Схема гласных согласных звуков русского языка
Автор admin На чтение 12 мин Просмотров 6 Опубликовано Обновлено
Содержание
- Звуки
- Гласные звуки
- Ударные и безударные
- Йотированные гласные
- Согласные звуки
- Звонкие и глухие согласные
- Лента букв и звуков
- Немного теории…
- Гласные звуки
- [а] [о] [и] [ы] [у] [э]
- а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
- а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
- я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
- Согласные звуки
- н м л р й’ — непарные звонкие согласные
- х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
- б в г д ж з – парные звонкие согласные
- п ф к т ш с — парные глухие согласные
- ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
- ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
- ь – показатель мягкости согласных.
- Лента букв и звуков
- Основные правила:
- Йотированные гласные звуки
- Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
- Звуки русского языка
- Что такое звук?
- Какие звуки бывают?
- Как произносятся звуки?
- Транскрипция слова
- Цветовая схема
Звуки
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.
Гласные звуки
В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.
- Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
- Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.
Ударные и безударные
Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.
Йотированные гласные
Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:
- стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
- стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
- стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.
Согласные звуки
Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.
Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.
Звонкие и глухие согласные
Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.
Звонкие | Глухие | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
й → [й’] | б → [б], [б’] | п → [п], [п’] | ч → [ч’] |
л → [л], [л’] | в → [в], [в’] | ф → [ф], [ф’] | щ → [щ’] |
м → [м], [м’] | г → [г], [г’] | к → [к], [к’] | ц → [ц] |
н → [н], [н’] | д → [д], [д’] | т → [т], [т’] | х → [х], [х’] |
р → [р], [р’] | ж → [ж] | ш → [ш] | |
з → [з], [з’] | с → [с], [с’] | ||
9 непарных | 11 парных | 11 парных | 5 непарных |
20 звонких звуков | 16 глухих звуков |
По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).
Непарные звонкие согласные называются сонорными.
Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.
Источник
Лента букв и звуков
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, яа о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук [ а ]. Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук [ о ]. Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук [ у ]. Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук [ э ]. Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими . На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом , а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Источник
Звуки русского языка
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка) , набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка) , последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк) .
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Схема 1. Буквы и звуки русского языка. Схема 1.1. Буквы и звуки русского языка. Схема 1.2. Гласные буквы и звуки русского языка. Схема 1.3. Согласные буквы и звуки русского языка. Схема 1.4. Буквы русского языка, не обозначающие звуков.
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Гласные | а о у э и ы я ю е ё |
Согласные | ц ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й |
ь, ъ | ь ъ |
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
Источник
Фонетика как раздел русского языка
Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.
Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:
- Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
- Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
- Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
- Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.
Содержание
Единицы и средства, используемые в фонетике
Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:
- Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
- Звук – наименьшая единица в фонетике.
- Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
- Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
- Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
- Верхний передний: и
- Верхний средний: ы
- Средний передний: э
- Верхний задний: у
- Средний задний: о
- Нижний средний: а.
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
- Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
- Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
- Всегда твердые: ж, ш, ц.
- Всегда мягкие: ч, й, щ.
По месту образования согласные бывают:
- Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
- Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
- Зубные смычные: т, т’, д, д’
- Зубные слитные: ц
- Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
- Небно-зубные слитные: ч
- Зубные щелевые: с, с’, з, з’
- Зубные смычно-проходные: н, н’
- Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
- Небно-зубные дрожащие: р, р’
- Среднеязычные щелевые: й
- Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
- Заднеязычные щелевые: х, х’
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
- Дом [дом]. Звук в сильной позиции, отчетливо слышим [о].
- Собака [сабака]. На месте буквы «о» мы слышим звук [а], так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
- Колесо [калесо]. Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук [о], но без ударения он становится слабым звуком [а].
- Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
- Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: с[и]льн[А/О]е, крас[и]в[О/А].
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
- Любой звук перед гласным – всегда сильный. [б]аня, [м]о[л]о[к]о.
- Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. [п]леск, [к]люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
- Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – [т]ворец, [к]вота, [с]вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
- Звук перед согласным – всегда слабый. [п]тица (звук [п] как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в [ф]), ра[с]гулялся, [c]тихотворение (звук [с] находится в промежуточном состоянии с [с’]).
- Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне[к], подъез[т].
- Всегда слабые перед [р]:
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
- В конце слова всегда сильная позиция, т. к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве[т], ко[н’].
- Сильная позиция перед гласными. [б]аня, [с]ог[н]ул[c]я.
- [Л], [Л’] – всегда сильные перед согласными. Ко[л]ба, по[л]ка.
- Всегда слабая позиция перед [й]. Воро[н’йо].
- [н] и [н‘] слабые перед «ч» и «щ». Бара[н’ч]ик, карма[н’ч]ик.
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.
гласных | фонетика | Британника
- Похожие темы:
- дифтонг приближенный гласная заднего ряда высокая гласная гласная переднего ряда
Просмотреть все связанные материалы →
гласный , в человеческой речи звук, при котором поток воздуха из легких проходит через рот, функционирующий как резонансная камера, с минимальным препятствием и без слышимого трения; например, i в «подгонке», а и в «упаковке». Хотя гласные обычно воспроизводятся с помощью вибрирующих голосовых связок, гласные могут произноситься без такой вибрации, что приводит к глухому или шепотному звуку. С точки зрения артикуляционной фонетики гласные классифицируются по положению языка и губ, а иногда и по тому, выходит ли воздух через нос.
Высокие гласные (например, и в слове «машина» и u в слове «правило») произносятся с выгнутым к небу языком. Низкая гласная (например,
Еще из Британники
фонетика: Артикуляционная фонетика
Высокие, средние и низкие гласные также классифицируются в соответствии с размером спереди назад. Гласная переднего ряда произносится, когда верхняя часть языка выдвинута вперед во рту и несколько изогнута. a в «had», e в «bed» и i в «fit» — гласные переднего ряда. Гласная заднего ряда — , например, , u в слове «правило» и o в слове «полюс» — произносится, когда задняя часть языка приподнята к мягкому небу (велуму).
Форма и положение губ дают третье артикуляционное измерение, по которому классифицируются гласные. Губы могут быть округлены или расширены, что называется лабиализацией.
Дополнительными артикуляционными признаками, описывающими артикуляцию гласных, являются «широкий» и «узкий», «напряженный» ( fortis ) и «слабый» ( lenis ). Широкий и узкий относятся к положению корня языка. Для образования узкой гласной корень языка оттягивается к стенке глотки, а глотка сужается. Для образования широкой гласной корень языка выдвигается вперед, так что глотка расширяется. Напряженный и расслабленный — менее четко определенные термины. Напряженные гласные артикулируются с большим мышечным усилием, немного более высоким положением языка и большей продолжительностью, чем слабые гласные.
Все гласные можно разделить на две основные категории: дифтонги и монофтонги. Дифтонги – это скользящие гласные, в артикуляции которых происходит непрерывный переход из одной позиции в другую. В этом отношении дифтонги противопоставляются так называемым чистым гласным, или монофтонгам.0013 т. е.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Полугласные — это звуки, произносимые так же, как и гласные, но используемые и воспринимаемые как согласные. Примеры включают y в слове «зевок» и w в слове «ходьба».
2.7 Классификация гласных – Основы лингвистики
Глава 2. Произведение звуков речи
Гласные воспроизводятся беспрепятственно в голосовом тракте, поэтому они довольно звонкие. Тело языка движется во рту, формируя каждую гласную, а для некоторых гласных губы также округляются. Лингвисты классифицируют гласные по четырем параметрам: высота языка, спинка языка, округление губ и напряженность.
Проверь себя
1. Каково артикуляционное описание гласного звука, представленного символом МФА [i]?
- Неокругленная гласная высокого переднего ряда.
- Неокругленная рыхлая редуцированная гласная в середине центральной части.
- Неокругленная слабая гласная высокого переднего ряда.
- Округлая напряженная гласная высокого заднего ряда.
- Неокругленная рыхлая гласная высокого заднего ряда.
2. Каково артикуляционное описание гласного звука, представленного символом IPA [ɛ]?
- Округлая напряженная гласная высокого заднего ряда.
- Неокругленная рыхлая гласная среднего переднего ряда.
- Округлая напряженная гласная средней части спины.
- Неокругленная напряженная гласная высокого переднего ряда.
- Неокругленная рыхлая гласная в середине середины.
3. Каково артикуляционное описание гласного звука, представленного символом МФА [ɑ]?
- Неокругленная гласная высокого переднего ряда.
- Неокругленная рыхлая гласная средней части спины.
- Неокругленная слабая гласная нижнего заднего ряда.
- Округлая напряженная гласная средней части спины.
- Неокругленная напряженная гласная нижнего заднего ряда.
Ответы
Видео сценарий
Помните, что разница между согласными и гласными заключается в том, что у согласных есть некоторое препятствие в голосовом тракте, тогда как для гласных голосовой тракт открыт и свободен, что делает гласные звуки довольно звучными. Мы можем перемещать тело языка вверх и вниз во рту и перемещать его ближе к задней или передней части рта. Мы также можем округлить губы , чтобы сделать речевой тракт еще длиннее.
Взгляните на таблицу IPA для гласных. Вместо красивого прямоугольника он имеет форму трапеции . Это потому, что диаграмма должна очень точно соответствовать форме рта и положению языка во рту. Мы классифицируем гласные по четырем параметрам:
Различие между высоким/средним/низким уровнем зависит от того, насколько высоко язык находится во рту. Произнесите этот список слов:
свекла, бита, наживка, пари, летучая мышь
Теперь сделайте то же самое, но опустите «б» и «т» и произнесите только гласные. Вы можете почувствовать, что ваш язык находится в передней части рта и перемещается из верхней части рта для [i] в довольно низкую во рту для [æ].
Мы можем сделать то же самое в задней части рта. Произнесите слова багажник, лодка.
Теперь повторите то же самое только с гласными [u] [o]. Ваши губы округлены для обоих из них, но язык выше для [u], чем для [o]. Самая низкая гласная в задней части рта — [ɑ]. Мы не округляем губы при звуке [ɑ] и часто опускаем челюсть, чтобы опустить язык вниз и назад.
Мы также классифицируем гласные в зависимости от того, округлены ли губы или нет. В канадском английском только четыре гласных имеют округление губ, и все они произносятся языком в задней части рта:
[u] как в boot
[ʊ] как в книге
[o] как в лодке
и [ɔ] как в отверстие
Последний элемент информации, который мы используем для классификации гласных, объяснить немного сложнее. В английском языке есть различие между напряженными и слабыми гласными, чего нет во многих других языках. Напряженные гласные производятся с большим напряжением мышц голосового тракта, чем вялые гласные. Чтобы почувствовать эту разницу, произнесите два слова овца и корабль . А теперь произнесите только гласные звуки [i], [ɪ]. Звук [i] в овца и звук [ɪ] в ship произносятся с поднятым и передним языком и без округления губ. Но для [i] мышцы напрягаются сильнее, чем для [ɪ]. То же самое верно для гласных в поздних и лет,
Может быть трудно почувствовать физическую разницу между напряженными и слабыми гласными, но на самом деле это различие важно для ментальной грамматики английского языка. Когда мы наблюдаем за односложными словами, мы видим четкую закономерность в односложных словах, которые не оканчиваются на согласную. Есть много односложных слов с напряженными гласными в качестве ядра, например, 9.0009
день, они, весят
бесплатно, бри, она, чай
Ду, синяя, сквозная, винт
нет, носок, удар
Но нет односложных слов без конечного согласного, ядром которых является слабая гласная. И если бы мы попытались придумать новое английское слово, мы бы не смогли этого сделать. Мы не могли создать новое изобретение и назвать его [vɛ] или [flɪ] или [mʊ]. Этих слов просто не может быть в английском языке. Таким образом, различие между напряжённостью и небрежностью является примером одного из тех фрагментов бессознательного знания, которое у нас есть о нашем языке — даже если мы сознательно не осознаем, какие гласные напряжённые, а какие — ненапряжённые, наша ментальная грамматика по-прежнему включает этот важный принцип. который управляет тем, как мы используем наш язык.
Еще одна полезная подсказка о напряженных и ненапряженных гласных. Когда вы смотрите на диаграмму IPA, обратите внимание, что символы для напряженных гласных выглядят как английские буквы, а символы для мягких гласных немного более незнакомы. Это может помочь вам вспомнить, что есть что!
До сих пор все гласные, о которых мы говорили, были простыми гласными , где форма артикуляции остается довольно постоянной на протяжении всей гласной.