Конструктивные взаимодействия как фактор развития коммуникативной компетентности младших школьников Психологический центр Аметист — Екатеринбург
Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.
Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.
Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Ребенок сначала развивается как эмоционирующая личность, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний начинают ярко проявляться поведенческие аспекты. Неумение взрослых понять и направить в нужное русло эмоции детей ведет к грубейшим ошибкам в воспитании школьников и, более того, отрицательно влияет на формирование «Я-концепции» подрастающего человека.
С целью определить влияние конструктивных взаимодействий на формирование коммуникативной компетентности мы обозначим взаимосвязь категорий «общение и взаимодействие». Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, «восприятие и понимание другого человека» и как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленной на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия как наставничество, внушение, влияние, убеждение (со стороны учителя) и подражание, содействие, бездействие или противодействие — со стороны школьника.
В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.
Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.
И учебная деятельность, которая выступает как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, и общение опираются на взаимодействия.
Выделим следующие виды педагогического взаимодействия (Коротаева Е.В.):
— деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
— рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
— реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
— конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.
Таким образом общение и взаимодействие составляют сложное диалектическое единство. Мы предполагаем, что использование конструктивных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе регулирует познавательную активность младших школьников и позволяет формировать у ребенка способность эмоционально предвосхищать ситуацию взаимодействия, тем самым подготавливая его к самостоятельной деятельности в условиях неуспеха. Одной из основных задач конструктивных взаимодействий является обучение и самообучение адекватным способам общения и поведения, а также закрепление и последующее развитие механизмов личностно-смысловой регуляции. Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.
В третьих и четвертых классах одной из школ г.Екатеринбурга мы внедряем программу развития коммуникативной компетентности учащихся с опорой на конструктивные взаимодействия в системе педагог-группа, педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа. На занятиях учащиеся получают знания о том как общаться, упражняются в применении адекватных способов поведения, овладевают навыками конструктивных взаимодействий как в ситуации успеха, так и неудачи. В результате каждый школьник научается личной саморегуляции, которая, как основной фактор деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь ценностного отношения и к другим людям, и к процессу деятельности.
В дальнейшем мы планируем исследовать возможность внедрения конструктивных взаимодействий в практику целенаправленного развития ценностных отношений к сверстникам у первоклассников параллельно с развитием коммуникативной компетентности.
Галина Васильевна Шептихина
Психолог-аналитик
(посмотреть резюме специалиста)
Литература:
- Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: «Сократ», 1995-152с.
- Бодалев А.А.Личность и общение-М.: Международная педагогическая академия, 1995-328с.
- Коротаева Е.
В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с. - Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Тривола, 1995.-360с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.
Написать комментарий
Вы должны войти чтобы комментировать.
«Убеждение и внушение как способы воздействия в педагогическом процессе»
«Убеждение и внушение как
способы воздействия в педагогическом процессе»
Рефлексия: упражнение-активатор: «Разожми кулак»
Эмоциональный разогрев.
Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется. Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.
Слад 2Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.
Слайд3 Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится
личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом
контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он
осуществляет воздействие на своих воспитанников.
Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие
психологические качества как неприятие критики, социальный инфантилизм,
неспособность воспринимать жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на
проблемах, повышенная тревожность, ориентация на недостатки детей и коллег и
т.п. Эти негативные проявления психологического плана окрашивают всю деятельность
педагога, формируя его культуру взаимодействия и воздействия на учащихся.
Слайд4 Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.
Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.
Слайд5
Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия:— Убеждение
— Внушение
Убеждение и внушение являются механизмами преднамеренного влияния.
Слайд6 Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Слайд 7 психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.
Суть убеждения в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
. Цель убеждения — стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.
Слайд 8 Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.
Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убеждённости в том, о чём он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.
Например: В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
Слайд 9 При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более того, при грамотном использовании технологий убеждения повышается авторитет педагога, что значительно упрощает процесс образования, воспитания и межличностного взаимодействия.
Упражнение Семь богатырей
В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки. Время. 20-25 минут. Размер группы. 10-15 человек. Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны. Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами. После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого. |
Слайд 10 Внушение –
психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.
Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.
Слайд 11 Рассматриваются следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить.
При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят.
Например: Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.
Слайд 12 Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.
По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение.
Прямое внушение — внушение, при котором педагог дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»),. При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Например: Какое упражнение ты будешь делать первым?
Косвенная форма внушения в условиях школьной практики используется в виде намека, шутки, ироничного высказывания. В ситуации, когда учитель делает прямое замечание, ученик, как правило, занимает защитную позицию, пытается «спасти» свое мнение или самооценку. Косвенная же форма внушения способствует безоговорочному некритическому приятию информации, при этом позиция учителя не навязывается учащемуся, не затрагивает его самолюбия. Поэтому сообщаемые факты не отвергаются учеником еще до того, как они были им восприняты. Слайд13 В педагогической практике различают следующие приемы косвенного внушения: намек (ученику, ленящемуся выполнять письменно упражнение, учитель говорит: «Бедный, ты сегодня переработал. В тетради написаны целых три предложения. Наверно устал, отдохни»), косвенное одобрение (после проверки домашнего задания учитель говорит: «Меня сегодня порадовали ученики нашего класса, сумевшие дать правильные ответы на все мои вопросы и получившие оценку «отлично». Думаю, их работу остальные должны расценивать как пример»), косвенное осуждение (учитель случайно стал свидетелем некорректного общения учеников класса на перемене, о чем в самом начале урока он сказал так: «К большому моему сожалению, у нас в классе, оказывается, есть ученики, которые до сих пор не умеют правильно и красиво общаться друг с другом. Их поведение на перемене очень меня огорчило»).
Косвенное внушение, в том числе может происходить и в виде раскрытия какого-либо внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого-либо случая. При правильной методической подготовке, педагогически целесообразном подборе примера или рассказа большой силы эмоционального воздействия, косвенное внушение может оказаться более эффективным, чем прямое.
Уважаемые коллеги, сейчас давайте определим насколько каждый из вас внушаем.Я скажу вам только одно слово «Лимон». И если вы почувствуйте слюноотделение, сводит скулы,то это говорит о том,что вы легко поддаётесь внушению и подвержены гипнозу, вас легко загипнотизировать специалисту. Если вы ничего не ощущаете, то вы попадаете в маленькиц процент населения негипнабельных людей (8-10%)
Слайд 14 В з а и м о с в я з ь у б е ж д е н и я и в н у ш е н и я в х о д е п е д а г о г и ч е с к о г о процесса
Убеждение и внушение бывают настолько взаимосвязаны, что в определенных ситуациях их трудно дифференцировать. Это обусловлено существованием ряда общих для них черт, а именно: основным средством влияния при убеждении и внушении является слово; коммуникативное воздействие на сознание ученика должно быть комплексным, то есть убеждение должно иметь внушающий характер, а внушение должно быть убедительным и готовить почву для дальнейшего убеждающего воздействия; и убеждение, и внушение воздействуют как на сознание, так и на чувства учащихся.
Отличие между этими методами заключается в том, что убеждение, как правило, не имеет косвенной формы и не может формулироваться кратко в виде команд и приказов. При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным.
15 слайд Дорогие коллеги! Поздравляю всех Вас с началом Нового учебного года! Желаю Вам крепкого здоровья, отличного настроения, творческих успехов, хороших учеников, адекватных родителей, достойной зарплаты.
В экспериментальных трудах показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными детьми, когда другие приемы воздействия не помогают или малоэффективны, можно применять так называемую релаксопедию. Это вербальное внушение, использующее релаксацию для усиления степени воздействия
Минуты релаксации
«Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь.
Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера.
Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы
чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и
стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и
прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это
тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая
клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое
настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»
Инструмент для повышения успеваемости учащихся
Как правило, оценочное по своей природе наблюдение учителя обычно связано с успеваемостью в классе. Однако все больше и больше школ используют наблюдение — учителя наблюдают за учителями — как форму профессионального развития, которая улучшает методы преподавания и успеваемость учащихся. В этой статье Мишель Исраэль из Education World беседует с экспертами о преимуществах новой стратегии профессионального развития. Включено: Преимущества обучения путем наблюдения — для учителя, администратора и школы, плюс пять моделей наблюдения.
Любому учителю может пощекотать нервы наблюдение в классе. Но наблюдения учителей, которые служат средством профессионального роста, а не оценки эффективности, имеют множество преимуществ — для учителей, администраторов и школы. [См. врезку.]
Все больше и больше администраторов и учителей рассматривают наблюдение за коллегами как форму совместного профессионального развития. Этот вид наблюдения может принести наибольшую пользу, когда он используется как средство обмена методами обучения и идеологиями между учителями.
«Наблюдение между учителями предназначено для того, чтобы оно стало инструментом для профессионального развития и, в свою очередь, для обучения учащихся», — рассказала Education World Коллин Мини, декан факультета средней школы Сухеган в Амхерсте, штат Нью-Гэмпшир. .
ОБУЧЕНИЕ ОТ КОЛЛЕГ
|
Наблюдение учителя — это одна из моделей профессионального обучения, которая «является ключом к поддержке нового видения профессионального развития», — пояснила Стефани Хирш, исполнительный директор Learning Forward. Новое видение, по словам Хирша, включает группы учителей, которые ежедневно встречаются для изучения стандартов, планирования совместных уроков, проверки работ учащихся и решения общих проблем. Затем члены команды применяют полученные знания в классе, наблюдая за тем, как друг друга преподают, и обеспечивая регулярную обратную связь.
«Самое положительное преимущество наблюдения учителя за учителем, — сказал Хирш, — заключается в том, что оно делает обучение публичным, а не частным действием».
Кристи Альберино повторила эти мысли. Учителя должны «использовать друг друга для профессионального развития», — сказал Альберино, исследователь Высшей школы образования Пенсильванского университета и бывший учитель из Нью-Йорка. Например, отмечает она, учитель, которому сложно управлять классом, может улучшить свои навыки, наблюдая за сверстником в безопасной и инклюзивной учебной среде. Наблюдение со стороны одного и того же сверстника приводит к предложениям о том, как справляться с проблемами поведения, а также к возможности поделиться с наблюдателем успешными подходами к обучению.
Наблюдение учителя часто встраивается в привычные действия, такие как наставничество, отметила Триш Брасслоу, специалист по средствам массовой информации и наставник средней школы Fred C. Wescott в Уэстбруке, штат Мэн. «Быть наставником и наблюдать за своими сверстниками действительно поучительно», — сказал Брасслоу в интервью Education World. «Я вижу много разных стилей обучения, и мне нравится наблюдать за взаимодействием ученика и учителя. Я многое узнаю о преподавании и о том, что делает учителя успешным».
«Для меня это очень важная форма профессионального развития», — подчеркнул Брасслоу.
СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Для эффективного использования стратегии «учителя наблюдают за учителями» очень важно, чтобы школьная администрация создавала культуру, которая способствует коллегиальному обмену идеями и способствует определенному уровню доверия, пояснил Деннис Спаркс, бывший исполнительный директор. Национального совета по развитию персонала, который теперь известен как Learning Forward. Эта культура часто отсутствует, когда наблюдение связано с производительностью, а не с профессиональным ростом.
«Очень рискованно, когда коллеги тщательно изучают вашу профессиональную деятельность, — сказал Спаркс. «Учитель должен иметь определенный уровень доверия к мотивам [наблюдателя], верить в то, что цель наблюдения не в том, чтобы выставить учителя в плохом свете или обвинить его, а в том, чтобы помочь».
Наиболее важным для эффективного наблюдения учителя является то, что оно должно быть ориентировано на учащихся. Акцент должен быть сделан на том, как можно по-другому сделать что-то в классе, чтобы ученики преуспели в учебе, добавил Спаркс.
Средняя школа Сухегана — это среда, в которой процветает стратегия «учителя-наблюдатели-учителя». По словам Мини, существует культура, «где люди с гордостью сообщают, что они подталкивают друг друга в профессиональном плане». По ее словам, как новые, так и опытные учителя «ценят коллегиальные отношения как средство профессионального развития».
РАСШИРЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Наблюдение за учителями должно быть частью набора возможностей для профессионального развития, сказал Спаркс в интервью Education World. Один из способов, при котором наблюдение за коллегами может быть очень эффективным, — это когда учителя приобретают новые навыки или идеи на конференциях, а затем моделируют эти новые подходы для своих коллег. Лучше всего это делать через наблюдение, говорит Спаркс, который выступает за обучение в школе, а не через «вытягивающее» обучение, такое как семинары. Он подчеркнул, что профессиональное развитие должно быть связано с работой. Это одно из величайших преимуществ учителей, наблюдающих за другими учителями.
|
Джоэллен Киллион, бывший директор по специальным проектам NSDC, добавил, что солидный репертуар профессионального обучения ориентирован на результаты учащихся — на основе стандартов, на основе школы и с учетом содержания — и включает в себя обучение, учебные группы , исследование действий и наблюдение. «Любая программа, основанная только на одном способе доставки, вряд ли даст долгосрочные результаты», — пояснила она.
«Профессиональное развитие, которое ценит учитель, зависит от того, что ему или ей нужно в любой момент времени», — сказал Мини. «В целом, — добавила она, — новички сообщают о большей ценности наблюдения за коллегами, чем более опытные учителя».
«Я думаю, что благодаря наблюдению я узнаю больше, чем в результате любого другого профессионального развития», — добавил Альберино, отметив, что чтение о той или иной теории обучения не означает, что ее можно легко применить. Наблюдение выводит реальную практику на передний план.
Д-р Уильям Роберсон, содиректор Центра эффективного преподавания и обучения, соглашается: «Наблюдение со стороны коллег более ценно, чем другие формы профессионального развития, если создать надлежащий контекст. Если все сделано правильно, оно осуществляется. в реальной, практической, актуальной ситуации. Сравните это с посещением семинаров или конференций, участники которых остаются на определенном уровне абстракции от своих собственных классов».
Не существует единственно правильного подхода к наблюдению за учителем, но, по словам доктора Салли Блейк, профессора педагогического образования Техасского университета в Эль-Пасо, наблюдение за учителем наиболее успешно, когда учитель и наблюдатель работают вместе и размышляют над преподаванием. поведение. Наблюдение учителя наименее успешно, когда наблюдатель часами смотрит без анализа или диалога с учителем. Блейк предложил следующую последовательность действий для эффективных программ «учитель-наблюдатель-учитель»:0005
- Обзор. Простой обзор программы с упором на то, что будет основной точкой наблюдения.
- Наблюдение. Короткая последовательность наблюдений.
- Обсуждение. Немедленное обсуждение наблюдения.
- Отражение. Размышления о том, как наблюдатель может использовать информацию из последовательности.
- Заявление. Применение поведения наблюдателя в классе с обратной связью от учителя.
Хирш соглашается с тем, что единого подхода к наблюдению за учителем не существует, но говорит, что он наименее успешен, когда сверстник наблюдает за борющимся учителем, который не знает, как извлечь пользу из процесса, особенно если наблюдатель не умеет определять потребности своих коллег. Она добавила, что наблюдение учителя работает лучше всего, когда ожидания ясны, а участники понимают, как использовать процесс и извлечь из него пользу.
|
Навыки убеждения и влияния | SkillsYouNeed
Как часто вам приходилось убеждать других что-то сделать?
Это ситуация, которая возникает почти каждый день, будь то уговорить подростка убраться в своей комнате, дошкольника одеться или коллегу посетить собрание от вашего имени. Кажется, что некоторые люди могут делать это без особых усилий и почти незаметно, в то время как другие прибегают к силе своего положения, чтобы добиться того, чего они хотят.
Навыкам убеждения можно научиться так же, как и любым другим, и они являются ключевой частью способности влиять на других для достижения ваших целей и задач.
Способы влияния и убеждения
Придирки
Все мы знаем людей, которые стремятся убедить, постоянно разговаривая. Кажется, они думают, что могут заставить других подчиниться, просто постоянно повторяя свою точку зрения. Это, в основном, нытье. И иногда это, конечно, срабатывает, потому что их коллеги или семья уступают исключительно для того, чтобы обрести покой. Но, как правило, другие, убежденные таким образом, скорее всего, не купились на эту идею и не привержены ей.
Это означает, что когда дела идут плохо, идея легко может просто зачахнуть и умереть.
Принуждение
Другие полагаются на силу своего положения и приказывают другим делать то, что они хотят. Это, в самом неприятном смысле, и есть принуждение. Опять же, их семье или коллегам не обязательно понравится то, что они делают. Если будет тяжело, они вполне могут сдаться. Будут изданы новые приказы, чтобы спасти идею, но опять же, это может быть безуспешно, потому что те, кто вовлечен в это, делают это, потому что они имеют , а не потому, что хотят, чтобы .
Лучший способ
Таким образом, «Святой Грааль» убеждения заключается в том, чтобы убедить других поверить в идею и захотеть сделать ее по-своему. И лучший способ сделать это так, чтобы другие этого не заметили. Но как?
Хорошим примером является басня о солнце и ветре:
Ветер и солнце решили устроить соревнование, чтобы раз и навсегда решить, кто сильнее. Они сошлись на том, что победителем станет тот, кто сможет уговорить мужчину снять пальто. Ветер дул и дул, а мужчина только крепче вцепился в пальто. Затем мягко осветило солнце, и через несколько минут мужчина снял пальто.
Мораль в том, что нельзя заставить кого-то делать то, чего он не хочет; вместо этого искусство убеждения заключается в том, чтобы заставить их хотеть того же, что и вы.
Убеждение Невидимый
Рассмотрим пример группы учащихся, выбирающих лидера для группового задания.
Группа согласовала идеальный тип человека, и в группе было два очевидных кандидата, Сью и Стивен.
Сью предложила Стивену взять на себя эту задачу, и он с радостью согласился. Принято решение. Все улыбнулись, кроме одного члена группы, Джона.
Джон, который до этого момента молчал, сказал: « Стивен, не забудь сообщить нам, что ты хочешь, чтобы мы сделали, чтобы помочь. С вашей новой работой у вас будет много дел, и вам нужно убедиться, что вы организовали нас, иначе мы не успеем все сделать. »
Стивен задумался, а затем сказал: « Знаешь, если подумать, я не уверен, что у меня есть время на это, а также на новую работу. У меня много дел, как вы говорите. Может быть, было бы лучше, если бы это сделала Сью. ”
Все посмотрели на Сью, которая сказала, что возьмется за это, если группа захочет. Все согласились, что так будет лучше.
Сью позже спросила Джона в частном порядке, почему он вмешался, когда группа уже выбрала лидера. Он сказал, что думал, что она сделает это лучше, чем Стивен, и получит лучший результат для группы.
В этом примере Джон очень тонко использовал свои навыки убеждения, чтобы получить то, что он хотел, и создал беспроигрышную ситуацию из потенциально неприятного разговора.
Стивен был счастлив, что группа признала его навыки, и в равной степени рад, что он не руководил заданием.
На самом деле, в конце концов, он хотел, чтобы Сью возглавила его, и Джон никогда не рисковал расстроить его, говоря, что, по его мнению, Сью будет лучше.
Барьеры на пути к успешному убеждению
Один из способов подумать о том, что работает при убеждении других, — сначала подумать о том, что не работает .
В своей книге IQ убеждения , Курт Мортенсен перечисляет десять препятствий на пути к успешному убеждению:
- Думая, что умеете убеждать лучше, чем на самом деле, и поэтому не можете отточить свои навыки . Вместо этого внимательно посмотрите на себя и посмотрите, где ваши навыки нуждаются в улучшении.
- Пытаюсь убедить слишком сильно. Излишняя увлеченность, вероятно, отталкивает людей быстрее, чем что-либо другое.
- Неспособность приложить усилия, необходимые для получения желаемого. 904:00 Ничто, или, по крайней мере, не так много в этом мире бесплатно.
- Слишком много болтаю. Остановитесь и просто выслушайте людей, которых вам нужно убедить.
- Предоставление слишком большого количества информации, которая просто сбивает людей с толку и заставляет их думать, что вы пытаетесь ослепить их наукой. Что, спрашивают, ты им не говоришь?
- В отчаянии. Как и неискренность, люди могут заметить страх на расстоянии и не любить его.
- Страх быть отвергнутым. Это может даже остановить людей из , пытающихся убедить в крайних случаях.
- Не готовится. Вы не можете «выстреливать» каждый раз. Ваша аудитория увидит вас насквозь и подумает, что вы цените свое время выше, чем их.
- Делать предположения о вашей аудитории , а затем не быть готовым к переоценке, когда появляются новые доказательства.
- Забыв, что весь разговор важен. 904:00 Вам нужно заниматься, чтобы убеждать, с самого начала.
Успешное убеждение
Исследования показывают, что людям, успешно умеющим убеждать, нравится ряд вещей.
Исследования Курта Мортенсена показывают, что эти элементы в значительной степени эмоциональны. Они включают в себя выполнение обещаний, надежность и ответственность, искренность, искренность и честность, знание своего предмета и веру в него, установление взаимопонимания и развлечение, а также отказ от споров и предоставление эффективных решений.
Таким образом, ключевые навыки успешного убеждения довольно обширны. Прежде всего, успешные специалисты по убеждению, как правило, имеют высокую самооценку и хороший эмоциональный интеллект в целом. Они действительно верят, что у них все получится.
Вам также необходимо сохранять мотивацию и верить в себя и свои идеи. Смотрите наши страницы на самомотивации для получения дополнительной информации.
Кроме того, вам необходимо понимать, как думает ваша аудитория.
Ключевые навыки здесь включают Эмпатия и хорошие навыки слушания , в том числе Активное слушание . Если вы послушаете, ваша аудитория обычно расскажет вам, что и как они думают. Это также помогает установить раппорт ; людям нравятся те, кому нужно время, чтобы стать другом, а также влиятельным лицом. Из этого следует следующее: если быть честными, мы все скорее сделаем то, что предлагает друг, чем тот, кто нам не нравится, какой бы разумной ни была идея. Построение взаимопонимания также помогает укрепить доверие, и чтобы узнать больше об укреплении доверия, посетите нашу страницу на Личные полномочия .
Хорошие специалисты по убеждению или влияния также обладают очень хорошими коммуникативными навыками.
Крайне важно, чтобы вы могли излагать свою точку зрения кратко и эффективно, иначе вам никогда не удастся никого убедить в достоинствах вашей позиции.
Организуется финальный навык хороших убеждающих. Они делают свою домашнюю работу, они знают свою аудиторию и знают свой предмет. Они нашли время, чтобы организовать себя и подумать о том, чего они хотят достичь. Подробнее об этом читайте на наших страницах Организационные навыки , Стратегическое мышление и Планирование действий .
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для эффективного общения.