Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Идентификация в обществознании: Личность. Социализация и идентификация Главы из нового учебника по обществознанию. Старшие классы – Учительская газета

Содержание

Личность. Социализация и идентификация Главы из нового учебника по обществознанию. Старшие классы – Учительская газета

В любом обществе действуют социальные институты, то есть – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, которая воплощает в себе нормы экономической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей. Функция социальных институтов – регулирование тех или иных сфер социальных отношений; в праве – это совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные, обособленные общественные отношения (например, институт гражданства, институт наследования и др.).
Социальную организацию раccматривают также как совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей, иерархической структуры власти и т.д.
Социальные организации и социальные институты создаются человеком. Чтобы разобраться в социальной жизни человека, необходимо понять – а что же такое человек? Свойство задумываться о себе самом – это специфическое свойство человека и проявление его разумности. К изучению человека существует множество подходов. Но самые первые, лежащие на поверхности, это изучение “извне” и “изнутри”. “Извне” – выявление коренных отличий человека от других живых существ через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой.
Другой подход – “изнутри” – представляет собой изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, духовной, нравственной, общественной жизни, когда обнаруживаются сущностные его черты.
Человек – удивительное и безмерно интересное существо, которое в течение всей своей жизни постоянно всматривается в окружающий его мир и самого себя. К тому же человек – уникальное существо. Американские ученые еще в 60-е годы подсчитали, что на Земле за всю историю существования человека нет, не было и не будет никогда двух одинаковых людей, ибо в мире существует такое количество генетических соединений, что даже близнецы, внешне похожие друг на друга, разнятся по своим биологическим, психологическим, нравственным и другим качествам.
Со времени своего осознания человеком он постоянно пытался выяснить – что же он сам по себе представляет. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек представлялся как часть космоса, часть всеобъемлющего мира. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов космоса. По древнеиндийской философии душа человека после смерти не погибает вместе с телом, а переселяется в другое живое существо. Переселение души зависит от поведения человека в пору его жизни на Земле: за мысленный грех – в представителя низшей касты; за словесный – в животное; за проступок – в неодушевленную вещь. Человек может остаться человеком только через нравственное благородство, раскрепощение души и жизнь во благо других людей.
Античная философия дала понимание различия между законами природы и человеческого мира. Человек как духовно-телесное существо был центром всей древнегреческой культуры, провозгласившей тезис о человеке как о мере всего существующего и ориентировавшей на его разум. При этом древние греки постоянно призывали человека к самопознанию. Изречение “Познай самого себя”, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из основных положений в развитии науки о человеке.
Библейское христианское представление о человеке как об “образе и подобии Бога”, но в то же время раздвоенном в результате грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа, что открывало возможность преодоления греха, приобщения к божественной благодати и после смерти обретения бессмертия души.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Итальянский философ XV в. Пико делла Мирандола считал, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В период Возрождения философы восхищались человеком, в своих гимнах воспевали его разум, талант, творческое начало. Это восхищение передают скульптуры Микеланджело, картины Леонардо да Винчи и других художников той эпохи.
В XVII в. Декарт сделал вывод о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление. Его тезис “Мыслю – следовательно, существую” стал основой учения о разумности человека как его специфической особенности и его сущности.
Немецкий философ XVIII в. И.Кант утверждал, что вопрос “Что такое человек?” является основным вопросом философии. Человека он рассматривал как существо, принадлежавшее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX вв. главным было представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.
Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению из присущих ему черт главных, таких, как воля, испытываемые им чувства, влечения к кому-то или к чему-то. Этот поиск стал характерным для конца XIX и всего XX в., что позволило ввести в науку понятие личности и индивидуальности.
Понятие “личность” связано с понятием человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности, как устойчивой системы социально значимых черт, характерных для отдельного человека как члена общества или человеческой общности. В этих определениях воедино связаны понятия личности, индивида и общества. Следует усвоить, что индивид и личность – это не одно и то же. Личность в науке рассматривается с двух точек зрения: сущностных характеристик и набора функций или ролей.
Личность как объект общественных отношений рассматривается в двух точках зрения: социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом существующих социальных норм поведения и ценностей, необходимых для успешной деятельности и жизни в данном обществе. Социализация включает в себя все формы приобщения индивида к культуре, получения им образования, воспитания, с помощью которых он приобретает способность участвовать в социальной жизни и приобретает тем самым так называемую социальную природу или социальную значимость. В социализации личности принимает участие все, что и кто окружает ее: семья, детский сад, школа, средства массовой информации, соседи, сверстники, улица и т.д. Идентификация личности – это способ осознания своей принадлежности к той или иной общности людей, восприятие поведения окружающих, их ценностей как своих собственных.
Термин “индивид” характеризует человека как одного из многих, но с точки зрения его самобытности, особенности, индивидуальности. Понятием “индивидуальность” в биологическом плане обозначают специфические черты, присущие определенной особи или организму вследствие сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику отдельного определенного человека через изучение его темперамента, черт характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимость, своеобразие какого-либо явления, включая при этом как природные, так и общественные. Философы считают, что свою индивидуальность могут иметь не только люди, но и отдельных эпохи, в частности исторические, как, например, эпоха классицизма или эпоха романтизма и т.д.
По отношению к индивиду как представителю общности философия рассматривает его индивидуальность во всем своеобразии проявлений человека, его неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности его деятельности, что обусловливает в нем наличие типичного и неповторимого.
При рассмотрении сущностных характеристик личности учитывается ее активность при определенной свободе действий как субъекта познания и изменения мира. Личностными в этом случае признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. С другой стороны, личность оценивается через сопоставление с установленными и принятыми в обществе нормами. Большое значение при этом имеет самооценка человека, которая может меняться в зависимости от проявлений отдельных черт личности и общественных условий, в которых ей приходится действовать.
Вторая сторона изучения личности – набор выполняемых ею функций или ролей – способствует проявлению человека в обществе в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от существующих общественных условий. Человек может быть одновременно работником, семьянином, ученым, спортсменом и т.д. Например, взаимоотношения в семье разнятся при родовом строе и в современных условиях, человек в семье может быть внимательным или равнодушным, на службе – инициативным или кое-как выполняющим свои обязанности. В этом проявляется социализация личности, что означает связь человека с общественными отношениями и зависимость от них.
Социальной сферой в социологии считаются общественное окружение, среда и та обстановка (не в смысле мебели, а в плане духовно-нравственного состояния), в которых находится человек и которые формируют в нем те или иные черты личности.
Личность как объект существующих общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация личности – это процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей, образцов поведения, принятых в данном обществе и необходимых для функционирования личности в этом обществе. Социализация включает в себя вопросы приобщения личности к культуре, обучению и воспитанию, которые являются основой социальной природы индивида и выработки способности участвовать в социальной жизни. В процессе социализации личности участвуют все компоненты, которые окружают человека, – семья, соседи, сверстники, улица, школа, средства массовой информации, книги и т. д. Идентификация индивида – это способ осознания человеком своей принадлежности к той или иной общности. Процесс социализации завершается при достижении личностью социальной зрелости, которая определяется обретением личностью определенного социального статуса.
Совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в различных отношениях, связях между собой и образующих целостный социальный объект, представляет собой в целом социальную систему, частью которой является социальная структура, объединяющая в себе две составные части: социальные связи и социальный состав.
Социальные связи устанавливаются в ходе взаимодействия людей, в результате общественного разделения труда. В обществе происходит социальное расслоение, различные группы занимают определенное социальное положение, характеризующееся понятиями социальной дифференциации и социального неравенства.
Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение по экономическим, профессиональным и другим причинам.
Социальное неравенство – разделение групп с точки зрения общественного положения, объема и характера имеющихся прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Другая точка зрения предполагает, что социальное неравенство влечет за собой стремление людей к совершенствованию общественных отношений.
Социальный состав – это набор элементов, которые составляют социальную структуру, включающую устойчивую связь между ее элементами. В социальную структуру входят индивиды: 1) занимающие определенные позиции или имеющие определенный статус; 2) выполняющие определенные социальные функции или роли; 3) их объединения на основе статусных признаков в группы – социально-территориальные, этнические и другие общности.
Понятие социальной структуры применяется в широком и узком смысле этих понятий: в широком смысле – это строение общества в целом, и система связей между всеми его элементами; в узком смысле – этот термин применяется для характеристики социально-классовых и социально-групповых общностей как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.
К основным понятиям социальной структуры и социальных отношений можно отнести следующие: социальная дифференциация и социальное неравенство; виды социальных групп, многообразие критериев их выделения на классы, страты и т.д.; средний класс, социальная стратификация, социальная мобильность; семья как элемент социальной структуры; тенденция в развитии социальных отношений; маргиналы и люмпены.
Необходимо также усвоить, что такое понятие “социальная общность”. Этим понятием обозначают реально существующие совокупности людей, связанных едиными признаками – классовыми, сословными, национальными и др.
По количественному составу они многовариантны: от взаимодействия двух человек до международных политических, экономических, правовых движений. По времени существования – от длящегося минутами или часами общения (типа пассажиров в трамвае, поезде, зрителей в театре, участников демонстраций) до живущих столетиями или даже тысячелетиями этносов, наций и т.д. По плотности связей между индивидами – от трудовых коллективов до расплывчатых образований (например, болельщики хоккейной команды, шахмат и др. ).
Среди множества социальных общностей выделяют территориальные, этнические, демографические, культурные общности. К классификации социальных общностей есть множество подходов.
Эльвира ЕРШОВА,
доктор исторических наук

Что такое идентификация в обществознании?


Что такое идентификация в обществознании?

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — в социологии — процесс самоопределения индивида в социальном пространстве, в социальных группах и сообществах, а также в системе их взаимодействий. … Результатом идентификации является осознание человеком своей идентичности. Понятие было введено З. Фрейдом («Групповая психология и анализ Эго», 1914 год).

Что входит в биометрию?

Биоме́трия — система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам (трёхмерная фотография лица и/или тела, образец голоса, отпечатки пальцев, рисунок вен руки, группа крови, специальное фото роговицы глаза и т. д.).

Как отказаться от биометрии Сбербанк?

Как отказаться от биометрии в Сбербанке?

  1. написать заявление в отделении и отозвать согласие на биометрию;
  2. отправить онлайн-заявку через личный кабинет на сайте Госуслуги.

Как отключить биометрию Сбербанк?

Как отказаться от использования биометрии? Для этого оформите отзыв согласия на обработку биометрических персональных данных в офисе банка.

Зачем в Сбербанке снимают биометрические данные?

С помощью БД защитная система безошибочно определяет личность клиента. К тому же их сложно подделать, в отличие от того же паспорта. Совсем скоро в Сбербанке вы сможете проходить идентификацию без удостоверений личности, а с использованием биометрических данных – вашего голоса или высококачественного снимка лица.

Зачем нужны биометрические данные Сбербанк?

Биометрия для оптимизации Биометрия не только распознает клиентов с вероятностью 99,9%, но и помогает автоматизировать взаимодействие с клиентами. Развитию автоматизации среди российских банков снова способствовал Сбербанк.

Можно ли снять деньги по паспорту без карты Сбербанк?

Итак, если на руках у вас нет карты, то в Сбербанке можно снять деньги только в одном случае – если ей физически невозможно пользоваться! . .. И только после принятия и обработки этих заявлений и блокировки вашей карточки сотрудником Сбера, вы сможете получить наличные по паспорту со счета карты.

Как сделать биометрию?

Как воспользоваться?

  1. Скачайте приложение «Биометрия» Приложение доступно на платформах Android и iOS.
  2. Выберите услугу в мобильном приложении банка Проверьте, можно ли оформить услугу удалённо. …
  3. Следуйте инструкциям на экране …
  4. Подпишите электронный договор …
  5. Готово.

Как зарегистрировать биометрические данные на госуслугах?

Как зарегистрировать биометрию Найдите на карте ближайшее отделение банка и посетите его. Чтобы зарегистрировать биометрию, вы должны быть клиентом банка и иметь подтвержденную учетную запись на Госуслугах. Если вы не клиент банка, сотрудник поможет заключить договор. Возьмите с собой паспорт.

Как пройти идентификацию в сбербанк онлайн?

Деньги, и интернет-банке Сбербанк Онлайн должен быть привязан один и тот же контактный номер вашего мобильного телефона. Для прохождения идентификации кликните на значок баланса в личном кабинете. Затем нажмите на ссылку ниже номера кошелька с вашим статусом, а затем на кнопку «Пройти идентификацию».

Как зарегистрироваться на госуслугах через Сбербанк?

Регистрация на Госуслугах через СберБанк Онлайн

  1. Шаг 1. Войдите в приложение СберБанк Онлайн В поисковой строке введите «Регистрация на Госуслугах».
  2. Шаг 2. Проверьте и заполните личные данные: Номер телефона …
  3. Шаг 3. Подтвердите регистрацию с помощью бесплатного СМС С номера 0919 вам придёт СМС с кодом подтверждения от Госуслуг. …
  4. Шаг 4. Проверьте статус регистрации

ИДЕНТИЧНОСТЬ (Социальные науки)

Идентичность — распространенное понятие в массовой культуре . Вообще говоря, идентичность относится к общему характеру или личности человека или группы. Например, молодая мать может определить свою идентичность как то, что отражает сущность того, кто она есть (например, быть женщиной, супругой и родителем) и как она стала такой. У бизнеса может быть своя собственная идентичность, возможно, определенная его уникальной корпоративной культурой или его рекламной историей. Важные исторические события, такие как войны, стихийные бедствия или всплески иммиграции, могут сыграть важную роль в определении национальной идентичности.

С одной стороны, определяющие черты идентичности часто влекут за собой элементы, которые должны быть «найдены» индивидуумом или группой. Например, музыкальной группе или актерскому составу телешоу, возможно, придется работать вместе в течение длительного периода времени, прежде чем их выступления пройдут гладко и без усилий, и они смогут установить свой собственный голос или общий характер. Подростки, как и взрослые, могут проходить через кризисы идентичности, которые относятся к периодам личной неуверенности или замешательства. Когда спортивный тренер говорит о том, что его или ее команда находит свою идентичность, это может относиться к развитию или признанию последовательного стиля игры или выступления.

С другой стороны, отдельные лица или группы также могут «потерять» свою идентичность в результате различных событий или обстоятельств. Например, когда политики, знаменитости или другие общественные деятели проявляют противоречивое поведение, эти люди часто должны работать над восстановлением или переопределением своей идентичности. О компании, принявшей неверные деловые решения, можно сказать, что она потеряла свой фирменный стиль. Современное явление кражи личных данных является еще одним примером потери личных данных, хотя правильнее называть это явление кражей личных данных или удостоверений личности. Популярность ярлыка кражи личных данных предполагает, что важной частью непрофессиональных определений индивидуальной идентичности являются общедоступные, демографические и коммерческие средства идентификации.


Как показывают предыдущие примеры, популярные границы понятия идентичности довольно широки. Эта концепция также распространена и широка в теориях и исследованиях социальных и гуманитарных наук. Я и идентичность часто используются такими теоретиками и исследователями взаимозаменяемо. На самом деле, иногда авторы объединяют эти термины в такие понятия, как самотождественность или эго-идентичность. В социальных и гуманитарных науках разные дисциплины делают акцент на разных компонентах концепции. Таким образом, полезно рассмотреть, как различные поля определяют и реализуют идентичность.

Теоретики и исследователи социальных наук различают большое количество различных видов идентичности. Примеры типов идентичности включают расовую, этническую, групповую, социальную, религиозную, профессиональную, гендерную и половую ролевую, культурную, физическую и телесную, музыкальную, спортивную, академическую и так далее. Среди этих различных типов идентичности обычно проводится различие между личной и социальной идентичностью. Личная идентичность обычно относится к уникальным характеристикам человека, включая черты личности, личные ценности, мнения и предпочтения, физические характеристики, а также выбор карьеры и образа жизни. Другими словами, они относятся к аспектам личности человека, которые отличаются от других людей. Социальная идентичность обычно относится к социальным ролям, таким как гендерная, расовая, религиозная, политическая, идеологическая и национальная принадлежность к группе. Как правило, эти роли связаны с тем, что личность человека похожа на других, например, общие физические характеристики, говорение на общем языке, принадлежность к аналогичному социальному классу или социально-экономическому статусу, исповедование одной религии или проживание в одном регионе.

Независимо от того, фокусируется ли человек на личных или социальных аспектах, развитие личности включает в себя чувство одинаковости, преемственности и единства. С философской точки зрения, личная идентичность относится к степени, в которой характеристики человека остаются неизменными с течением времени. То есть идентичность устанавливает условия, определяющие устойчивую уникальность человека. Это может относиться к физическим, психологическим и социальным аспектам человека. Таким образом, большинство социологов согласны с тем, что идентичность развивается с течением времени и требует организации и интеграции, часто достигаемых путем разрешения личных или социальных конфликтов или кризисов. Неспособность достичь некоторой степени согласованности идентичности считается симптомом психологических, социальных или культурных проблем.

Идентичность также влечет за собой индивидуальную приверженность набору ценностей и целей, связанных с определенными характеристиками. Например, большая часть личной идентичности включает в себя определение своих уникальных черт и определение ценности этих черт и того, как они соотносятся с краткосрочными и долгосрочными целями человека. Социальная идентичность предполагает осознание членства в группе, а также определенный уровень приверженности, близости или эмоциональной привязанности к этим группам. Люди, которые высоко ценят свою социальную идентичность, с большей вероятностью будут действовать в соответствии с этими ролями, чем люди, которые не ценят свою социальную идентичность. Таким образом, развитие идентичности связано с тем, как люди думают о себе и как они решают, какие аспекты их опыта являются наиболее важными в их самоопределении. Другими словами, развитие идентичности включает в себя личные и социальные процессы определения, построения и согласования.

ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ

Распространенность проблем, связанных с идентичностью, является относительно недавним культурным и историческим явлением. Психолог Рой Баумайстер (Baumeister, 1986) описал несколько влиятельных социальных тенденций в европейских и американских обществах примерно с 1500 по 1800 годы. В течение этих столетий различные социальные, культурные и экономические изменения соответствовали сдвигу в том, как философы, художники, писатели, а непрофессионалы рассматривали личность и личность. Со времен Средневековья произошло ослабление важности географического дома человека, а также институтов брака и работы в определении его идентичности. В то же время ранее важные роли семьи по происхождению, социальному положению, полу и религии были, по крайней мере, несколько упрощены. Таким образом, традиции и институты, ранее определявшие идентичность людей, утратили значение и влияние.

Эти изменения соответствовали новым взглядам на то, что составляет личность человека. Например, люди начали рассматривать возможность существования скрытого «я»; что индивидуальность важна; что существует отделение их общественной, общественной жизни от их частной жизни; и что дети развиваются и имеют свои собственные возможности, достойные внимания. Другими словами, границы идентичности становились все более широкими и податливыми. Баумайстер (1986) утверждал, что эти тенденции сохранялись на протяжении всего двадцатого века, отражая эпоху массового потребления, более широкий выбор профессий, резкие технологические изменения и маркетинг как продуктов, так и людей. Чистый эффект этих социальных, культурных и экономических изменений заключается в том, что люди в промышленно развитых обществах теперь сталкиваются с трудностями в определении своей идентичности. Из-за утраты традиционных способов узнать, кто ты есть, более абстрактное, неуловимое чувство идентичности делает его все более трудным для определения. Гораздо больше, чем сто или двести лет назад, люди должны работать над тем, чтобы найти или раскрыть то, кто они есть, чтобы разрешить дилеммы современной личности.

Современная идентичность требует выбора, достижений и частых самоопределений, в отличие от пассивного присвоения идентичности прошлого. С широко распространенным стремлением к установлению и определению своей индивидуальности и уникальности связаны большие трудности, выбор и усилия для достижения этого. Например, современная идентичность может быть построена из личностных качеств, материальных ценностей, личных достижений, членства в группах, деятельности и организаций. По этим причинам различные авторы называют идентичность «пустой», «насыщенной» и «перегруженной», отражающей «эпидемию ролевой дистанции» (Hoyle et al. 19).99, с. 49). Некоторые авторы утверждают, что крайняя озабоченность европейской и американской культуры внутренней, независимой идентичностью приводит к обесцениванию или игнорированию социального мира и потенциальных негативных последствий современного социального устройства. Это вызывает поиск переживаний и материальных благ, чтобы избежать чувства никчемности или путаницы в идентичности.

ТРЕБОВАНИЯ К ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Идентичность является предметом обширной теории и исследований для многих социальных наук. Двумя дисциплинами, уделяющими большое внимание идентичности, являются социология и психология. Социологи обычно определяют общее «я» как состоящее из множества идентичностей, связанных с различными ролями, которые человек играет в социальном мире. Социологи начала двадцатого века, такие как Чарльз Хортон Кули (1864–1929) и Джордж Герберт Мид (1863–1931), подчеркивали, как другие люди дают «рефлексивные оценки», которые способствуют пониманию и установлению чувства идентичности. В свои 19В книге «Представление себя в повседневной жизни» социолог Эрвинг Гоффман (1922–1982) предложил драматургический подход к социальной идентичности. Гоффман предположил, что люди играют социальные роли, как актеры на сцене, заявляя о своей приверженности определенной общественной или групповой идентичности. Часть этой идентичности включает публичное «лицо», которое человек утверждает и затем защищает в социальном взаимодействии. В более поздних работах Гоффман представил идею «испорченной» идентичности, при которой человек может подвергаться стигматизации в результате девиантного поведения или личных характеристик.

Совсем недавно символическая интеракционистская точка зрения заняла видное место в социологическом подходе к идентичности. Современные версии символического интеракционизма исследуют, как на идентичность человека влияют элементы социальной структуры, в частности социальные позиции или роли, которые человек играет, а также значения и ожидания, связанные с этими ролями (Stets and Burke 2003). Ролевые идентичности могут различаться по количеству, известности, заметности и ценности для человека, и социологи провели большое количество исследований этих аспектов ролевой идентичности. Например, большее количество ролевых идентичностей было связано с большей устойчивостью к стрессу и более позитивным психическим здоровьем, особенно когда эти идентичности являются добровольными или свободно выбранными, а не когда они даны или обязательны.

Значение ролевой идентичности — это то, что человек должен определить и согласовать. Таким образом, на него могут повлиять реакции других. Со временем могут быть изменения в роли, а также в личности, связанной с этой ролью. Например, когда человек берет на себя новую роль супруга в супружеской паре, необходимо определить конкретное поведение, связанное с этой ролью, и оно может меняться со временем. Кроме того, определение и границы идентичности супруга могут измениться. Таким образом, принятие, развитие, интернализация и изменение множества ролей составляют наиболее важные черты идентичности с социологической точки зрения.

В психологии наиболее известная трактовка идентичности исходит из Эрика Эриксона (1902-1994) о психосоциальных стадиях развития на протяжении всей жизни (Erikson 1968). Когда и как развивается связное чувство идентичности? Исследования показывают, что проблемы идентичности особенно заметны среди поздних подростков и ранних взрослых. По-видимому, это связано с тем, что только к этому времени молодые люди становятся физически и сексуально зрелыми, компетентны в абстрактном мышлении, проявляют повышенную эмоциональную устойчивость и обладают определенной степенью свободы от ограничений родителей и сверстников. Обычно не предполагается, что у детей младшего возраста есть идентичность (по крайней мере, в общем последовательном и стабильном смысле этого термина). Однако было показано, что аспекты идентичности (например, возраст, пол и раса) важны для самовосприятия и самоопределения детей младшего подросткового возраста. Понимание того, чем человек похож на других и чем отличается от них, является важной частью формирования идентичности. В этом отношении значимые другие могут помочь определить развивающееся чувство идентичности.

Согласно теории Эриксона, подростковый возраст — это время возрастающей силы и ответственности, а также время, когда молодые люди должны определить, кто они и какое место они занимают в своей культуре и обществе. Таким образом, борьба за чувство идентичности и формирование «философии жизни» представляется особенно интенсивной в этот период. Есть несколько разных способов, которыми молодые люди могут справиться со своей борьбой за идентичность (Marcia, 1980). Например, человек может предъявить право выкупа удостоверения личности. Это может произойти, когда люди преждевременно соглашаются и беспрекословно принимают убеждения, ценности или роли, предписанные родителями, вместо того, чтобы пройти через процесс развития своих собственных убеждений, ценностей и выбора карьеры. Во-вторых, люди могут откладывать принятие обязательств, чтобы опробовать альтернативные идентичности, убеждения, роли или модели поведения. В этой ситуации, называемой мораторием на идентичность, такие люди активно вовлечены в борьбу за идентичность и стремятся ее разрешить. Однако им еще предстоит выработать целостную и устойчивую идентичность.

Третий возможный результат кризиса идентичности юношеской взрослой жизни называется диффузией идентичности. Это относится к нежеланию противостоять проблеме определения жизненного пути и неспособности достичь стабильного и интегрированного чувства себя. В отличие от моратория, такие люди мало беспокоятся или прилагают усилия, чтобы избавиться от неуверенности в себе, апатии и пассивности. Наконец, люди могут прийти к ощущению себя и направления и сформировать целостный образ себя как уникальной личности. Это называется достижением идентичности. Такие люди успешно прошли через кризис идентичности и теперь могут взять на себя обязательство в отношении карьерных целей и личностно значимого набора убеждений и ценностей. Для Эриксона и других теоретиков идентичности адекватное формирование идентичности является основой крепкого психологического здоровья во взрослой жизни. Спутанность идентичности может помешать важным переходам в развитии во взрослом возрасте.

Более современные психологические подходы к идентичности включают идею о том, что рассказы о себе или жизненные истории служат центральными элементами в создании идентичности человека. Психологические исследования также показывают, что люди прибегают к самым разнообразным действиям, чтобы создать, проверить и подтвердить свою личность. Например, социальные психологи изучили процессы, с помощью которых люди представляют определенные аспекты идентичности другим и управляют впечатлениями, которые другие формируют о них. То, что делает конкретные характеристики идентичности заметными, вероятно, связано с социальным окружением или контекстом. Психологи также заинтересованы в изучении того, как организованные когнитивные структуры (или схемы) служат для поддержания личности человека. Например, когнитивные структуры могут отфильтровывать конкурирующую или противоречивую информацию или приводить к другим формам предвзятой обработки информации, которая служит для защиты или сохранения личности.

В то время как теории идентичности, основанные на социологии, фокусируются на различных ролях, составляющих идентичность человека, теория социальной идентичности, основанная на психологии, рассматривает, как членство в группах связано с самокатегоризацией и социальной идентичностью. Например, те, кто принадлежит к одной и той же группе, рассматриваются как члены своей группы, тогда как нечлены или те, кто принадлежит к разным группам, рассматриваются как члены чужой группы. Большое количество исследований показало, что такая категоризация внутренней и внешней группы (иногда основанная на произвольно определенном групповом членстве) приводит к внутригрупповому фаворитизму и чужой дискриминации. Таким образом, оказывается, что просто принадлежность к группе может создать значимую социальную идентичность с сильными установками (например, предубеждение) и поведенческими (например, дискриминация) последствиями.

Другие дисциплины социальных и гуманитарных наук также использовали концепцию идентичности в своих теориях и исследованиях. Например, политологов интересует роль идентичности как источника политических убеждений людей или принадлежности к политическим партиям. Их также интересует, как на идентичность влияют изоляция, отчуждение, аномия и социальная несправедливость в современном обществе и как эти проблемы влияют на социальную структуру, принадлежность к политическим партиям, политические действия и международные отношения. Таким образом, концепция идентичности является одним из многих факторов, которые могут влиять на политические действия и более крупные социальные конфликты.

Политологи иногда сосредотачиваются на том, как членство в определенных группах связано с определенной идентичностью, которая может иметь последствия для социальных движений, мобилизации сообщества и других форм коллективного поведения. То есть посредством идентификации или создания коллективной идентичности группы могут повысить гордость и сознание, мобилизовать ресурсы и добиться социальных изменений. Другими словами, группы могут стремиться расширить диапазон определенной характеристики идентичности до политической силы с сопутствующими социальными и законодательными реформами. Этот процесс называется политикой идентичности. Примеры идентичностей, которые попадают в эту категорию, включают религию, расу, этническую принадлежность, пол и физическую инвалидность. Критики утверждали, что политизация компонента идентичности может быть контрпродуктивной для целей социальных изменений. Например, привлекая внимание к определенной идентичности, группе может быть труднее бороться с связанной с ней социальной несправедливостью. Или могут быть более широкие социальные или культурные негативные реакции, направленные на групповую идентичность.

Антропологи и другие социологи исследовали процессы культурной идентификации и культурных вариаций в построении идентичности. Популярное различие связано с различиями в идентичности, которые основаны на независимых (или индивидуалистических) и взаимозависимых (или коллективистских) культурных концепциях. Исследователи в области образования рассматривают развитие академической идентичности и взаимосвязь различных аспектов идентичности с академическими достижениями. Исследователи бизнеса и маркетинга изучают механизмы и процессы, связанные с формированием корпоративной или торговой идентичности у потребителей. В гуманитарных науках большое внимание уделялось культурным и историческим тенденциям в построении идентичности и управлении ею (например, политике идентичности), а также тому, как идентичность представлена ​​и затронута произведениями искусства, музыки, театра и литературы.

Некоторые из текущих вопросов, связанных с концепцией идентичности , включают в себя то, как лучше всего измерять различные виды идентичностей и как множественные идентичности (и конфликты между ними) влияют на поведение в конкретных ситуациях. Кроме того, развитию различных типов идентичностей и тому, как они взаимодействуют с детства во взрослую жизнь, уделялось мало внимания исследователей. Как множественные идентичности перекрываются и влияют на индивидуальное и групповое поведение? Это особенно важный вопрос при рассмотрении широких социальных, культурных или националистических действий, когда несколько различных идентичностей могут сочетаться или конфликтовать. Например, усыновленные дети или дети двух рас могут столкнуться с уникальными проблемами, пытаясь развить свою расовую или культурную идентичность. В более широком смысле, одним из последствий все более мультикультурного мира является то, что установление своей идентичности может стать более трудным или сложным. Одна интересная область для теоретиков и исследователей идентичности касается того, как технологические изменения, особенно те, которые связаны с Интернетом, влияют на процессы идентичности. Например, социолог Шерри Теркл (1995) показал, что исследование новых, альтернативных и множественных идентичностей стало значительно проще и разнообразнее благодаря онлайн-сообществам, многопользовательским доменам, ролевым играм и фэнтезийным мирам.

Таким образом, идентичность является очень широкой и влиятельной концепцией в социальных и гуманитарных науках. Он оказался удивительно гибким и податливым, поскольку различные дисциплины способны определять идентичность способами, которые лучше всего соответствуют их целям и акцентам. Культурно-исторические тенденции, которые привели к изменениям в идентичности за последние несколько столетий, вероятно, продолжат создавать новые проблемы для формирования идентичности в будущем. Растущая глобализация, промышленное развитие, научные достижения и технологические инновации будут означать, что трудности с определением идентичности станут всемирным явлением.

Социальная идентичность: теория, значение и факторы

.

Когда кто-то просит вас описать себя как личность, вы начинаете со своей национальной принадлежности? Этническая принадлежность? Гендерная идентичность или даже ваши увлечения?

Идентичность — это концепция того, кем мы себя считаем. Это личное (как вы видите себя) и социальное (как вас видят другие).

То, как люди видят и изучают себя и других, представляет интерес для социологов. Мы обсудим основные социологические теории социальная идентичность .

  • Начнем со значения социальной идентичности.
  • Затем мы рассмотрим теорию социальной идентичности и примеры социальной идентичности.
  • Мы продолжим рассмотрение факторов, формирующих личность.
  • Мы включим связи между полом, возрастом, социальным классом, этнической принадлежностью, национальностью, инвалидностью и идентичностью.
  • Наконец, мы рассмотрим социологические теории социальной идентичности.

.

.

.

Значение социальной идентичности

Социальная идентичность определяется как продукт всего опыта, через который человек проходит во время социальных взаимодействий, чтобы развить ощущение того, кем он себя считает.

Социологи рассматривают понятие идентичности как социальную конструкцию — индивидуальное или коллективное представление социальных категорий (религии, класса, пола и т. д.).

Теоретики вроде Анри Тайфель и Джон Тернер предложил теорию социальной идентичности , взаимодействие между личными и социальными группами (социальный класс, семья, спортивная команда и т. д.).

.

.

Теория социальной идентичности

Теория изучает, как люди создают и определяют свою идентичность через членство в (социальной) группе. Процесс включает три этапа: категоризация , идентификация и сравнение .

На первом этапе индивид присваивается социальной группе (например, студентам). На втором этапе индивидуум принимает идентичность и соответствует нормам этой группы. Это дает человеку чувство принадлежности. На заключительном этапе индивид отождествляет со своей собственной группой и сравнивает ее с другими группами.

Это приводит к категоризации внутренней группы — , когда человек чувствует себя идентифицированным как член группы; и out-group , группа, к которой человек не принадлежит. Члены своей группы рассматривают свою группу с положительной предвзятостью и обращают внимание на негативные аспекты чужой группы.

Примеры социальной идентичности

Во всех обществах индивидуальная и групповая идентичность строится вокруг категорий.

  • Социальный — класс, пол, этническая принадлежность и т.д.
  • Биологический — возраст, пол и т. д.0103

Вышеуказанные категории связаны с набором социальных характеристик, которые определяют их в широком смысле, и могут быть дополнительно связаны с социальными ожиданиями.

.

.

Помимо биологического аспекта, возраст развивает социальный характер. Общество предлагает культурную группировку по возрасту (детство, юность, юность и старость), и ожидания строятся от людей, принадлежащих к этим группам. Вот почему ребенок должен вести себя не так, как взрослый.

Идентичность: достигнутая и приписываемая

Индивидуальная идентичность представляет собой социальную конструкцию, состоящую из ключевых аспектов, таких как социальный класс, этническая принадлежность, пол, возраст, пол, религиозные убеждения и так далее. Эти аспекты можно разделить на две категории:

.

  • Приписываемая идентичность — Аспекты идентичности, данные обществом, такие как социальный класс, этническая принадлежность, национальность, пол и т. д.
  • Достигнутая идентичность статус, религиозные убеждения, семейная роль, статус отношений и т. д.

Теоретики утверждают, что идентичности динамичны и могут быть согласованы или переопределены.

Учитывать национальность человека . Это становится очень актуальным в определенные моменты, когда вы поддерживаете свою команду в спорте или свою страну во время конфликта.

Рис. 1. Быть британцем является частью приписываемой личности.

Факторы, формирующие идентичность

Эрвинг Гоффман иллюстрирует свою идею идентичности, описывая, как люди принимают роли и используйте техники для создания впечатления. Он использует термин драматургия , идею о том, что социальный мир — это игра, в которой все люди являются актерами.

.

.

  • Гоффман считал, что люди учатся играть роли в процессе социализации. Люди имеют ряд встреч во время социального взаимодействия, которое определяет ситуацию для акторов. Столкнувшись с этим, человек играет роль, представляя себя таким образом, чтобы попытаться манипулировать впечатлением о нем других. Гоффман определил это выражение как управление впечатлениями. В свою очередь, другие также пытаются управлять впечатлением человека о них во время взаимодействия.

.

.

.

  • Эта теория объясняет отношения между индивидуумами ( акторы ), их способность вести себя ожидаемо (играть роль ) и обществом, в котором они живут ( этап ).

.

В классе некоторые люди играют роль учеников. Человек подчиняется правилам или нормам, связанным с этой ролью, поскольку уже узнаёт о ней в процессе (вторичной) социализации.

Г.Х. Концепцию идентичности Мида можно рассматривать с точки зрения социальной психологии. Его теория формирования идентичности ( self ) опирается на сложное взаимодействие между «я» (несоциализированное, импульсивное «я») и «я» (социализированное «я»).

  • Согласно Миду, в процессе развития ребенок соскальзывает в процесс принятия ролей. Сначала ребенок играет роли (имитирует) значимых других во время игрового этапа . Затем, в игровой стадии , ребенок берет на себя роль обобщенных других , учитывая их ожидания и суждения относительно этой роли.

.

  • В широком смысле анализ Мида объясняет, как индивидуум развивает социальную идентичность в процессе принятия ролей, , сначала путем приспособления к точкам зрения значимых других, а затем и других в целом.

Давайте кратко рассмотрим другие аспекты, вокруг которых строится индивидуальная и групповая идентичность.

Социальная конструкция гендерной идентичности

В то время как некоторые эксперты утверждают, что гендер определяется биологически, теоретики утверждают, что это социальная конструкция.

Пол относится к биологической характеристике индивидуума (мужской, женский, различные комбинации мужских и женских половых органов). G ender относится к культурным различиям, связанным с полом, основанным на социальных нормах (например, мужественность и женственность).

Гендерная идентичность — это понимание человеком своего пола.

.

.

.

.

.

Рис. 2 – Гендерная идентичность – это понимание человеком своего пола.

История пола и гендерных ролей оспаривается.

Талкотт Парсонс считал биологические различия между мужчинами и женщинами «естественными», и это определяло их социальные роли. Эти роли еще больше укрепились в процессе социализации.

С точки зрения функционализма, исходя из их способности иметь детей, лактата и других способностей, женщины должны выполнять «выразительную» роль и быть более заботливыми или заботливыми. Мужчины, исходя из их физической силы, должны играть «инструментальную» или кормильцевую роль. Они должны зарабатывать деньги и обеспечивать семью.

С феминистской точки зрения гендерная идентичность является социально сконструированным явлением. Это результат патриархата . Феминистки утверждают, что общество, в котором доминируют мужчины, создает и укрепляет стереотипные ожидания в отношении гендерных ролей, основанных на мужественности и женственности. Они указывают на тот факт, что «женская» идентичность в основном связана с покорностью, отсутствием уверенности в себе, честолюбием и т. д.

.

.

.

.

Джеффри Уикс , историк и постмодернистский социолог, считает, что сексуальная идентичность является более сложной, чем любой другой аспект индивидуальной идентичности.

Лица, идентифицирующие себя как «геи», не всегда участвуют в однополых сексуальных действиях, а те, кто занимается однополыми сексуальными действиями, не обязательно являются «геями». Проще говоря, гомосексуальное поведение не обязательно ведет к гомосексуальной идентичности.

.

.

Возрастная идентичность

Хотя многие считают возраст биологическим компонентом, социологи утверждают, что это социальный конструкт, который усваивается в ходе первичной и вторичной социализации.

Возрастная идентичность широко подразделяется на детство, юность/юношество, средний возраст и старость (они приписываются обществом).

.

.

Люди подвержены различным культурным особенностям в зависимости от того, где они находятся в течение своей жизни.

.

В детстве человек находится в защищенной и привилегированной среде, обеспечиваемой семьей. В учебных заведениях ребенок знакомится с нормами, правилами и положениями, налагающими ограничения на поведение.

.

В пожилом возрасте люди часто ассоциируются с социальными стигмами , такими как зависимость, слабость или одиночество. Как утверждает Philipson , они рассматриваются как «бремя» для общества.

Марксистская точка зрения предполагает, что такой подход к пожилым людям является результатом капитализма. То есть, как только пожилые люди достигают конца своей трудовой жизни, их покупательная способность снижается. Конечно, возрастная идентичность также зависит от пола.

.

.

Можно было бы подумать, что доступ к антивозрастному крему, краске для волос и косметической хирургии указывает на давление на представительство пожилых людей, особенно женщин .

Постмодернисты утверждают, что отношение к возрасту изменилось за последние десятилетия.

Средства массовой информации представляют стариков по-другому, теперь — одетыми в модную одежду, наслаждающимися спортом или отдыхом: являясь примерами «молодой» старости в новостной рекламе и журналах.

Идентификация социального класса

В социологии класс обычно называют классификацией людей, находящихся в одном экономическом или профессиональном положении. Когда люди идентифицируют себя с другими членами своей группы (класса), это дает им чувство «коллективной идентичности» .

.

.

Экономические обстоятельства человека влияют на его воспитание, образ жизни, здоровье, образование и т. д. Люди со схожим экономическим положением разделяют нормы и ценности и начинают развиваться в социальный класс.

Социальный класс традиционно делится на три категории.

  • Высший класс
  • Средний класс
  • Рабочий класс

Эти социальные классовые идентичности формируются в процессе социализации через социальных агентов (семью, группу сверстников, рабочее место). Несколько популярных аспектов, по которым судят или оценивают класс, — это профессия, деньги/доход, имущество (гаджеты, автомобиль, украшения и т. д.), образ жизни/досуг и так далее.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Этническая идентичность

Согласно Веберу , этническая принадлежность является социальной конструкцией, поскольку она основана на субъективных убеждениях, созданных членами группы.

Теоретики рассматривают этнические группы как «воображаемые сообщества» , члены которых идентифицируют себя друг с другом на основе языка, общего происхождения (расы), религии, стиля одежды и т. д. На основании этих характеристик члены этнических групп различаются как культурно разные из других групп.

Концепция этнической принадлежности связана с культурными различиями в обществах. Однако люди, принадлежащие к этнической группе, не всегда могут иметь общие культурные особенности.

В Великобритании азиата считаются этнической группой. Те, кто подпадает под эту группу, принадлежат к разным национальностям (Индия, Пакистан, Бангладеш и т. д.), разным религиям (индуистам, мусульманам, сикхам и т. д.) и разным языковым группам (гуджарати, пенджаби, бенгали и т. д.). Социологи называют эту группу британскими выходцами из Азии.

Исследования этнической идентичности подчеркивают важность этнических меньшинств.

.

.

.

.

.

.

.

Национальность и идентичность

Национальная идентичность чаще всего связана с чувством принадлежности человека к определенной стране.

Согласно Андерсону, национальная идентичность социально сконструирована. Он считает, что нация — это воображаемое сообщество. Его члены могут никогда не встречаться лично, но продолжать разделять идентичность посредством социально сконструированных символов, таких как флаг, гимн, национальный язык и т. д.

.

Дюркгейм предполагает, что национальная идентичность дает людям ощущение принадлежности к большей группе. Люди решают иметь определенную национальную идентичность, определяя характеристики других национальностей.

Индивидуумы могут определить свое понимание того, что значит быть «англичанином», в сравнении с тем, что, по их мнению, означает быть «французом».

.

Гибридная идентичность

Гибридная идентичность может быть идентифицирована, когда чувство индивидуума «кто он есть» формируется из двух или более характеристик.

Человек может считаться британцем, а также индуистом или индийцем. Это результат сложной глобальной культуры .

Инвалидность и личность

Лица с физическими или психическими нарушениями считают инвалидность важным аспектом личности. Несмотря на то, что Закон о дискриминации инвалидов (1995 г.) предоставляет юридические и обеспеченные правовой санкцией права людям с ограниченными возможностями, они сталкиваются с дискриминацией и препятствиями на пути к полной интеграции.

Существует два основных подхода к пониманию концепции инвалидности в обществе:

  • В соответствии с медицинской моделью инвалидность — это медицинская ситуация, которая создает ограничения из-за нарушений. Проблема с этим подходом заключается в том, что он приводит к тому, что инвалид несет ответственность за свои нарушения, а не общество за то, что его потребности остаются неудовлетворенными. Это приводит к обвинениям жертвы . Из-за этого люди с ограниченными возможностями часто считают себя «жертвами» и возлагают ответственность за свои неудачи на физическую инвалидность.

  • Социальная модель , напротив, фокусируется на социальных и физических барьерах. Например, общественное пространство, в котором не делается никаких попыток помочь людям с ограниченными физическими возможностями, или здание, в которое закрыт доступ для людей с ограниченными возможностями. Общество навешивает ярлык инвалидности на основе своего восприятия того, что является «ненормальным» или «нормальным».

.

.

.

Некоторые утверждают, что для людей с любыми нарушениями следует использовать термин «инвалиды» ​​вместо термина «инвалид». Интерактивисты используют термин «главный статус» для определения стигмы, связанной с людьми с ограниченными возможностями, и того, как она становится их определяющей характеристикой. Общество начинает идентифицировать их только по их инвалидности, а не как к молодой женщине, например.

.

.

Можно сделать вывод, что человек сталкивается с серьезными препятствиями в формировании позитивной идентичности с инвалидностью, поскольку общество часто склонно избегать инвалидов или относиться к ним с симпатией или неловкостью.

.

Теоретики социальной идентичности

В то время как функционалисты , такие как Дюркгейм , считают, что люди усваивают нормы и ценности общества, которые, в свою очередь, формируют их личность, идентичность и то, кем они являются, марксисты обеспечивают контрастную теоретическую основу .

Маркс предлагает тесную связь между идентичностью и социальным классом. Согласно Марксу, люди создают свои идеи и идентичность на основе относительной автономии, выражения, определяющего чувство свободы, данное правящим классом. Это означает, что идентичность человека определяется его отношением к средствам производства.

С. Холл утверждает, что личность человека не формируется из личных качеств, а предопределена.

Человек, рожденный от тех, кто владеет средствами производства, со временем станет частью правящего класса.

Холл также считает, что на личность влияют идеи, которые мы создаем о других людях вокруг нас, и восприятие других о нас самих.

.

.

.

.

По постмодернисты , индивидам в современных обществах больше не приписывают идентичность. Они больше не ограничены традиционными ценностями и шаблонами, такими как лояльность, пол, возраст или социальный класс.

Они утверждают, что идентичность стала более текучей и фрагментированной в глобальной культуре, где люди свободны создавать свою собственную идентичность. С усилением глобализации , возросшей мобильностью людей и растущим влиянием средств массовой информации идентичность стала менее стабильной.

.

В результате идентичность стала гораздо более динамичной и ориентированной на отдельных лиц, а не на общую или коллективную групповую идентичность.

Социальная идентичность — основные выводы

  • Идентичность — это социально сконструированный феномен. Это индивидуальное или коллективное представление социальных категорий, таких как класс, пол, возраст, этническая принадлежность и т. д.
  • Индивидуальную идентичность можно разделить на две категории: приписываемая и достигаемая.
  • Эрвинг Гоффман иллюстрирует свою идею об идентичности, описывая, как люди принимают роли и используют методы для создания впечатления. Он использует термин драматургия , идею о том, что социальный мир — это игра, в которой все люди являются актерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *