Гедонистические ценности
Это прежде всего удовольствие (наслаждение), а также некоторые более частные понятия, характеризующие виды удовольствия (например, комфорт). Гедонистические ценности напрямую отсылают нас к базовому свойству человеческой природы – способности страдать и наслаждаться. Структура этих ценностей наиболее проста и приближена к модели, определяющей поведение животных (удовольствие и его противоположность – страдание – испытывают и люди, и животные). Следует отметить, что в данном случае имеется в виду прежде всего удовольствие, порождённое удовлетворением биологических потребностей. Реализация любой ценности приносит тот или иной вид удовольствия, но в случае с другими ценностями возникновение удовольствия имеет более сложную структуру, во многих случаях носит опосредованный характер.
Такое понятие, как
счастье, не может быть целиком отнесено
к гедонистическим ценностям: счастье
подразумевает целостную гармонию,
охватывающую различные аспекты
человеческой личности, а значит и
различные виды ценностей.
Утилитарные ценности
Главная ценность
в этом ряду – польза (полезность), также
сюда можно отнести надёжность (например,
какого-то механизма), эффективность,
функциональность и т.п. Утилитарные
ценности наиболее общеприняты: об
эстетических вкусах или нравственных
принципах можно спорить, что же касается
полезности, то её можно просто «вычислить»,
и спор уже перейдёт из спора о ценностях
в спор о фактах (например, какое воздействие
на организм вызывает то или иное вещество
и, соответственно, полезно оно или вредно
– это уже вопрос познавательный, а не
ценностный). По этой же причине утилитарные
ценности демонстрируют наибольшее
единообразие в различных культурах, и
полезные новшества пересекают границы
между культурами с меньшим сопротивлениям,
чем, например, ценности нравственного,
эстетического или религиозного порядка.
Некоторые авторы на основании того, что
полезность можно доказать, опираясь на
факты, утверждают, что относить пользу
к разряду ценностей ошибочно 4. На это можно возразить, что вычислить
полезность и утверждать ценность пользы
– это две разные вещи. Для сравнения:
соответствие или несоответствие того
или иного поступка принципу справедливости,
или демократичности, или религиозным
ограничениям в области пищи тоже можно
«вычислить», но это не снимает возможности
спора о том, ценны ли указанные принципы
как таковые. Просто ценность пользы –
наиболее «очевидная», «бесспорная»,
непосредственно вытекающая из способности
человека испытывать страдание или
наслаждение от различных явлений мира.
Ценность пользы (как и ценность
удовольствия) имеет не столь загадочную
природу, как, например, ценность
прекрасного или комического, не вызывает
столь трудноразрешимых споров о её
происхождении и обосновании, как,
например, нравственные ценности.
Эстетические ценности
Центральной
эстетической ценностью традиционно
считается красота. Сюда относятся также
такие ценности как: изящное, грациозное,
монументальное, величественное,
возвышенное, трогательное. Особняком
стоят эстетические ценности комического
и трагического. Раздел философии, который
занимается исследованием нравственных
ценностей, называется «эстетика». Слово
«эстетика» происходит от греческого
корня, означающего «чувственный», так
что само это название указывает на то,
что определяющим для эстетических
ценностей является чувственное, а не
рациональное начало. Это справедливо
прежде всего для ценности прекрасного:
красоту пейзажа, архитектурного
сооружения или человеческого лица, а
также, например, мелодии или пения птиц
мы воспринимаем именно через чувства,
рациональное начало при этом играет
разве что вспомогательную роль. В
восприятии трагического и комического,
напротив, роль рационального познания
является определяющей, только рациональное
осмысление ситуаций рождает определённые
эмоциональные эффекты – но и здесь
именно эмоции будут тем началом, которое
позволяет говорить о комическом или
трагическом. С эстетическими ценностями
связаны многовековые попытки ответить
на вопрос: в чём сущность красоты?
Благодаря чему мы воспринимаем что-то
как прекрасное, а что-то другое как
безобразное? Подобные вопросы звучат
и в отношении трагического и комического.
Современный социум: искушение гедонизмом | Зеленая жизнь
admin Главная страница » Экология человека » Здоровый дух » Психология, Философия
Христианские идеалы и ценности, являющиеся глубинными основаниями современной западной цивилизации и отчасти в ней воплощенные, сегодня теряют свое былое значение: разрыв между ними и эмпирической реальностью нарастает. Оставляя в стороне причины этих сложных процессов, обратим внимание на то, какие идеалы и ценности утверждаются взамен уходящих. Ареал христианских ценностей начинают замещать ценности иного ранга и порядка — гедонистические.
Казалось бы, гедонизм — отжившая доктрина, со всей очевидностью продемонстрировавшая свою несостоятельность, и сегодня речь может идти лишь о том, что Р. Барт называл «отрыжками гедонизма». В действительности же гедонистический принцип удовольствия, взятый в качестве жизненной стратегии, оказался широко востребованным и в ушедшем XX в., и в наступившем XXI.
Современная культурная ситуация маркирована таким феноменом, как гипергедония — патологически повышенное стремление человека к удовольствиям, наслаждениям, развлечениям, что представляет реальную угрозу духовному миру человека. Можно без преувеличения утверждать, что в нашем мире понятие «гедонизм» стало относиться к кодовым.
Проблема утверждения гедонистических идеалов приковывает к себе внимание виднейших умов современности. Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских и эгоистических настроений является знаковым для нашего времени [1; 127]. Один из ключевых американских идеологов П.Дж. Бьюкенен, провозгласивший идею гибели евро-атлантического сообщества («Смерть Запада»), среди причин демографического кризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическую мораль. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремление к максимальному комфорту, приоритет карьеры в ущерб семье, освобождение женщины (понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены, матери и хозяйки дома), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит к разрушению семьи и брака.
«Какая сила, — задается Бьюкенен вопросом, — может противостоять песне сирен гедонистской культуры, песне столь обольстительной и призывной, песне, которую повторяют едва ли не все, кто обращается к молодежи, — Голливуд, MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- , «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, популярная музыка, дамские романы и прочие бестселлеры?» [2; 75]. Этот вопрос остается без ответа. Неуправляемая мoдель эгoистического гедoнизма в случае масштабнoгo распространения может привести к разрушению социальной системы. П. Дж. Бьюкенен не сомневается, что общества, создаваемые с целью обеспечения своим членам максимума удовольствия, свободы и счастья, в то же время готовят этим людям похороны.
Другой представитель американской политической элиты, З. Бжезинский, также вынужден признать, что создание в США общества потребления в последнее десятилетие привело к нарастающему гедонизму. Ситуация во многом напоминает времена заката Римской империи, крах которой был вызван, по мнению Бжезинского, тремя основными причинами: политическим разделом, культурным гедонизмом и финансовой инфляцией [3; 23]. Так, США, странам Западной Европы, считает Бжезинский, трудно справиться с культурными последствиями «тупого» социального гедонизма и резким падением в обществе центральной роли религиозных ценностей. Состояние западной культуры довольно проницательно характеризуется американским политологом как сочетание эскапистского гедонизма с духовной пустотой [3; 30].
Д. Белл, крупнейший социальный мыслитель, подчеркивал, что центральное место в современной западной культуре занимает гедонизм. По его мнению, именно в 1960-е гг., в противовес пуританству, оформилась современная гедонистская мораль. Однако сдвиг в системе ценностей западного общества наметился еще раньше, в 1920-е гг., когда в результате массового производства и роста потребления стала преобразовываться жизнь среднего класса: аскетические побуждения начинают уступать место расточительным импульсам.
«У тебя есть пол, ты должен найти ему хорошее применение», «У тебя есть бессознательное, надобно, чтобы «оно» заговорило», «У тебя есть тело, им следует наслаждаться», «У тебя есть либидо, нужно его потратить» и т.д. [4; 84].
Накатившая мутная волна гедонизма накрыла современную культуру, изменила ее облик. По мнению французского философа Ж. Липовецки, изменившийся стиль жизни изменил тип культуры, за которым последовали коренные изменения в обществе, его нравах, в современном человеке, живущем в эпоху массового потребления; возник совершенно новый способ социализации и индивидуализации, началась новая фаза в истории западного индивидуализма. Результатом этих перемен стало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу, заботящегося о собственном благополучии, которого Липовецки именует нарциссом. На смену дисциплинарной социализации идет гедонистическая персонализация, связанная с раскрепощением личности, нейтрализацией социального пространства и оживлением сферы частной жизни [5; 25].
В современном гедонистическом обществе происходит процесс деформации личности, обусловленный сужением горизонта ее бытия, разрушением ценностной вертикали, господством «внешнего человека» над «внутренним». И жизнь человека, и сам человек в таком мире овнешневляются, теряя существенность, глубину, внутреннее содержание; неизбежным следствием гедонизма является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами.
Гедонистические устремления человека оборачиваются опустошенностью и смысловой выхолощенностью: плененный «хищными вещами» и соблазнами, он тратит свои силы и энергию на поиск новых, еще не испытанных удовольствий. Жизнь «не по духу», а «по телу» — следствие нарушения должной иерархии антропологических ипостасей. «Утилитарные и гедонистические ценности «цивилизованного мира», — отмечает Б.Н. Тарасов, — производят такую огранку человеческой души, при которой незаметно атрофируется ее «высшая половина», а воля приковывается к низшим этажам существования» [6; 250].
Невостребованность метафизических глубин, разрушение сакральных основ бытия ведут к угасанию духа, к атрофии созидательных способностей. Нигилизм по отношению к высшим ценностям и эгоистическое своеволие сопряжены с неизбежной вседозволенностью. Гипертрофия гедонистического начала, характерная для современной цивилизации, видоизменяет саму природу человека: происходит упрощение человеческого сознания, обеднение его ценностно-смысловой сферы, редуцируется духовное измерение человеческого существования.
В культуре влияние гедонизма сказывается, прежде всего, в снижении уровня духовных ценностей, в адаптации произведений искусства к ожиданию и спросу потребителей, в установке на развлекательность. Мощная индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе, — своеобразный индикатор популярности гедонистических ценностей. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Усиление акцента на развлекательность и удовольствие в массмедиа проявляется в таком феномене, как «инфотеймент». В режиме гедонистической нацеленности работает реклама, занимающая сегодня место идеологической индокринации. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи.
Гедонизм эволюционирует, порождая новые формы. Так, французский писатель Фредерик Бегбедер, автор романа «Романтический эгоист», называет открытый им вид гедонизма апокалипсическим гедонизмом. «Романтический эгоист», гедонист понимает жизнь как «долгий уик-энд с бокалами бурбон-колы» и убежден, что никто не имеет права помешать ему получить удовольствие (словить кайф) даже на фоне мировых катаклизмов, включая 11 сентября. «Апокалипсический гедонизм — вот правильное состояние духа на сегодняшний день. Раз уж мы уверены, что небо непременно рухнет нам на голову, надо немедленно начать жить на всю катушку, это самая здоровая реакция … После 11 сентября мы ничего не должны откладывать на завтра, потому что неизвестно, состоится ли оно» [7; 67]. Бегбедер предлагает «оттянуться напоследок», ведь «третья мировая война — мощный афродизиак».
Горячий и примитивный гедонизм с его философией carpe diem, с его лозунгами «наслаждаться без стеснений», «все и сию же минуту», отходит в прошлое; но вместо безудержного гедонизма возникает гедонизм рациональный, гигиенический, просвещенный. Развиваются технологии с целью приведения человека в надлежащую форму, внедряются щадящая медицина, диетические режимы, средства для релаксации, появляется уйма всяких снадобий по уходу за собой. Эра гедонизма продолжается.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
2. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: АСТ; СПб: Terra Fantastica, 2004. 444 с.
3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
256 с.
4. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. 318 с.
5. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336.
6. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М.: Academia, 1999. 288 с.
7. Бегбедер Ф. Романтический эгоист // Иностранная литература. 2006. № 2. С. 3-112.
Автор: Галина Васильевна Патракова — руководитель филиала Тюменского государственного университета в г. Сургут
Гедонизм как объяснение ценности — ScienceDaily
Новости науки
от исследовательских организаций
- Дата:
- 13 сентября 2009 г.
- Источник:
- Vetenskapsrådet (Шведский исследовательский совет)
- Резюме:
- Дружба, знания, здоровье и процветание — все это большинство из нас назвало бы ценным.
Но почему? Что такое ценность? По мнению одного философа, существует только одна универсальная ценность: удовольствие.
- Поделиться:
ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ
Дружба, знания, здоровье и процветание — все это большинство из нас назвало бы ценным. Но почему? Что такое ценность? По словам философа Дэвида Бракса, который сейчас представляет новую диссертацию в Лундском университете, существует только одна универсальная ценность: удовольствие.
реклама
«Если мы хотим понять, что такое ценность, мы должны изучить, как и почему мы ценим вещи. Моя теория основана на наблюдении, что система удовольствия занимает центральное место в этих объяснениях. Почему мы считаем, что дружба ценна? Ведь дружба так часто ассоциируется с положительными чувствами. Для многих ценностей объяснение значительно сложнее, но их источником является система удовольствия», — объясняет Дэвид Бракс.
Его теория развивает гедонистическую философскую традицию, уходящую корнями в древность. Он утверждает, что удовольствие — это единственное, что ценно само по себе. В своей диссертации Дэвид Бракс исследует, что такое ценность на самом деле, а также развивает собственную теорию относительно того, что такое удовольствие, в поддержку гедонизма.
Новым является то, что теория Дэвида Бракса также учитывает новые исследования того, как функционируют люди — исследования, проведенные в области когнитивных наук, неврологии и психологии.
«Психология прошла долгий путь за последнее столетие, сделав интересные выводы о явлениях, которые давно интересовали философов, особенно о том, как эмоции влияют на наше мышление и решения. Мы, философы, должны быть частью этого проекта, а не сужать круг вопросов, к которым мы обращаемся. Различные дисциплины могут получать пользу друг от друга, и лучший обмен происходит, когда они развиваются в тандеме и до некоторой степени вместе», — говорит Дэвид Бракс.
изменить мир к лучшему: спонсируемая возможность
Источник истории:
Материалы предоставлены Vetenskapsrådet (Шведский исследовательский совет) . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
Цитировать эту страницу :
- MLA
- АПА
- Чикаго
Vetenskapsrådet (Шведский исследовательский совет). «Гедонизм как объяснение ценности». ScienceDaily. ScienceDaily, 13 сентября 2009 г..
Vetenskapsrådet (Шведский исследовательский совет). (2009, 13 сентября). Гедонизм как объяснение ценности. ScienceDaily . Получено 10 декабря 2022 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2009/09/090910084149.htm
Vetenskapsrådet (Шведский исследовательский совет). «Гедонизм как объяснение ценности». ScienceDaily. www.sciencedaily.com/releases/2009/09/090910084149.htm (по состоянию на 10 декабря 2022 г.).
advertisement
Explore More
from ScienceDaily
RELATED STORIES
advertisement
Hedonism — New World Encyclopedia
Hedonism (Greek: hēdonē (ᾑδονή from Ancient Greek) «pleasure» + –ism) — философская позиция, рассматривающая стремление к удовольствию как основной мотивирующий элемент жизни, основанный на представлении о том, что «удовольствие — это хорошо». Однако концепция удовольствия понимается и рассматривается по-разному, и гедонизм классифицируется соответственно.
Содержание
- 1 Концепции гедонизма
- 2 Древний гедонизм
- 3 Гедонизм в Средние века и Возрождение
- 4 Утилитаристский гедонизм
- 5 Христианский гедонизм
- 6 Гедонизм в обиходе
- 7 Каталожные номера
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
- 9.1 Общие источники по философии
- 10 кредитов
Три основных типа философского гедонизма психологический гедонизм , согласно которому склонность искать удовольствия и избегать боли является неотъемлемым атрибутом человеческой природы; оценочный или этический гедонизм , который устанавливает определенные этические или моральные цели как желательные, поскольку их достижение приведет к счастью; и рефлективный , или нормативный гедонизм , стремящийся определить ценность с точки зрения удовольствия. Древнегреческие философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур (341 – 270 9 гг.0138 г. до н. э. ) и их последователи разработали этические теории, сосредоточенные на «хорошей жизни» (идеальной жизни, жизни, наиболее достойной жизни, eudaimonia , счастье) и роли удовольствия от ее достижения. В Средние века гедонизм был отвергнут как несовместимый с христианскими идеалами, но философы эпохи Возрождения возродили его на том основании, что Бог предназначил человека для счастья. Британские философы девятнадцатого века Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам создали этическую теорию утилитаризма с гедонистической ориентацией, утверждая, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей.
Концепции гедонизма
Существует множество философских форм гедонизма, но их можно разделить на три основных типа: психологический гедонизм ; оценочный , или этический гедонизм ; и рефлективный , или рационализирующий гедонизм . Психологический гедонизм считает, что стремление к удовольствию и избегание боли является важным аспектом человеческой природы; люди не могут действовать иначе. Человек всегда будет действовать так, чтобы, по его мнению, доставлять то, что он воспринимает как величайшее удовольствие, или защищать его от нежелательной боли. Психологический гедонизм либо основан на наблюдении за человеческим поведением, либо обусловлен определением «желания». Психологический гедонизм часто является формой эгоизма, озабоченной удовольствием отдельного субъекта, но он также может быть связан с удовольствием общества или человечества в целом. Альтруистические версии психологического гедонизма включают в себя глубоко укоренившиеся убеждения, культурные или религиозные убеждения, которые побуждают человека действовать на благо семьи или общества или ожидание загробной жизни. К проблемам психологического гедонизма относятся определения желания и удовольствия. Связано ли желание с удовлетворением физических ощущений или оно распространяется на ментальные и рациональные представления об удовольствии? Все ли положительные переживания, даже незначительные и обыденные, являются психологическими мотивами?
Оценочный гедонизм — это попытка установить определенные цели или цели как желательные и убедить других в том, что эти цели следует преследовать и что их достижение приведет к удовольствию. Оценочный гедонизм иногда используется для поддержки или оправдания существующей системы моральных ценностей. Многие альтруистические и утилитарные моральные системы относятся к этому типу, потому что они побуждают человека жертвовать или ограничивать непосредственное чувственное удовлетворение в пользу более рационального, такого как удовлетворение от служения другим или поддержание эгалитарного общества, в котором каждый человек получает определенные преимущества. Оценочный гедонизм поднимает проблему точного определения того, какие цели желательны и почему.
Рефлективный, нормативный или рационализирующий гедонизм стремится определить ценность с точки зрения удовольствия. Даже самые сложные человеческие занятия объясняются желанием максимизировать удовольствие, и именно это желание делает их рациональными. Возражения против определения ценности на основе удовольствия включают тот факт, что не существует общего состояния или свойства, обнаруживаемого во всех переживаниях удовольствия, которые можно было бы использовать для установления объективного измерения. Не все переживания удовольствия можно считать ценными, особенно если они возникают в результате преступной деятельности или слабости характера или причиняют вред другим. Другое возражение состоит в том, что помимо непосредственного опыта удовольствия существует много других видов ценных переживаний, таких как быть хорошим родителем, создавать произведение искусства или действовать честно, которые, хотя и могут быть названы производящими некое подобие альтруистическое удовольствие, очень трудно классифицировать и количественно оценить. Нормативный гедонизм определяет ценность исключительно в соответствии с пережитым удовольствием, не принимая во внимание будущее удовольствие или боль, возникающие в результате конкретного действия.
Древний гедонизм
Среди древнегреческих философов обсуждение этической теории часто концентрировалось на «хорошей жизни» (идеальная жизнь, жизнь, достойная жизни, eudaimonia, счастье) и роли удовольствия от ее достижения. Различные выражения концепции «удовольствие есть благо» были разработаны такими философами, как Демокрит, Аристипп, Платон, Аристотель и Эпикур, и их последователями, и с ними решительно не согласились их оппоненты. Аристипп (V век г. до н. э. ), а киренейская школа утверждала, что величайшим благом является сиюминутное удовольствие, и защищала жизнь, полную чувственных удовольствий, на том основании, что все живые существа стремятся к удовольствиям и избегают боли. Эта позиция отражала скептицизм в отношении того, что можно знать только ощущения момента, и что озабоченность прошлым или будущим вызывает только неуверенность и тревогу, и ее следует избегать.
Древние греки смотрели на мир природы и соглашались с тем, что каждый организм мотивирован действовать ради собственного блага, но расходились во мнениях относительно того, было ли это «благо» удовольствием. Демокрит (ок. 460 – ок. 370 г. до н. э. ) считал, что высшим благом является приятное состояние спокойствия ума (euthumia), и что определенные удовольствия или страдания следует выбирать в зависимости от того, как они способствуют этому спокойствию. В Протагоре Сократ (470-399 до н. э. ) представил версию демократического гедонизма, которая включала метод расчета относительных удовольствий и страданий. Сократ утверждал, что собственное благо агента не является немедленным удовольствием и что необходимо проводить различие между удовольствиями, которые способствуют добру, и вредными удовольствиями. В своих более поздних диалогах Платон (ок. 428–347 г. до н. э. ) согласился с тем, что, хотя хорошая жизнь приятна, доброта состоит в рациональности, а приятность является дополнением.
Аристотель оспаривал определение удовольствия как процесса восполнения естественного недостатка организма (удовлетворение голода, жажды, желания), заявляя вместо этого, что удовольствие возникает, когда природная потенция мысли или восприятия реализуется в совершенных условиях. Каждый вид актуализации приносит свое удовольствие; удовольствие мысли, удовольствие искусства, телесные удовольствия. Eudaimonia (идеальное состояние существования) состоит из оптимальной реализации способности человека к мышлению и рациональному выбору; оно, естественно, характеризовалось бы наивысшей степенью удовольствия.
Эпикур (341 – 270 г. до н.э. г.) и его школа различали два вида удовольствия: удовольствие, восполняющее дефицит организма (например, голод или желание), и удовольствие, испытываемое, когда организм находится в стабильном состоянии, свободен от всякой боли или беспокойства. Он отдавал предпочтение последнему типу и подчеркивал уменьшение желания, а не непосредственное получение удовольствия. Эпикур утверждал, что высшее удовольствие состоит в простой, умеренной жизни, проведенной с друзьями и в философских дискуссиях, и не одобрял чрезмерного снисходительности любого рода, потому что это в конечном итоге приведет к какой-то боли или нестабильности.
Мы признаем удовольствие первым благом, врожденным в нас, и с удовольствия мы начинаем каждый акт выбора и избегания, и к удовольствию мы снова возвращаемся, используя чувство как мерило, по которому мы судим о всяком благе. (Эпикур, «Письмо к Менокею»)
Гедонизм в Средние века и Возрождение
Христианские философы Средневековья осудили эпикурейский гедонизм как несовместимый с христианскими целями избегания греха, повиновения воле Бога, взращивания таких добродетелей, как милосердия и веры, а также поиска награды в загробной жизни за жертвы и страдания на земле. В эпоху Возрождения такие философы, как Эразм (1465–1536), возродили гедонизм на том основании, что Бог желает, чтобы люди были счастливы и испытывали удовольствие. Описывая идеальное общество своей утопии (1516 г.), Томас Мор сказал, что « главная часть счастья человека состоит из удовольствия. «Мор утверждал, что Бог создал человека для счастья и использует стремление к удовольствию для мотивации нравственного поведения. Мор проводил различие между удовольствиями тела и удовольствиями ума и призывал стремиться к естественным удовольствиям, а не к тем, искусственная роскошь.
В восемнадцатом веке Фрэнсис Хатчесон (1694–1747) и Дэвид Юм (1711–1776) систематически исследовали роль удовольствия и счастья в морали и обществе; их теории были предшественниками утилитаризма.
Утилитаристский гедонизм
Британские философы девятнадцатого века Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам установили фундаментальные принципы гедонизма в своей этической теории утилитаризма. Утилитарные ценности предшествуют гедонистическим ценностям в том смысле, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Все действия должны оцениваться на основе того, сколько удовольствия они производят по отношению к количеству боль , которая возникает из-за них. Поскольку утилитаризм имел дело с государственной политикой, необходимо было разработать «гедонистический расчет», чтобы определить соотношение удовольствия и боли для любого данного действия или политики. Хотя Бентам и Милль были последовательны в своем стремлении к максимальному удовольствию для наибольшего числа людей, они различались в методах измерения счастья.
Джереми Бентам и его последователи отстаивали количественный подход. Бентам считал, что ценность удовольствия можно понять, умножив его интенсивность на продолжительность. Приходилось учитывать не только количество удовольствий, но и их интенсивность и продолжительность. Количественная теория Бентама определила шесть «измерений» ценности удовольствия или боли: интенсивность, продолжительность, определенность или неопределенность, близость или удаленность, плодовитость и чистота (Bentham 1789). , гл. 4).
Джон Стюарт Милль выступал за качественный подход. Милль считал, что существуют разные уровни удовольствия, и что удовольствие более высокого качества имеет большую ценность, чем удовольствие более низкого качества. Милль предположил, что более простые существа (он часто ссылался на свиней) имеют более легкий доступ к более простым удовольствиям; поскольку они не осведомлены о других аспектах жизни, они могут просто потакать себе, не задумываясь. Более развитые существа больше думают о других вещах и, следовательно, меньше времени тратят на наслаждение простыми удовольствиями. Критики качественного подхода обнаружили в нем несколько проблем. Они указали, что «удовольствия» не обязательно имеют общие черты, за исключением того факта, что их можно рассматривать как «приятные». Определение «приятного» субъективно и различается у разных людей, поэтому «качества» удовольствий трудно изучать объективно и с точки зрения универсальных абсолютов. Другое возражение состоит в том, что «качество» не является неотъемлемым атрибутом удовольствия; о «качестве» удовольствия судят либо по его количеству и интенсивности, либо по какой-либо негедонистической ценности (такой как альтруизм или способность возвышать разум).
«Природа поставила человечество под управление двух суверенных владык, боли и удовольствия. Только они должны указывать, что мы должны делать, а также определять, что мы должны делать». (Bentham 1789)
Христианский гедонизм
Христианский гедонизм — это термин, введенный в 1986 году для богословского движения, первоначально задуманного пастором доктором Джоном Пайпером в его книге Желание Бога: размышления христианского гедониста. Принципы этой философии заключаются в том, что люди были созданы (христианским) Богом с приоритетной целью щедро наслаждаться Богом через познание, поклонение и служение Ему. Эта философия рекомендует стремиться к собственному счастью в Боге как высшему человеческому удовольствию. Подобно эпикурейскому воззрению, высшее наслаждение рассматривается как нечто долгосрочное и заключается не в снисходительности, а в жизни, посвященной Богу. В христианском сообществе были подняты серьезные вопросы о том, заменяет ли христианский гедонизм «люби Бога» на «наслаждайся Богом» как на самую большую и главную заповедь.
Типичная апологетика христианского гедонизма состоит в том, что если вы действительно любите что-то, вы должны по-настоящему этим наслаждаться. Его можно резюмировать в следующем утверждении: « Бог наиболее прославляется в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем. »
Совсем недавно термин «христианский гедонизм» был использован французским философом Мишелем Онфре для обозначения различных еретических движений от Средневековья до Монтеня.
Гедонизм в обычном употреблении
В обычном употреблении слово гедонизм часто ассоциируется с потворством своим желаниям и очень расплывчатым или либеральным взглядом на мораль секса. Большинство форм гедонизма на самом деле концентрируются на духовных или интеллектуальных целях или на стремлении к общему благополучию.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Аристотель. Никомахова этика, 2-е изд., Hackett Publishing Co. ISBN 872204642 Доступно в Интернете на английском или греческом языках в цифровой библиотеке Персея, Грегори Крейн, изд.
[1]. Проверено 12 января 2008 г.
. - Bentham, J., (1789), Введение в принципы морали и законодательства. Adamant Media Corporation, 2005. ISBN 1402185642 ISBN 978-1402185649
- Brandt, R. Теория добра и права. Оксфорд, Кларендон Пресс, 1979.
- Брод, CD Пять типов этической теории. Лондон и Бостон: Рутледж и Кеган Пол, 1930 г.
- Фельдман, Ф. «Гедонизм», в Encyclopedia of Ethics, eds. Л.К. Беккер и К. Б. Беккер Рутледж: Лондон и Нью-Йорк, 2001. .
- Фланаган, О. Переосмысление сознания. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1992.
- Милл, Дж.С. и Джордж Шер, (ред.) Утилитаризм, 2-й. изд. Издательская компания Hackett, 2002. ISBN 087220605X .
- Мур, Г.Э. Принципы этики. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1903.
- Росс, В.Д. Основы этики. Оксфорд: Clarendon Press, 1939.
- Смарт, Дж. Дж. К., 1973. «Очерк системы утилитарной этики», в книге «Утилитаризм: за и против», Дж.
Дж. К. Смарт и Б. Уильямс. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1973.
. - Самнер, В. Благосостояние, счастье и этика. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press, 1996.
См. также
- Мораль
- Этика
Внешние ссылки
Все ссылки получены 12 декабря 2017 г.
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии
- Интернет-энциклопедия философии о:
- Эпикур
- Джон Стюарт Милл
- Зигмунд Фрейд
- Статьи, обсуждающие христианский гедонизм
Общие источники по философии
- Стэнфордская философская энциклопедия
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Пайдейя Онлайн
- Проект Гутенберг
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторы и редакторы переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .