Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Фрустрация это в психологии определение: Фрустрация это

Содержание

Что такое фрустрация? Что термин обозначает и для чего используется?

27 июля 2022

27.07

7 минут

7 мин.

30161

44

1

Обновлено: 27 июля 2022

Обновлено 27.07

На протяжении всей своей жизни человек ставит перед собой те или иные цели и стремиться их достигнуть. Иногда цели достигаются, а иногда — нет. Если индивид делает все от него зависящее, чтобы прийти к цели, стремиться получить результат, который он ждет, но не получая его, он впадает в состояние, которое психологи называют «фрустрацией».

В этой статье мы расскажем о том, что такое фрустрация, дадим определение этому феномену, поясним причины возникновения фрустрации и последствия фрустрационного состояния.

Содержание статьи

  1. Что такое фрустрация
  2. К чему приводит эмоциональный дисбаланс
  3. Типы и формы фрустрации
  4. Как побороть негативное чувство 
  5. Частые вопросы
  6. Заключение эксперта

Что такое фрустрация

Понятие фрустрация происходит от латинского слова «frustratio», которое означает «тщетное или несбывшееся ожидание».

Когда в цепочке «цель-желание-результат» происходит сбой, то есть возникают неожиданные препятствия, мешающие человеку получить желаемое, он переживает фрустрирующую ситуацию, то есть на физическом и эмоциональном уровне он испытывает негативные эмоции, меняется его поведение (чаще всего со спокойного на агрессивное), отношение к потребности и желанию.

Если говорить простыми словами, то фрустрация — это то, что заставляет нас испытывать сильные негативные эмоции, такое состояние психики, которое возникает в результате крушения планов и не потери желаемого.

Феномен фрустрации впервые был описан Зигмундом Фрейдом. В разных источниках можно встретить несколько терминов, произошедших от одного корня этого слова. Дадим им определения, чтобы вы понимали, что они значат.

Термин

Определение

Фрустрация

Психическое состояние личности, вызванное блокадой целенаправленной деятельности. В качестве блокирующего фактора выступает фрустратор

Фрустратор

Внешний (другие люди, события, обстоятельства) или внутренний (отсутствие навыков, состояние здоровья) блокирующий фактор, приводящий к фрустрации.

Фрустрирование

Означает механизм воздействия фрустратора на человека

Фрустрированное желание и значимость недостигнутой цели влияет на силу фрустрации и спектр испытываемых эмоций — человек может испытывать легкий дискомфорт или же впасть в депрессию.

В психике ребенка и взрослого человека фрустрация вызывает разные реакции. Детская фрустрация чаще имеет резкие «скачки» эмоций и поведения. У взрослого психика более адаптирована и реакция более «сглаженная».

Теория фрустрации работает так: под действием фрустратора возникает блокирующая ситуация — человек испытывает негативные эмоции (разочарование, грусть, впадает в ступор, апатию, становится агрессивным) — включаются защитные механизмы психики (адаптивный комплекс, изменяющий поведение человека при появлении схожего препятствия).

Важно! Фрустрация – это не просто неприятная ситуация, зачастую люди в процессе фрустрации попадают в состояние психологического расстройства, которое требует помощи специалистов — психологов или психотерапевтов.

К чему приводит эмоциональный дисбаланс

В понятиях и терминах разобрались, теперь кратко разберемся в последствиях такого психологического состояния.

Прежде всего фрустрация — стрессовая ситуация для организма, которая может привести к психическим и психологическим проблемам.

Состояние эмоционального дисбаланса характеризуется такими признаками как:

  • появление тревоги, грусти, злости, раздражительности
  • человек может стать замкнутым, нелюдимым
  • фрустрируется привычная деятельность, появляется дезорганизованность, снижается концентрация внимания
  • индивид теряет уверенность в себе, у него снижается самооценка
  • увеличивается вероятность депрессивных состояний, перепадов настроения, эмоциональных расстройств

Примеры фрустрации можно привести такие:

  • вы усердно работали, ожидали повышения, но не получили его (повысили вашего коллегу) — вы испытали шок, разочарование, потеряли уверенность в себе — это фрустрация
  • в надежде на богатый урожай осенью вы посадили много овощей, поливали грядки и пололи траву, тратили деньги на удобрения, ухаживали за растениями, но проливные дожди оставили вас без урожая, все сгнило — количество затраченных ресурсов не привело к ожидаемым результатам, поэтому у вас возникло состояние фрустрации

Пример из практики:

Для того, чтобы поступить в университет на бюджетное место, Ольга оплатила занятия с репетитором, провела немало времени за учебниками и подготовкой. Она перестала встречаться с подругами и ходить с друзьями в кино, потому что ее главная цель была — поступить на бюджет. Об этой профессии Ольга мечтала с детства, но так как у ее родителей не было денег оплачивать обучение, единственным выходом было бюджетное место. Потребность в независимости также была мотивацией к поступлению. После вступительных экзаменов Ольга не могла дождаться результатов — она была уверена, что поступила, ведь столько усилий было вложено в подготовку. Не обнаружив себя в списках на бюджет, Ольга очень сильно расстроилась, ушла в себя, перестала разговаривать с родными, у нее случилась настоящая депрессия. Родные забили тревогу и обратились к психологу. Деструктивные эмоции и социальная изоляция — это последствия фрустрации. Только с помощью психолога Ольга постепенно начала возвращаться к нормальной жизни. Немалых трудов ей стоило снова поверить в собственные силы и обрести уверенность в себе.

Типы и формы фрустрации

Вид фрустратора и эмоциональное поведение человека во время фрустрации объясняет количество форм этого состояния.

Так, например, фрустрации бывают:

  • биологическими — причинами негативного состояния становятся физические расстройства, различные заболевания, инвалидность, недееспособность и т.д.
  • психологическими — выражается в недостатке опыта, знаний, умений, также может быть следствием комплексов, психологических конфликтов, стрессов, потерь
  • материальная — в качестве фрустратора выступает недостаток материальных благ (денежных средств, имущества и т.д)
  • социальная — социальная фрустрированность выражается в различных социальных конфликтах, несоответствии моральным ценностям, обязательствам социальных групп и т.д.

Приведем еще один вариант разделения на подтипы:

  • агрессивный – человек проявляет агрессию и разрушающее поведение
  • апатичный — в противоположность, впадает в уныние и закрывается в себе
  • двигательный — негативные эмоции выражаются в активной жестикуляции, движениях (часто хаотичных), беспокойстве, нервных подергиваниях конечностей
  • стереотипный — человек «проживает» негативные состояния по типичным шаблонам, у него возникают однотипные реакции

Как побороть негативное чувство 

На пути к желаемой цели человек не может все контролировать — различные преграды на пути находятся вне нашего контроля, как бы нам этого ни хотелось. Но при этом мы можем проконтролировать свою реакцию на эти события.

Ниже мы приведем несколько советов, как уменьшить негативную реакцию на несбывшиеся надежды или вовсе избежать этого состояния:

Как выйти из негативного состояния

Что нужно сделать

Проанализируйте вашу цель

Оцените реальность и достижимость вашей цели. Вы обладаете всеми возможными ресурсами, чтобы получить желаемое? Если да, то ставьте себе реальные сроки — если путь предстоит долгий, то и срок реализации ставьте с запасом.

Оцените насколько ваши желания истинные

Стремясь выполнить навязанное вам желание, скорее всего, вы столкнетесь с негативом, разочарованием, потому что чужая цель для вас не несет важности.

Примите тот факт, что вы не можете все контролировать

Ничего не происходит в одночасье. Наберитесь терпения и снизьте планку ожиданий, чтобы уменьшить негативные последствия, если они наступят.

Занимайтесь саморазвитием

Не переставайте самосовершенствоваться, расширять свой кругозор, тренируйте силы воли, изучайте новое, налаживайте социальные контакты.

Ведите здоровый образ жизни

Чем активнее и здоровее ваш образ жизни, тем реже вы будете попадать в состояние фрустрации и тем быстрее сможете из него выходить.

Не бойтесь обращаться за помощью к друзьям, родственникам, ближайшему окружению — социальная активность также помогает убрать симптомы негативного состояния. Не оставляйте негативные эмоции внутри себя — это может привести к реальным физическим болезням.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас не получается самостоятельно выйти из состояния неудовлетворенности. Наши психологи проведут беседу по телефону и помогут вам разобраться с вашим эмоциональным состоянием, определить истинные цели и желания, скорректировать действия по выходу из депрессии и апатии.

Частые вопросы

Фрустрированный человек — это кто?

+

Это человек, который переживает состояние фрустрации. Фрустрация это в психологии особое состояние, вызванное образованием препятствия на пути к желаемой цели и соответствующими негативными последствиями.

Фрустрация и депривация — в чем разница?

+

Депривация — это вынужденное лишение чего-то важного и необходимого, какой-либо потребности. Например, бывает депривация движения или сна. А фрустрация — состояние, которое вызвано неудовлетворенным желанием и ожиданием достижения чего-либо.

Из-за чего возникает неудовлетворенность?

+

Когда человек начинает удовлетворять свои потребности, он может прийти к двум противоположным результатам. Потребность удовлетворена, желание исполнено — человек испытывает положительные эмоции. Если удовлетворения не достигнуто, при этом индивид еще и предвосхищал будущий результат, он столкнется с психологическим напряжением, эмоциональным расстройством, дезадаптацией.

Заключение эксперта

В качестве заключения мы бы хотели напомнить, что фрустрация – это не просто разочарование и временное расстройство. Это опасное состояние, длительное нахождение в котором может вызвать серьезные расстройства психики человека, в корне изменить его поведение, привить различные комплексы и ограничения. Если у вас раз за разом не получается достигнуть каких-либо целей, вам нужно обратиться к психологу, чтобы скорректировать свое поведение и отношение к окружающему миру.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 347

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Норман Дойдж Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга — Бомбора, 2007
  2. . .. Альберт Налчаджян Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис — Налчаджян А. А., 2013
  3. … Альберт Налчаджян — Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер — Налчаджян А. А., 2013

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Социальная дезадаптация

Следующая статья

Ресоциализация. Социальное восстановление …

Другие статьи по теме

Черепенько Людмила Викентьевна

03.01.22

Почему щелкает челюсть

Про здоровье

Есакова Екатерина Юрьевна

01.11.22

Дефицит цинка

Гастроэнтерология

Агишев Дамир Адгемович

25.07.22

Цистицеркоз головного мозга

Неврология

что это такое, определение, причины и как справиться?

В идеале хочется научиться смотреть на неудачи с оптимизмом, а из поражений извлекать только полезный опыт. Но здесь, в этой реальности несбывшиеся ожидания оставляют совсем другие эмоции: разочарование, раздражение, злость. Психологи называют это состояние красивым, но непонятным словом – фрустрация. А мы рассказываем: как проявляется фрустрация и что с этим делать.

Что такое фрустрация?

Фрустрация — это эмоциональное состояние, которое возникает в связи с реальной или мнимой невозможностью удовлетворить собственные желания и характеризуется переживанием целого ряда негативных эмоций. Это абсолютно нормальная реакция на ситуацию, когда что-то идет вопреки нашим ожиданиям. В ней нет ничего плохого. Проблемы начинаются там, где первичные эмоции раздражения, агрессии, злости постепенно сменяются страхом, паникой, обесцениванием и приводят к чрезмерному внутреннему напряжению, беспокойству, заниженной самооценке.

Фрустрация в психологии относится к эмоционально травмирующим состояниям. Оно не ограничивается одной-двумя негативными эмоциями – человек переживает весь спектр негатива. Длительное пребывание в этом состоянии вызывает дискомфорт, недовольство собой. Затяжная фрустрация может привести к серьезным личностным проблемам: депрессии, неврозу, перееданию, изменению характера, а также спровоцировать агрессивное или девиантное поведение.

О том, что человек находится в фрустрирующей ситуации, говорят два главных признака: сильная мотивированность достичь цели и мешающие этому препятствия. С фрустрацией сталкивался каждый, кто хоть раз в жизни переживал по поводу «тщетных ожиданий» (так переводится с латинского слово «Frustratio»). Неважно, относятся трудности к категории реальных или выдуманных, преодолимых или непреодолимых, главное – научиться грамотно справляться с этим состоянием.

Пройти тест на психику

Психология понятия, причины и классификация.

Долгое время термин использовался в обиходном языке для обозначения самых разных явлений. Философы и психологи не могли прийти к единому мнению: фрустрация – что это? Независимый предмет изучения или часть общей теории поведения? Серьезный интерес к фрустрации как одной из сложных жизненных проблем возник после публикаций работ З. Фрейда. Для Фрейда понятия «неоправданных ожиданий», «обмана» относились, прежде всего, к невозможности получить удовлетворение в сексе. Позже появилось несколько теорий о природе этого состояния, а термин начали применять ко всем сферам жизни.

По мнению большинства исследователей, фрустрация должны изучаться в контексте более широкой проблемы: психологической выносливости по отношению к проблемным ситуациям. Еще одна неясность касалась того, к чему относить термин «фрустрация» – к внешним преградам или внутриличностному конфликту. В некоторых публикациях внешние барьеры называют фрустраторами и разделяют:

  • Психологические (страх, неуверенность, некомпетентность).
  • Биологические (болезнь, старость).
  • Физические (арест, недостаточное количество денег).
  • Социологические (законы, нормы морали).

Фрустрационные состояния различаются по своему психологическому содержанию и по длительности. Фрустрация как психическое состояние бывает:

  • Типичная для конкретного человека характеристика личности.
  • Нетипичная, но провоцирующая изменение характера.
  • Ситуационная или эпизодическая (конфликт, потеря, утрата близкого).

На силу фрустрации заметно влияет значимость цели. Одно дело – разочароваться после покупки бракованной вещи, другое – впасть в отчаяние после отказа в приеме на работу. Но разрушительные последствия затяжной фрустрация не проявляются одномоментно. Обычно им предшествуют несколько показательных этапов:

  1. Накопленное неудовлетворение после череды неудач.
  2. Эмоциональная возбудимость как личностная особенность.
  3. Особенности личности (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний), привычка получать все и сразу.
  4. Этап на пути к цели (чем ближе к финалу, тем сильнее разочарование).

Теория фрустрации имеет несколько академических трактовок. Наиболее цитируемыми авторитетами признаны Н. Д. Левитов, Л. Майер, Дж. Доллард. Самой завершенной и всесторонней считается «эвристическая» теория Розенцвейга.

Определение толерантности по тесту Розенцвейга.

Можно сказать, что фрустрация проявляется тогда, когда человек не получает, чего хочет. Но в аналогичных ситуациях одни люди выбирают мобилизацию и прорыв, другие – смирение с поражением. Подобная реакция зависит от степени фрустрации, темперамента, личных качеств и опыта человека, уровня притязаний, согласия/несогласия с нормами или законами, внутренней идеологией.

Большое значение также имеют внутренние ресурсы (психологические, эмоциональные, интеллектуальные), которые дают силы пережить сложившуюся ситуацию, переключаться на другие дела. Мудрые, психологически гибкие люди способны проанализировать ситуацию, вынести напряжение, но не отказываться от намеченной цели. Даже в безвыходных ситуациях люди с высоким уровнем ресурсов умеют адаптироваться к новым обстоятельствам, не скатываясь в агрессию и обесценивание.

Люди с низким уровнем ресурсов фанатично стремятся к достижению цели, из-за чего часто впадают в зависимость от своих желаний или амбиций. Они не умеют перестраиваться на пути к цели, а, зачастую, забывают, ради чего вообще ставилась цель. Самое интересное, что они даже не всегда четко осознают свои желания. Но в любой ситуации слишком остро реагируют на невозможность получить то, чего ожидали, переживают более неприятные эмоции, чем агрессия (страх, тревожность, апатия).

Чтобы описать степень устойчивости (ресурсности) человека в обстоятельствах, когда он готов согласиться не меньшее, американский психотерапевт Саул Розенцвейг ввел понятие толерантности к фрустрации.

Фрустрационная толерантность – это некая пороговая величина напряжения, после которой человек перестает сопротивляться обстоятельствам и опускает руки. Толерантность сравнивается с мышцей, сила которой состоит из двух компонентов:

  • Первый – это механизм самоуспокоения, который запускается в мозге при стрессе и не позволяет человеку впасть в аффект.
  • Второй – это способность сдерживать импульс раздражения, который возникает при желании получить все и сразу, и в случае неудачи перерастает в агрессию или ярость.

При урегулированной работе двух компонентов фрустрация не достигает травматичного уровня, а толерантность повышается. Одна из задач психотерапевта – как раз «накачать» мышцу толерантности: повысить ресурсность клиента и, как следствие, повысить его психологическую выносливость.

Пройти тест на тип личности

Тест Розенцвейга.

Чтобы определить уровень фрустрационной толерантности психотерапевты используют специальную методику тестирования Розенцвейга. Рисуночный тест предназначен для исследования реакций клиента на неудачу. Изображения достаточно однообразны по характеру и рассчитаны на короткие и максимально четкие ответы. Разработаны детские варианты методики (до 15 лет). Взрослая версия используется с возраста старше 15 лет.

Тест состоит из 24 иллюстраций: на 16 изображены ситуации с препятствиями, на 8 отражены ситуации, в которых тестируемого в чем-то обвиняют. Все изображения связаны между собой тематически и показываются в определенной последовательности. На каждой картинке есть несколько персонажей: над одним описывается суть проблемной ситуации, над другим нарисован пустой квадрат. Тестируемый должен озвучить реакцию персонажа под пустым квадратом.

Когда тестирование окончено, терапевт анализирует ответы, определяет направленность и силу агрессии. По результатам обработки теста у клиента определяется один из трех типов реагирования:

  • Экстрапунитивный (защитный, внешне обвиняющий) сопровождается желанием обвинить в неудачах внешние препятствия или других людей.
  • Интрапунитивный (самообвиняющий) сопровождается самообвинением, угрызениями совести, чувством единоличной вины.
  • Импунитивный никого не винит, не высказывает неудовольствия себе или другим, а случившееся воспринимает как полученный опыт.

Типы фрустрационного поведения.

Различают позитивные и негативные реакции на фрустрацию. Позитивная сопровождает наиболее «здоровое» и целесообразное психическое состояние, когда человек не падает духом, а анализирует причины, находит конструктивные пути разрешения ситуации, пробует применить их в деле. Положительно реагирующий человек рассматривает случившееся как возможность, а возникающую энергию агрессии направляет на преодоление препятствий, научные или творческие открытия.

Отрицательные реакции всегда деструктивны, но более разнообразны:

  • Агрессия направлена на другого человека или объект. Этот самый распространенный вид реакции часто начинается с конфликтной ситуации, играющей роль внешнего стимула. Проявляется словесными или физическими нападками, недоброжелательством, озлобленностью. Как правило, сопровождается аффективным переживанием гнева, потерей самоконтроля.
  • Аутоагрессия всегда направлена внутрь себя. В подобном состоянии человек обвиняет себя во всех проблемах, вызывая чувство вины. Результатом могут быть чувство подавленности, тревожности или саморазрушительное поведение, которое не обязательно проявляется в нанесении себе увечий. Бессознательно оно может проявляться в неосторожном вождении, отказе от медицинского лечения, нездоровых привычках.
  • Отступление или уход от неприятной ситуации обычно сопровождаются какой-то компенсацией. Это может быть подавление своих желаний, оправдание своего поведения или уход в фантазии по поводу невозможного. Некоторые уходят в обесценивание, уговаривая себя фразами вроде «не очень-то и хотелось». Активная форма отступления сопровождается уходом в деятельность, которая помогает отвлечься, забыться.
  • Регрессия сопровождается возвращением к примитивным или инфантильным формам поведения. То есть это противоположность прогрессу, откат к более ранней стадии психологического развития. Возврат происходит на уровне мышления, эмоциональных реакций, поведения и структуры отношений. Регрессивная реакция встречается и во взрослой жизни, но чаще наблюдается у маленьких детей, подростков. Например, после неудачной попытки пожить отдельно, подросток принимает решение снова жить вместе с родителями.
  • Фиксация наступает тогда, когда человек теряет цель в жизни. Поведение становится бесцельным, стереотипным, а поступки – повторяющимися.
  • Двигательное возбуждение проявляется беспорядочными движениями, чрезмерной бессмысленной активностью.
  • Апатия характеризуется безучастностью, пассивностью, отсутствием интереса к жизни. Довольно часто апатия считается признаком других нервных расстройств: депрессии, заболеваний вегетативной нервной системы.

Пройти тест на характер человека

Как справиться с фрустрацией?

Избежать фрустрации невозможно – это генетически заложенная в психике реакция. Но можно подготовиться заранее, чтобы выход из этого состояния оказался не таким болезненным.

1. Выяснить личный уровень фрустрированности.

Иногда чтобы обозначить для себя проблему достаточно найти и прочитать несколько источников по теме. Чтобы понять, не вышло ли состояние за рамки допустимых границ, можно задать себе несколько дополнительных вопросов:

  1. Я часто раздражаюсь.
  2. Я постоянно сожалею о своих поступках или о своем бездействии.
  3. Со мной постоянно происходят неприятности.
  4. Виновником своих неудач я считаю обстоятельства или других людей.
  5. У меня есть вредные привычки (я курю, пью слишком много алкоголя, переедаю).
  6. Я часто теряю контроль на работе, дома, а разговорах с родными.
  7. Я считаю, что никому не нужен.
  8. Я уверен в собственной бесполезности.
  9. У меня слишком мало (или совсем нет) друзей.
  10. У меня долгое время нет постоянного партнера.
  11. Мои отношения меня не удовлетворяют.
  12. Меня ничего не интересует.
  13. Я отказался от саморазвития.
  14. Я слишком агрессивно реагирую на критику.
  15. Я завидую успехам других людей.
  16. Я привык отказываться от того, чего сильно хочу.

Чем больше ответов «да» вы назовете, тем выше уровень фрустрированности.

2. Определить триггеры фрустрации.

Потратьте некоторое время на наблюдение и размышления о возможных источниках своего состояния. Вспомните неприятные ситуации, слова родных или коллег, которые казались вам несправедливыми, обидными. Постарайтесь понять, где находится основной источник фрустрации:

  • Базовые потребности: неумение составить режим дня и правильное питание, неспособность заработать достаточно денег, недовольство своей фигурой.
  • Социальные потребности: неумение дружить, взаимодействовать с социумом, сильная критика со стороны окружающих, отсутствие карьерного роста.
  • Потребности в любви и отношениях: нехватка любви и внимания партнера, неумение заводить доверительные отношения, привычка менять партнеров или жить в одиночестве.
  • Сексуальные потребности: недостаток сексуального удовлетворения, скованность, неумение обозначить свои желания и понять желания партнера.
  • Потребности в саморазвитии: невозможность реализоваться на работе или в творчестве, обедненная духовная сфера.

Так вы сможете определить ту сферу жизни, которую предстоит проработать в первую очередь.

3. Выявить свои иррациональные убеждения.

Иррациональные убеждения не просто портят настроение, но лишают жизненных сил. Они появляются вследствие негативной интерпретации событий и обычно начинаются словами:

  • Я должен.
  • Я обязан/они обязаны.
  • Я знаю как лучше.
  • Это невыносимо.
  • Я ненавижу/не терплю/не могу/не выношу.
  • Я всегда прав.
  • Это ужасно.
  • Я всегда/я никогда.

Для диагностики наличия и выраженности иррациональных убеждений разработаны разные тесты и методики. Они помогают оценить уровень устойчивости к барьерам-фрустраторам, показатели катастрофизации и долженствования.

4. Повысить фрустрационную толерантность.

Фрустрация случается каждый раз, когда наши ожидания не совпадают с действительностью. Конечно, отказаться от мечты невозможно. Зато можно культивировать и развивать ту субличность, которую Эрик Берн называл «внутренним Взрослым».

Отказаться от завышенных ожиданий. Люди часто разочаровываются, когда ждут слишком многого от себя или других. В результате чувствуют себя обманутыми или обделенными. Чтобы этого не произошло, не стоит увлекаться глобальными планами или жить иллюзиями. И не зацикливаться на своем разочаровании, чтобы не усугубить состояние. Ведь иногда реальность намного интереснее фантазий.

Практиковать принятие. Это не путь пассивной покорности, не способ смириться с любыми неудачами. Практика осознанности предполагает работу над собой, самосовершенствование, усиление веры в свои силы. Она помогает принять реальность такой, какая она есть, не разочаровываясь по поводу несоответствия нашим ожиданиям.

Добавить самоиронии. Самоирония всегда спасает в ситуациях, когда кто-то наступает на больную мозоль или нелестно отзывается о наших достижениях. Но лучше всего она помогает, когда мы критикуем сами себя. Так что в порядке самопомощи для укрепления веры в себя можно добавить здорового скепсиса. Но без самоуничижения. Оно так же неприятно.

5. Понять, когда обращаться к психотерапевту.

Если есть сомнения – сходить или не сходить, лучше сходить. Психотерапевт поможет развеять сомнения или подскажет метод самоанализа, который можно будет применить самостоятельно. Отношение к психотерапии за последнее время изменилось. Многие все чаще (и все легче) записываются на прием, если считают, что могут получить пользу от работы с психотерапевтом. Если есть возможность выговориться, выплакаться, услышать работающий совет – почему нет?

При всех нерадостных последствиях фрустрация считается признаком высокого интеллекта, потому что помогает хорошенько разозлиться и все-таки добраться до цели. Поэтому в следующий раз постарайтесь использовать его как инструмент для получения нового опыта. Конечно, предвидеть все наперед невозможно. Но, по крайней мере, мы знаем, когда начинать справляться с фрустрацией самому, а когда обращаться за помощью к психотерапевту.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Разочарование: значение и источники | Психология

Статья поделилась

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: 1. Значение разочарования 2. Источники разочарования 3. Всегда ли разочарование нежелательно?

Значение разочарования:

Мы, люди, постоянно стремимся установить удовлетворительные отношения с окружающей средой. Другими словами, мы пытаемся удовлетворить свои потребности, чтобы жить счастливо и эффективно функционировать. Но процесс приспособления или достижения психического здоровья и наслаждения им не всегда прост. Наши потребности не всегда могут быть адекватно удовлетворены во всех ситуациях.

Нам приходится сталкиваться с враждебным отношением других людей — критикой, придирками, придирками, бранью, презрением и насмешками. Таким образом, нам может быть трудно развивать чувства безопасности, ценности и компетентности. Есть ограничения, наложенные на нас цивилизацией. Существуют социальные законы и стандарты.

РЕКЛАМА:

Другими словами, существуют различные барьеры или препятствия в удовлетворении наших потребностей и желаний. Это приводит к фрустрации и нарастанию напряжения. Таким образом, разочарование — это нарушение чьих-то желаний или потребностей. «Это можно определить как блокировку, желание или потребность. Это относится к неспособности удовлетворить основную потребность из-за условий, либо в человеке, либо из-за внешних препятствий». Фрустрации или напряженность делают фрустрированного человека крайне дискомфортным. Не зная, что делать, он склонен пробовать всевозможные способы избавиться от напряжения. Постоянное неудовлетворение наших основных потребностей может привести к серьезной дезадаптации или состоянию психического нездоровья.

Источники разочарования:

Наше разочарование может быть вызвано незначительными препятствиями в нашем окружении. Учитель может чувствовать себя расстроенным, если то, что он объяснил, не было понято его учениками. Конфликты с другими людьми вызывают немало наших разочарований. Их желания могут быть противоположными нашим или похожими, но сильнее.

Наше разочарование может быть вызвано окружающими ситуациями или условиями, которые мы не можем контролировать, например, смертельная заразная болезнь, смерть друга; необычные дожди, бури или наводнения и острая нехватка жилья. Экономические лишения, социальные обычаи, традиции, ограничения и табу, осознание наших личных недостатков, таких как ограниченный интеллект, сенсорные дефекты, физические болезни или слабость, могут вызывать у нас чувство разочарования.

Другим источником фрустрации является конфликт мотивов внутри индивидуума. Ум разделен сам с собой. Есть два или три положительных, каждый борется против другого. У человека может возникнуть желание провести вечер за учебой и выполнением задания в угоду своему учителю; или кто-то может захотеть пойти в кино, чтобы насладиться обществом друга.

РЕКЛАМА:

Если эти желания одинаково сильны, решение становится трудным. Возник конфликт, и решение заключается только в том, чтобы помешать одному из этих желаний. Иногда конфликт возникает между нашими социогенными мотивами и нашими установками или чувствами, которые человек приобрел в результате процесса социализации или образования.

Всегда ли разочарование нежелательно?

Это правда, что длительные разочарования нежелательны. Они создают напряженность, которую нелегко снять, и поэтому могут быть причиной серьезных отклонений личности. Но фрустрация – необходимый опыт в жизни каждого ребенка и взрослого. Не о чем жалеть, потому что это необходимое сопровождение процесса взросления.

Большая часть нашего обучения происходит под влиянием разочарования. Саймондс говорит, что «ребенок будет исследовать и получать знания о внешнем мире только по воле разочарования». Следовательно, он советует, что детей не следует ограждать от всех разочарований. «Для детей полезно сталкиваться с определенными трудностями, бросающими вызов их усилиям, но не настолько серьезными, чтобы привести к разочарованию».

То, что Саймондс говорит о детях, верно и для взрослых. Разочарования в определенной степени могут быть причиной продуктивных и творческих работ, таких как великие рассказы, стихи, романы, картины и скульптуры. Мы можем прилагать больше усилий и стремиться в других направлениях, если мы разочарованы.

Дело в том, что фрустрация может быть не такой рассеивающей по своим результатам, если мы тренируемся развивать высокий уровень толерантности к фрустрации — способности терпеть фрустрацию в течение определенного периода времени. Эта способность позволяет нам справляться с разочаровывающими ситуациями без серьезного беспокойства или дезорганизации в нашем поведении или личности. Конечно, способность переносить фрустрацию в значительной степени зависит от наличия чувства безопасности и личной значимости, которые развились в детстве.

Мы можем избавить себя от болезненных срывов много раз, если сделаем следующее:

(a) Еще раз просмотрите ситуацию.

(b) Изменить наши цели или изменить наши желания.

(c) Замените наши цели другими, которые одинаково удовлетворяют, но отличаются и достижимы.

Главная ›› Психология ›› Индивидуальное ›› Фрустрация ›› Значение ›› Значение фрустрации

4 Основные меры дисперсии и как они помогают в педагогической психологии

Законы обучения: начальное и вторичное | Психология

Разочарование | Психология Вики | Фэндом

в: Фрустрация, Эмоциональные состояния

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В психологии фрустрация — это эмоциональное состояние, вызываемое различными причинами:

  • Инстинктивное поведение не может быть выражено, или
  • дисков были увеличены из-за бездействия, или
  • Ожидания не оправдались.

Разочарование — это обычная эмоциональная реакция на оппозицию и антитеза удовлетворенности.

Связанный с гневом и разочарованием, он возникает из-за воспринимаемого сопротивления исполнению индивидуальной воли. Чем сильнее препятствие и чем сильнее воля, тем сильнее, вероятно, будет разочарование. Причины фрустрации могут быть внутренними или внешними.

У людей внутренняя фрустрация может возникать из-за проблем с выполнением личных целей и желаний, инстинктивных побуждений и потребностей или из-за предполагаемых недостатков (таких как неуверенность или страх перед социальными ситуациями) или . Конфликт также может быть внутренним источником разочарования; когда у человека есть конкурирующие цели, которые мешают друг другу, это может вызвать когнитивный диссонанс.

Внешние причины фрустрации связаны с внешними условиями, такими как лишения, заблокированная дорога или трудная задача. Справляясь с разочарованием, некоторые люди могут проявлять пассивно-агрессивное поведение, что затрудняет определение исходной причины (причин) их разочарования, поскольку ответы являются косвенными. Более прямым и распространенным ответом является склонность к агрессии. [1]

Содержание

  • 1 Причины
  • 2 Симптомы
  • 3 Оценка
  • 4 Психоаналитический взгляд
    • 4.1 Оптимальное расстройство
  • 5 У животных
  • 6 См. также

Причины

Для человека, испытывающего гнев, эмоция обычно приписывается внешним факторам, которые находятся вне его или ее контроля. Хотя легкая фрустрация, вызванная внутренними факторами (например, ленью, недостатком усилий), часто является положительной силой (вдохновляющей мотивацией), чаще всего она воспринимается как неконтролируемая проблема, провоцирующая более серьезную и, возможно, патологическую. Человек, страдающий от патологического гнева, часто чувствует себя бессильным изменить ситуацию, в которой он находится, что приводит к гневу и, если его не контролировать, к дальнейшему гневу.

может быть следствием блокировки мотивированного поведения. Человек может реагировать по-разному. Он / она может ответить рациональными методами решения проблем, чтобы преодолеть барьер. В противном случае он может разочароваться и вести себя иррационально. Примером блокировки мотивационной энергии может быть случай, когда рабочий хочет отдохнуть, чтобы порыбачить, но его/ее начальник не дает ему разрешения. Другим примером может быть руководитель, который хочет продвижения по службе, но обнаруживает, что ему не хватает определенной квалификации. Если в этих случаях апелляция к разуму не приводит к уменьшению барьера или выработке какого-либо разумного альтернативного подхода, фрустрированный индивидуум может прибегнуть к менее адаптивным методам, пытаясь достичь цели. Он/она может, например, атаковать барьер физически, словесно или и тем, и другим.

Симптомы

Фрустрация может рассматриваться как поведение «проблема-реакция» и может иметь ряд последствий в зависимости от психического здоровья человека. В положительных случаях это разочарование будет нарастать до уровня, который будет слишком велик для того, чтобы человек мог с ним бороться, и, таким образом, приведет к действию, направленному на решение внутренней проблемы. Однако в негативных случаях человек может воспринимать источник разочарования как находящийся вне его контроля, и, таким образом, разочарование будет продолжать накапливаться, что в конечном итоге приведет к дальнейшему проблемному поведению (например, к агрессивной реакции).

Иногда возникает упорный отказ реагировать на новые условия, влияющие на достижение цели, такие как удаление или модификация барьера. Как указывает J.A.C. Брауна, суровое наказание может заставить людей слепо продолжать неадаптивное поведение: «Либо оно может иметь эффект, противоположный эффекту вознаграждения, и, таким образом, препятствовать повторению действия, либо, действуя как фрустрирующий агент, оно может привести к фиксации». а также другие симптомы фрустрации. Отсюда следует, что наказание является опасным инструментом, поскольку оно часто имеет последствия, полностью противоположные желаемым». [2]

Оценка

  • Исследование фрустрации Розенцвейга

Психоаналитический взгляд

В психоанализе фрустрация рассматривается как в положительном, так и в отрицательном свете. С одной стороны, это рассматривается как часть цепи, ведущей к неврозу, в том смысле, что, как мы видели, фрустрация приводит к агрессии, которая, в свою очередь, постулируется как ведущая к тревоге и действию защитных механизмов и т.д. [3] . С другой стороны, фрустрация рассматривается как помощь в развитии эго, поскольку люди развивают способность терпеть чувства, которые она вызывает.

Оптимальная фрустрация

В психологии «я», когда объект «я» необходим, но недоступен, это создает потенциальную проблему для «я», называемую «фрустрация» — как в случае «травматической фрустрации, соответствующей фазе желания или потребность в родительском признании. .. сильное нарциссическое расстройство». [4]

Противоположность тому, что Кохут назвал «оптимальной фрустрацией»; и он считал, что, «как и в аналогичной более поздней среде ребенка, наиболее важным аспектом самых ранних отношений между матерью и младенцем является принцип оптимальной фрустрации. Переносимые разочарования… приводят к созданию внутренних структур, которые обеспечивают основу для самоуспокоения». [5]

Параллельно Кохут считал, что «умелый аналитик… проведет анализ по принципу оптимальной фрустрации». [6]

Субоптимальные фрустрации и следующие за ними дезадаптации можно сравнить с концепцией травмы Фрейда или с решением проблемы в эдипальной фазе. Однако объем оптимальной (или другой) фрустрации описывает формирование каждого «укромного уголка» личности, а не несколько драматических конфликтов.

У животных

Считается, что фрустрация у животных возникает в ситуациях, когда подавляется инстинктивное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *