Инфантилизм (эмоциональная незрелость) — признаки и причины инфантильного поведения, социальный и психологический инфантилизм
- Основные особенности и признаки инфантильного поведения
- Социальный инфантилизм
- Инфантилы в работе и личной жизни
- Причины развития инфантилизма
- В чем проблемы инфантилизма?
- Можно ли избавиться от инфантилизма?
- Что делать, если ваш близкий – инфантил?
Многие представители старшего поколения любят говорить, что нынешняя молодежь – сплошные инфантилы. Мы предлагаем оставить данный тезис в стороне (хоть мы и вернемся к нему чуть ниже) и вместо этого разобраться, что такое инфантилизм, каковы его признаки и кого можно назвать инфантильным человеком. А главное – каковы причины такого явления и способна ли незрелая личность вырасти и стать взрослой?
Что такое инфантилизм
Инфантилизм — это детскость или незрелость, которая проявляется в задержке психологического развития личности, несоответствии поведения человека его возрасту, нежелании брать на себя ответственность и принимать взвешенные решения.
Виды инфантилизма
Для начала разберемся, о каких видах инфантилизма будет идти речь. В зависимости от сферы, данное слово имеет различные значения. В психиатрии это патологическая задержка в развитии, когда поведение и эмоциональные реакции подростка соответствуют таковым у детей (или когда взрослый ведет себя как ребенок или подросток). Есть и физиологический инфантилизм – соответственно, физиологическая патология, задержка в развитии органов и систем. В бытовом же употреблении чаще всего имеется в виду психологический и/или социальный инфантилизм, с патологиями не связанный. Именно на этих видах мы и предлагаем остановиться.
Основные особенности и признаки инфантильного поведения
В психологии об инфантилизме говорят тогда, когда взрослые (по паспорту) люди в жизни проявляют черты, свойственные ребенку или, скорее, подростку. В таких случаях отмечают, что перед нами
Рассмотрим самые явные признаки инфантилизма.
- В первую очередь это неумение принимать решение и нести ответственность – за сделанный выбор, за выполненную работу и т.д. Взрослый человек осознает, что каждое его решение приводит к тем или иным последствиям – значительным или незначительным, хорошим или плохим. «Взрослый ребенок» брать ответственность на себя категорически не хочет.
- Это связано еще и с другой важной особенностью инфантильного человека: он не умеет решать проблемы. Если они все же возникают, наш герой ждет, пока придет «взрослый» взрослый (родители, супруг, друзья) и все исправит или в крайнем случае скажет, что надо сделать, чтобы все исправить. Это также приводит к тому, что личность не в состоянии оценить истинных последствий тех или иных своих действий – ведь в целом такую оценку за них проводят другие. Некоторые воспринимают цену любого проступка на «школьном уровне»: от всего можно отделаться нотациями учителя и записью в дневнике. Тогда как во взрослой жизни порой все гораздо серьезнее.
- «Взрослым детям» свойственно перекладывание ответственности – у них практически всегда виноваты другие. Такие личности не могут взять ответственность не только за себя, но и за других, а кроме того, бывают достаточно эгоистичны. Это следствие неспособности понять мысли, чувства, точку зрения других людей. Впрочем, в данном вопросе все зависит от психологии конкретного человека.
- Многие незрелые личности между серьезным делом и удовольствием выберут именно последнее (порой вне зависимости важности дела). «Взрослые дети» часто не в состоянии заставить себя что-то сделать и не задумываются, к каким последствиям это может привести. В угоду сиюминутным желаниям способны вести себя очень безответственно. Также они редко думают о будущем – как своем, так и других людей.
Здесь вспоминается противостояние лимбического мозга и неокортекса в модели «Три мозга» по Маклину. «Взрослые» взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами.
Социальный инфантилизм
Весьма близок к психологическому и социальный инфантилизм. Он также предполагает, что перед нами психически здоровая личность, которая не хочет принимать ответственность и решать проблемы. В данном случае это вопросы социализации, адаптации к окружающим условиям, общественным ценностям. Главным образом – нежелание брать на себя ответственность, связанную с новыми для таких личностей, «взрослыми» обязанностями.
Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами.
Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность. В глазах другой части – решение не заводить детей может быть даже более ответственным, чем решение рожать, если женщина понимает, что пока не готова к этому с финансовой или моральной точки зрения.
Таким образом, если представители старшего поколения говорят о молодежи как о сплошных инфантилах, скорее всего имеют в виду социальный инфантилизм (или же люди, употребляющие данное слово, могут вовсе не знать его значения, но это уже совсем другая история).
Так как психологический и социологический виды в принципе достаточно близки, предлагаем далее рассматривать их совместно.
Инфантилы в работе и личной жизни
Инфантильные мужчины и женщины стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве. При этом «взрослый ребенок» может быть весьма успешным специалистом в своей области, но в быту, во взаимоотношениях вести себя как подросток (покладистый или же капризный). Но бывает и так, что с работой у него возникают проблемы. Например, некоторые сворачивают с пути, столкнувшись даже с небольшим препятствием. Они сразу опускают руки, передают проект другим сотрудникам, отказываютcя от перспективных должностей и задач, боясь не справиться. Другие слишком безответственны, на них нельзя положиться, потому что они считают нормальным бросить работу из-за того, что им стало скучно или захотелось заняться чем-то еще. Все это, конечно, затрудняет карьерный путь.
Инфантилизм не знает пола: он с равным успехом встречается и у мужчин, и женщин. Также следует заметить, что это явление далеко не новое, и «взрослые дети» существовали во все времена.
Что касается семейных взаимоотношений, то герои нашего рассказа вполне могут состоять в крепких отношениях. Но ищут они себе не партнера, а родителя – того, что будет решать за них все проблемы. Если их вторую половинку устраивает такая роль, то данный союз может быть вполне гармоничным. «Великовозрастные дети» подходят тем, кто предпочитает самостоятельно принимать решения за себя и за других и кто любит, чтобы все было так, как он хочет. У «взрослого ребенка» бывают и свои дети. Зачастую, этим двум «типам» детей приятно проводить время вместе, играть и т.д. Здесь важно, что у мальчика или девочки перед глазами все же был пример «взрослого» взрослого.
Вопреки мнению некоторых людей, увлечение компьютерными играми, фантастикой, фильмами, книгами, комиксами, коллекционирование игрушек и т.д. само по себе вовсе не является признаком инфантилизма у взрослых. Так же как и не говорят об этом отдельные черты характера или не совпадающее с общественной точкой зрения отношение к определенным жизненным вопросам (женитьба, дети, работа). В следующих статьях мы рассмотрим этот вопрос подробнее. А пока заметим: быть инфантильным человеком значит в комплексе проявлять многие указанные выше черты!
Причины развития инфантилизма
Как известно, многие особенности личности вытекают из детства. Социальный и психологический инфантилизм не исключение. Более того, в большинстве случаев он связан с именно ошибками воспитания со стороны родителей. Среди самых частых причин – гиперопека, стремление во всем угождать ребенку, ограждать его от всех проблем и забот, бежать на помощь даже до того, как он об этом попросит.
Навязанное чувство вины – еще одна неприятная вещь, которая появляется в результате ошибок в воспитании
Негативно влияет полное игнорирование мнения и чувств маленького человека, принятие за него всех решений (что надевать, во что играть и что делать), попытка воплотить в сыне или дочери то, что не получилось у самого родителя.
Существуют и другие причины, почему дети вырастают по паспорту, но не по личностному развитию. Однако воспитание – слишком объемная тема, которую стоит рассмотреть отдельно. Самое важное: из-за того что родители постоянно и на корню «обрубают» решения, мечты, стремления, желания, амбиции, эмоции, намерения ребенка, в конце концов он просто перестает думать и решать самостоятельно. Зачем, если все равно будет так, как скажут мама или папа? Из-за этого у юного человека нарушается процесс формирования, созревания личности, и в итоге она так и не созревает.
Став взрослым, такой человек изо всех сил старается сохранить статус кво – то есть ничего не решать самому, не справляться с трудностями, делать что, что скажут другие. В этом есть и свои преимущества. А есть ли недостатки? Да, и их может быть достаточно много.
В чем проблемы инфантилизма?
- Одна из главных проблем для некоторых «взрослых детей: они не могут быть по-настоящему счастливы. Они не знают, что им на самом деле нравится в жизни, потому что до этого все решения принимались за них. Если кому-то повезло, и его дело ему действительно нравится – отлично. Однако многим так не везет, но они годами вынуждены ходить на нелюбимую работу, так как не могут принять решение сменить ее и/или получить новую профессию.
- Аналогично с личной жизнью – даже при наличии второй половинки по факту «взрослый ребенок» может быть весьма одинок. Потому что а) человек выбирал не партнера, а родителя, который делает все так, как хочется ему; б) не факт, что этот выбор инфантил вообще сделал самостоятельно, а не все решили за него.
- Незрелые личности зависят от других людей, от их мнения и от их действий. Будучи предоставленными сами себе, они рискуют стать беспомощными. Конечно, зрелая личность также нуждается в близких людях, но здесь не идет речь о зависимости.
- Герои нашего рассказа прячутся от внутренних проблем и страхов, потому что это именно та область, где за них не могут решать другие. Но такие проблемы и страхи никуда не пропадают, напротив,
становятся только сильнее. - Также многие «взрослые дети» достаточно внушаемы, легко поддаются чужому влиянию и манипуляциям. Многие ведутся на рекламу, в том числе весьма сомнительную, покупая ненужные вещи. Некоторые ввязываются в аферы, финансовые пирамиды и т.д. Эта особенность связана с тем, что многие «большие дети» тянутся к легким деньгам и волшебным способам их получения. Перед нам как будто особая вера в чудо, свойственная детям, только на «квазивзрослом» уровне.
Можно ли избавиться от инфантилизма?
Избавиться от инфантилизма можно. Формально, чтобы перестать быть инфантильным, человеку нужно осознать, что его жизнь зависит только от него, что он может сам ее менять, что он имеет право на свое мнение, свои решения, эмоции и желания, а также на то, чтобы претворять все задуманное в жизнь
. Выглядит не слишком сложно – в теории все это дано нам от рождения. Однако на практике, если человек в сознательном возрасте никогда не прислушивался к себе и не принимал решений, ему может быть непросто перестроиться. Поэтому не всем удается победить инфантилизм без помощи психолога.Важно и желание самого человека поменяться. Многие «взрослые дети» не видят особенностей своего мышления и поведения. Все описанное выше присутствует для них скорее на подсознательном уровне. Они не думают, что вот придет мама/папа/муж/жена и решит все проблемы. Они не понимают, что не могут принять решение сами. Они думают (и говорят) что-то вроде: «Мне надо посоветоваться, прежде чем дать окончательный ответ». Такие люди достаточно горды, чтобы считать все навязанные решения своими собственными.
Кроме того, внешне
Что делать, если ваш близкий – инфантил?
«Друг познается в беде» – эта поговорка хорошо отражает то, как проще всего вычислить инфантила. Пока все в норме и вы не сталкиваетесь с проблемами, незрелость личности может практически никак не проявлять себя. Но когда нужно решать какие-то проблемы, детское поведение и образ мысли вашего друга или второй половинки становятся очевидными.
Можете ли вы помочь близкому перестать быть инфантильным? Да, помочь можно. Однако не стоит брать на себя роль родителя и решать за человека, надо ли ему это или нет. Вам кажется, что кто-то живет неправильно, но ему самому это может действительно нравиться. К тому же, если вы решается за инфантила, то вы просто занимаете свое место в модели «родитель – ребенок».
Так или иначе, если вы помогаете близкому повзрослеть, помогайте аккуратно. Начните с чего-то небольшого. Например, попробуйте больше расспрашивать его о том, что он хочет, начиная с незначительных моментов. Для начала оставляйте за ним выбор, как вы проведете выходной, что приготовить и т.д., потом переходите на более существенные вопросы. Чаще спрашивайте, что человек чувствует и что он хочет. Но не осуждайте и не говорите, что его чувства или желания неправильные – это инфантилам говорят и без вас. Ваш близкий должен на деле понять, что он может принимать решения, что он имеет право на свои эмоции и желания. Но также позволяйте ему самостоятельно справляться с возникающими проблемами – будьте рядом и оказывайте поддержку, но не делайте ничего за друга.
Спросите, кем ваш близкий хотел стать в детстве и при возможности предложите сейчас сделать шаг навстречу той мечте, причем вместе с вами. А может быть, у него есть уже более «свежие» желания, которые на самом деле не так сложно исполнить? Например, если человек хотел/хочет стать художником/поваром/читать Шекспира в оригинале, запишитесь с ним на соответствующие курсы. Ваша поддержка будет очень важна.
Напомним главное правило – не делать ничего вместо друга, не принимать решения за него. Пусть он сделает это сам, а вы просто будете рядом и окажете поддержку в случае необходимости.
Как известно, некоторые незрелые люди «экстренно» взрослеют, сталкиваясь с различными серьезными проблемами, из-за которых оставаться ребенком больше не получается. Однако ни в коем случае не «лечите» других какими-либо стрессами (подобные рекомендации можно встретить в Сети). Помните, что кто-то в таких случаях взрослеет, а кто-то ломается – получает невроз, впадает депрессию и т.д.
В заключение отметим: конечно, взрослым важно сохранять в себе частичку ребенка – радоваться приятным мелочам, мечтать, верить в чудеса и т.д. Но также важно, чтобы в нужный момент «у руля» стоял именно взрослый. Каким бы притягательным ни было детство, оно должно уступить время другой жизни, в которой также немало хорошего.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Невыросшие дети Основные термины Теория
ТОП-5 типов инфантильных личностей «не от мира сего»
Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием «инфантильность» и «инфантилизм» в повседневной жизни. Мы слышим от окружающих: «он какой-то инфантильный, ведёт себя,как ребёнок», «она слишком инфантильна, а ведь уже не маленькая девочка».
Понятие «инфантильность» достаточно уверенно внедрилось в наш повседневный словарь, может быть, современное общество и вправду стало слишком инфантильным и задержалось в детстве дольше обычного?
О том, как научиться отличать инфантильного человека от обычного жизнерадостного добряка, который просто иногда позволяет себе побыть ребёнком, рассказывает педагог-психолог Елена Беляева.
Психологический инфантилизм — это некоторая задержка в становлении личности, выражающаяся в поведении, не соответствующем возрастным требованиям к индивиду. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.
Чаще всего о психологическом инфантилизме говорят в контексте снижения поведенческих мотиваций в школьном или подростковом возрасте, когда соответствующие особенности начинают проступать более отчётливо.
Люди, привыкшие оставаться вечным ребёнком, очень неохотно расстаются с этой ролью и ищут самые разнообразные способы маскировки для своего инфантильного поведения и образа жизни.
Оглавление:
- Вечный студент
- Творческая личность
- Я — твой мотиватор
- Работа со вселенной
- Заботливый родитель
Вечный студент
Ученье свет, а неученье — тьма! Трудно поспорить с русской пословицей, которую мы знаем ещё со школьной скамьи. В нашем обществе принято мотивировать детей и подростков, чтобы их учёба не ограничивалась только несколькими классами школы. Колледж, институт, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, многочисленные тренинги — казалось бы, на каком-то из этих этапов должна подключиться профессиональная деятельность, проще говоря, человек должен начать работать.
Однако, если мы наблюдаем за инфантильным поведением, которое скрывается под маской «вечного студента», вряд ли мы найдем в этой цепочке звено под названием «работа».
Наверное, среди ваших знакомых есть хотя бы один представитель подобного рода маскировки. У такого человека всегда множество планов по саморазвитию, ему не хватает ещё одного тренинга или семинара, чтобы начать наконец-таки применять весь багаж своих знаний на практике. Обычно это постоянное обучение заканчивается вместе с терпением родственников, которым приходится оплачивать все этапы бесконечного саморазвития.
Практика показывает, что зачастую львиная доля полученных знаний никогда не пригождается «вечному студенту» в его профессиональной деятельности, а стремление к саморазвитию является банальным отдалением того момента, когда придется становиться взрослым и всё-таки начать зарабатывать на все свои развлечения и потребности.
Творческая личность
Ещё одна форма инфантильного поведения — это уход в вечный креатив. Творческие личности в постоянном поиске прекрасного встречаются нам в последнее время всё чаще и чаще. Инфантильность таких людей обычно маскируется под «творческие кризисы», «жизнь ради искусства» и «созидание чего-то нового».
От настоящих людей искусства таких личностей отличает отсутствие какой-либо направленности их творческой деятельности. Обычно они любят рассуждать о прекрасном, а также своих творческих способностях и талантах. Однако, когда дело доходит до воплощения своих способностей в какую-либо материальную форму, инфантилы такого склада продолжают теоретизировать и не спешат реализовывать свои фантазии.
Похожая ситуация хорошо освещается в забавном анекдоте: «В вашем резюме указано, что вы умеете креативно мыслить, активно выдвигать идеи, находить новые решения, то есть работать вы в принципе не собираетесь?»
Так же, как и первый способ маскировки, этот способ работает, ровно до тех пор, пока рядом с таким «творческим человеком» находится кто-то менее творческий, готовый обеспечивать комфортное существование первого.
Я — твой мотиватор
Инфантильные личности не сдают свои позиции, придумывая всё новые и новые способы защиты для своего образа жизни. Следующий способ замаскировать своё нежелание взрослеть — это роль музы или мотиватора для своего партнёра.
Этот способ хорош тем, что любое достижение партнёра приписывается себе. Его успехи объясняются не наличием каких-либо личных качеств и навыков, а тем, насколько хорошо его мотивирует находящийся рядом инфантил. Роль вдохновителя обычно не требует каких-либо энергозатрат, главное умело направлять мысли близкого человека в нужное русло, чтобы он продолжал думать, что без своего «мотиватора» он не сможет сделать ничего значимого.
Иногда «мотиватор» настолько хорошо манипулирует своим партнёром, что тот абсолютно все свои достижения приписывает началу их совместной жизни, забывая обо всех успехах, которых ему удалось достичь будучи ещё не знакомым со своей второй половинкой.
С таким способом инфантильного поведения бороться очень сложно, так как в отношения партнёров вплетается не только романтическая составляющая, но и схема «ребёнок-родитель», где инфантил-мотиватор исполняет роль вечного ребёнка, а его партнёру отводится роль заботливого родителя.
Работа со вселенной
В изобретении новых способов защиты своего инфантильного поведения не обходится и без эзотерической составляющей. Если настоящая работа вас пугает, и даже мысль о какой-либо созидательной деятельности вам чужда, нужно срочно начинать работать с энергией, мыслями и, наконец, — вселенной.
Осчастливливать всё человечество направлением своих мыслей в позитивное русло гораздо привлекательнее, чем вставать по будильнику и идти в офис, или включать компьютер, чтобы поработать дома.
Если вы спросите самого инфантила о том, каков же в принципе его род деятельности и чем конкретно он занимается, он пустится в пространные объяснения об устройстве этого мира, движении энергетических потоков и своей незаменимой роли в организации всех этих процессов.
Работа с безграничной вселенной имеет свои границы, которые могут расставить близкие инфантила-эзотерика, в том случае, если им надоест потакать его паразитирующему образу жизни.
Заботливый родитель
Этот способ маскировки доступен только тем, кто уже успел обзавестись хотя бы одним ребёнком. Дети — цветы жизни, всё лучшее — детям! Эти постулаты с большим энтузиазмом транслируют в массы личности, которые скрывают свою инфантильную сущность под маской родителя, действующего только в интересах своего ребёнка.
Чем же отличается истинная забота о своём чаде от маскировки под заботливого родителя? Мы сталкиваемся с инфантильным поведением в том случае, если родитель начинает продвигать свои интересы под эгидой заботы о ребёнке.
И вот уже бабушка недоумевает, как так получилось, что она проводит с внучкой всё больше времени, а её мама отдыхает на море и посещает спа-салоны.
Если близкие не торопятся замещать настоящего родителя и потакать инфантильному поведению, «заботливый родитель» применяет свои главные козыри: «это всё для ребёнка», «счастливая мама — счастливый малыш».
Когда ребёнок становится постарше, в ход идёт тяжелая артиллерия, у ребёнка находятся какие-то редкие недуги, не позволяющие маме взять ответственность на себя и отказаться от помощи близких. Если же ребёнок здоров, как бык, всегда есть особенности характера и поведения, с которыми тоже не легко справляться в одиночку.
Нужно ли говорить о том, что инфантильный родитель, в свою очередь, растит будущего инфантильного взрослого, а домочадцы такого «заботливого родителя» никогда не смогут отдохнуть и пожить своими интересами. Бороться с таким явлением сложно до тех пор, пока вы не научитесь отличать истинно необходимые мероприятия по осуществлению помощи с ребенком от манипуляций вами его инфантильным родителем.
Любое инфантильное поведение не возможно без благодатной среды для его реализации. Окружающие, потакающие такому поведению и позволяющие срабатывать различным видам его маскировки, несут не меньшую ответственность, чем сама инфантильная личность. Ведь любой инфантильный человек живёт комфортно ровно до тех пор, пока рядом с ним находятся взрослые, обеспечивающие его беззаботный образ жизни.
published on caprizulka.ru according to the materials babnik-24.ru
Почему у взрослого может быть инфантильная личность
Стейси (личность скрыта) сидела напротив меня в своем обычном ярком наряде, ее характерный детский энтузиазм заполнял пространство между ними.
Когда я дал понять, что время сеанса истекает, ее охватила ребяческая надутость. Надутые губы превратились в импульсивное саркастическое обвинение: «Просто считаю до того момента, когда тебе больше не нужно ничего слышать, а?»
Я не проглотил наживку. «Стейси, сегодня ты сделала много хорошего, и я хочу убедиться, что у нас есть возможность подумать о нескольких вещах, которые можно взять с собой».
Стейси просияла от комплимента, как ребенок, получивший наклейку, потому что она собиралась помолвиться с кем-то, с кем она чувствовала связь.
Интересующиеся личностью читатели поймут, что Стейси демонстрировала смесь театральных и пограничных характеристик. Они свернулись в интересную упаковку — взрослая версия маленького ребенка, радостно хвастающегося только тем, что топает и дуется, когда установлен лимит, но быстро возвращается к дружелюбию, когда ему предлагают угощение.
Эта детская вспыльчивость побудила ее научного руководителя, на которого она равнялась, но к которому у нее также была почти зависимая привязанность, предложить лечение. Понимающий консультант видел потенциал Стейси, но знал, что ей будет трудно работать с таким стилем межличностного общения.
Объяснение инфантильной взрослой личности
Более ранние теоретики, особенно те, кто придерживался психоаналитических взглядов, называли межличностные стили, такие как стиль Стейси, инфантильной личностью. Хотя оно никогда не классифицировалось как расстройство личности, оно обычно считалось тесно связанным с истерическим (например, Ruesch, 1948; Кернберг, 1989; Million, 2011), и Миллон дошел до того, что признал его как истерический подтип.
Инфантильность личности, пожалуй, лучше всего описана Хиллом (1952):
… их называют инфантильными личностями… [потому что] они не проявляют регрессии, а скорее отсутствия прогрессии (курсив добавлен). .. клиническая картина похожа на детскую… Поскольку он не ребенок, некоторые функции более развиты… но установки и цели остаются младенческими… Особенно впечатляет постоянство зависимого отношения и боязни беспомощных потребностей — потребности, в конечном счете, быть любимым. Существует небольшая терпимость к разочарованию. Отказ от своих желаний представляется больному признаком отсутствия любви.
Миллон (2011) разъяснил вышеизложенное, задокументировав это как театральную презентацию, приправленную пограничными характеристиками, которые он назвал «инфантильным типом личности, доставляющим удовольствие». Миллон резюмировал:
… лабилен, возбудим и склонен к выражению изменчивых эмоций. Они демонстрируют детскую истеричность, для которой характерна надутая и требовательная привязанность к другим… Колебания между моментами детской уступчивости, действующей заманчиво и соблазнительно, и угрюмостью или надутостью типичны и часты.
В этом свете сходство с истерической (истерической) личностью становится более ясным, и Кернберг (1989) подробно остановился на нюансах: , цепляющее качество, а не эротическое. Инфантильные пациенты производят впечатление, что эротическая соблазнительность является средством удовлетворения цепляющихся и зависимых, а не сексуальных потребностей.
Хорошая аналогия для тех, кто не сталкивался с этим представлением, состоит в том, чтобы представить себе личность с одновременной задержкой развития в средней школе (истерическая) и ужасной двойкой (пограничная).
Соображения по поводу лечения
Любой, кто работал с истерическими пациентами, знает, что суть терапии состоит в том, чтобы помочь им вырасти. Технически у них соответствующие возрасту реакции на окружающую среду, если рассматривать их как заторможенное состояние развития. Поэтому работа терапевта состоит в том, чтобы заставить их снова развиваться и догонять.
Работа с инфантильной личностью не сильно отличается. Мы помогаем им научиться более эффективно общаться, развивая конструктивные отношения. Большая часть этого заключается в изучении того, как их быстро меняющиеся аффективные переживания негативно влияют на их прогресс и помогают им проявлять эмоции более конструктивно.
Например, работая со Стейси, когда мы развивали терапевтические отношения, в ее более «взрослые» моменты я давал ей понять, что чувствую, что с ней легче общаться и что у нас более искренние отношения. Подобно классическому обусловливанию, эти небольшие моменты похвалы вызвали у нее тенденцию культивировать больше материала, за который ее вознаграждали.
Инфантильный характер может доставлять дополнительные трудности при управлении прилипчивостью. Учитывая сильные, проблематичные эмоциональные компоненты, легко упустить из виду то, что происходит на заднем плане. Хотя мы хотим, чтобы у пациента сложились с нами глубокие/значимые отношения, мы должны осознавать возможность зависимости. Поэтому не менее важно развивать чувство независимости на этом пути.
Одним из простых инструментов для этого является соблюдение четких границ и отказ от образа спасителя. Например, может быть склонность пациента пытаться поддерживать связь между сеансами в «случайном клиническом» смысле, например, просить совета по поводу того, как справляться с некоторыми незначительными фрустрациями. Используя этот пример, мы могли бы увидеть большую клиническую выплату:
- Признание наличия проблемы и обеспечение отсутствия риска.
- Напоминая им, что сеансы связи по телефону не являются частью вашей практики, но вы были бы рады рассмотреть этот вопрос на их следующем сеансе.
- Применение повествования, основанного на сильных сторонах, на следующем занятии: «Ранее на этой неделе вы хотели поговорить о X и Y по телефону. Как вы с ними сталкивались?» Изучение того, что они сделали и как они к этому пришли, показывая, что они справились без вашего непосредственного участия, помогает укрепить чувство независимости.
- Скорее всего, возникнет дискуссия о разочаровании терапевта из-за того, что он не спас его в тот момент, когда он позвонил, и это льет воду на мельницу продолжающегося улучшения отношений.
Наконец, тем, кто заинтересован в двух подробных отчетах о работе с этой личностью, может быть интересна статья Отто Кернберга 1991 года «Регрессия переноса и психоаналитическая техника с инфантильными личностями».
Отказ от ответственности: материалы, представленные в этом посте, предназначены только для информационных целей и не предназначены для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний у читателей. Информация не должна заменять индивидуальное лечение от вашего поставщика медицинских услуг или официальное наблюдение, если вы являетесь практикующим врачом или студентом.
Чтобы найти терапевта, посетите Psychology Today Therapy Directory .
Изображение Facebook/LinkedIn: VanoVasaio/Shutterstock
Инфантильная личность: основная проблема психосоматической медицины
һҳ1 2 3һҳ
www.psychspace.comѧռѧռ{[bBBkL6N
Незрелая личность в клинической медицине ѧռ.QVih4Qy }
hw#_-p9m S\!m0 Зависимый пациент мужского или женского пола представляет собой расстройство личности, наиболее часто встречающееся в клинической медицине. При поверхностном осмотре можно подумать, что некоторые из этих пациенток подпадают под классификацию истерии. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что инфантильная личность пережила травматические события в более раннем возрасте, чем истерический пациент, что приводит к отсутствию интеграции всех последующих событий. Следовательно, сексуальность не может быть интегрирована в генитальность. Напротив, истерическая личность столкнулась со своими основными травматическими событиями во время эдипальной ситуации, в то время как истинное мастерство преобладает над предыдущими переживаниями. Однако оба типа, инфантильная личность и истерическая личность, имеют общие черты. Эксгибиционизм, драматизация, диффузный эротизм, доминирование через страдание и стремление к контролю выдающиеся. Области основного удовлетворения у инфантильной личности связаны с функциями потребления, а манипулятивные подходы и социальные техники предназначены для жизни в симбиозе. Таким образом, предпочтительными методами являются враждебная идентификация, имитация и копирование. Ранее описанные внешние системы безопасности используются для компенсации внутренней незащищенности. В групповых ситуациях сохраняется первоначальная семейная роль ребенка или брата или сестры, что позволяет этим пациентам применять методы, усвоенные в детстве, для управления членами семьи, тем самым устраняя: необходимость обобщения и адаптации к социальным ситуациям, преобладающим во взрослой жизни. ѧռ&Vhy p$r2N0C|,H7Z
ѧռR}*x-U3zIt/W
Зависимость требует контроля над враждебностью. Поскольку инфантильные личности не могут выразить напряженность вербально и в межличностных отношениях, враждебность приходится вытеснять или выражать в действиях. В первом случае возникают состояния напряжения, а во втором случае действия становятся разрушительными для самого себя и людей, с которыми живет пациент. В свою очередь, детский анамнез таких больных характеризуется доминирующей матерью (35 лет), которая использовала изъятие привязанности как условное средство воспитания, концентрируя на себе функции авторитета, идеального образца и источника привязанности, или одним или двумя карающими родителями, которые проявляли любовь только в сочетании с наказаниями. Общие травмирующие факторы в этих детских расстановках могут быть идентифицированы как состоящие из неправильного выбора времени и дозировки фрустрации и вознаграждения, поскольку либо снисходительность и чрезмерное удовлетворение, либо депривация и фрустрация сделали интеграцию невозможной. 94[kq}B-w-C0ѧռfu#?+T5P&I(G S8H
Психотерапия инфантильных личностей
xF$A*FZ0ѧռ*M:_6t m I?N+W6Kl
При применении традиционных методов взрослой психотерапии для лечения инфантильных характеров обнаруживается, что эти методы неспособны способствовать созреванию. Инфантильный персонаж хронологически взрослый, но эмоционально ребенок, у которого почти никогда не было успешных личных отношений. Следовательно, отсутствуют необходимые основы для использования инсайт-терапии, поскольку переживания остаются изолированными и интеграции не происходит. Вербальные, жестовые или другие символы не связаны с аффектами и чувствами, и, следовательно, символы мало пригодны для самовыражения, хотя ими можно манипулировать так же, как с помощью устройств или предметов. Поскольку терапия инсайта работает только тогда, когда установлены межличностные отношения и символическое выражение ради коммуникации, терапия инсайта с инфантильными персонажами принимается только на номинальной основе. Слова, предложения и интерпретации запоминаются или забываются и, как и все другие переживания, остаются изолированными и не влияют на функционирование организма в целом.
-\J)rFz0
b0AEs]1r0 В экспериментах с терапевтическими методами, предназначенными для инфантильных личностей (33, 34, 35), критерии, используемые для оценки результатов, должны были основываться на признаках созревания. Если после длительного периода лечения пациент начал интегрировать жизненный опыт и стал функционировать как более самостоятельная единица, метод можно было считать достигшим своей цели. Психотерапию можно определить как корректирующий опыт, который позволяет пациенту развить свои возможности роста. При применении этого принципа к инфантильным персонажам вопрос психотерапии становится вопросом перевоспитания, в котором абсолютно необходима доброжелательная твердость. Терапия с инфантильными характерами не короткая, а длительная, обычно требующая многих лет. Частота интервью зависит от внешних обстоятельств и потребностей конкретного случая. Одни больные, например, поначалу не выносят напряженных личных отношений, другие выживают только при немедленном установлении симбиоза. При необходимости лечение можно прервать на несколько месяцев, если определенные переживания кажутся жизненно важными для роста и противоречат времени и месту терапии. Невозможно установить никаких правил относительно внешних критериев терапевтического управления, поскольку они обычно представляют собой костыли, помогающие уменьшить тревогу терапевта, а не имеющие отношение к пациенту.
N,mlg`9K#A.Z0
`6S$os4O5}0В первый раз, когда пациент приходит на терапию, его переживания неудач, срывов или болезненных симптомов используются как мотивация для сотрудничества. Он привнесет в терапевтическую ситуацию воспоминания и расскажет о переживаниях. Обычно они имеют характер экстенсивности, а не интенсивности, что означает, что они скорее абстрактны и характеризуются отсутствием соответствующих аффектов; после нескольких часов разговора энергия тратится, и больной спрашивает: «Что дальше?» Именно в этот момент терапевт переключает фокус внимания. ѧռ&t!s4v([email protected]?
ѧռV*z»Ug!X],ZGS
Вместо того, чтобы обсуждать номинальные переживания пациента за их чистую монету, терапевт указывает на манипулятивное и имплицитное содержание материала. люди, даже если вербальное содержание не выдает никаких эмоций. Указываются способы манипулирования, и, следовательно, материал приобретает новое значение. Долгие сеансы вербального производства можно резюмировать в таких предложениях, как «Что вы на самом деле имеете в виду? ?» или «Что происходит?» Эта процедура уводит пациента от бессмысленного использования слов и постепенно отучает его от его внешней системы безопасности.0003
ѧռu9J2l\_0h8{ TBr
Экстернализация чувств и эмоций — устойчивая черта инфантильного характера, который, не доверяя всему происходящему внутри себя, склонен объективировать эти внутренние события внешними «объективными» мерками. Вместо того, чтобы полагаться на собственное суждение, он интересуется, что думают другие люди, и вместо того, чтобы принимать решения на основе желаний или сигналов вмешательства (гнева и беспокойства), он обращается к образцам, чтобы быть в состоянии последовать их примеру в случае чрезвычайных ситуаций; вместо того, чтобы воспринимать свои собственные реакции, он проецирует эти чувства на других людей и заключает, что они либо враждебны, либо аморальны, либо предвзяты. Пациент должен быть осведомлен обо всех этих внешних оборонительных системах безопасности, которые служат для компенсации внутреннего замешательства. Сначала, когда внимание привлекается к проприоцептивным сигналам и пациента просят выразить себя, он будет относиться к своим ощущениям как к смутным ощущениям, как к туману, иногда даже как к ощущению нереальности. Следует отметить, что для пациента каждое желание, каждое внешнее вмешательство и любое вмешательство со стороны совести и идеалов вызывают определенные проприоцептивные сигналы, которые ощущаются главным образом внутри самого индивидуума. Можно указать, что знание о внешнем объекте не может заменить эти проприоцептивные сигналы и что никакая информация о социальной инструментализации и работе гаджетов никогда не ответит на вопрос о симпатии, неприязни или усталости. Пациент должен научиться терпеть сигналы, возникающие в результате внешнего или внутреннего вмешательства (гнев, тревога, вина, стыд, страх, депрессия), а также сигналы, возникающие в рамках инстинктов, связанных с биологическими и социальными потребностями (36). Как только он научится чувствовать эти сигналы и переносить их присутствие, не переводя их непосредственно ни в действие, ни в органное выражение, закладывается основа для обучения символическому выражению.
%\’L6q-G;`k3O3k r#|0ѧռ2rN*[email protected]&\:km|K:p
Отсутствие символического выражения ограничивает инфантильную личность методами взаимодействия, сходными с младенческими или животное, и это больше, чем совпадение, что инфантильные люди предпочитают общество детей и собак обществу взрослых. Социальное манипулирование и контроль без соответствующего символического выражения взрослые люди воспринимают с осторожностью. Манипулятивный подход апеллирует к интуитивному пониманию, и люди часто занимают оборонительную позицию, когда эти методы используются взрослыми. Часто эти подходы примитивны и неприкрыты, и тогда инфантильных людей можно сравнить с грозным быком, прожорливой горной львицей, льстивой кошкой или поющей птицей. Таким образом, в психотерапии терапевт должен осознавать, что невербальное выражение — единственное средство коммуникации, понятное пациенту. По мере развития терапии делается попытка связать вербальное содержание и манипулятивную процедуру. Пациент должен научиться использовать слова для выражения, а не для манипулирования, и отказаться от использования слов как звуков без соответствующего значения.
#p-F&@+@ {r0ѧռ~.Ax8mR
Эта первая фаза терапии направлена исключительно на осознание пациентом себя как психологической и биологической сущности, отличной от терапевта; его действия вербализуются, его потребности демонстрируются, его реакция на вмешательство признается, и акцент делается на взаимосвязи этих различных явлений. Как только пациент принимает существование себя как отдельной единицы, можно начинать следующий шаг. Больной непременно рано или поздно начнет задаваться вопросом «Ну и что?» Он спросит, как можно выражать чувства и как их использовать. Он захочет знать, что делать с гневом и другими чувствами, как только осознает их. Теперь настал момент указать на связь между чувствами, аффектами, желаниями, потребностями и последующим действием. Подражание, копирование и соответствие должны быть заменены действием, мотивированным истинными потребностями и чувствами пациента. Цели человека должны быть проработаны и отделены от целей людей, которым он привык подражать. Косвенное вознаграждение в виде привязанности и удовольствия от других должно быть заменено вознаграждением за удовлетворение других потребностей. Наиболее эффективное инструментальное действие должно быть разработано для достижения индивидуальной цели вместо того, чтобы использовать подход, которому обучают другие. Со временем пациент установит новые межличностные подходы; постепенно он будет все больше и больше использовать экспериментирование и проверку реальности. ѧռ-n yV4MfWx»S6f
ѧռ5lM.Q+g3oj x0t A&e;d
Этот процесс постнатального отделения от тела и души матери должен был завершиться в течение первого десятилетия жизни ребенка. Труднее и тяжелее пережить разлуку с опозданием, через двадцать-тридцать лет, но не невозможно. Однако до того, как разделение может произойти, пациент должен установить полное единство с терапевтом. Этот симбиоз дает пациенту временную силу и обычно достигается посредством эго-идентификации. Пациенту должно быть позволено копировать, подражать и действовать совместно с терапевтом, и только со временем и очень постепенно можно начинать самостоятельные действия. Только упорным трудом пациент обретает собственную идентичность, отказываясь от совместного с терапевтом функционирования. Больной должен научиться быть искренним в своем самовыражении и должен понять, что можно субъективно выражать то, что он чувствует, ничего не говоря о свойствах предметов и явлений окружающей среды. Пациент учится говорить «я ненавижу» вместо «Джон Доу противный», и он будет говорить «я чувствую тревогу», а не быть поглощенным рядом действий, уменьшающих тревогу. Больной избавится от боязни сообщать и выражать вербально все, что происходит внутри него, как только он узнает, что самовыражение и чувства не вызывают катастроф, упреков и изоляции. Больной приобретет способность высказывать что-то о себе, не мешая при этом другим. Со временем межличностные отношения станут менее напряженными, потому что пациент начнет понимать других людей, которые будут реагировать более приятно, потому что они не будут чувствовать себя атакованными, угрожаемыми и объединенными. Когда основы для этой интеграции заложены, пациенту либо дается отпуск на месяцы или годы для накопления жизненного опыта, либо терапевт переходит к смещению фокуса с самовыражения на биографическое исследование.
(A/X9d;h/D;a0
gro?-Us_*@0 Только на этой стадии пациент начинает понимать связь своего прошлого опыта с настоящими ситуациями. По мере того, как он отказывается от симбиоза и общности функционирования с терапевтом он одновременно обретает свою собственную идентичность, переоценивая свою биографию в терапевтической ситуации До сих пор внешний мир имел значение, и только когда он обретает уверенность в себе, самоуважение и независимость, возвращаются прошлые воспоминания. и может ли биографический материал стать интегрированным Таким образом, с опозданием пациент попытается использовать выводы из опыта раннего детства и вместо того, чтобы восставать против травмирующих событий, он научится принимать прошлые события как невосполнимые и неизменные. `h5MWCR%u
ѧռJx%?!r2P
Проблема переноса представляет особую проблему для этих инфантильных персонажей. На самом деле нельзя говорить о переносе, потому что концепция подразумевает предсуществующие, хотя и искаженные межличностные отношения, которые приводят в терапевтической ситуации к систематическому искажению, в котором терапевт и пациент в фантазии пациента отводятся определенным ролям. Однако при инфантильном характере искажение, вносимое в терапевтическую ситуацию, является результатом единообразных и стереотипных техник и манипуляций, используемых со всеми людьми. Это неспецифическое искажение (36), и поэтому его нельзя рассматривать как невроз переноса. При организованном неврозе либидинозная энергия, которая ранее шла на формирование симптомов, инвестируется в невроз переноса.
k2rNJC4~+X|0 Отношение инфантильного пациента к терапевту отличается от того, которое наблюдается при высокоорганизованных неврозах. Поскольку одна из причин незрелости пациента заключается в том, что в детстве обучение ролям было невозможно, то, очевидно, их нельзя повторить с терапевтом. Наоборот, как и в случае с ребенком, изучение роли и социальной функции у терапевта является первым опытом и, следовательно, имеет большую ценность в реальности, чем в случае с более зрелыми пациентами. Терапевт должен быть эксплицитным и даже примитивным в своей процедуре. Он должен выражать свои собственные эмоции, чтобы пациент мог учиться; он должен быть конкретной фигурой, доступной, видимой, понятной, понятной. Терапевтическая процедура больше связана с обучением, чем с повторением отдельных травмирующих событий, потому что травмирующие события накапливались ежедневно на протяжении всего детства пациента. Затем постепенно наступает искажение, основанное на проецировании и отыгрывании воображаемых ролей, выполнявших в детстве компенсаторную функцию. ѧռk(]:p+LI;P
\$d9d ~+m8|I6V0 Если истинный невроз переноса не разовьется, то какие агенты эффективны в терапии инфантильных характеров? Последовательность со стороны терапевта, его безусловное принятие пациента и самовыражение со стороны терапевта создают необходимую атмосферу, характеризующуюся непрерывностью и последовательностью, так что социальное обучение становится возможным. Следовательно, инфантильный пациент способен установить свою первую устойчивую систему отсчета, в то время как более зрелый пациент склонен исправлять свою систему отсчета. Терапевта можно рассматривать как идеальную модель, которая в то же время имеет возможность использовать конформистское отношение пациента и поиск привязанности в качестве средства вознаграждения. Постепенно от роли терапевта как идеального образца отказываются и пациента переводят в режим обучения методом проб и ошибок, что приведет к более самостоятельным действиям. Рассматривая долгосрочный прогресс, можно увидеть, что сначала происходит отказ от мнимой зрелости путем отказа от игры и притворства. После этого пациент работает в тесном единстве с терапевтом, а терапевт ведет ребенка вместе со взрослым. После этого индивидуум переходит к прогрессу и изучает значение ролей. Компенсаторный фантазийный материал может быть разыгран в терапевтической ситуации, и научается символическому самовыражению. Позже биографический анализ используется для того, чтобы связать детские переживания с современными переживаниями, тем самым побуждая пациента примириться со своим детством. ѧռhW:ygbFC W4L
Резюме
.I uj6h)X»Mw0
p+qOV»G0 Структура личности, межличностные отношения и реабилитация инфантильной личности описаны в клинической медицине при различных психосоматических состояниях. ѧռ!} d?`E»K$R
ѧռx[+Q1G6czQ f
Зрелые люди отличаются от инфантильных личностей тем, что имеют в своем распоряжении подходящие техники для межличностных отношений и овладели проблемами коммуникации в терминах самовыражения и саморасширения, используя, таким образом, выразительные знаки, которые происходящее из соматической сферы, из действия и из словесной символизации. Напротив, инфантильная личность не обладает необходимыми техниками социального взаимодействия и общения; следовательно, жизненный опыт не может быть интегрирован. При отсутствии удовлетворительных межличностных отношений общение ограничено; знаки, используемые для самовыражения, берут свое начало в соматической сфере или связаны с действием, а межличностные отношения на уровне словесной символизации рудиментарны или отсутствуют. ѧռ-даф;Н)Х
ѧռ`}L3VO
Дезорганизация личности и специфическая неспособность к межличностным отношениям являются факторами, которые имеют тенденцию постоянно подвергать незрелую личность фрустрирующим ситуациям, управление которыми предпринимается посредством контроля, а не путем овладения и адаптации. Поскольку действие через контроль вряд ли будет успешным в долгосрочной перспективе, инфантильная личность часто сталкивается с чрезвычайными ситуациями. Хотя и зрелые, и незрелые люди склонны справляться с чрезвычайными ситуациями с помощью физических симптомов, зрелый человек лишь временно возвращается к соматическому выражению, в то время как у незрелой личности этот тип выражения сохраняется. ѧռ L5|б г.кп
ѧռ4e0yL1v2F@y)TXld
Поскольку инфантильная личность не способна целенаправленным поведением устранять источники фрустрации и, кроме того, не способна выражать избыточное напряжение в межличностных отношениях, напряжение должно быть снято. выражается либо через действие, либо через органы. Если с напряжением справляются действиями, направленными на его ослабление, патология может развиться случайно, как следствие переедания, при несчастных случаях из-за чрезмерного воздействия опасности или при венерических заболеваниях из-за беспорядочных половых связей. Если напряжение выражено в соматических терминах, оно связано с сосудистой, дыхательной, кишечной или скелетной патологией. Именно это своеобразное совпадение управления чрезвычайными ситуациями посредством соматического выражения с привычным выражением напряжения через органы или действия делает инфантильных личностей столь подверженными психосоматическим состояниям.
R#e\PYd h E0
$[X[J2j0Поскольку психотерапевтические методы, применяемые при лечении психоневрозов, были получены при изучении более зрелых и организованных людей, методы реабилитации, применяемые у психосоматических больных и незрелых людей, должны были быть изменены.