Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Интенсивностями двух раздражителей которая вызывает у человека едва заметное различие ощущений: Классификация ощущений (2)

Классификация ощущений (2)

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях -проприорецептивные ощущения (от лат. «-собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какоголибо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения -максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) -вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность -чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, -едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения -это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т.е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука -1/10; вкусовых воздействий -1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон БугераВебера).

Закон БугераВебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какимилибо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим -медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, -один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какоголибо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях -к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах » понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

Контраст ощущений -это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном -светлой.

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет -ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Источник: azps.ru

Пороги чувствительности.

Вопрос 35. Пороги чувствительности. Виды порогов. Психометрическая кривая. Методы измерения порогов. Статистическая природа сенсорных явлений. Прямые и косвенные измерения и шкалирования ощущений. Основной психофизиологический закон.

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

ПСИХОФИЗИКА раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Основана Г. Фехнером во 2-й пол. 19 в. Охватывает две группы проблем: измерение порога ощущений, т. е. предела чувствительности сенсорной системы человека (закон Вебера — Фехнера и др.), построение психофизических шкал (С. Стивенс и др.).

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется

абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения – это минимальное различие между двумя различными раздражителями, которое уже вызывает разные ощущения в 75% случаях.

Существует 2 вида порогов: 1. Абсолютный (минимальный раздражитель, вызывающий ощущение). Нижний абсолютный порог характеризуется критерием «вижу – не вижу» — это раздражитель, который уже вызывает ощущения в 75% случаях. , верхний абсолютный порог – это раздражитель, который ещё вызывает ощущения в 75% случаях.это болевые ощущения. 2. Дифференциальный — минимальная разница в раздражителях, которая нами ощущается (при сравнении 2 стимулов,).

Допустим, что мы представляем индивидуальные результаты измерения абсолютного слухового порога, отмечая значения вероятности ответов испытуемого о том, что он слышит звук по оси ординат, а соответствующие значения интенсивности звука – на оси абсцисс. Если бы существовал абсолютный порог в прямом смысле, то мы получили бы график, представленный на рис.1. Существовал бы ряд интенсивностей звука, на которые испытуемый никогда не давал бы ответа, а при некоторой пороговой интенсивности наблюдался бы резкий переход к постоянным ответам, когда все предъявленные раздражители воспринимаются. Однако, в реальных экспериментах такого не происходит. По мере нарастания интенсивности звука происходит постепенное увеличение вероятности ответа испытуемого о том, что он слышит звук (рис.

2). В этом случае абсолютный порог определяется как уровень стимуляции, при котором обнаружение происходит при 50% случаев. Если предположить, что сигналы подаются на фоне шума, то из этого следует, что 0 на оси абсцисс обозначает уровень фоновых шумов.

Нижний порог ощущений минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J0). Если интенсивность раздражителя меньше J0, то он не ощущается организмом.

Верхний порог ощущений максимальная величина, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmm).

Диапазоном чувствительности называется диапазон между J0 и Jmm.

Дифференциальный, разностный порог — наименьшая величина (*J) раз­личий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные.

Величина *J пропорциональна интенсивности сигнала J, величина шага, то есть разности порогов, зависит от величины исходного раздражителя. Единицы на шкале интенсивности раздражителя будут не равными, но будут возрастать по мере увеличения раздражителя. подчиняясь

закону Вебера: *J/J = К. Для зрительного анализатора коэффициент К = 0,01, для слухового К = 0,1.

Оперативный порог различимости сигналов — та величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различения достигают макси­мума. Оперативный порог в 10 — 15 раз выше, чем дифференциальный, или разностный, порог.

Интенсивность ощущения определяется законом Вебера-Фехнера: интен­сивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздра­жителя (J): Е = k log J + с

Временной порог ощущений — это минимальная длительность действия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущений.

Пространственный порог — минимальный размер раздражителя, едва ощутимого органом восприятия.

Латентный период реакции — это промежуток времени от момента подачи сигнала до того момента, когда возникает ощущение.

6.1 Мы воспринимаем наш мир посредством ощущений – Введение в психологию

Глава 6. Ощущение и восприятие

Чарльз Стангор; Дженнифер Валинга; и Ли Сандерс

Цели обучения

  1. Обзор и обобщение возможностей и ограничений человеческих ощущений.
  2. Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.

Сенсорные пороги: что мы можем испытать?

Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).

Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль, и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звуки частотой от 20 герц ( колебаний в секунду ) до 20 000 герц, а также слышать тиканье часов на расстоянии около 20 футов в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).

Проверьте свой слух

Чтобы получить представление о диапазоне звуков, воспринимаемых человеческим ухом, проверьте свой слух, посмотрев следующее видео. Используйте наушники!

Видео: Сколько лет вашим ушам? (проверка слуха) [https://youtu. be/VxcbppCX6Rk]

Рисунок 6.2 Запах. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.

Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки (рис. 6.2), летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, и многие животные обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 6.3, «Ультрафиолетовый свет и птичье зрение»), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и в то же время пребывать в блаженном неведении о вещах, которые не имеют значения.

Рисунок 6.3. Ультрафиолетовый свет и зрение птиц. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что кажется нам черной птицей, имеет цвет птицы.

Измерение ощущений

Психофизика  – раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния . Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801-1887), который первым изучил зависимость между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.

Методы измерения, разработанные Фехнером и его коллегами, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность стимула, которая позволяет организму едва его обнаруживать .

В типичном психофизическом эксперименте индивидууму предъявляют серию испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, которые либо одинаковы, либо различны. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы слышали звук, либо «нет», если не слышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.

Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, которого там не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.

Ваши ответы на тест слуха можно проанализировать с помощью анализ обнаружения сигнала . Анализ обнаружения сигнала  – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Как вы можете видеть на Рисунке 6.4, «Результаты анализа обнаружения сигналов», каждое оценочное испытание создает четыре возможных результата: попадание происходит, когда вы, как слушатель, правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо пропустить (говорить «нет», когда был сигнал) или правильно отклонить (говорить «нет», когда на самом деле сигнала не было).

Рис. 6.4. Результаты анализа обнаружения сигналов. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений (попадания и правильные отказы) являются точными; два других (промахи и ложные тревоги) являются ошибками.

Анализ данных психофизического эксперимента создает две меры. Одна мера, известная как чувствительность относится к истинной способности человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов . Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Другая мера, предвзятость ответа , относится к поведенческой тенденции отвечать «да» на испытания, которая не зависит от чувствительности .

Представьте, например, что вместо того, чтобы проходить проверку слуха, вы солдат, несущий караульную службу, и ваша задача — обнаружить очень слабый звук ломающейся ветки, указывающий на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога путем оповещения других солдат о звуке может обойтись не так дорого, как промах (несообщение о звуке), который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными (ваша чувствительность может быть низкой из-за того, что вы подаете много ложных сигналов тревоги), и тем не менее крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.

Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Опять же, промах (когда техник неправильно определяет, что опухоли нет) может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги (направление пациентов, у которых нет опухолей, для дальнейшего тестирования) также имеют затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на качестве сигнала (четкость изображения), их опыте и обучении (способность распознавать определенные формы и текстуры опухолей) и их наилучших предположениях об относительной стоимости промахов по сравнению с ложные тревоги.

Хотя до сих пор мы сосредоточились на абсолютном пороге, второй важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия (или просто заметная разница [JND]) относится к изменению стимула, которое едва может быть обнаружено организмом. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795-1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру. стимула. Закон Вебера  утверждает, что едва заметная разница стимула представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности стимула . Например, если в чашке кофе очень мало сахара (скажем, одна чайная ложка), добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Но если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже содержится пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы (на самом деле, согласно закону Вебера, вам придется добавить еще пять чайных ложек). чтобы сделать то же самое во вкусе).

Одно из интересных применений закона Вебера — наше повседневное покупательское поведение. Наша тенденция воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 доллара до 3 долларов, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. А теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов.7 и один стоимостью 399 долларов. Возможно, вы подумали бы, что стоимость двух систем была «примерно одинаковой», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономила бы вам 2 доллара.

Фокус исследования: влияние без осознания

Если вы изучите рисунок 6.5, «Абсолютный порог», вы увидите, что абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель. После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании, потому что мы можем точно сообщить о его существовании (или его несуществовании) более чем в 50% случаев9.0024 . Но могут ли подсознательные стимулы ( события, которые происходят ниже абсолютного порога и которые мы не осознаем ) влиять на наше поведение?

Рис. 6.5 Абсолютный порог. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.

Различные исследовательские программы показали, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Но может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, было более спорной темой в психологии. В одном соответствующем эксперименте Карреманс, Стробе и Клаус (Karremans, Stroebe, and Claus, 2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных испытаний, в которых строка букв, например 9,На экране были представлены 0023 BBBBBBBBB или BBBbBBBBB . Чтобы быть уверенными, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи представили либо название популярного в Голландии напитка (Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (NpeicTol). Эти слова были предъявлены так быстро (всего за одну пятидесятую секунды), что участники не могли их увидеть.

Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на такие вопросы, как «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы закажете Lipton Ice», а также указать, насколько они испытывают жажду. в это время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Lipton Ice» (и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду), значительно чаще говорили, что они будут пить Lipton Ice, чем те, кто был ознакомлен со словами «Lipton Ice». контрольные слова.

Если бы они были эффективными, процедуры, подобные этой (мы можем назвать эту технику «подсознательной рекламой», потому что она рекламирует продукт вне осознания), имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, потому что они позволяли бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую активности потребителей и без того, чтобы потребители знали, что их убеждают. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, ее эффективность все еще остается под вопросом. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых проверялось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Сэгерт (1987, стр. 107) пришел к выводу, что «маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию сомнения», утверждая, что влияния подсознательных стимулов обычно настолько слабы, что они обычно затмеваются собственными решениями человека о поведении.

В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее воздействие может быть ограничено только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Но даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые используются и работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно (даже если не подсознательно) ассоциировать эти продукты с сексуальностью. И все чаще используется метод «продакт-плейсмент», когда изображения брендов (автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д.) размещаются на веб-сайтах, в популярных телевизионных шоу и фильмах. Харрис, Барг и Браунелл (2009 г.)) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что влияние воспринимаемых изображений, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень тонким.

Другой пример обработки информации, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, вызывая слепое зрение , состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о зрительных стимулах, но, тем не менее, могут точно отвечать на вопросы о них. что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы, или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.

 

Key Takeaways

  • Ощущение — это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и отреагировать соответствующим образом.
  • Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
  • Несмотря на то, что наш опыт окружающего мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть свои собственные адаптированные сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
  • Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
  • На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигнала используется, чтобы отличить чувствительность от предвзятости ответа.
  • Порог различия или просто заметное различие — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
  • Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.

Авторство изображений

Рисунок 6.2: Полицейский с собакой-ищейкой. Харальд Деттенборн, http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Msc2010_dett_0036.jpg, используется по лицензии CC BY 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by /3.0/de/deed.ru).

Рисунок 6.3: Адаптировано из программы Fatal Light Awareness Program. (2008 г.), http://www.flap.org/research.htm.

Каталожные номера

Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии  (5-е изд., том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Галантер, Э. (1962). Современная психофизика . В R. Brown, E. Galanter, EH Hess, & G. Mandler (Eds.), Новые направления в психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: руководство пользователя  (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Сэгерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности. Психология и маркетинг, 4 (2), 107–120.

Штоффреген, Т.А., и Барди, Б.Г. (2001). По спецификации и ощущениям. Науки о поведении и мозге, 24 (2), 195–261.

Траппи, К. (1996). Метаанализ потребительского выбора и подсознательной рекламы. Психология и маркетинг, 13 , 517–530.

Вейскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование.  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Викенс, Т. Д. (2002). Элементарная теория обнаружения сигналов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

5.1 Ощущение и восприятие — Психология — 1-е канадское издание

  1. Обзор и обобщение возможностей и ограничений человеческих ощущений.
  2. Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.
  3. Объясните избирательное внимание и сенсорную адаптацию.

Сенсорные пороги: что мы можем испытывать?

Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).

Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль (48,3 км), и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звук — измеряемый в герц (Гц), который является единицей частоты, определяющей колебания в секунду — от 20 Гц до 20000 Гц, и он может слышать тиканье часов около 20 футов (6,1 м) в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах (7,6 л) воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).

 

 

Рисунок 5.1. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.

Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки, летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, а многие животные (см. рис. 5.1) обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 5.2), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и блаженно не осознавать то, что не имеет значения.

 

 

Рисунок 5. 2. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что нам кажется черной птицей, для птицы может быть удивительно красочным.

Измерение ощущений

Психофизика  — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния. Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801–1887), который первым изучил взаимосвязь между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.

Методы измерения, разработанные Фехнером, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность раздражителя, которая позволяет организму обнаруживать его в 50% случаев. Если стимул обнаруживается менее чем в половине случаев, говорят, что он подпороговый , что означает, что он находится ниже порога надежного обнаружения. Абсолютный порог различен для разных органов чувств, а также для разных людей. Он также варьируется между видами.

В типичном психофизическом эксперименте индивидууму предъявляют серию испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, которые либо одинаковы, либо различны. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы услышали звук, либо «нет», если не услышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.

Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, когда ничего не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.

Ответы, которые вы даете при проверке слуха, могут быть проанализированы с помощью анализа обнаружения сигнала. Анализ обнаружения сигнала  – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Каждое судебное испытание создает четыре возможных исхода (см. рис. 5.3). Попадание происходит, когда вы как слушатель правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо промах , говоря «нет», когда был сигнал, или правильный отказ , говоря «нет», когда на самом деле сигнала не было.

 

 

Рисунок 5.3. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений, попадание и правильное отклонение, являются точными. Два других, промахи и ложные тревоги, являются ошибками.

Обнаружение сигнала является кульминацией двух процессов: обнаружения стимула и суждения о его наличии или отсутствии. Обнаружение стимула зависит от чувствительность , то есть способность человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов. Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Однако многие другие факторы могут определить, заметит ли кто-то стимул, например ожидания (например, вы думаете, что слышите телефонный звонок, когда ожидаете звонка) и уровень физиологического возбуждения. Второй процесс, суждение (или ответ) , относится к решению о наличии или отсутствии стимула , которое не зависит от чувствительности. Наши суждения — это решения, которые могут иметь последствия для нашего поведения.

Представьте, к примеру, что вы солдат в карауле, и ваша задача — уловить очень слабый звук ломающейся ветки, указывающий на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога, предупредив других солдат о звуке, может обойтись не так дорого, как промах, то есть несообщение о звуке, который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными; ваша чувствительность может быть низкой, потому что вы делаете много ложных тревог. Однако крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.

Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Промах, при котором техник неправильно определяет, что опухоли нет, может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги, когда пациентов, у которых нет опухолей, направляют на дальнейшее обследование, также влекут за собой затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на четкости изображения (т. е. качестве сигнала), их способности распознавать определенные формы и текстуры опухолей (т. стоимость промахов по сравнению с ложными тревогами.

Еще один важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия или просто заметная разница (JND) относится к изменению стимула, которое организм едва может обнаружить. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру различия. стимул. Закон Вебера  утверждает, что едва заметная разница раздражителя представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности раздражителя. Например, если у вас есть чашка кофе, в которой очень мало сахара, всего одна чайная ложка, добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Однако, если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже было пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы. На самом деле, согласно закону Вебера, вам нужно было бы добавить еще пять чайных ложек, чтобы добиться такой же разницы во вкусе.

Одно из интересных применений закона Вебера — наше повседневное покупательское поведение. Наша тенденция воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 до 3 долларов США, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. Теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов.7 и один стоимостью 399 долларов. Скорее всего, вы посчитаете, что стоимость двух систем «примерно одинакова», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономит вам 2 доллара.

 

 

Влияние без осознания

Абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель (см. рис. 5.4). После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании , потому что мы можем точно сообщить о его существовании или его отсутствии более чем в 50% случаев. Тем не менее, может подсознательные стимулы , то есть события, происходящие ниже абсолютного порога нашего осознания, влияют на наше поведение?

 

 

Рисунок 5.4. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.

Различные исследовательские программы показали, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Вопрос о том, может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, является более спорным вопросом в психологии.

В ходе одного соответствующего эксперимента Йохан Карреманс, Вольфганг Штробе и Джаспер Клаус (2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных испытаний, в которых на экране отображалась последовательность букв, например BBBBBBBBB или BBBbBBBBBB . Чтобы быть уверенными, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи ставили либо название напитка, популярного в Голландии (например, Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (например, NpeicTol). Эти слова были представлены так быстро, всего за одну пятидесятую секунды, что участники не могли их увидеть.

Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на вопросы, например: «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы бы заказали Lipton Ice?» — а также указать, как они хотели пить в то время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Липтон айс», и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду, значительно чаще говорили, что будут пить липтон айс, чем те, кто подвергался воздействию слов «Липтон айс». контрольные слова.

Если бы они были эффективными, такие процедуры имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, поскольку они позволили бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую деятельность потребителей и не зная, что потребители их убеждают. Таким образом, этот метод называется подсознательной рекламой , потому что он рекламирует продукт за пределами нашего сознания. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, ее эффективность все еще остается под вопросом. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых изучалось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Джоэл Сэгерт (1987) пришел к выводу, что «маркетингу следует прекратить давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности» (стр. 107), утверждая, что влияние подсознательных стимулов обычно настолько слабо, что их обычно затмевает собственное решение человека о том, что он делает. поведение.

В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее воздействие может быть ограничено только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Однако, даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые действительно работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно, возможно, даже подсознательно ассоциировать эти продукты с сексуальностью. Кроме того, есть все более частые продакт-плейсмент способ размещения автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д. на веб-сайтах, в фильмах и телевизионных шоу. Дженнифер Харрис, Джон Барг и Келли Браунелл (2009 г.) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что воздействие воспринимаемых образов, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень значительным. тонкий.

Другой пример обработки, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, что приводит к слепоте. Слепое зрение — это состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о визуальных стимулах, но они все еще могут точно отвечать на вопросы о том, что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.

Избирательное внимание

Другим важным процессом восприятия является избирательное внимание , то есть способность фокусироваться на одних сенсорных входах, игнорируя другие. Посмотрите видео ниже и посчитайте, сколько раз люди в белых рубашках, играя с мячом, передают его друг другу. Вы можете обнаружить, что, как и многие другие люди, которые смотрят его впервые, вы упускаете что-то важное, потому что выборочно уделяете внимание только одному аспекту видео (Simons & Chabris, 19). 99).

Следующая ссылка на YouTube содержит тест на осведомленность:

  • Видео: Тест избирательного внимания (Саймонс, 2010)

Избирательное внимание также позволяет нам сосредоточиться на одном собеседнике на вечеринке, игнорируя другие разговоры, происходящие вокруг нас (Broadbent, 1958; Cherry, 1953). Без этого автоматического избирательного внимания мы не смогли бы сосредоточиться на единственном разговоре, который хотим услышать. Тем не менее избирательное внимание не является полным; мы также, в то же время, следим за тем, что происходит в каналах, на которые мы не ориентируемся. Возможно, у вас был опыт пребывания на вечеринке и разговора с кем-то в одной части комнаты, когда вы вдруг слышите, как кто-то упоминает ваше имя в другой части комнаты. Вы не знали, что обращаете внимание на фоновые звуки вечеринки, но, очевидно, так оно и было. это 9Феномен 0021 коктейльной вечеринки показывает нам, что, хотя избирательное внимание ограничивает то, что мы обрабатываем, мы, тем не менее, одновременно проводим много бессознательного наблюдения за миром вокруг нас.

Сенсорная адаптация

Вторым фундаментальным процессом восприятия является сенсорная адаптация , то есть снижение чувствительности к раздражителю после продолжительного и постоянного воздействия. Когда вы входите в бассейн, вода сначала кажется холодной, но через некоторое время вы перестаете это замечать. После длительного воздействия одного и того же раздражителя наша чувствительность к нему уменьшается, и мы его больше не воспринимаем. Способность приспосабливаться к вещам, которые не меняются вокруг нас, имеет важное значение для нашего выживания, поскольку она позволяет нашим сенсорным рецепторам обнаруживать важные и информативные изменения в окружающей среде и реагировать соответствующим образом. Мы игнорируем звуки, которые наша машина издает каждый день, что позволяет нам обращать внимание на звуки, которые отличаются от обычных и, следовательно, могут потребовать нашего внимания. Наши сенсорные рецепторы реагируют на новизну и утомляются после постоянного воздействия одного и того же раздражителя.

Если сенсорная адаптация происходит со всеми органами чувств, то почему образ не исчезает после того, как мы смотрим на него в течение определенного периода времени? Ответ заключается в том, что, хотя мы этого и не осознаем, наши глаза постоянно перескакивают с одного угла на другой, совершая тысячи крошечных движений, называемых саккадами , каждую минуту. Это постоянное движение глаз гарантирует, что изображение, которое мы просматриваем, всегда попадает на свежие рецепторные клетки. Что произошло бы, если бы мы могли остановить движение наших глаз? Психологи разработали способ проверки сенсорной адаптации глаза, прикрепляя инструмент, который обеспечивает сохранение постоянного изображения на внутренней поверхности глаза. Участникам надевают контактные линзы, к которым прикреплен миниатюрный слайд-проектор. Поскольку проектор точно следует движениям глаза, стимулируя одно и то же пятно, на сетчатке всегда остается одно и то же изображение. Через несколько секунд начинают происходить интересные вещи. Изображение начнет исчезать, затем появится снова, чтобы снова исчезнуть либо по частям, либо целиком. Даже глаз испытывает сенсорную адаптацию (Ярбус, 19 лет).67).

Одна из основных проблем восприятия состоит в том, чтобы гарантировать, что мы всегда воспринимаем один и тот же объект одним и тем же образом, даже когда ощущения, которые он вызывает в наших рецепторах, резко меняются. Способность воспринимать стимул как постоянный, несмотря на изменения ощущений, известна как постоянство восприятия . Рассмотрим наше изображение двери, когда она качается. Когда он закрыт, мы видим его прямоугольным, а когда он открыт, мы видим только его край, и он выглядит как линия. Мы никогда не воспринимаем дверь как изменяющую форму по мере того, как она качается, потому что механизмы восприятия заботятся о проблеме за нас, позволяя нам видеть постоянную форму.

Визуальная система также корректирует постоянство цвета. Представьте, что вы одеты в синие джинсы и яркую белую футболку. Когда вы находитесь на улице, оба цвета будут самыми яркими, но вы по-прежнему будете воспринимать белую футболку как яркую, а синие джинсы как более темную. Когда вы зайдете в помещение, свет, падающий на одежду, будет значительно тусклее, но вы все равно будете воспринимать футболку как яркую. Это потому, что мы помещаем цвета в контекст и видим, что по сравнению с окружающей средой белая футболка отражает больше всего света (Макканн, 19 лет).92). Точно так же зеленый лист в пасмурный день может отражать ту же длину волны света, что и коричневая ветка дерева в солнечный день. Тем не менее мы по-прежнему воспринимаем лист как зеленый, а ветку как коричневый.

 

 

  • Ощущение — это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и соответственно отреагировать.
  • Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
  • Несмотря на то, что наш опыт восприятия мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
  • Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
  • На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигналов показывает, насколько важны для восприятия как ощущения, так и суждения.
  • Порог различия или просто заметное различие — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
  • Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.
  • Избирательное внимание — это наша способность концентрироваться на одних ощущениях, игнорируя другие.
  • Сенсорная адаптация возникает, когда повторное воздействие раздражителя приводит к снижению воспринимаемой интенсивности.
  • Постоянство восприятия возникает, когда наше восприятие стимула остается неизменным, даже если активация сенсорных рецепторов этим стимулом изменилась.

 

 

  1. Прочитайте журнал или посмотрите несколько рекламных роликов по телевидению и обратите внимание на используемые методы убеждения. Какое влияние эта реклама оказывает на ваши чувства? Основываясь на том, что вы знаете о психофизике, ощущениях и восприятии, каковы некоторые из причин, по которым подсознательная реклама может быть запрещена в некоторых странах?
  2. Если мы возьмем две буквы, одну весом в одну унцию и другую в две унции, мы заметим разницу. Однако если мы возьмем два пакета, один весом три фунта одна унция, а другой — три фунта две унции, мы не заметим разницы. Почему?
  3. Найдите минутку, чтобы спокойно лечь в удобном месте. Обратите внимание на разнообразие и уровни того, что вы можете видеть, слышать и чувствовать. Помогает ли вам этот опыт понять идею абсолютного порога?

Атрибуция изображения

Рисунок 5.1. Msc2010 Dett 0036 от Harald Dettenborn используется по лицензии CC BY 3.0 DE.

Рисунок 5.2. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.3. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.4. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Ссылки

Бродбент, округ Колумбия (1958). Восприятие и общение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пергамон.

Черри, EC (1953). Несколько экспериментов по распознаванию речи, одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25 , 975–979.

Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., Том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.

Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии (стр. 87–156). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: руководство пользователя  (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Макканн, Дж. Дж. (1992). Правила постоянства цвета. Офтальмологическая и физиологическая оптика, 12 (2), 175–177.

Сэгерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *