности (приобщение ребенка к нормам и требованиям социальной жизни).

Выделяют разновидности социальной среды:

  • дальняя: социальные отношения и институты, средства СМИ, которые в своей совокупности формируют тип личности определенной страны и определенной эпохи;
  • ближняя (социально-культурные условия региона, семья, ближайшее окружение) формирует личностные качества, ценностные установки и ориентации, мотивы и интересы;
  • микросреда (магнитные воздействия, микроволны) влияет на развитие нервных тканей, головного мозга человека.

Влияние среды во многом определяется отношением человека, зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. Среда может оказывать на личность как позитивное, так и негативное влияние.

Воспитание (управляемый фактор развития личности) планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности, направляет влияние всех других факторов и является главным средством, обеспечивающим полноценное личностное развитие и формирование человека.

Именно поэтому воспитание выступает в качестве ведущего, определяющего фактора ее развития.Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек — творец самого себя.

При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в т. ч. физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Воспитание:

  • использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнедеятельность ребенка;
  • нейтрализует и преобразует негативные средовые влияния;
  • выявляет склонности и задатки растущей личности и обеспечивает их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека;
  • влияет на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным условиям жизнедеятельности.

Можно говорить о силе (педагогическом потенциале) и слабости (ограничениях) воспитания. Сила (эффективность) воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием растущей личности.

Слабость воспитания состоит в том, что она основывается на сознательности человека и требует его активного участия в собственном развитии и формировании.

Часто среди факторов развития личности выделяют еще один важнейший фактор — активность, деятельность самой личности.

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что с точки зрения влияния на ребенка наследственности, среды и воспитания невозможно объяснить, почему в одних и тех же условиях воспитания, обучения и развития дети с одинаковой наследственностью (2-3 ребенка в семье) вырастают разными.

Или почему выросшие в худших условиях и явно не выделяющиеся природными задатками дети нередко в жизни добиваются больших успехов, чем те, кто имел лучшие бытовые и природные стартовые возможности.

В педагогике первым ответил на эти вопросы К. Д. Ушинский (1824-1870). Он высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности.

Участвуя в различных видах деятельности (умственной, трудовой, общественной, техническо-творческой и т. д.), человек преобразует окружающую действительность и самого себя.

Интересно

Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т. д. деятельности. Деятельность может быть активной и пассивной.

Из глубины веков до нас дошло высказывание: «Сколько пота — столько и успеха». Это означает, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько собственное напряжение (умственное или физическое), собственные усилия, собственная активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Следовательно, ребенок (ученик, воспитанник) в воспитательном процессе является не столько объектом воздействий и усилий педагога, сколько субъектом — активным участником собственного развития, формирования, т. е. собственного воспитания.

Понимание этого привело педагогическую науку к необходимости ответить на вопрос: когда ребенок становится субъектом воспитания и что необходимо для формирования субъектности (активности) растущей личности.

Ученые выяснили, что активность личности имеет избирательный характер. Из этого следует, что развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а тех из них, которые находят положительный отклик во внутренней эмоциональной сфере ребенка (чувства, переживания), выражают его собственные потребности и стимулируют его к активной работе над собой, т. е. к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию.

Это явление в педагогике принято называть персонификацией воспитания (греч. «persona» — личность, «face» — делать). Из этого следует, что процесс развития личности по существу является процессом саморазвития, а все воспитательные и средовые воздействия — лишь средство, механизм запуска этой активности.

Роль наследственности в развитии личности реферат 2010 по педагогике | Сочинения Учебные процессы

Скачай Роль наследственности в развитии личности реферат 2010 по педагогике и еще Сочинения в формате PDF Учебные процессы только на Docsity! Введение Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму Педагогическая наука в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление научного знания в области социальных и естественных наук, так и политические приоритеты. Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического. С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены были поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную» науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка , наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики. Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности. 1. Основные факторы, влияющие на развитие человека Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.1 Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей2. В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с 1 Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. 2 Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986. Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.8 Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом. Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей9. Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это 8 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983. 9 Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986. • умственные способности, • тонкость и точность ручных движений, • развитая память, • совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести: • математические, • музыкальные, • лингвистические, • литературные, • художественно-творческие, • технические, • спортивные, • организаторские, • экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга . Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…»10. Эти слова К. 10 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития. Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда. Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей Заключение Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития. С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды. Литература 1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. 2. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983. 3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986. 4. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995. 5. Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004. 6. Лихачев Б. Т. Педагогика — М., 1999. 7. Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976. 8. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.

Блог

: Факторы, влияющие на рост и развитие детей