Зигмунд Фрейд. Теория инстинктов и влечений: эрос и танатос
Либидо, влечение к жизни и смерти — по Фрейду, все это связано. Узнаем как именно.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева
Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.
Зигмунд Фрейд был уверен, что каждым человеком руководят два влечения: к жизни и смерти. Эти конфликтующие между собой инстинкты он называл эрос и танатос. Эрос — влечение к наслаждению и жизни — нацелен на развитие, а танатос — тяга к смерти — на разрушение.
👨🎓 Этология — это наука, которая изучает генетически обусловленные инстинкты животных, а также инстинкты человека через призму принадлежности к животным.
😏 Фрейд тесно связывал инстинкты с сексуальным влечением. В основе последнего лежит особая энергия — либидо. Влечение лежит между сознательными и физиологическими процессами, мы осознаем его как желание или волевой акт. Бессознательное в этом отношении выступает как биологическое основание сознания.
🤷♂️ По Фрейду, влечение бывает к жизни и смерти. Это два базовых и антагонистических друг другу инстинкта человека — эрос и танатос. Они проявляются в физическом мире и являются основой, фундаментом жизни. Эрос обозначает прогрессивную тенденцию, стремление живого организма к развитию и усложнению. Танатос, наоборот, представляет собой тягу организма к более простым формам, деструкции и саморазрушению.
Эрос отождествляется с либидо, но подразумевает под собой не только сексуальное влечение, но и стремление к жизни и самосохранению. Ему противостоит танатос, тяга к смерти, тоже присущая каждому человеку.
☀️ Фрейдовский «эрос» восходит к платоновской трактовке этого понятия. В Древней Греции Эросом называли бога любви или любовь в целом. Платоновский (и фрейдовский) эрос обозначает платоническое влечение, не обязательно подразумевающее половой контекст и сексуальные взаимодействия. В концепции Фрейда эрос отождествляется с либидо и включает в себя не только сексуальное влечение, но и естественное стремление человека к самосохранению (инстинкт самосохранения) — то есть, стремление к жизни.
💀
⚔️ Эрос и танатос постоянно борются между собой. Каждый из инстинктов хочет утянуть «Я» человека на свою сторону. Правда, говорит Фрейд, исход этой войны предопределен природой — победу всегда одерживает влечение к смерти.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Очень долго человек не верил в собственную смертность, мысль о ней находилась где-то на периферии сознания. Кровопролитная Первая мировая война заставила людей задуматься о смерти и своем бессилии перед ней.
🗣 «Не лучше ли было бы вернуть смерти в действительности и в наших мыслях то место, которое ей принадлежит, и понемногу извлечь на свет наше бессознательное отношение к смерти, которое до сих пор мы так тщательно подавляли?», — эту фразу Зигмунд Фрейд произнес во время лекции в Вене в 1915 году.
🤔 Что за бессознательное отношение к смерти? Фрейд утверждал, что каждый из нас в глубине души не верит в собственную смерть. Это — наследие первобытных людей, которые не осознавали свою смертность, но убивали Другого, видя в нем опасность. Первая мировая война заставила взглянуть на этот вопрос иначе: человек стал понимать свое бессилие перед смертью. Из чего-то далекого и несущественного она превратилась в реальность — относиться к смерти как раньше оказалось невозможным.
🗡 Фрейд отмечал, что история, которую преподают детям в школе, это история нескончаемых убийств одних народов другими. Войны не кончатся до тех пор, пока нации и государства не прекратят давить на силу инстинктов в психике. Психоаналитик осторожно относился к вопросу об инстинкте агрессии и инстинкте смерти. Тезис о равноправной борьбе эроса и танатоса в человеческой психике Фрейд сформулировал уже в поздней работе «Недовольство культурой» (1930):
«Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно нам продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Эта борьба — сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание».
Смерть и жизнь. Густав Климт, 1916
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Влечение к смерти — Психологос
Влечение к смерти (инстинкт смерти) – понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния.
Понятие «влечения» в психоанализе
Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром «
Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря ее связи с физическим».
Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путем максимально возможного уменьшения его напряжения.
Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.Классическая дуалистическая теория влечений З. Фрейда.
Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений (драйвов). Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории.
- Первая дуалистическая теория влечений законченную формулировку получила в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Инстинкт самосохранения, направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако, в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма, мазохизма и агрессивности, возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений.
- Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Предтечами концепции влечения к смерти З.Фрейда были Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Вильгельм Штекель, Карл Густав Юнг. Однако заслугой Фрейда является то, что он сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Согласно новой теории влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое. .. Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому»
Развитие теории влечения к смерти
Вторая дуалистическая теория не была признана большинством психоаналитиков при жизни Фрейда и не получила достаточного развития в трудах теоретиков психоанализа после смерти Фрейда.
Среди учеников Фрейда только только Александер, Эйтингтон и Ференци приняли идею влечения к смерти (Александер позднее изменил свое мнение). В последствие к ним присоединились П.Федерн, М.Кляйн, К.Меннингер, Г.Нюнберг и некоторые другие.
Пауль Федерн популяризировал термин «Танатос» (сам термин впервые использовал В. Штекель) и разработал концепцию энергии влечения к смерти (мортидо).
Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти.
Мелани Кляйн использовала идею влечения к смерти исследуя психическую динамику детского возраста. Согласно Кляйн, чувство тревоги обусловлено возникновению опасности, которой подвергает организм влечение к смерти. Действие влечения к смерти М.Кляин обнаруживала также в разнообразных детских конфликтах.
Любопытно, что идея влечения к смерти была хорошо воспринята в начале века русскими психоаналитиками (Н.Осиповым, Виноградовым, Гольцем). Достаточно положительно отнеслись к идее влечения к смерти Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, которые написали предисловие к русскому переводу работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия». Однако, гонения на психоанализ, начавшийся в СССР после 1928 года, надолго лишили перспективы серьезного развития психоаналитических идей.
Современные концепции влечения к смерти
Среди современных глубинно-психологических концепций, которые не только опираются на теорию влечения З. Фрейда, но и предпринимают попытки существенного пересмотра и развития основных ее идей, можно назвать «сводную формально-логическую модель психоаналитической теории влечений Либидо и Лета» Корделии Шмидт-Хеллерау и «монистическую тифоаналитическую концепцию влечения к смерти» к.м.н. Ю.Р.Вагина.
Либидо и Лета К.Шмидт-Хеллерау. В работе «Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета» (1995) Шмидт-Хеллерау проводит фундаментальную ревизию фрейдовской метапсихологии и создает на ее основе современную модель психики. С точки зрения автора влечение — векторная величина, которая определяет направление влечения лишь в одну сторону. От этого направления оно может отклоняться, но никогда не может быть устремлено обратно, что исключает фрейдовское понимание влечения к смерти как «стремления к восстановлению прежнего состояния». Кроме того, нельзя определить наличие у влечения цели, т.к. это означает присутствие у него некой «памяти». Но «память» имеется лишь на уровне структур, которые не являются влечениями. По мнению Шмидт-Хеллерау влечение к смерти не тождественно деструктивному влечению, которое представляет собой комплекс, включающий влечения и вытеснения, элементы влечения, восприятия и двигательной разрядки. Также она предлагает отказаться от понятия «агрессивное влечение», рассматривая агрессию как аффективный акт или аффект, связанный с самосохранением или сексуальностью.
Шмидт-Хеллерау приходит к выводу об интровертивном характере влечения к смерти, подразумевающем бездействие. Влечение к смерти исподволь способствует вытеснению активного влечения к жизни и тем самым вносит свою лепту в процесс поддержания организменного баланса. Исходя из пассивного характера влечения к смерти, энергию этого влечения Шмидт-Хеллерау предлагает назвать Летой, подчеркивая в этом мифологическом образе присутствие забвения (вытеснения) и обращенность влечения во вовнутрь, в сторону бессознательного.
- Монистическая теория влечений (тифоанализ) Ю. Вагина. Тифоаналитическая концепция была сформулирована Ю. Р.Вагиным в 2003г. С точки зрения Ю.Вагина убежденность в наличии влечения к жизни у биологического организма — фундаментальная ошибка современной биологии, психологии и психоанализа. Главной особенностью тифоанализа является отказ от классической дуалистической концепции влечений психоанализа и опора на оригинальную монистическую концепцию влечений. Согласно положениям тифоанализа живой организм не обладает влечением к жизни, тенденцией (влечением) к жизни обладает неорганическая материя, которая при определенных условиях порождает жизнь, как одну из форм своего существования, жизнь имеет внутреннюю тенденцию к возвращению в свое изначальное неорганическое состояние, которую Фрейд обозначил как влечение к смерти, все психические процессы и поведение в норме и патологии мотивированы первичным влечением к смерти. Тифоанализ предлагает естественнонаучную и материалистическую ориентацию исследования проблемы влечения к смерти и кроме психоаналитической методологии, опирается на данные исследований по биологии, физиологии, биотермодинамике. Ю.Вагиным предложен ряд новых концептуальных решений проблем страха, агрессии, инстинтка самосохранения.
Инстинкт | Определение и факты
инстинкт
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Анри Бергсон Альфред Адлер
- Похожие темы:
- мозг рефлекс схема фиксированного действия поведение стимул-реакция
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
инстинкт , врожденный импульс или побуждение к действию, обычно возникающее в ответ на определенные внешние стимулы. Сегодня инстинкт обычно описывается как стереотипный, явно необученный, генетически детерминированный образец поведения.
Определение
инстинктВ прошлом термин инстинкт обозначал ряд различных концепций поведения животных. Например, Александр Джеймисон в первом томе своего Словарь механических наук, искусств, производства и различных знаний (1829 г. ) определяет термин инстинкт как «обозначение, данное проницательности и естественным склонностям животных, которые заменяют разум в человечестве».
Как приблизительное представление того, что термин инстинкт означает для большинства людей, это определение все еще имеет смысл. Если принять во внимание возможность того, что люди тоже могут управляться инстинктами, это определение будет широким и расплывчатым, охватывающим множество смыслов, для обозначения которых с тех пор использовался этот термин. Однако эта инклюзивность не в состоянии различить тонкие различия в значениях, охватываемых терминами 9.0029 инстинкт и инстинкт .
Слова инстинкт и инстинктивно имели различные значения во многих различных контекстах, в которых они использовались. Их различные значения и коннотации встречаются в повседневном языке. Например, инстинкт может относиться к рефлекторному или стереотипному поведению, к интуитивному предчувствию, к врожденным способностям или предрасположенностям, к глубоко укоренившемуся импульсу (например, «материнскому инстинкту»), к способам действия, которые, по-видимому, не связаны. обучения или опыта в их развитии, или к знаниям, которые являются врожденными или приобретенными подсознательно.
Концепция инстинкта усложняется тем фактом, что он охватывает поведенческие, генетические, связанные с развитием, мотивационные, функциональные и когнитивные чувства. Существует также вероятность того, что одно из этих чувств можно рассматривать как влекущее за собой одно или несколько других. Например, свидетельство того, что паттерн поведения зависит от генетической основы, часто предполагалось, что подразумевает, что паттерн не усвоен. Ошибочность этого рассуждения должна была быть выдана общеизвестным знанием того, что животных можно выборочно разводить по признакам (например, следование по следу и овцеводство у собак), но для реализации их потенциальной полезности требуется обширная дрессировка. Тем не менее дихотомический образ мышления продолжает мешать дискуссиям и является основой повторяющегося спора, известного как полемика о природе и воспитании (наследственность против окружающей среды), которая влечет за собой споры о том, являются ли поведение, интеллект, способности, характер и т. генетика или воздействие факторов окружающей среды (например, культуры). Даже британский натуралист Чарльз Дарвин утверждал, что наследование предполагает развитие, не зависящее от опыта.
Дарвиновская концепция мотивационного инстинкта
Дарвин хорошо знал, что термин инстинкт используется в нескольких различных значениях. В начале главы под названием «Инстинкт» в своей важной работе «Происхождение видов » (1859 г.) он отказался дать определение этому термину:
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Под этим термином обычно понимается несколько различных умственных действий; но всякий понимает, что имеется в виду, когда говорят, что инстинкт побуждает кукушку перелетать и откладывать яйца в чужие гнезда. Действие, которое мы сами нуждаемся в опыте, чтобы мы могли его выполнить, когда оно совершается животным, особенно очень молодым, без опыта, и когда оно совершается многими особями одинаково, без их ведома, для какой цели оно делается. обычно называют инстинктивным. Но я мог бы показать, что ни один из этих признаков не является универсальным.
Дарвин использовал слово инстинкт по-разному — для обозначения того, что побуждает птицу к размножению; к нраву, такому как мужество или упрямство у собаки; для выборочно выведенных моделей поведения, таких как кувыркающиеся движения акробатических голубей; к таким чувствам, как сочувствие в людях; и к стереотипным действиям, таким как те, которые используются медоносными пчелами при строительстве ячеек сот. Прискорбно, что Дарвин не сделал более ясными различия в значении инстинкта, поскольку он дал мощный прецедент неразборчивого использования этого слова, двусмысленность которого неоднократно затуманивала и путала понимание поведения.
Однако в интересе Дарвина к инстинкту была и положительная сторона. Он обращал внимание на вопросы о причинной основе действий, казавшихся не поддающимися объяснению с точки зрения обучения или познания, и открывал удивительный мир поведения животных, казавшийся далеким от мира человеческой природы. Таким образом, наследие Дарвина стимулировало изучение мотивации и заложило основу для сравнительной психологии и этологии.
Следующий обзор соответственно разделен между инстинктом, истолковываемым как побуждение, или влечением; инстинкт рассматривается как врожденная склонность; а инстинкт интерпретируется как поведение.
Инстинкт как импульс
Инстинкт как своего рода побуждение или движущая сила иллюстрируется тремя очень разными видами теории мотивации: фрейдистским психоанализом; неотъемлемая цель, как ее определил американский психолог Уильям Макдугалл; и причинные концепции, предложенные классической этологией.
Инстинкт Жизни (Эрос) | Encyclopedia.com
Инстинкт жизни или Эрос был одним из двух основных инстинктов, описанных Фрейдом в За пределами принципа удовольствия (1920г), когда он начал строить свою структурную теорию, в которой инстинкт жизни противостоит инстинкту смерти. Инстинкт жизни включает в себя незаторможенные сексуальные инстинкты, инстинктивные импульсы, заторможенные в отношении их цели и сублимированные, и инстинкты самосохранения.
В отличие от монизма Юнга и Адлера Фрейд придерживался дуалистической теории по отношению к инстинктам. Вплоть до своего открытия нарциссизма (1914с) он противопоставлял сексуальные инстинкты, направленные на внешние объекты, эго-инстинктам, которые включали в себя инстинкты индивидуального самосохранения. Но затем его теория нуждалась в модификации, чтобы ответить на открытие, что эго само может стать сексуальным объектом (19).14с). Таким образом, нарциссическое либидо стало проявлением давления сексуальных влечений, и прежняя дихотомия между эго-влечениями и сексуальными влечениями утратила свою силу. Часть эго-инстинктов, а именно инстинкты самосохранения, теперь рассматривались как либидинозные по своей природе, и основным конфликтом стал конфликт между нарциссическими и аутоэротическими инстинктами, то есть между двумя формами полового инстинкта.
С поворотным моментом в начале 1920-х годов Фрейд выдвинул гипотезу инстинкта смерти для объяснения явлений повторения, которые не зависели от принципа удовольствия и даже могли противостоять этому принципу (19). 20г). Его дуалистический императив привел к тому, что он сгруппировал как сексуальные инстинкты, так и инстинкты самосохранения под названием инстинктов жизни, в отличие от инстинктов смерти.
В Эго и Оно Фрейд сохранил свою позицию о необходимости различать два класса инстинктов: «задача [инстинкта смерти] состоит в том, чтобы привести органическую жизнь обратно в неодушевленное состояние; с другой стороны… Эрос, вызывая все более и более далеко идущее сочетание частиц, на которые рассредоточено живое вещество, стремится к усложнению жизни и в то же время, конечно, к ее сохранению» (т. е. в интересах эволюции). «Сама жизнь, — добавлял Фрейд, — была бы конфликтом и компромиссом между этими двумя тенденциями» (19).23б, стр. 40, 41). Считая свою «фундаментальную дуалистическую точку зрения» неизбежной, Фрейд «пришел к выводу, что инстинкты смерти по своей природе немы и что шум жизни исходит большей частью от Эроса» (стр. 46).
Фрейд твердо придерживался дуалистического взгляда до конца своей жизни, о чем свидетельствуют следующие строки из его Очерка психоанализа : «После долгих колебаний и колебаний мы решили допустить существование только двух основных влечений, Эрос и разрушительный инстинкт ». Целью Эроса было «создание еще большего единства», тем самым сохраняя жизнь; но если «связывание вместе» было, таким образом, задачей инстинктов жизни, то целью инстинктов смерти «разрывать связи и таким образом разрушать вещи» (1940a [1938], стр. 148).
Различая инстинкты жизни и смерти, Фрейд стремился ввести двойственность в понятие самого инстинкта. Результатом стал двойной инстинкт. это можно было бы описать как два инстинкта, которые настолько переплетены, настолько слиты, что один едва ли может иметь значение вне связи с другим. Это переплетение инстинктов возникает благодаря обязательному посредничеству объекта. Эффективное функционирование инстинкта требует, чтобы инстинкт жизни служат для связывания инстинкта смерти. Когда инстинкты распутываются, отмечает Бенно Розенберг, «катексис объекта становится настолько массовым, что ему будет трудно отличить себя от другого». это. Возбуждение настолько сильно и невыносимо, что субъект прибегает к расщеплению Я» (19).91).
Полезный вклад инстинкта смерти, смешанного с инстинктом жизни, заключается в том, что он позволяет поддерживать допустимую дистанцию между субъектом и объектом, тем самым облегчая реализацию желаний субъекта.