Десять самых значительных религиозных конфликтов XX века / / Независимая газета
1.ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.
Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них — «Аль-Каида» — Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.
Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.
2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ
Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно.
В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских «сепаратистов». Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК («Армии освобождения Косово») очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.
В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т. н. «истинной» ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.
3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ
Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.
У самых истоков духовного сопротивления потрясавшей страну шахской тирании стоял духовный учитель, аятолла Хаири, ставший наставником и вдохновителем шиитских мыслителей и духовных деятелей — Хомейни, Табатабаи, Мотахарри, Мортэзалари и других. Его усилиями возник круг «революционных аятолл», который сделал возможным победу фракции «обновителей».
Зачистка исламского пространства от агентуры Мировой Системы прошла успешно и после выдержала испытание временем. После революции прошло уже больше двадцати лет. Когда произошла исламская революция, население Ирана насчитывало 37 миллионов, сейчас — 60 миллионов. Рост населения произошел, несмотря на то, что ущерб от прошедших после революции войны составил около 200 миллиардов долларов.
Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово «имам», которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.
4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве — это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора — Иерусалим — имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий.

5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР
В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в «страдательной», так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на «белой» территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.
Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с «сергианской» РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной — независимой — церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.
Именно упорное нежелание людей отказаться от веры во многом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы — отказ от массовых репрессий, возвращение священников из мест заключения и ссылки, возврат храмов, оживление системы церковного образования и т.д.
6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА
Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета — тогда еще независимого государства.
Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.
Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.
В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример — в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, «волшебной» стране все еще нельзя назвать достаточным.
По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.
7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ
Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.
Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.
В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.
Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.
Жестокие столкновения часто парализуют Лагос — экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из «Конгресса народа Одуа», представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.
В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.
8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ
Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.
Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий — индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, «Фронт освобождения Джамму и Кашмира»). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.
Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.
Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.
9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ
Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.
Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.
Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.
Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.
В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов — русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т. н. «Русский корпус», состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.
10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как «теология освобождения». Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.
По мнению «теологов освобождения», жизнь и учение Христа представляли собой социальное восстание против Римской империи и эгоизма знати. По сути дела, они выдвинули концепцию некоего католического «джихада» — революционной религиозной войны против капитала.
В принципе, появление «теологии освобождения» есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.
Надо отметить, что феномен «теологии освобождения» нельзя понять без рассмотрения его во взаимосвязи с персоной легендарного Эрнесто Че Гевары, который еще в 60-е годы предложил создать союз левых и католиков. Пламенный команданте, которого многие его последователи часто сравнивают с Христом, является культовой фигурой для «теологов освобождения», да и вообще для многих католиков. В Боливии, в тех местах, где сражался команданте, в каждой семье молятся святому Санто-Эрнесто-де-Ла-Игера — Че Геваре.
Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия
- «Наука и образование против террора»: http://scienceport.ru/
- «Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет»: http://нцпти.рф/
В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам.
Террористическая идеология ─ это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер.
В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов.
И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология ─ это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности.
Совершенно очевидно, что идеологическое начало в терроризме формирует субъективную сторону состава террористического преступления и его цель, анализируя которые, специалисты отвечают на вопрос: с чем мы имеем дело ─ с актом терроризма или с корыстным преступлением, осуществленным с использованием террористических методов и имеющим в этой связи по объективной стороне сходство с преступлением террористического характера.
Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» ─ идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. Характерными чертами террористической идеологии являются присущие ей категоричность, безапелляционность, агрессивность; жесткое деление социума на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в виде крайне контрастного сочетания «черного» и «белого» без промежуточных оттенков.
В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» ─ субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции.
Следует отметить паразитический характер идеологии терроризма. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах.
Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При этом в интересах организаторов террористической деятельности зачастую осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности, «выдергиваются» из общего контекста и гипертрофировано преподносятся одни постулаты и установки эксплуатируемой идеологии и замалчиваются другие.
При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий.
В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и (самое главное!) степени влияния преступной сущности идеологии терроризма и угроз, вызываемых распространением идей терроризма и экстремизма, в отношении разных категорий детей и молодежи.
Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий (то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты и т.п.). При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка (и т.п.), а также конкретные обстоятельства и неблагоприятные условия воспитания, которые способствовали возникновению различных асоциальных проявлений и отклонений.
Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории (имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т.п.)
В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков (а также и у представителей молодежи), на наш взгляд, в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков.
Дело в том, что экстремистский и/или террористический контент, получаемый подростком (молодым человеком) из соответствующей соцсети, может быть им воспринят в качестве элемента «он-лайновой» игры, в которой (исподволь) те же вербовщики ИГ имеют возможность для рекрутирования первого в ряды своих сторонников.
С нашей точки зрения, в «группу риска» вполне могут попасть, прежде всего, трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты.
Думается, что своеобразными «лидерами» в этом являются девиантные подростки, поскольку идеи экстремизма или терроризма, воспринимаемые ими, представляют для них как раз «норму», так как их сознание воспринимает реальную действительность как своеобразное «кривое зеркало». В этой связи красиво «упакованная» идеологема терроризма воспринимается девиантами как призыв «разбить это зеркало», что бы мир стал им более «понятным и своим».
В ситуациях, когда терроризм пытаются превратить в средство разрешения политических споров, следует четко различать мотивацию преступной деятельности у организаторов акций терроризма и у рядовых исполнителей этих акций. Действительно, если речь идет о террористической деятельности, опирающейся на какую-то идеологию (националистическую, религиозную, политическую, классовую), то для людей, непосредственно ее осуществляющих, террористическая идеология, которая им насаждается инспираторами терроризма, является главным критерием оценки своих действий, жизненным компасом, руководством к действию. Поступки же организаторов террористической деятельности должны оцениваться с использованием других критериев. Чаще всего ─ это удовлетворение собственных амбиций, достижение власти и материального благополучия.
Этим инспираторы терроризма конца XX века коренным образом отличаются от своих предшественников столетней давности, когда субъектам террористической деятельности вне зависимости от их ранга в иерархии террористической организации были присущи идеализм, фанатизм, жертвенность. Сегодняшние же организаторы и руководители различных террористических структур отличаются исключительным рационализмом. У них, как и у некоторых политических перевертышей из среды партноменклатуры прежних лет, заготовлено два «комплекта» идеологии и нравственности: один для тех, кого они вовлекают в террористическую деятельность красивыми и привлекательными лозунгами, а другой ─ для себя и своих близких. Примером такого двуличия могут служить идеологии террористических организаций, действующих от имени и под прикрытием ислама в различных регионах планеты. Их руководители в качестве исполнителей своих преступных замыслов готовят молодых людей и даже подростков, набираемых из среды малограмотных и неимущих мусульман. В результате интенсивной психологической и идеологической обработки неофиты терроризма становятся послушным орудием в руках своих руководителей и готовы исполнить любой исходящий от них приказ.
Следует особо подчеркнуть, что идеологическая обработка граждан любой страны, в особенности не имеющих жизненного опыта и достаточного образования молодых людей, не представляет большого труда, если девальвированы понятия патриотизма, интернационализма, коллективизма, чувства долга и чести.
В России это обусловлено потоком идеологических поделок в основном зарубежного производства. Много средств и усилий потрачено на попытки вестернизировать менталитет россиян, для чего используется пропаганда культа сильной личности, индивидуализма, достижения материального благополучия любыми способами.
Массированное наступление на общественное сознание осуществляют и проповедники нетрадиционных для России религий. Периоды социально-политических изломов всегда сопровождается глубоким кризисом в области идеологии, нарушением духовного единства различных слоев и групп общества. Возникают и начинают активно циркулировать самые различные идеологические течения. Появляются многочисленные колдуны, экстрасенсы, астрологи, предсказатели, маги, врачеватели. Они заявляют потерявшим идеологическую ориентацию и социальную опору людям, что знают ответы на любые самые сложные вопросы современности и могут показать выход из создавшегося кризисного положения. И люди, поддающиеся внушению (а их доля в обществе в периоды социально-политических изломов также возрастает), как утопающий за соломинку хватаются за протянутую новоявленными миссионерами руку для того, чтобы обрести хотя какую-нибудь опору и определенность в этой жизни, ставшей вдруг такой непонятной и чужой.
К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент в России сложилась благоприятная атмосфера для «улавливания молодых душ» и возможности их дальнейшего использования в самых различных целях, вплоть до антиконституционных, противоправных, террористических. Разумеется, лишь малая часть молодых людей, утративших идеологические и духовные ориентиры, может быть увлечена террористической идеологией, и уж тем более незначительное число граждан способно перейти к практике терроризма (для этого необходимы и дополнительные условия внешней среды и особый набор личных обстоятельств и качеств человека), однако недооценивать важность борьбы с террористическими идеями нельзя.
Проведенный в 2013 году социологический опрос показал следующее. Среди причин роста терроризма в России респонденты указали:
26% — ухудшение социально-экономического положения населения;
19% — усиление противоборства криминальных группировок;
13% — расслоение населения по имущественному признаку;
8% — деятельность национально- и регилиозно-экстремистских группировок;
8% — приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны;
7% — рост числа безработных в самых различных социальных группах;
7% — приток мигрантов из стран ближнего зарубежья;
5% — рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению;
4% — деятельность или влияние зарубежных террористических групп;
3% — факторы дискриминации отдельных национальных общностей.
Среди иностранных боевиков, воюющих на стороне террористов в Сирии и Ираке, каждый четвертый ранее проживал на территории Европы. Об этом заявил 11 ноября 2015 г. на региональной конференции Международной ассоциации прокуроров, которая проходит в Сочи, генеральный директор по правам человека и верховенству права генерального секретариата Совета Европы Филипп Буайя, по информации «Интерфакс».
«Сегодня есть более 25 тысяч боевиков родом из более 100 стран мира, воюющих в Сирии и Ираке, и среди них — 6 тысяч европейцев», — отметил Буайя. По его словам, многие мужчины, женщины и даже дети покидают свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики за дело, противоречащее европейским принципам и ценностям, некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам по возвращению на родину: они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей.
Необходимо обратить внимание на то, что в эпицентре идеологического противоборства субъектов террористической деятельности и государства находится население. Действительно, именно сознание граждан, общественное мировоззрение выступают в данном случае одновременно в роли цели и объекта информационно-психологического воздействия. И здесь государство не имеет права проиграть, поскольку в данном случае будут созданы условия, благоприпятствующие разрастанию масштабов терроризма.
Аналогично любой иной деятельности, имеющей стратегические цели, осуществляемой комплексно, на концептуальной основе, противодействие идеологии экстремизма и терроризма, а также формирование антиэкстремистского и антитеррористического сознания в обществе должны проводиться на базе научно обоснованных принципов.
Представляется, с учетом специфики данного направления деятельности, в качестве ее принципов могут быть названы следующие:
▪ сочетание интересов личности, общества и государства;
▪ уважительное отношение к различным культурам, идеологическим воззрениям, религиозным верованиям, традициям, кроме тех, которые предполагают использование насилия или его пропаганду;
▪ декларация недопустимости использования нелегитимного насилия под любым политическим, социальным или идеологическим обоснованием;
▪ тесное сотрудничество государства, общественных организаций, политических партий, религиозных объединений, предпринимательского сообщества, средств массовой информации;
▪ комплексное использование всех имеющихся сил, средств, форм и методов;
▪ активность, наступательность.
Главной целью противодействия идеологии терроризма, как представляется, следует рассматривать формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращения социальной базы поддержки террористов и решительного осуждения применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения названной цели необходимо осуществлять комплексное решение ряда задач, к которым относятся:
▪ внедрение в общественное сознание толерантности, уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
▪ совершенствование правового обеспечения всех направлений противодействия террористическим угрозам с одновременным повышением уровня правовой антиэкстремистской и антитеррористической культуры населения, прежде всего подростков и молодежи;
▪ разъяснения подросткам и молодежи, которые наиболее подвержены воздействию террористической и в целом экстремистской идеологии, разрушительной противоправной человеконенавистнической сущности терроризма;
▪ внедрение в общественное сознание россиян убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия для достижения каких бы то ни было целей, под какими бы то ни было лозунгами;
▪ доведение до населения на конкретных примерах стратегической государственной позиции о неотвратимости и жесткости наказания за совершение актов терроризма;
▪ формирование положительного имиджа органов исполнительной власти и сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;
▪ разоблачение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их внешне привлекательных лозунгов и пропагандистских приемов;
▪ формирование у граждан готовности оказать активное противодействие экстремистам, поддержать действия государства, направленные на подавление нелегитимного насилия;
▪ воспитание среди населения законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;
▪ формирование и поддержание стимулов в среде творческой интеллигенции и представителей средств массовой информации к созданию художественных, публицистических, документальных и иных произведений, направленных на формирование антитеррористического сознания в обществе,
▪ а также другие задачи, решаемые в политической, социальной, правовой, идеологической, духовной и иной сферах.
Идеологический конфликт | Мировые проблемы и глобальные проблемы
Проблема
Experimental visualization of narrower problems
Other Names:
Competing ideologies
Ideological rivalry
Debilitating ideological differences
Lack of ideological unity
Ideological opponents
Ideological dissent
Ideological opposition
Conflicting ideological systems
Nature:
Division between ideologies and внутри одной идеологии может привести к конфликту, нетерпимости, предрассудкам, репрессиям, соперничеству, несправедливости, а иногда и войне. Конфликт между религиозными, политическими или интеллектуальными идеологиями может принимать форму пропаганды и других видов напряженности или давления и может привести к гражданской войне, международной войне или холодной войне. Это может быть соперничество за идеологическое влияние в странах третьего мира или в других потенциально полезных или стратегических областях.
Broader Problems:
ConflictAntipathyPolitical tensionsUnbridled competition
Narrower Problems:
SexismNudismMarxismFascismPopulismPopulismScientismAnarchismCommunismSocialismSocialismPuritanismUtopianismUnfettered liberalismCapitalismRationalismMaterialismMaterialismMonasticismMonasticismSectarianismCollectivismConservatismPostmodernismAnti-communismSecularizationSecularizationMale dominationTotalitarianismPolitical purgesPolitical purgesPolitical purgesPolitical conflictReligious conflictReligious conflictReligious conflictPolitical radicalismRejection of ritualsRejection of ritualsRejection of ritualsInadequacy of religionInadequacy of religionLack of a world religionCompulsory indoctrinationDisagreement among expertsIdeological schism in communismReligious и политический антагонизмПолитизация технических дебатовПодрывной религиозный фундаментализмНепривилегированные идеологические меньшинстваЧрезмерное религиозное влияние на светскую жизньНеоправданное отношение религиозное влияние на светскую жизньЧрезмерные претензии на развитие человека через спортЧрезмерные претензии на развитие человека через спортПотеря врагаПротивостояние религии и науки
Related Problems:
IdealismSacrilegeValue erosionReligious warReligious warAnti-clericalismReligious schismReligious schismLack of human unityLack of human unityIrresponsible nationalismIrresponsible nationalismNewspaper and journal propagandaCorruption in organized religionDiscrepancies in human life evaluation
Aggravates:
AtheismDistrustMilitarismRevolutionPropagandaDraft evasionDraft evasionDeconstructionIdeological warSocial conflictSocial conflictMalignant visionsMalignant visionsPolitical repressionSubversion Political instabilityInstitutional конфликтРелигиозное запугиваниеРелигиозное запугиваниеПробелы в международном правеОтсутствие международного сотрудничестваПолитически эмоциональные слова и терминыОтсутствие приверженности общим символамОтсутствие межобщественных каналов ресурсовПринудительная репатриация военнопленныхОтсутствие деловой оппозиции гонке вооруженийНепонимание культурных различийНепонимание культурных различий Слабость торговли между различными экономическими системами Препятствия для международного обмена культурными материалами Злоупотребление международным культурным, дипломатическим и коммерческим обменом Отчуждение поддержки международных организаций и программ Препятствия для международного обмена персоналом и культурного сотрудничества Безудержная конкуренция между международными организациями за ограниченные ресурсы
Стратегии:
Протестуя по протестующему ритужению индивидуальных различий, предоставляя идеологическую оппозиционную идеологическую конкуренцию. Перегрев индивидуальных различий, чтобы подтвердить различия, связанные с различиями в дискретизации, отрекающие:
, отрекающие:
, отрекающие:
. Gaudium et Spes: Пастырская конституция о церкви в современном мире Папская энциклика: Sollicitudo Rei Socialis: О социальных проблемах
Тема(ы):
Социальные проблемы → Дефицит
Защита → Конфликт
Право → Арбитраж
→ Системы
Связанные цели ООН в области устойчивого развития:
Тип проблемы:
F: Нечеткие3 исключительные проблемы 90 обновление
02.02.2021 – 17:58 CET
Идеологический конфликт | Энциклопедия мировых проблем
Визуализация более узких задач
Имя(а):
Competing ideologies
Ideological rivalry
Debilitating ideological differences
Lack of ideological unity
Ideological opponents
Ideological dissent
Ideological opposition
Conflicting ideological systems
Nature
Division between ideologies and within a single ideology may lead к конфликту, нетерпимости, предрассудкам, репрессиям, соперничеству, несправедливости, а иногда и к войне. Конфликт между религиозными, политическими или интеллектуальными идеологиями может принимать форму пропаганды и других видов напряженности или давления и может привести к гражданской войне, международной войне или холодной войне. Это может быть соперничество за идеологическое влияние в странах третьего мира или в других потенциально полезных или стратегических областях.
Претензия
1. Идеологический конфликт – один из стрессов современного общества, пронизывающий всю деятельность человека. Он проникает в класс и дом, создает антагонистов среди одноклассников, между ними и школьной системой, разделяет семьи. Таким образом, с раннего возраста дети привыкают к войне идей, а во взрослом возрасте ведут свои собственные идеологические баталии, выводя их на национальный и международный уровни. Они не только склонны к участию в идеологических конфликтах и соперничестве, но и к поведению, которое является скорее эмоциональным, чем логическим, и которое отбрасывает их противников в сатанинские роли или роли врагов человечества. Это приводит к охоте на ведьм, погромам, чисткам, предрассудкам и вражде, перерастающим в насилие.
2. Страны, недавно получившие независимость и пытающиеся создать собственную культурную и политическую идентичность и нуждающиеся в эффективной и беспристрастной помощи со стороны всех более богатых и развитых стран, оказываются вовлеченными, а иногда и подавленными , идеологические конфликты, которые неизбежно создают внутренние разногласия, вплоть до того, что в некоторых случаях провоцируют полномасштабную гражданскую войну. Это также связано с тем, что инвестиции и помощь в целях развития часто отвлекаются от их надлежащей цели и используются для поддержания конфликтов помимо и вопреки интересам стран, которые должны получать от них выгоду. (Папская энциклика, Sollicitudo Rei Socialis, 30 декабря 1987).
3. Хотя современный мир очень ясно осознает свое единство и то, как один человек зависит от другого в необходимой солидарности, он самым тяжелым образом разрывается на противоборствующие лагеря противоборствующими силами. Ибо политические, социальные, экономические, расовые и идеологические споры все еще продолжаются ожесточенно, а вместе с ними и опасность войны, которая все испепелит. Правда, происходит растущий обмен идеями, но сами слова, которыми выражаются ключевые понятия, приобретают в различных идеологических системах совершенно разный смысл. (Второй Ватиканский Собор. Gaudium et Spes, 1965).
Broader
Conflict
Antipathy
Political tensions
Unbridled competition
Narrower
Sexism
Nudism
Marxism
Fascism
Populism
Modernism
Scientism
Anarchism
Communism
Socialism
Скептицизм
Пуританство
Утопизм
Либерализм
Капитализм
Rationalism
Materialism
Agnosticism
Monasticism
Factionalism
Sectarianism
Collectivism
Conservatism
Postmodernism
Anti-communism
Secularization
Anti-capitalism
Male domination
Totalitarianism
Political чистки
Мировой федерализм
Лингвистический пуризм
Политический конфликт
Религиозное конфликт
Политическая непригода
Интеллектуальное инакомыслие
Политическое радикализм
Отказ от ритуалов
Ограниченное давление
Идеологическая революция
Неадекция религии
Коммунистическая подчиненная в капиталистической и нейтралистической стране.
Принудительная идеологическая обработка
Разногласия среди специалистов
Идеологический раскол в коммунизме
Религиозный и политический антагонизм
Политизация технических дебатов
Разрушительный религиозный фундаментализм
Обездоленные идеологические меньшинства
Неудовлетворенное религиозное влияние на светскую жизнь
И неадекватная интеграция
. межправительственные организационные дебатыОбостряет
Атеизм
Недоверие
Милитаризм [в 21 петле]
Революция [в 1 петле]
Пропаганда [в 13 петлях]
Уклонение от 40003
Decarky [в 1 Loop] 2626626626266266266266266266266266266266266266266266266266266266262626н. в 8 петель]
Идеологическая война
Социальный конфликт [в 3 петли]
Политический раскол [в 3 петли]
Злокачественные видения 90903 3
Сектантское насилие0002 Политическая репрессия [в 17 петлях]
Подрывная деятельность [в 3 петлях]
Политическая нестабильность [в 1 петле]
Институциональный конфликт [в 3 петлях]
. противоположных взглядов
Недостатки международного права
Отсутствие международного сотрудничества
Политически окрашенные слова и термины
Отсутствие приверженности общим символам [в 2 цикла]
Отсутствие межобщественных ресурсных каналов [в 1 цикл]
Вынужденная репатриация военнопленных
Отсутствие деловой оппозиции гонке вооружений
Отсутствие понимания культурных различий [в 20 циклов]
Международные различия в торговой практике
Слабость торговли между различными экономическими системами
Препятствия для международного обмена культурными материалами
Злоупотребление международным культурным, дипломатическим и коммерческим обменом [в 3 цикла]
Отчуждение поддержки международных организаций и программ
Воспрепятствование международному обмену персоналом и культурному сотрудничеству
Безудержная конкуренция между международными организациями за ограниченные ресурсы
Обострение по
Идеологическая предвзятость
Экстремистские идеологии
Религиозные репрессии
Идеологическая неразбериха
Интеллектуальные конфликты
Агрессивные идеологии
Социологический шпионаж
Политическая фрагментация
Фрагментационная идеология
Идеализм оппозиционных групп
Репрессии
Репрессии.