Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Интериоризация это в социологии: Интериоризация (интернализация) это

интериоризация | это… Что такое интериоризация?

   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии — в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

   В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления.

В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

   Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин.

Для Пиаже интериоризация — явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

   Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация, которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация — это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

   Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации

), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

   Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

   А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид

присваивает достижения предшествующих поколений.

   В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

   Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

   Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

   Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

   Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

   Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода

к процессам обучения и воспитания.

   Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

   Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

   Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план — не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий.

Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием.

   Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

   Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

   Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С. Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация — не «механизм», а лишь результат, характеристика .направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов — в качестве компонента внешнего практического действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

   По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

   Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.


Интериоризация — что это такое?

Интериоризация – глубинное развитие личности при взаимодействии с другими. Человек способен оценивать сам себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход, усваивать ценности общества.Теория интериоризации нашла свое применение в таких смежных науках как: философия, психология, педагогика и социология.

Интериоризация — это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходит процессы:

  • развитие мышления;
  • созревание и становление функций психики в целом;
  • формирование жизненного опыта;
  • социализация человека.

Что такое интериоризация в психологии?

Вся внешняя деятельность человека регулируется внутренней психической деятельностью. Интериоризация в психологии — это изучение процессов переработки информации поступающей извне внутрь. Человек оперирует различными сложными действиями, так формируется опыт, который позволяет осуществлять предметную деятельность уже в уме – умственные операции без участия самих предметов. Образование устойчивых структурных единиц сознания помогает личности «перемещаться» умственно в разные времена.

Изучением интериоризации занимались психологи Ж. Пиаже, Л. Выготский по мнению которых, любая психическая функция изначально складывается как внешняя, затем в процессе интериоризации укореняется в самой психике человека. Становление речи происходит в процессе интериоризации и формируется в три стадии:

  1. Взрослые своей речью воздействуют на ребенка, побуждая его к действиям.
  2. Ребенок перенимает способы общения и уже сам начинает воздействовать на взрослого.
  3. В дальнейшем, ребенок воздействует словом сам на себя.

Что такое интериоризация в педагогике?

Интериоризация в педагогике — это важный процесс развития сознания личности учащегося и ему отводится важное место и результат процесса преследует не только приобретение новых знаний учащимися, но и преобразование структуры личности. Успешная интериоризация школьников зависит от личности самих педагогов. Считается, что первостепенными аспектами в педагогике является воспитательный процесс и интериоризация человеческих ценностей, которые способствуют:

  • развитию гармоничной личности учащегося;
  • формированию устойчивой мотивационной сферы;
  • усвоению моральных и этических ценностей и норм общества.

Интериоризация в философии

Понятие интериоризации взяли на вооружение и философы. Практическая деятельность – это способ познания мира и бытия. Раздел философии – гносеология видит в практической деятельности критерий истины, но сама практика при этом является лишь средством формирования эмпирического знания. Д.В. Пивоваров сделал вывод: опыт человека формируется из практической деятельности путем сопоставления с имеющейся теоретической составляющей о предмете. Принцип интериоризации в философии указывает на то, что познавательная деятельность человека – это способ осмыслить бытие.

Интериоризация в социологии

Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия. Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности. Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:

  1. Индивидуализация. Теория Л. Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.
  2. Интимизация. «Мы» становится «Я». Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» — происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.
  3. Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности. На этом этапе происходит экстериоризация — процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.

 

Статьи по теме:

Пунктуальность — это хорошо или плохо и выработать в себе пунктуальность?

Пунктуальность – важное качество, которое стремятся развивать в себе ответственные люди, бизнесмены, руководители и те, кто понимают, что время — самая ценная вещь, а злоупотребление чужим, может сослужить плохую репутацию.

Сибарит — что это за человек и что такое сибаритство?

Устаревшее слово сибарит приобрело в наше время новый смысл. Так можно смело называть мажоров и нуворишей, кто бездумно тратит миллионы на свои «понты». Не всем известна его история появления и истинное значение.

Бодипозитив как движение против стереотипов женской красоты

Что значит бодипозитив, когда возникло это движение и почему оно вызывает много споров и критики — часто задаваемые вопросы, ведь научиться принимать и любить свое тело — важно для каждого человека и многие к этому стремятся.

Кто такой позер в молодежном сленге?

Информация о том, кто такой позер, для многих является интересной, ведь в молодежном сленге этот термин используется часто. На самом деле людей, к которым можно применять это понятие, много в современном обществе.

20 смешных фото котов, которые проявили чудеса изворотливости

20 смешных и необычных фото о том, как проводят уроки преподаватели

 

Что понимается под интернализацией в социологии? – idswater.

com

Что понимается под интернализацией в социологии?

Интернализация означает принятие социальных норм, ролей и ценностей в собственное сознание. Поскольку Парсонс использовал термин «интернализация», он относился к склонности людей принимать определенные ценности и нормы и следовать им в своем поведении.

Что такое психологическая интернализация?

н. 1. бессознательный психический процесс, посредством которого характеристики, убеждения, чувства или отношения других людей или групп ассимилируются в «я» и принимаются как свои собственные.

Что такое интернализация в социализации?

Социализация является центральным процессом в социальной жизни. Интернализация означает принятие социальных норм, ролей и ценностей в собственное сознание. Общество рассматривалось как основной фактор, ответственный за то, как люди научились думать и вести себя.

Что такое интернализация менеджмента?

Интернализация управления означает прекращение действия соглашения об управлении между Компанией и Управляющим и найм Компанией сотрудников Управляющего, все из которых, как ожидается, вступят в силу до конца 2009 года. ; Образец 1.

Что понимается под интернализацией?

Интернализация происходит, когда транзакция обрабатывается самой сущностью, а не направляется кому-то другому. Этот процесс может применяться к деловым и инвестиционным сделкам или к корпоративному миру. В бизнесе интернализация — это сделка, проводимая внутри корпорации, а не на открытом рынке.

Что является примером интернализации норм?

Культурные различия в интернализации социальных норм приводят к различиям в процессах принятия решений. Например, использование принятия решений на основе правил, ролей или конкретных случаев может быть более распространенным в коллективистских, чем в индивидуалистических культурах, о чем свидетельствует разная частота их использования, обнаруженная в китайском и 9 языках.0005

Что такое процесс интернализации?

Как определяется интернализация?

Что такое интернализация и примеры?

Интернализирующее поведение — это негативное поведение, направленное внутрь себя. Они включают боязливость, социальную изоляцию и соматические жалобы. Издевательства, вандализм и поджоги являются примерами экстернализирующего поведения. Как внутреннее, так и внешнее поведение приводит к отвержению и неприязни со стороны сверстников и взрослых.

Что такое интернализация стоимости?

Интернализация издержек – это включение негативных внешних воздействий, особенно истощения и деградации окружающей среды, в бюджеты домашних хозяйств и предприятий с помощью экономических инструментов, включая фискальные меры и другие (не)стимулы.

Что означает интернализация в социологии и других социальных науках?

В социологии и других социальных науках интернализация (или интернализация) означает принятие человеком набора норм и ценностей (установленных другими) посредством социализации.

Как теория интернализации связана с теорией торговли?

Недавняя работа связала теорию интернализации с теорией торговли, т.е. Хелпман (1984), Маркузен (1984), Этье (1986) и Хорстманн и Маркузен (1987). В этих работах разрабатываются торговые модели, основанные на предпосылке, что многонациональные фирмы имеют фактор производства, который ведет себя как общественное благо.

Кто является основателем концепции интернализации?

В результате интернализации люди принимают набор норм и ценностей, установленных другими людьми, группами или обществом в целом. Лев Выготский, пионер психологических исследований, представил идею интернализации в своих обширных исследованиях исследований детского развития.

Как проверяется причинность в теории интернализации?

Теория интернализации прямо предполагает, что причинно-следственная связь простирается от владения нематериальными активами до стоимости прямых иностранных инвестиций. Подход, основанный на изучении событий, подходит для непосредственной проверки причинно-следственной связи.

Ресурсы религиозного опыта — обзоры

Ресурсы религиозного опыта — обзоры

Священный балдахин: элементы социологической теории религии

Обзор Тима Неппера, 2001 г.

Бергер, Питер Л. Священный балдахин: элементы социологической теории религии. Город-сад: Doubleday, 1967.

(Примечание: следующий обзор касается исключительно первая половина Священного Навеса , т.е. не гипотеза секуляризации второй половины, которая позже была отклонена Бергером.)

Как составляющая социальной реальности – особенно тот компонент социальной реальности, который узаконивает аномию (см. ниже) – религия, по Петеру Бергеру, – это «диалектическое явление». Таким образом, в то время как религия возникает из человека как часть упорядоченного и осмысленная социальная реальность, люди – одновременно с – выйти из этого социально сконструированного мира и, в самом деле, являются людьми только в силу таких появление. Это диалектическое явление разобранные Бергером в терминах не двух, а трех понятий: экстернализация, объективация и интернализация.

Экстернализация осмысленно упорядоченного мировоззрение есть «антропологическая необходимость», вынужденная «незавершенностью» характер биологической конституции человека. Опираясь на работу социолога Арнольда Гелена, Бергер настаивает на слабости инстинктивная природа человека требует экстернализации социальной мир. Этот социальный мир обеспечивает порядок, смысл и безопасность, тем самым завершая то, что оставалось «естественно» неполная – человеческая природа. Можно сказать в случае людей, что искусственный это натуральный. Для человека естественно создавать искусственный мир. Культура есть этот искусственно природный мир, созданный человеком, тем самым искусственный, но созданный как естественная необходимость человеческого биологического незавершенность.

Если экстернализация – это процесс, посредством которого конструируется социальная реальность, объективация касается этого социально конструируемого реальность как фактичность, т. е. как то, что не «просто» сконструировано. Язык, например, очевидно, человеческая конструкция, но он также существует. вне его человеческих создателей и существуют таким образом, что каждый может рассматривать его по существу таким же образом, как по существу один и тот же язык. Этот «двойной смысл» объективации обуславливает не только то, что социальная реальность « там », но эта социальная реальность такова: « там для всех ». Это качество присутствия придает культуре видимость фактичности. Культура «принимается как данность» как естественная, навязывая «себя обратно нежелание отдельных лиц» как грубый факт.

Это наложение представляет собой последний сегмент у Бергера диалектический процесс миростроительства – интериоризация. В процессе интериоризации социально сконструированный мир, т. рассматривается как «там» и «там для всех» становится «там во мне». По словам Бергера, «объективная фактичность мира становится субъективной». также фактичность». Упорядоченная структура культуры становится упорядоченной структурой индивидуального человеческого сознания. Языки, ценности, смыслы, институты и т. д. общества становятся языки, ценности, смыслы, институты и т. д. личности. Однако важно иметь в виду, что «индивидуум не формируется как пассивная, инертная вещь». индивидуальное постоянная деятельность экстернализации и активного присвоения социальной реальности исключает жесткий детерминизм.

Поскольку социализация является активным, непрерывным диалектический процесс, индивидуум никогда не бывает полностью социализированным. Всегда существует разница между «там» и «здесь». Когда эта разница становится слишком большой, возникает аномия (чувство беспорядочности). некрасивая голова. С другой стороны, когда это разница становится слишком малой или совершенно не распознается актером-человеком, результаты отчуждения. Для лечения последнего из Во-первых, эти две концепции, отчуждение происходит, когда люди рассматривают социальную реальность как фактичность без измерения экстернализации, т. е. когда люди забывают социальная реальность фактически создается в первую очередь и, следовательно, может быть модифицированный. Используя такие термины, как «отчуждение» (Маркс) и «недобросовестность» (Сатр), однако Бергер, кажется, переходит от описательного социологии к нормативной социологии, предав экзистенциалистскую ориентацию: человек, который проецирует свои возможности перед лицом смерти, наиболее аутентичный; человек, который забывает это сделать, не осознавая, что находится в распоряжаться своей судьбой неправомерно.

Говорить об аномии — значит возвращаться к Бергеру. исходное предположение, что социальная реальность конструируется для того, чтобы завершить человеческая природа. Люди жаждут смысла и, следовательно, инстинктивно создавать социальное значение. Таким образом, социальная реальность придает порядок, смысл и безопасность человеку. существование, естественно лишенное таких качеств. Социальная реальность обеспечивает защиту от сил хаоса, особенно смерть, страдание и зло – грозящие расстроить человеческое существование. Отделение от этого хорошо защищенного мира приводит к аномии, опасности» пар совершенство ” человеческого существования. индивид, оторвавшийся от социальной реальности, «теряет ориентацию». в опыте» и, в крайних случаях, «теряет чувство реальности и идентичности». Такой индивидуум «становится аномичным в том смысле, что становится безмирным».

Роль религии в социально сконструированном мир есть мир теодицеи – легитимация аномических явлений. Под легитимацией Бергер понимает «социально объективированное «знание». служит для объяснения и оправдания социального порядка». Легитимации носят как «когнитивный», так и «нормативный» характер. Они затрагивают не только вопрос «что должно быть», но и вопрос «что является.» Таким образом, легитимация довольно часто предтематические — язык, жесты, рутинное социальное поведение и идентичности, моральные принципы, популярные мифы, но могут также состоять из очень сложные теории, специально предназначенные для целей обоснования. Все эти легитимации, от самых неявных до самых явных, служат поддерживают социально сконструированную реальность. Как Таким образом, легитимации работают лучше всего, когда они «скрывают, насколько это возможно», свои «сконструированный характер» (а также когда они порождают структуры правдоподобия которые закрепляют легитимации в ткани социальной структуры, тем самым делая явная легитимация не нужна). По словам Бергера: «Пусть то, что имеет выбито из земли ex nihilo появляются как проявление то, что существовало с начала времен или, по крайней мере, с начало этой группы».

Религиозные легитимации выполняют эту функцию лучше всего, если они заземлят себя в установленном Богом священном порядке космоса, чаще всего путем изометрической идентификации человеческого космоса «здесь внизу» и божественная реальность «там наверху». Как таковые они лучше всего подготовлены к решению проблемы теодицеи, предотвращая аномию, которая постоянно угрожает ворваться в приютившийся номос, апеллируя к глубочайший порядок общества – священный космос как священный покров. Бергер типологизирует религиозные теодицеи с точки зрения рационального и иррационального. континуум. Индийские теодицеи карма-сансары составляют рациональный полюс; примитивный, китайский и мистический теодицеи микрокосма/макрокосма составляют иррациональный полюс; и другие различные теодицеи — будущая компенсация, дуализм, непостижимость и т. д. — составляют середину континуума. Однако Бергер ясно дает понять, что иррационализм лежит в основе всех теодицей. поскольку теодицея по самой своей сути призывает к «отдаче себя упорядочивающая сила общества».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *