Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Глухой мягкий согласный: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Перед какими буквами согласные всегда мягкие. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Фонетика — дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама — мячик, лоза — лёд, вышка — вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными:

шомпол — шелест — шик, жуткий — жидкий — жестяной, цена — цирк — царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка — чащоба — чистка, щёки — щуриться — щебень, йот — йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки — всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой — с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию — кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами — красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки — таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов:

соленье — лакей — ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, — короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править — воля — лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат — роль — топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь — соня — сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики — и всё обязательно получится.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь.

Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево — твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ — КИТ.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];

Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Как надо действовать во время письма слов:

— Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш] [х] [х»] [ч»] [щ»]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж]

Глухие [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие [х] [х»] [ч»] [щ»]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б»] [в»] [г»] [д»] [з»] [к»] [л»] [м»] [н»] [п»] [р»] [с»] [т»] [ф»] [х»]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч»] [щ»] [ й» ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч»] [щ»]

Свистящие согласные

[з] [з»] [с] [с»] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] — непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка — 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить с новой буквой и звуком /ц/
  2. Формировать навыки чтения
  3. Способствовать развитию фонетического слуха
  4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока

1) Приветствуя гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и заселим ее в один из свободных домиков на нашей ленте букв, а их осталось только пять.

Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрички
Весь день гостей встречают,
Нектаром угощают. (Цветы )

Правильно. Вот эти цветы я буду дарить вам за правильно выполненные задания. /Учитель показывает разноцветные цветы, на оборотной стороне каждого цветка напечатана буква/

Произнесем слово « цветы», выделив первый звук.

Какой первый звук? (Ц)

Он согласный или гласный?

Звук /ц/ мягкий или твердый?

Он имеет младшего братца?

Звук /ц/ звонкий или глухой? Можем произнести его без голоса? Слышим только шум, поэтому этот звук… (глухой )

Звук /ц/ парный или непарный.

Итак, что мы узнали о звуке /ц/? Какой он? (Звук /ц/ согласный, твердый, глухой, непарный).

Хорошо, поздравляю, вы получаете первый цветок . /Учитель прикрепляет его на доску/

2) Следующее задание: запомните слова со звуком /ц/, доскажите словечко.

Цветет у птичницы цветок-
Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
— Цветок, ты кто?
(— Цыпленок! )

Какие слова со звуком /ц/ вы услышали? (Цветок, цыпленок, цветет, птичница ).

Что вы можете сказать о словах «цветок», «цветет». (Это однокоренные слова ).

Продолжите ряд: цветок, цветет (зацветать, цветник, цветовод, цветочница… )

Ребята, чем занимается птичница? (Выращивает птиц ).

Каких домашних птиц птичница может выращивать? (Уток, кур, гусей, индюшек ).

Сейчас я превращаюсь в птичницу. А вы в цыплят. Как я должна вас позвать? (Цып, цып, цып)

Цып, цып, цып. Бегите ко мне.

Вы получите зернышко, если назовете слово со звуком /ц/ и скажите, в какой части слова он находится. (Цифра- звук/ц/ находится в начале слова…)

А теперь по местам мои цыплятки, много слов вы знаете со звуком /ц/, получите второй цветок.

3) Звук /ц/ на письме обозначается буквой «Ц». На что похожа буква «Ц»?

Я предлагаю выучить такое стихотворение:

Вот какая буква «Ц».
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Выложим букву «Ц» из палочек.

Какую букву выкладываем?

Повторим стихотворение.

А теперь поселим букву «Ц» в домик./Работа с лентой букв. Учитель предлагает поселить новую букву в пустующие домики. Дети, рассуждая, определяют домик для буквы «Ц»./

Пока вы убираете палочки, я прикреплю для вас цветок.

4) Буква «Ц» дружит с гласными буквами, образуя слияния. Давайте прочитаем их.

Какое из этих слов трехсложное? (улица) Почему? (3 слога, З гласные буквы)

Какое из этих слов лишнее? (1 вариант: птицы — множественное число, остальные слова стоят в единственном числе; 2 вариант: юла — нет буквы «Ц», все остальные имеют букву «Ц»)

Подберите схему к слову юла. (Схема № 2) Проверим (Ю-ла, слово состоит из двух слогов; второй слог ударный; первый слог состоит из слияния согласного звука «й» с гласным «у», второй слог — из слияния согласного звука «л» с гласным « а»)

Все выполнили верно. Я дарю вам еще один цветок.

5) А сейчас вы сами составите звуковую схему слова. Какого? Узнаете, отгадав загадку:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля )

/Один ребенок у доски, а все остальные на местах делают звуковой анализ слова, составляя звуковую схему./

Сколько всего в слове звуков? (5 звуков)

Звуки обозначаются на письме буквами. Запишем это слово. Откройте кассы букв. (Звук /Ц/ обозначается на письме буквой «Ц»…)

Молодцы. Дарю вам цветок.

Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем?

Физминутка

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

6) У буквы «Ц» купив билет,
Мы побываем в цирке.
Там медведь ведет мотоциклет,
А цапли – пассажирки.

Откройте учебник /В.Г.Горецкий» Русская азбука»/ по закладке. Переверните страницу (стр.174)

Рассмотрите иллюстрацию. И ответьте на вопрос: как называется круглая площадка в центре цирка, где дается представление? (Арена)

Расскажите, что происходит на арене? / Звучит музыка « Парад – алле». Затем она приглушается и на ее фоне дети говорят составленные по иллюстрации предложения/

На следующей странице текст. Посчитайте, сколько в нем предложений? (4)

Прочитаем этот текст.

Какое по интонации последнее предложение? (Восклицательное ).

А три предыдущие? (Повествовательные ).

Как озаглавим это текст?

Ответьте на вопросы к тексту:

  • Что делают собачки в цирке?
  • Чем занимаются тигры?
  • Что сказано о медведях?

Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать дрессировщик, чтобы научить животных таким трюкам?

Ребята, кто из вас был в цирке? Расскажите о своих впечатлениях.

Вы получаете очередной цветочек.

Физминутка .

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

7) Очень любил цирк и Самуил Яковлевич Маршак. Он написал интересное стихотворение. Прочитаем его на станице 176. Ребята, какие вам встретились непонятные слова в этом стихотворении?

(Гастролер, канатоходец, жонглер) / Учитель выставляет карточку со словом, дети хором по слогам читают его, затем учитель объясняет значение этого слова/

Гастролер — артист, дающий представления, переезжая из города в город.

Канатоходец — артист, выполняющий номера на высоко натянутом канате.

Жонглер — цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака еще раз хором.

Молодцы. Вот вам еще один цветочек.

8) Ну, что ж, большую работу вы выполнили на уроке. Об этом свидетельствует большое количество цветов. Сколько их, посчитайте.(7)

С какой новой буквой вы познакомились на уроке?

Сколько звуков она обозначает? Назовите его.

Дайте характеристику звуку /ц/

Я вам открою секрет. Цветы наши необычные, волшебные./ Учитель переворачивает каждый цветок по очереди. / На каждом из них есть буква. Прочитайте, какое слово из цветов получилось? (МОЛОДЦЫ)

Да, вы сегодня молодцы. Все хорошо работали на уроке.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Добрый день, друзья мои.

Сегодня я нашёл листок, на котором было написано маленькое стихотворение. Я уверен, что это работа Вируса Ошибкина. Почему я так думаю? А вот прочтите и убедитесь в этом сами.

Всесильный старый мак пошёл на лук,

нашёл там алый маг и горький луг.

Затем, на землю бросив толстый пруд,

наш мак в отчаянье побрёл на прут.

Ох, я догадываюсь, почему старый маг пришёл в отчаяние.

Наш Вирус, как всегда, всё перепутал написал не те согласные буквы в конце некоторых слов. Даааа, когда кто-то пишет так безграмотно, трудно понять, что он имеет в виду, и можно довести до отчаяния даже всесильного мага. Надо исправить все ошибки Вируса. И мы это обязательно сделаем. Но прежде, друзья мои, давайте вспомним некоторые моменты из того, что вы знаете о согласных звуках.

Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.

Звуки, состоящие из голоса и шума, называются звонкими, а те звуки, которые состоят только из шума, называются глухими.

Вы уже знаете, что звуки, которые обозначены буквами Бэ, Пэ, Вэ, эФ, Гэ, Ка, Дэ, Тэ, Же, Ша, Зэ, эС являются парными по звонкости-глухости.

С этими согласными надо быть очень внимательными. Ведь иногда одна и та же согласная буква может обозначать разные звуки – звонкие и глухие. И, наоборот, один и тот же звук в разных словах может обозначаться разными буквами.

Возьмём, к примеру, слова из записки нашего Ошибкина: мак и маг. Вы слышите, произносятся они одинаково, в конце каждого из них мы слышим звук [к]. Но пишутся слова по-разному. Если мы имеем в виду волшебника, то в конце слова маг пишется буква Гэ. Ведь он называется магом потому, что владеет магией. Маг и магия – однокоренные слова. В однокоренных словах корень должен быть одинаковым.

А вот название цветка, мак, пишется с буквой Ка. Допустим, цветок не один, а их несколько. Тогда это уже маки, и мы явственно слышим звук [к’].

Чтобы в корне слова правильно обозначить буквой парный по звонкости-глухости согласный звук, надо изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы после этого согласного стоял гласный. Что мы и сделали. К слову маг-волшебник подобрали однокоренное слово магия. А слово мак-цветок изменили так, чтобы оно вместо одного цветка обозначало несколько таких же цветов.

Если после согласного стоит гласный, он поддерживает согласный, придаёт ему силы. Согласный перед гласным находится в сильной позиции, то есть мы пишем то, что слышим.

Давайте проверим остальные слова из листочка Ошибкина.

Луг и лук. Гулять можно на луГУ, но там не увидеть горького луКА.

Следующая пара слов – пруд и прут.

Подойти можно к пруДУ, а держать в руке пруТИк.

Вот теперь мы исправили ошибки на этом листочке, и всё сразу встало на свои места.

Всесильный старый маг пошёл на луг,

Нашёл там алый мак и горький лук.

Затем, на землю бросив толстый прут,

Наш маг в отчаянье побрёл на пруд.

Кстати, парные согласные могут стоять не только в конце слова, но и в середине, как, например, в словах шубка, шапка, варежки. Что мы слышим в середине слова шубка? Звук [п]. Проверяем словом шуБа. Значит слово шубка пишется с буквой Б. В слове шапка тоже слышим звук [п]. Проверяем словом шаПочка. В слове шапка пишется буква П. Слово варежки. Слышим звук [ш]. Проверяем. Нет вареЖек. Значит, надо писать букву ж.

А ты, Ошибкин, запомни! Если хочешь, чтобы люди понимали тебя, писать надо грамотно!

Чтобы в корне слова правильно обозначить буквой парный по звонкости-глухости согласный звук, который стоит в конце слова или перед другим согласным, надо изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы после парного согласного стоял гласный.

Ну вот, с парными по звонкости-глухости согласными мы вроде бы разобрались. Но сейчас я хочу вновь обратить ваше внимание на стихотворение Ошибкина. Там встречается буква, которая не обозначает звука. Однако роль этой буквы в речи чрезвычайно велика. Вы уже догадались, что это за буква? Ну конечно, это мягкий знак. У мягкого знака не одна, а несколько функций. Посмотрите на слова всесильный и горький. Какая роль здесь отводится мягкому знаку?

Он смягчает согласные, после которых стоит. Как звучали бы слова, если бы не этот скромный знак? Всесилный и горкий. Смешно? А вот если взять, например, слово уголь, то без мягкого знака оно вообще превратилось бы в угол. А банька превратится в банку.

Но вот в слове в отчаянье мягкий знак не только смягчает согласный звук [н’]. Он ещё выполняет и роль разделителя. Он отделяет звук [н’] от звука [и]. И между ними появляется ещё один звук – [й’].

Если мягкий знак в слове стоит после согласной буквы, а за мягким знаком стоит одна из следующих гласных букв: е, ё, ю, я или и, в этом случае гласные обозначают два звука.

Например, варенье, жильё, компьютер, друзья, соловьи.

Хочу обратить ваше внимание на слово КОМПЬЮТЕР. Это слово появилось в нашем языке сравнительно недавно. Английские слова to compute и computer переводятся как «вычислять», «вычислитель». Теперь компьютер – это не только вычислительная машина. При помощи компьютера мы получаем информацию, выполняем разнообразные виды работы, рисуем, играем. Трудно представить современную жизнь без компьютера. Но, конечно, надо научиться правильно писать это слово.

В слове компьютер надо запомнить три буквы – о, разделительный мягкий знак и букву е. КОМ-ПЬЮ-ТЕР. Запомните написание этого слова!

Ну, вот и подходит к концу наш урок. Что же вам надо запомнить?

* Буквы Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С обозначают звуки, парные по звонкости-глухости.

* Парные согласные в корне слов, стоящие в конце слова или в середине перед другим согласным, надо проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после этого согласного стоял гласный.

* Разделительный мягкий знак в корне слов пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. В этом случае гласные обозначают два звука.

Ну а я прощаюсь с вами. До новых встреч, друзья мои!

Как произносится звук /к/: глухой, заднеязычный, смычный согласный

  • Коснитесь мягкого неба (мягкой части нёба) задней частью языка.
  • Резко двигайте языком вниз и коротким выдохом выпускайте воздух.
  • Ваши голосовые связки не должны вибрировать.

Правописание:

  • «к» / «кэ»- король, озеро
  • «с» — банка, хозяйственная
  • «ch»/»che» — персонаж, аче
  • «ск» — удача, пакет
  • «cc» — учетная запись, повод
  • «qu» (обычно произносится /kw/) / «que» — качество, техника

 

ПРОСЛУШАТЬ

слушать_к-.mp3
Загрузить файл

/k/…/k/…/k/…/k/…

поцелуй…кот…удача…сломан

 


Звук /k/ может находиться в следующих группах согласных:

k_initial_clusters.mp3
Загрузить файл

/kr/ («kr», «cr», «chr») — криль, плачь, Рождество
/кл/(«кл», «кл») — klutz, clean
/sk/ («sk», «sc») — скейт, напугать
/скр/ («скр») — крик
/kw/ («qu») — королева, хор
/skw/(«squ») — квадрат

 

  • Конец слога

k_final_clusters. mp3
Скачать файл

/kt/ («ked» / «ched» / «cked») — запеченный, больной, заблокировано
/ks/ («cs» / «ches» / «ques» / «cks») — особенности, боли, приемы, спины
/ск/ («скс») — задание
/скс/ («скс») — риски
/skt/ («sked») — спросил
/rk/ — («rk» / «rc») — темный, дуга
/rks/ («rk» / «rcs») — развилки, дуги

/rkt/ («rked») — работал
/lk/(«lk») — молоко
/лкс/(«лкс»)- туша
/лкс/(«лкед») — balked
/ŋk/ («nk» / «nc») — звено, цинк
/ŋks/ («nks» / «ncs») — ссылки, синхронизация
/ŋkt/ («nked») — поблагодарили

 


Совет по грамматике:
Звук /k/ используется в обычном суффиксе «-ic». Этот суффикс появляется в прилагательных и обычно означает «из» или «относящийся к».

 

gram_k.mp3
Скачать файл

  • потрясающе
  • классический
  • драматический
  • спортивный

 

 

Звук /k/ также используется в суффиксе «-ical», который также встречается в прилагательных и обычно имеет то же значение, что и «-ic». Однако «-ic» и «-ical» могут обозначать слова с разное значение. (Например, «экономический» и «экономический» имеют разные значения, и «комический» и «комический» также имеют разные значения. )

 

gram_k2.mp3
Скачать файл

  • смешной
  • медицинский
  • музыкальный
  • типичный

 

 

СРАВНИТЬ

Сравните /k/ с /g/:

compare_k-g_1.mp3
Загрузить файл

/k/…/g/…/k/…/g/…/k/…/g/…

Они оба остановлены согласные буквы. Однако /k/ — глухой согласный, а /g/ — глухой. звонкий согласный. Когда вы произносите /к/, ваши голосовые связки не должен вибрировать.

 


Вы можете услышать разницу между /k/ и /g/ в этих словах.

compare_k-g_words.mp3
Скачать файл

1. А. может, Б. хорошо
2. А. класс, Б. стекло
3. А. задняя, B. сумка
4. A. фиксатор, B. инжир
5. A. шкафчик, B. регистратор
6. А. Данкли, Б. Дэнкли

 


Теперь сравните /k/ и /h/:

compare_k-h_1.mp3
Загрузить файл

/k/. ../h/…/k/…/h/…/k/…/h/…

Это оба глухих согласных произносятся в задней части рта. Однако /k/ — это небная смычка, а /h/ — гортанный фрикативный звук. Звук /k/ произносится задней частью языка, а звук /h/ произносится с голосовой щелью, которая находится позади вашего языка.

 


Вы можете услышать разницу между /k/ и /h/ в этих словах.

compare_k-h_words.mp3
Скачать файл

1. А. звонок, Б. зал
2. А. комплект, Б. хит
3. А. приезжайте, Б. гул
4. А. повар, Б. крючок
5. А. держи, Б. куча
6. А. ипподром, Б. скаковая лошадь

 

ПРАКТИКА

Прослушайте и повторите эти слова:

words_with_-k-. mp3
Загрузить файл

1. вид
2. банка
3. плач
4. чистый
5. конек
6. экран
7. цитата
8. быстрый
9. выжать
10. удача 9 0003

11. кора
12. молоко
13. спасибо
14. исправление
15. пекарь
16. сокол
17. коробки
18. щекотка
19. фон 900 53 20. исчисление

 


Теперь потренируйтесь /k/ в предложениях. Сначала произнесите слова, а затем предложения.

предложения_с_-k-.mp3
Загрузить файл

1.  спасибо – добрый – поощрение
Спасибо за ваше любезное поощрение.
2. может — парк — крытый
Мы можем припарковаться в крытом гараж.
3. обмен («x» = /ks/) — карты — Рождество
Они обмениваются открытками и подарками для Рождества.
4. чистая кухня — готовить
Пожалуйста, убирайте кухню после Вы готовите.
5. стек – ящики («x» = /ks/) — угол
Сложите коробки угол.
6. исчисление — учебник («x» = /ks/) — класс
Мне нужен учебник по математике для моего класса.

 

Чтобы попрактиковаться в разных вариантах английского языка, выберите другой родной английский язык. докладчика, нажав на одну из ссылок ниже:

  • Мужской 1 (Средний Запад США — Сент-Луис) — слова, предложения
  • Мужской 2 (Средний Запад США – Айова) – слова, предложения
  • Мужской 3 (Средний Запад США) – слова, предложения 
  • Женщина 1 (Северо-Восток США) — слова, предложения
  • Женщина 2 (юго-восток США) – слова, предложения

Eriberto Do Nascimento

Eriberto Do Nascimento имеет докторскую степень. в области разборчивости речи и искусственного интеллекта и является основателем Академии английской фонетики

.

Английское произношение, Урок 24 — Звуки Т и Д

Английский Произношение, Урок 24

Назад Урок | Список уроков | Следующий урок

Т и Д звуки часто изучаются как пары, потому что оба звука являются смычными согласными. Они произносятся похожим образом, но звук Т глухой. а звук Д озвученный. Что все это значит? Читай дальше что бы узнать.

Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с пошаговыми правилами, историями и упражнениями для тренировки всех английских времен




Как произносить звуки Т и Д Глухой (глухой) T звук (ИПС символ: т ) можно найти в английских словах, таких как it, got, шляпа, игрушка, топ, поздно, и масло.

(Важно отметить, что существует несколько различных способов сделать звук Т. В этом уроке мы изучаем истинный звук Т. Этот это самый распространенный способ произнести звук Т. Если вы хотите изучить другие способы сделать звук Т, видео на этой странице расскажет вам больше.)


Озвученный D звук (ИПС условное обозначение: д ) можно найти в английских словах, таких как папа, делать, сделал, грустный, сказал, и сделал.

Звонкие и глухие звуки

В английском языке мы используем много звонких звуков. Это значит что голосовые связки вибрировать, когда вы произносите этот звук. Звук D звонкий, потому что голосовые связки вибрируют, когда вы произносите звук.

Звук Т глухой или глухой, потому что вокал шнуры не вибрируют, когда вы издаете звук. Вместо этого мы используем струйку воздуха, чтобы издать звук.

Стоп согласные

Звуки Т и Д следует изучать вместе, потому что они оба являются смычными согласными, сделанными в одном и том же часть рта. Стоп согласные образуются, когда поток воздух через рот задерживается языком или губами. Это вызывает скопление воздуха. При выпуске воздуха образуется маленький, взрывной звук.

Чтобы сделать T и D звуки, ваш язык останавливает поток воздуха в передней части ваш рот. При обоих этих звуках кончик языка давит против задней части ваших верхних зубов. Стороны вашего языка также нажмите на верхние боковые зубы, чтобы остановить поток воздуха. Есть больше воздуха выпущено для T звук, и меньше воздуха выделяется для звука D.

Другие смычные согласные включают

  • Звуки P и B (Урок 18)
  • K Звук (детский, замок)
  • Hard G Sound (баг, получить)
Звуки Т и Д очень похожи. Легче всего узнать различия между этими два звука, наблюдая и слушая, как кто-то их произносит. Смотреть это круто видео с Рэйчел на английском языке, чтобы услышать и увидеть различия между Т и звуки Д. (Обратите внимание, что Рэйчел показывает несколько разных способов сделать звук Т.)

Разве Рэйчел не делает потрясающую работу, показывая различия между этими двумя звуками? Теперь вам пора потренироваться произнесение каждого звука.


Практика звонкий звук D

Практика звонких Звук D, произнося эти слова. Держите лист бумаги или руку перед ртом, чтобы убедиться, что вы произносить согласные и не использовать дуновение воздуха. Бумага не должна много двигайтесь, когда издаете звонкий звук.

  • папа

  • до
  • сделал

  • собака
  • безумный
  • грустный

  • плохой

  • сделано
  • громко
  • и


Теперь потренируйтесь глухой звук Т

Использование лист бумаги, чтобы практиковать глухой звук Т. Когда ты говоришь это звук, вы должны выпустить струйку воздуха изо рта, которая двигает бумага. Ваши голосовые связки не должны вибрировать.

    от
  • до
  • топ
  • это

  • получить

  • горячий
  • горшок

  • от
  • до
  • сливочное масло
  • позже
  • что
Наконец, тренируйте звуки бок о бок

Не забывайте произносить звук «ре» и используйте затяжку воздуха для звука Т!

от
Д Т
до
до
сделал до
плохой летучая мышь
и муравей
грустный сб

Вызов слов!

Эти слова имеют оба звучит! Практикуйте их медленно.

Звук Т находятся в синем цвете. Д звуки выделены зеленым цветом.

  • сегодня
  • вторник

  • Суббота

  • точка

  • пробовал
  • диета
  • дата
  • в розыске
А теперь произнесите эти предложения вслух.
 
Звук Т находятся в синем цвете. Д звуки выделены зеленым цветом:

1) Получить это вниз.

2) Это сегодня было жарко.

3) Что сделал она делает в вершина?

4) Сделал это останавливаться в дно?

5) Дэн и Тина имел свидание во вторник.

Не забывайте практиковать эти два звука вместе, чтобы вы могли узнать их отличия!

Идем дальше…

Список уроков

Получайте обновления, специальные предложения и ресурсы на английском языке

Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ ПОДАРОК ​​(первые две главы из

Книга рассказов на английском языке и рабочая тетрадь )
, как только вы присоединитесь!

Отправляя свой адрес электронной почты, вы даете согласие на получение от нас обновлений и информационных бюллетеней, а также на передачу ваших личных данных третьим лицам для отправки вам сообщений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *