Звуки русского языка — гласные и согласные
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.
Гласные звуки
В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.
- Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
- Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.
Ударные и безударные
Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.
Йотированные гласные
Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:
- стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
- стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
- стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.
Согласные звуки
Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.
Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.
Звонкие и глухие согласные
Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.
Звонкие | Глухие | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
й → [й’] | б → [б], [б’] | п → [п], [п’] | ч → [ч’] |
л → [л], [л’] | в → [в], [в’] | ф → [ф], [ф’] | щ → [щ’] |
м → [м], [м’] | г → [г], [г’] | к → [к], [к’] | ц → [ц] |
н → [н], [н’] | д → [д], [д’] | т → [т], [т’] | х → [х], [х’] |
р → [р], [р’] | ж → [ж] | ш → [ш] | |
з → [з], [з’] | с → [с], [с’] | ||
9 непарных | 11 парных | 11 парных | 5 непарных |
20 звонких звуков | 16 глухих звуков |
По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).
Непарные звонкие согласные называются сонорными.
Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.
Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые | Мягкие | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
[ж] | [б] | [б’] | [ч’] |
[ш] | [в] | [в’] | [щ’] |
[ц] | [г] | [г’] | [й’] |
[д] | [д’] | ||
[з] | [з’] | ||
[к] | [к’] | ||
[л] | [л’] | ||
[м] | [м’] | ||
[н] | [н’] | ||
[п] | [п’] | ||
[р] | [р’] | ||
[с] | [с’] | ||
[т] | [т’] | ||
[ф] | [ф’] | ||
[х] | [х’] | ||
3 непарных | 15 парных | 15 парных | 3 непарных |
18 твёрдых звуков | 18 мягких звуков |
Гласные и согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные — МегаобучалкаТ.В. ПЯТНИЦА
ГРАМОТА?
ДА!
Подготовка к обучению грамоте
Детей дошкольного возраста
Часть 2
Минск 2005
Занятие 12
Тема: Гласные и согласные звуки
a формировать у детей представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции; дифференцировать гласные звуки, учить детей по артикуляции определять гласный звук; формировать представления о словах-антонимах.
1. Дифференциация длинных и коротких слов, обозначение слов полосками.
— Ребята, слушайте задание: назовите предметы, изображенные на картинках, обозначьте полосками длинные и короткие слова.
— «Прочитайте» слова и прошагайте их. Какое из слов оказалось самым длинным?
ЗУБ КРАН ТЕЛЕВИЗОР КАТУШКА ХЛЕБ
КАРАНДАШИ КЛЮЧ СТОЛ ПАРОВОЗ АКУЛА
СНЕГОВИК МЯЧ
2. Формирование понятия «гласные звуки»
— Давайте вспомним, какие песенки-звуки пели зверушки из сказки «Теремок»
А О У И Ы Э
— Произнесите эти звуки протяжно, пропойте их.
— А теперь пропойте звуки Г, К, Х. Почему ничего не получилось? (Эти звуки не поются)
— Когда мы произносим звуки А, О, У, И, Э, Ы говорить нам их легко, рот открыт, нашему голосу ничего не мешает петь.
— Поднесите ладонь к губам и произнесите звуки А, О, У. Что вы почувствовали? (Дует ветерок – воздушная струя)
— Положите ладонь на шею и почувствуйте, как дрожит голосок, когда произносит звуки А, О, У, И, Э, Ы.
— Мы сейчас познакомились со звуками, которые легко можно петь. Это звуки свободные, певучие, голосистые. Они так и называются
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
— Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»
— Гласных звуков всего 6.
— Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.
А О У И Э Ы
— Ребята, я буду артикулировать гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.
А И У У О Ы О А Э И У О
3. Формирование понятия «согласные звуки»
— Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», — ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», — ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», — ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
— НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, — СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
— СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
— ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», — СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.
Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ , объединяя звуки П,К,Т с гласными:
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЭ
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЭ
КА КО КУ КЫ КИ КЭ
— Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.
— Мы можем нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать синим цветом.
М – корова мычит | П – паровоз пыхтит | В – ветер воет | Т – молоток стучит | Д – барабан звучит | Г – гусь гогочет |
Х – греем руки | К – каблучки стучат | С – насос свистит | Н – девочка плачет | Б – колокол звенит | Ф – фонтан шумит |
З – комар звенит | Ц – тише, спит малыш | Ш – воздух шипит | Ж – пчела жужжит | Л – корабль гудит | Р – мотор самолета гудит |
4. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса
— Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.
5. Формирование представлений о словах-антонимах
— Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».
Карандаш:
— Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.
НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД
СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».
СКАЖУ Я СЛОВО ВЫСОКО,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ: НИЗКО.
СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.
И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).
СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО ТРУС,
ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).
ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, —
НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).
Педагог:
— Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:
ЧЕРНЫЙ — БЕЛЫЙ ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ
ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ НАВЕРХУ – ВНИЗУ
МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ
ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ
ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ БЫСТРО – МЕДЛЕННО
НОЧЬ – ДЕНЬ ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ и т.д.
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «По грибы»
ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ (отгибается средний палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ (отгибается указательный)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,
ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)
МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫ СОСЧИТАТЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.( считается каждый палец отдельно)
8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов овальной и полукруглой формы.
«ГРИБЫ»
Занятие 13.
Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные
a учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.
1. Закрепление понятий «звук» и «слово»
— Назовите любой звук.
— Назовите слово.
— Назовите два слова.
— Назовите три любых звука.
2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
— Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)
— Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?
— Почему гласные звуки так называются?
— Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?
— Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.
Карандаш:
— Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.
(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)
3. Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.
— Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды: ССССС. Начнем со звука З. Положите ладонь на шею и произнесите звук З протяжно, длительно. Что чувствует ваша ладонь? (Горлышко дрожит). Верно, ладонь ощущает вибрацию. Потому что в произнесении звука З участвует голос. А теперь скажите С, тоже длительно и протяжно. Ощущается ли голос, вибрация? (Нет). Значит, голоса нет. Поэтому говорят, что среди согласных звуков есть
ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, в их произнесении участвует голос, и
ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, при их произнесении голос не слышится, а слышен только шум.
— Проведем важный эксперимент. Проверим звук на «шум» и «голос». Пусть это будет звук К. Произнесите этот звук. Услышали голос? Конечно, нет А теперь подключите голос. Сделайте так, чтобы горлышко дрожало. Какой звук получился? (Звук Г) Значит звук К – ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ, А ЗВУК Г – ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ. Многие звонкие звуки имеют глухой парный звук. Его можно очень легко определить, если произнести звонкий звук шепотом. Давайте попробуем: В-Ф, З-С, Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. У четырех глухих звуков нет пар: Х,Ц,Ч,Щ. И пять звонких звуков тоже не парные глухим: М,Н,Л,Р,Й.
— Чтобы лучше запомнить парные звонкие и глухие звуки, мы сейчас поставим на наборное полотно картинки-символы этих звуков.
4. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
— Поучимся различать звонкие и глухие согласные. Поиграем. Я буду произносить звонкие согласные звуки, а вы парные им глухие звуки. Когда будете произносить звуки, положите ладонь на горло, чтобы почувствовать, не появился ли голос.
Б — … В- … З — … Г — … и т.д.
— Надо дать вам задание посложнее. У меня есть два флажка. На одном нарисован колокольчик. Звонкие звуки произносятся так же звонко, как звенит колокольчик. На другом флажке – колокольчик перечеркнут. Так мы будем обозначать глухие звуки.
— Запомнили?Если я покажу флажок с колокольчиком, назовите любой звонкий согласный звук, если покажу флажок с перечеркнутым звонком, назовите глухой звук. Кто ошибется, отдает фант.
5. Развитие слухового восприятия. Вычленение в предложении слова, не подходящего по смыслу и замена его другим словом. Развитие интонационной выразительности речи.
— Найдите в предложении слово, которое не подходит по смыслу и замените его другим словом.
ВЫЛЕТЕЛ ИЗ ЛЕСА ЛУК (жук) И ЗАЛЕЗ ПОД ТОЛСТЫЙ СУК.
В ПОЛЕ КРАСНЫЙ ЛАК (мак) РАСТЕТ
УТРОМ КОСТИ (гости) К НАМ ПРИШЛИ, ВСЕМ ПОДАРКИ ПРИНЕСЛИ.
ПИСЕМ МЫ НЕ НАПИСАЛИ – ТУЧКУ (ручку) ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ИСКАЛИ.
(Условие: не подходящее по смыслу слово стоит в середине предложения)
— Повторите предложения. Скажите их с интонацией недоверия, чтобы мы поняли, что это нелепицы, такого на свете не бывает.
6. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Флажки»
— Из каких фигур составлены флажки. Нарисуй такие же.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пять телят»
ЭТОТ ТЕЛЕНОК ПЬЕТ МОЛОКО,
ЭТОТ ТЕЛЕНОК УШЕЛ ДАЛЕКО,
ЭТОТ ТЕЛЕНОК ТРАВКУ ЖУЕТ,
ЭТОТ ТЕЛЕНОК КОПЫТЦАМИ БЬЕТ.
ЭТОТ ТЕЛЕНОК МЫЧИТ: «ПОЧЕМУ ВСЕ РАЗОШЛИСЬ?
СКУЧНО МНЕ ОДНОМУ!»
(Кисти сжаты в кулак. Последовательное разгибание каждого пальца от большого до мизинца)
8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов круглой формы различной величины:
«МАТРЕШКИ»
Занятие 14.
Тема: Звуки. Слова состоят из звуков.
a упражнять детей в различении гласных и согласных звуков; учить дифференцировать слова по длительности звучания; закреплять умение интонационно выделять звуки в слове; формировать представления о звуковом составе слова.
1. Определение длительности звучания слова, различение коротких и длинных слов
— На доске вы видите картинки. Будем определять, это длинные или короткие слова. Обозначим их полосками. Вы не забыли, что длинные слова мы обозначаем длинной полоской, а короткие – короткой.
САМОКАТ ДУБ КУБИКИ ДУШ ПЛАСТИЛИН КАСТРЮЛЯ БЫК ЗОНТ ПОДАРОК
— Прочитайте слова, обозначенные полосками.
2. Формирование представлений о звуковом составе слова
— Послушайте, что однажды случилось со звуками. (Показ на фланелеграфе)
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ ЖИЛИ ЗВУКИ – КАЖДЫЙ В СВОЕМ ДОМИКЕ. ЗВУКОВ БЫЛО ЧЕТЫРЕ , И ДОМИКОВ ТОЖЕ ЧЕТЫРЕ. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, КАКИЕ ЗВУКИ ЖИЛИ В ДОМИКАХ. (Педагог пальцем нажимает на крышу домика и произносит звук, соответствующий жильцу домика).
ОДНАЖДЫ НАЛЕТЕЛА БУРЯ И РАЗРУШИЛА ДОМИК, В КОТОРОМ ЖИЛ ЗВУК У.
ЗАПЛАКАЛ ЗВУК У: «ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? КАК ЖИТЬ?» А ЗВУК А ЕМУ ГОВОРИТ: «НЕ ПЛАЧЬ, ЗВУК У! ПРИХОДИ В МОЙ ДОМИК, БУДЕМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!»
ТАК И СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ. А ЕСЛИ В ИХ ДОМИК КТО- НИБУДЬ СТУЧАЛСЯ, ТО ЗВУКИ ОТЗЫВАЛИСЬ:
АУ ….. АУ. УСЛЫШАЛИ ДРУГИЕ ЗВУКИ И СКАЗАЛИ: ТЕПЕРЬ, КОГДА ВЫ СТОИТЕ ВМЕСТЕ, ВЫ НЕ ПРОСТО ЗВУКИ, А СЛОВО АУ.
— Ребята, вы знаете такое слово «АУ»? Когда его говорят? (Когда заблудятся в лесу)
— Как интересно: были два звука А и У, которые могли только назвать себя: А, У. Но стоило им подружиться, встать рядом – и получилось СЛОВО АУ.
— Какие звуки составляют слово АУ? (А, У)
— Какой звук первый? Какой звук второй?
— Сколько звуков в слове АУ? (Два звука)
— Ребята, запомните:
В С Е С Л О В А С О С Т О Я Т И З З В У К О В
— Давайте попробуем поставить вместе звуки А и М. Что получится?
— Назовите звуки, которые мы поставили рядом. (У, М)
— Произнесите их слитно, вместе. Какое слово получилось?
УМ
— Вам знакомо это важное слово? Что оно обозначает?
— Какой звукстоит первым в слове УМ? Какой звук второй?
— Какой звук третий? (В слове УМ только два звука)
— Что вы можете сказать про звук У? (Это гласный звук)
— Какой звук М? (Согласный)
— Прочитаем это слово по схеме: УУУУУ-М.
3. Развитие интонационной выразительностью речи. Дидактическая игра «Дикторы»
У каждого ребенка – лист с картинками («дикторский текст»)
— Дети, для того, чтобы расслышать, какие звуки составляют слово, нужно научиться произносить слова очень четко, выразительно, так, как это делают дикторы на телевидении. (Уточнить значение слова ДИКТОР).
Один ребенок «читает текст сообщения», все остальные следят за выразительностью произношения слов. Определяются лучшие дикторы.
4. Развитие слухового восприятия.
— Встречайте моего помощника – Карандаша. Он принес вам интересное задание.
Карандаш:
— Ребята, я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях есть ошибки. Постарайтесь их найти и исправить. За каждое исправленное предложение – фишка.
КОЗА ПРИНЕСЛА ДЕВОЧКЕ КОРМ.
ДОРОГА ИДЕТ ПО МАШИНЕ.
ГЕНА РАЗБИЛ СТЕКЛОМ МЯЧ.
ОЛЯ С КАРТИНКОЙ РИСУЮТ ПАПУ
МАША НЕСЕТ СУМКУ В КАПУСТЕ.
МЯЧ ИГРАЕТ С САШЕЙ.
— Кто хочет составить на доске графическую схему последнего предложения? Сколько в нем слов? Есть ли в предложении маленькое слово? Обозначьте это на схеме
5. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Прятки»
В ПРЯТКИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ
И ГОЛОВКИ УБИРАЛИ.
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК
ВСЕ ГОЛОВКИ ПОДНИМАЛИ!
(Энергично сжимать и разжимать кулачки и показывать ладошки)
6. Формирование графических навыков. Проведение коротких и длинных волнистых линий, чередование линий с точками.
«ВОЛНЫ»
Занятие 15.
Тема: Звуки. Звуковая линейка (№1).
a формировать представления о последовательности звуков в слове, учить детей протяжно произносить слова, интонационно выделяя звуки; закреплять представления о гласных и согласных звуках; учить детей работе со звуковой линейкой.
1. Закрепление понятий «гласные звуки», «согласные звуки»
— Назовите гласные звуки.
— Вспомните и назовите несколько согласных звуков.
— Чем отличаются гласные звуки от согласных? Если вы забыли, вам подскажут стихи:
ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСНЕ ЗВОНКОЙ.
МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ,
В ТЕМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ
И В КОЛЫБЕЛЬКЕ АЛЕНКУ БАЮКАТЬ,
НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.
А СОГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫ
ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,
ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,
НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.
ССС – ЗМЕИНЫЙ СЛЫШЕН СВИСТ,
IIIШШ – ШУРШИТ ОПАВШИЙ ЛИСТ,
РРР – МОТОРЫ ТАРАХТЯТ,
ЖЖЖ – ШМЕЛИ В САДУ ЖУЖЖАТ.
Н. Френкель
— Какие согласные звуки упоминаются в этих стихах? (С, Ш, Р, Ж)
2. Знакомство и работа со звуковой линейкой.
Предъявляется сюжетная картинка.
— К какой сказке художник нарисовал эту иллюстрацию? («Машенька и медведь»)
— Напомните мне, пожалуйста, как Машенька в лесу звала подружек, когда заблудилась? (АУ!)
— Произнесите это слово так же протяжно, как Машенька.
— Ааааааа- уууууууууу…… слышите, как звучат звуки – сначала первый звук: ааааааа, потом второй звук: уууууууу…. по очереди, друг за другом АУ!
— Давайте вместе произнесем это слово.
— Какой звук слышится первым?
— Какой звук следующий?
Педагог показывает звуковую линейку (№ 1).
— С помощью этой звуковой линейки мы сейчас увидим, как звуки в словах идут друг за другом.
Звуковая линейка (№1): вся линейка одного цвета, включая донышки окошек, обведенных рамкой. Конец выдвигаемой части окрашен яркой краской. Когда педагог произносит звук А, он начинает двигать выдвигаемую часть линейки, и в первом окошке появляется окрашенный круг. Произнося звук У, педагог продолжает выдвигать линейку, окрашенный круг перемещается в следующее окошко правее. Когда звук произнесен, круг исчезает.
— Посмотрим, как бегут звуки друг за другом в слове ШАР:
ШШШШШАААААААРРРРРРР
— Понаблюдайте, как звуки сменяют друг друга в словах ЖУК, СОМ, МАЛЫШ. (После каждого слова – звуковой анализ: какой звук первый, второй, третий, сколько всего звуков, какие из них гласные, какие звуки согласные)
3. Формирование зрительного восприятия, установление оптико-пространственных отношений. Закрепление понятий «первый», «впереди», «последний», «посередине», подготовка к определению позиции звука в слове
Карандаш:
— Ребята, я привел к вам в гости своих друзей. Они тоже будут играть сегодня с нами. Познакомьтесь с ними, пожалуйста:
КЛОУН, ПЕТРУШКА И КУКЛА АЛИСА
— Назовите, в какой последовательности стоят веселые человечки.
— Кто первый? Кто последний?
— Каким по счету стоит Петрушка?
Переставляет Петрушку на первое место.
— А теперь?
— Кто стоит посередине? Где раньше стоял клоун? Где клоун теперь?
— Закройте глаза. Человечки поменяются местами, а вы определите, что изменилось.
— Слушайте мою команду. Станьте пожалуйста, так: ТАНЯ между ЖЕНЕЙ и ОЛЕГОМ. Кто первый? Кто последний? Кто посередине? Сколько всего детей стоит перед вами?
4. Подбор родственных слов, выделение длинных и коротких слов, составление предложения по предметной картинке, составление схемы предложения.
— Какие слова мы можем назвать словами-родственниками? (Слова, у которых есть одинаковая часть).
— Подберите слова-родственники к слову ХОД. Эти слова спрятались здесь, на наборном полотне. (Если дети называют родственное слово, открывается картинка, стоящая тыльной стороной к детям и изображающая данный предмет).
ХОД ВЫХОД, ПЕРЕХОД, ПЕШЕХОД, ВЕЗДЕХОД, ПАРОХОД, ВХОД,
ХОДИКИ, ПОХОД, ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ, СКОРОХОД
— На какой вопрос отвечают все эти слова? (На вопрос ЧТО?)
— Что они обозначают? (Предметы)
— Каким условным знаком мы обозначали слова-предметы?
— Подберите к слову ХОД слова-действия и слова-признаки. Вспомните обозначения для этих слов.
ХОД ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ПЕРЕХОДНЫЙ, ПЕШЕХОДНЫЙ, ВХОДИТЬ
и др.
— Я сейчас назову слова, определите, они короткие или длинные: ПЕРЕХОД, ПЕШЕХОД, ПАРОХОД, ВХОД, ХОЖДЕНИЕ, ХОД.
— Найдите среди картинок ту, на которой нарисован ПАРОХОД.
— Составьте предложение о пароходе. Составьте схему предложения.
5. Закрепление понятия «слово», подбор и преобразование слов. Дидактическая игра «Стоп, флажок, остановись!».
— Мы сейчас будем играть со словом, а какое это слово, вы узнаете, если отгадаете загадку.
У НЕГО ЧЕТЫРЕ ЛАПКИ,
ЭТИ ЛАПКИ – ЦАП-ЦАРАПКИ,
ПАРА ЧУТКИХ УШЕЙ,
ОН – ГРОЗА ДЛЯ МЫШЕЙ.
— С каким словом будем играть? (Со словом КОТ)
— Встаньте, дети в круг. Будем передавать друг другу флажок и называть слова, пока я не скажу «Стоп, флажок, остановись!». Нужно внимательно слушать, какие слова называют дети, потому что повторять уже сказанные слова нельзя.
КАКОЙ КОТ? ПУШИСТЫЙ, ОГРОМНЫЙ, МЯГКИЙ, ЛАСКОВЫЙ, ДИКИЙ,
ХИТРЫЙ, РЫЖИЙ, МОЛОДОЙ, УМНЫЙ и т.д.
ЧТО ДЕЛАЕТ КОТ? МЯУКАЕТ, ЕСТ, СПИТ, ДРЕМЛЕТ, ЦАРАПАЕТСЯ,
ОХОТИТСЯ, КРАДЕТСЯ, ПОЛЗЕТ, БЕЖИТ и т. д.
— Превратите короткое слово КОТ в длинное слово (КОТИЩЕ, КОТЕНОЧЕК)
— Составьте предложение со словами КОТ и КОТЕНОК. Составьте схему предложения.
КОТ ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ
КОТ УЧИТ КОТЕНКА ЛОВИТЬ МЫШЕЙ
— Сколько слов в этом предложении?
— Покажите на схеме слово КОТ.
— С какого звука начинается слово КОТ?
— Звук К гласный или согласный? (Согласный звук)
6. Развитие слухового восприятия и внимания.
— Послушайте стихи и скажите, что в них правда, а что – нет.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
В МАРТЕ СТАЯЛ СНЕГ И ЛЕД,
ЭТО К НАМ ЗИМА ИДЕТ.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
ЛЮБИТ КОШКА НА ОБЕД
ВИНОГРАД И ВИНЕГРЕТ.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
НОЧЬЮ В ДОЖДИК, КАК ПАСТУХ,
ВЫВЕЛ КУР ГУЛЯТЬ ПЕТУХ.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
ШЕРСТЬ СМОТАЛИ МЫ В МОТОК,
ВЫЙДЕТ ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОК.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
ЗАКУДАХТАЛ ПЕС БАРБОС
И В ГНЕЗДЕ ЯИЧКО СНЕС.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
ВЕРНО, ДЕТИ!
МОЛОДЦЫ!
ВАМ В НАГРАДУ ЛЕДЕНЦЫ!
Г. Чичинадзе
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Апельсин»
МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН.
АПЕЛЬСИН ВСЕГО ОДИН (соединить пальцы обеих рук, дотронувшись подушечками,
представить в руках круглый апельсин)
ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ КОТА (показать левую ладошку, правую сжать к кулак, приподняв
фаланги указательного пальца и мизинца – «уши кота»)
ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ ЕЖА (показывается тыльная сторона и левая ладонь еще раз, затем
пальцы обеих рук переплести, соединив тыльными сторонами
ладони)
ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ УЛИТКИ (правую руку положить на стол, выставить указательный
палец и мизинец, остальные сжать в кулак. Левую ладонь
Звонкие и глухие звуки английского языка
В английском алфавите 26 букв, но 39 звуков (15 гласных и 24 согласных). В этом уроке мы собираемся определить, какие из них озвучены, а какие нет.
Что такое звонкий и глухой звук?
Если голосовые связки вибрируют в горле, произнося звук, мы имеем звонкий звук, а если голосовые связки не вибрируют, то звук глухой. Все гласные в английском языке звонкие, а согласные либо звонкие, либо глухие .
Зачем нам знать звонкие/глухие звуки?
Научиться отличать звонкие звуки от глухих полезно, потому что
1. Это помогает нам обозначать согласный звук как звонкий или глухой.
2. Это также помогает определить, производит ли «s» в конце слова звук /s/ или звук /z/.
Как определить звонкие/глухие звуки?
Если вы кладете руку на гортань при произнесении звука, вы замечаете, что ваши голосовые связки вибрируют при звонких звуках и не вибрируют при глухих звуках .
1. Звонкие гласные
Гласные в английском языке — это A, E, I, O, U. Все они имеют звонкие звуки, потому что для их произношения требуется движение воздуха в гортани.
2. Звонкие согласные
Эти согласные производят звонкие звуки: B, D, G, J, L, M, N, R, V, W, Y и Z.
3. Глухие согласные
Эти согласные образуют глухие звуки: Р, Т, К, СН и Ф.
Вот таблица звонких/глухих согласных звуков:
Звонкий | Без голоса |
---|---|
/б/ | /п/ |
/ д / | /т/ |
/грамм/ | /к/ |
/ к / | /ч/ |
/в/ | / ф / |
/ г / | /s/ (звонкий и глухой звук) |
/м/ | — |
/ п / | — |
/р/ | — |
/л/ | — |
4.
Глухие и звонкие согласные Есть только один согласный звук, который может быть как звонким, так и глухим, и это окончание «s».
В зависимости от того, какой согласный ему предшествует, он может быть звонким или глухим.
а. Если за следует звонкий согласный/гласный, он становится звонким и звучит /z/ :
ошибки / bʌɡz /
заборы /fensɪz/
пары /peərz/
б. Если окончание ‘s’ следует за глухим согласным, оно становится глухим и звучит /s/ :
шляпы /hæts/
затяжки /pʌfs/
Диграфы
Диграфы — это звуки, состоящие из комбинации двух букв, одна из которых всегда звонких, а другая — глухая. Но орграф «th» состоит из двух глухих звуков: «t» и «h».
Интересно, что ‘th’ может производить как звонкий, так и глухой звук. Если он производит звук /ð/, он звонкий, а если он производит звук /θ/, он глухой.
затем /en/
ванна / bɑːθ /
Additional Sounds – Learn Japanese
Contents
- 1 Voiced Consonants
- 2 Y-vowel sounds
- 3 Hard Consonant Sounds
- 4 The Long Vowel Sound
- 5 Additional Katakana Sounds
Though we охватили все отдельные символы как хираганы, так и катаканы, есть дополнительные вариации и звуки, которые еще предстоит изучить.
Звонкие согласные
Звонкие согласные — это согласные звуки, которые требуют голоса, создавая вибрацию в горле. Ряд согласных звуков в хирагане и катакане можно изменить на их звонкий аналог, добавив две маленькие черточки в правом верхнем углу символа; а именно согласные звуки «к», «с», «т» и «ч». Существует также полузвонкий согласный звук «р», который создается путем помещения маленького кружка в правом верхнем углу букв «ч».
р | б | д | г | г | |
---|---|---|---|---|---|
ぱ | ば | だ | ざ | , | и |
ぴ | び | ぢ (цзи) | じ (цзи) | , | я |
ぷ | ぶ | づ (дзу) | ず | ぐ | и |
ぺ | べ | で | ぜ | げ | и |
ぽ | ぼ | ど | ぞ | ご | или |
р | б | д | г | г | |
---|---|---|---|---|---|
パ | バ | ダ | ザ | ガ | и |
ピ | ビ | ヂ (цзи) | ジ (дзи) | ギ | я |
プ | ブ | ヅ (дзу) | ズ | グ | и |
ペ | ベ | デ | ゼ | ゲ | и |
ポ | ボ | ド | ゾ | ゴ | или |
Y-гласный звук
Согласная может предшествовать трем звукам у: 「や」、「ゆ」、 и 「よ」. Это делается путем присоединения небольшой версии звуков половинного размера к согласным + звукам i, как вы можете видеть в таблице ниже.
р | б | и | г | р | м | ч | п | с | с | к | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ぴゃ | びゃ | じゃ | ぎゃ | りゃ | みゃ | ひゃ | にゃ | ちゃ | しゃ | きゃ | и |
ぴゅ | びゅ | じゅ | ぎゅ | りゅ | みゅ | ひゅ | にゅ | ちゅ | しゅ | きゅ | ю |
ぴょ | びょ | じょ | ぎょ | りょ | みょ | ひょ | にょ | ちょ | しょ | きょ | лет |
р | б | и | г | р | м | ч | п | с | с | к | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ピャ | ビャ | ジャ | ギャ | リャ | ミャ | ヒャ | ニャ | チャ | シャ | キャ | и |
ピュ | ビュ | ジュ | ギュ | リュ | ミュ | ヒュ | ニュ | チュ | シュ | キュ | ю |
ピョ | ビョ | ジョ | ギョ | リョ | ミョ | ヒョ | ニョ | チョ | ショ | キョ | лет |
Твердые согласные звуки
Хотя ни одна буква не оканчивается на согласный звук (кроме 「ん」)), в японском языке есть способ передать следующий согласный звук с помощью маленького 「つ」. Это можно использовать с согласными «p, k, t, s», чтобы создать жесткую остановку.
Например, 「ひと」 (означающее «человек») обычно читается как «привет». Однако, добавив маленькую 「つ」: 「ひ っ と」 согласный звук «т» переносится назад и произносится «привет т -то» (что означает «попал»).
Вот еще несколько примеров.
- トラ ッ ク (к-ра к -ку) – грузовик
- ざ っ し (za s -shi) – журнал
- カ ッ プ (ка р -пу) – чашка
Долгий гласный звук
Теперь мы рассмотрим долгий гласный звук, который просто увеличивает продолжительность гласного звука. Вы можете расширить гласный звук символа, добавив либо 「あ」、「い」、, либо 「う」 в зависимости от гласного, как показано в следующей таблице.
Гласный звук | Расширено на |
---|---|
/а/ | あ |
/и/э/ | い |
/ у / о / | う |
Например, если вы хотите создать расширенный гласный звук из 「か」, вы должны добавить 「あ」 для создания 「かあ」. Другие примеры включают: 「き → きい」, 「く → くう」, 「け → けい」, 「こ → こう」, 「さ → さあ」 и так далее. Причина этого довольно проста. Попробуйте произнести 「か」 и 「あ」 отдельно. Затем произнесите их по очереди так быстро, как только сможете. Вы заметите, что легче растягивать гласную.
Важно убедиться, что вы удерживаете гласный звук на всю длину обоих символов, потому что есть много похожих слов, которые отличаются только длиной гласного. Например, 「ここ」 означает «здесь», а 「こうこう」 означает «старшая школа».
Вот краткий список примеров слов с долгими гласными звуками. Долгий гласный звук выделен.
- がくせ い (ga-ku-s e ) – студент
- せんせ い (сен-с и ) – учитель
- きょ う (ky или ) – сегодня
- おはよ う (о-ха-й или ) — доброе утро
- おか あ さん (ок а -сан) – мать
Существует также небольшое количество исключений, когда гласный звук «е» дополняется добавлением 「え」 или гласный звук «о» дополняется добавлением 「お」. Мы увидим примеры этих слов в следующих разделах.
Долгие гласные в катакане звучат намного проще. Вам просто нужно использовать тире: 「ー」.
- ツア ー (tsu- a ) – тур
- メ ー ル (m e -ru) – электронная почта
- ケ ー キ (k e -ки) – торт
Дополнительные звуки катаканы
「ふ」 — это единственный звук, который произносится со звуком «f», например, 「ふとん」 (футон) или 「ふじ」 (фудзи). В японском это нормально, потому что в нем нет слов с другими звуками «ф», такими как «фа», «фи» или «фо». Однако это проблема при преобразовании иностранных слов, таких как «вилка», в катакану.
Эта проблема была решена с помощью малых гласных звуков. Например, маленькое 「ォ」 можно присоединить к 「フ」, чтобы получить 「フォ」 (fo). Затем «вилка» становится [フォーク」. Есть и другие пробелы, которые заполняются этой техникой.