Психолог объяснил, почему человека иногда грызет совесть| Новости общества
А также рассказал о причинах возникновения этого чувства
Когда человеку очень стыдно за какой-то поступок, обычно говорят, что он испытывает муки совести. А если индивидуум преступает некие общепринятые нормы морали, его могут назвать бессовестным. «Личная совесть – лучший контролер» — учили плакаты в общественном транспорте времен СССР, напоминая гражданину о необходимости бросить монеты в кассу или прокомпостировать талон.
Так что же такое совесть, о которой в той или иной форме говорят с древних времен? И почему одних людей в похожих условиях она буквально есть поедом, а другие не испытывают и тени нравственных мук? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, как объяснить феномен совести с точки зрения психологии?
— Я думаю, что совесть является краеугольным камнем социального процесса. Именно поэтому, мне кажется, данному вопросу уделяли внимание многие ученые и философы. Пожалуй, наиболее глубоко тему раскрыл Иммануил Кант в своем труде «Основы метафизики нравственности». Оставим критику различных взглядов на предмет нашего разговора в стороне, однако хочу отметить, что многие исследователи помещали совесть внутрь человеческого сознания. А она, как я предполагаю, находится вне его.
— Но если «нравственный закон» не внутри нас, то, где же еще он может находиться?
— Односложно на этот вопрос не ответить, нужно вспомнить историю развития человеческого общества. Как мы с вами уже говорили, человек занимает особое место в иерархии живых существ. Миллионы лет мы, как и все живое, развивались в рамках биологической эволюции, где действуют постулаты, описанные Чарльзом Дарвиным и его последователями. Однако на определенном этапе развития, около 50 тысяч лет назад, доминанта нашего существования переместилась из мира биологического в мир социальный. И на данном историческом отрезке человек существует как будто бы в двух мирах: с одной стороны, мы живем в мире физическом, где правят биологические законы и древние инстинкты, с другой – надстройкой к ним появились законы социальные.
Нюанс здесь в том, что биологические законы объективны, они действуют вне зависимости от желания человека. А вот законы социального общежития, если можно так выразиться, рукотворны, их создает сам человек в рамках логики социально-исторического развития. Эти законы на протяжении веков существования социума постоянно меняются.
Логика биологической и социальной эволюции отличаются принципиально. Цель эволюции биологической – обеспечение выживаемости конкретной особи, конкретного индивида. В рамках этого процесса, длившегося, как мы уже говорили, миллионы лет, появился уникальный человеческий организм с его совершенными механизмами адаптации к различным условиям окружающей среды.
Цель социальной эволюции – выживание общества в целом, а не конкретного его представителя. То есть, здесь мы наблюдаем полное противоречие требованиям биологии. Поэтому для существования общества необходимы квазиинстинкты, равные безусловному инстинкту в животном мире, которые позволяли бы не просто сохранять общество, но и развивать его. Приставку «квази» используем потому, что это не инстинкт в прямом смысле слова, а некая конструкция, модель поведения, принятая в обществе. Одной из таких конструкций, собственно, и является совесть.
— Так почему же совесть – не внутренний, а внешний контролер?
— Мы с вами не раз обсуждали, что человек приходит в мир с абсолютно «чистым» сознанием. Затем родители в сенситивный период (до 7 лет) «загружают» ребенку социальный шаблон поведения, в котором, собственно, содержится набор базовых установок и правил, принятых в обществе; в этом возрасте также формируется эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру. Ребенок воспринимает данную информацию бессознательно, без критики – просто запечатляет, а в течение жизни воспроизводит «привитые» ему способы реагирования на те или иные ситуации. Некоторые нюансы шаблона в конкретной семье (и в конкретной культуре) могут отличаться, однако базовые, мировоззренческие установки, как правило, схожи: например, осуждение лжи, воровства, убийств. То есть, я говорю о неких общих этических нормах, одинаковых для представителей разных стран, культур и наций.
В этом плане совесть — своеобразный инстинкт группового выживания, важный элемент заложенной в каждого человека социальной программы. Это императивный набор поведенческих постулатов, который интериоризируется по мере взросления и социализации ребенка. А постулаты эти говорят о том, что свои личные интересы нужно подчинять интересам общества. В зависимости от конкретной культуры это может выражаться в религиозных догмах, в писанных или неписанных законах и правилах, но суть всегда одна: совесть – это некая система контроля, которая позволяет человеку затормозить свои биологические инстинкты для того, чтобы позволить выжить обществу в целом, чтобы направить часть своей энергии на создание группового блага, а не индивидуального.
Думаю, понятнее будет на примерах. Вспомним подвиг Александра Матросова, который закрыл своим телом амбразуру ДЗОТа. Он погиб, а его товарищи выжили и выполнили боевую задачу. История знает и массу иных примеров, когда люди жертвовали своей жизнью ради других. Да и сейчас таких случаев масса: например, когда совершенно случайные люди спасают гибнущих на пожаре или тонущих в ледяной воде. Вот вам социальный инстинкт в действии: биология диктует, что для сохранения собственной жизни нужно быть подальше от источника опасности, однако этические установки требуют обеспечить выживание других.
Резюмируем: совесть можно рассматривать как некий комплекс реакций, сформировавшийся в результате социально-исторического развития общества. Поэтому бессмысленно искать ее «внутри» человека: этические законы формируются социумом и действуют на человека извне.
— Почему же тогда в рамках одной культуры, а нередко в рамках семьи, одного человека за некий поступок совесть грызет, а другой живет, как ни в чем не бывало?
— В начале нашего разговора мы уже вспоминали, что по пути биологической эволюции человечество двигалось миллионы лет, а история социальной эволюции насчитывает не более 50 тысяч лет. В масштабах Вселенной это, наверное, доли секунды. То есть, на фоне древних биологических инстинктов социальные инстинкты, по сути, еще только формируются, поэтому нет ничего удивительного в том, что они иногда дают сбой. В случае, допустим, непосредственной угрозы жизни человека, или при каких-либо других воздействиях внешней среды, которые превосходят адаптационные возможности психики, человек редуцирует к более простым способам реакции – то есть, к биологическим инстинктам.
Почему так происходит – зависит от конкретики. Возможно, в силу разных причин ребенок оказался недостаточно социализирован, и с этим «багажом» он вступил во взрослую жизнь; также может быть, что дезадаптационные процессы начались под воздействием каких-то внешних или внутренних факторов. Результат же один: ослабление социальных надстроек и откат к биологии. Ни к чему хорошему это, как правило, не приводит: многочисленные примеры и исследования показывают, что счастья и внутренней гармонии человек может достичь только в том случае, если он работает на пользу общества, семьи, близких.
— Не могу не спросить о влиянии на совесть социокультурных моментов. Ведь идентичное поведение в одной традиции может быть поощряемо, а в другой, наоборот, осуждаемо.
— Думаю, все зависит от местоположения наблюдателя. Несмотря на различия, практически все культуры схожи в своих базовых законах, потому что социальная эволюция, как и биологическая, предъявляет одни и те же требования. По сути, социальная эволюция – это продолжение биологической, только другими методами. И в том, и в другом случае цель – выживание и продолжение рода, поэтому и набор инструментов будет схожим.
В деталях разные культуры, конечно, отличаются: где-то, например, громкий эмоциональный разговор приветствуется, а где-то осуждается. Они формируются под влиянием климата, ландшафта местности, особенностей трудовой деятельности населения – все это накладывает на них свой отпечаток. Есть разные ступени развития, поэтому эксперты говорят о примитивных и высокоразвитых культурах. Однако базовые ценности везде схожи, они закреплены в правовых и этических нормах: нельзя воровать, нельзя убивать, о своих близких нужно заботиться, а свою страну требуется защищать, дети – наше будущее, и так далее. То есть, при некоторых различиях присутствует общий свод постулатов, выработавшихся в процессе социальной эволюции, который обеспечивает выживание и развитие общества.
— Получается, сама логика эволюции диктует именно гуманистический путь развития человека?
— Абсолютно, верно. Мы уже упоминали, что индивидуум может достичь гармонии и счастья только в том случае, если он живет в первую очередь для других: об этом говорится в религиозных доктринах и философских концепциях, это подтверждает психологическая практика и научные исследования. Есть немало примеров, когда у богатых людей, добившихся в материальном плане, казалось бы, всего, начинается эмоциональное выгорание. Несмотря на изобилие, они не ощущают себя счастливыми. Преодолев этот внутренний кризис, миллиардеры открывают благотворительные фонды, или же начинают помогать окружающим в какой-либо иной форме. Смысл же один: эгоизм, жизнь для себя, работа исключительно на материальный достаток приводит человека к экзистенциальному тупику, выход из которого – служение обществу.
Совесть в данном случае является инструментом самоконтроля, который подводит человека к тому, что он должен уходить от своих биологических корней и жить по законам социума. Если его деятельность направлена на общественное благо, а не на стяжательство, человек испытывает радость, счастье, удовлетворение. Если же индивидуум с этого пути уклоняется, то негативные эмоции, так называемые угрызения совести, сигнализируют ему, что он неправ. Причем совесть как нравственное чувство находится в прямой зависимости от уровня социализации, образования и развития человека.
— Почему?
— Все просто: чем меньше социализирован человек, тем ближе он к своему биологическому началу. Социализация же происходит с возрастом. Во-первых, это сензитивный период – до 7 лет, когда человек «впитывает» социальный шаблон, определяющий его мировоззрение. Во-вторых, это школа, вуз, ведь образование – тоже социальное научение. В-третьих, человек приобретает жизненный опыт; на основе этих трех составляющих и формируется личность.
С обретением новых знаний и опыта человек социализируется все больше и больше, его некогда дискретная картина мира становится дискурсивной. Проще говоря, он стремится к осознанности, понимает, как устроен мир, пытается постичь причины и следствия происходящих событий. Человек, идущий по пути самосовершенствования, как правило, гармоничен и счастлив. И совесть его не грызет – он просто не дает ей повода для этого.
Что такое угрызения совести и почему они возникают
«Совесть замучила», — говорим мы, когда переживаем из-за неправильного поступка, неосторожно сказанного слова или неприятного события в прошлом. Но почему одни переживают эти чувства, а других совесть не мучает? Откуда берется это чувство и что делать, чтобы совесть не гложила.
Что такое угрызения совести
Изучением совести занимаются разные науки — психология, социология, философия. Каждая из них дает свое определение этого понятия. Так в психологии под совестью понимают способность человека оценивать свое поведение с точки зрения морали и нравственности. Эта оценка базируется на объективных и субъективных ценностях.
Совесть — социальный конструкт. Он возникает по мере развития и социализации. Отсутствие совести — норма для маленьких детей. У взрослых это, как правило, связано с нарушением психических процессов или сложностями с воспитанием. Если человек не может или не умеет оценивать поступки, то и мук совести у него не будет.
Угрызения совести — это те моральные терзания, которые мы испытываем, когда понимаем, что поступили неправильно. Если не получается исправить этот поступок или событие прошлого оказывает влияние на настоящее, эти переживания могут перерасти в настоящие муки.
Причина угрызений совести
Обычно чувство совести начинает формироваться около 5–7 лет. Ключевой период его развития приходится на подростковый возраст, так как именно в это время человек формирует свои нравственные ориентиры и учится оценивать себя и свое поведение. Но моральные ориентиры у каждого разные, поэтому и угрызения совести у разных людей возникают по разным причинам.
Их условно можно разделить на две большие группы:
Причины |
Описание |
Внутренние |
Эти причины лежат во внутренней плоскости. Человек оценивает себя и свои поступки с точки зрения собственных моральных и нравственных ориентиров. И если они не совпадают, то он испытывает угрызения совести. |
Внешние |
Это оценка поступка в соответствии с внешними законами и нормами. При этом эти ориентиры могут быть официальными (пример — законы, правила посещения определенных мест), так и неофициальными (пример — этикет). |
Часто, когда человека мучает совесть, он может испытывать страх — страх не оправдать свои или чужие ожидания, страх быть отвергнутым, потерять близких, статус или положение в обществе.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вас постоянно мучает совесть. Наши психологи дистанционно помогут понять, почему это происходит, и дадут работающие советы, как справиться с этим чувством.
Для чего нужно чувство совести
Многие задаются вопросом: гложащая совесть — это хорошо или плохо? Человек без совести страшен. По факту это психопат, которого не трогает причиненный им вред. Он очень жестокий и безжалостный, может легко ударить и даже убить человека и ничего при этом не испытывать. Таким образом, совесть служит сдерживающим фактором и служит следующим целям:
- Она служит моральным ориентиром для человека, помогает отличать хорошее от плохого, а правильное от неправильного.
- Она помогает находить слабые места, расти и развиваться — если мы поступили не по совести, то хотим исправить это.
- Она служит ограничителем — перед тем, как что-то сказать или сделать, мы пропускаем это через внутренний фильтр и поступаем по совести.
- Она помогает исправить ситуацию — если мы поступили неправильно, то стараемся загладить вину и компенсировать нанесенный ущерб.
Угрызения совести — одно из проявлений самокритики и саморефлексии. Без нее люди не имели бы моральных ограничений и поступали так, как им хочется без оглядки на мысли и чувства других. Совесть помогает держать себя в руках и не забывать о том, что мы живем в социуме.
Как формируется чувство совести
Ребенок рождается бессовестным. Чувство совести начинает формироваться в раннем детстве и продолжает развиваться постоянно на протяжении всей жизни. Пик развития приходится на подростковый возраст, когда человек ищет себя, свои ключевые ценности и жизненные установки.
Чтобы чувствовать угрызения совести, необходимо:
- сформировать нравственные ценности и жизненную позицию;
- уметь выносить нравственные суждения;
- понимать и осознавать свои действия и их последствия;
- нести ответственность за свои поступки;
- уметь здраво оценивать себя и свои действия.
Нравственность развивается в процессе социализации человека. На ее формирование влияет и среда, в которой вращается ребенок, и жизненные установки его родителей, и даже книги, которые он читает, и фильмы, которые он смотрит. Также влияет и глобальное общество — государство, интернет-среда и так далее.
Нравственные ориентиры могут меняться на протяжении жизни. В некоторых случаях (серьезные жизненные потрясения, травмы и так далее) происходит угнетение чувства совести. Человек как будто утрачивает ее, и вызывающие угрызения совести поступки перестают быть таковыми. Его совесть молчит.
Важно! Угрызения совести стоит отличать от стыда. Стыд контрпродуктивен и заставляет человека держать свой поступок в тайне, а также делать так, чтобы о нем никто не узнал.
Как избавиться от совести
Чувство совести является сдерживающим фактором. Но иногда оно начинает проявляться очень сильно и мешает человеку нормально жить и взаимодействовать с другими. С таким проявлением угрызений совести можно и нужно бороться. Что можно сделать, чтобы избавиться от мук совести?
- Разобраться в себе. Проявления мук совести, когда вы совершили плохой, с вашей точки зрения поступок, совершенно нормальны. Нормально испытывать их по любому, даже незначительному поводу. Постарайтесь найти объяснение этому эмоциональному состоянию. Для этого нужно ответить на два главных вопроса — «Что я чувствую» и «Почему я это чувствую».
- Отказаться от оценок. Для этого нужно изменить стиль мышления. Мы привыкли, что наши поступки определяют нас. Но то, что вы совершили что-то недопустимое, не означает, что вы автоматически становитесь плохим человеком. Постарайтесь оценивать поступки, а не себя самого.
- Простить себя. Часто мы оцениваем ситуацию более трагичной, чем она есть на самом деле. Но подумайте сами, могли ли вы в тот момент поступить по-другому, был ли у вас шанс не допустить ситуацию, был ли ваш выбор осознанным, можете ли вы сейчас все изменить? Если поменять ничего не получится, остается только простить себя.
- Исправить ситуацию. Прояснить ситуацию и принять какие-то действия для ее исправления можно только в случае прямого диалога с «пострадавшей» от ваших действий стороной. Прямо спросите человека, как вы можете исправить ситуацию. Вместе с тем не давайте другому сесть себе на шею.
- Поговорить с близким человеком. Иногда для облегчения мук совести достаточно рассказать о своем поступке кому-то, кто не будет вас осуждать. Это снимет груз и поможет двигаться дальше. Верующие для этих целей могут использовать исповедь.
Нормально — чувствовать угнетение после неблаговидного поступка. Однако неконструктивно заниматься самобичеванием. Чтобы совесть больше не мучала, попробовать все исправить, а если это по каким-то причинам невозможно, нужно простить себя и жить дальше.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается бороться с угрызениями совести. Наши психологи дистанционно помогут разобраться с этими чувствами и предложат план, который поможет проработать их.
Частые вопросы
Что такое совесть?
+
Под совестью понимают умение осознавать свои поступки и их последствия и оценивать их с точки зрения моральных и нравственных ориентиров. Душевные переживания, которые возникают при осознании неправильности своего поступка, называются угрызения совести.
Для чего нужны угрызения совести?
+
Человек, имеющих хорошо развитое чувство совести, имеет моральные и нравственные ориентиры, чтобы самому себя хорошо вести. Ему не нужен внешний надзиратель для того, чтобы вести себя правильно в соответствии со своими морально-нравственными ориентирами.
Что значит «потерял совесть»?
+
Это означает, что человек перестал оценивать себя и свои поступки с точки зрения морали и нравственности. Он не испытывает угрызений и моральных переживаний, совершая благонравные поступки.
Как формируется чувство совести?
+
Оно начинает формироваться в детстве и продолжает формироваться на протяжении всей жизни. На его появление влияют условия жизни, окружение, родители, жизненный опыт и многие другие факторы. Для взрослого человека чувство совести — показатель здоровья личности.
Что делать, если совесть мучает постоянно?
+
Нужно понять, почему так происходит, как выражается это чувство и когда оно возникает. Также стоит обсудить ситуацию с кем-то из близких, которые поддержат вас и помогут разобраться с этими эмоциями. Если не получается поговорить с близкими, стоит обратиться за помощью к психологу.
Заключение эксперта
Угрызение совести — нормальное выражение нравственных терзаний, которые возникают, когда человек совершил неблаговидный, по его мнению, поступок. Это помогает соблюдать нормы и правила, беречь чувства других и жить в социуме. Если такие переживания возникают по любому поводу и негативно влияют на жизнь, нужно понять, почему так происходит, и убрать эти факторы или минимизировать их влияние.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
определение грызет вашу совесть | Словарь определений английского языка
vb , грызет, грызет, грызет, грызет, грызет
1 когда втягивают, часто грызут, чтобы постоянно кусать (на или после) мало-помалу
2 tr формировать путем прогрызания
прогрызать дырку
3 вызывать эрозию (чего-либо)
4 когда вводят, часто следует: at вызывать постоянное беспокойство или тревогу (to)
n
5 действие или пример грызения;
верхненемецкое gnagan)
♦ грызущий прил
♦ грызущий n
♦ грызущий прил, сущ.
♦ грызущий нареч
Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус  
Смотрите также:
грызть, грызть, грызть, грызть
Collaborative Dictionary Определение английского языка
» Просмотреть все результаты |
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Постоянное мучительное чувство вины | Мнение
Вот уже несколько лет я чувствую, как грызет и грызет собственная совесть, говорящая мне то, чего я не хочу слышать. Это говорит мне, что я лицемер, что у меня не в порядке приоритеты, и что я виновен в бессердечном равнодушии.
Мне нравится долго принимать горячий душ, и я редко доедаю всю еду, которую я принимаю, при этом зная, что чистая вода и обильное питание — это роскошь, и что тысячи детей ежедневно умирают от болезней, передающихся через воду, и от голода.
Я помешан на еде — я даже написал сочинение о еде в колледже — поэтому я часто ем в хороших ресторанах, но я также понимаю, что около трех миллиардов человек в этом мире выживают менее чем на 2 доллара в день.
Я читаю такие книги, как «Гора за горами», и представляю, как собираю чемоданы и отправляюсь в сельские районы Гаити, Перу или Африку, чтобы помогать в лечении болезней с доктором Полом Фармером, профессором социальной медицины Пресли. Но, в конце концов, я бы предпочел учиться за границей в Испании или пробираться через Италию.
Я здесь трачу 180 000 долларов на образование, когда, по данным организации «Врачи без границ», на эти же деньги можно купить 32 аптечки для неотложной помощи, каждая из которых предназначена для 10 000 перемещенных лиц в течение трех месяцев. Это означает, что за все четыре года в Гарварде я мог бы позаботиться о здоровье 20 000 беженцев. Кто я такой, чтобы говорить, что мое образование здесь стоит 4 лет медицинского обслуживания 20 000 человек? Кто я такой, чтобы говорить, что Гарвард важнее чьей-то жизни, не говоря уже о многих жизнях?
Вдобавок ко всему, я даже не так много работаю. Я играю в видеоигры со своими соседями по комнате, трачу время на Facebook и жду до четырех утра, чтобы написать бумаги, которые должны быть в этот день. Мой средний балл оставляет желать лучшего. Когда мне чудом удается проснуться на утренние занятия, я обычно засыпаю посреди лекции.
Хотя моя повседневная лень может показаться далекой от вопроса благотворительности, Питер Сингер из Принстонского университета, человек, чьи взгляды на евгенику я считаю морально предосудительными, уловил связь между этими двумя понятиями таким образом, что он попал в самую точку. .
Он выдвинул часто упоминаемую гипотезу, согласно которой человек может направить сбежавший поезд на другой путь, уничтожив свое самое ценное имущество, спортивный автомобиль Bugatti, но спасая жизнь ребенку дальше по пути. Только самый бессердечный из людей одобрит его действия, если он решит не менять направление поезда и вместо этого поставить ценность своей машины выше ценности ребенка.
Тем не менее, правда остается в том, что деньги, потраченные на изысканную еду, образование в Лиге плюща или плазменный телевизор, по своей сути придают больше значения этим вещам, чем жизни детей с предотвратимыми заболеваниями.
Это моральное сомнение, которое Америка в целом не смогла должным образом решить. Правительство может оправдать свое бездействие тем, что наши граждане в частном порядке являются одними из самых благотворительных людей в мире, но постоянное невыполнение правительством своего соглашения о пожертвовании 0,7 процента ВВП на иностранную помощь вызывает презрение.
Этот круг еще труднее свести к квадрату для американской семьи. Несмотря на высокий уровень благотворительности по сравнению с другими странами, реальные цифры не так впечатляют. Среднее домохозяйство ежегодно жертвует 3,1 процента своего дохода, или около трех долларов в день на человека. Средний клиент Starbucks также тратит 3 доллара на чашку утреннего кофе. Масштабы нашей потребительской культуры, от телевизоров с большим экраном до брендовой одежды, противоречат нашему благотворительному духу.
Возникает сложный вопрос: «Где провести черту? Конечно, можно вести аскетический образ жизни и отдавать все свои деньги на благотворительность, но единственный ли это морально приемлемый образ действий?»
Не знаю.