Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу — NovaInfo 42
- Бикташева Г.Р.
Башкирский государственный аграрный университет
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC
Аннотация
В статье рассматривается пирамида потребностей А.Маслоу, состоящая из пяти категорий. Согласно этой классификации, потребности даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для появления высших.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПИРАМИДА, КЛАССИФИКАЦИЯ, УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
Текст научной работы
Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Это, как состояние личности, всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности) [1,с. 38].
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Классифицировать и определить главные потребности человека неоднократно пытались разные ученые и разными способами, но общепризнанной и самой объективной является иерархия человеческих потребностей, составленная Абрахамом Маслоу.
Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»). Согласно А.Х. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно, и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. Потребности выступают первичным источником деятельности человека и являются одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.
Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели [2, с.81].
Классификация человеческих потребностей по А.Х. Маслоу:
- Потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.
- Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
- Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
- Потребности уважения (почитания) – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
- Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
- Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
- Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности [3, с.67-68].
По мнению А.Х. Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная А.Х. Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же А.Х. Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза, либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств [4, с.38].
Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Таким образом, без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации. Что же касается самого высокого класса способностей – самоактуализации, то, по А.X. Маслоу, самоактуализация, как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся [5, с.112].
Таким образом, в этом и заключается пирамида, или иерархия потребностей А.Х. Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Итак, не удовлетворив свои базовые и основные потребности, человек не может до конца реализовать свой потенциал.
В заключение отметим, что А.Маслоу внес огромный вклад в развитие общества, а также оказал неоценимую помощь в понимании человека как личности и социальной единицы. Пирамида потребностей Маслоу расставила все важные для жизни человека потребности и желания в определенной последовательности, которая является основой гармоничного развития и существования человека в обществе [6].
Читайте также
Список литературы
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов — на-Дону : Феникс, 2010. – 576с.
- Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 235 с. – (Высшее образование – Бакалавриат).
- Райгородский Д.Д. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Д. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2008. – 672 с.
- Игебаева Ф.А. Практикум по социологии /Ф.А. Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. – 128с.
- Макклелланд Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2007. – 449с.
- Веб-сайт www.hr-portal.ru
Цитировать
Бикташева, Г.Р. Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу / Г.Р. Бикташева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 242-244. — URL: https://novainfo.ru/article/4824 (дата обращения: 24. 12.2022).
Поделиться
Карта сайта
Государственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение
Республики Башкортостан
«Салаватский медицинский колледж»
453261 Республика Башкортостан
г.Салават, ул. Фурманова, д. 4
Телефон/факс: (3476)-38-78-83
e-mail: [email protected]
- Сведения о колледже
- Основные сведения
- Структура и органы управления колледжем
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Обработка персональных данных
- Противодействие коррупции
- Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму
- Вакантные должности
- Информационная безопасность
- Олимпиада
- Наставничество
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Абитуриенту
- Абитуриенту
- Контрольные цифры приема граждан
- Правила приема
- Положение об индивидуальных достижениях
- Локальные нормативные акты
- Перечень специальностей
- График приема документов
- Условия приема по договорам об оказании платных образовательных услуг
- Информация о необходимости прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования)
- Примерные тесты вступительных испытаний
- Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Информация о возможности подачи документов по почте
- Подача документов по электронной почте
- Перечень и сроки подачи документов
- Информация о наличии общежития и количестве мест в общежитиях, выделяемых для иногороднх поступающих
- Приказы о зачислении
- Количество поданных заявлений
- Подача и рассмотрение апелляций
- Заявление на поступление в колледж
- Обращение граждан по вопросам приёма
- Целевое обучение
- Согласие на обработку персональных данных
- Вступительные испытания
- Рейтинг абитуриентов
- Студенту
- Основные положения
- Нормативные документы
- Культура и спорт
- Общежитие
- Безопасность жизнедеятельности
- Учебно-методические материалы
- Трудоустройство выпускников
- Аккредитация выпускников
- Страница педагог-психолога
- Студенческий профсоюз
- Стипендия Главы Республики Башкортостан
- Преподавателю
- Справочная информация
- Учебно-методическая работа
- Дополнительное образование
- Республиканские информационно-обучающие педагогические семинары
- Контакты
- Горячая линия
- Обратная связь
- Контакты контролирующих организаций
Такой страницы не существует.
|
Иерархия потребностей Маслоу – шестой уровень
В Кембриджском университете есть центр обучения взрослых с проживанием в восхитительном Мэдингли-холле. Некоторое время назад я вел там курс выходного дня «Жизнь и творчество Абрахама Маслоу», и среди эссе в конце курса я с удивлением обнаружил, что два студента воспроизвели Иерархию Потребностей только с пятью уровнями — физиологический, безопасный. , принадлежность, уважение и самоактуализация. И это несмотря на то, что я потратил полтора часа на шестой уровень — внутренние ценности, — которые Маслоу добавил к своему списку мотивационных потребностей незадолго до своей смерти. Похоже, что этих студентов ранее учили, что есть пять основных мотивов, с самоактуализацией наверху, и что касается их, то ничто из того, что я сказал, не изменит этого. Что происходило?
Подсказка заключалась в том, что студенты разделились на две отдельные группы. Были и те, кто пришел из гуманистической или трансперсональной психологии и либо уже был знаком с шестой мотивацией, либо был готов ее принять. Другая группа имела опыт практического применения теории мотивации в мире бизнеса и управления, и для них самоактуализация была конечной целью, а шестой уровень был совершенно новым. Первая группа совершенно не знала об обширной практической работе Маслоу по применению его теорий на рабочем месте и в зале заседаний совета директоров, в то время как вторая группа никогда не слышала о его теоретической работе по самоактуализации, их мотивации, пиковых переживаниях или гуманизме.0005 и трансперсональная психология.
Как возникла эта дихотомия между двумя разными ветвями психологии? Ответ исторический.
Абрахам Маслоу (1908–1970), бывший президент Американской психологической ассоциации, наиболее известен своей работой о человеческой мотивации и, в частности, своей Иерархией потребностей, которая впервые была определена в статье 1943 года. эта статья впоследствии стала стандартной характеристикой практического применения теории мотивации в бизнесе и менеджменте и была воспроизведена по крайней мере в 22 различных книгах и журналах (Maslow, 19).71, стр. 379–380).
Определены пять основных потребностей, все из которых, по его мнению, заложены в человеческом виде. Они расположены иерархически, при этом самоактуализация относится к: стремлениям людей к самореализации, а именно к их склонности актуализироваться в том, чем они являются потенциально. Эту склонность можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, чем человек идиосинкразически является, стать всем, чем он способен стать. (Маслоу, 1943; 1954/1987, стр. 22)
В статье Маслоу 1943 года упоминаются когнитивные потребности, такие как желание знать и понимать, а также эстетические потребности, но они не помещаются в иерархию из пяти. Другими словами, Маслоу уже на этом раннем этапе осознал, что его список неполный. Несмотря на эту оговорку, она широко воспроизводилась как законченная теория, попутно приобретая собственное графическое изображение в виде треугольника или пирамиды, которое воспроизводится в бесчисленных публикациях.
Поскольку пять потребностей латентно или активно присутствуют у всех представителей человеческого вида, они описываются как «биологически укорененные». Это ключевая тема всей работы Маслоу. Он имеет дело с характеристиками конкретного вида, некоторые из которых могут быть общими с другими видами, но, тем не менее, он избегает экстраполяции с одного вида на другой.
Высшая потребность — это более позднее филетическое или эволюционное развитие. Мы разделяем потребность в еде со всеми живыми существами, потребность в любви — с (возможно) высшими обезьянами, потребность в самореализации — ни с кем. Чем выше потребность, тем она более специфически человечна. (Маслоу, 1954/1987, стр. 57).
Вслед за статьей 1943 года работа Маслоу развивалась в двух направлениях. Одним из них было практическое применение его теорий на рабочем месте. Это включало подробное наблюдение за методами работы в различных организациях с целью повышения мотивации, и благодаря этой работе пришло международное признание. Примером может служить журнал, который он вел летом 1962 года, когда работал в Non-Linear Systems в Дель-Маре, штат Калифорния, и который недавно был переиздан под названием Maslow on Management (19). 98).
Другое направление его работы включало изучение тех людей, которых можно было бы считать самореализовавшимися: тех, кто достиг или достигает полного раскрытия своего индивидуального потенциала (Маслоу, 1962/1968). Он задал очевидный вопрос: если кто-то уже самореализуется, что тогда мотивирует этого человека? В поисках ответа он пришел к мотивации внутренних ценностей, таких как «истина, добро, красота, совершенство, совершенство, простота, элегантность и т. д.» (Маслоу, 19).69, стр. 4), другими словами ценности, которые выходят за рамки личных личных интересов человека и для которых он ввел термин «Б-ценности». Это контрастирует с другими пятью мотивационными уровнями, каждый из которых в той или иной форме включает личный интерес. В свою очередь, это привело к таким концепциям, как трансцендентность эго и пиковые переживания (Маслоу, 1962/1968, 1964/1970), и, в конечном счете, к основанию трансперсональной психологии.
Полностью развитый (и очень удачливый) человек, работающий в наилучших условиях, как правило, руководствуется ценностями, превосходящими его личность. Они больше не эгоистичны в старом смысле этого слова. Красота не находится внутри человека, равно как и справедливость или порядок. Вряд ли можно классифицировать эти желания как эгоистичные в том смысле, в каком могло бы быть таковым мое желание еды. Мое удовлетворение от достижения или допущения справедливости не в моей собственной шкуре; он не лежит вдоль моих артерий. Оно в равной степени снаружи и внутри: поэтому оно преодолело географические ограничения себя. (Маслоу, 1969, стр. 4).
Первоначально Маслоу воспринимал эти мотивации как духовные и поэтому не добавлял их в свою иерархию биологически укорененных мотивационных потребностей. Мы продукты эволюции, и все, что характеризует человеческий вид в целом, должно быть биологическим по своей природе. Только процент людей мотивирован на этом уровне, поэтому он придумал термины «метапотребности» и «метамотивация», как будто они каким-то образом выходят за рамки того, что можно определить как характерное для всего человеческого вида.
Таким образом, самоактуализация по-прежнему находилась на вершине его иерархии универсальных, биологически укорененных, мотивирующих человеческих потребностей. Это означало, что, когда Маслоу писал о самоактуализирующихся, иногда он имел в виду тех, кто все еще стремится к дальнейшим аспектам самореализации, а иногда он имел в виду тех, кто преследует Б-ценности, то есть метамотивированных людей (Маслоу, 1962/1968).
В конце концов это совпадение было разрешено, когда он, наконец, признал, что эти духовные мотивы также являются частью нашей биологической природы как представителей человеческого вида (Маслоу, 19).67). Его друг и коллега Энтони Сутич написал:
Он сказал мне, что только что закончил работу над статьей, которая, по его собственным словам, стала «… кульминацией 30-летней работы в области психологии». … Рукопись Маслоу прибыла в Июнь 1967 г. Название «Теория метамотивации: биологическое укоренение ценностной жизни»… было довольно длинным, и в разговоре мы называли его «статьей о метамотивации». (Сутич, 1976, с.11).
Стремление к тому, что он назвал «метапотребностями», теперь можно было добавить к его иерархии в качестве шестого уровня, потому что оно соответствовало критерию биологически укорененных в нашем виде, как и другие пять потребностей. Написав в своей «метамотивационной статье» (эти выдержки взяты из ее переиздания в качестве главы 23 книги «Дальние пределы человеческой природы»: Маслоу, 1971), Маслоу сказал, что эти метапотребности, «хотя и обладающие некоторыми особыми характеристиками, которые отличают их от основных потребностей, все же находятся в той же области дискурса и исследований, что, например, потребность в витамине С или в кальции» (стр. 309). Базовые потребности и метапотребности рассматривались в одном и том же континууме, «в одной сфере дискурса… все они биологически желательны и все способствуют биологическому успеху» (стр. 311–312).
Хотя Маслоу считал, что внутренние ценности «не полностью очевидны или актуализированы (сделаны реальными и функционально существующими) у большинства людей», он также писал, что полное определение личности или человеческой природы должно включать их: «они не исключены». как потенциалы в любом человеке, родившемся в мире» (стр. 304–305). «Так называемая духовная… жизнь явно укоренена в биологической природе вида» (стр. 315).
Эти цитаты показывают, что Маслоу, в конечном счете, рассматривал Иерархию как включающую в себя так называемые «метапотребности», потребность следовать внутренним ценностям, выходящим за пределы личного интереса, как шестой отдельный уровень за пределами потребности самоактуализации. Тем не менее, большая часть литературы по этому вопросу упускает из виду это дополнение. Все пять предшествующих уровней связаны с личным интересом человека, включая самоактуализацию, которая заключается в полной реализации собственного потенциала. Именно на шестом уровне человек мотивируется ценностями, которые можно назвать «эго-трансцендентными». Два мотива, которые Маслоу оставил нераспределенными в своих основополагающих работах 1943 бумагу также теперь можно отнести к шестому уровню: желание знать и эстетика связаны со знанием и истиной, красотой и гармонией, которые являются внутренними ценностями.
Статья о метамотивации была опубликована в Журнале гуманистической психологии. Это была зарождающаяся ветвь психологии в Штатах, и она еще не нашла своего пути в психологию по эту сторону Атлантики, где доминировали психоанализ и поведенческая психология. Вряд ли ее прочитало здесь больше, чем горстка пионеров гуманистической психологии. 19 января68 У Маслоу случился первый серьезный сердечный приступ, и он умер в июне 1970 года (Сутич, 1976). Поэтому у него было мало шансов закрепить свое новое восприятие Иерархии, и он никогда не излагал в печати новый список мотивационных потребностей.
Ценности, вытекающие из религиозных верований, теперь рассматриваются в рамках трансперсональной психологии, но в то время эта зачаточная ветвь профессии еще не была определена или даже названа, поскольку она появилась с первым номером Журнала трансперсональной психологии в 1919 г.69. Тем не менее, в сегодняшней трансперсональной психологии, похоже, не признается, что эти эго-трансцендентные мотивы отделены от эгоцентричной потребности самоактуализации.
Вызывает сожаление, что понимание Маслоу относительно добавления этого уровня осталось почти незамеченным, тем более что он описал это как «кульминацию 30-летней работы в области психологии» (Сутич, 1976, с.11). ). Я уверен, что если бы он прожил дольше, он бы построил свою новую комплексную теорию мотивации, охватывающую физиологические, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человеческой природы, а также ее практическое применение на рабочем месте и в обществе в целом.
— Хейзел Скелси Гест, преподаватель математики на пенсии и трансперсональный психотерапевт
Ссылки
Маслоу А.Х. Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50, 370–396. Перепечатано как глава 2 в « Мотивация и личность» (3-е изд.), 1987 г.
Маслоу, А. Х. (1987). Мотивация и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер. (Оригинальная работа опубликована в 1954 г.)
Maslow, AH (1968). К психологии бытия (2-е изд.). Нью-Йорк: Ван Ностранд. (Оригинальная работа опубликована 1962)
Маслоу А. Х. (1970). Религии, ценности и пиковые переживания. Нью-Йорк: Viking Press. (Оригинальная работа опубликована в 1964 г.)
Maslow, AH (1967). Теория метамотивации. Журнал гуманистической психологии, 7, 93–127. Перепечатано как глава 23 в книге «Дальние пределы человеческой природы», 1971 г.
Маслоу, А. Х. (1969). Дальние пределы человеческой природы. Журнал трансперсональной психологии, 1 (1), 1–9.
Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк: Viking Press.
Маслоу, А. Х. (1998). Маслоу по менеджменту (DC Stephens & G. Heil, ред.). Нью-Йорк: Уайли.
Сутич, А. (1976). Возникновение трансперсональной направленности: Личный кабинет. Журнал трансперсональной психологии 8 (1), 5–19.
Каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу?
Вы прочитали бесчисленное количество книг по самосовершенствованию, пытаясь повысить свою мотивацию, но до сих пор ничего не изменилось.
Вы не понимаете, что с вами не так, потому что с трудом выполняете даже элементарные вещи. Работа, которая раньше приносила вам удовольствие, теперь кажется наказанием. Вы ненавидите ходить на работу и хотите бросить ее.
Итак, чтобы изменить ситуацию, вы исследуете иерархию потребностей Маслоу.
Вы хотите знать, что мотивирует поведение человека и как сохранить мотивацию.
Продолжайте читать, чтобы узнать, что такое иерархия потребностей Маслоу и как ее полезно помнить.
Каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу?
Абрахам Маслоу — американский психолог, разработавший теорию, согласно которой человеческие потребности подразделяются на пять категорий. Он утверждал, что как только потребности человека в данной категории удовлетворены, уровень мотивации падает. Итак, чтобы оставаться мотивированным, человек теперь должен работать над достижением потребностей более высокой категории.
Вот пять уровней иерархии потребностей Маслоу:
1. Физиологические потребности
Это потребности, необходимые для выживания человека и включающие такие вещи, как пища, кров и одежда. На этом уровне человек готов на все, чтобы выжить. Итак, люди на этом уровне готовы и мотивированы на любую работу, чтобы собрать деньги на еду или кров.
2. Потребности в безопасности
Как только вы удовлетворяете физиологические потребности, становится трудно сохранять мотивацию, выполняя ту же работу, которая просто обеспечивает эти потребности. Вы переходите на следующий уровень потребностей в безопасности. Здесь нужно чувствовать себя в безопасности.
Именно тогда вы начинаете искать работу, которая предлагает гарантии занятости. Кроме того, на этом этапе вы начнете искать дома в безопасных районах.
3. Чувство принадлежности
Третий уровень иерархии потребностей Маслоу включает чувство принадлежности и чувство любви. Вы хотите чувствовать себя частью сообщества. Вы начинаете гоняться за дружбой и романтическими привязанностями.
4. Потребность в уважении
Как только три нижних уровня удовлетворены, они больше не мотивируют, и теперь вы начинаете гоняться за потребностью в уважении.