Интериоризация — Психологос
01 октября 2022 г., 21:30
Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.
По мнению Л. С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. По Выготскому, каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка.
Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе — рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.
В последующем процесс интериоризация был изучен П. Я Гальпериным и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Внешние действия никогда целиком во внутренний план не переносятся. Интериоризации подвергается лишь их ориентировочная часть. П.Я.Гальперин в этой связи замечает, «что не все действия целиком переносятся в умственный план» [59, c.
153]. Так, письмо в своей исполнительной, двигательной части всегда остается внешним действием. Ориентировочная же часть этого действия по мере его овладения ребенком сокращается и уходит внутрь, т.е. интериоризуется. К числу же действий, которые целиком переходят во внутренний план, относятся многие математические действия, например действие счета.- Деятельностный подход в психологии
Комментарии (3):
гость, 11 января 2016 г., 14:37
Только все это — не более чем теория. Сколько в Истории было новаторов-первооткрывателей? Тысячи! Их этому никто не учил. Потому что как и все новое этого еще НЕ было. И если человек, в том числе ребенок, решит, что он вовсе НЕ согласен с тем, что ему навязывают (хотя формально выполняет то, что ему говорят…до поры до времени), он вполне может придумать свое и развивать это по-тихому.
1
ответ
Гость, 21 января 2018 г., 12:44
А не нужно ребёнку навязывать путём объяснения. Тот же Выготский доказывал, что ученика нужно наводящими вопросами подводить к самостоятельному выводу. Тогда мозг ребёнка сам находит ответ и получает колоссальное удовлетворение. Учителя-новаторы — это самоделкины. Чтобы сконструировать что-то дельное, нужно руководствоваться научными принципами, открытыми таким, как Выготский. И не его вина, что до основной массы учителей не доходит.
Гость, 06 октября 2019 г., 14:49
Термин «интериоризация» впервые встречается не у Л.С.Выготского, а в работах Дюркгейма. Очень много об этом процессе писал Пиаже. А Л.С. Выготский вступал с ним в полемику. Отсюда и этот термин в его работах.
Материалы по теме:
01 янв. 2006 г.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.
18Подробнее
01 окт. 2022 г.
Выготский, Лев Семенович
Лев Семёнович Выго́тский — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.
4Подробнее
Содержание
- Работа над собой
- Воспитание детей
- Любовь, муж-жена
- Жизнь, деятельность
- Психика и здоровье
- Общение и влияние
- Личность, общество
- Психология для профи
Новые статьи:
Популярные статьи:
Хиты недели:
Интериоризация | это… Что такое Интериоризация?
Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности[1], присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским.
По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.
В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.
Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.
У Ф. Ницше было своеобразное понимание интериоризации. В своей работе Генеалогия морали (1887), он писал, что «Все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией».[2]
См. также
- Высшие психические функции
- Интернализация
Ссылки
- ↑ Словарь.ру
- ↑ Цит. по: Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 91.
без названия
%PDF-1.6 % 1 0 объект >
Содействие интернализации: перспектива теории самоопределения
. 1994 март; 62(1):119-42.
дои: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00797.x.
Э Л Деци 1 , Х. Эграри, Б. К. Патрик, Д. Р. Леоне
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Рочестера, Нью-Йорк 14627.
- PMID: 8169757
- DOI: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00797.x
EL Deci et al. J Перс. 1994 март
. 1994 март; 62(1):119-42.
doi: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00797.x.
Авторы
Э Л Деци 1 , Х. Эграри, Б. К. Патрик, Д. Р. Леоне
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Рочестера, Нью-Йорк 14627.
- PMID: 8169757
- DOI: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00797.x
Абстрактный
Теория самоопределения (Deci & Ryan, 1985) утверждает, что (а) люди по своей природе мотивированы усвоить регулирование неинтересной, хотя и важной деятельности; (б) есть два разных процесса, посредством которых может происходить такая интернализация, приводящая к качественно различным стилям саморегуляции; и (c) социальный контекст влияет на то, какой процесс интернализации и стиль регулирования происходят. Два типа интернализации — это интроекция, которая влечет за собой принятие ценности или регулирующего процесса, но не принятие его как своего собственного, и интеграция, посредством которой регулирование ассимилируется с глубинным чувством себя. Интроекция приводит к внутренней контролирующей регуляции, тогда как интеграция приводит к самоопределению. Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что три облегчающих контекстуальные фактора, а именно предоставление значимого обоснования, признание чувств того, кто ведет себя, и передача выбора, способствуют интернализации, о чем свидетельствует последующая саморегуляция поведения. Этот эксперимент также подтвердил наше ожидание, что когда социальный контекст поддерживает самоопределение, имеет место тенденция интеграции, тогда как когда контекст не поддерживает самоопределение, имеет место интроекция.
Похожие статьи
МОТИВАЦИОННАЯ ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ И ПРОСТАЯ СТРУКТУРА В ТЕОРИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
Юнлю А., Детвайлер У. Унлю А. и др. Psychol Rep. 2015 Dec;117(3):675-91. дои: 10.2466/14.PR0.117c25z1. Epub 2015 23 ноября. Psychol Rep. 2015. PMID: 26595290
Обязательства, интернализация и оправдание: интеграция модели треугольника и теории самоопределения.
Шелдон К.М., Шахтман ТР. Шелдон К.М. и др. J Перс. 2007 г., апрель; 75 (2): 359-81. doi: 10.1111/j.1467-6494.2006.00442.x. J Перс. 2007. PMID: 17359242
Стремление к самоуважению: непредвиденные обстоятельства самооценки и саморегуляции.
Крокер Дж., Брук А.Т., Ниия Ю., Вильякорта М. Крокер Дж. и соавт. J Перс. 2006 декабрь; 74 (6): 1749-71. doi: 10.1111/j.1467-6494.2006.00427.x. J Перс. 2006. PMID: 17083665 Обзор.
Теория самоопределения и процессы романтических отношений.
Колено К.Р., Хадден Б.В., Портер Б., Родригес Л.М. Колено CR и др. Pers Soc Psychol Rev. 2013 Nov;17(4):307-24. дои: 10.1177/1088868313498000. Epub 2013 6 августа. Pers Soc Psychol Rev. 2013. PMID: 23921674
Стать тем, кто вы есть: комплексный обзор теории самоопределения и теории взаимодействия личностных систем.
Koole SL, Schlinkert C, Maldei T, Baumann N. Куле С.Л. и др. J Перс. 2019 фев;87(1):15-36. doi: 10.1111/jopy.12380. Epub 2018 23 апр. J Перс. 2019. PMID: 29524339 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Раскрытие роли внимательности в автономной мотивации в физическом воспитании и в свободное время: расширение трансконтекстуальной модели.
Хутмахер Д., Эккельт М., Бунд А., Мельцер А., Штеффген Г. Хатмахер Д. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 11 октября; 19 (20): 12999. doi: 10.3390/ijerph292012999. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36293586 Бесплатная статья ЧВК.
Детерминанты намерения продолжения телездравоохранения: мультиперспективная структура.
Се Х.Л., Лай Дж.М., Чуанг Б.К., Цай Ч.Х. Hsieh HL и соавт. Здравоохранение (Базель). 2022 15 октября; 10 (10): 2038. дои: 10.3390/здравоохранение10102038. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36292485 Бесплатная статья ЧВК.
Изучение влияния норм питания и поддержки коллективной автономии по сравнению с коллективным контролем на нездоровое питание и его интернализацию.
Кадхим Н., Амиот К.Э. Кадхим Н. и др. ПЛОС Один. 2022 19 октября; 17 (10): e0276162. doi: 10.1371/journal.pone.0276162. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36260609Бесплатная статья ЧВК.
Выявление неоднородности в использовании фитнес-приложений: анализ скрытых классов китайских пользователей.
Цзян Л.С., Сунь М., Хуан Г. Цзян Л.С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 27 августа; 19 (17): 10679. дои: 10.3390/ijerph291710679. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36078395 Бесплатная статья ЧВК.
Эстетический опыт и расцвет науки: исследование четырех стран.
Якоби С.Дж., Варга П.Дж., Вайдьянатан Б. Якоби С.