Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Формальное и неформальное политическое лидерство: Формальное и неформальное политическое лидерство

Формальное и неформальное политическое лидерство

    Близким по значению к этой задаче является и такая задача лидера, как мобилизация  активности населения на решение  тех или иных конкретных проблем  в государстве и обществе. В  данном отношении первостепенную роль играет его личный авторитет, умение вдохновить население на те или иные солидарные с режимом действия.

    Политический  лидер, направляя деятельность государственных (политических) структур, сам по сути дела представляет собой тот институт, который обязан творчески отвечать на вызовы сложившейся ситуации, адекватно  оценивать существующее положение, инициировать соответствующие проекты, способствовать необходимым изменениям, совершенствованию средств и  методов деятельности власти.

    В любом случае политическое лидерство  служит институтом, который включает большую часть населения в  решение социальных проблем в  масштабах общества в целом. Приведем параллель с психологией (см. выше) – в политике получается, что лидеров может быть много – одни формальные лидеры, а другие неформальные.

    Рассмотрим  их поподробнее. 

    Формальное  и неформальное политическое лидерство.

    В лидерстве принято выделять два  аспекта: формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство –  это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность  предоставляет ее владельцу ряд  административных прав, с помощью  которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных. Неформальное (реальное) лидерство  основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство  со стороны членов группы (общества).

    Политическое  лидерство характеризуют оба  эти аспекта. При этом формальный аспект является определяющим, т.

к., во-первых, лидерами становятся, уже достигнув  определенного положения в государственных  или общественных структурах, во-вторых, влияние лидера на политические процессы во многом зависит от силы и влияния  организации, которую он представляет. В современном обществе выдающаяся личность, если она не опирается  на организацию, на СМИ, на поддержку  соратников, не сможет стать политическим лидером.

    Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного  лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого  лица, связанного с обладанием определенными  ресурсами и властью. Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства.

    При этом, руководство — это всегда формальное лидерство, а лидерство  подразумевает неформальное влияние. По своему замыслу понятие «руководить» предполагает наличие соответствующей  классификации, преимущества по сравнению  с подчиненными в управленческих качествах, и, соответственно, наличие  делового авторитета, который вкупе  с личным авторитетом создает  отличные предпосылки для неформального  лидерства.

    Вывод из этого следующий — эффективный  руководитель не всегда является эффективным  лидером, и наоборот. Желание быть лидером присуще отнюдь не малому количеству людей, но на практике идеального сочетания двух типов отношений  управления (лидерства формального  и неформального), увы, не наблюдается. А, между тем, эффективный руководитель — это гармоничное сочетание  лидера и руководителя в одном  человеке. А эффективное руководство  невозможно без лидерства. И, поскольку  это так, лидерство можно считать  венцом управленческой деятельности.

    «Когда  вождь, заслуживающий названия самого лучшего, завершает работу, люди говорят, что мы все сделали сами» Лао  Цзы. 7

    Неформальные  лидеры находятся вдали от применения силы, принуждения или давления. Они как бы «вне» процесса раздачи  указаний.

    Формальные  лидеры же закрепили свое лидерство документами.

    Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на положении  в общественной иерархии, месте ролевых  структурах, обладании ресурсами  влияния. В противоположность 

формальному лидерству, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. Правда часто бывает так, что лидерство рождается из определенных человеческих комплексов.  

    Примеры формального и неформального лидерства в политике.

    Большинство наших соотечественников убеждены, что Владимир Путин, даже уйдя с поста  президента страны, до сих пор продолжает оказывать значительное влияние  на политическую жизнь России. К  таким выводам пришли специалисты  Левада-Центра, опросившие 1,6 тыс. россиян  в 127 населенных пунктах страны.

    В том, что Владимир Путин продолжает серьезно влиять на политическую жизнь  России, убеждены 84% россиян, говорят  специалисты Левада-Центра. Правда, менее года назад, а именно в феврале 2009 года, такой точки зрения придерживались 87% россиян. Также большинство опрошенных россиян (71%) считают, что в ближайшее  время не стоит ждать каких-либо разногласий в тандеме Путин — Медведев: премьер и президент будут действовать согласованно.8

    Достаточно  яркий пример, когда в стране 2 лидера. Причем Один неформальный (бывший президент),  а другой формальный (нынешний президент).

    Рейтинг одобрения деятельности президента Дмитрия Медведева почти сравнялся  с рейтингом премьер-министра Владимира  Путина. Как пишут 29 октября «Ведомости», это произошло впервые с начала наблюдений за тандемом.

    Глава государства сократил отставание от председателя правительства и в  условных предвыборных рейтингах. 24 процента опрошенных заявили, что на выборах  президента проголосовали бы за Путина; условную кандидатуру Медведева  готов поддержать 21 процент. 51 процент  респондентов считает, что Россией  должен править жесткий президент  с «твердой рукой»; 39 процентов  желают стране лидера, открытого для  сотрудничества со всеми политическими  силами.

    Как отмечают «Ведомости», до сих пор  рейтинги Путина были значительно выше рейтингов Медведева. В 2009 году разрыв между президентом и премьером  в рейтинге одобрения работы составлял 5-6 процентов в пользу последнего. Что касается условных предвыборных рейтингов, то здесь Путин опережал Медведева на 9-11 процентов.

    Как сообщалось, к 1 августа фонд «Общественное мнение», «Левада-центр» и ВЦИОМ  зафиксировали рекордное снижение рейтингов доверия к Медведеву  и Путину. Тогда было установлено, что президенту доверяют 52 процента респондентов вместо прежних 62 процентов, а премьеру — 61 процент.

    Нынешний  рост рейтингов Медведева в «Левада-центре» объясняют возросшей политической активностью президента.9 Получается, что Медведев относительно лидерства может занять позиции и стать не только формальным, но и неформальным лидером, потому что сегодняшняя позиция президента все больше и больше находит духовную поддержку населения. Безусловно, для общего политического положения это хорошо, так как конкуренция всегда способствовала «реализацию» необходимых дел. То есть сейчас и Путин и Медведев стремятся к решению насущных проблем в стране.

Есть мнение о том, что Медведев для Путина является прикрытием для своих политических действий.  А для народа – тандем Путин-Медведев не рушим, это значит, что формальный и неформальный лидер как бы действуют вместе, что добавляет еще больше веры народа.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    В своей работе я рассмотрела лидерство  как понятие, формальное и неформальное политическое лидерство, особенности и параллели с психологией, так же рассмотрела лидерство на примере России.

    В целом можно сказать, что лидерство, прежде всего дар, и лидер должен носить определенные качества, а уж политический лидер подавно. Нельзя сказать, что формальный лидер лучше  неформального, и наоборот тоже нельзя сказать. По моему мнению, эти понятия  всегда будут стоять рядом, потому, что полного господства одной  системы в любом случае не может  быть.

    В России неформальный лидер – В. В.Путин (премьер министр), он изменил самосознание людей в лучшую сторону. А потом  подкрепил это самосознание, назначив вместо себя Д.А.Медведева. И теперь в головах народа это не 2 человека,  а один большой и властный лидер, который поведет страну в нужную сторону. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы.

    1. Аналитический новостной портал  http://lenta.ru

    2. Ежедневная деловая интернет-газета,  2010-11-25 http://www.rbcdaily.ru

    3. Лидер XXI века, энциклопедия практической  психологии. Под редакцией  Р.  Корсини  и А. Аэурбаха. 2е  издание, перевод  А.Алексеева,

  Эскмо, 2005г.  1069 с.

    4. Интернет издание «Политология и политика» http://gospolit.ru

      5.  А.А. Федосеев. Введение в политологию: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского государственного ун-та, 1994.

    6. Авцинова Г.В. Политическое лидерство  // Государство и право, 1993 г., с. 5.

    7. «Политология. Энциклопедический словарь»  М., 1993. — С. 157

    8. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 646-648

    9. Шевченко А. «Формальное и не  формальное политическое лидерство», статья, интернет журнал «Web community», 2010г.

15. Политическое лидерство — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


15. Политическое лидерство

  Под лидерством понимают механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.
  Политическое лидерство — легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, механизм и конкретные способы реализации власти.
  Главные компоненты политического лидерства: личностные характеристики самого лидера (природные, нравственные, профессиональные), инструменты осуществления власти (политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации), ситуация, в которой действует лидер и влияние которой испытывает.
  Различается формальное и неформальное политическое лидерство. Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства. В политике формальный, институциональный аспект лидерства является ведущим, поскольку общественная потребность в самоорганизации зависит не столько от личных качеств, сколько от силы и влияния институтов власти.
  Важнейшими функциями политического лидера являются:
  • интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение национального единства во взаимоотношениях с другими государствами;
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений;
  • осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола;
  • коммуникация власти и народа;
  • охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических целей.
  Завышенная оценка роли и функций политических лидеров может принять форму их культа. Это явление наиболее характерно для тоталитарных и авторитарных государств, где политические лидеры нередко обожествляются, наделяются качествами пророков и ясновидцев.
  Основные предпосылки возникновения культа политических лидеров:
  • концентрация огромной власти в руках одного человека, тотальная личная зависимость нижестоящих не столько от результатов своего труда, сколько от благосклонности руководства;
  • патриархальная и подданническая политические культуры общества, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества;
  • претензии идеологии на монопольное обладание истиной.
  Для обеспечения демократического развития общества необходимо включение в механизм лидерства системы контроля за деятельностью лидеров, состоящей из таких процедур, как выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр.
  В функционировании политического лидерства проявляются следующие тенденции:
  • институционализация лидерства; процесс рекрутирования и деятельности политических руководителей осуществляется прежде всего в рамках политических институтов — государства, партий, общественных движений;
  • концентрация усилий лидеров на решении прежде всего повседневных экономических и социальных проблем;
  • профессионализация лидерства, возрастание роли знаний, навыков и опыта;
  • сокращение границ власти политических лидеров вследствие ограниченных сроков пребывания у власти, функционирования механизма разделения властей, контроля со стороны выдвинувших их политических партий, оппозиции и общественности;
  • уменьшение вероятности появления политических лидеров — героев типа Наполеона вследствие непродолжительности сроков пребывания у власти и отсутствия чрезвычайных обстоятельств (войн, революций), порождающих такое лидерство;
  • возрастание роли и влияния неформальных лидеров (типа М. Ганди, Мартина Лютера Кинга, А. Сахарова).
  Основные подходы к объяснению феномена лидерства в современной политической науке — теория черт, ситуационная концепция и концепция конституентов. Теория черт объясняет этот феномен выдающимися качествами лидеров. Ситуационная концепция исходит из понимания лидерства как функции определенных социальных условий и ситуаций. Близка к ситуационному подходу концепция конституентов, согласно которой поведение лидера определяется прежде всего влиянием его последователей и избирателей.
  Классификация политического лидерства осуществляется по ряду оснований. Исходя из корней лидерства М. Вебер выделил три его типа — традиционное (вожди племен, монархи), рационально-легальное (легитимируется законом), харизматическое (основывается на вере в выдающиеся качества руководителей). В зависимости от поставленных целей и воздействия лидеров на общество различают консерваторов, реформаторов и революционеров. В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом выделяют два стиля политического лидерства — демократическое и авторитарное. В зависимости от субъекта управления обществом различается лидерство индивидуальное (руководитель) и коллективное (правительство, партия, руководящий орган парламента и т.д.). Наличие ряда классификаций политического лидерства отражает сложность и многогранность этого феномена.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Справочник по городскому и региональному лидерству

  • Предыдущая глава
  • Следующая глава

Текущий кризис доверия к официальным институтам ставит вопрос о том, как отдельные политические лидеры способны управлять регионами во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами и не терять их доверие. Таким образом, в нашем исследовании мы концентрируемся на том, как мы можем концептуализировать формальные и неформальные структуры и их лидерство вместе с производством общественных услуг и разработкой политики. Мы собрали данные о реализации Комплексных планов городского развития в Чешской Республике и Испании, чтобы проанализировать взаимодействие между формальными и неформальными лидерами в совместном создании и совместном производстве общественных услуг. Наши результаты показывают, что форма сотрудничества между заинтересованными сторонами сильно индивидуализирована. Без готовности к сотрудничеству формальное лидерство, основанное на политической власти, ограничивает совместное производство и совместное творчество. С другой стороны, неформальное лидерство в форме добровольной гражданской активности отдельных лиц и через партнерства проявляется вместе с сильными интересами или неотложными проблемами.

    toggle"}»>
  • Передний вопрос

    • авторское право

    • Содержание

    • Столы

    • Авторы

    • Предисловие

  • ЧАСТЬ I: ПОДГОТОВКА И СЮЖЕТ

    • Глава 1: Введение в городское и региональное лидерство

    • Глава 2: Место, городское, районное, сельское руководство: обзор

  • ЧАСТЬ II: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ

    • Глава 3: Старое вино в новой бутылке: пересмотр организационных концепций лидерства, чтобы понять, что на самом деле делают лидеры, чтобы добиться успеха

    • Глава 4: Место лидерства, разработки политики и политики

    • Глава 5. Переосмысление лидерства на месте как социальной цели

    • Глава 6: Роли формального и неформального лидерства: взаимодействие лидерства гражданского общества с политическим лидерством в местном развитии

    • Глава 7: Место лидерства и корпоративная пространственная ответственность

    • Глава 8: Лидерство на основе места за пределами места: рост международной дипломатии городов

    • Глава 9: Комбинаторная власть и местное лидерство

  • ЧАСТЬ III: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    • Глава 10: От добычи угля к добыче данных: роль руководства в появлении региональной инновационной системы в старопромышленном регионе

    • Глава 11: Поддерживающая и сдерживающая роль местного руководства в итальянских промышленных районах.

    • Глава 12: Модели местного лидерства: институциональные изменения и пути развития в периферийных регионах

    • Глава 13: Университеты и лидерство на местах: вопрос свободы действий и согласования

    • Глава 14: Установление лидерства в загруженной структуре управления

    • Глава 15: Инклюзивное лидерство и местное экономическое развитие: перспективы периферийных регионов Латинской Америки

  • ЧАСТЬ IV: НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

    • Глава 16: Теория, методы и инновации в изучении лидерства на местах: обзор возможностей

    • Глава 17: Следственное агентство: методологические и эмпирические проблемы

    • Глава 18: Исследование действий как методология построения территориального лидерства

    • Глава 19: Повествование и лидерство: уроки для политики и лидерства на местах

Отправить этот контент по электронной почте


Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

Отправить этот контент по электронной почте

или скопируйте ссылку напрямую:

https://www. elgaronline.com/display/edcoll/9781788979672/9781788979672.00015.xml

Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

Ссылка успешно скопирована


Справочник по городскому и региональному лидерству

  • Предыдущая глава
  • Следующая глава

Текущий кризис доверия к официальным институтам ставит вопрос о том, как отдельные политические лидеры способны управлять регионами во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами и не терять их доверие. Таким образом, в нашем исследовании мы концентрируемся на том, как мы можем концептуализировать формальные и неформальные структуры и их лидерство вместе с производством общественных услуг и разработкой политики. Мы собрали данные о реализации Комплексных планов городского развития в Чешской Республике и Испании, чтобы проанализировать взаимодействие между формальными и неформальными лидерами в совместном создании и совместном производстве общественных услуг. Наши результаты показывают, что форма сотрудничества между заинтересованными сторонами сильно индивидуализирована. Без готовности к сотрудничеству формальное лидерство, основанное на политической власти, ограничивает совместное производство и совместное творчество. С другой стороны, неформальное лидерство в форме добровольной гражданской активности отдельных лиц и через партнерства проявляется вместе с сильными интересами или неотложными проблемами.

    toggle"}»>
  • Передний вопрос

    • авторское право

    • Содержание

    • Столы

    • Авторы

    • Предисловие

  • ЧАСТЬ I: ПОДГОТОВКА И СЮЖЕТ

    • Глава 1: Введение в городское и региональное лидерство

    • Глава 2: Место, городское, районное, сельское руководство: обзор

  • ЧАСТЬ II: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ

    • Глава 3: Старое вино в новой бутылке: пересмотр организационных концепций лидерства, чтобы понять, что на самом деле делают лидеры, чтобы добиться успеха

    • Глава 4: Место лидерства, разработки политики и политики

    • Глава 5. Переосмысление лидерства на месте как социальной цели

    • Глава 6: Роли формального и неформального лидерства: взаимодействие лидерства гражданского общества с политическим лидерством в местном развитии

    • Глава 7: Место лидерства и корпоративная пространственная ответственность

    • Глава 8: Лидерство на основе места за пределами места: рост международной дипломатии городов

    • Глава 9: Комбинаторная власть и местное лидерство

  • ЧАСТЬ III: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    • Глава 10: От добычи угля к добыче данных: роль руководства в появлении региональной инновационной системы в старопромышленном регионе

    • Глава 11: Поддерживающая и сдерживающая роль местного руководства в итальянских промышленных районах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *