Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Главные особенности психики: Основные особенности психики и поведения человека

Основные особенности психики и поведения человека

Человеческая психика существует в некоей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая системность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. Однако при всей разноголосице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обобщенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии. Хотя трактовка данного понятия, конечно, далеко не однозначна.

Эволюция не линейный процесс постепенного количественного  приращения свойств или признаков. Это обязательное наличие скачкообразных, качественных изменений, подобных самостоятельным ответвлениям от общего, к тому же спиралевидного «древа жизни». Расхождение, отстояние между современным человеком и животными являются непереходимыми. Сообразно таким представлениям человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей, качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле.

Эти отличия вовсе не означают биологической изолированности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют основу жизни, задают специфику самой человеческой психики.

  1. Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает, конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимо­действия и отношения людей. Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами.
    Каждая из них есть результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности. Л .С. Выготский писал, что для индивида всякая психическая функция появляется и проявляется дважды. Для новорожденного ребенка она существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически). Носителями речи, мышления, переживаний, сознания выступают окружающие люди. И только по мере развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внутреннее, интрапсихическое существование, т.е. становятся принад­ лежащими конкретному субъекту. У человека формируется особый вид социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле «отрываются» от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории человеческой жизни.
    Известно, что человек совершает поступки, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает с трудом работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, т.е. таких, которые не имеют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологическими. Человек освобождается от неукоснительно строгого следования своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность , вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого значения выжить.
    Отражаемый, создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Появляются психологические предпосылки для возникновения науки и культуры, искусства и религии, человеческой духовности.
  2. Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта
    , исторически сложившегося в ж изни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, образа и мира. Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, языки и речь. Любые орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок) несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающ его мира. Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. она опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезьяной для доставания плода, выступает лишь « биологическим удлинением руки» (Л.С. Выготский), поскольку эта палка перестает существовать для животного вне конкретной, биологически значимой ситуации. Ж ивотные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок. Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания.
    Предметы
    внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной мере создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы — все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду. Это немалая, порой ведущая часть его собственно психоло­гического окружения, которое несет в себе людской опыт, т.е. обязательно обучает и воспитывает. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное назначение. Они опосредствуют поведение и психику человека. Однако психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством
    знаки, языки и речь
    . Знак (в самом универсальном виде — слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, стольже объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.
    Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована , по аналогии с инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, например восприятия, памяти, мышления, воображения. Поэтому развитие высших психических функций — это не столько количественное увеличение, « созревание» их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной степени знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.
  3. Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей.
    Человек отражает то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта. Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление.

Предыдущая статья Основные задачи психологии Следующая статья Основные проблемы отечественной дифференциальной психологии

Статьи по теме

    • Эмоциональность как свойство личности
    • Основные виды и качества эмоций
    • Сущность и функции эмоций
    • Основные виды речи и психология ее понимания
    • Компоненты содержания речи
    • Психологические функции речи
    • Креативность как свойство личности
    • Виды, функции и процессы воображения
    • Виды и операции мышления

Полезные статьи

  • Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
  • Оформление ВКР по ГОСТу
  • Как составить бизнес-план своими силами
  • Оформление эссе по ГОСТу
  • Оформление презентации по ГОСТу
  • Оформление статьи по ГОСТу
  • Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
  • Оформление курсовой работы по ГОСТу
  • Оформление контрольной работы по ГОСТу

Узнайте цену услуг:

  • Цена ВКР
  • Цена дипломной работы
  • Цена диссертации
  • Цена контрольной работы
  • Цена курсовой работы
  • Цена практики
  • Цена реферата
  • Цена статьи
  • Цена эссе

Поможем с написанием:

  • Дипломная работа
  • ВКР
  • Практика
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • Контрольная работа
  • Эссе
  • Решение задач
  • Презентация
  • Статья

Узнай цену работы

«Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)

Особенности психики:

  1. Психика принадлежит только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи, т.е. должны быть хоть какие то зачатки нервной системы.

  2. Способность психики отражать объективный мир, т.е. по­лучать информации об окружающем мире.

  3. Полученная информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма, а также основы поведения.

Выделяют четыре основных уровня развития психи­ки живых организмов:

    • раздражимость – это элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды,

    • чувствительность – способность к ощущениям,

    • поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Чем выше уровень развития живого существа (его нервной системы), тем более сложное у него пове­дение.

    • сознание – высший уровень психического отражения и регуляции.

    Высшим уровнем развития психики обладает только человек.

    Если разложить слово «сознание» на элементы, то получим со-знание, что означает «делать что-то со знанием, с пониманием». Сознание – это те образы и знания, в которых мы отдаем себе отчет. Это высший уровень развития психики, характерный для человека.

    Сознание проявляется у нас как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание человека отличается предметностью восприятия. Сознание всегда активно. Сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти). Еще одним свойством сознания является способность к самонаблюдению (рефлексия). Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием.

    Функции психики

    1. Основная функция психики – обеспечение адаптации, т.е. приспособление к условиям окружающей среды.

    2. Отражение окружающей действительности.

    3. Обеспечение целостности организма.

    4. Регуляция поведения.

    Деятельность

    Деятельностьчеловеческая активность, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя. Это сущностная характеристика человека, т.е. без деятельности он не может стать таковым.

    Деятельность является категорией социальной, поскольку присуща только человеку. У животных также существует активность, но её называют поведением или жизнедеятельностью.

    Человек воздействует на внешнюю среду, преобразует ее осознанно, животные воздействуют неосознанно. У человека воздействие не сводится к простому удовлетворению потребностей, а определяется общественно выработанными способами ее удовлетворения. Например, ложка как таковая не нужна для удовлетворения пищевой потребности, а ее употребление определяется требованиям общества.

    Структура деятельности

    Всякая деятельность включает:

    побуждающую или направляющую часть: потребность, мотив, цели;

    исполнительную часть: действия и операции;

    итоговую часть: результат и продукты.

    Чтобы возникла деятельность, необходимо появление потребности, как переживание нужды в чем-то (например, у вас возникла потребность в пище). Именно потребность является источником активности. Если потребность очень легко удовлетворяется, то деятельность не разворачивается, поскольку осуществляются автоматизированные операции (например, пошли на кухню и разогрели обед). Деятельностью не являются также импульсивные движения, которые называют реактивным поведением (например, не задумываясь, берете со стола печенье).

    Если потребность наталкивается на некое препятствие (сопротивление), не позволяющее удовлетворить ее сразу (например, вы захотели кушать, но холодильник оказался пустым), то разворачивается начальная стадия деятельности – поисковое поведение, которое может иметь внутренние и внешние проявления. Человек пытается сориентироваться в возможных и доступных ему способах удовлетворения потребности (например: приготовить обед? перекусить? пойти в гости?). В результате этой ориентировки рождается мотив. Мотив – опредмеченная потребность, или потребность, нашедшая предмет своего удовлетворения. Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. может породить разные мотивы. Четко в зависимости от выбранного мотива развернется специфическая деятельность (в нашем примере мотивом будем считать обед, а деятельностью – его приготовление).

    Мотивы не всегда осознаются, но в любом случае человек их себе объясняет, т.е. дает «мотивировку», которая всегда соответствует реальному мотиву.

    Деятельность состоит из действий (законченный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной осознанной цели). Цель – осознанный образ будущего результата. Например, для приготовления обеда, вам надо сходить в магазин (действие), чтобы купить продукты (цель).

    Действий может быть много. Очень часто они сложно подчиняются. Вначале выдвигается конечная цель, а потом те промежуточные, которые должны быть достигнуты в первую очередь, потом во вторую очередь и т.д. В нашем примере действие «сходить в магазин» состоит из более мелких действий «подготовиться к посещению магазина», «выбрать продукты», «оплатить покупку», «доставить продукты домой».

    Каждое действие состоит из операций. Операция – автоматизированный способ выполнения действия, который зависит от условий, контролируется подсознанием, но под высшим контролем сознания. В нашем примере действие «оплатить покупку» состоит из операций «взять кошелек в руки», «открыть кошелек», «достать деньги», «убрать сдачу».

    Операции и реальные предметы выступают в качестве средств выполнения действий. В нашем примере кроме операций средствами являются время и деньги.

    На рисунок операций влияют внешние условия (окружающая среда, предметы деятельности) и внутренние условия (уровень развития психики, умения, функциональное и эмоциональное состояния). В нашем примере внешним условием является, в частности, отсутствие других людей, которые могли бы сходить в магазин, приготовить обед, а внутренними – умение вкусно готовить и хорошее настроение.

    Итогом деятельности являются:

    результат (степень удовлетворения потребности), который можно обозначить как «успех» и «неуспех»; в нашем примере это вопрос об удовлетворении пищевой потребности;

    продукты: прямой, как получение того, что планировали (в нашем примере прямым продуктом является приготовленный обед) и побочный или косвенный, как получение того, что не планировал (например, порезали руку, когда чистили овощи).

    Psyche

    Миссия Psyche — это путешествие к уникальному богатому металлами астероиду, вращающемуся вокруг Солнца между Марсом и Юпитером. Что делает астероид Психея уникальным, так это то, что он представляет собой обнаженное железно-никелевое ядро ​​ранней планеты, одного из строительных блоков нашей Солнечной системы.

    Глубоко внутри каменистых планет земной группы, включая Землю, ученые предполагают наличие металлических ядер, но они находятся недосягаемо глубоко под каменистой мантией и корой планет. Поскольку мы не можем увидеть или измерить ядро ​​Земли напрямую, Психея предлагает уникальное окно в жестокую историю столкновений и аккреции, которые создали планеты земной группы.

    Миссию возглавляет Университет штата Аризона. Лаборатория реактивного движения НАСА отвечает за управление полетами, операции и навигацию. Шасси космического корабля на солнечных батареях будет построено компанией Maxar (ранее SSL) с полезной нагрузкой, включающей формирователь изображений, магнитометр и гамма-спектрометр.

    Для получения дополнительной информации о статусе Psyche посетите блог Psyche Mission НАСА.

    Научные цели

    • Изучить ранее неизведанный строительный блок формирования планет: железные ядра.
    • Загляните внутрь планет земной группы, включая Землю, непосредственно изучив внутреннюю часть дифференцированного тела, которое иначе нельзя было бы увидеть.
    • Исследуйте мир нового типа. Впервые исследуйте мир, сделанный не из камня и льда, а из металла.

    Научные цели

    • Определить, является ли Психея ядром или это нерасплавленный материал.
    • Определите относительный возраст участков поверхности Психеи.
    • Определите, содержат ли небольшие металлические тела те же легкие элементы, которые ожидаются в ядре Земли под высоким давлением.
    • Определите, была ли Психея сформирована в более окислительных или более восстановительных условиях, чем ядро ​​Земли.
    • Охарактеризовать топографию Психеи.

    Scientific Instruments and Investigations

    • Multispectral Imager
    • Gamma Ray and Neutron Spectrometer
    • Magnetometer
    • X-band Gravity Science Investigation

    Deep Space Optical Communication (DSOC)

    The Psyche mission will испытать сложную новую технологию лазерной связи, которая кодирует данные в фотонах в ближнем инфракрасном диапазоне (а не в радиоволнах) для связи между зондом в глубоком космосе и Землей. Использование света вместо радио позволяет космическому кораблю передавать больше данных за заданный промежуток времени. Команда DSOC базируется в Лаборатории реактивного движения.

    Подробнее | 16 Психея – Исследование Солнечной системы НАСА

    Астероиды, кометы и метеоры › Астероиды › 16 Психея

    Обзор

    Одна из самых интригующих целей в главном поясе астероидов, Психея — гигантский богатый металлами астероид, находящийся примерно в три раза дальше от Солнца, чем Земля. Его средний диаметр составляет около 140 миль (226 километров) — примерно одна шестнадцатая диаметра земной Луны или примерно расстояния между Лос-Анджелесом и Сан-Диего.

    Психея может быть частичным ядром разрушенного планетезималя — маленького мира размером с город или маленькую страну, которая является первым строительным блоком планеты. Если это так, то астероид Психея может предложить внимательное изучение внутренней части планет земной группы, таких как Земля, которая обычно скрыта под слоями мантии и коры.

    Астрономы на Земле изучали Психею в видимом и инфракрасном диапазонах, а также с помощью радара, что позволяет предположить, что Психея имеет форму картофеля.

    Psyche вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером на расстоянии от 235 миллионов до 309 миллионов миль (от 378 миллионов до 497 миллионов километров) от Солнца. Это от 2,5 до 3,3 астрономических единиц (а.е.), где 1 а.е. — это расстояние между Землей и Солнцем. Психике требуется около пяти земных лет, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца, но для одного оборота вокруг своей оси требуется чуть более четырех часов (Психический «день»).

    Разведка

    Этот интригующий астероид теперь является основной целью запланированной НАСА миссии Psyche. Космический корабль «Психея» предназначен для путешествия к астероиду с использованием солнечно-электрической (малой тяги) силовой установки после облета Марса и гравитации.

    Художественный концепт космического корабля «Психея». Кредит: Максар/АСУ/П. Рубин/НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт

    Оказавшись на орбите, космический корабль нанесет на карту и изучит Психею с помощью мультиспектрального формирователя изображений, гамма- и нейтронного спектрометра, магнитометра и радиоприбора (для измерения гравитации). Цель миссии, помимо прочего, состоит в том, чтобы определить, действительно ли Психея является ядром планетезималя.

    Как астероид Психея получил свое название

    Психея была открыта итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом 17 марта 1852 года. Он назвал астероид в честь Психеи, греческой богини души, которая родилась смертной и вышла замуж за Эроса (римского Купидона). ), бог Любви.

    Дополнительные ресурсы

    Страница миссии Аризонского государственного университета

    Страница миссии JPL Psyche

    Страница миссии NASA Psyche

    Блог миссии Psyche

    Twitter @MissionToPsyche

    30 Facebook

    30 Facebook

    30

    Обнаружен: 17 марта 1852 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *