Методика интервальных повторений | Блог РСВ
Наверняка вы слышали про интервальные тренировки, когда выполняются ряд упражнений, например, отжимания на пределе, а потом делается перерыв для отдыха, и затем заново начинается выполнение. Этот метод позволяет сократить время тренировки, но при этом получить хорошую нагрузку. Также работает и наш мозг. Если нужно выучить за короткое время большое количество терминов. Используйте метод интервального повторения. Это методика основана на том, чтобы заучить новую информацию, повторяя данные через определённое время для лучшего усвоения. Как это выглядит: например, вам нужно запомнить исторические даты для сдачи экзамена. Как часто их нужно повторять?
- Заучите слова, отдохните, через 1 час сделайте первый повтор.
- Следующий повтор спустя 8 часов.
- Третий повтор через 24 часа.
- Следующий повтор через 3 дня.
- Пятый повтор через 7 дней.
Мозг человека работает так, что он лучше воспринимает информацию, если повторяет ее несколько раз на протяжении длительного времени, делая перерывы на отдых.
В зависимости от времени выделяют следующие типы:
- Ультракраткосрочное. Когда нужно быстро выучить материал и воспроизвести его через час. Применяется в выступлениях, соревнованиях, для развития памяти.
- Краткосрочное. Это усвоение информации на протяжении нескольких дней, повторяя данные с интервалами 3-5 дней.
- Долгосрочное. Этот тип применяется для заучивания данных на долгий промежуток времени. Повторять данные необходимо от 7 дней и выше. Так вы запомните информацию на долгие годы.
По типу повторений выделяют:
- Повторение по памяти — это воспроизведение информацию из головы без использования вспомогательных объектов.
- По карточкам — это усвоение данных с помощью карточек, на которых изображен рисунок, слова, цифры. Часто применяется для заучивания иностранных слов, терминов, исторических дат.
- В онлайн-программах — тут действует тот же принцип, что и с карточками. Только в приложениях данные — это определенные триггеры, которые помогают воспроизвести материал из головы.
- По носителю — это когда задали выучить параграф из учебника. Вы его читаете и затем повторяете весь текст. Этот тип похож на обычное многократное повторение.
При выборе типа повторений ориентируйтесь в первую очередь на вид, объем информации и время. Вам нужно заучить исторические даты или столицы стран для экзамена и знать всю структуру информации. Либо вам нужно запомнить небольшой список английских слов за короткий срок для диктанта. Методику интервальных повторений можно применить почти во всех случаях, так вы быстрее и качественнее запомните информацию. А чтобы быть максимально продуктивным, пройдите бесплатный онлайн-курс «Секреты личной эффективности». Узнаете, как формируется личная эффективность.
Метод интервальных повторений | Блог 4brain
Методика интервальных повторений достаточно стара, однако до сих пор ходят споры о ее эффективности. Мы решили посмотреть на этот вопрос с точки зрения науки и определить наиболее оптимальные алгоритмы повторений. Об этом и пойдет речь в данной статье. (Напомним, что у нас уже есть статья «Кривая забывания», где мы рассказывали о методике, и этот материал лучше рассматривать в качестве дополнения к ней). Кроме метода интервальных повторений, существуют другие приемы для эффективного запоминания. Их вы можете изучить на нлайн-программе «Мнемотехники».
Кривая забывания Эббингауза
В конце 1880-х психолог Герман Эббингауз занялся систематическим изучением памяти. Он запоминал бессмысленные наборы слов, а через определенные промежутки времени проверял свои знания.
В результате этих экспериментов он вывел закономерность, известную сегодня как кривая забывания Эббингауза. Схематично она выглядит так:
Суть в том, что скорость забывания информации обратно пропорциональна времени с момента ее запоминания. Чем больше прошло времени, тем медленнее она запоминается.
Эта теория не совсем верно отражает действительность. Исходя из нее, можно подумать, что рано или поздно мы должны забыть практически все. Но ведь так не происходит. Более того, некоторые моменты запечатлеваются в памяти мгновенно и навсегда.
Новая теория забывания
В своей книге «Как мы учимся» автор Бенедикт Кэри описывает новую «теорию неиспользования» (то, что он называет теорией «забыть учиться»), которая лучше объясняет, почему одни воспоминания остаются, когда многие другие исчезают.
Основной принцип этой теории состоит в том, что память обладает двумя разными факторами – возможностью хранения и возможностью извлечения. Прочность хранения не увядает с течением времени. После того как информация была получена и мозг считает, что она достигла некоторого порога важности, она сохраняется. Прочность хранения можно только увеличить через дополнительные повторения и использование информации.
Однако способность к извлечению информации из памяти не такая мощная. Она весьма непостоянна и нуждается в регулярном обслуживании. Именно из-за неспособности извлечь нужные данные мы и забываем что-то.
Предположим, вы потратили на изучение некоей информации 20 повторений. Если она достаточно важна для вашего мозга, скорее всего, он переведет ее в долгосрочную память. Если вы не будете периодически извлекать информацию из памяти, где-то через месяц она «забудется», останется каких-то 5-10%. И чтобы повторно выучить ее, вам понадобится 15 повторений. В сумме получается 35 повторений.
А что будет, если вы изначально потратите 15 повторений, а напомните себе об информации через неделю? Вам понадобится каких-нибудь 5 повторений, чтобы восстановить весь объем знаний. Еще через 3 недели вы сделаете 5 повторений. В сумме получится всего 25 повторений.
Это второй принцип теории «забудь учиться»: чем больше снижается сила извлечения, тем больше увеличивается объем обучения при повторном обращении к памяти. И наоборот, чтобы снизить объем обучения, нужно увеличивать силу извлечения (а не силу хранения). Сделать это можно путем периодических интервальных повторений.
Какие интервалы для повторений самые лучшие?
В 80-х годах, тогда еще студент Познаньского политехнического университета, Петр Возняк задумался над этим вопросом и начал свои эксперименты. В конечном итоге его исследования вылились в компьютерный алгоритм, известный как SuperMemo. Алгоритм, который определяет интервалы SuperMemo, довольно сложен, но вот упрощенная, короткая его версия:
- 1 повторение – через 24 часа;
- 2 повторение – через 7 дней;
- 3 повторение – через 16 дней;
- 4 повторение – через 35 дней.
В другом исследовании [Cepeda, Nicholas J. 2008] изучался метод интервальных повторений по отношению к дате сдачи экзамена. Ученые определили, что оптимальный разрыв между первым и вторым сеансами обучения увеличивается по отношению к тому, как далеко находится тест. В результате получилась следующая схема:
Время до экзамена | Первое повторение |
1 неделя | 1-2 дня |
1 месяц | 1 неделя |
3 месяца | 2 недели |
6 месяцев | 3 недели |
1 год | 1 месяц |
Так что если у вас через неделю будет экзамен, вы должны сделать свой первый сеанс повторения завтра или послезавтра. Также рекомендуем добавить 3-й сеанс за день до теста.
Важно знать, что эти промежутки являются приблизительными – как и почти все в науке о мозге/памяти. Очень трудно сделать совершенно конкретные рекомендации, которые будут работать для всех. Тем не менее, эти цифры близки, и вы должны учитывать их при подготовке к экзаменам.
Метод повторений с помощью флэш-карт
Метод флэш-карт очень органично вписывается в технику интервальных повторений. В результате их объединения возникла система Лейтнера. Она особенно хороша для изучения слов иностранного языка.
Для начала найдите себе несколько коробок, куда вы будете складывать карточки. Это могут быть не только коробки, но и просто резинки, которыми вы соединяете флэш-карточки. Количество коробок зависит от количества сеансов повторений. Мы рекомендуем использовать метод Петра Возняка, который вы можете отрегулировать под себя.
Номер коробки | Время |
Коробка #1 | 1 день |
Коробка #2 | 1 неделя |
Коробка #3 | 16 дней |
Коробка #4 | 35 дней |
Дополнительная коробка | По необходимости |
Выучив все карточки первый раз, вы складываете их в первую коробку. Через 7 дней вы достаете карточки из 1 коробки, повторяете их и перекладываете во вторую и т.д. Дополнительная коробка предназначена для тех карточек, в которых вы не уверены и хотите повторить их еще раз в любое доступное время.
Приложения для интервальных повторений
Ну а если вы не сторонник аналоговых технологий, можете воспользоваться приложениями для смартфона:
- SuperMemo – платный ветеран индустрии. Есть версии для ПК, iOS, Android.
- Anki – еще один вариант бесплатных электронных флэш-карт с поддержкой интервальных повторений. Работает на всех платформах. Есть улучшенная версия для Android.
- EasyWords – приложение предназначено для изучения иностранных слов.
- Mnemosyne – универсальное бесплатное мемо-приложение, а также исследовательский проект, в котором вы можете помочь изучать особенности функционирования памяти.
- Revisy – использует искусственный интеллект для индивидуальной подстройки
Заключение
Метод интервальных повторений имеет достаточно высокую эффективность и научное обоснование. Он улучшает способность мозга извлекать информацию из памяти. В качестве основы используйте алгоритм SuperMemo для вашей системы повторений. Вы также можете оптимизировать его под себя.
Кроме того, если вы хотите подойди к вопросу улучшения памяти более серьезно, советуем пройти наш курс «Развитие памяти», в котором вы получите всю необходимую информацию для эффективной работы со своей памятью и создания своей собственной системы запоминания.
Желаем удачи!
Ключевые слова:1Мнемотехники
Автор: Максим Полгин
Получить на почту
Что такое интервальное обучение — учись всему быстрее!
Интервальное обучение — это подход к обучению, который может значительно увеличить скорость и запоминание. Это может быть применено некоторыми интересными способами, и я говорю об этом все раз, поэтому я подумал, что это заслуживает отдельного поста.
Это тот самый пост.
Что такое интервальное обучение?
Интервальное обучение означает разбиение ваших учебных занятий на более мелкие блоки, а затем их распределение в течение дня. Вместо того, чтобы садиться за повторение экзамена в течение 2 часов, у вас будет два занятия по 1 часу. Или, возможно, 4 сеанса по 30 минут.
См. также: Смазка паза – обучение навыкам Бэтмена
Исследования показывают, что это простое изменение может значительно улучшить результаты обучения (исследование). Действительно интересная часть всего этого заключается в том, что это также может применяться к приобретению навыков. Например, если вы пытаетесь освоить стойку на руках, вам следует практиковаться несколько раз в течение дня, а не в течение одной тренировки. Это также называется «распределенной практикой».
Конечно, это работает не для всех вещей. Если бы вы делали то же самое с приседаниями на 1 повторение, у вас не было бы шанса восстановиться и вы вполне могли бы получить травму!
Почему распределенная практика работает?
Итак, что здесь происходит?
См. также: Контекстное вмешательство может повысить эффективность обучения
Есть несколько объяснений того, почему интервальное обучение может быть эффективным.
Во-первых, дистанционное обучение гарантирует, что вы не устанете и не потеряете интерес. Только так долго вы можете сохранять максимальную концентрацию, и только до тех пор, пока техника не сломается. Разделяя тренировки, вы даете себе более длительные перерывы и начинаете каждую новую попытку с большей энергией.
При любом типе обучения также существует период «обдумывания». После запоминания предмета или отработки навыка связанные нейроны и нервы испытывают «постактивационное потенцирование». Другими словами: они с большей вероятностью сработают снова в будущем (вот почему вы чувствуете, что плывете после прыжков на батуте). Когда вы используете стратегию распределенной практики, вы получаете несколько периодов обдумывания. Это в конечном итоге увеличивает количество времени, в течение которого задействованные пути активны!
См. также: Почему следует распределять тренировки в течение дня
Вот почему начать тренироваться часто бывает труднее всего (когда вы «в потоке», все становится намного проще). Каждый раз, когда вы начинаете новую сессию обучения, вам нужно начинать снова «с нуля». Это также может означать извлечение информации из долговременной памяти и «загрузку» ее в рабочую память. В результате вы станете на лучше в получении этой информации.
Как извлечь из этого максимальную пользу
Теперь у вас есть хорошее представление о том, что такое дистанционное обучение. Как извлечь из этого максимальную пользу?
Для тренировок подумайте о том, как вы планируете сами тренировки. Например, если вы сосредоточены на изучении новых навыков, использование схемы может иметь больше смысла, чем выполнение каждого типа упражнений по порядку.
Схема может иметь больше смысла, чем последовательное выполнение каждого типа упражнений.
По крайней мере, вам может быть полезно попрактиковаться в стойке на руках в самом начале тренировки и еще раз в самом конце.
Это также служит основанием для разделения ваших тренировок в течение дня, для смазывания канавки и для использования «случайных тренировок». Обычный пример смазывания канавки — держать турник в дверном проеме и выполнять подтягивания каждый раз, когда вы проходите через него. Это вариант, за который выступает Павел Цацулин (думаю, он и придумал этот термин).
См. также: Дополнительное обучение: все может быть обучением
Для получения информации
Для заучивания информации отличной стратегией является использование стикеров. Вы можете разместить вещи, которые вам нужно выучить, по всему дому, и таким образом постоянно подвергать их воздействию. Я также люблю устанавливать напоминания на моем телефоне.
Использование стикеров — отличная стратегия.
Существует ряд интересных «систем обучения», построенных на принципах интервального обучения.
Система Лейтнера, например, использует карточки, но увеличивает интервалы между ними. Информация на карточках сортируется по ячейкам, каждая из которых показывает, насколько хорошо вы знаете эту информацию. Неправильное описание содержимого карты приводит к перемещению карты в более сложную коробку.
Некоторые интересные последствия интервального обучения
Есть несколько интересных последствий, которые возникают из интервального обучения.
Во-первых: думать об этом применительно к рекламе немного жутко. Обычно мы видим рекламу с интервалом в течение дня, что резко увеличивает вероятность того, что мы запомним эти вещи! Фу.
Еще один вывод, который я нахожу, пожалуй, наиболее захватывающим, заключается в том, что мы, по-видимому, созданы для «пассивного» обучения. Это может быть одной из причин того, что языковое погружение так хорошо помогает при изучении иностранного языка. Языковое погружение — это стратегия, которая предполагает, что вы должны просто познакомить с иностранным языком, чтобы лучше его выучить. Это автоматически приведет к таким вещам, как интервальное обучение, поскольку вы будете постоянно знакомиться с определенными словами и фразами, а не учить их организованными «блоками». Это также позволило бы нам извлечь выгоду из эффекта контекстной интерференции (ресурса).
Лучшая тренировка — это не тренировка. Лучшее обучение — это не обучение. Тело устроено так, чтобы приспосабливаться к окружающей среде, поэтому меняйте окружающую среду, чтобы изменить организм! Интервальное обучение является мощным, потому что оно меняет среду.
Неврология, стоящая за эффектом интервалов
Интервалы между учебными занятиями улучшают долговременную память и удержание — и это намного лучше, чем зубрежка в ночь перед экзаменом.
Фото Фрэнка Вессии на Unsplash
В этом учебном году классы выглядят совсем по-другому. Классные доски и очное обучение были заменены слайдами PowerPoint и видеоконференциями, поскольку многие студенты перешли на виртуальное обучение. В то время как бушуют споры о том, какой тип образования лучше, более или менее решен более фундаментальный вопрос об обучении в любом месте: как лучше всего ученикам запоминать информацию?
Ответ? Просто распределите несколько учебных сессий в течение длительного периода времени. Названный «эффектом интервала», сотни исследований демонстрируют, что он улучшает долгосрочное обучение и запоминание — и это намного лучше, чем зубрежка в ночь перед экзаменом.
Долгая, обширная история
Спустя более 130 лет после того, как немецкий психолог Герман Эббингауз впервые сообщил об этом явлении, ученые продолжают демонстрировать преимущества пространственного эффекта. Например, в исследовании 2015 года исследователи из Йоркского университета в Торонто обнаружили, что студенты, проходящие лекцию и контрольную викторину, повысили успеваемость. Студенты посетили 45-минутную лекцию по метеорологии. Половина студентов прошла онлайн-викторину через день после лекции, а другая половина — через восемь дней. Все студенты сдали заключительный тест через пять недель после соответствующих викторин.
Студенты, прошедшие тест через восемь дней после лекции, показали значительно лучшие результаты на финальном тесте, чем другие студенты, что позволяет предположить, что интервальное обучение может улучшить долгосрочное запоминание.
«Когда мы распределяем периоды обучения, они гораздо более эффективны для обучения, чем если бы у вас были эти повторения в тесной последовательности», — говорит Шон Канг, когнитивный психолог из Мельбурнского университета, который не участвовал в исследовании.
Эффект интервала эффективен не только на уроках естествознания. В своем собственном исследовании Канг и его коллеги обнаружили, что эта техника помогает студентам запоминать японскую лексику. Другие исследования показывают, что это полезно для взрослых, которые изучают английский как второй язык.
Что происходит в мозгу
Животные лучше учатся, когда тренировки также проходят через определенные промежутки времени. Плодовые мушки, например, научатся избегать определенного запаха, если они испытают шок, когда почувствуют его. Если они получат 10 пар шокирующих запахов, одну за другой, они будут избегать запаха в течение трех дней. Но если обучение растянуто, они будут избегать его еще на неделю — долгое время, учитывая, что их продолжительность жизни составляет всего около 50 дней.
Ключи к нейробиологии пространственного эффекта можно найти не только в мозгу плодовых мушек, но и в мозге морских слизней и грызунов.На когнитивном уровне интервальные тренировки могут предоставить больше возможностей для практики того, что мы только что узнали, как сознательно, так и бессознательно.
Одна рабочая теория утверждает, что интервальное обучение активирует клеточные процессы, необходимые для создания и поддержания долговременных воспоминаний. Например, он активирует факторы транскрипции — белки, которые связываются с ДНК и контролируют, какие гены активируются. Это, в свою очередь, определяет, какие белки производит клетка. Например, один фактор транскрипции, называемый CREB, или циклический белок, связывающий элемент ответа AMP, включает множество генов, которые, как считается, участвуют в укреплении связей между нейронами.
Но CREB требуется время, чтобы осуществить свою молекулярную алхимию. Распределение учебных сессий может дать CREB больше времени для выполнения своих задач, поскольку каждый период обучения основывается на том, что было до него.
На когнитивном уровне интервальные тренировки могут предоставить больше возможностей для практики того, что мы только что узнали, как сознательно, так и бессознательно. Кроме того, извлечение информации может укрепить нейронные связи, лежащие в основе памяти, что облегчит понимание позже.
В мозгу происходит множество вещей, которые могут объяснить эффект интервала, от изменений в экспрессии генов до когнитивных процессов более высокого уровня и всего, что между ними. Но выяснить, как все они сочетаются друг с другом и является ли одно важнее другого, остается сложной задачей.
«Проблема в том, что есть много уровней анализа, и мы вообще мало что понимаем», — говорит Шина Джосселин, нейробиолог из Детской больницы в Торонто.
Применение эффекта интервалов в классе
Возможно, мы не знаем, почему возникает эффект интервалов, но столетия исследований показывают, что он реален и может помочь учащимся в обучении. Учителя могут использовать эту технику обучения в классе несколькими способами, говорит Канг, который семь лет преподавал в Дартмутском колледже, прежде чем переехать в Мельбурнский университет. Один из методов, который он использовал, — введение темы на первой неделе, а затем повторное введение ее позже в семестре. Таким образом, студенты могут просмотреть материал, с которым они столкнулись за несколько недель до этого, объясняет он.
Но пересмотреть весь план урока не всегда возможно. Более простой вариант — создавать домашние задания или проекты, которые требуют от учащихся применения концепций, которые они изучили ранее в этом семестре. «Интервальное повторение означает не только то, что [учащиеся] перечитывают или снова слышат информацию, — говорит Канг. «Это также может включать в себя извлечение информации из памяти снова и снова с течением времени и применение того, что они узнали».
Поощряйте учащихся самостоятельно распределять учебные занятия. «Обучение происходит за пределами классной комнаты, — говорит Канг. «Роль учителей заключается в том, чтобы научить студентов этим стратегиям, чтобы они могли использовать их самостоятельно».
Для Патти Симоне, психолога, который преподает в Университете Санта-Клары в Калифорнии в течение 27 лет, трудно убедить студентов в том, что их обучение должно быть распределено по времени. «Несмотря на то, что студенты знают, что [эффект интервала] эффективен, большинство из них этого не делает», — говорит Симоне. Вероятно, это связано с тем, что интервальное обучение «представляет собой более медленный и сложный способ запоминания информации».
Те же самые стратегии и задачи остаются актуальными и в виртуальной учебной среде, которую учащиеся, вероятно, будут испытывать в той или иной степени в течение следующих нескольких лет. «Одна вещь, которую следует иметь в виду, это то, что принципы обучения — то, как мы учимся как люди — во многом одинаковы, учимся ли мы с компьютера или в классе», — говорит Канг. «Общие основополагающие принципы одинаковы, и нам нужно обращать на них внимание».
Дополнительный отчет Алексиса Внука
Об авторе
Содержание предоставлено
Ссылки
Bird, S. (2010). Влияние распределенной практики на усвоение английского синтаксиса второго языка. Прикладная психолингвистика, 31 (4), 635–650. https://doi.org/10.1017/S0142716410000172
Фэн, К., Чжао, С., Лю, Дж., Цай, Ю., Е, З., Чен, К., и Сюэ, Г. (2019 г. ). Интервальное обучение улучшает эпизодическую память за счет увеличения сходства нейронных паттернов при повторениях. Журнал неврологии, 39(27), 5351–5360. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2741-18.2019
Канг С.Х.К., Линдси Р.В., Мозер М.К. и Пашлер Х. (2014). Практика поиска в долгосрочной перспективе: должен ли интервал быть расширяющимся или равным? Psychonomic Bulletin & Review, 21 (6), 1544–1550. https://doi.org/10.3758/s13423-014-0636-z
Каплер И.В., Вестон Т. и Уайзхарт М. (2015). Интервал в смоделированном классе бакалавриата: долгосрочные преимущества для фактического обучения и обучения на более высоком уровне. Обучение и инструкция, 36, 38–45. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2014.11.001
Накиб, Ф., Соссин, В.С., и Фарах, К.А. (2012). Молекулярные детерминанты пространственного эффекта. Neural Plasticity, 2012, 581291. https://doi.