Индетерминизм: что это такое и почему это важно?
«Вася плохо учится, потому что ему постоянно ставят двойки…» Нет, не так… «Вася постоянно получает двойки, потому что плохо учится…» Или перед этим было правильно, потому что двойка – это и есть эквивалент показателя плохо? И в принципе, если школьнику постоянно ставить двойки, так он со временем перестанет учиться, ибо незачем?
Все, кто прошел нашу программу «Критическое мышление», легко разберутся с этими логическими ловушками. А мы сегодня попытаемся разобраться, что такое индетерминизм.
Что такое индетерминизм?
Если совсем кратко, индетерминизм – это противоположность детерминизма. Если разбираться подробнее, сначала нужно понять, что такое детерминизм, потому что детерминизм и индетерминизм идут, что называется, «рука об руку».
Итак, детерминизм – это учение о всеобщей взаимосвязи и взаимной определенности явлений, процессов, событий. Согласно этому учению, все, что происходит в мире, имеет свои причинно-следственные связи. И даже если мы не понимаем причин произошедшего, это не значит, что их нет.
Если индетерминизм противоположен детерминизму, следовательно, причинность, детерминизм и индетерминизм понимают по-разному. Индетерминизм не считает, что все в этом мире предопределено причинно-следственными связями.
Поэтому с позиции индетерминизма случайности и вероятности – такие же полноправные основания для событий и явлений, как причины и следствия. Как и любая другая концепция, индетерминизм имеет свои нюансы.
Так, индетерминизм в философии – это методология, отрицающая либо объективность причинно-следственной связи, либо когнитивную значимость причинно-следственных объяснений в науке.
В первом случае мы говорим про онтологический индетерминизм (отрицание объективности причинной связи), во втором случае речь идет про методологический индетерминизм (отрицание познавательной значимости причинного объяснения).
В философии науки принцип индетерминизма гласит, что законы природы обладают вероятностным характером, а случайности в большей степени, чем закономерности, объясняют эволюционный характер природы. Это самое общее понятие о том, что такое индетерминизм. Теперь разберемся подробнее.
Индетерминизм: немного истории
Для того, чтобы заглянуть вглубь истории, нам снова нужно вернуться к понятию детерминизма, потому что, как мы помним, детерминизм и индетерминизм тесно связаны и при этом взаимно противоположны.
Считается, что самым жестким приверженцем абсолютного детерминизма был французский математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас (1749-1827). Он считал, что абсолютно все в этом мире имеет свои причинно-следственные связи. И если было бы возможно знать положение и скорость всех частиц в мире, тогда можно было бы предсказать все события, которые произойдут в масштабах вселенной [П. Лаплас, 1982].
Поскольку для таких знаний и предсказаний нужны поистине демонические способности, знать это все может только «демон Лапласа». Именно такое название получил мыслительный эксперимент, призванный показать масштабы людской неосведомленности о событиях во вселенной и защитить позиции детерминизма. А заодно попытаться представить, возможно ли предсказание всех будущих событий на каких-либо разумных основаниях в принципе.
Кроме того, «демон Лапласа» содержит парадокс, потому что для полного предсказания абсолютно всех событий во вселенной нужно учитывать и поведение «демона», и его «предсказания о предсказаниях». Получается запутанная многоступенчатая структура, в которой предсказание как бы содержит «само себя». И даже если этот «демон Лапласа» будет материализован в виде сверхмощной вычислительной машины, это не даст возможности обработать бесконечный массив данных, который нужно обработать, потому что вселенная бесконечна.
В целом, неудивительно, что представители точных наук предпочитают иметь дело с исчисляемыми категориями и пытаются систематизировать буквально все процессы. И в этом контексте вполне логично, что они защищают позиции детерминизма.
Приверженность принципам детерминизма прослеживается во взглядах большинства физиков, математиков и естествоиспытателей прошлых столетий, в том числе тех, кто не был сосредоточен на исследовании методологии науки, проблемы детерминизма и индетерминизма, а занимался конкретной проблематикой и оставил после себя огромное научное наследие в виде открытых законов.
Это, в частности Иссак Ньютон (1643-1727) и его закон всемирного тяготения, полностью построенный на изучении причинно-следственных связей и их описании в виде формулы. Или, к примеру, Рене Декарт (1596-1650) и его система координат, а также многие другие ученые и их открытия.
Это что касается детерминизма, а вот индетерминизм, аргументы в пользу случайности и вероятности событий как основы эволюции – это прерогатива представителей общественных наук, в частности, философии и социологии. Вся история западной социологии от классики до современности – это в значительной степени полемика такими крайностями, как стремление объяснить поведение человека некими внешними причинами и индетерминизм свободы воли [С. Абрамова, М. Вандышев, 2021].
Сторонники индетерминизма считают, что человек свободен в своих действиях и поступках, а его воля способна преодолеть любые препятствия. Тема свободы воли, детерминизм, индетерминизм поднимается в работах философов с незапамятных времен. Причем можно найти примеры как радикального детерминизма (например, у стоиков), так и примеры индетерминизма (например, у эпикурейцев), так и попытки примирить обе позиции.
В частности, сей «труд примирения» взял на себя Марк Туллий Цицерон (106-43) в своем трактате «О судьбе», вошедшем в сборник «Философские трактаты». Он, к примеру, писал, что «не от нас зависит родиться с острым умом или тупым, сильным или слабым, однако тот, кто из этого сделает вывод, что не в нашей воле даже сидеть или гулять, тот не видит, что за чем следует» [М. Цицерон, 1985]. Это, конечно же, самая простая иллюстрация к проблеме, зато очень наглядно показывающая, как соотносятся между собой свобода воли, детерминизм, индетерминизм в философии.
В более поздних периодах к образцам наиболее последовательного индетерминизма ученые относят взгляды Томаса Рида (1710-1796), Мен де Бирана (1766-1824), Карла Иоэля (1864-1934), Анри Бергсона (1859-1941), Николая Лосского (1870-1965), Поля Рикёра (1913-2005) [Г. Гололоб, 2010].
В этот же список можно условно добавить французского философа Шарля Бернара Ренувье (1815-1903), немецких философов Иогана Готлиба Фихте (1762-1814) и Артура Шопенгауэра (1788-1860). В их работах индетерминизм и свобода воли рассматриваются как неотъемлемые составляющие поведения человека. Хотя и они признают наличие некоторых ограничений, которые еще не детерминизм, но уже и не совсем безраздельный индетерминизм. Как метко заметил Артур Шопенгауэр, «человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать» [А. Шопенгауэр, 2015].
Для желающих совершить более подробный исторический экскурс можем рекомендовать обзор «Инкомпатибилистские (индетерминистические) теории свободы воли» [Р. Кларк, Д. Кейпс, 2013]. А также статью «Детерминизм и индетерминизм в дуалистических и недуалистических онтологиях: от Канта к Сартру» [Д. Гаспарян, 2014]. Мы же рассмотрим далее, каковы позиции индетерминизма в 21 столетии.
Индетерминизм: день сегодняшний
Индетерминизм как методология по-прежнему сохраняет свои позиции. Более того, есть основания считать, что он даже расширил сове влияние не только на гуманитарные, но и на естественные науки. Каким образом? Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор научных тематик и проблем, рассматриваемых с позиций индетерминизма. Начнем с гуманитарных наук.
Весьма интересна «Проблема социального детерминизма и индетерминизма в рамках теории самоорганизации» [О. Музыка, 2007]. Самоорганизация различных систем предполагает действие многих факторов, наличие синергетического эффекта и, в конечном счете, переход на более высокий и более организованный уровень.
С одной стороны, результат действия различных факторов сам по себе предполагает наличие причинно-следственной связи, т.е. детерминизм. С другой стороны, множественность факторов предопределяет некоторую хаотичность и непредсказуемость их взаимодействия, что позволяет говорить про индетерминизм и, в частности, социальный индетерминизм, если речь идет о социальных самоорганизующихся системах.
Не менее интересна такая проблема, как «Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности» [Е. Балдицына, 2010]. Тут речь идет о трех уровнях бытия:
- Уровень объективной реальности.
- Уровень субъективной реальности.
- Уровень трансцендентной реальности.
Первый уровень – это то, что существует независимо от нашего сознания и никак не зависит от нашего восприятия, второй уровень – это то, как мы воспринимаем реальность. Третий уровень – это объекты, находящиеся вне времени и пространства. Например, такие категории, как душа, совесть, свобода воли.
С одной стороны, эти категории часто предопределяют поведение людей в социуме. С другой стороны, эти категории формируются в значительной степени под влиянием социума, поэтому можно говорить о том, что это процесс взаимообразный. С третьей стороны, не все люди одинаково подвержены влиянию социума, и даже в рамках одной социальной группы или семьи, где все находятся в одинаковых или сходных условиях, у кого-то наличие совести более очевидно, а у кого-то более очевидно ее отсутствие. Так что детерминизм и индетерминизм, философия нравственных ценностей – категории тесно взаимосвязанные.
Тема индетерминизма имеет и прикладное значение. В частности, в контексте темы «Снижает ли индетерминизм моральную ответственность?» [А. Беседин, 2020]. Тут дискуссия касается ситуаций, в которых при одинаковых условиях могут наступить разные последствия.
Для простоты приводится такой жизненный пример, как шаткий мостик, который может обрушиться, если по нему пройдет человек, а может и не обрушиться, и следствие зависит от бесчисленного множества факторов. Это вес человека, наличие или отсутствие ветра, движение по центру мостика или ближе к краю, спокойный шаг или бег, при котором мост дополнительно раскачивается, и даже просто элемент случайности и везения. Все эти факторы попросту невозможно сложить в некую единую причину, которая приведет к предсказуемому однозначному следствию.
Поэтому вопрос, несете ли вы моральную ответственность, если не предупредили человека, что мостик шаткий, и мостик обрушился, является дискуссионным. Во-первых, человек и сам может с первого шага обнаружить, что мост непрочен. Во-вторых, вы потенциально можете не знать, насколько мостик шаткий и опасный. В-третьих, степень осторожности и боязливости у всех людей разная. И мостик, который вам кажется шатким, кому-то другому вовсе не покажется опасным.
Еще один весьма интересный прикладной аспект – это идеи детерминизма и индетерминизма в исследовании языковой системы [И. Некипелова, 2013]. Тут сложность определения соотношения детерминизма и индетерминизма в том, что, с одной стороны, каждое языковое явление предопределено другими явлениями, как в прошлом, так и в настоящем, а с другой стороны, индетерминировано особенностями мышления отдельно взятого человека.
Условно говоря, всем детям в классе дают абсолютно одинаковый с точки зрения языкового оформления материал, а вот что каждый школьник «вынесет» с урока и насколько точно сможет воспроизвести учебный материал, когда будут отвечать «у доски», сильно зависит от умственных способностей и прилежания конкретного ученика.
И, наконец, пару слов о том, что индетерминизм как методология расширил сове влияние не только на гуманитарные, но и на естественные науки.
- Природа развивается в соответствии с имманентно присущими ей внутренними законами.
- Эти законы являются выражением причинно-следственных связей.
- Задача науки состоит в поиске этих связей и открытии этих законов.
Применительно к так называемому макромиру это полностью справедливо. Однако с открытием теории относительности, развитием квантовой механики и проникновением научного знания в тайны микромира многие ранее бывшие незыблемыми постулаты пошатнулись.
Условно говоря, классическая механика Ньютона мало пригодна для описания хаотичного движения мирочастиц, из которых состоят предметы материального мира. К слову, законы квантовой механики изначально предполагают элемент хаотичности в «поведении» микрочастиц [П. Дирак, 2013]. Таким образом, индетерминизм проникает в естественные науки на методологическом уровне.
Более того, в развитии многих современных наук вероятностные методы играют все большую роль. Это такие науки, как квантовая физика, молекулярная биология, генетика, где необходимость и случайность связаны противоречивым единством [С. Лебедев, И. Кудрявцев, 2005]. Еще более явно данный тренд прослеживается в отношении такой отрасли знания, как синергетика.
Для справки: Синергетика – это междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от состояния динамического равновесия.
Таким образом, детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания тесно взаимосвязаны и органично дополняют друг друга, помогая понять картину макро- и микромира. То и другое является неотъемлемой частью природы и всего нашего бытия, а понимание законов макро- и микромира необходимо для дальнейшего научно-технического прогресса.
Развитие научных исследований, попытки проникнуть в тайны мироздания поставили на повестку дня тему точности измерений. Речь всерьез идет о том, что индетерминизм, будучи «следствием неизбежного наличия погрешностей измерений, играет в метрологии существенную роль, а результаты измерений можно рассматривать как стохастические или случайные величины» [И. Шишкин, 2014]. Поэтому становится актуальной задача внедрения в метрологию методов управления рисками с целью нивелирования последствий погрешности измерений.
Индетерминизм проник даже в сферы знаний, которые всегда ассоциировались с исключительной точностью вычислений. С развитием компьютерных технологий обрело актуальность свойство систем выполнять несколько вычислений одновременно, при том, что эти вычисления в момент выполнения взаимодействуют друг с другом [J. Magee, J. Kramer, 2006].
Ввиду того, что одновременные вычисления задействуют общие ресурсы, они требуют наличия так называемого арбитра, встроенного в их реализацию для управления доступом к этим ресурсам. Использование таких арбитров ведет к возможной неопределенности в одновременных вычислениях, что имеет практическое значение для обеспечения корректности результатов. Так, арбитраж не исключает фактически неограниченный индетерминизм, связанный с проблемой проверки моделей вычислений при одновременных вычислениях.
Подытожим вкратце направления научных исследований, где индетерминизм как методология удерживает прочные позиции:
- Теория самоорганизации.
- Теория социальных изменений.
- Тема моральной ответственности.
- Исследования языковой среды.
- Квантовая физика.
- Квантовая механика.
- Метрология.
- Информатика.
- Молекулярная биология.
- Генетика.
- Синергетика.
Что еще можно дополнить по теме индетерминизма в науке? Мы видим не просто колоссальный сдвиг в достижениях собственно науки и научной методологии. На современном уровне развития точных и естественных наук вероятностные методы, элементы неопределенности и хаотичности воспринимаются как необходимая норма существования.
Даже если предположить, что когда-либо станет возможным такой объем и такая скорость вычислений, которая позволит высчитать положение каждой микрочастицы в пространстве и материи на несколько шагов вперед, это вряд ли всерьез повлияет на прикладной результат исследований и практическое использование предметов материального мира.
Оттого, что мы знаем или не знаем, куда в следующий момент сместится электрон в составе каждой молекулы, составляющей материю, поведение материи не изменится, а развивать способы воздействия на материю возможно и без знания бесконечного объема данных относительно движения каждой микрочастицы внутри каждой молекулы. Хотя с теоретической точки зрения такое направление мысли, безусловно, представляет интерес.
Признавая принцип индетерминизма в современной науке, ученые практически согласились не только с тем, что далеко не все явления можно рассмотреть и просчитать с позиций причинно-следственных связей, но и с тем, что это далеко не всегда нужно с точки зрения полезности. Проще говоря, вероятность, неопределенность и хаотичность на уровне микрочастиц не мешают ходу научных исследований и достижению глобальных результатов, что наглядно подтверждает вся история научно-технического прогресса.
Итак, мы вкратце разобрались, что такое индетерминизм и какое он имеет значение для научного познания и практического применения.
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Крит
Индетерминизм и детерминизм в философии кратко
Индетерминизм – это методологическая позиция, следовательно которой не всё в мире имеет причину. Это философская категория, которая отрицает объективную причинную связь и познавательную сущность объяснения в науке. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности. Случай есть равноправной, фундаментальной сущностью, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы. Также индетерминизм может быть, с одной стороны, натуралистическим, поскольку подтверждает самодостаточность природы, а с другой стороны, теологическим, поскольку объясняет похождение природы от Бога.
Принцип индетерминизма также имеет место в физике, он выражается в беспричинности микропроцессов, но квантовая физика отрицает такое явление, поскольку она отражает их в особенной статистической форме.
В биологии принцип индетерминизма заключается в отождествленной причинности и однозначной предсказуемости. Поскольку вскрылась необходимость в ведении статистических методов для отражения следственно-причинных связей действительных процессов, основываясь на которых нельзя сделать однозначные и решительные предсказания. Индетерминисты твердят о банкротстве принципа причинности, в общем. Они опровергают развитие современного естествознания и говорят об эффективности диалектико-материалистической теории, которая признает объективность и представляет многообразие причинных связей и форм их отражения в сознаниях людей. Множество современных молодых физиков становятся сторонниками такого мировоззрения. Научный прогресс не будет возможным независимо от принципов диалектического материализма, в частности принципа причинности.
Индетерминизм также часто встречается с такими понятиями, как детерминизм и агностицизм.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу объективной причинности предметов, объектов и явлений, которые имеют противоположные определения относительно этого.
Агностицизм и индетерминизм отрицают возможность в познании разных явлений под предлогом отсутствия объективных, причинно-следственных закономерностей в общественной жизни, которые присущие только природе.
Агностицизм и индетерминизм имеют похожее определение, поскольку они оба выражают идею о том, что невозможно до конца познать истинную суть познания человеком действительности.
Индетерминизм в философии
Индетерминизм в философии это учение, которое отрицает объективную причинность и обусловленность всех явлений. Индетерминизм в истории философии бывает в различных формах, и наибольшую популярность получил в буржуазной философии, современники которой, особенно любят высмеивать идеи материалистического детерминизма в общественных науках.
Очень популярной в буржуазной философии есть концепция баденской школы. Ее представители ограничили принцип детерминизма плоскостью природных наук и откидывали его использование в науках «о духе». Их идея заключалась в существовании принципиального отрицания применимости категории причинности к историческому процессу. Исторический материализм определяет причинную обусловленность явлений общества. Буржуазные философы ищут некие противоречия в историческом детерминизме и марксистско-ленинской идеей понимания роли трудящихся людей в истории. Ленин отвергал все обвинения исторического материализма в фатализме, он говорил, что детерминизм предполагает фатализм и является почвой для разумного действия.
Детерминизм и индетерминизм в философии кратко определяются, как два противоположных понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности человека за свои действия.
Индетерминизм рассматривает волю человека, как независимую силу, заявляет, что принципы объективной причинности не могут применяться к пояснению личностного выбора человека или его поведения, относительно детерминизма, он выказывает недовольство его направленностью на фатализм. Неопозитивизм, персонализм и прагматизм также как и индетерминизм противостояли детерминизму и ограничивали его применение только к логической сфере.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу принципов взаимовлияния явлений.
Индетерминизм в философии это отрицание определенной характеристики детерминизма или отрицание объективности какого-то принципа, например, причинности. В истории философии мало последовательных индетерминистов. Они чаще отрицают объективную связь и взаимовлияние общественных процессов, бытия человека, которые обусловлены свободой в выборе. Эту теорию выдвигает Кант, он твердит существующих в природе сильных связях, а поведение людей – это плоскость в которой есть свободный выбор и внутренний моральный закон, который определяет действия. Также подобную позицию выражал В. Виндельбанд, он четко разводит причины природных процессов и свободную волю личности, решения, выбора и оценки.
Индетерминизм и детерминизм
Все процессы и явления, имеющиеся в природе, находятся во взаимодействии и взаимовлиянии, обусловливают друг друга. Такая взаимосвязь называется по-латински «determino», что в переводе, значит, определяю.
Детерминизм и индетерминизм в философии кратко трактуются, как два понятия, которые по-разному видят объективность причинности явлений. Детерминизм – это совокупность объективных взглядов на окружающий мир через закономерную связь и обусловленность всех явлений, это противостоит индетерминизму.
Индетерминизм, напротив, отрицает объективность причинности вообще, отвергает ее тотальный характер. Те, кто поддерживает идею индетерминизма, говорят, что есть состояния и события, которые вполне могут существовать без причины, или она может не быть указанной.
Развитие квантовой физики привело к вопросу о принципах индетерминизма и детерминизма, который стал актуальным, особенно в современной науке. Выяснилось, что классические базовые принципы детерминизма не могут применяться к характеристике процессов микромира. Были попытки в истолковании базовых законов квантовой теории через агностицизм и индетерминизм. Это выражалось в их идеях о свободе воли электрона, управлении теологическими силами над микроявлениями. При этом механистический детерминизм отождествляли с детерминизмом общим.
Такая идея была распространена П. С. Лапласом, поэтому механистический детерминизм назывался лапласовским. Следуя этой теории – в актуальный момент времени значения импульсов и координат имеющихся элементов во всей Вселенной, обусловливают ее состояние в любой момент. Такая методологическая позиция имеет мистический характер и приводит к фатализму, практически смыкаясь с верой в духовное начало. При развитии науки лапласовский детерминизм начал отвергаться относительно органической природы, физики и общественной жизни.
Ученый Ф. Франк утверждал, что детерминизм не имеет научной ценности, аксиома каузальности, не включается в состав классической физики, потому что подтверждение причинности не может сводиться к отношению наблюдаемых фактов, ведь результаты исследования носят вероятный характер распределения.
Две важные категории: причина и следствие детерминизм и индетерминизм рассматривают по-разному. Детерминизм твердит о причинной обусловленности явлений и событий, а индетерминизм отрицает какую-либо объективную связь, отрицает, что причина может вызвать определенное следствие.
Причина и следствие детерминизм и индетерминизм понятия, имеющие большую связь между собой. Причиной является действие, которое побуждает появление другого явления, таким образом, следствие есть результатом действия причины.
Индетерминизм гласит о том, что причина и следствие есть априорными понятиями, продуктами субъективности, а не мира.
Детерминизм в современном определении имеет два типа объективно существующих, противоположных взаимообусловленных явлений, которые выражаются через разнообразные формы детерминации.
Первая форма такой детерминации – причинная, она решающе выступает против непричинной. Все следующие формы, которые появляются на основе причинности, имеют вид краеугольного камня детерминизма. Сама причинность – это совсем небольшая часть объективной реальной связи всех явлений в мире, это только одно из множества определений такой вселенской универсальной связи.
Принцип причинности выражается в нахождении взаимодействующих факторов и связей, обусловливающих возникновение и развитие предмета или объекта, который детерминирует все его свойства, отношения и своеобразие. Онтологические предпосылки принципа каузальности лежат в реальном существовании связанных между собой явлений в целостную развивающуюся систему, и в процессе взаимодействия между ними при наличии определенных обстоятельств и условий, порождаются другие явления, процессы и явления, то есть это причинно-следственная связь. Основной характеристикой причинности есть генетическая связь, именно это является основным отличием причинности от не причинности, то есть детерминизма и индетерминизма.
Гносеологические (познавательные) предпосылки причинности выражаются в том, что причина и категория следствия, которые отражают объективную обусловленность явлений, одновременно являются этапами формирования познания и логического мышления.
Следовательно, истории науки познание, на определенном этапе своего развития, переходит к необходимости понимания причинно-следственной связи и открытию причинности. Познание причин является важнейшей задачей науки. Общественно-историческая практика является общественной основой принципа причинности, она доказывает, что все связи есть причинно-следственными. Познавая причины, которые вызывают определенные явления, люди, смогут создавать обстоятельства, чтобы задействовать причины, вызывающие полезные общественные следствия, тем самым предотвращать появление неблагоприятных следствий. Знания условий и причин, их действие и влияние дает людям возможность управлять ими и процессами, которые в следствии появляются.
Обнаружение причинно-следственных связей, их процесса и действия является сложным и трудным процессом, часто противоречивым в развитии познания, его глубины и широты. Если рассматривать принцип причинности в общем, он методологически направляет познающего субъекта на познание по причинно-следственным связям, анализом их перекрещений и взаимодействий. Этот принцип дает исследователю особую систему требований, которыми он, как объективными императивами, должен обязательно руководиться, чтобы узнать причину и идти прямо по определенному пути, не сбиваясь с него. Следуя принципу детерминизма, познание проходит через определенные уровни.
На первом уровне предмет исследования представляется, как своеобразная и целостная система, которая выделяется среди других подобных предметов в системе. На этом уровне изучаются все возможные доступные связи, формы и взаимообусловленности событий и явлений. На первом месте здесь стоит задача в том, чтобы отличить непричинную детерминацию от причинной. Для этого исследователям необходимо четко представить себе основные особенности причинно-следственной связи: порождение одного явления другим, объективность, бесконечность, всеобщность и постоянность во времени и пространстве.
Второй этап, анализ актуальной целостной системы, как определенного результата процесса развития, точнее в качестве следствия. Если причина и следствие могли совпадать, то наука потеряла бы свое предназначение. Рассмотрение истории саморазвивающийся целостной системы, с точки зрения теории, противоположный действительному процессу развития, то есть истекает из полученных результатов процесса развития. Эти результаты, которые получает исследователь, являются следствием, исходным пунктом реализации принципа причинности. Таким образом, субъект начинает познание с обратного конца. Субъект исходит сначала из понимания предмета исследования, как следствия, потом обратившись назад, конструирует процесс развития, который приведет его к появлению изучаемого предмета.
Познание применительно к следствию, то есть анализируются особенные пути и формы переноса во время процесса причинения объекта, вещества, структуры, энергии и информации, основательно соответствующих законов. Познавая причинность внешнюю и внутреннюю, категория взаимодействия имеет важное методологическое значение. Отталкиваясь от понятия универсального взаимодействия, субъект приходит к реальному причинному отношению, потому что истинной является конечная причина вещей. Зная внутреннюю структуру и взаимодействие процессов можно объяснить специфику целой системы. Применяя принцип причинности важна последовательность реализации требования связи, чтобы узнать, как система порождает себя сама во внутреннем взаимодействии своих процессов. Характер такого процесса состоит в том, что следствие исчезает в причине и потом вновь в ней возникает. Выходит, что последовательное и целенаправленной применение принципа причинности является важнейшим условием в достижении объективной истины познания. Так как причинность является основой других форм непричинной детерминации, то познав причинное отношение, познание должно опять вернуться к началу анализа детерминационных связей.
Еще один тип детерминизма составляет отношения взаимосвязанных явлений без непосредственного причинного характера, здесь нет процесса, в котором одно событие порождается другим. Черта между индетерминизмом и детерминизмом нечеткая, часто одна точка зрения может оцениваться как индетерминистическая, так и как детерминистическая.
Отличия причинного и следственного детерминизма соответствуют отличиям причинного и следственного индетерминизма. Также принцип индетерминизма, следовательно которому, любое явление независимо от времени, в которое оно происходит, не является причинно детерминированным в определенное время имеет два разных случая.
В первом случае всякое событие имеет моменты, в которые оно еще находится без причины. Во втором случае говорится о том, что нет событий с бесконечными на протяжении всего времени последствиями. В первом случае наблюдается одна из возможных версий причинного индетерминизма, а во втором – следственного.
Особое внимание заслуживает комбинация из принципов детерминизма с определенными принципами индетерминизма. Существование такой комбинированной позиции, которая объединяет детерминистические и индетерминистические утверждения. Вопрос о комбинированных позициях есть причиной многих разногласий относительно различий между детерминизмом и индетерминизмом и квалификацией в том или ином убеждении.
Наиболее сильная форма детерминизма не может быть совместимой ни с одной формой индетерминизма. Следовательно, и наоборот, наиболее сильная форма индетерминизма невозможна без противоречия каким-то утверждением о наличии причин и последствий. Но существуют также неполные индетерминистические и детерминистические формы, которые открывают вопрос о недетерминированности и детерминированности определенных явлений в определенное время.
Такие комбинированные формы детерминизма и индетерминизма часто встречаются в истории философии. Даже Аристотель твердил об однозначности определенности прошлого и неоднозначности будущего.
Понятие детерминизма и индетерминизма есть абсолютным, понятие причинности относятся к сравнительным категориям. Абсолютные категории не могут быть определимы через сравнительные и наоборот. Следовательно, все определения детерминизма через призму причинности и причинность через понятие детерминизма не есть универсальными, область их употребления ограничена.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Индетерминизм —
Индетерминизм просто означает, что не все происходящие события имеют причину. Некоторые события просто происходят без каких-либо ведущих к ним. Эти события иногда называют беспричинными, акаузальными, беспричинными или не вызванными событиями. Я предпочитаю термин «акаузальный», но подойдет любой из них.
Я не люблю использовать определенные термины, такие как случайный или спонтанный, если они не являются абсолютно необходимыми. Такие термины имеют неоднозначное значение, некоторые из которых не означают то же самое, что «акаузальность». Например, некоторые могут считать бросок игральной кости «случайным» просто потому, что мы не знаем, каким будет результат. Но это не действительно случайно в акаузальном смысле. Технически кости, бросаемые определенным образом, воздух, гравитация, земля, на которую они приземляются, вес самих игральных костей и т. д. — все это причинные факторы, определяющие результаты игры в кости. Если вы читали статью о детерминизме, то увидели, что детерминизм не подразумевает предсказуемость. Использование слова «случайный» в смысле броска игральной кости может иметь место в полностью детерминированной (каузальной) вселенной. Однако такое слово, как «акаузальный», понятно. Такое слово не спутаешь. Если событие акаузально, то у события нет причины.
Если бы мы сказали «Вселенная недетерминистична», это означало бы, что по крайней мере некоторые из событий, которые происходят во Вселенной, просто происходят без каких-либо других существующих факторов, вынуждающих их. Индетерминизм не означает, что все события такие, это еще одна распространенная путаница, которую делают люди. Смесь причинных событий и акаузальных событий будет считаться «недетерминированной». На самом деле, если во вселенной есть только одно или два акаузальных события, такие возможности означают, что вселенная «индетерминирована». Это просто означает, что Вселенная не полностью причинно-следственная связь.
Важно отметить, что мы просто не знаем, является ли Вселенная детерминированной или индетерминированной. Некоторые люди, цитирующие квантовую механику, заявляют, что это доказывает индетерминированность Вселенной. Они ошибаются. Все зависит от Квантовой Интерпретации, на которую подписывается человек. Некоторые интерпретации, такие как Копенгагенская интерпретация, являются индетерминистскими, другие, такие как механика Бома или многомировая интерпретация, являются детерминистскими. Существует целая куча интерпретаций. Важно отметить, что каждая из интерпретаций состоит из , а не наука о квантовой механике (хотя некоторые из них, такие как ансамблевая интерпретация, склонны делать меньше предположений). Это «интерпретации» науки. Думайте о них скорее как о философии того, почему вещи такие, какие они есть, в рамках математики и экспериментов квантовой механики.
В каждой из интерпретаций есть части, которые очень нелогичны. Индетерминистская интерпретация, предполагающая, что акаузальные события происходят, вынуждена спорить с тем, что означает утверждение, что событие не имеет причины. Я углубляюсь в это в своей книге, но есть проблемы, которые необходимо решать, когда событие просто не может иметь никакой пространственной или временной определенности (а значит, оно может произойти где угодно, в любое время или никогда). Это не означает, что в детерминированную вселенную не встроена тревожная контринтуитивность (например, нелокальные скрытые переменные, декогеренция и т. д.).
Что важно и что я подчеркиваю, так это то, что даже если бы существовала такая недетерминированная вселенная, любые происходящие акаузальные события не могли бы помочь свободе воли. Они были бы совершенно несовместимы, и на самом деле, это, скорее всего, усугубит положение любого существа, в котором акаузальное событие происходит в процессе принятия решения. В лучшем случае, если акаузальное событие просто приводит к тем же результатам, что и каузальное событие, это будет доброкачественным.
Если вы хотите больше узнать о природе акуазальных событий в недетерминированной вселенной, я подробно расскажу о том, как разрушить иллюзию свободы воли ради улучшения человечества.
Для получения дополнительной информации об индетерминизме и некоторых путаницах, связанных с этим термином, пожалуйста, прочитайте:
- «Детерминизм» и «индетерминизм» для дебатов о свободе воли
Индетерминизм Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[ин-ди-тур-мух-низ-ум]
/ ˌɪn dɪˈtɜr məˌnɪz əm /
Посмотрите слово, которое чаще всего путают с детерминизмом
Сохраните это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ. Философия.
учение о том, что человеческие действия, хотя и находятся под некоторым влиянием ранее существовавших психологических и других условий, не полностью ими управляются, но сохраняют определенную свободу и спонтанность.
теория о том, что воля до некоторой степени независима от силы мотивов или может сама изменять их силу при выборе.
СРАВНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ
Нажмите для параллельного сравнения значений. Используйте функцию сравнения слов, чтобы узнать разницу между похожими и часто путаемыми словами.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение индетерминизма
Впервые записано в 1870–1875 гг.; ин- 3 + детерминизм
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ индетерминизм
ин·де·терминизм, существительное, прилагательноеин·де·терминизм, прилагательноеСлова рядом с индетерминизм
неопределенный, неопределенный уравнение, неопределенное предложение, неопределенная гласная, неопределенность, индетерминизм, указатель, индексация, учетная карточка, указатель падежа, указатель преступления
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.
Как использовать индетерминизм в предложении
То, что вы называете случайностью или индетерминизмом, мы называем созданием информации.
10 главных вопросов, которые я бы задал инопланетянину из Галактической Федерации|Том Зигфрид|9 декабря 2020|Новости науки
Индетерминизм — единственный способ разделить мир на хорошие и плохие части и остаться в стороне первое против второго.
Письма Уильяма Джеймса, Vol. 1|Уильям Джеймс
Индетерминизм сегодня находит больше сторонников, чем детерминизм.
Основные пророки наших дней|Эдвин Э. Слоссон
Несовместимость лежит между Индетерминизмом и Ответственностью.
Детерминизм или свободная воля?|Чепмен Коэн
Поскольку, как и в случае с предыдущими рассмотренными терминами, принятие индетерминизма лишит эти слова всякой ценности.