Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Формула бихевиоризма: Бихевиоризм: основные положения

Рассмотрение бихевиоризма в качестве психологической науки о поведении

В 1913 году американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958 гг.), который впоследствии стал теоретическим лидером бихевиоризма (от английского слова behavior, что означает «поведение»), заявил, что психология получит полное право называться наукой, только когда начнет использовать объективные экспериментальные методы изучения. Но с объективной точки зрения, возможно изучать исключительно поведение человека, проявляющееся в одной либо другой ситуации. Все, что невозможно объективно зарегистрировать, то есть человеческие мысли и сознание – все, что происходит непосредственно внутри человека, изучению уже не подлежит. Объективно изучать и регистрировать возможно исключительно реакции, внешние действия индивида, а также те стимулы и ситуации, которые к этим реакциям приводят. Согласно Дж. Уотсону, задача психологической науки состоит в том, чтобы непосредственно по реакции определять возможный стимул, а по этому стимулу предсказывать конкретную реакцию.

Та либо другая поведенческая реакция проявляется на отдельный стимул, какую-либо ситуацию. Формула «стимул-реакция» (S-R) считалась ведущей в бихевиоризме.

Определение 1

С точки зрения последователей этого направления, личность человека – это некая совокупность поведенческих реакций, присущих конкретному индивиду. Новые формы поведения возникают в результате образования условных рефлексов (так называемое обусловливание).

Психологические закономерности управления поведением людей

Можно осуществлять управление поведением людей, применяя некоторые психологические закономерности.

Закон эффекта

Был определен одним из первооткрывателей бихевиористского направления Э. Торндайком (1874-1949 гг.), подчеркивает: связь между стимулом и реакцией увеличивается, когда присутствует подкрепление. Оно бывает положительного характера (некая похвала, получение ожидаемого результата, материальное вознаграждение и т.д.) либо отрицательного (наказание, болевые ощущения, критическое замечание, неудача и т. п.). Поведение индивида зачастую вытекает из ожидания какого-либо положительного подкрепления, но в редких случаях преобладает желание в первую очередь избежать отрицательного подкрепления.

Закон субъективной ценности подкрепления

Чтобы осуществлять управление поведением, важно учитывать, какое именно подкрепление, какая именно награда предпочтительна, ценна и наиболее значима для индивида на конкретный момент. В концепции бихевиоризма индивид понимается в первую очередь как действующее, реагирующее, способное к обучению существо, которое «запрограммировано» на одни либо другие реакции, действия, проявления поведения. Меняя подкрепления и стимулы, можно «программировать» индивида на предпочтительное поведение. Помимо этого, в недрах самого бихевиоризма психолог Э. Толмен (1886-1959 гг.) подверг явному сомнению схему «стимул-реакция» как чрезвычайно упрощенную и добавил к этим членам новую переменную, стоящую между ними – психические процессы конкретного индивида, напрямую зависящие от его наследственности, прошлого опыта и нынешнего физиологического состояния.

Американский психолог Б.Ф. Скиннер (1904-1990 гг.) сформулировал положение о трех типах поведения человека: безусловно рефлекторном, условно рефлекторном и оперантном. Безусловно рефлекторный и условно рефлекторный типы поведения вызываются некими стимулами и называются, в свою очередь, респондентным (или отвечающим) поведением. Они составляют некую часть репертуара поведения человека, но исключительно ими не обеспечивается полная адаптация человека к нынешней среде его обитания. Сам процесс приспособления выстраивается на основании активных проб – то есть воздействий человека на окружающий его мир.

Замечание 1

Некоторые такие пробы совершенно случайно способны привести к получению полезного результата, который из-за своей очевидной полезности закрепляется. Данные реакции не вызываются стимулом, а выделяются (можно сказать, испускаются) самим организмом. Одни из них оказываются действительно верными и поэтому подкрепляются.

Скиннер дал им название «оперантные» (реакции типа Я). По мнению Скиннера, конкретно данные реакции можно считать преобладающими в адаптивном поведении человека. Основным средством формирования нового социального поведения является подкрепление.

Информация, приобретенная при изучении животных, перенесена Скиннером на людское поведение, что привело к довольно биологизаторской трактовке человека. Для решения некоторых социальных проблем современного социума Скиннер выдвинул задачу формирования технологии поведения, призванную вести контроль одной части людей над другой частью. В роли средства управления людского поведения выступал контроль за режимом подкреплений, дающий возможность осуществлять определенное манипулирование. Получается, что Скиннер огласил еще две психологические закономерности, которые можно увидеть ниже.

Принцип оперантного обусловливания

Поведение живых существ в полной мере определяется последствиями, к которым оно может привести. В зависимости от того, будут ли эти последствия положительными, безразличными либо отрицательными, данный живой организм проявит определенную тенденцию повторять конкретный поведенческий акт, не придавать ему малейшего значения либо стараться полностью избегать тех действий и тех ситуаций, которые способны привести к отрицательным последствиям.

Закономерность субъективной вероятности последствий

Индивид субъективно проводит оценку доли вероятности наступления одних либо других последствий своих собственных реакций. Чем сильнее субъективная вероятность проявления отрицательных последствий, тем значительнее это влияет на поведение индивида, и тем в большей степени он склоняется к тому, чтобы отказаться от подобных инициативных действий.

Определение 1

Скиннер говорил, что личность – это определенная совокупность социальных реакций, определенных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения.

Под достаточным влиянием конкретной системы подкреплений и наказаний человек получает новые социальные навыки, а также другие свойства личности.

Представитель школы необихевиоризма Альберт Бандура (1925-1988 гг.) продемонстрировал, что новое поведение способно появляться не только в результате спонтанной инструментальной активности (как считал Скиннер), но и как подражание либо как результат словесного (вербального) инструктирования. Именно так были озвучены закономерности управления поведением людей, перечисленные далее.

Закономерность подражания

Индивид склонен копировать поведение других индивидов с расчетом на то, что результаты этого копирования окажутся положительными для него лично.

Закономерность научения через пример либо наблюдение

Индивиды способны учиться, просто наблюдая, читая либо слыша об определенном поведении других людей.

Закономерность самоподкрепления

Индивиды обладают способностью самостоятельно давать оценку собственному поведению и поощрять либо критиковать либо каким-то образом наказывать себя в том случае, если они нарушили общепринятые нормы, которые кажутся им правильными.

Теория Джулиана Роттера

В теории социального научения, разработанной Дж. Роттером (1916-1914 гг.), социальное поведение человека возможно обрисовать, используя нижеперечисленные понятия:

  • Поведенческий потенциал. Любой индивид обладает конкретным набором действий, поведенческих реакций, образовавшихся в течение его жизни.
  • Субъективная вероятность. С какой, как считает индивид, вероятностью, некое подкрепление будет после конкретного поведения в какой-либо ситуации (когда индивид думает, что есть высокая вероятность того либо другого вида подкрепления в этой ситуации, он быстрее усваивает нужное поведение, которое максимально соответствует и ситуации, и подкреплению).
  • Характер и ценность подкрепления. Различные индивиды ценят и выбирают различные подкрепления. Для кого-то намного более ценна устная похвала, необходимо уважение окружающих, для кого-то – материальные блага, кто-то сильнее чувствителен к наказанию и так далее.
  • Локус контроля. От латинского слова locus, что означает «место», «местоположение». Это понятие, которое ввел Роттер, разделяет индивидов по такому принципу: часть считает себя «пешкой», а часть – человеком, чьи усилия могут привести к достижению поставленной цели. Экстерналы снимают с себя ответственность за абсолютно все происходящее с ними, и перекладывают ее на окружающих и жизненные обстоятельства.
    Интерналы склонны считать ответственным за все положительные и отрицательные события в жизни исключительно себя самих. Проще поддаются внешнему влиянию и управлению именно экстерналы, их поведение гораздо легче программируется переменами внешних воздействий, определенных ситуаций, стимулов и подкреплений.

Сильные и слабые стороны бихевиоризма

Основными достижения бихевиоризма в качестве психологии как науки о поведении считаются внедрение объективных методов регистрации, а также анализа внешне наблюдаемых реакций, действий индивида, неких процессов и событий, а также открытие конкретных закономерностей научения, появления навыков, поведенческих реакций.

Замечание 2

Значительное влияние бихевиоризм оказал на развитие психотерапии, а также на методы программированного обучения.

Главный недостаток бихевиоризма состоит именно в недостаточном учете сложности психической человеческой деятельности, значительном сближении психики человека и животного, игнорировании процессов сознания, самоопределения индивида, творчества.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Бихевиоризм Уотсона — Технарь

В начале XX в. одним из самых влиятельных направлений в науке, в частности — в психологии, стал бихевиоризм. Термин «бихевиоризм» происходит от английского слова behavior, которое на русский язык переводится как «поведение».

 Бихевиоризм изучает активность, поведение индивидуума.

Одним из основоположников бихевиоризма был американский исследователь Джон Уотсон.

Бихевиоризм — это направление в психологии, как уже было сказано выше, приобрело свое влияние в самом начале прошедшего XX в. Бихевиоризм был схож с психоанализом. Это сходство заключалось в том, что оба направления психологии были противопоставлены тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, но основания такого противостояния были различны. Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», «переживание» и другие, являются субъективными.

Внешнюю и внутреннюю активность бихевиористы называл и «реакцией». К реакции они относили прежде всего движения, так как это можно было зафиксировать с помощью объективных средств.

Джон Уотсон вывел следующую формулу: S — R. В данной формуле S — это стимул, а R — это реакция. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод — надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности.

Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир. «Излюбленными» животными бихевиористов были собаки, кошки и крысы. Именно поэтому они так много и так часто ссылались на результаты экспериментов И. П. Павлова. Главной причиной такой популярности И. П. Павлова было то, что закономерности условного рефлекса, исследуемые русским ученым, были очень похожи на те закономерности поведения, которые пытались вывести ученые через формулу Джона Уотсона S — R.

На самом деле все оказалось значительно сложнее: один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций. Поэтому ученые переработали формулу S — R и ввели еще одну инстанцию. Данную инстанцию они назвали «промежуточные переменные». Здесь бихевиористы впервые отступили от своего главного правила: не может считаться научным то, что не может найти своего объективного подтверждения. Была разработана новая формула S — O — R. Теперь бихевиористы посчитали, что данная новая инстанция, хотя и не может объективно подтвердиться, также оказывает свое влияние на наступление реакции. Следовательно, стимул не работает в одиночку — он работает только в паре с промежуточной переменной.

Уравнение поведения Левина: простая модель человеческого поведения

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Уравнение поведения Курта Левина: «B = f(P, E)». В нем говорится, что поведение человека (B) является функцией (f) человека (P), включая его историю, личность и мотивацию, а также его среду (E), которая включает как его физическое, так и социальное окружение.

Резюме проекта «Мир труда»

Уравнение поведения Левина: простая модель человеческого поведения

Как многие из вас знают, мы часто думаем, что Курт Левин пришел первым, где бы он ни был. Мы также думаем, что обычно он понимал это более ясно и просто, чем большинство людей. То же самое справедливо и в отношении моделирования поведения.

Модель поведения Курта Левина очень проста, но нам кажется элегантной. Проще говоря, это говорит о том, что поведение человека является функцией этого человека и его окружения. Конечно, мы признаем, что эта модель выглядит совершенно простой, настолько, что это просто здравый смысл. Мы не уверены, что это было в то время.

Приоритеты лидерства и управления в 2023 году.

Каждый год мы размышляем над ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются наши клиенты, и просматриваем публикации ведущих консультантов, чтобы определить ключевые области, на которых руководители и менеджеры должны сосредоточиться в наступающем году.

На 2023 год мы определили четыре основных направления деятельности. Прочтите все о них и наши мысли о них в нашем техническом документе: «Лидерство и управление в 2020 году: человеческий фокус в неспокойные времена»

Модель на самом деле немного сложнее, чем кажется, из-за диапазона информации, включенной в Факторы P (люди) и E (окружающая среда).

В этой модели «П» включает человека в целом, включая его прошлое, его настоящее, его ожидания в отношении будущего, его личность, его способности, его мотивацию, его желания и так далее. И «E» включает в себя все аспекты окружения человека во время любого поведения, включая его физическое окружение, а также его социальную среду и контексты.

Можно подумать об этом так: один и тот же человек может вести себя совершенно по-разному, если его окружение меняется, и точно так же человек может вести себя совершенно по-разному в одной и той же ситуации, поскольку он меняется как личность с течением времени.

Мы ведем себя по-разному в разных средах… Беспорядок может привести к еще большему беспорядку…

Один ключевой вывод из модели поведения Левина заключается в том, что если мы хотим изменить чье-то поведение, то мы можем сделать это, изменив либо его как личность, либо его среда. То же самое относится и к популяциям людей.

Узнать больше

Если вы хотите узнать больше о поведении и изменении поведения, мы предлагаем начать с Колеса изменения поведения. Интересна и транстеоретическая модель изменения поведения. Для более широкого изучения мы предлагаем изучить теории человеческой мотивации, а также человеческие привычки.

Также стоит учитывать, как люди и организации влияют на поведение. Это можно сделать с помощью вызывающего привыкание дизайна продукта или с помощью влияния, как описано в модели Фогга. Мы записали подкаст на тему влияния на поведение потребителей, который может заинтересовать некоторых читателей:

Представление проекта «Мир труда»

Как всегда, мы думаем, что уравнение поведения Курта Левина, его простая модель человеческого поведение отличное. Его простота помогает сделать его запоминающимся, но лишает понимания того, что влияет на поведение людей.

Ключевое предположение о том, что на людей влияют как их внутренние факторы (P), так и внешние факторы вокруг них (E), кажется, как и многие великие идеи, совершенно очевидным, как только вы осознаете это. И, возможно, это так. Тем не менее, это все еще отлично. Конечно, время, которое мы проводим в различных средах, в которых мы живем, также формирует то, кем мы являемся как люди (P), поэтому цикл влияния сложен.

Некоторые из ключевых выводов этой модели связаны с важностью формирования среды для воздействия на поведение. Дизайнеры и влиятельные лица во всем мире делают это, часто с целью заставить вас тратить больше денег (например, размещение дешевых сладких закусок возле касс в магазинах), хотя иногда и более доброжелательно (например, проектирование зданий с лифтами, которые менее очевидны, чем их лестница).

Все мы, как отдельные личности, можем извлечь уроки из модели поведения Левина в отношении проектирования собственной среды. Эти уроки охватывают нашу физическую среду (где один из лучших способов убедиться, что вы питаетесь здоровой пищей, — это не покупать нездоровую пищу) и нашу социальную среду, где было показано, что наше поведение будет «нормой» по сравнению с поведением, принятым более широкой группой. Общение с большим количеством людей, которые питаются здоровой пищей и занимаются спортом, вероятно, будет означать, что вы тоже больше тренируетесь и питаетесь здоровой пищей.

Наш подкаст.

Наш подкаст — отличный способ узнать больше о сотнях увлекательных тем из мира труда.

Spotify

Другие