Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Х ц всегда глухие звуки: Сайт глухих | Информационный сайт глухих, слабослышащих DeafNet

Правила фонетического разбора слов, фонетика гласных и согласных

Содержание:
• Обозначения и транскрипция
• Правила для ь, ъ
• Фонетика гласных
• Фонетика согласных

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а  ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м’];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры, подробнее про транскрипцию написано в стаье про звуки русского языка.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’].
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл].
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова].
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й’и].
    Ручьи → [руч’й’и].
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

аоиеуюёяэы
под ударениемаоиэууоаэы
без ударенияааииууоэ, иэ, иы
в начале словааоий’эуй’уй’ой’аэы
после гласныхаоий’эуй’уй’ой’аэы
после ь, ъаой’ий’эуй’уй’ой’аэы
после ж, ш, цыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т. д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж], [ц].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой’эст].
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э].
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис].
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а].

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з’д’элал].
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон’т’ик].
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик].
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што].

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’].
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а].
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица].
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син’эва].
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
    счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик].

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Непарные согласные звуки

Непарные согласные звуки

Содержание

  • Звонкие и глухие согласные

  • Непарные звонкие согласные

  • Непарные глухие согласные

  • Непарные мягкие и твёрдые согласные

Непарные согласные — это звуки, которые не соотносятся с другими согласными по признаку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, какие непарные согласные звуки существуют в русском языке и какие фонетические особенности они имеют.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.

Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.

Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные звуки формируются целиком голосом.

Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.

По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:

[к], [п], [с], [т],  [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]

Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:

  • [б] — [п]

  • [в] — [ф]

  • [г]- [к]

  • [д] — [т]

  • [ж] — [ш]

  • [з] — [с].

Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.

В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:

  • убор — упор;

  • влага — фляга;

  • грот — крот;

  • дрова — трава:

  • жалость — шалость;

  • зев — сев.

Остальные согласные являются непарными.

Непарные звонкие согласные

В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.

Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».

В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.

Например, воздух проходит через нос и образует звуки [н] и [н’], а при смыкании губ получаются звуки [м] и [м’].

Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки [л] и [л’].

Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха.

Тогда рождаются звуки [р] и [р’].

Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук [й’].

Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими  глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Звуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непарные звонкие согласные.

Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:

  • [л] — [л’]

  • [м] — [м’]

  • [н] — [н’]

  • [р] — [р’]

Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:

  • банка — банька;

  • рад — ряд;

  • мыс — миска;

  • лов — лев.

А звук [й’] непарный по всем характеристикам:

  • непарный звонкий;

  • непарный мягкий.

Непарные глухие согласные

Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.

Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:

  • храбрый — хитрый;

  • хлеб — химия;

  • худой — хилый.

Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:

  • звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;

  • звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;

  • звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я»,  или «ь», звуки [ц], [ж], [ш] всегда твердые в словах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.

Сравним:

  • ци́ркуль [ц ы р к ул’]

  • це́нный [ц э н: ы й’]

  • жёлтый [ж о л т ы й’]

  • за́лежь [з а л’ и ж]

  • кошёлка [к а ш о л к а]

  • пу́стошь [п у с т а ш]

  • чёрный [ч’ о р н ы й’]

  • чистота́ [ч’ и с т а т а]

  • щётка [щ’ о т к а]

  •  щу́ка [щ’ у к а].

  • Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ»

     служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.

  • Итак, в фонетике русского языка три согласных [й’] [ч’] [щ’] являются непарными мягкими, а звуки [ж], [ш], [ц] — непарными твёрдыми.

Глухота и потеря слуха

Глухота и потеря слуха
    • Все темы» 5
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • 5 90
    • Ресурсы »
      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »
      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • L
    • M
    • 0005

    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Регионы »
      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »
      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »
      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сосредоточиться на »
      • Афганистан кризис
      • COVID-19 пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »
      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
      • Наблюдение
      • Исследовать
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
      • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
    • Данные ВОЗ »
      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »
      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Основные моменты »
      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »
      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »
      • Люди
      • Команды
      • Состав
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »
      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • Деятельность
      • Инициативы
    • Финансирование »
      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »
      • Аудит
      • Программный бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »
      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
      • Портал государств-членов
    • Дом/
    • Отдел новостей/
    • Информационные бюллетени/
    • Деталь/
    • Глухота и потеря слуха

    All Ears International/G. Вон

    © Кредиты

    Ключевые факты

    • По прогнозам, к 2050 году почти 2,5 миллиарда человек будут иметь ту или иную степень потери слуха, и по меньшей мере 700 миллионам потребуется восстановление слуха.
    • Более 1 миллиарда молодых людей подвержены риску необратимой, предотвратимой потери слуха из-за небезопасной практики прослушивания.
    • Ежегодные дополнительные инвестиции в размере менее 1,40 долларов США на человека необходимы для расширения услуг по уходу за ушами и нарушениями слуха во всем мире.
    • В течение 10 лет это обещает доход в размере почти 16 долларов США на каждый вложенный доллар США.

    Обзор

    Более 5% населения земного шара, или 430 миллионов человек, нуждаются в реабилитации для устранения инвалидизирующей потери слуха (432 миллиона взрослых и 34 миллиона детей). По оценкам, к 2050 году более 700 миллионов человек – или 1 из каждых 10 человек – будет иметь инвалидизирующую потерю слуха.

    «Инвалидизирующая» потеря слуха относится к потере слуха более чем на 35 децибел (дБ) в лучше слышащем ухе. Почти 80% людей с инвалидизирующей потерей слуха живут в странах с низким и средним уровнем дохода. Распространенность потери слуха увеличивается с возрастом среди лиц старше 60 лет более 25% страдают инвалидизирующей тугоухостью.

    Потеря слуха и глухота

    Человек, который не может слышать так же хорошо, как и человек с нормальным слухом (порог слышимости 20 дБ или выше на оба уха), считается страдающим потерей слуха. Потеря слуха может быть легкой, средней, тяжелой или глубокой. Это может повлиять на одно ухо или обоими ушами и приводит к затруднениям при прослушивании разговорной речи или громких звуков.

    «Слабослышащие» относятся к людям с потерей слуха от легкой до тяжелой степени. Люди с нарушениями слуха обычно общаются с помощью разговорной речи, и им также могут быть полезны слуховые аппараты, кохлеарные импланты и другие вспомогательные устройства. как субтитры.

    «Глухие» люди в большинстве случаев имеют глубокую потерю слуха, что означает, что они очень плохо слышат или вообще не слышат. Они часто используют язык жестов для общения.

    Причины потери слуха и глухоты

    Хотя эти факторы могут проявляться в разные периоды жизни, люди наиболее подвержены их влиянию в критические периоды жизни.

    Пренатальный период

    • генетические факторы, включая наследственную и ненаследственную потерю слуха
    • внутриутробные инфекции, такие как краснуха и цитомегаловирусная инфекция.

    Перинатальный период

    • родовая асфиксия (недостаток кислорода в момент рождения
    • гипербилирубинемия (тяжелая желтуха в неонатальном периоде)
    • малая масса тела при рождении
    • другие перинатальные заболевания и их лечение 438 Детство и подростковый возраст
      • хронические инфекции уха (хронический гнойный средний отит)
      • скопление жидкости в ухе (хронический негнойный средний отит)
      • менингит и другие инфекции.

      Взрослый и пожилой возраст

      • хронические заболевания
      • курение
      • отосклероз
      • возрастная нейросенсорная дегенерация
      • внезапная нейросенсорная тугоухость.

      Факторы на протяжении всей жизни

      • серная пробка (засорение ушной серы)
      • травма уха или головы
      • громкий шум/громкие звуки
      • ототоксические лекарства
      • связанные с работой ототоксичные химические вещества
      • дефицит питательных веществ
      • вирусные инфекции и другие заболевания уха
      • отсроченное начало или прогрессирующая генетическая потеря слуха.

      Влияние неустраненной потери слуха

      Если не принять меры, потеря слуха влияет на многие аспекты жизни на индивидуальном уровне:

      • общение и речь
      • познание
      • образование и занятость: в развивающихся странах дети с потерей слуха и глухотой часто не получают школьного образования. Взрослые с потерей слуха также имеют гораздо более высокий уровень безработицы. Среди работающих выше процент людей с потерей слуха занимают более низкие должности по сравнению с общей рабочей силой.
      • социальная изоляция, одиночество и стигма
      • влияние на общество и экономику
      • влияние на годы, прожитые с инвалидностью (YDL), и годы жизни с поправкой на инвалидность (DALY).

      По оценкам ВОЗ, нерешенная проблема потери слуха ежегодно обходится в 980 миллиардов долларов США. Сюда входят расходы на здравоохранение (за исключением стоимости слуховых аппаратов), расходы на поддержку образования, потери производительности и социальные расходы. Из этих расходы, 57% приходится на страны с низким и средним уровнем дохода.

      Профилактика

      Многих причин, ведущих к потере слуха, можно избежать с помощью стратегий общественного здравоохранения и клинических вмешательств, осуществляемых на протяжении всей жизни.

      Профилактика потери слуха необходима на протяжении всей жизни, от пренатального и перинатального периодов до пожилого возраста. У детей почти 60% потери слуха вызваны предотвратимыми причинами, которые можно предотвратить с помощью мер общественного здравоохранения. меры. Точно так же можно предотвратить наиболее распространенные причины потери слуха у взрослых, такие как воздействие громких звуков и ототоксичных лекарств.

      Эффективные стратегии снижения потери слуха на разных этапах жизни включают:

      • иммунизацию;
      • надлежащая практика ухода за матерью и ребенком;
      • генетическое консультирование;
      • выявление и лечение общих заболеваний уха;
      • профессиональные программы по сохранению слуха от шума и химического воздействия;
      • стратегии безопасного прослушивания для уменьшения воздействия громких звуков в местах отдыха; и
      • рациональное использование лекарственных средств для профилактики ототоксической тугоухости.

      Выявление и лечение

      Раннее выявление потери слуха и заболеваний уха является ключом к эффективному лечению.

      Для этого требуется систематический скрининг для выявления потери слуха и связанных с ней заболеваний уха у лиц, подвергающихся наибольшему риску. Сюда входят:

      • новорожденные и дети грудного возраста
      • дети дошкольного и школьного возраста
      • люди, подвергающиеся воздействию шума или химических веществ на работе
      • человек, получающих ототоксические препараты
      • пожилые люди.

      Оценка слуха и осмотр уха могут проводиться в клинических и общественных условиях. Такие инструменты, как приложение ВОЗ «hearWHO» и другие технологические решения, позволяют проводить скрининг заболеваний уха и потери слуха с помощью ограниченное обучение и ресурсы.

      После выявления потери слуха важно устранить ее как можно раньше и надлежащим образом, чтобы смягчить любые неблагоприятные последствия.

      Меры, доступные для реабилитации людей с потерей слуха, включают:

      • использование слуховых технологий, таких как слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и имплантаты среднего уха;
      • использование языка жестов и других средств сенсорной замены,   таких как чтение речи, использование печати на ладони или тадома, общение с помощью жестов; и  
      • реабилитационная терапия для улучшения навыков восприятия и развития коммуникативных и языковых способностей.

      Использование вспомогательных слуховых технологий и таких услуг, как частотная модуляция и петлевые системы, устройства оповещения, телекоммуникационные устройства, услуги субтитров   и сурдоперевод, могут еще больше улучшить доступ к общению и образованию для людей с потерей слуха.

      Ответ ВОЗ

      Работа ВОЗ в области ухода за ушами и нарушениями слуха заключается в продвижении комплексной помощи при болезнях уха и нарушениях слуха, ориентированной на нужды людей (IPC-EHHC).

      В своей работе ВОЗ руководствуется рекомендациями Всемирного доклада ВОЗ о слухе (2021 г.) и резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения о профилактике глухоты и потери слуха.

       Работа ВОЗ включает в себя:

      • руководство, помощь и поддержку государств-членов в повышении осведомленности о вопросах ЭГЗ;
      • содействие сбору данных и распространению данных и информации, связанных с ушами и уходом за слухом;
      • предоставление технических ресурсов и рекомендаций для облегчения планирования и наращивания потенциала систем здравоохранения в области ухода за ушами и нарушениями слуха;
      • поддержка обучения медицинских работников по уходу за ушами и нарушениями слуха;
      • пропаганда безопасного прослушивания для снижения риска потери слуха, вызванного рекреационным шумом, в рамках инициативы ВОЗ «Сделай прослушивание безопасным»;
      • проведение Всемирного дня слуха и популяризация его как ежегодного мероприятия по защите интересов;
      • налаживание партнерских отношений для разработки эффективных программ ухода за слухом, включая инициативы по доступным слуховым аппаратам, кохлеарным имплантатам и услугам; и
      • , выступающих за уход за ушами и нарушением слуха через Всемирный форум по слуху.

       

       

       

      Звон в ушах: звон в ушах и что с этим делать

      Постоянный шум в голове, например звон в ушах, редко указывает на серьезную проблему со здоровьем, но, безусловно, может раздражать. Вот как это минимизировать.

      Звон в ушах (произносится как tih-NITE-us или TIN-ih-tus) — звук в голове без внешнего источника. Для многих это звонкий звук, а для других — свист, жужжание, стрекотание, шипение, жужжание, рев или даже визг. Звук может исходить из одного или обоих ушей, из головы или издалека. Она может быть постоянной или прерывистой, устойчивой или пульсирующей.

      Почти у каждого в течение короткого времени возникает шум в ушах после воздействия чрезвычайно громкого шума. Например, посещение громкого концерта может вызвать кратковременный шум в ушах. Некоторые лекарства (особенно аспирин и другие нестероидные противовоспалительные препараты, принимаемые в высоких дозах) могут вызывать шум в ушах, который проходит после прекращения приема препарата. Когда он длится более шести месяцев, он известен как хронический шум в ушах. От 50 до 60 миллионов человек в Соединенных Штатах страдают этим заболеванием; это особенно распространено у людей старше 55 лет и тесно связано с потерей слуха. Многие люди беспокоятся, что шум в ушах является признаком того, что они теряют слух или у них есть другая серьезная медицинская проблема, но это бывает редко.

      В большинстве случаев шум в ушах носит субъективный характер, то есть только вы можете слышать шум. Но иногда это объективно, то есть кто-то другой тоже может это услышать. Например, если у вас шумы в сердце, вы можете слышать свистящий звук при каждом ударе сердца; Ваш лечащий врач также может услышать этот звук через стетоскоп. Некоторые люди слышат биение своего сердца внутри уха — явление, называемое пульсирующим шумом в ушах. Это чаще случается у пожилых людей, потому что кровоток в артериях, стенки которых с возрастом становятся жесткими, обычно более турбулентный. Пульсирующий шум в ушах может быть более заметен ночью, когда вы лежите в постели и меньше внешних звуков, маскирующих шум в ушах. Если вы заметили какой-либо новый пульсирующий шум в ушах, вам следует обратиться к врачу, поскольку в редких случаях это является признаком опухоли или повреждения кровеносных сосудов.

      Течение хронического шума в ушах непредсказуемо. Иногда симптомы остаются прежними, а иногда они ухудшаются. Примерно в 10% случаев состояние настолько мешает повседневной жизни, что требуется профессиональная помощь.

      Хотя хронический шум в ушах неизлечим, со временем он часто становится менее заметным и более управляемым. Вы можете помочь облегчить симптомы, узнав о своем заболевании, например, поняв, что оно не опасно. Есть также несколько способов, помогающих настроиться на шум и минимизировать его воздействие.

      Слуховые пути и шум в ушах

      Звуковые волны проходят через слуховой проход в среднее и внутреннее ухо, где волосковые клетки в части улитки помогают преобразовывать звуковые волны в электрические сигналы, которые затем по слуховому нерву поступают в слуховую кору головного мозга. Когда волосковые клетки повреждаются — например, громким шумом или ототоксичными препаратами — цепи мозга не получают ожидаемых сигналов. Это стимулирует аномальную активность нейронов, что приводит к иллюзии звука или шуму в ушах.

      Что происходит?

      Большинство людей, обращающихся за медицинской помощью по поводу шума в ушах, воспринимают его как субъективный, постоянный звук, такой как постоянный звон в ушах или жужжание в ушах, и у большинства из них наблюдается некоторая степень потери слуха. Факторы, которые вызывают потерю слуха (и шум в ушах), включают громкий шум, лекарства, которые повреждают нервы в ухе (ототоксические препараты), ушную серу, проблемы со средним ухом (такие как инфекции и сосудистые опухоли) и старение. Шум в ушах также может быть симптомом болезни Меньера, нарушения механизма баланса во внутреннем ухе.

      Звон в ушах может возникать в любом месте слухового пути, от наружного уха через среднее и внутреннее ухо до слуховой коры головного мозга, где, как считается, он закодирован (в некотором смысле импринтирован). Одной из наиболее частых причин шума в ушах является повреждение волосковых клеток улитки (см. «Слуховые пути и шум в ушах»). Эти клетки помогают преобразовывать звуковые волны в нервные сигналы. Если слуховые пути или цепи в мозгу не получают сигналов, которые они ожидают от улитки, мозг, по сути, «увеличивает усиление» на этих путях, пытаясь обнаружить сигнал — почти так же, как вы увеличиваете громкость автомобильного радио, когда пытаетесь найти сигнал станции. Возникающий в результате электрический шум принимает форму тиннитуса — звука, который становится высоким, если потеря слуха находится в высокочастотном диапазоне, и низким, если он находится в низкочастотном диапазоне. Этот вид шума в ушах напоминает фантомную боль в конечностях у человека с ампутированной конечностью — мозг вырабатывает аномальные нервные сигналы, чтобы компенсировать отсутствие входных данных.

      В большинстве случаев шум в ушах является нейросенсорным, что означает, что он возникает из-за потери слуха на уровне улитки или улиткового нерва. Но шум в ушах может возникать и в других местах. Наши тела обычно производят звуки (называемые соматическими звуками), которые мы обычно не замечаем, потому что прислушиваемся к внешним звукам. Все, что блокирует нормальный слух, может привлечь наше внимание к соматическим звукам. Например, у вас может появиться шум в голове, когда ушная сера блокирует наружное ухо.

      Некоторые препараты, которые могут вызывать или усиливать шум в ушах

      Аспирин  и другие нестероидные противовоспалительные препараты,  включая ибупрофен (мотрин) и напроксен (алив, напросин)

      Некоторые антибиотики,  включая ципрофлоксацин (ципро), доксициклин (вибрамицин, другие), гентамицин (гарамицин), эритромицин (эри-таб, другие), тетрациклин (сумицин), тобрамицин (небцин) и ванкомицин (ванкоцин)

      Противомалярийные препараты , такие как хлорохин и хинин

      Некоторые противосудорожные препараты,  включая карбамазепин (тегретол, другие) и вальпроевую кислоту (депакот, другие)

      Некоторые противораковые препараты,  включая цисплатин (платинол) и винкристин (онковин, винкасар)

      Петлевые диуретики ( при внутривенном введении в высоких дозах), включая буметанид (Бумекс), фуросемид (Лазикс) и торасемид (Демадекс)

      Трициклические антидепрессанты , такие как амитриптилин (элавил, другие), кломипрамин (анафранил) и имипрамин (тофранил)

      Оценка и лечение основных проблем

      Если у вас появился шум в ушах, важно обратиться к врачу. Он или он изучит историю болезни, проведет медицинский осмотр и проведет серию анализов, чтобы попытаться найти источник проблемы. Он или он также попросят вас описать шум, который вы слышите (включая его высоту и качество звука, а также является ли он постоянным или периодическим, постоянным или пульсирующим), а также время и место, в которых вы его слышите. Ваш лечащий врач просмотрит вашу историю болезни, ваше текущее и прошлое воздействие шума, а также любые лекарства или добавки, которые вы принимаете. Звон в ушах может быть побочным эффектом многих лекарств, особенно при приеме в более высоких дозах (см. «Некоторые препараты, которые могут вызвать или усилить шум в ушах»).

      Скелетно-мышечные факторы — сжимание челюстей, скрежетание зубами, предшествующая травма или напряжение мышц шеи — иногда делают шум в ушах более заметным, поэтому врач может попросить вас напрячь мышцы или подвигать челюстью или шеей определенным образом, чтобы увидеть, изменится ли звук . Если напряженные мышцы являются частью проблемы, массаж может помочь облегчить ее.

      Звон в ушах, который является непрерывным, устойчивым и высоким (наиболее распространенный тип), как правило, указывает на проблему в слуховой системе и требует проверки слуха, проводимой аудиологом. Пульсирующий шум в ушах требует медицинского осмотра, особенно если шум частый или постоянный. МРТ или КТ может потребоваться для проверки опухоли или аномалии кровеносных сосудов.

      Ваше общее состояние здоровья может влиять на тяжесть и влияние шума в ушах, поэтому это также хорошее время, чтобы проанализировать свой рацион, физическую активность, сон и уровень стресса — и принять меры для их улучшения. Вы также можете уменьшить влияние шума в ушах, вылечив депрессию, беспокойство, бессонницу и боль с помощью лекарств или психотерапии.

      Если вы часто подвергаетесь воздействию громких шумов на работе или дома, важно снизить риск потери слуха (или дальнейшего ухудшения слуха) с помощью средств защиты, таких как беруши, наушники или специально подобранные устройства.

      Выбранные ресурсы

      Американская академия аудиологии
      www.audiology.org

      Американская ассоциация шума в ушах
      www.ata.org

      Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств
      www.nidcd.nih.gov

      Лечение шума в ушах

      В дополнение к лечению сопутствующих проблем (таких как депрессия или бессонница) существует несколько стратегий, которые могут помочь сделать шум в ушах менее надоедливым. Ни один подход не работает для всех, и вам, возможно, придется попробовать различные комбинации методов, прежде чем вы найдете то, что работает для вас. Если у вас возрастная потеря слуха, слуховой аппарат часто может сделать шум в ушах менее заметным, усиливая внешние звуки.

      Не существует одобренного FDA медикаментозного лечения шума в ушах, и контролируемые испытания не выявили ни одного лекарства, добавки или травы, которые были бы более эффективными, чем плацебо. Это включает в себя гинкго билоба, который иногда рекламируют для этой цели. Некоторые пациенты считают, что иглоукалывание помогает, но оно также оказалось не лучше плацебо.

      Наиболее эффективными подходами являются поведенческие стратегии и звукогенерирующие устройства, часто используемые в комбинации. Среди них:

      Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).  КПТ использует такие методы, как когнитивная реструктуризация и релаксация, чтобы изменить то, как пациенты думают о шуме в ушах и реагируют на него. Пациенты обычно ведут дневник и выполняют «домашнюю работу», чтобы развить свои навыки преодоления трудностей. Терапия, как правило, краткосрочная — например, еженедельные сеансы в течение двух-шести месяцев. КПТ не может сделать звук менее громким, но может сделать его значительно менее надоедливым и улучшить качество жизни.

      Терапия переподготовки к тиннитусу (TRT).  Эта методика основана на предположении, что шум в ушах возникает в результате аномальной активности нейронов (см. «Что происходит?»). Цель состоит в том, чтобы приучить слуховую систему к сигналам шума в ушах, сделав их менее заметными или менее надоедливыми. Основными компонентами ЗТТ являются индивидуальное консультирование (чтобы объяснить слуховую систему, как развивается шум в ушах и чем может помочь ЗТТ) и звуковую терапию. В ухо вставляется устройство для создания тихого шума и звуков окружающей среды, которые по высоте, громкости и качеству соответствуют тиннитусу пациента. В зависимости от тяжести симптомов лечение может длиться от одного до двух лет.

      Когда ТЗТ была разработана в 1980-х годах нейробиологом доктором Павлом Ястребоффом, она была разработана для применения в соответствии со строгим протоколом. Сегодня термин ЗТТ используется для описания модифицированных версий этой терапии, и вариации затрудняют точную оценку ее эффективности. В отдельных исследованиях сообщалось об улучшениях у 80% пациентов с высоким шумом в ушах.

      Маскировка. Маскирующие устройства, которые носят как слуховые аппараты, генерируют низкоуровневый белый шум (например, пронзительное шипение), который может уменьшить восприятие шума в ушах, а иногда также вызывать остаточное торможение — менее заметный шум в ушах в течение короткого времени после маскирования выключен. Для маскировки не всегда требуется специальное устройство; часто достаточно проигрывания музыки или включения радио, вентилятора или генератора белого шума на заднем плане. Хотя данных рандомизированных испытаний недостаточно, чтобы сделать какие-либо выводы об эффективности маскировки, эксперты по слуху часто рекомендуют попробовать простые стратегии маскировки (например, настроить радио на низкую громкость между станциями), прежде чем переходить к более дорогим вариантам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *