Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Инстинкт жизни по фрейду: Зигмунд Фрейд. Теория инстинктов и влечений: эрос и танатос

Зигмунд Фрейд. Теория инстинктов и влечений: эрос и танатос

Либидо, влечение к жизни и смерти — по Фрейду, все это связано. Узнаем как именно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Софья Порфирьева

Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.

Зигмунд Фрейд был уверен, что каждым человеком руководят два влечения: к жизни и смерти. Эти конфликтующие между собой инстинкты он называл эрос и танатос. Эрос — влечение к наслаждению и жизни — нацелен на развитие, а танатос — тяга к смерти — на разрушение.

👨‍🎓 Этология — это наука, которая изучает генетически обусловленные инстинкты животных, а также инстинкты человека через призму принадлежности к животным.

В конце 19 века этология только-только зарождалась, но теории, обуславливающие типы врожденного поведения инстинктами, появлялись уже тогда. Фрейд свел все многообразие инстинктов к двум основным: инстинкты продолжения рода и самосохранения.

😏 Фрейд тесно связывал инстинкты с сексуальным влечением. В основе последнего лежит особая энергия — либидо. Влечение лежит между сознательными и физиологическими процессами, мы осознаем его как желание или волевой акт. Бессознательное в этом отношении выступает как биологическое основание сознания.

🤷‍♂️ По Фрейду, влечение бывает к жизни и смерти. Это два базовых и антагонистических друг другу инстинкта человека — эрос и танатос. Они проявляются в физическом мире и являются основой, фундаментом жизни. Эрос обозначает прогрессивную тенденцию, стремление живого организма к развитию и усложнению. Танатос, наоборот, представляет собой тягу организма к более простым формам, деструкции и саморазрушению.

Эрос отождествляется с либидо, но подразумевает под собой не только сексуальное влечение, но и стремление к жизни и самосохранению. Ему противостоит танатос, тяга к смерти, тоже присущая каждому человеку.

☀️ Фрейдовский «эрос» восходит к платоновской трактовке этого понятия. В Древней Греции Эросом называли бога любви или любовь в целом. Платоновский (и фрейдовский) эрос обозначает платоническое влечение, не обязательно подразумевающее половой контекст и сексуальные взаимодействия. В концепции Фрейда эрос отождествляется с либидо и включает в себя не только сексуальное влечение, но и естественное стремление человека к самосохранению (инстинкт самосохранения) — то есть, стремление к жизни.

💀 Эросу противопоставляется танатос — влечение к смерти.

Это направленность на разрушение живого организма и возвращение его в неорганическое состояние. Танатос тоже функционирует на основе либидо и может быть направлен как во вне — против других людей или предметов, так и во внутрь — в форме мазохизма или самоубийства. Пристрастие к алкоголю, сигаретам, наркотикам — тоже пример влечения к смерти.

⚔️ Эрос и танатос постоянно борются между собой. Каждый из инстинктов хочет утянуть «Я» человека на свою сторону. Правда, говорит Фрейд, исход этой войны предопределен природой — победу всегда одерживает влечение к смерти.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Очень долго человек не верил в собственную смертность, мысль о ней находилась где-то на периферии сознания. Кровопролитная Первая мировая война заставила людей задуматься о смерти и своем бессилии перед ней.

🗣 «Не лучше ли было бы вернуть смерти в действительности и в наших мыслях то место, которое ей принадлежит, и понемногу извлечь на свет наше бессознательное отношение к смерти, которое до сих пор мы так тщательно подавляли?», — эту фразу Зигмунд Фрейд произнес во время лекции в Вене в 1915 году.

🤔 Что за бессознательное отношение к смерти? Фрейд утверждал, что каждый из нас в глубине души не верит в собственную смерть. Это — наследие первобытных людей, которые не осознавали свою смертность, но убивали Другого, видя в нем опасность. Первая мировая война заставила взглянуть на этот вопрос иначе: человек стал понимать свое бессилие перед смертью. Из чего-то далекого и несущественного она превратилась в реальность — относиться к смерти как раньше оказалось невозможным.

🗡 Фрейд отмечал, что история, которую преподают детям в школе, это история нескончаемых убийств одних народов другими. Войны не кончатся до тех пор, пока нации и государства не прекратят давить на силу инстинктов в психике. Психоаналитик осторожно относился к вопросу об инстинкте агрессии и инстинкте смерти. Тезис о равноправной борьбе эроса и танатоса в человеческой психике Фрейд сформулировал уже в поздней работе «Недовольство культурой» (1930):

«Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно нам продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Эта борьба — сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание».

Смерть и жизнь. Густав Климт, 1916

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Влечение к смерти — Психологос

Влечение к смерти (инстинкт смерти) – понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния.

Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением.

​​​​​​​​​​​​​​Понятие «влечения» в психоанализе

Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром «

Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря ее связи с физическим».

Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путем максимально возможного уменьшения его напряжения.

Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

Классическая дуалистическая теория влечений З. Фрейда.

Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений (драйвов). Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории.

  • Первая дуалистическая теория влечений законченную формулировку получила в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Инстинкт самосохранения, направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако, в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма, мазохизма и агрессивности, возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений.
    Неудовлетворенность первой дуалистической теорией и возникший после 1920г. интерес Фрейда к теме смерти, заставил его пересмотреть свои взгляды.
  • Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Предтечами концепции влечения к смерти З.Фрейда были Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Вильгельм Штекель, Карл Густав Юнг. Однако заслугой Фрейда является то, что он сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Согласно новой теории влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое.
    .. Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому»

Развитие теории влечения к смерти

Вторая дуалистическая теория не была признана большинством психоаналитиков при жизни Фрейда и не получила достаточного развития в трудах теоретиков психоанализа после смерти Фрейда.

Среди учеников Фрейда только только Александер, Эйтингтон и Ференци приняли идею влечения к смерти (Александер позднее изменил свое мнение). В последствие к ним присоединились П.Федерн, М.Кляйн, К.Меннингер, Г.Нюнберг и некоторые другие.

Пауль Федерн популяризировал термин «Танатос» (сам термин впервые использовал В. Штекель) и разработал концепцию энергии влечения к смерти (мортидо).

Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти.

Мелани Кляйн использовала идею влечения к смерти исследуя психическую динамику детского возраста. Согласно Кляйн, чувство тревоги обусловлено возникновению опасности, которой подвергает организм влечение к смерти. Действие влечения к смерти М.Кляин обнаруживала также в разнообразных детских конфликтах.

Любопытно, что идея влечения к смерти была хорошо воспринята в начале века русскими психоаналитиками (Н.Осиповым, Виноградовым, Гольцем). Достаточно положительно отнеслись к идее влечения к смерти Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, которые написали предисловие к русскому переводу работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия». Однако, гонения на психоанализ, начавшийся в СССР после 1928 года, надолго лишили перспективы серьезного развития психоаналитических идей.

Современные концепции влечения к смерти

Среди современных глубинно-психологических концепций, которые не только опираются на теорию влечения З. Фрейда, но и предпринимают попытки существенного пересмотра и развития основных ее идей, можно назвать «сводную формально-логическую модель психоаналитической теории влечений Либидо и Лета» Корделии Шмидт-Хеллерау и «монистическую тифоаналитическую концепцию влечения к смерти» к.м.н. Ю.Р.Вагина.

Либидо и Лета К.Шмидт-Хеллерау. В работе «Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета» (1995) Шмидт-Хеллерау проводит фундаментальную ревизию фрейдовской метапсихологии и создает на ее основе современную модель психики. С точки зрения автора влечение — векторная величина, которая определяет направление влечения лишь в одну сторону. От этого направления оно может отклоняться, но никогда не может быть устремлено обратно, что исключает фрейдовское понимание влечения к смерти как «стремления к восстановлению прежнего состояния». Кроме того, нельзя определить наличие у влечения цели, т.к. это означает присутствие у него некой «памяти». Но «память» имеется лишь на уровне структур, которые не являются влечениями. По мнению Шмидт-Хеллерау влечение к смерти не тождественно деструктивному влечению, которое представляет собой комплекс, включающий влечения и вытеснения, элементы влечения, восприятия и двигательной разрядки. Также она предлагает отказаться от понятия «агрессивное влечение», рассматривая агрессию как аффективный акт или аффект, связанный с самосохранением или сексуальностью.

Шмидт-Хеллерау приходит к выводу об интровертивном характере влечения к смерти, подразумевающем бездействие. Влечение к смерти исподволь способствует вытеснению активного влечения к жизни и тем самым вносит свою лепту в процесс поддержания организменного баланса. Исходя из пассивного характера влечения к смерти, энергию этого влечения Шмидт-Хеллерау предлагает назвать Летой, подчеркивая в этом мифологическом образе присутствие забвения (вытеснения) и обращенность влечения во вовнутрь, в сторону бессознательного.

  • Монистическая теория влечений (тифоанализ) Ю. Вагина. Тифоаналитическая концепция была сформулирована Ю. Р.Вагиным в 2003г. С точки зрения Ю.Вагина убежденность в наличии влечения к жизни у биологического организма — фундаментальная ошибка современной биологии, психологии и психоанализа. Главной особенностью тифоанализа является отказ от классической дуалистической концепции влечений психоанализа и опора на оригинальную монистическую концепцию влечений. Согласно положениям тифоанализа живой организм не обладает влечением к жизни, тенденцией (влечением) к жизни обладает неорганическая материя, которая при определенных условиях порождает жизнь, как одну из форм своего существования, жизнь имеет внутреннюю тенденцию к возвращению в свое изначальное неорганическое состояние, которую Фрейд обозначил как влечение к смерти, все психические процессы и поведение в норме и патологии мотивированы первичным влечением к смерти. Тифоанализ предлагает естественнонаучную и материалистическую ориентацию исследования проблемы влечения к смерти и кроме психоаналитической методологии, опирается на данные исследований по биологии, физиологии, биотермодинамике. Ю.Вагиным предложен ряд новых концептуальных решений проблем страха, агрессии, инстинтка самосохранения.

инстинкт | Определение и факты

инстинкт

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Анри Бергсон Альфред Адлер
Похожие темы:
мозг рефлекс схема фиксированного действия поведение стимул-реакция

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

инстинкт , врожденный импульс или побуждение к действию, обычно возникающее в ответ на определенные внешние стимулы. Сегодня инстинкт обычно описывается как стереотипный, явно необученный, генетически детерминированный образец поведения.

Определение

инстинкт

В прошлом термин инстинкт обозначал ряд различных концепций поведения животных. Например, Александр Джеймисон в первом томе своего Словарь механических наук, искусств, производства и различных знаний (1829 г. ) определил термин инстинкт как «обозначение, данное проницательности и естественным склонностям животных, которые заменяют разум в человечестве».

Как приблизительное представление того, что термин инстинкт означает для большинства людей, это определение все еще имеет смысл. Если принять во внимание возможность того, что люди тоже могут управляться инстинктами, это определение будет широким и расплывчатым, охватывающим множество смыслов, для обозначения которых с тех пор использовался этот термин. Однако эта инклюзивность не в состоянии различить тонкие различия в значениях, охватываемых терминами 9.0029 инстинкт и инстинкт .

Слова инстинкт и инстинктивно имели различные значения во многих различных контекстах, в которых они использовались. Их различные значения и коннотации встречаются в повседневном языке. Например, инстинкт может относиться к рефлекторному или стереотипному поведению, к интуитивному предчувствию, к врожденным способностям или предрасположенностям, к глубоко укоренившемуся импульсу (например, «материнскому инстинкту»), к способам действия, которые, по-видимому, не связаны. обучения или опыта в их развитии, или к знаниям, которые являются врожденными или приобретенными подсознательно.

Концепция инстинкта усложняется тем фактом, что он охватывает поведенческие, генетические, связанные с развитием, мотивационные, функциональные и когнитивные чувства. Существует также вероятность того, что одно из этих чувств может быть истолковано как влекущее за собой одно или несколько других. Например, свидетельство того, что паттерн поведения зависит от генетической основы, часто предполагалось, что подразумевает, что паттерн не усвоен. Ошибочность этого рассуждения должна была быть выдана общеизвестным знанием того, что животных можно выборочно разводить по признакам (например, следование по следу и овцеводство у собак), но для реализации их потенциальной полезности требуется обширная дрессировка. Тем не менее, дихотомический образ мышления продолжает мешать дискуссиям и является основой повторяющегося спора, известного как полемика о природе и воспитании (наследственность против окружающей среды), которая влечет за собой споры о том, являются ли поведение, интеллект, способности, характер и т. генетика или воздействие факторов окружающей среды (например, культуры). Даже британский натуралист Чарльз Дарвин утверждал, что наследование предполагает развитие, не зависящее от опыта.

Дарвиновская концепция мотивационного инстинкта

Дарвин хорошо знал, что термин инстинкт используется в нескольких различных значениях. В начале главы под названием «Инстинкт» в своей важной работе «Происхождение видов » (1859 г.) он отказался дать определение этому термину:

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Под этим термином обычно понимается несколько различных умственных действий; но всякий понимает, что имеется в виду, когда говорят, что инстинкт побуждает кукушку перелетать и откладывать яйца в чужие гнезда. Действие, которое мы сами нуждаемся в опыте, чтобы мы могли его совершить, когда оно совершается животным, особенно очень молодым, без опыта, и когда оно совершается многими особями одинаково, без их ведома, для какой цели оно предназначено. обычно называют инстинктивным. Но я мог бы показать, что ни один из этих признаков не является универсальным.

Дарвин использовал слово инстинкт по-разному — для обозначения того, что побуждает птицу к размножению; к нраву, такому как мужество или упрямство у собаки; для выборочно выведенных моделей поведения, таких как кувыркающиеся движения акробатических голубей; к таким чувствам, как сочувствие в людях; и к стереотипным действиям, таким как те, которые используются медоносными пчелами при строительстве ячеек сот. Прискорбно, что Дарвин не сделал различий в значении инстинкта более ясным, поскольку он дал мощный прецедент неразборчивого использования этого слова, двусмысленность которого неоднократно затуманивала и путала понимание поведения.

Однако в интересе Дарвина к инстинкту была и положительная сторона. Он обращал внимание на вопросы о причинной основе действий, казавшихся не поддающимися объяснению с точки зрения обучения или познания, и открывал удивительный мир поведения животных, казавшийся далеким от мира человеческой природы. Таким образом, наследие Дарвина стимулировало изучение мотивации и заложило основу для сравнительной психологии и этологии.

Следующий обзор соответственно разделен между инстинктом, истолковываемым как побуждение, или влечением; инстинкт рассматривается как врожденная склонность; а инстинкт интерпретируется как поведение.

Инстинкт как импульс

Инстинкт как своего рода побуждение или движущая сила иллюстрируется тремя очень разными видами теории мотивации: фрейдистским психоанализом; неотъемлемая цель, как ее определил американский психолог Уильям Макдугалл; и причинные концепции, предложенные классической этологией.

Теория основных побуждений Фрейда

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о теории основных побуждений Фрейда у людей.

Введение в основные побуждения:

Фрейд (1927) пытался объяснить человеческое поведение с помощью конфликтующих и противоборствующих сил. Есть силы, которые поддерживают в нас жизнь, и есть тенденции, которые ведут нас к смерти. Они иначе известны как инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Различные концепции и теории Фрейда были получены из лечения пациентов. Фрейд был в основном биологом и, очевидно, интересовался изучением биологически обусловленных инстинктов и побуждений. Фрейдистская концепция инстинкта или влечения широко известна как побуждение.

РЕКЛАМА:

Во время бесплатного анализа пациент периодически останавливается из-за действия бессознательного сопротивления. Эта концепция сопротивления породила концепцию теории основных побуждений. Это одно из основных понятий, на которых строятся многие другие концепции психопатологии.

Анализируя своих пациентов, Фрейд обнаружил, что человек приобрел определенные врожденные и незаученные побуждения. Эти желания и побуждения людей можно разделить на несколько основных побуждений, которые являются желаниями Ид. Они полны основных психических побуждений, которые являются врожденными и незаученными.

Действия человека в конкретный момент определяются этими побуждениями. Индивид ведет себя или реагирует из-за движущей силы, исходящей от этих побуждений. Эти основные побуждения, согласно Фрейду, хотя и модифицируются или изменяются опытом первых пяти лет жизни, они остаются биологически детерминированными.

Согласно Брауну (1940) «Сила и направление влечения изменяются с опытом, но в своей простейшей форме они являются частью наследственной конституции». В ходе психоанализа Фрейд (1920) узнал о наличии двух основных побуждений или инстинктов. Он пересмотрел свой прежний взгляд на инстинкты.

РЕКЛАМА:

Он написал о пересмотре следующее:

«После долгих сомнений и колебаний мы решили допустить существование только двух основных инстинктов, Эроса и разрушительного инстинкта……… Цель первого из этих основных инстинктов состоит в том, чтобы установить еще большие единства и сохранить их, короче говоря, связать воедино, цель второго, напротив, состоит в том, чтобы разорвать связи и разрушить вещи.

Можно предположить, что конечной целью инстинкта разрушения является низведение живых существ до органической стадии. По этой же причине мы называем это инстинктом смерти.

Инстинкт Эроса — Инстинкт Жизни:

Он широко известен как инстинкт жизни, или инстинкт любви, или инстинкт секса. Его также называют принципом удовольствия. Энергия жизненного инстинкта, находящая выход в тесном физическом контакте с людьми, называется либидо. Либидо означает энергию полового мотива или стремление к жизни. Это не сам инстинкт жизни, а только часть инстинкта жизни. Инстинкт жизни является источником, который побуждает человека развивать потребность в самосохранении.

Инстинкт побуждает сохранять себя. Иначе известный как инстинкт Эроса, он побуждает нас делать все возможное, чтобы сохранить себя в обществе. Сексуальная жизнь также происходит от инстинкта Эроса.

Фрейд использовал секс в очень широком смысле. Под сексуальной жизнью Фрейд подразумевал не только нормальные гетеросексуальные отношения взрослых, но и любое поведение между людьми, при котором они вступают в тесный физический контакт. Инстинкты самосохранения и сохранения расы подпадают под инстинкт жизни.

Он помогает нам жить и существовать в этом мире. Это также помогает в самосохранении и поддержании своей расы. Инстинкт жизни является психологическим источником всей творческой и интеллектуальной деятельности.

Браун (1940) считает, что физиологически инстинкт жизни можно рассматривать как фундаментальную тенденцию поддерживать индивидуальный организм и помогать ему расти. Психологически это приводит к сексуальным импульсам и инстинктам сохранения, которые включают помимо приема пищи все действия, которые мы выполняем, чтобы защитить наши тела от физической среды, такие как строительство домов и изготовление одежды.

Он также является психологическим источником всей творческой интеллектуальной деятельности. До 1920 года Фрейд считал, что либидо — это то же самое, что и секс, а секс — единственный принцип жизни. Но после 1910 года Фрейд обнаружил инстинкт смерти в дополнение к инстинкту жизни.

Инстинкт Тантоса:

РЕКЛАМА:

Он также известен как инстинкт смерти или инстинкт агрессии. Как заметил Браун , «Фрейд обнаружил, что люди не только в основном созидательны, сохраняют или движимы инстинктом жизни, но что при некоторых обстоятельствах человек ненавидит, а также любит, разрушает и созидает, разрушает и созидает. ”

Инстинкт агрессии выражается во многих проявлениях поведения. Когда агрессия обращена внутрь, это называется скрытой агрессией. Например, случаи суицида, когда агрессия направлена ​​на внешние ситуации и лица, называется открытой агрессией по типу убийства.

Инстинкт агрессии вначале Фрейд не сильно развил. Но позже он и его ученики работали над этим и пытались объяснить его подробно.

При лечении психических больных Фрейд заметил, что любовь и ненависть как две противоположные силы идут рука об руку. Человек, любивший кого-то и желавший сделать его счастливым, также в равной степени ненавидел его и желал его уничтожить. В нашей повседневной жизни есть множество примеров, подтверждающих вышеизложенную теорию.

Браун (1940) считает, что физиологически инстинкт смерти представляет собой силу, стремящуюся уничтожить органическую жизнь и вернуть органическую материю в неорганическое состояние. Психологически инстинкт смерти порождает враждебное и агрессивное поведение, агрессивную сексуальную активность, самоуничтожение и уничтожение расы.

Так любовь и ненависть, удовольствие и боль, инстинкты жизни и смерти идут рука об руку. Инстинкт смерти также выражается в деструктивной и агрессивной интеллектуальной деятельности, такой как критика, сатира и насмешки.

Согласно Фрейду, когда мы анализируем желание любви, мы обнаруживаем также некоторое желание агрессии. Таким образом, лучший любимый друг становится злейшим врагом, когда они оба поссорились. В нашем отношении к каждому раздражителю, таким образом, есть желание любви, а также агрессии.

Теория инстинктов Фрейда (1927) считается отправной точкой, но не краеугольным камнем психоанализа. Агрессия развивается как реакция на фрустрацию основных побуждений, переживаемых в раннем детстве.

По словам Александра, «Страх перед последствиями потери любви из-за ревности порождает агрессию. Независимо от того, являются ли любовь и ненависть инстинктивными или рано приобретенными, они всегда с нами. Факты любви и ненависти — это психологические данные, не зависящие от теории».

Два инстинкта не противоречат друг другу. Поведение, вызванное инстинктом жизни, может иметь сильные компоненты инстинкта смерти, а поведение, в основном мотивированное инстинктом смерти, может иметь сильные компоненты инстинкта жизни.

Биологи возражают против выдвинутого Фрейдом инстинкта смерти. Они утверждают, что инстинкт жизни побуждает организм жить и делать все возможное ради жизни. Благодаря этому мы организмы.

Если мы желаем смерти, то как мы можем называться организмами? Некоторые психологи также идут против агрессивного инстинкта, выдвинутого Фрейдом. Они говорят, что инстинкт смерти является частью инстинкта жизни, и поэтому неправомерно вводить его как отдельный инстинкт.

Амбивалентность:

Инстинкт жизни и инстинкт смерти не являются независимыми или противоположными силами. Инстинкт смерти имеет некоторые компоненты инстинкта жизни, а инстинкт жизни имеет некоторые компоненты инстинкта смерти. Эти инстинкты присутствуют в одном и том же, и поэтому мы имеем два разных отношения к одному и тому же организму в разное время. Это называется амбивалентным отношением. Все наши отношения к чему-либо носят амбивалентный характер.

Браун (1940) считает, что благодаря нейтрализации созидательных побуждений деструктивными мы можем существовать в этом мире. Смерть наступает, когда инстинкт жизни не в состоянии нейтрализовать инстинкт смерти. Чтобы объяснить эти две противоположные силы, он принял во внимание принцип любви и ненависти, которые всегда идут рука об руку. Никакие личные отношения или человеческие отношения не свободны от оппозиции.

Нельзя любить человека, если он не испытывает к нему ненависти. Если любовь на переднем плане, то ненависть в подполье. Так что нельзя ни любить, ни ненавидеть человека на процент. Иногда одно доминирует над другим и наоборот.

Смешение двух инстинктов, таким образом, приводит к принципу амбивалентности, который представляет склонность попеременно любить и ненавидеть человека. Без чувства неудовлетворенности нельзя любить другого. Вот почему мы обнаруживаем, что самые любимые пары также ссорятся и проявляют ненависть и агрессивное поведение по отношению друг к другу.

Даже в процессе занятий любовью проявляется оттенок агрессивности и причинения боли. Таким образом, любовь, которая так приятна, также и болезненна. Агрессивные побуждения обычно обнаруживаются в эротическом поведении. Говорят, что садистские убийства являются извращением эротической склонности.

Браун считает, что амбивалентность — это явление, обнаруживаемое не только в прямых личных взаимоотношениях, но и в большинстве социальных установок. Таким образом, этот принцип любви и ненависти подобен маятнику. В этом принципе одни менее любимы, другие менее ненавидимы. Крайняя форма любви и ненависти таит в себе опасность раскачивания маятника. В симптомах личностных неврозов чаще всего отмечается амбивалентность.

Эта амбивалентная тенденция или базовые побуждения любви и ненависти согласно Фрейду сливаются и смешиваются, а иногда рассеиваются. Вся жизнь человеческого организма есть конфликт или компромисс между любовью и ненавистью, жизнью и смертью, удовольствием и болью.

Чтобы объяснить причину смерти через принципы инстинкта жизни и смерти, Фрейд рассматривал человеческую личность как результат борьбы между силами любви и ненависти.

Жизнь продолжается, пока инстинкт жизни или любви побеждает или преобладает над инстинктом смерти. Когда инстинкт жизни ослабевает и не в состоянии нейтрализовать инстинкт смерти, наступает смерть. Созидательное и деструктивное поведение личности являются результатом соответственно инстинктов жизни и смерти.

Вот почему у индивидуума обнаруживаются оба эти инстинкта, и один из этих инстинктов играет преобладающую роль, а другой — последовательную роль в зависимости от рассматриваемой ситуации.

Фрейд считает, что инстинкты жизни и смерти являются первичными инстинктами, а все остальные инстинкты происходят от них. Во всех наших желаниях мы находим слияние этих двух инстинктов, которые противоречат друг другу и противостоят друг другу. Они вступают в ментальный конфликт из-за отсутствия гармонии между ними.

Одно желание мешает исполнению другого. Если индивидуум не может решить, какое из желаний следует удовлетворить, личность склонна к дезорганизации и нестабильности. Когда такое состояние личности продолжается в течение более длительного периода, человек становится дезадаптированным и, следовательно, ненормальным.

Нормальная личность способна решать, какое из желаний должно исполняться, а какое нет. Пока человек способен поддерживать баланс между инстинктами жизни и смерти, он нормальный человек. Отсутствие гармонии и баланса между этими двумя желаниями приводит к неорганизованности и ненормальности личности.

Принципы деятельности-пассивности, удовольствия-боли и реальности :

Помимо инстинктов жизни и смерти, которые являются первичными по своей природе и в значительной степени определяют реакции и способы приспособления индивидуума, существуют и другие инстинкты и биполярные тенденции.

Некоторые из них обсуждаются ниже:

(a) Активность-пассивность:

Браун (1940) утверждает, что полярность между активностью и пассивностью определяется той ролью, которую индивид играет в отношениях. Активность обычно обнаруживается в мускулистости, а пассивность в женственности.

(b) Мускулистость и женственность:

Согласно теории Фрейда, у каждого человека есть как мускулистые, так и женственные наклонности. Таким образом, у каждого мужчины есть какая-то женская склонность, а у каждой женщины — мужская. Следовательно, в личности сплавлено и различие между активностью и пассивностью.

Принцип удовольствия и реальности :

Принципом удовольствия и реальности Фрейд пытался объяснить две противоположные силы человеческого разума. Некоторые мотивы и поведение он объяснял принципом удовольствия, а некоторые виды деятельности — принципами реальности. Ид, бессознательные мотивы и инстинктивные тенденции руководствуются исключительно принципом удовольствия.

Человек всегда хочет получать удовольствие от окружающего и его деятельность направлена ​​на получение удовольствия. Напротив, принцип реальности — это принцип эго, самости. Наше сознательное я занято внешним миром и деятельностью в реальности.

Но деятельность, направленная на получение удовольствия, модифицируется принципом реальности, так как не всегда удается удовлетворить все желания, ведущие к удовольствию, из-за социальных ограничений.

Это приводит к конфликту между принципами удовольствия и реальности, и определенные действия, направленные на получение удовольствия, подавляются, сдерживаются и ограничиваются принципом реальности. Таким образом; развивает антитезу между принципом удовольствия и реальностью. Когда два принципа вступают в противоречие, гармония между Ид и Эго нарушается.

Хотя вначале младенец в основном руководствуется принципами удовольствия, постепенно с ростом личности ребенок учится отказываться от многих своих действий, направленных на получение удовольствия, и учится развивать чувство реальности после разочарования, с которым он сталкивается на пути жизни.

Принцип реальности постепенно растет с ростом эго. Эго медленно, но неуклонно осознает, что все удовольствия не могут быть получены, и нужно поддерживать баланс между принципом удовольствия и реальности, жертвуя источником желаний, ведущих к достижению удовольствия.

Принцип удовольствия-боли:

Это реакция, основанная на противоположности между побуждениями к жизни и смерти. Принцип удовольствия-неудовольствия напрямую связан с принципом удовольствия. Теория Фрейда считает одним из главных мотивирующих факторов любой деятельности, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *