Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Глухой твердый согласный звук: твердые и мягкие, сонорные, шипящие, свистящие

Содержание

твердые и мягкие, сонорные, шипящие, свистящие

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Звонкие и глухие согласные звуки


Ответы к стр. 10 — 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

 Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч — [ч’]        м — [м], [м’],      й — [й’]      т — [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б — п
в — ф
г — к
д — т
ж — ш
з — с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с.

11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,

А пёс бульдог по кличке Дог —
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка — чáшка           укá[с]ка — укáзка
лó[ш]ка — лóжка            кá[с]ка — кáска
лá[ф]ка — лáвка             лó[к]ти — лóкти
кó[ф]та — кóфта             кó[к]ти — кóгти
шá[п]ка — шáпка            лó[т]ка — лóдка
шý[п]ка — шýбка            щё[т]ка — щётка


  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта — словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка).  

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóль

зкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ — дубы́, я́годка — я́годы.
Лóвкий — лóвок, бли́зкий — бли́зок.
Лóжка — лóжечка, булáвка — булáвочка.
Прóсьба — проси́ть, сторóжка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова —  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лу

к.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу!Проверяю!Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
де
ревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Как произносится согласная /s/: глухая, альвеолярная, щелевая

  • Дотроньтесь кончиком языка до альвеолярного отростка (твердого места за верхними зубами).
  • Выдохните и дайте воздуху выйти изо рта. Это должно создать шипящий звук.
  • Ваши голосовые связки не должны вибрировать.

 

Правописание:

  • «с» – сын, пост
  • «се» — дом, база
  • «сс» — пропустить, урок
  • «с» (+ i/y/e) – корица, церемония
  • «ce» — один раз, место
  • «сбн» (+ i/y/e) – ножницы, сцена
  • «ст» (не часто) — слушай, спеши

 

Примечание. Написание «x» (как в fix, boxs, Mexico) произносится как /ks/.

 

ПРОСЛУШАТЬ

listen_to_-s-.mp3
Скачать файл

/s/…/s/…/s/…/s/…

сидеть…гонка…неподвижно…урок

 

 

 
Звук /s/ может быть частью следующих групп согласных: 

0

s_initial_clusters.mp3
Загрузить файл

/sp/ («sp»)- spin
/sl/ («sl»)- slip
/st/ («st») — stare
/sk/ («sk» / «sc ”) — кататься, пугать
/sw/ («sw») — плыть
/sm/ («sm») — улыбаться
/sn/ («sn») — снег
/spl/ («spl») — разделяться
/spr/ («spr») — весна
/str/ («str») — улица
/skw/ («squ») — кальмар

 

  • Конец слога

s_final_clusters. mp3
Загрузить файл

/sp/ («sp»)- wasp
/sps/ («sps») — lisps
/st/ («st») — потерянный
/sts/ («sts») — hosts
/ск/ («скс») — задача
/кс/ («кс» / «кскс» / «х») — смотрит, заправляет, факс
/скс/ («скс») — маски
/ŋкс/ ( «нкс») — думает
/лкс/ («лкс») — шелка
/тс/ («тс» / «ттс») — хиты, ватты
/лц/ («лц») — плавки
/нтс/ («нц») — штаны
/стс/ («стс») — гнёзда
 («мпс») — комки
/фс/ («фс» / «ффс») — пруфы, сниффы

/пс/ («пс» /»пес» / «pps» / «ppes») — губы, надежды, приложения, степи
/lps/ («lps») — подсказки
/mps/
/lfs/ («lfs») — заливы
/θs/ («ths» ) — вдохи
/dθs/ («dths») — ширины
/ndθs/ («dths») — тысячные
/fθs/ («fths») — квинты
/lfθs/ («lfths») — двенадцатые доли
/tθs/ («ths») — восьмые
/ksθ/ («xths») — шестые
/ksθs/ («xths») — шестые


 
Грамматический совет:
отмечайте существительные во множественном числе, притяжательные существительные и глаголы в 3-м лице единственного числа в настоящем времени. Окончание -s произносится /s/ после большинства глухих согласных (/p/, /t/, /k/, /f/, /θ/).

грамматика_-s-.mp3
Загрузить файл

  • Существительные во множественном числе: кошки, книги
  • Притяжательные существительные: книга Мэтта, столица Дании
  • Глаголы 3-го лица единственного числа: он смеется, она помогает

Сравнение

Сравнение/с/с/z/:

Compare_S-Z_1.MP3
Загрузить файл

/s/…/z/…/s/…/z/…/s/…/z/…

Оба этих звука — альвеолярные, фрикативные согласные. Однако /s/ — глухой согласный, а /z/ — звонкий согласный. Если вы произносите /s/, ваши голосовые связки не должны вибрировать. В конце слова гласная перед /s/ короче гласной перед /z/.

 

 

Вы можете услышать разницу между /s/ и /z/ в этих словах.

compare_s-z_words.mp3
Загрузить файл

1. A. sip, B. zip
2. A. sue, B. zoo
3. A. автобус, B. buzz
4. A. свободный, B. потеряный
5. A. пирс, Б. сверстники
6. А. дозы, Б. дозы

 


Теперь сравните /s/ и /ʃ/:

_s0047
Загрузить файл

/s/…/ʃ/…/s/…/ʃ/…/s/…/ʃ/…

Обе эти глухие щелевые согласные. Однако / s / – это альвеолярный фрикативный звук, а /ʃ/ – альвео-палатальный фрикативный звук. Когда вы произносите /s/, ваш язык выдвигается немного дальше, чем когда вы произносите /ʃ/.

Вы можете услышать разницу между /s/ и /ʃ/ в этих словах.

compare_s-sh_words.mp3
Загрузить файл

1. А. глоток, Б. корабль
2. А. посеял, Б. показал
3. А. массу, Б. месиво
4. А. ржавчину, Б. понесло
5. А. арендует, Б. поводки
6. A. Parcel, B. Частичный

Практика

Слушайте и повторяйте эти слова:

words_with_-S-.MP3
Загрузить файл

1. юг
2. сфера
3. сон
4. пространство
5. улица
6. весна
7. улыбка
8. догадка
9. стол
10. последний

11. топы
12. давай
13. сообщение
14. аспект
15. побег
16. интересно
17. особенно
18. астрономия
19. ошибаюсь 9001 недоверие 90.1 недоверие 90.61 20.

 


Теперь попрактикуйтесь в использовании /s/ в предложениях. Сначала произнесите слова, а затем предложения.

предложения_с_-s-.mp3
Скачать файл

1. отправлено – сообщение – человек
Я отправил сообщение не тому человеку.
2. перекресток – улица – перекресток
Вы должны перейти улицу на перекрестке.
3. пропустил – последний – спит
Я пропустил ваш звонок прошлой ночью, потому что спал.
4. астрономы – изучают – космос
Астрономы изучают космическое пространство.
5. выглядит – снаружи – снежно
Погода снаружи выглядит снежной.
6. класс – встречает – шесть (x = /ks/)
Наш класс собирается в шесть часов.

 

Чтобы попрактиковаться в разных вариантах английского языка, выберите другого носителя английского языка, нажав одну из ссылок ниже:

  • Мужской 1 (Средний Запад США — Сент-Луис) — слова, предложения
  • Мужской 2 (Средний Запад США — Айова) — слова, предложения
  • Мужской 3 (Средний Запад США) — слова, предложения
  • Женщина 1 (Северо-Восток США) – слова, предложения
  • Женщина 2 (юго-восток США) – слова, предложения

Эриберто-ду-Насименто

Eriberto Do Nascimento имеет докторскую степень. в области разборчивости речи и искусственного интеллекта и является основателем Академии английской фонетики

.

Трудные согласные звуки в английском языке

Рассмотрим пять проблем в произношении согласных, характерных как минимум для носителей восточнославянского языка.

1) Незвонкие звуки в конце слова

Если слово оканчивается на д, ж, б, з или паттерн, который имеет один из этих звонких звуков, очень важно не сделать его безмолвным. Иначе мы можем услышать совсем другое слово!

LE D /D / — LE T /T /

LA G /G / — LA CK /K /

BU ZZ /Z / — BU S /с. /

2) Путают /v/ и /w/

Буквы v и w имеют два разных звука . При произнесении /w/ губы выдвигаются вперед и округляются. При произнесении /в/ нижние губы слегка отодвинуты назад или против верхних зубов. Давайте послушаем пары слов:

V ERSE W ORSE

V ET W ET

V AIN W AYNE

3) Проинюзиация R

5110. r:

  • имеет свое уникальное произношение на английском языке, которое следует тренировать
  • мы не произносим r после гласных

В ударном слоге гласный + r может иметь три звука:

ɑ: p ar k

ɜ: b ir d, s ur f, h er d, l ear n

ɔ: l or d, f our

Бесстранный ER, OR, UR, становятся ə (Schwa Sound)

Rath ER , Comput ER , Direct или , SULPH UR

4) неправильно произрачное TH

для правильного произношения / / θ/ (как в think) и /ð/ (как в этом) кончик языка должен лежать между зубами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *