Отрицание – гнев – торг – депрессия – принятие. Редакция 66.RU в пяти стадиях психического карантина — новости о здоровье в Екатеринбурге
Марина Шулева, PR-директор:
— Гуляю по стадиям, как по большому парку аттракционов, каждый раз обходя стороной отрицание. Видимо, на этот аттракцион до сих пор слишком большая очередь. Больше всего мне, конечно, нравится карусель «Принятия». Но билет на нее слишком дорогой, а катание — слишком короткое.
Поэтому подсознание все чаще тащит меня на аттракцион «Депрессия». Она похожа чем-то на «Паровозик из Ромашково» в ЦПКиО: ржавый маленький поезд, покрашенный яркими красками, поскрипывая, медленно тащится по кругу под одну и ту же песенку, от которой через 10 минут начинает подташнивать. Дешево. Сердито. Укачивает. А слезть на ходу — сложно.
Дима Шлыков, главный редактор:
— Застрял в стадии гнева. Ничего не могу с собой поделать. Бесит. Всё. Со стороны это, наверное, не очень заметно. Но во мне беснуются демоны злобы и разрушения. Иногда вырываются наружу. Мне потом за себя очень стыдно. Похоже на какой-то гормональный сбой. Или это просто результат ежедневного подавления эмоций. Но не давить их теперь уже не выйдет. Слишком много накопилось.
Поймал себя на том, что очень хочу хватать предметы и швырять их в стену. Пока сдерживаю себя и даже пытаюсь направить своих демонов в мирное русло. Подумал, что я ведь не один такой, и сообразил вместе с демонами крутую (нет) бизнес-идею в элит-сегменте. За много денег по фотографиям заказчика в условно пустом помещении в точности воспроизводим интерьер его квартиры. А потом запускаем его туда на два часа и разрешаем делать все, что он захочет: бить, рвать, крушить, ломать, пинать и терзать. Думаю, будет пользоваться спросом. И чем дольше карантин, тем выше будет спрос.
Саша Морозова, журналист:
— Неделю назад написала сестре, что у меня депрессия. Именно в контексте пяти стадий принятия. Спустя неделю, кажется, началось принятие. Во всяком случае я рада, что у меня пока есть работа, за которую платят, и есть страх ее потерять. Мда… судя по тому, как мрачно я все это описала, и по тому, что радуюсь работе, у меня все-таки депрессия.
Оля Корюкова, гуру SMM:
— Все, что я испытываю во время самоизоляции, — облегчение. Серьезно. Как верно заметил комик Идрак Мирзализаде: «Наконец-то не один я стою на месте». Не нужно больше париться из-за того, что загранпаспорт пылится на полке, а я за целый год так и не дошла до бассейна. Легитимно просираю свою жизнь
Даша Немчанинова, журналист:
— Весь мой режим самоизоляции состоит из трех стадий — гнев, депрессия и принятие. И чаще всего меня болтает на протяжении дня от состояния к состоянию. Вот в данный момент я на стадии принятия. Кажется, что привыкла к тому, что происходит вокруг. Нашла какие-то плюсы в происходящем. Мне даже нравится, что день проходит по одному и тому же графику: в одно и то же время вставать, завтракать, работать, делать зарядку, ходить в магазин, ложиться спать. Все понятно и спокойно. Но это сейчас.
Периодически наступает депрессия, когда не хочется вообще ничего. Такая апатия, что приходится заставлять себя что-либо делать. А иногда чувствую гнев: «О, боже! Да как меня заколебал этот коронавирус и карантин! Почему я не могу пойти и поехать, куда хочу? Как ужасно ходить в маске в магазине, когда страшно чешется нос!» В такие моменты я просто жду, когда снова все внутри меня успокоится и придет то самое спокойное «принятие» ситуации.
Леша Земляков, журналист:
— У меня не было ни отрицания, ни тем более гнева. Было сразу принятие. Наверное, это тот случай, когда отношусь к происходящему философски. Не скажу, что испытываю эсхатологический восторг, но не уверен на 100%, что хочу скорейшего завершения карантина. Уникальная и очень интересная ситуация (в первую очередь с точки зрения поведения людей), несмотря на весь ее ужас. И, уверен, мы долго ее будем вспоминать и анализировать. Скажете, я сошел с ума? Вроде нет. Да, это определенно принятие.
Кирилл Зайцев, журналист:
— Это определенно принятие. Правда, с посылом: «Ну, а […] (используется синоним слову чего, — прим. ред.) делать».
Полина Дикушина, гуру SMM:
— Я начала с принятия. Когда стало ясно, что мы уходим на удаленку и самоизоляцию, я отнеслась к этому абсолютно спокойно. Понимала неизбежность и видела, как это все работает в других городах/странах. Подготовилась и попыталась извлечь максимум пользы для себя. Начала больше готовить, чаще тренироваться дома и делать вид, что вообще ничего не изменилось.
А потом до меня дошло, что все это тяжело и страшно, а главное — надолго с нами. И сразу улетела в стадию «депрессии», которая очень плотно со мной. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни — это все про меня сейчас. Другие стадии даже по касательной не задела. Это плохо? Просто ужасно. Не знаю, чем бы все это закончилось для меня, если бы работа не занимала большую часть жизни.
Полина Павлова, выпускающий редактор:
— Эти пять стадий я прохожу каждый день. Новый день — новый круг.
Отрицание — это утро, с первого будильника и до момента, когда я сажусь за ноутбук. Гнев — это до полудня, когда составляются планы на день и становится понятно, сколько боли и страдания будет в этом дне. Торг — самая непродолжительная стадия. Это момент крошечного просветления и надежды, что все будет не так уж плохо. Основную часть дня составляет депрессия. А ближе к 18:00, когда уже совершенно очевидно, что никакая работа не кончится еще несколько часов, наступает принятие.
Артем Очеретин, редактор спецпроектов:
— Чтобы не пойти по второму кругу, решил навести уют в стадии «Принятия». Ловите несколько лайфхаков.
- Ровно 60 минут обеденного перерыва экономится благодаря тому, что еда готова и просто ждет за спиной (или в семи шагах от рабочего места — у кого как). Тратьте 10 минут на еду и 50 — на прогулку вокруг дома. Неважно, сколько кругов. Важны антисептик в кармане и маска на лице.
- Ровно в 18:00 меняем офисное кресло на жесткую табуретку. Гарантированно не залипните за компом до полуночи.
- Ой, уже 20:00 и жопа стала неуютно квадратной? Выключайте комп, больше вы не друзья. Глядите-ка, что он с вами сделал, ой-ой-ой!
- Вычитал где-то, что любая новая задача с удовольствием подождет пять минут, пока я делаю планку. Ожидание: «Задача — Планка — Задача — Планка — Задача — Планка». Реальность: «10 задач — бутерброд».
А на какой стадии сейчас вы?
Расскажите нам в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Instagram или в нашем telegtam-чате
Как мы реагируем на крушение привычного мира?. «Бумага»
Картинка — это иллюстрация к тому, как отличаются наши ожидания от реальности. Мы можем возвращаться на предыдущую стадию, потом снова идти вперед, потом нас снова бросает назад, на первую, а потом мы резко оказываемся на предпоследней. И из этой предпоследней стадии, когда, казалось бы, конец так близок, мы снова устремляемся в начало, потому что еще что-то там не доделали. Получается клубок, как на картинке.
Что важного я бы добавила к этим пяти основным стадиям — отрицанию, гневу, торгу, депрессии, принятию — применительно к кризису? У многих в кризисе добавляется стадия или фаза недоумения. Люди ее отчетливо регистрируют еще до основных стадий или даже вместо них. У многих сильно выражено именно недоумение и растерянность, то чувство, когда ничего не понятно. А остальные стадии наступают позже — или вовсе не наступают.
В общем, недоумение — одна из распространенных и вполне обычных стадий переживания потери, особенно в кризисе. Когда что-то случилось и сильно нарушило ваши планы и вашу жизнь, вполне ожидаемо, что какое-то время вы не будете ни в какой яркой эмоциональной фазе, а будете довольно растерянны. Как мы помним, запутанность и растерянность — это характеристика самого кризиса. Потому что кризис — это поворотная точка. Мы не знаем, как будет. Мы не знаем, как мы тут оказались и почему нам так тяжело.
Другая стадия, которую я бы добавила к упомянутым пяти, — отчаяние. Это где-то между гневом, депрессией и торгом. Суть отчаяния — это когда растерянность сопровождается очень бурными негативными эмоциями. Примерно так: я не знаю, что делать, и от этого мне очень плохо: ЧТОДЕЛАТЬ ЧТОДЕЛАТЬ АААААА. В отчаянии содержится очень много энергии, в отличие от стадии депрессии. В отчаянии нет злости, в отличие от стадии гнева. То есть это своего рода состояние битья головой об стену в совершенном непонимании того, что же делать дальше.
Еще одна стадия, которую важно добавить к уже названным, — это диссоциация. Некоторые люди переживают внезапные страшные потери и нарушение жизненного уклада, не успевая почувствовать боли, потому что быстро психологически отщепляют весь этот эмоциональный кусок, запаковывают его внутри головы и укладывают на хранение в ментальную кладовку. Симптомом диссоциации является именно то, что человек не чувствует… ничего. Все остальные стадии — про чувства и эмоции. И в отчаянии есть чувства, и в растерянности они есть. А в диссоциации их нет. Это какое-то странное спокойствие, равнодушие, механическое функционирование. Если вы это чувствуете, то, возможно, вы как раз переживаете стадию диссоциации. Как ни странно, это тоже вариант нормы при серьезных потерях и кризисах. Конечно, это травматический механизм, но он не хороший и не плохой, он просто такой, какой есть.
Теперь немного уточню про уже описанные стадии. Например, стадия отрицания — это не всегда «этого не существует», на самом деле отрицание устроено чуть сложнее. Некоторые люди, например, говорят и думают так: «Я просто хочу, чтобы всё стало так же, как раньше. Я просто хочу, чтобы всё вернулось, и мы бы продолжили с того места, на котором всё пошло не так». Это тоже отрицание, только более продвинутый вариант. Для полного отрицания реальности в виде идеи «этого не существует» мы всё же должны быть немножко сумасшедшими, а мы ведь не сумасшедшие. Мы видим, что да, кризис, мы всё понимаем, но у нас есть такое вот сложное отрицание, выражаемое в явно ощущаемом желании: «Я просто хочу, чтобы всё вернулось назад. Я просто хочу, чтобы всё стало как было. Я просто хочу, чтобы не осталось никакого следа от того, что сейчас происходит».
У стадии гнева тоже есть продвинутый и усложненный вариант — поиск козлов отпущения. Это значит, что у человека есть злость, которая направлена не туда, куда должна бы. Не на реальные причины кризиса и не на тех, кто виноват (особенно если никто не виноват), не на ситуацию, а буквально на кого угодно. Ищется кто-то, на кого можно все эмоции спустить и назначить стрелочником. Часто это властные структуры, даже если они совсем ни при чем: правительство, какие-то люди в лабораториях, врачи, полиция и т. д. В общем, поиск козлов отпущения — это подвид стадии гнева. Не все люди могут гневаться абстрактно и по делу. Многие понимают, что гневаться им особо не на кого, и тогда они ищут крайних.
От чего зависит, на какой вы стадии?
В первую очередь от того, в какой момент вас застал кризис и какая именно у вас произошла утрата. Насколько то, что вы утратили, было важно для вас? И что именно с вами теперь происходит? Дело в том, что некоторых людей кризис и утрата застают в какие-то странные периоды времени, когда у них нет прямо сейчас никаких целей. Кризис настигает их во время затишья и не рушит никаких жизненных планов, потому что планы ещё не успели созреть, а человек и так был на перепутье. Люди, находящиеся на перепутье, вряд ли будут переживать яркие стадии гнева, отчаяния и т. д. Они могут быть в недоумении, могут быть в депрессии, — и не более того. Они быстро переходят в стадию философского осмысления последствий кризиса и пересборки. Если вы переживали именно так, то это вариант нормы!
А вот если у человека на момент начала кризиса были важные цели и процессы и если всё это было ему очень нужно и ценно, то он или она могут очень быстро оказаться в отчаянии и гневе и в этих стадиях практически всё кризисное время и просидеть. Такие люди почти не могут делать процессинг (от английского processing — «переработка, переваривание») и пересборку матрицы, потому что у них разрушены ключевые опоры и им нужно время на минимальное восстановление.
Последнее, о чем хотелось бы сказать в этой заметке, — это о трех видах ответа на все стадии горя. Допустим, мы худо-бедно приплыли в стадию принятия. Не смирились с действительностью, а начали ее хотя бы мысленно и эмоционально обрабатывать. Дальше есть три возможных выхода из горя:
1. Первый способ выхода — через отрицание или диссоциацию. Человек продолжает хотеть, чтобы всё стало ровно так, как было, и ни следа бы не осталось от того, что произошло. Ни в нем самом, ни в ситуации. В этом случае человек будет всё время ждать: ну когда же, когда же наконец наступит тот момент, когда всё это закончится, когда исчезнут последние знаки утраты и все напоминания о ней. К сожалению, это рискованный вариант. Во-первых, он не содержит в себе реальной переработки произошедшего, а вместо этого многое откладывает в сторону. Во-вторых, ситуация «вернуть всё точно так, как было» после любой мало-мальски серьезной утраты технически невозможна. Любая ситуация, особенно утраты и потери, по определению оставляет след. В-третьих, этот способ отрицает важность произошедшего и те смыслы, которые можно было бы из утраты и своего кризисного опыта извлечь (я имею в виду даже не возможности развития, а более базовые и простые штуки, вроде того же опыта проживания).
2. Второй способ выхода — это виктимизация, поведение жертвы. Человек полностью переключается на то, какой ущерб ему нанесен, на свои потери, на всё то, что он утратил. И дальше на всё реагирует так, словно его непоправимо подмяло, словно он всё еще лежит под бетонной плитой и больше никогда не встанет и не восстановится. У этого способа есть подвид, когда человек ждет к себе особого отношения: всё, он теперь жертва, он никогда не будет прежним, его покалечило так, что он не может жить дальше. Это тоже крайность, преувеличение важности утраты и застревание в ней. Уточню: когда я говорю про преувеличение, то не имею в виду, что утраты на самом деле неважны. Нет, они важны и болезненны, и многих действительно калечит какими-то потерями и утратами. При этом у любой травмы и горя обычно есть конец. Если у вашей травмы и вашего горя нет конца, если вы продолжаете чувствовать себя жертвой и вести себя так, будто навечно поселились под бетонной плитой, то, возможно, незаметно для вас реализуется именно этот способ выхода. Тогда важно поискать, почему так происходит: например, вам не хватило помощи или времени на горевание и переработку нанесенного ущерба (об этом будет дальше).
3. Третий способ выхода — сбалансированный, что-то среднее между первым и вторым. Это горевание, оценка ущерба, гнев и всё по списку, а потом — извлечение из ситуации уроков (если ситуация это позволяет и если хочется), процессинг и пересборка. Наверное, это описание несколько дидактично, но суть в том, чтобы частично все-таки вернуть всё как было, а частично признать повреждения. И чтобы утрата превратилась в эпизод биографии, а не в то, что определяет всю вашу дальнейшую жизнь в негативном смысле.
Я рассказываю об этом именно в начале книги, чтобы вы могли наблюдать за собой и замечать, не заваливает ли вас в какую-то из крайностей, например в первую или во вторую. Если это вовремя заметить, можно откорректировать вектор движения. Важно, чтобы вы не изолировали и не обесценивали свои переживания и, наоборот, чтобы вы в них не упали с головой, как в болото. Важно, чтобы вы смогли пережить горе и ущерб наименее травматичным для вас способом.
Пять стадий горя Элизабет Кублер Росс и Дэвид Кесслер
Сообщение от Дэвида Кесслера
уважаемые этапы умирания для тех, кто в горе. Как и ожидалось, стадии горя будут проявляться по-разному. В нашей книге «О горе и горе» мы представляем адаптированные этапы столь необходимой области горя. Стадии эволюционировали с момента их появления и за последние четыре десятилетия были очень неправильно поняты. Они никогда не предназначались для того, чтобы складывать беспорядочные эмоции в аккуратные упаковки. Это реакция на потерю, которая есть у многих людей, но не существует типичной реакции на потерю, поскольку не существует типичной потери.
Пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — часть схемы, из которой мы учимся жить с тем, кого мы потеряли. Это инструменты, которые помогают нам определить и определить, что мы можем чувствовать. Но они не остановки на какой-то линейной временной шкале в горе. Не каждый проходит их все или в установленном порядке. Мы надеемся, что с этими этапами приходит знание местности горя, что делает нас лучше подготовленными к тому, чтобы справляться с жизнью и потерями. Иногда люди в горе часто сообщают о большем количестве стадий. Просто помните, что ваше горе уникально, как и вы сами.
НОВАЯ КНИГА
В поисках смысла: шестая стадия горя
В этой революционной новой работе Дэвид Кесслер — эксперт по горю и соавтор культовой книги «О горе и горе» вместе с Элизабет Кюблер-Росс — выходит за рамки классической пятерки стадии, чтобы открыть шестую стадию: смысл.
В этой книге Кесслер дает читателям план, как помнить тех, кто умер с большей любовью, чем с болью; он показывает нам, как двигаться вперед так, чтобы чтить наших близких. Взгляд Кесслера является одновременно профессиональным и глубоко личным. Его путешествие с горем началось, когда в детстве он стал свидетелем массовой стрельбы в то самое время, когда умирала его мать. Большую часть своей жизни Кесслер обучал врачей, медсестер, консультантов, полицию и лиц, оказывающих первую помощь, вопросам конца жизни, травм и горя, а также проводил беседы и ретриты для тех, кто испытывает горе. Несмотря на его знания, его жизнь была перевернута внезапной смертью двадцатиоднолетнего сына.
Как эксперт по горю справляется с такой трагической потерей? Он знал, что должен найти способ пережить эту неожиданную, сокрушительную утрату, путь, который прославит его сына. Это, в конечном счете, и было шестое состояние горя — смысл. В книге «В поисках смысла» Кесслер делится идеями, коллективной мудростью и мощными инструментами, которые помогут тем, кто переживает утрату. Подробнее
ОТРИЦАНИЕ Отрицание — первая из пяти стадий горя™️. Это помогает нам пережить утрату. На этом этапе мир становится бессмысленным и подавляющим. Жизнь не имеет смысла. Мы находимся в состоянии шока и отрицания. Мы немеем. Мы задаемся вопросом, как мы можем продолжать, если мы можем продолжать, почему мы должны продолжать. Мы пытаемся найти способ просто прожить каждый день. Отрицание и шок помогают нам справиться и сделать возможным выживание. Отрицание помогает нам контролировать наше чувство горя. В отрицании есть благодать. Это естественный способ впустить внутрь ровно столько, сколько мы можем вынести. Когда вы принимаете реальность потери и начинаете задавать себе вопросы, вы неосознанно начинаете процесс исцеления. Вы становитесь сильнее, и отрицание начинает исчезать. Но по мере того, как вы продолжаете, все чувства, которые вы отрицали, начинают всплывать на поверхность.
ГНЕВГнев — необходимая стадия процесса исцеления. Будьте готовы чувствовать свой гнев, даже если он может казаться бесконечным. Чем больше вы по-настоящему это чувствуете, тем больше оно начнет рассеиваться и тем больше вы исцелитесь. Под гневом скрывается много других эмоций, и вы со временем до них доберетесь, но гнев — это эмоция, с которой мы больше всего привыкли справляться. Правда в том, что гнев не имеет границ. Оно может распространяться не только на ваших друзей, врачей, вашу семью, вас самих и вашего любимого человека, который умер, но и на Бога. Вы можете спросить: «Где здесь Бог? За гневом скрывается боль, твоя боль. Чувствовать себя покинутым и покинутым естественно, но мы живем в обществе, которое боится гнева. Гнев — это сила, и он может быть якорем, придающим временную структуру небытию потери. Сначала горе кажется потерянным в море: никакой связи ни с чем. Затем вы злитесь на кого-то, может быть, на человека, который не был на похоронах, может быть, на человека, которого нет рядом, может быть, на человека, который изменился теперь, когда умер ваш любимый человек. Внезапно у вас появляется структура — ваш гнев по отношению к ним. Гнев становится мостом через открытое море, связью между вами и ними. Это то, за что можно держаться; и связь, основанная на силе гнева, кажется лучше, чем ничего.
ТОРГ Перед потерей кажется, что ты сделаешь все, лишь бы пощадили любимого человека. «Пожалуйста, Господи, — торгуетесь вы, — я больше никогда не буду злиться на свою жену, если вы просто оставите ее в живых». После проигрыша торг может принять форму временного перемирия. «Что, если я посвящу остаток своей жизни помощи другим. Тогда я смогу проснуться и понять, что все это было дурным сном?» Мы теряемся в лабиринте утверждений «Если бы только…» или «Что, если…». Мы хотим, чтобы жизнь вернулась к тому, что было; мы хотим, чтобы наш любимый человек восстановлен. Мы хотим вернуться в прошлое: найти опухоль раньше, распознать болезнь быстрее, не допустить несчастного случая… если бы, если бы, если бы. Чувство вины часто является спутником торга. «Если бы только» заставляет нас придираться к себе и к тому, что, как мы «думаем», мы могли бы сделать по-другому. Мы можем даже торговаться с болью.
ДЕПРЕССИЯ После торга наше внимание сразу переходит в настоящее. Появляются пустые чувства, и горе входит в нашу жизнь на более глубоком уровне, глубже, чем мы могли себе представить. Эта депрессивная стадия кажется вечной. Важно понимать, что эта депрессия не является признаком психического заболевания. Это правильный ответ на большую потерю. Мы уходим из жизни, окутанные туманом глубокой печали, задаваясь вопросом, может быть, есть ли смысл идти дальше в одиночестве? Зачем вообще продолжать? Депрессия после потери слишком часто воспринимается как неестественная: состояние, которое нужно исправить, из которого нужно выйти.
Первый вопрос, который нужно задать себе, заключается в том, действительно ли ситуация, в которой вы находитесь, угнетает. Потеря близкого человека — очень удручающая ситуация, а депрессия — нормальная и адекватная реакция. Было бы необычно не испытывать депрессию после смерти близкого человека. Когда потеря полностью поселилась в душе, осознание того, что любимый человек на этот раз не поправился и не вернется, по понятным причинам угнетает. Если горе — это процесс исцеления, то депрессия — один из многих необходимых шагов на этом пути.ПРИНЯТИЕ Принятие часто путают с понятием «все в порядке» или «все в порядке» с тем, что произошло. Это не тот случай. Большинство людей никогда не чувствуют себя хорошо или хорошо из-за потери любимого человека. Этот этап заключается в принятии реальности того, что наш любимый человек физически ушел, и в признании того, что эта новая реальность является постоянной реальностью. Нам никогда не понравится эта реальность и мы никогда не примем ее, но в конце концов мы ее примем. Мы учимся жить с этим. Это новая норма, с которой мы должны научиться жить. Мы должны попытаться жить сейчас в мире, где отсутствует наш любимый человек. Сопротивляясь этой новой норме, многие сначала хотят сохранить жизнь такой, какой она была до смерти близкого человека. Однако со временем, через частички принятия, мы видим, что мы не можем сохранить прошлое нетронутым. Он навсегда изменился, и мы должны перестроиться. Мы должны научиться реорганизовывать роли, переназначать их другим или брать их на себя. Чтобы найти признание, нужно просто иметь больше хороших дней, чем плохих. Когда мы снова начинаем жить и радоваться жизни, мы часто чувствуем, что тем самым предаем любимого человека. Мы никогда не сможем заменить то, что было утрачено, но мы можем установить новые связи, новые значимые отношения, новые взаимозависимости. Вместо того чтобы отрицать свои чувства, мы прислушиваемся к своим потребностям; мы движемся, мы меняемся, мы растем, мы развиваемся. Мы можем начать общаться с другими людьми и принимать участие в их жизни.
Мы инвестируем в нашу дружбу и в наши отношения с самими собой. Мы снова начинаем жить, но мы не можем этого сделать, пока не отдадим печали свое время.Узнайте больше о пяти областях скорби
Посмотрите бесплатное видео и нажмите здесь
Книги Элизабет Кюблер-Росс и Дэвида Кесслера о пяти стадиях
Понимание пяти стадий горя
Кто разработал пять стадий горя?Модель пяти стадий горя была разработана Элизабет Кюблер-Росс и стала известной после того, как в 1919 году она опубликовала свою книгу «О смерти и умирании».69. Кюблер-Росс разработала свою модель для описания неизлечимо больных людей, стоящих перед собственной смертью. Но вскоре он был адаптирован как способ думать о горе в целом.
Пять стадий происходят по порядку?О пяти стадиях — отрицании, гневе, торге, депрессии и принятии — часто говорят так, будто они происходят по порядку, переходя от одной стадии к другой. Вы можете слышать, как люди говорят что-то вроде: «О, я ушел от отрицания, и теперь я думаю, что вступаю в стадию гнева». Но это бывает не часто.
На самом деле Кюблер-Росс в своем письме ясно дает понять, что стадии нелинейны — люди могут испытывать эти аспекты горя в разное время, и они не происходят в одном определенном порядке. Возможно, вы не пройдете все этапы и обнаружите, что чувства совершенно разные в зависимости от тяжелой утраты.
Каковы пять стадий горя? ОтрицаниеВ первые дни после тяжелой утраты обычно возникает чувство онемения. Некоторые люди сначала ведут себя так, как будто ничего не произошло. Даже если мы головой знаем, что кто-то умер, может быть трудно поверить, что кто-то важный не вернется. Также очень часто можно почувствовать присутствие умершего человека, услышать его голос или даже увидеть его.
ГневГнев — совершенно естественная эмоция, и она очень естественна после смерти человека. Смерть может показаться жестокой и несправедливой, особенно когда вы чувствуете, что кто-то умер раньше времени или у вас были планы на совместное будущее. Также часто злятся на человека, который умер, или злятся на себя за то, что мы сделали или не сделали до его смерти.
ТоргКогда нам больно, иногда трудно признать, что мы ничего не можем сделать, чтобы что-то изменить. Торг — это когда мы начинаем заключать сделки сами с собой или, возможно, с Богом, если вы религиозны. Мы хотим верить, что если будем действовать определенным образом, то почувствуем себя лучше. Также часто мы обнаруживаем, что снова и снова возвращаемся к тому, что произошло в прошлом, и задаем множество вопросов «а что, если», желая вернуться назад и изменить что-то в надежде, что все могло бы сложиться иначе.
ДепрессияГрусть и тоска — это то, о чем мы чаще всего думаем, когда думаем о горе. Эта боль может быть очень интенсивной и наступать волнами в течение многих месяцев или лет. Жизнь может чувствовать, что она больше не имеет никакого смысла, что может быть очень страшно.
ПринятиеЧасто задаваемые вопросы
Пять стадий полезны для понимания некоторых различных реакций, которые могут возникнуть у вас на смерть. Но важно помнить, что каждое горе-путешествие уникально.
Это, конечно, не означает, что что-то не так, если вы испытываете целый беспорядок различных стадий и эмоций, или если вы никогда не проходите некоторые из «стадий». много новых способов думать о горе. Наше понимание в Cruse выросло с годами, основываясь на исследованиях лучших способов помочь и понять людей, потерявших близких.