Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Фромм теория личности: Теория личности Фромма

Содержание

Теория личности Фромма

Фромм по праву считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. Теория личности Фромма произошла из работ по психоанализу, заложенные Хорни. При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимает не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором он живет. Говоря о влияниях, которые он испытывал в своей научной жизни, Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса — его мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

Теория личности Фромма одной из главных концепций имеет положение о том, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, — это потребность в укоренении и потребность в индивидуализии. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Стремление человека примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, поскольку все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считает, что в начале своего развития человек был частью природы, не выделяя себя из окружающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремление к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оставил для себя только одну возможность укорененности — социальную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих людей. При этом первый строй, первобытный, давал преимущество именно стремлению к укорененности, оставляя в тени стремление к индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возможность индивидуализации в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается возможность укоренения с другими, становятся менее крепкими связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изменяют общественный строй, приходя к феодализму, в котором велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко связан с членами своей социальной группы. В то же время такая жесткая стереотипизация не дает возможности проявиться индивидуальности человека в полной мере, так как он не может выйти за рамки своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких рамок, люди переходят к капитализму, который дает максимальную возможность для их свободного развития, хотя и ограничивает их возможность укоренения с другими, оставляя наедине со своей свободой во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в том, что его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощущения своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состояние. В то же время он может стать и укорененным, заняв место служащего в большой фирме. Правда, подчеркивает Фромм, укорененность при капитализме относительна, так как и служащие крупной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это «бегство от свободы», характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании людей получить надежную работу, но и в идентификации с главой фирмы или политическим деятелем, которые обещают подчиненным надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появление фашизма, которое он наблюдал в 1930-е гг. в Германии.

Говоря о недостатках капитализма, Фромм не меньше недостатков находил и в социализме, который, с его точки зрения, опять лишает людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Фромм говорит о том, что в стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает возможности человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свободадля», т. е. свобода, необходимая для осуществления наших намерений. Такая свобода не требует освобождения от всех связей, но только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности и не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. И именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми людьми и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорит о необходимости построения на земле нового общества, которое он называет «гуманистический социализм», построенный на любви людей друг к другу.

Так как человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Для избежания этого внутриличностного конфликта человек прибегает к механизму психологической защиты, которая примиряет его с самим собой и с обществом. Здесь Фромм, как и Хорни, подчеркивает, что личностный конфликт выливается в противостояние человека внешнему миру, он проявляется не только во внутренней напряженности, невротизации, но и в том стиле общения с другими, который становится ведущим для человека.

Теория личности Фромма описала четыре механизма психологической защиты — садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им ощущение собственной индивидуальности. При чувство укореннености берет верх, в то время как при деструктивизме наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает возможности человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть несоответствие, они тем не менее не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало осуществлению и развитию внутренней природы каждого человека.

Задумываясь над способами осуществления такого общества, Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы — быть и иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное — показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет для того, чтобы придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, т.е. чем они хотят обладать — знаниями, властью, любовью, религией. Главное, что при этом их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истинность их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность, агрессивность против всех, кто, как они подозревают, покушается на эту собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и приводя все большей невротизации и напряженности человека.

В то же время развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное — это не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того, чтобы быть самими собой. Поэтому обретение такой свободы не оборачивается для них драмой. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стремления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны, как люди, живущие по принципу «иметь». Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки и материального производства. И именно такие люди, в теории личности Фромма, и помогут осуществиться новому социальному обществу.

Работы Фромма «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть» (1947), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) не выходят за рамки фрейдомарксизма, заложенного Райхом и одно время очень популярного в западной психологии. Однако наибольшее значение работ Фромма в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали на новые, возникшие уже во второй половине XX в. вопросы, соединяя идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека имели огромное значение не только для психологии, но и для смежных наук — истории, социологии, философии, педагогики.

Закономерным итогом исследований Хорни и Фромма стало появление теорий личности, соединяющих в себе психоаналитические и бихевиоральные подходы к личности, т.е. изучающих те бессознательные чувства, которые появляются в результате общения человека с окружающими, опосредуя эти отношения.

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Биографический очерк
Эрих Фромм (Erich Fromm) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира – ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка» (Funk, 1982).

Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962, р. 9). В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не сознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации (Roazen, 1973).

В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность (Fromm, 1941/1956). В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.

Механизмы бегства
Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первый из них – авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я» (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть» (Fromm, 1941/1956, р. 208). Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Позитивная свобода
Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.

Экзистенциальные потребности человека
До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: «Я – это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Социальные типы характера
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73).

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток (Maccoby, 1981, 1988). Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

1941 — Escape from Freedom / Бегство от свободы
1947 — Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics / Человек для самого себя: введение в психологию этики
1950 — Psychoanalysis and Religion / Психоанализ и религия
1951 — The Forgotten Language: the Understanding of Dreams, Fairy Tales and Myths / Забытый язык: опыт исследования сновидений, сказок и мифов
1955 — The Sane Society / Здоровое общество
1956 — The Art of Loving / Искусство любить
1959 — Sigmund Freud’s Mission: an analysis of his personality and influence / Миссия Зигмунда Фрейда: анализ личности и влияния
1960 — Let Man Prevail: a Socialist Manifest and Program / Да восторжествует человек: манифест и программа социалиста
1960 — Zen Buddhism and Psychoanalysis, with D. T. Suzuki and Richard de Martino / Дзен-буддизм и психоанализ
1961 — Marx’s Concept of Man / Концепция человека у Маркса
1961 — May Man Prevail? / Может ли человек преобладать?
1961 — An inquiry to the Facts and Fictions of Foreign Policy / А восторжествует ли человек? Введение в факты и вымыслы политики иностранных дел
1962 — Beyond the Chains of Illusion: my Encounter with Marx and Freud / Долой цепи иллюзий: спор с Марксом и Фрейдом
1963 — The Dogma of Christ / Догмат о Христе
1964 — The Heart of Man: its Genius for Good and Evil / Сердце человека: его способность к добру и злу
1966 — You Shall Be as Gods / Вы будете как боги
1968 — The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology / Революция надежды: стремление к человечной технологии
1970 — Social Character in a Mexican Village / Социальное поведение в мексиканской деревне
1970 — The Crisis of Psychoanalysis: Essays on Freud, Marx, and Social Psychology / Кризис психоанализа: эссе о Фрейде, Марксе и социальной психологии
1973 — The Anatomy of Human Destructiveness / Анатомия человеческой деструктивности
1976 — To Have or to Be / Иметь или быть
1980 — On Disobedience and Other Essays / О неповиновении и другие эссе
1984 — The Working Class in Weimar Germany (a psycho-social analysis done in the 1930s) / Рабочий класс Веймарской республики: социально-психологический анализ, подготовленный в 1930-е годы
1986 — For the Love of Life / Из любви к жизни
1989 — The Art of Being / Искусство быть

Жизнь, теории и вклад в психологию

  • Эрих Фромм (1800-1980) был немецко-американским психоаналитиком, членом Франкфуртской школы, который подчеркивал роль, которую культура играет в развитии личности. Он выступал за психоанализ как инструмент для лечения культурных проблем и, таким образом, уменьшения психических заболеваний.
  • Фромм считал, что человеческий характер развился как способ удовлетворить свои потребности. В отличие от Фрейда, он не считал, что характер фиксирован.
  • Фромм выделил пять основных человеческих потребностей: родственность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и система ориентации. Отсутствие их, по мнению Фромма, вызовет психические и социальные проблемы, такие как отчуждение.
  • Фромм представлял себе идеальные версии общества и религии, которые подчеркивали свободу и удовлетворение человеческих потребностей. При этом он стал одним из основоположников гуманистического социализма.

Содержание

Обзор Life

Эрих Фромм был американским психоаналитиком и социальным философом немецкого происхождения, который подчеркивал культурные детерминанты личности.

Его работы исследовали эмоциональные проблемы в свободных обществах и защищали психоанализ как лекарство от культурных болезней и как инструмент, помогающий развитию не-невротического общества.

Фромм родился во Франкфурте, получил образование в Гейдельберге и Мюнхене, прежде чем в 1925 году основал частную психотерапевтическую практику. Фромм начинал как ученик Зигмунда Фрейда, сочетая свои психологические теории с социальным принципом Карла Маркса.

Он использовал уникальный метод психоанализа, предполагающий конфронтацию с пациентом как с его терапевтом, так и с другим чутким человеком, подчеркивая, что у пациента нет ни одной черты или фактора, которых нет у всех остальных (Маккоби, 1980).

Спасаясь от нацистской Германии, Фромм переехал в Чикаго в 1933 году, чтобы читать лекции в Психоаналитическом институте. Он преподавал в нескольких американских университетах и ​​расширил свои взгляды, включив в них принципы дзен-буддизма.

В 19В 57 лет он стал соучредителем Национального комитета разумной ядерной политики. Фромм также написал ряд книг и статей как для ученых, так и для широкой публики (Maccoby, 1980).

Фромм впервые завоевал популярность у широкой публики благодаря своей книге «Побег от свободы », в которой объяснялся бессознательный страх человека перед свободой и привлекательность авторитарных политических систем.

Эта книга в значительной степени сформировала интеллектуальную мысль в Америке того времени и привела к тому, что Фромм был отнесен к категории неофрейдистов вместе с Карен Хорни и Гарри Стэком Салливаном.

Хотя эти три фигуры различаются, согласно Фромму, каждая из них разделяет акцент на социальных и культурных факторах и критическое отношение к теории Фрейда о примате полового инстинкта.

В 1951 году Фромм стал профессором Национального университета Мексики, где он основал Мексиканский институт психоаналитиков и регулярно ездил в Соединенные Штаты, прежде чем поселиться в Швейцарии в 1971 году (Маккоби, 1980).

Темы

Фромм разработал несколько ключевых тем, постепенно развивая и совершенствуя свои идеи. Эти категории носят социальный характер, что относит психоаналитическую теорию динамической мотивации к социально-экономическим факторам.

Вторая тема — пересмотр Фроммом психоанализа Фрейда, особенно его акцента на агрессии и деструктивности.

Третья тема связана с его критикой индустриального общества, а четвертая — его анализом религии и ее связи с человеческим развитием (Маккоби, 1980).

Социальный характер

Из построенных им теорий социального характера на концепции Фрейда, что черты характера динамичны. Он считал, что структура характера объясняет действия, мысли и идеи: что мотивирует людей и что они находят удовлетворительным или разочаровывающим.

Фромм принял клиническое описание ориентаций характера Фрейдом в своей психосексуальной теории развития характера. Двумя из них являются анальный и орально-рецептивный характеры.

Анальная или анально-сохраняющая личность скупа, навязчиво стремится к порядку и опрятности. Говорят, что люди с анальным ретентивом зациклены на анальной стадии развития, которая происходит в возрасте от 18 месяцев до трех лет.

Между тем, орально-ретентивная личность описывает людей, захваченных первой стадией психосексуального развития, происходящей от рождения до восемнадцатимесячного возраста.

Фрейд считал, что люди, зацикленные на оральной стадии развития, имеют саркастичную, садистскую личность и склонны к оральным заболеваниям, таким как курение, переедание и алкоголизм.

Хотя Фромм принял обе эти концепции, он отверг теорию либидо как объяснение развития характера (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что, хотя физиологические потребности должны быть удовлетворены, они не являются основными внутренними силами, определяющими действия, чувства и мысли человека.

Фромм считал, что Характер является эквивалентом инстинктивного детерминизма животного, утраченного людьми. Это способ, которым люди могут направить свою энергию и создать структуру посредством ассимиляции и социализации.

Развитие Характера, согласно Фромму, позволяет людям удовлетворять свои потребности в физическом выживании, потребности в эмоциональной связи с другими для защиты, работы, материальных благ, сексуального удовлетворения, игр, воспитания молодежи и передача знаний (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что социальный характер лежит в основе структуры характера и разделяется большинством членов культурной или социальной группы. Вместо того, чтобы быть статистическим показателем или чертами, разделяемыми большинством, социальный характер можно понимать с точки зрения социально-экономической структуры — кто владеет средствами для производства вещей.

Фромм утверждал, что социальный характер был предназначен для формирования энергии членов общества таким образом, чтобы поведение было не вопросом сознательного решения, следовать или нет социальной модели, а желанием действовать так, как они должны. действовать и в то же время находить удовлетворение в действиях в соответствии с требованиями культуры.

Конечной целью этого, по мнению Фромма, было позволить обществу функционировать непрерывно.

Одним из примеров социального характера была пересмотренная Фроммом (1951) концепция Фрейда об анальном характере, которая включает внутренние побуждения к упорядоченности, бережливости, пунктуальности и уважению к авторитетам. Фромм считал, что это отвечало экономическим потребностям среднего класса в девятнадцатом веке.

Однако в развитых капиталистических обществах двадцатого века социальный характер заменяется другим, ориентированным на потребление и вписывающимся в бюрократические структуры путем приспособления к их правилам и предписаниям (Маккоби, 19).80).

Фромм использовал социальный характер для описания социального конфликта, а также адаптации. По мере изменения условий социальный персонаж может больше не подходить. Негодование и разочарование, которые возникают в результате, превращают социальный цемент во взрывную силу.

Фромм также считал, что социальные потребности могут конфликтовать с потребностями, вытекающими из природы людей и их врожденной потребности в любви, солидарности с другими людьми, развитии разума и творческих талантов.

Общества, которые не удовлетворяют эти человеческие потребности, согласно Фромму, разовьют «социально обусловленный дефект» (Маккоби, 1980).

Пересмотр Фрейдистского психоанализа и психопатологии

Фромм имел, как считается, сложные отношения с Фрейдом и его работами (Maccoby, 1980). Фромм критиковал теорию Фрейда и его тенденцию требовать идеологической чистоты в психоанализе (1959).

Однако Фромм также стремился развить и сохранить то, что он считал существенными элементами открытий Фрейда: превращение бессознательного в сознательное и науку об иррациональном (Маккоби, 1980).

Фромм (1970) критиковал фрейдовскую модель человека за то, что она чрезмерно определяется его социальными взглядами, такими как вера в патриархат и вера в то, что люди по своей сути эгоцентричны.

Фромм утверждал, что, ограничивая свою критику социальных норм сексуальностью, Фрейд был не в состоянии развить полное значение своих открытий.

Например, Фромм утверждал, что в своем тематическом исследовании «Маленького Ганса» модель человека Фрейда заставила его неверно интерпретировать клинические данные и недооценить важность отношений ребенка с матерью до эдипальной стадии.

Фромм также считал, что зрелая любовь требует равенства между полами (Маккоби, 1980).

Фромм отверг теорию инстинктов Фрейда, вместо этого рассматривая психопатологию как коренящуюся в характере. В своей книге «Бегство от свободы» Фромм описывает садизм и мазохизм как результат базовой потребности в родстве.

Фромм считал, что неспособность человечества переносить чувство бессилия, неуверенности и обособленности ведет к психопатологии (Maccoby, 1980).

Фромм описывает три основные патологические силы психики (1964). Две из них, инцестуозная фиксация и нарцизм, основаны на концепциях Фрейда, а третья, некрофилия, является собственным открытием Фромма (Maccoby, 1980).

Критика индустриального общества

Фромм, в частности, опирался на ранние работы Карла Маркса в своей книге Разумное общество , а позже опубликовал две книги по марксизму.

Общество здравомыслящих должно было стать продолжением его первой работы «Бегство от свободы», опубликованной 15 годами ранее (Тиллих, 19 лет).55), расширяясь между своим предыдущим психоанализом и социоанализом, чтобы разработать образ будущего общества, в котором здоровье целого поддерживает здоровье каждого человека.

В «Здоровом обществе» Фромм описывает «отчуждение» человека в условиях демократии середины двадцатого века (Fromm, 1955). Фромм считал это отчуждение необходимостью человеческого развития и, следовательно, чем-то, что может быть преодолено в ходе человеческого развития. Здравомыслящее общество Фромма побеждает отчуждение (Тиллих, 1955).

Одновременно Фромм стремился подчеркнуть идеал свободы способом, отсутствующим в современном советском марксизме.

В конце концов, Фромм заклеймил и западный капитализм, и советский коммунизм как бесчеловечные и причинно-следственные факторы отчуждения. В конечном итоге Общество здравомыслящих сделало Фромма основателем социалистического гуманизма (Fromm, 2017).

Пять человеческих потребностей Фромма

Фромм постулировал, что существует пять основных человеческих потребностей: связанность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и структура ориентации (Das, 1993).

Родственность

Фромм активно обсуждал проблему отчуждения в современном обществе. Он считал, что отчуждение было проблемой, возникающей, когда потребность людей в родстве не удовлетворялась.

Эта потребность была настолько важна для формирования, что он считал отчуждение «центральной проблемой психического здоровья». (Фромм, 2017).

Фромм развил идею Маркса о том, что людям нежелательно говорить об отчуждении. Он считал, что отчуждение ведет к скуке, которую Фромм считал огромной психологической и, следовательно, социальной проблемой.

Для Фромма родство было источником психологической энергии, радости, благополучия и идентичности, и его потеря рассеивала эту энергию.

Для Фромма это отсутствие активной связи с миром и нашими собственными чувствами, возникающее в результате социальных обстоятельств, которые мешают людям развивать подлинные, любящие, продуктивные отношения.

Укорененность и единство

Фромм считал потребность в укорененности и единстве вариациями потребности в родственности. Он считал, что люди стремятся к единству из-за экзистенциального раскола между человеческим и нечеловеческим миром.

Фромм считал, что это состояние было бы невыносимым», если бы люди не установили чувство единства внутри себя и с природным и человеческим миром снаружи.

Как и в случае с родством, Фромм считал, что люди могут развивать родство через развитие связей с другими.

Это помогает людям преодолеть свою обособленность от других в своем обществе и чувствовать себя менее одинокими.

Возбуждение и стимуляция

Фромм утверждал, что людям присуща врожденная потребность в возбуждении и стимуляции, и они проявляют склонность искать удовольствия и активно интересоваться людьми, вещами и идеями (Fromm, 2017).

Цитируя Карла Бюлера, Фромм считал, что люди находят неотъемлемое удовольствие в том, чтобы быть функциональными (Funktionslust) и заниматься деятельностью.

Эффективность

Однако, по мнению Фромма, эта деятельность сама по себе не удовлетворяет потребности человека. Вместо этого Фромм считал, что людям необходимо заниматься творческой работой, которая значимо влияет на мир.

Он считал, что у людей есть потребность воздействовать на что-то, потому что это воздействие утверждает, что кто-то не импотент, а живой и функционирующий человек (Фромм, 2000).

Чтобы проиллюстрировать необходимость эффективности, Фромм заимствовал у Маркса пример средневекового ремесленника.

Ремесленник, по мнению Фромма, был продуктивным и оригинальным человеком, получавшим удовольствие от процесса работы (Fromm, 2017).

Физический результат мастерства отвечал глубокой потребности не только в стимуляции или самой деятельности, но и в эффективности.

Чувство идентичности

Чувство идентичности Фромма также является производным и зависит от основных потребностей в родственности и эффективности.

Фромм считал, что, находясь в странном и подавляющем мире, человек может чувствовать себя некомпетентным. Чтобы компенсировать реальную возможность почувствовать себя пассивным — и потерять чувство воли — люди должны обрести ощущение способности что-то делать.

Эта способность быть эффективной формой чьей-либо идентичности (Fromm, 2000).

Рамка ориентации

Другой потребностью, связанной с чувством идентичности, была потребность в системе ориентации.

Эта система ориентации принимает форму, согласно Фромму, как системы отсчета, так и объекта поклонения, вокруг которого кто-то может организовывать и направлять свои действия.

Эта система отсчета может предоставить связную карту мира, давая людям понимание мира и своего места в нем (Fromm, 2017)

Трансцендентность

Наконец, Фромм подчеркнул необходимость трансцендентности.

Эта потребность в трансцендентности, традиционно используемая в богословии, описывает склонность людей к необходимости выйти за пределы своего эгоцентричного и изолированного положения в мире и перейти к «отношению с другими, открытости миру, бегству от ада эгоизма». центрированность и, следовательно, самозаключение» (Fromm, 2000).

Фромм считал, что религия может удовлетворить эту потребность.

Анализ религии и ее отношения к человеческому развитию

Фромм считал, что жизнь есть борьба между тремя фундаментальными дихотомиями: свободой и детерминизмом, разделенностью и единством, знанием и невежеством.

Фромм был известен своей неофрейдистской критикой религии. Он считал, что религия — это бегство от ответственности, и что разум всегда лучше религии.

В то время как священники и психоаналитики имеют дело с душой, утверждал Фромм, только психоаналитик делает человека ответственным авторитетом (Тиллих, 1955).

Тем не менее, Фромм также считал, что у всех есть религиозные потребности. Людям, по мнению Фромма, нужен смысл жизни и более глубокий способ ориентации в мире, чем может дать только разум. В отличие от Фрейда, Фромм считал, что религия неизбежна.

В результате Фромм стремился различать хорошую и плохую религию.

Плохой, или «авторитарной религией», он считал ту, в которой люди неуместно подчиняются высшей силе и поэтому вынуждены жертвовать своей целостностью (Тиллих, 1955).

Между тем, то, что Фромм называет «гуманистической религией», концентрируется на силе людей, а не на их бессилии, и предполагает, что то, что приносит людям удовлетворение, есть добро. Целью гуманистической религии, по Фромму, была самореализация, а не послушание авторитету.

Ссылки

Das, A.K. (1993). Диалектический гуманизм Эриха Фромма. (2), 50-60.

Фромм, Э. (1951). Märchen, Mythen, Träume. Eine Einführung in das Verständnis einer vergessenen Sprache.

Фромм, Э. (1959). Психоанализ и дзен-буддизм. Психология, 2 (2), 79-99.

Фромм, Э. (1964). Творцы и разрушители. The Saturday Review, Нью-Йорк (4 января 1964 г.), стр. 22–25.

Фромм, Э. (2000). Искусство любить: столетнее издание. А&С черный.

Фромм, Э., и Андерсон, Л. А. (2017). Здравомыслящее общество. Рутледж.

Маккоби, М. (1980). Эрих Фромм. Биографическое приложение к Международной энциклопедии социальных наук, Нью-Йорк 1980. С. 215-220.

Тиллих, П. (1955). Эрих Фромм — здравомыслящее общество. Пастырская психология, 6( 6), 13-16.

5 типов личности по Эриху Фромму

6 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

5 типов личности по Эриху Фромму основаны на принципе продуктивности . По мнению известного психоаналитика, только один из этих типов людей способен инвестировать в собственную свободу. Только один способен завоевать их эмоциональную и личную независимость. Остальные представляют собой более эгоистичную, материалистическую и непродуктивную часть общества.

Существует множество теорий о личности. У нас есть теория личности Юнга, Карла Роджерса, Кеттелла, Айзенка или большая пятерка Косты и Маккрея. Во всех этих различных теориях мы можем ощутить определенный конфликт. Значит ли это, что бихевиористская наука до сих пор не смогла договориться о том, как определить характер и черты человеческой личности?

«Эгоистичные люди не способны любить других и не способны любить себя»

-Эрих Фромм-

Каждое направление, школа мысли и автор подчеркивают свое особое определение личности исходя из своих теоретических моделей. Типология, разработанная Эрихом Фроммом, началась с интересного подхода, основанного на гуманистической философии , которая, верим мы в это или нет, делает ее действительно полезной и в наши дни.

Если этот социальный психолог и автор книг «Искусство любить» или «Страх свободы» и верил во что-то, так это в то, что достижение истинной автономии лежит на человеке.0230 , А также инвестировать в свою независимость, уважая независимость других. Достижение этого, по словам Эриха Фромма, является синонимом продуктивности.

Типы личности по Эриху Фромму

Теория личности Эрика Фромма основана на двух первичных потребностях: потребность в свободе, как мы уже знаем, и потребность в принадлежности. Итак, когда мы читаем его работы, есть то, что обычно привлекает наше внимание. Дело в том, что Фромм, неофрейдистский психоаналитик, имел негативное отношение к человеку. Он считает его слишком пассивным и мотивированным только своей потребностью в потреблении.

Таким образом, в большей части своей работы он призывает нас продвигать наше личное развитие. Он говорит, что мы должны отказаться от нашей зависимости от внешних факторов , материальных благ или потребности в успехе и признании, и просто инвестировать в такие качества, как любовь, уважение, творчество или смирение.

Человеческий характер и личность имеют глубокие корни, и их трудно изменить. И все же Фромм настаивает на том, что было бы достаточно, если бы мы немного лучше осознавали свои склонности и установки. Достаточно, чтобы взять на себя обязательство изменить . Давайте теперь посмотрим, каковы эти 5 типов личности, согласно Эриху Фромму.

1. Рецептивная личность

Рецептивный тип характеризуется постоянной потребностью в получении одобрения и признания со стороны других . Наиболее поразительной особенностью этого профиля личности является то, что поддержка, которую они получают, обычно не возвращается. Они не вмешиваются в жизнь другого человека и не стремятся оказать помощь в натуральной форме.

Им также свойственны плохие социальные навыки, трудности в принятии решений и явная недооценка собственного человеческого потенциала.

2. Эксплуататор

Среди 5 типов личности Эрих Фромм считает этот одним из самых распространенных. Это относится к тем типам профилей, которые устанавливают связи и отношения с другими из чистого корыстного интереса . Они делают это для собственной выгоды и, как выразился Фромм, «в коммерческих интересах».

Эксплуататорский тип готов лгать и манипулировать, чтобы получить то, что ему нужно, и ему удается сосредоточить свой интерес на людях с низкой самооценкой , чтобы эксплуатировать их.

3. Скупец

Тип личности накопителя или накопителя относится к людям, единственная цель которых состоит в том, чтобы дорожить материальными благами.  Единственным их желанием, которое они считают потребностью, является обладание и накопление все большего и большего количества вещей.

Чем больше у них вещей, тем в большей безопасности они себя чувствуют. Они чувствуют себя сильнее и считают, что получают большее личное удовлетворение. Однако следует отметить, что эта нездоровая привязанность к материальным вещам никогда не бывает удовлетворена. Им всегда чего-то не хватает. Их счастье никогда не бывает полным. Хуже всего то, что, когда на рынок выводятся новые вещи, их первым импульсом является необходимость их иметь.

«Только тот, кто верит в себя, способен верить в других»

-Эрих Фромм-

это наиболее распространенный в рабочей среде по очевидным причинам. Это люди, которые устанавливают отношения с другими, чтобы получить финансовую выгоду. Это контакты, основанные на четких финансовых или коммерческих целях.

То, что на первый взгляд может показаться вполне нормальным или ожидаемым, на самом деле наносит ущерб самому непоколебимому принципу человеческой свободы, защищаемому Фроммом. Причина? Эти коммерческие контакты направлены на установление различий в социальном статусе, когда одни добиваются престижа и власти, а другие им подчиняются.

5. Продуктивный тип

До сих пор мы рассматривали типы личности, которые, по Эриху Фромму, представляют все «непродуктивное». Профили, которые не инвестируют ни в свою личную свободу и автономию, ни тем более в свободу других. Однако не все потеряно, и мы не собираемся оставлять вас с пессимистическим видением человека. К счастью, существует пятый тип личности, на который возлагаются наши надежды и определяются наши личные цели.

  • Продуктивный тип — это человек, который направляет все свои усилия и интерес на то, чтобы быть преданным другим. Что это значит? В основном это люди, которые способны строить любящие, обогащающие и значимые отношения со своими сверстниками.
  • Более того, у них очень здоровый подход к работе с негативными эмоциями и с давлением или попытками контроля над ними со стороны других лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *