Интериоризация | Мир Психологии
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
интериоризация (от лат. interior — внутренний) — букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т.п.
В теории Л.С. Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие интериоризация относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций, требуется еще интеллектуализация (или рационализация).
В работах Выготского встречаются след. син. «интериоризация»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». В англоязычных словарях термин «интериоризация» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Умственные действия, Усвоение, Учение. (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле И. понимали и представители символического интеракционизма. Понятия, сходные с И.
, используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Интериоризация (лат. interior — внутренний)
- в психиатрии — переживание психически больным волнующих его обстоятельств скрытно для окружающих.
- в психологии — формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности.
В психоанализе понятие интериоризация привлекается для объяснения роли интерперсональных отношений в формировании бессознательного, которое, в свою очередь, влияет на структуру сознания. В отечественной психологии И. понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Интериоризация (лат. internus — внутренний) — формирование психологических функциональных структур путем усвоения внешних впечатлений и норм социальных аспектов деятельности. Синонимы: Персонализация, Интернализация.
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Возрастная психология и психология развития
- Культурно-историческая психология и психология деятельности
- Педагогическая психология и психологическая служба образования
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
5.
Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологииИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. interiorisation, от лат. interior – внутренний) – переход извне внутрь. В психологию понятие интериоризации вошло после работ представителей французской социологической школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.)
Понятие интериоризции
Общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы (сделай то, возьми это). Потом человек стал обращать слова приказы на самого себя (говорит «встань» и встает). Сначала был процесс интерпсихологический, т.е. межличностный, коллективный. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.
1. взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;
2. ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
3. ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Пример: Л.С. Выготский проводил опыты в виде игры с детьми 3-4 лет. Исследование произвольного внимания (когда предмет сам не бросается в глаза). Перед ребенком ставили чашки с крышками, на которые были наклеены прямоугольники, которые различались оттенками серого цвета: светло- и темно-серые. Прямоугольники и различия цвета были не очень заметны. В одну чашку помещали орех и просили детей отгадать, где он. Орех всегда находился в чашке темно-серого цвета. Если цвет был ярко-красный, то это был бы опыт на изучение НПФ. Ребенок то отгадывает, то проигрывает. Но условной связи нет, он не может выделить сигнальный признак. Затем экспериментатор на глазах у ребенка кладет орех в чашку и указывает на темно-серое пятно. После этого ребенок начинает выигрывать. Т.е. взрослый направил внимание ребенка на нужный предмет и затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Здесь использовался знак – указательный палец экспериментатора. И ребенок сформулировал правило: надо смотреть на пятнышки и выбирать то, которое темное. Т.е. произошла интериоризация, знак превратился из внешней формы во внутреннюю.
Интериоризация в психоанализе.
Интериоризация – синоним интроекции (переход из внешнего плана во внутренний).
Психоаналитическая теория объектных отношений строится на предположении о том, что значимые объекты, их характеристики и отношения к ним интроецируются в психику человека, влияют на формирование и развитие его личности.
По сути, такой подход основан на идее детерминации внутреннего внешним. Все, что касается данного вопроса, далеко не однозначно, однако служит каркасом многих психологических теорий. Важнейшее понятие здесь — интериоризация — формирование структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. В психоанализе интериоризация (или интернализация) — это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры.
В психоаналитическом подходе существуют несколько иные термины, обозначающие переход из внешнего плана во внутренний и наоборот, — интроекция и проекция. В сравнении с понятием интериоризации Выготского и его гранями стадии процесса интроекции на различных этапах развития разработаны и исследованы более подробно в психоанализе.
В рамках психоанализа возникла и развивается теория объектных отношений, в основе которой лежат представления о процессах интериоризации-экстериоризации, являющиеся во многом структурообразующими личности. В настоящее время эта теория имеет широкое практическое применение в качестве объяснительного принципа для основных психоаналитических феноменов. Развиваясь, теория впитывает в себя новые тенденции в психологии и психоанализе, становится более многогранной и открытой.
В основе теории объектных отношений личности лежат представления Фрейда о структуре психики, которая состоит из трех основных элементов, различных по своим функциям. Ид, наиболее тесно связанное с телом, представляет собой резервуар инстинктов и, таким образом, служит источником энергии для всех видов психической деятельности. Ид выступает в качестве динамической матрицы, порождающей другие системы — Эго и Супер-Эго.
Ид представляет собой бессознательное личности, наиболее примитивные элементарные пробуждения, которые носят «диктаторский» характер и не знают ни компромисса, ни примирения. Эго есть переводчик, посредник между различными частями психики и внешним миром.Супер-Эго — интернализованный представитель наиболее важных для личности объектов — родителей, внутренний реликт самых ранних и самых сильных эмоциональных связей. Это система морали, сознательной и бессознательной (Фрейд, 1991).
Согласно модели Фрейда, Эго — «поверхностная часть Ид». Позиция Эго определяет его функции посредника между внутренними и внешними событиями. Это значит, что оно должно узнавать, осваивать объекты внешнего мира, т.е. воспринимать их, а также оценивать их способность удовлетворять потребности Ид.
Такая избирательность Эго связана с функциями проекции и интроекции. Когда Эго принимает в себя внешние стимулы, делает их своей частью, оно их интроецирует. Когда Эго эти стимулы отвергает, оно их проецирует, поскольку решение о «вредности» последних принимается после пробной интроекции; снимая внутреннее напряжение, Эго проецирует часть себя.
Лев Выготский
Лев Выготский Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, получившим образование в области права, истории, философии, литературы и образования. Всего за свои 37 лет он написал семь книг. Идеи Выготского вращались вокруг социальной природы детей. Выготский умер от туберкулеза до того, как завершил свои теории, поэтому у нас мало информации с его точки зрения. Однако многие его произведения до сих пор переводятся с русского языка. Выготский считал, что обучение происходит в социальных ситуациях. Он назвал это зоной ближайшего развития . Это определяется как ситуация, когда обучение поддерживается с помощью руководства и наставника, который является более опытным и продвинутым, чем текущие способности ребенка. Это называется « строительные леса ». По мере того, как способности ребенка увеличиваются, помощь и поддержка лесов постепенно уменьшаются. Выготский поощрял детей разговаривать с собой, другими и писать о том, что они пережили, чтобы стать независимыми учениками.
На этапе мы видим, как ребенок может работать с помощью наставников, таких как родители, эксперты, учителя, сверстники и тренеры. На этом этапе ребенок будет зависеть от строительных лесов (руководство). Ребенок не смог бы справиться с этой задачей в одиночку. Социальное взаимодействие между ребенком и наставником — это возможность выполнить задачу. В Stage II, мы видим, как ребенок способен учиться, но с его помощью. Благодаря наставлениям, которые ребенок смог получить, теперь он/она может выполнить задание в основном в одиночку. На этом этапе каркас медленно удаляют. Теперь задание может быть выполнено, потому что ребенок усвоил понимание развития и фактически стал частью своих способностей. Эти две стадии лучше всего определить как зону ближайшего развития. В Stage III мы можем видеть, что учащийся обретает чувство мастерства в отношении предмета или задачи. Это определяется как интернализация, автоматизация и окаменение. Хотя способности усвоены, они не закреплены прочно. Выполнение этой задачи может оказаться непростой задачей. Это все еще может потребовать полной концентрации. Или ребенку, возможно, придется поговорить с самим собой через это. Именно здесь внутренняя речь может вступить в игру со стадии I. Ребенок будет использовать собственное руководство или опору. После длительной практики задание можно выполнять более бегло и с меньшей концентрацией. В конце концов, это даже станет автоматическим. В Стадия IV, мы можем увидеть « деавтоматизация », где ребенок или субъект может регрессировать обратно через этапы. Это произойдет, если ребенок какое-то время не применял эти знания на практике. Затем они снова начнутся с этапа I. | youtube.com/embed/0BX2ynEqLL4?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> |
Развитие языка и познания Выготского…
Сложный психический процесс начинается как социальная деятельность
Выготский считал, что дети учатся через социальное взаимодействие со взрослыми. Он также считал, что диалог с другими помогает ребенку в развитии познавательных способностей. Большое влияние на развитие психических процессов ребенка оказывают взрослые, учителя и сверстники.
По мере развития дети постепенно усваивают процессы, которые используют в социальных контекстах, и начинают использовать их самостоятельно. Этот процесс интернализации позволяет детям трансформировать идеи и процессы, чтобы сделать их уникальными.
Согласно Выготскому (1978), очень важное обучение ребенка происходит через социальное взаимодействие с умелым наставником. Репетитор может моделировать поведение и/или давать ребенку словесные инструкции. …показать больше содержания…
Речь начинается как средство общения и общения, а затем становится инструментом мышления. В этот момент речь и мышление становятся взаимозависимыми. Когда это происходит, детские монологи интернализируются и становятся внутренней речью. Интернализация языка важна, поскольку она стимулирует когнитивное развитие.
Выготский считал, что дети используют язык, чтобы планировать, направлять и контролировать свое поведение. (Santrock, 2011, p.220)
Дети делают это, используя язык в трех формах,
1. Социальная речь – общение с другими
2. Частная речь – это речь, обращенная к самому себе путем громкого разговора
3. Интернализированная частная речь – (внутренняя речь) ребенок может действовать, не говоря вслух, так как начинает развиваться саморегуляция и мышление.
Дети сначала используют язык для развития идей в обществе, которые затем усваиваются. Сначала дети думают вслух, что постепенно становится внутренней, личной речью, которую они используют для организации мысли. (Фоллари, 2007, стр. 56)
Дети учатся через социальный и культурный опыт. Общение со сверстниками и взрослыми может помочь в этом процессе. Взаимодействуя с другими, дети изучают обычаи, верования и язык своей культуры. (Herr, 2007, стр. 80)
Дети могут выполнять более сложные задачи, когда им помогают более продвинутые и компетентные …показать больше содержания…
Более осведомленный другой (MKO) относится к тому, кто лучше понимает или обладает более высокими способностями уровне, чем учащийся, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции. Хотя подразумевается, что MKO является учителем или пожилым человеком, это не обязательно так. Во многих случаях сверстники ребенка или дети взрослого могут быть людьми с большими знаниями или опытом.
МКО — это человек, который помогает ребенку выполнять задания, которые он не может выполнить самостоятельно. Для этого Выготский использовал термин «Зона ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяется как:
Область развития, в которую ребенок может быть введен в ходе взаимодействия с более компетентным партнером, взрослым или сверстником.