Психология гуманистическая . Что такое «Психология гуманистическая «? Понятие и определение термина «Психология гуманистическая » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Психология гуманистическая – направление в западной (в основном американской) психологии, в котором личность рассматривается как уникальная система, представляющая возможность для самоопределения человека. Гуманистическая психология, в противовес естественным наукам, настаивает на том, что каждый изучаемый человек – это активный субъект, который, в отличие от других живых организмов, оценивает экспериментальную ситуацию и выбирает подходящую модель поведения. Основные положения гуманистической психологии были сформулированы в 1963 году первым президентом Ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:
- Человек не может изучаться путем научного изучения его частичных функций.
- Человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт.
- Психология не может изучить и учесть многоуровневое сознание человека, которое непрерывно функционирует и обновляется.
- Человек не является сторонним наблюдателем: он имеет выбор и возможность самостоятельно планировать свою жизнь и собственный опыт.
- Все идеи и устремления человека подчинены планированию будущего – это придает его жизни ценность и определенный смысл. Гуманистическая психология лежит в основе некоторых направлений психотерапии, а также гуманистической педагогики. В работе гуманистического психолога и психотерапевта основными факторами является безусловное принятие клиента, возможность оказать ему поддержу, проявление внимания к его внутренним переживаниям. Специалисты данного профиля придерживаются позиции, что у каждого человека есть потенциал для выздоровления, которое возможно при наличии определенных условий, поэтому цель гуманистического психолога – создание благоприятной атмосферы для успешной реабилитации пациента.
< Психология глубинная
Психология детская >
Популярные термины
Психология гуманистическая
Четыре силы в психотерапии
Какие силы повлияли на современную психотерапию? Как шло ее развитие? Почему именно из психоанализа выросли все остальные виды терапии? Об этом рассказывает психолог Виктор Каган.
Новости СМИ2
новое на сайте- «Я постоянно переедаю. Как научиться вовремя останавливаться?»
- «Безвыходных ситуаций не бывает»: 7 фраз, которые стоит говорить чаще, — попробуйте в жизни
- Идеальный партнер: в чем опасность мифа о единственном подходящем человеке — ответ ученых
- Бывший муж не хочет общаться с ребенком после развода: как быть?
- К чему снится бывший: сомнолог дала ответ, который вам не понравится
- «Пытаюсь простить мужчину после разрыва, но мы снова поругались. Как отпустить обиды?»
- Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира
- «Это сильнее меня» и еще 2 любимых оправдания нарцисса
- Как стать всеобщим любимчиком: ученые обнаружили проверенный способ
- «Мне 49, матери 73 — и она до сих пор командует мной, унижает и учит жизни. Как вести себя с ней?»
- Арт-квартал «Патефонка» в Коломне: куда пойти, что посмотреть и чем заняться
- Дарья Беглова: «Хочется, чтобы в Переделкино оставался медлительный ритм»
- «Ненавижу людей, когда они чем-то пахнут или шумят. А от их лиц вообще тошнит»
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЛЕТО 2023 №74
Подробнееспецпроекты
Гуманистическая психология, подробно — Психологос
Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С. Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф. Северин).
Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.
По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.
Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского общества в период после Второй мировой войны.
Две мировые войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш. Бюлер и М. Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.
Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности (подростковый и юношеский возраст), и вскоре оно оставалось позади, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самого лишают власти над самим собой.
Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является осно¬вой для обретения самоидентичности.
Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.
Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В. Франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.
Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.
Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований.
М. Б. Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии:
- Индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
- Вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
- Ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»;
- Акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни;
- Гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»;
- Иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.
Ш. Бюлер и М. Аллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширению Я, личностного опыта и протест против истэблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.
При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истэблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).
В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не вышло ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и само движение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую но¬вому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.
Гуманистическая психология | Определение, характеристики, примеры и факты
Carl Rogers
Все СМИ
- Похожие темы:
- психология
См. весь связанный контент →
гуманистическая психология , направление в психологии, поддерживающее веру в то, что люди как личности являются уникальными существами, и психологи и психиатры должны признавать их и относиться к ним как к таковым. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», ставшего популярным в США в XIX в.60-е годы.
Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (пренебрегая основными аспектами людей как чувствующих, мыслящих личностей) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практика который количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранние переживания и побуждения человека определяют его поведение. Гуманист озабочен наиболее полным ростом личности в сферах любви, самореализации, самоуважения и автономии.
Американский психолог Абрахам Маслоу, считающийся одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или влечений в порядке убывания приоритета или силы, но возрастающей сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самоуважение. актуализация. Только когда более примитивные потребности удовлетворены, человек может перейти на более высокие уровни в иерархии. Люди, достигшие самореализации, полностью реализуют свой потенциал.
Концепция личности является центральным фокусом для большинства психологов-гуманистов. В теории «личностного конструкта» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и заставляет их направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я». Роджерс подчеркивал, что в развитии личности человека человек стремится к «самоактуализации (стать собой), самоподдержанию (продолжать быть собой) и самоутверждению (превзойти статус-кво)».
Следуя трудам Жана-Поля Сартра и других экзистенциальных философов, многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни. Различные «способы» бытия-в-мире были описаны швейцарским психиатром и одним из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвигом Бинсвангером. Согласно Бинсвангеру, одиночный модус — это индивидуум, который предпочитает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Режим множественного числа возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, модус анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других. Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй подчеркивал, что люди являются существами, которые испытывают и с которыми происходят переживания. Мэй осознание собственной смертности делает возможными жизненную силу и страсть.
Гештальт-терапия, мало похожая на экспериментальную школу гештальт-психологии начала 20 века, представляет собой еще один гуманистический подход. Он подчеркивал позитивный взгляд на людей и их потенциал для достижения настоящей радости. Другой влиятельной терапией движения человеческого потенциала является метод, известный как транзакционный анализ, разработанный Эриком Берном. Его цель — создать сильное состояние зрелости, научившись распознавать «детские» и «родительские» аспекты личности в себе и других.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасАссоциация гуманистической психологии была основана в 1962 году.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Пэтом Бауэром.Подход гуманистической психологии к благополучию: 3 теории
Несмотря на то, что могут изображать средства массовой информации, люди от природы добры.
Звучит неплохо, не правда ли? Давайте повторим это снова.
Люди от природы добрые.
Движущие силы, такие как мораль, этические ценности и благие намерения, влияют на поведение, в то время как отклонения от естественных тенденций могут быть результатом неблагоприятного социального или психологического опыта, согласно предпосылкам гуманистической психологии.
Что значит процветать как человек? Почему важно достичь самореализации? И вообще, что такое гуманистическая психология?
Гуманистическая психология способна дать людям самореализацию, достоинство и ценность. Давайте посмотрим, как это работает в этой статье.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое подход гуманистической психологии?
- Краткая история гуманистической психологии
- 10 реальных примеров из терапии и образования
- Популярные гуманистические теории благополучия
- Гуманистическая психология и позитивная психология
- 4 техники для гуманистических терапевтов
- 4 Общие критические замечания гуманистической психологии
- Увлекательные книги по теме
- Дополнительные ресурсы от PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое подход гуманистической психологии?
Гуманистическая психология — целостный подход в психологии, ориентированный на человека в целом. Гуманисты считают, что человек находится «в процессе становления», что ставит сознательный человеческий опыт в ядро психологического становления.
Гуманистическая психология была разработана для устранения недостатков психоанализа, психодинамической теории и бихевиоризма. Основой этого движения является понимание поведения посредством человеческого опыта.
Этот раздел психологии занимает феноменологическую позицию, где личность изучается с субъективной точки зрения человека.
Основные направления гуманистической психологии
Принципы гуманистической психологии, которые на самом базовом уровне также совпадают с трансперсональной и экзистенциальной психологией, включают:
- Людей нельзя рассматривать как сумму их частей или сводить к функциям/ части.
- Люди существуют в уникальном человеческом контексте и космической экологии.
- Люди обладают сознанием и осознают свое сознание.
- Люди несут ответственность из-за своей способности выбирать.
- Люди ищут смысл, ценность и творчество, помимо стремления к целям и преднамеренности в создании будущих событий (Aanstoos et al., 2000).
Таким образом, в центре внимания гуманистической психологии находится человек и его поиск самореализации.
Краткая история гуманистической психологии
Революция гуманистической психологии началась в 1960-х годах.
В то время гуманистическая психология считалась третьей силой в академической психологии и рассматривалась как проводник движения за человеческий потенциал (Тейлор, 19 лет).99).
Отделение гуманистической психологии как отдельной категории было известно как Подразделение 32. Подразделение 32 возглавлял Амедео Джорджи, который «критиковал редукционизм экспериментальной психологии и выступал за феноменологически обоснованную методологию, которая могла бы поддержать более подлинно человеческую науку о психологии». (Анстус и др., 2000, стр. 6).
Отдел гуманистической психологии (32) Американской психологической ассоциации был основан в сентябре 1971 года (Khan & Jahan, 2012). Гуманистическая психология полностью сформировалась только после эпохи радикального бихевиоризма; однако мы можем проследить его корни до философии Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.
Гуссерль подстегнул феноменологическое движение и предложил отложить в сторону теоретические предположения, а вместо этого философы и ученые должны описывать непосредственный опыт явлений (Schneider et al., 2015).
Кто основал гуманистическую психологию?
Первая фаза гуманистической психологии, которая охватывала период с 1960 по 1980 год, в значительной степени определялась программой Маслоу в отношении позитивной психологии. Он сформулировал представление о человеке как о неделимом, нуждающемся в связи, значении и творчестве (Khan & Jahan, 2012).
Первыми теоретиками гуманистических теорий были Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, постулировавшие, что бихевиоризм и психоанализ неадекватны для объяснения человеческой природы (Schneider et al., 2015).
До этих исследователей Олпорт, Мюррей и Мерфи протестовали против редукционистского движения, включая использование белых лабораторных крыс как метода сравнения человеческого поведения (Schneider et al. , 2015). Влиятельные женщины на развитие этой отрасли психологии включали Фриден и Крисвелл (Serlin & Criswell, 2014).
Работа Карла Роджерса
Карл Роджерс разработал концепцию клиент-центрированной терапии, которая широко используется уже более 40 лет (Carter, 2013). Этот тип терапии побуждает пациента к самореализации посредством принятия и чуткого слушания со стороны терапевта. Эта точка зрения утверждает, что человек полностью развит, если его «я» соответствует его организму (Роббинс, 2008).
Другими словами, полностью функционирующий человек — это тот, кто самореализовался. Эта концепция важна, поскольку она представляет потребность в терапии как тотальный опыт.
Вклад Роджерса помог повысить эффективность личностно-центрированной терапии, помогая клиентам достичь самореализации и полноценной жизни. При этом Роджерс сосредоточился на присутствии, конгруэнтности и принятии терапевтом (Aanstoos et al., 2000).
Гуманистическая теория Карла Роджерса – Mister Simplify
youtube.com/embed/sL44CV2i6NQ?feature=oembed&enablejsapi=1&origin=https://positivepsychology.com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>10 примеров из реальной жизни в терапии и образовании
Человеческий разум не просто реактивен; это рефлексивное, творческое, генеративное и проактивное (Бандура, 2001). При этом гуманистическая психология оказала большое влияние на терапевтические и образовательные учреждения.
Гуманистическая психология в терапии
Гуманистический, целостный взгляд на психологическое развитие и самореализацию обеспечивает основу для индивидуального и семейного консультирования (Khan & Jahan, 2012). Гуманистическая терапия полезна, потому что она длиннее, больше внимания уделяет клиенту и фокусируется на настоящем (Waterman, 2013).
Маслоу и Роджерс были в авангарде клиент-центрированной терапии, поскольку они различали Я-концепцию как понимание себя, восприятие себя обществом и реальное Я. Этот гуманистический психологический подход представляет собой еще один метод психологического исцеления и рассматривается как более позитивная форма психологии. Роджерс «подчеркивал врожденное стремление личности к полной реализации своего потенциала» (McDonald & Wearing, 2013, стр. 42–43).
Другие типы гуманистической терапии включают:
- Логотерапия — это терапевтический подход, направленный на то, чтобы помочь людям найти смысл жизни. Этот метод был создан Виктором Франклом, который утверждал, что для того, чтобы жить осмысленной жизнью, людям нужна причина для жизни (Melton & Schulenberg, 2008).
- Основная цель гештальт-терапии — восстановить целостность переживаний человека, которые могут включать телесные ощущения, движения, эмоции и способность творчески приспосабливаться к условиям окружающей среды. Задача этого типа терапии — предоставить клиенту инструменты осознания и осознания (Yontef & Jacobs, 2005). Это включает в себя использование реконструкций и ролевых игр для расширения возможностей осознания настоящего момента. Экзистенциальная терапия
- направлена на то, чтобы помочь клиентам принять и преодолеть экзистенциальные страхи, присущие человеку. Клиенты учатся брать на себя ответственность за свой выбор. Методы экзистенциальной терапии не объясняют затруднительное положение человека, а включают исследование и описание конфликта.
- Нарративная терапия направлена на достижение цели, при этом изменения достигаются путем изучения того, как язык используется для создания и поддержания проблем. Метод включает нарративную интерпретацию клиентом своего опыта в мире (Etchison & Kleist, 2000).
Гуманистическая психология разработала ряд исследовательских методологий и практических моделей, направленных на содействие развитию и трансформации отдельных лиц, групп и организаций (Resnick et al., 2001).
Методологии включают нарративный, воображаемый и соматический подходы. Практика варьируется от персонального коучинга и организационного консультирования до творческой арт-терапии и философии (Resnick et al. , 2001).
Гуманистический подход в образовании
Мысли Дьюи и Брунера о гуманистическом движении и образовании сильно влияют на образование сегодня. Дьюи заявил, что школы должны влиять на социальные результаты, осмысленно обучая жизненным навыкам (Starcher & Allen, 2016).
Брунер был энтузиастом конструктивистского обучения и верил в то, что учащиеся могут стать автономными с помощью таких методов, как построение лесов и исследовательское обучение (Starcher & Allen, 2016).
Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера (Resnick et al., 2001) утверждает, что существует восемь различных типов интеллекта: лингвистический, логический/математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, межличностный, внутриличностный и натуралистический. В образовании важно, чтобы преподаватели обращались к как можно большему числу этих областей.
Эти психологи вскоре задали тон для более интенсивного сосредоточения внимания на гуманистических навыках, таких как самосознание, общение, лидерские качества и профессионализм. Гуманистическая психология влияет на систему образования своими взглядами на самооценку и самопомощь (Khan & Jahan, 2012; Resnick et al., 2001).
Маслоу расширил эту перспективу, изучив характер (Starcher & Allen, 2016). Изучение характера — это средство для приобретения хороших привычек и создания морального компаса. Обучение маленьких детей морали имеет первостепенное значение в жизни (Birhan et al., 2021).
Популярные гуманистические теории благополучия
Юджин Тейлор провозгласил, что область гуманистической психологии должна отдавать приоритет сознанию, психотерапии и личности (Bargdill, 2011).
При концентрации на этих аспектах основное внимание уделяется будущему, самосовершенствованию и позитивным изменениям. Гуманистическая психология по праву обеспечивает людям самореализацию, достоинство и ценность.
Сильван Томкинс теоретизировал теорию сценариев, что привело к развитию психологии личности и открыло двери для многих нарративных теорий, включающих мифы, сюжеты, эпизоды, персонажи, голоса, диалоги и жизненные истории (McAdams, 2001).
Теория аффектов Томкинса следует этой теории и объясняет человеческое поведение как попадание в сценарии или паттерны. Похоже, что принятие этой теории привело к рассмотрению гораздо большего числа элементов опыта (McAdams, 2001).
Иерархия человеческих потребностей Маслоу внесла большой вклад в гуманистическую психологию и влияет на психическое и физическое здоровье. Эта пирамида часто используется в системе образования, особенно в целях управления классом. В 1960-х и 1919 гг.70-х годов эта модель была расширена за счет включения когнитивных, эстетических и трансцендентных потребностей (McLeod, 2017).
Фокус Маслоу на том, что хорошо с людьми, а не на том, что с ними не так, и его положительные описания человеческого поведения приносят пользу всем областям психологии.
Гуманистическая психология и позитивная психология
Хотя гуманистическая психология и позитивная психология разделяют основные идеи психологического благополучия — намерение реализовать индивидуальный человеческий потенциал и гуманистическую структуру — их происхождение совершенно различно (Medlock, 2012). Гуманистическая психология добавляет к становлению позитивной психологии два важных элемента: эпистемологию и ее аудиторию (Taylor, 2001).
Гуманистическая психология и позитивная психология имеют много общего в тематическом содержании и теоретических предпосылках (Robbins, 2008).
Большая часть работ по позитивной психологии была разработана на основе работ по гуманистической психологии (Medlock, 2012). Позитивная психология также была впервые задумана Маслоу в 1954 году, а затем рассмотрена в статье Мартина Селигмана (Shourie & Kaur, 2016).
Цель позитивной психологии Селигмана заключалась в том, чтобы сосредоточиться на характеристиках, которые делают жизнь достойной жизни, а не только на изучении негативов, таких как психические заболевания (Shrestha, 2016).
4 Техники для гуманистических терапевтов
Существуют определенные техники, которые используют гуманистические терапевты, и мы обсудим четыре из них ниже.
Конгруэнтность
Конгруэнтность относится как к внутриличностным, так и к межличностным характеристикам терапевта (Kolden et al. , 2011).
Это требует, чтобы терапевт проявлял осознанную искренность и добросовестно делился своим опытом с клиентом.
Активное слушание
Активное слушание помогает создать благоприятную среду. Например, маркеры ответа, такие как «ага» и «мм-хм», являются эффективными способами побудить клиента продолжить диалог (Fitzgerald & Leudar, 2010).
Глядя на клиента, время от времени кивая, используя мимику, осознавая позу, перефразируя и задавая вопросы, вы также можете поддерживать активное слушание.
Рефлексивное понимание
Подобно активному слушанию, рефлективное понимание включает повторение и уточнение того, что говорит клиент. Эта техника важна, так как она привлекает внимание клиента к его эмоциям, позволяя им навешивать ярлыки. Использование сократовских вопросов обеспечит рефлексивное понимание в вашей практике (Bennett-Levy et al., 2009).).
Безусловное положительное отношение
Безусловное положительное отношение учитывает отношение терапевта к пациенту. Неизменная теплота и постоянное принятие терапевта показывают их ценность для человечества и, в частности, для их клиента.
Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
4 Общая критика гуманистической психологии
Некоторые могут утверждать, что гуманистическая психология не определяется исключительно чувствами или интеллектом (Taylor, 2001).
Гуманистическая психология также когда-то считалась психологией обидчивого типа. Вместо этого критики гуманистической психологии считают нарциссическими внутренние аспекты, такие как самопознание, интуиция, понимание, интерпретация своих снов и использование управляемых мысленных образов (Роббинс, 2008; Тейлор, 2001).
Кроме того, изучение внутренних условий, таких как мотивы или черты, одно время осуждалось (Polkinghorne, 1992).
Анстус и др. (2000) отмечают, что мысли Скиннера о гуманистической психологии являются барьером номер один в уклонении психологии от чисто поведенческой науки. Религиозные фундаменталисты также были против этого нового деления и называли людей гуманистической психологии светскими гуманистами.
Гуманистическую психологию иногда трудно оценить, и ее даже обвиняют в плохой эмпирической науке (DeRobertis, 2021). Это связано с необычным убеждением, что результат должен определяться в большей степени участниками, чем исследователями (DeRobertis & Bland, 2021).
Увлекательные книги по теме
Если вы находите эту тему интригующей и хотите узнать больше, взгляните на следующие книги.
1.
Становление экзистенциально-гуманистическим терапевтом: рассказы о путешествии – Джулия Фальк и Луи ХоффманЕсли вы заинтересованы в том, чтобы стать экзистенциально-гуманистическим психологом или консультантом, вы можете обратиться к этой коллекции терапевтов и консультантов, которые уже прошли этот путь.
Возможно, вы студент, который рассматривает возможность изучения этого направления в психологии.
Тем не менее, эта книга содержит упражнения на размышления для тех, кто рассматривает возможность карьеры экзистенциально-гуманистического консультанта или терапевта, а также упражнения для нынешних терапевтов, чтобы они могли обдумать свой собственный путь.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Стать личностью: взгляд терапевта на психотерапию – Карл Роджерсосновоположники психологии.
В этом тексте Роджерс проливает свет на эту важную терапевтическую встречу и человеческий потенциал.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Человек в поисках смысла – Виктор ФранклТакже один из основателей гуманистической психологии, Человек в поисках смысла дает объяснение Логотерапии.
Пережив ужасный опыт в нацистских концлагерях, Франкл заявляет, что главное стремление человека в жизни — не удовольствие, а поиск и поиск того, что лично он считает значимым.
Найдите книгу на Amazon.
Дополнительные ресурсы на сайте PositivePsychology.com
Если вам интересно узнать больше об истории гуманистической психологии, наша статья «Пять отцов-основателей и история позитивной психологии » станет отличным справочником, поскольку корни гуманистической и позитивной психологии переплетены.
В гуманистической психологии важны самосознание и самоанализ. Попробуйте использовать наш рабочий лист самосознания для взрослых , чтобы больше узнать о себе и расширить свои знания о себе.
Ведение дневника — эффективный способ повысить внутреннее самосознание. Попробуйте использовать этот журнал благодарности и Кто я? Рабочий лист в качестве отправной точки.
Возможно, вам будет полезна наша наука и основанные на исследованиях 17 полезных упражнений для жизни . Используйте их, чтобы помочь другим выбрать направление своей жизни в соответствии с тем, что действительно важно для них.
Важная информация
Гуманистическая психология — это комплексный подход, поскольку он включает в себя легенды в этой области, эмпирические исследования, прочные философские основания, а также связи с искусством и литературой (Bargdill, 2011).
Некоторые могут опровергнуть это утверждение, но до гуманистической психологии не существовало эффективного метода для истинного понимания гуманистических вопросов без отклонения от традиционной психологической науки (Kriz & Langle, 2012).
Гуманистическая психология предлагает другой подход, который можно использовать для положительного воздействия на вашу терапевтическую практику или улучшения вашей практики в классе. Мы надеемся, что эти теории и техники помогут вам в самореализации, самоутверждении и самоуважении ваших клиентов и студентов.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».
- Анстус, К.М., Серлин, И., и Грининг, Т. (2000). История отдела 32: Гуманистическая психология. В Д. А. Дьюсбери (ред.). История подразделений АПА (стр. 85–112). Книги АПА.
- Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Ежегодный обзор психологии , 52 , 1–26.
- Баргдилл, Р. (2011). Молодежное движение в гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 39 (3), 283–287.
- Беннетт-Леви, Дж., Туэйтс, Р., Чаддок, А., и Дэвис, М. (2009). Рефлексивная практика в когнитивно-поведенческой терапии: двигатель обучения на протяжении всей жизни. В R. Dallos & J. Stedmon (Eds.), Рефлексивная практика в психотерапии и консультировании (стр. 115–135). Издательство Открытого университета.
- Бирхан, В., Шиферо, Г., Амсалу, А., Тамиру, М., и Тируе, Х. (2021). Изучение контекста обучения воспитанию характера детей в дошкольных и начальных школах. Общественные и гуманитарные науки Открыто , 4 (1), 100171
- Картер, С. (2013). Гуманизм . Начало исследований: образование.
- Корбетт, Л., и Милтон, М. (2011). Экзистенциальная терапия: полезный подход к травме? Обзор психологического консультирования , 26 (1), 62–74.
- ДеРобертис, Э. М. (2021). Эпистемологические основы подхода гуманистической психологии к эмпирическому. Журнал теоретической и философской психологии . Предварительная онлайн-публикация.
- ДеРобертис, Э.М., и Бланд, А.М. (2021). Гуманистическая и позитивная психология: продолжение повествования спустя два десятилетия. Журнал гуманистической психологии .
- Этчисон, М., и Клейст, Д.М. (2000). Обзор нарративной терапии: исследования и полезность. Семейный журнал , 8 (1), 61–66.
- Фальк, Дж., и Хоффман, Л. (2022). Стать экзистенциально-гуманистическим терапевтом: рассказы о путешествии. Издательство университетских профессоров.
- Фицджеральд, П., и Леудар, И. (2010). Об активном слушании в личностно-ориентированной психотерапии, ориентированной на решение. Журнал прагматики , 42 (12), 3188–3198.
- Франкл, В. (2006). Человек в поисках смысла. Маяк Пресс.
- Хан, С. , и Джахан, М. (2012). Гуманистическая психология: подъем позитивной психологии. Индийский журнал позитивной психологии , 3 (2), 207–211.
- Колден, Г.Г., Кляйн, М.Х., Ван, К.С., и Остин, С.Б. (2011). Конгруэнтность/подлинность. Психотерапия , 48 (1), 65–71.
- Криз, Дж., и Лангле, А. (2012). Европейский взгляд на позиционные документы. Психотерапия , 49 (4), 475–479.
- МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5 (2), 100–122.
- Макдональд, М., и Уиринг, С. (2013). Реконцептуализация себя в гуманистической психологии: Хайдеггер, Фуко и социокультурный поворот. Журнал феноменологической психологии , 44 (1), 37–59.
- Маклеод, Южная Америка (2017). Иерархия человеческих потребностей Маслоу . ПростоПсихология. Получено 22 февраля 2022 г. с сайта www.simplypsychology.org/maslow.html .
- Медлок, Г. (2012). Развивающаяся этика аутентичности: от гуманистической к позитивной психологии. Психолог-гуманист , 40 (1), 38–57.
- Мелтон, А.М., и Шуленберг, С.Е. (2008). Об измерении значения: эмпирический вклад логотерапии в гуманистическую психологию. Психолог-гуманист , 36 (1), 31–44.
- Полкингхорн, округ Колумбия (1992). Методология исследования в гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 20 (2–3), 218–242.
- Резник С., Уормот А. и Серлин И. А. (2001). Связь гуманистической психологии и позитивной психологии: значение для психотерапии. Журнал гуманистической психологии , 41 (1), 73–101.
- Роббинс, Б.Д. (2008). Что такое хорошая жизнь? Позитивная психология и ренессанс гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 36 (2), 96–112.
- Роджерс, К. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию. ХарперУан.
- Шнайдер, К. Дж., Пирсон, Дж. Ф., и Бугенталь, Дж. Ф. Т. (ред.). (2015). Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика (2-е изд.). МУДРЕЦ.
- Серлин, И. А., и Крисвелл, Э. (2014). Гуманистическая психология и женщины. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика (стр. 27–40). МУДРЕЦ.
- Шури, С., и Каур, Х. (2016). Благодарность и прощение как корреляты благополучия подростков. Индийский журнал здоровья и благополучия , 7 (8), 827–833.
- Шреста, А. К. (2016). Позитивная психология: эволюция, философские основы и современный рост. Индийский журнал позитивной психологии , 7 (4), 460–465.
- Старчер, Д., и Аллен, С.Л. (2016). Глобальное движение за человеческий потенциал и возрождение гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 44 (3), 227–241.