Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

История возникновения субкультуры: Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур. | Статья по теме:

Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур. | Статья по теме:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Статья

СУБКУЛЬТУРЫ.

 ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР.

                                     Автор: Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

           

 Анжеро-Судженск

2018 уч. год

Введение

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд учащимися. Он непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо, крашеные во все цвета радуги волосы, странные манеры, макияж, татуаж, одежда… Что же это такое? Как реагировать на таких учеников и студентов? Стоит ли в ужасе «шарахаться» от них или нужно просто присмотреться, прислушаться и понять, чем живут учащиеся, что у них творится в душе? Возможно, это просто попытка выделиться на фоне общего окружения. Каждый педагог решает эти вопросы для себя сам. Но, помочь ему разобраться в особенностях такого явления как субкультура можно.

В данной  статье рассматривается особая часть общественной культуры – субкультуры. Понятие, история и причины возникновения субкультуры. А так же классификация субкультур. Но, наиболее подробно описана субкультура под названием «альтернативщики».

Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.


История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное — «асоциальное» поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин «молодёжная субкультура» вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодёжная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но, правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода и т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодёжная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.

Понятие молодёжной субкультуры

Понятие молодёжных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определённой социальной группы молодёжи — таким образом, понятие «субкультура» связалось с понятием «культурная парадигма», то есть тот набор представлений и правил, который даёт своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако, изучая эту матрицу, учёные натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее очевидными. Например,  английский учёный Грант Мак-Крекен в книге «Паводок: культура, рожденная сумятицей», получившей широкую известность, описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде и т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а всё остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения  и т.д.) — это всего лишь «обезьянничанье», необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодёжной культуре как о естественной последовательности.

Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей «Язык молодёжных субкультур: социальная идентификация в действии» (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвящённых молодёжным субкультурам — англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге «Противостояние через ритуалы: молодёжные субкультуры в послевоенной Британии», вышедшей в Лондоне в 1976 г.

Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространённым является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между «главной» культурой и «отклонениями» пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодёжные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.

Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в её контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодёжи в обществе.

Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово «неформал», «неформальный»  обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал  – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

 Субкультуры – это большой яркий мир, открывающий нам различные оттенки жизни.  Это видно из классификации субкультур.

Классификация субкультур

Виды субкультур:

  • Музыкальные — субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: альтернативщики, готы, инди, металлисты, панки, растаманы, рокеры, рейверы, хип-хоп (рэперы), фолкеры, эмо, риветхеды и др.;
  • Имиджевые — субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Visual kei, кибер-готы, нудисты, стиляги, Тедди-бои, милитари, фрики и др.;
  • Политические и мировоззренческие — субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям: анархо-панки, антифа, скинхеды (все разновидности), битники, неформалы, хиппи, яппи, нью-эйдж, стрейд-эйдж и т.д.;
  • По хобби — субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: байкеры, райтеры,  трейсеры, хакеры;
  • По другим увлечениям — субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе: отаку, геймеры, ролевое движение, толкиенисты, териантропы, фурри;
  • Хулиганские — выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним. Например: руд-бои, гопники, любера, ультрас и т.п.

Альтернативщики

Остановимся на такой субкультуре, как альтернативщики.

Альтернативщики — молодёжная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесённая в Россию в 1990-х.

Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую чётких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки и её постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.

Сообщество альтернативщиков  не имеет структуры и не сформировало каких-либо чётких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д. Альтеры (сокращение от «альтернативщики»)  очень часто разделяют панковские анархические взгляды. Однако, примером альтернативной группы, имеющей чёткие политические убеждения и имеющей прочный идейный базис, служит Stone Sour.К.  На сегодняшний день,  от первоначального значения названия этой субкультуры, не осталось практически ничего, кроме якобы нон-конформистских лозунгов. Со временем альтернатива приобретает всё большую и большую популярность среди молодёжи, а как следствие — переходит в то, чему изначально предлагала «альтернативу», в ещё один мейнстримовый жанр музыки, без особой филосовской подоплёки.

Музыка делится на множество поджанров, но наибольшую популярность смогли обрести эти три: 1) Альтернативный металл. Основатели — Corrosion of Conformity, White Zombie. Исходит от хэви-металл и трэш-металл; 2) Рэпкор. Основатели — Urban Dance Squad, Rage Against The Machine, Biohazard, Limp Bizkit. Исходит от рэпа; 3) Гранж. Основатели — Nirvana. Исходит от панка.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация это — чёрные волосы, закрывающие уши, чёрная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды. Но, далеко не все альтернативщики одобряют такую «униформу», и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов.

В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и (или) различных наркотических веществ.  Это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид, зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.

Заключение

Субкультуры являются особой частью общественной культуры. Субкультуры имеют свою классификацию по различным признакам: внешнему виду, внутреннему мироощущению, политическим взглядам, музыкальным пристрастиям и другим культурным предпочтениям (кино, литература, живопись, мода  и т.д.).

Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Уважаемые педагоги, помните: внешний вид и наличие или отсутствие вредных привычек (алкоголь, наркотики и т.д.)  у представителей  различных субкультур зависит скорее от личных качеств человека, нежели от принадлежности его к какой-либо субкультуре!


Список использованной литературы и источников

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603

2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто есть кто?» — М.,1990г.

3.Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г.

4. Ольшанский Д.В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.

6. http://xreferat.com/84/1279-4-molodezhnye-subkul-tury.html

7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html

8. http://nside.ru/wiki/spisok-subkultur

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Глава 1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: «Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» 1.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина.

Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура». Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Различия между этими типами культур отражены в табл. 1. (см. приложение)

________________________________

1 С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка  М.:1994 С. 56

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

  1. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

  2. Недостатки системы воспитания и образования.

  3. Различия между поколениями, проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.

  4. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

  5. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи данной проблемы, а именно возникновения молодежной субкультуры, считают, что присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы» 1.

Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Причины вступления подростков в группы:

— одиночество – 27%;

— непонимание родителей – 24%.

Среди прочих были названы:

— стремление к защищенности;

— обособленность;

— подражание, группирование;

— свобода;

— эмоциональная насыщенность общения;

— стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы².

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

________________________________

1 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. С. 165.

² Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. С. 166-167.

Происхождение и развитие творческой субкультуры готов

Происхождение слова «гот» связано с Римской империей, но не имеет ничего общего с субкультурой. Готы были германским племенем, которое помогло победить Римскую империю. Напротив, готический роман восемнадцатого века является пионером современного понимания термина «готика», поскольку это жанр, связанный с настроением ужаса, болезненности и тьмы.

Он также создал множество иконографий литературы ужасов и кино, таких как кладбища, вампиры и мелодраматические сюжеты. Сама готическая субкультура зародилась как менее агрессивное, но более экстравагантное ответвление музыкального жанра пост-панк в конце 19-го века.70-х годов в Соединенном Королевстве. (Telegraph.co.uk, Thompson, D. 2002, 48-50.)

Термин «готика» по отношению к музыке впервые был использован менеджером группы Joy Division Энтони Х. Уилсоном, когда он описал группу как «Готика по сравнению с поп-мейнстримом» в 1979 году. Joy Division были одними из пионеров готической музыки наряду с такими именами, как Bauhaus, Siouxsie, The Banshees и The Cure.

Joy Division просуществовали недолго, потому что их вокалист Ян Кертис вскоре покончил жизнь самоубийством, но оставили неизгладимый след и свое имя как основателей готической музыки. Поскольку сцена зародилась как музыкальный жанр, она по-прежнему остается ядром и истинной сущностью субкультуры, в отличие от многих людей, использующих этот термин в отношении того, как они одеваются или вечеринки, которые они посещают, истинный дух субкультуры заключается в том, в его музыке. (Goth.Net, Томпсон, Д. 2002, 48-50.)

Готик-рок развился из пост-панка в конце 1970-х. В начале 1980-х одна группа в шутку назвала новое зарождающееся движение «готикой», и поэтому оно превратилось из ярлыка для нескольких групп в ярлык для движения. В целом панк был агрессивным роком, когда готические группы были более замкнутыми и личными, с элементами, отсылающими к готическому роману.

Открытие легендарной Batcave, места встречи рокеров с более мрачным уклоном в Лондоне, помогло готической рок-сцене окончательно превратиться в субкультуру. Раньше звучала самая разная музыка, и в покровителях не было классификаций.

Поскольку большинство групп были частью великого поколения новой волны/пост-панка, для многих из них было обычным делом отрицать свою связь с термином «Гот». Только в последние годы для групп стало модным называть себя готами раньше, чем кто-либо другой. (Starvox Music Zine, Thompson, D. 2002, 48-50.)

Субкультура началась с недовольной молодежи, происходящей из среднего класса, как способ для них создать свои собственные культуры, отличные от общества, в котором правил материализм. и элитарность.

Гот, как субкультура, не имеет предубеждений по отношению к другой сексуальности, расе, религии или возрасту, и по этой причине ее можно легко сравнить с движениями хиппи. Общеизвестно, что готы выделяются на уличной сцене своей темной одеждой, но исследование, проведенное Сассексским университетом, утверждает, что родители не должны беспокоиться, если их дети-подростки вдруг начнут одеваться соответствующим образом.

Наоборот, они должны радоваться, так как, согласно исследованию, в котором изучалась готская сцена по всей Европе, «буржуазные» готы — это средний класс до мозга костей — очень утонченная, чувствительная группа, увлекающаяся старой литературой и не очень склонная к анти -социальное поведение. (Telegraph.co.uk, Томпсон, Д. 2002, 50-51.)

В середине 1980-х большинство постпанк-групп исчезли, и панк исчез, поэтому в это время большинство готических групп либо распались, либо пришли к решению изменить свой стиль. Панк-одежда и прически смягчились, а первоначальная идея отбросов общества осталась краеугольным камнем субкультуры.

Как и каждая субкультура, готы тоже расширились, но иногда изменения приводят к бунту. Сегодня готический стиль во многом является заявлением против моды, но это не помешало ему стать модным среди массовой культуры и мейнстрима, даже в Голливуде.

Напротив, «Гот» можно легко использовать как заявление против общества или его ценностей, взяв некоторые концепции готического романа и используя их в качестве реквизита.

Поскольку другое всегда считается опасным, а средства массовой информации оказывают такое значительное влияние на решения общества, такие вещи, как сатанизм и нечестивая деятельность, могут ассоциироваться с термином «гот».

Одним из музыкальных жанров, часто ассоциируемых с готической субкультурой, является готик-метал, в котором средневековая готическая музыка сочетается с хэви-металом. В Соединенном Королевстве не менее важным был постепенный подъем кибер-готики, которая сочетает электронные звуки и биты с концепциями, связанными с готическим романом. (Telegraph.co.uk, Томпсон, Д. 2002, 50-51.)

Медленно, но верно, казалось, наблюдается приток электронной музыки под видом индастриала.

Популярность этих групп возросла — особенно среди молодежи, у которой есть энергия для расширения, с помощью постоянно совершенствующихся технологий любому легко быть «группой» из одного человека с заранее запрограммированными звуками.

Поскольку концепция готической и особенно готической музыки с годами расширилась, многое из того, что связано с этим термином, изменилось, чтобы сделать некоторые аспекты субкультуры слишком близкими для некоторых к мейнстриму.

Тип готической музыки определяет многие дресс-коды в культуре, которую слушают, когда эстетика определяет культуру. Многие клубы полностью изменили свою форму, исключив слово «гот» из своих листовок. Это результат того, что две субкультуры стали слишком разными, чтобы сосуществовать в одной среде.

Быть готом сегодня широко считается фазой, из которой многие вырастут, но спорно оказалось, что это одна из давних субкультур, все еще существующих.

В этой статье обнаруживается, что даже несмотря на то, что готы могут по-разному воспринимать этот термин и то, что с ним связано, или разные представления о предпринимательстве и разные взгляды на деловую жизнь, следует принимать во внимание универсальность готов. (Starvox Music Zine, Telegraph.co.uk.)

Monstrosity возвращают свой выдающийся дэт-метал в Колумбию

Sinister отправляются в тур по Латинской Америке, включая концерт в Боготе, Колумбия Трэш-метал в Боготе, Колумбия

Агнец Божий устраивает концерт «Omens» в Боготе 25 апреля

Начните печатать и нажмите Enter для поиска

Исследования для. ..

Субкультуры | Encyclopedia.com

Точка зрения, с которой согласны многие историки костюма, заключается в том, что мода в ее нынешнем понимании — склонность к постоянным изменениям в дизайне одежды, цветах и ​​вкусах — является относительно недавним явлением в истории человечества, практически неизвестная до четырнадцатого века и возникшая только с появлением торгового капитализма, сопутствующим ростом мировой торговли и ростом средневекового города. (Среди немногих исключений — Китай династии Тан и Япония периода Хэйан.) Другие ученые анализировали моду как аспект отчетливо современной и западной потребительской культуры, которая впервые получила импульс в восемнадцатом веке, одновременно с началом промышленной революции. В любом случае быть «модным» в этом смысле этого слова следует понимать не как естественный, универсальный или биологически данный аспект человеческого поведения, а как социально и исторически специфическое состояние. Иными словами, мода — это культурная конструкция. Само его существование, форма и направленность зависят от сложного взаимодействия вполне конкретных экономических, политических и идеологических сил.

Если мода носит культурный характер, то модные субкультуры представляют собой группы, организованные вокруг определенных особенностей костюма, внешности и украшений или основанные на них, которые делают их достаточно отличительными, чтобы их можно было признать или определить как подмножество более широкой культуры. В зависимости от рассматриваемой группы субкультуры могут быть слабо или тесно связаны; их коллективная идентификация может быть приписана им самим или приписана им посторонними. Определенный пол, возраст, социальный класс или этническая принадлежность могут доминировать в членстве. Субкультуры часто создают свою собственную самобытность, противопоставляя себя «мейнстриму» — принятой, предписанной или преобладающей моде того времени. Они могут быть либо радикальными и дальновидными, либо реакционными и консервативными по отношению к доминирующему способу одеваться: в любом случае они стремятся к исключительности. Таким образом, хотя само существование этих субкультур может зависеть от моды, их представители могут оспаривать актуальность моды (как феномена и терминологии) для их собственной идентичности, возможно, предпочитая ориентироваться на идею «стиля» или «анти-стиля». мода.» «Анти-мода — это тот «истинный шик», который раньше определяли как элегантность, которая никогда не привлекает к себе внимания, простота, которая «занижена»… моды в целом» (Уилсон, стр. 183–184).

Ранние примеры

Книга Элизабет Уилсон Украшенные мечтами включает полезное вступительное обсуждение некоторых форм ранних европейских модных субкультур, которые предпочитали бунтарскую или оппозиционную одежду. Наряду с «великим мужским отречением» начала девятнадцатого века, когда мужчины отказались от пижонской надушенной женственности в пользу классической сдержанной трезвости, появилась фигура денди эпохи Регентства. Хотя дендизм был англичанином по происхождению, он вскоре нашел отклик в послереволюционной Франции, где его переняла авангардистская молодежная субкультура Incroyables. Типичный денди, несомненно, был движим нарциссической одержимостью имиджем, демонстрацией и представлением себя через одежду; однако его больше всего заботило чистое качество ткани, покроя и формы, а не властное или показное украшение. Таким образом, этот кружок молодых джентльменов характеризовался духом стоического героизма, дисциплинированным стремлением к утонченности, элегантности и совершенству, разнообразное историческое наследие которого можно увидеть в мужском эдвардианском платье 19-го века.Субкультура модов 60-х и персонаж Джона Стида в культовом телешоу Мстители.

Брезгливости денди можно противопоставить пышность богемы, которая также возникла в начале девятнадцатого века, но как романтическая реакция на воспринимаемый бесчеловечный утилитаризм и рационализм промышленной революции. Хотя романтический бунтарь по происхождению часто принадлежал к высшему среднему классу, романтический бунтарь — как художник, провидец или интеллектуал — был принципиально антибуржуазным по вкусам и мировоззрению, их нравственный поиск самообновления через искусство был синонимом желания избежать запретов общества. обычный образ жизни и внешний вид. Богемная контркультура была характерной чертой многих крупных западных городских центров творчества — Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Берлина, Сан-Франциско — через регулярные промежутки времени в течение последних двухсот лет. От небрежных галстуков, романтических мантий и этнической экзотики ранней французской богемы до экзистенциально вдохновленной черной униформы и бледного цвета лица 19-го века.Битники 50-х годов, натуральные ткани, дизайн с восточным влиянием и психоделическая эстетика хиппи 1960-х, книга Уилсона содержит описания их многочисленных и разнообразных форм портняжного инакомыслия.

Поскольку призывы к освобождению физического «я» от ограничений, налагаемых социальными условностями в одежде, могут подразумевать потребность либо в повышении функциональности дизайна, либо в ослаблении до сих пор слишком жестких форм, оппозиционная мода и попытки реформистской одежды могут демонстрировать как пуританскую рациональность, так и эстетические романтические элементы. Художественное или эстетическое платье девятнадцатого века требовало естественной и свободной драпировки женского тела в то время, когда женщины в плотном корсете, с узкой талией и суетой были пиком популярной моды; однако интересно, что движение, основанное в 1881 году для освобождения женщин именно от этих ограничений и препятствий традиционной викторианской одежды, должно называться «Обществом рациональной одежды». В Советском Союзе 1920s,


Рациональные аспекты дизайна одежды основывались на научных положениях марксизма-ленинизма. Художники-конструктивисты, такие как Владимир Татлин, Любовь Попова и Варвара Степанова, объединили геометрические модернистские мотивы с принципом, согласно которому форма следует за функцией, для удовлетворения потребностей городских промышленных рабочих в утилитарной одежде. Однако получившейся революционной одежде, предназначенной для массового производства, суждено было остаться — подобно эстетической одежде — вкусу меньшинства — художественному выражению авангардной субкультуры.

Молодежные субкультурные стили

Британский контекст. Несмотря на предположения об обратном, молодежные субкультуры рабочего класса, основанные на отличительных, инакомыслящих стилях, не ограничивались периодом после Второй мировой войны. Джеффри Пирсон, например, в исследовании «истории респектабельных страхов» отмечает наличие в Британии в конце девятнадцатого века беспокойного подростка-«хулигана» (австралийский эквивалент того же периода был известен как «ларрикин»). ). Несмотря на некоторые региональные различия в стиле между


различных хулиганских группировок — например, манчестерских «Скаттлеров» и бирмингемских «Острых козырьков» — была принята довольно своеобразная униформа из больших ботинок, расклешенных брюк, свободного шарфа или шарфа и фуражки. надевается поверх стрижки с ослиной бахромой. Весь своеобразный ансамбль оттенял широкий кожаный ремень с пряжкой.

Между кончиной первоначальных «хулиганов» и появлением более знакомых и четко задокументированных британских молодежных субкультур пост-19-го века прошло шесть или более десятилетий. Эпоха 45 — тедди-бои, модники, рокеры, хиппи, скинхеды и панки. Тем не менее Пирсон не видит принципиальной разницы между тем, как викторианские банды конструировали четко узнаваемые стили, присваивая элементы из ряда доступных им модных источников, и попытками более поздних «зрелищных» молодежных субкультур создать новые, оппозиционные смыслы посредством реконтекстуализации сырье с рынка — процесс, который Центр современных культурных исследований (CCCS) Бирмингемского университета в Англии назвал «бриколажем». Следовательно, плюшевые мальчики из рабочего класса начала 1950-е годы присвоили костюм с драпировкой в ​​неоэдвардианском стиле с длинными лацканами от эксклюзивных лондонских портных, которые стремились вернуть образ до 1914 года для молодых людей из высшего общества. Но теды сочетали этот предмет со шнурками на ботинках (из западных фильмов), стрижками с начесом на затылке, брюками-дудочками и туфлями на толстой крепированной подошве.

Авторы CCCS, такие как Джон Кларк и Дик Хебдидж, приняли метод анализа, согласно которому субкультурные стили «расшифровывались» или читались как текст для выявления их скрытых значений. Следовательно, привередливая и нарциссическая опрятность модников с их двухцветными мохеровыми костюмами, рубашками с воротником на пуговицах и короткими лакированными волосами можно интерпретировать как попытку молодых людей из рабочего класса, выполняющих черную и рутинную работу, выжить. на символическом уровне богатые, потребительские и бесклассовые устремления начала XIX60-е годы. Напротив, скинхеды, появившиеся позже в том же десятилетии, обычно носили очень коротко остриженные волосы или бритые головы, рубашки и подтяжки Ben Sherman, а также короткие обтягивающие джинсы или штаны с ботинками Dr. Martens — сочетание элементов, которые означало «волшебное» желание вернуться к пуританской мужественности быстро исчезающего традиционного пролетарского образа жизни. К концу 1970-х субкультурную моду стало труднее расшифровывать таким образом. Хебдиге, анализируя стиль панк в своем классическом тексте Субкультура , была вынуждена утверждать, что «урезанный» гардероб панков, состоящий из бандажных брюк, школьных галстуков, английских булавок, вкладышей для мусора и колючих волос, имел смысл только с точки зрения его самой бессмысленности, как наглядная иллюстрация хаоса. .

Американские и австралийские модели. В Британии в начале 1960-х естественными врагами крутых, опрятно выглядящих модников, ездящих на скутерах, были одетые в кожу и джинсы, украшенные эмблемами, сальные волосы рокеры или мотоциклисты, как их называл Пол Уиллис, известные за их мачо, рок-н-ролльный образ и «тонусные» скоростные заезды на сверхмощных Triumph Bonnevilles. И все же репутация британских рокеров была скромной по сравнению с дурной славой американских байкерских банд «вне закона» послевоенной эпохи, самой известной из которых были и остаются «Ангелы ада». Территориально организованные в «отделения» и поддерживающие идеологию личной свободы и консервативного патриотизма, «Ангелы» совершали свои коллективные «пробеги» на «рубленых кабанах» — мотоциклах Harley-Davidson, изготовленных по индивидуальному заказу. Их знаменитая эмблема или логотип «Голова смерти», описанная Хантером Томпсоном, представляет собой нашивку из ткани с вышитым байкерским шлемом поверх крылатого черепа и полосу с надписью «Ангелы ада» и названием местного отделения. Эти «цвета», как их еще называют, обычно пришивают сзади к джинсовой рубашке без рукавов.

Хэви-метал — это жанр рок-музыки, породивший практически глобальную моду, которая, возможно, возникла в результате скрещивания элементов байкерской, глэм-культуры и культуры хиппи. Хедбэнгеры или металлисты, как их называют, характеризуются своей типичной одеждой из черной футболки, часто с названием хэви-металлической группы, выцветшими джинсами и кожаной или джинсовой курткой, возможно, украшенной различными значками, нашивками и лентами. знаки отличия. Как у мужчин


, так и у женщин волосы обычно длинные, тело или руки часто покрыты татуировками, можно носить украшения. Сама музыка разделилась на различные поджанры, такие как трэш, дэт и слиз-метал, каждый из которых имеет свой собственный вариант общего металлического образа. Джеффри Арнетт считает молодых американских металлистов (как они названы в названии его книги) особенно склонными к отчуждению, аномии и гипериндивидуализму, которые, с его точки зрения, в целом характеризуют современную американскую молодежь.

Из-за огромной силы рынка и зависимости субкультурной моды от товарного производства и потребления стили, первоначально разработанные или популяризированные в Америке, быстро распространились на другие культурные контексты. В главе отредактированной книги Роба Уайта об австралийском опыте молодежных субкультур Стрэттон обсуждает случай боджи и виджи 1950-х годов — термины, используемые для обозначения мужчин и женщин соответственно. Стиль боджи и виджи изначально был ориентирован на джаз и джайв и частично заимствован из костюма зут (обсуждается ниже), который носили молодые чернокожие и латиноамериканцы в 19-м веке.40с. Однако позже на эту австралийскую субкультуру оказала влияние культура американских байкеров, а также она начала включать в себя элементы рок-н-ролла. Мальчики носили кожаные куртки или драпировки с тонкими завязками, брюки-дудочки и туфли-лодочки; у девочек были юбки-карандаш, туфли на шпильке или туфли с педалью, а также прически «улей» или «конский хвост».

Забытые измерения и новые разработки

Пол и этническая принадлежность. В главе Сопротивление через ритуалы Анджела МакРобби и Дженни Гарбер отметили, что большинство субкультур и стилей, исследованных CCCS, оказались преимущественно мужскими как по составу, так и по ориентации. Они пришли к выводу, что девушки на самом деле присутствовали в таких субкультурах, но были маргинализированы и невидимы из-за маскулинистского уклона писателей. Только с публикацией почти четверть века спустя Pretty in Punk , примечательного текста Лорен Леблан о канадских панк-рокершах, женщины в субкультуре, в которой доминируют мужчины, стали изучаться всесторонне, как сами по себе, так и на их основе. собственные термины. Образец Леблана продемонстрировал ряд признаков панка, в том числе ярко окрашенные волосы и ношение в стиле могавков, пирсинг на лице, татуировки и внешний вид «уличного» панка — темные мешковатые футболки и брюки с черными ботинками. Леблан заключает, что присутствие женщин в преимущественно мужской панк-субкультуре можно объяснить тем, что их членство позволяет им сопротивляться определенным нормативным и стилистическим аспектам модной (то есть мейнстримной) женственности.

Хотя этническая принадлежность, как и гендер, была относительно забытым аспектом в работах о субкультурном стиле, американские «зути» 1940-х годов являются одним из наиболее хорошо задокументированных примеров черной и латиноамериканской бунтарской моды. Взятый из черной культуры хипстерского джаза, костюм зут состоял из негабаритного драпированного и плиссированного жакета с очень мягкими плечами, который носил с брюками с высокой талией, мешковатыми коленями и тесьмой на щиколотках, часто дополнялся широкополой шляпой, надетой поверх. прическа «утиный хвост». В период военного времени нормирование материалов ношение такого экстравагантного, роскошного и показного стиля привело к росту напряженности между молодыми чернокожими и латиноамериканскими мужчинами-зооти и белыми военнослужащими США, что спровоцировало полномасштабные беспорядки в ряде городов США. .

В британской литературе о субкультурах этническое измерение обычно рассматривалось с точки зрения влияния послевоенных британских «расовых отношений» и черного стиля на формирование местной мятежной молодежной моды. Известным примером такого подхода является обсуждение Диком Хебдиджем ямайского грубого мальчика и растафарианских субкультур. Элементы первого из этих стилей — крутой внешний вид, оттенки, шляпа-пирог и узкие брюки с укороченными штанинами — вошли сначала в моду 1960-х, а затем в двухцветное движение конца 19-го.70-е годы. Растафариане, чтобы символизировать свое угнетение со стороны белого общества (Вавилон) и свое предсказанное возвращение в Сион (Африку), приняли вязаные шапки (называемые «там»), шарфы и майки красного, золотого и зеленого цветов эфиопского флаг. Тем не менее, именно прическа Раста с дредами наиболее широко использовалась некоторыми группами белой молодежи, особенно хиппи нового века и анархопанками, чтобы показать субкультурное недовольство доминирующим социальным порядком.

Постмодернизм и постсубкультура

Практика заимствования этнических означающих достигла крайних масштабов в современном трансатлантическом образце современной примитивной субкультуры. В главе Винге в книге Дэвида Магглтона и Руперта Вайнцирла « The Post-Subcultures Reader » подробно описывается, как эта субкультура, состоящая в основном из белых, перенимает аспекты так называемых «примитивных» племенных культур, такие как черные татуировки, клейма, келоиды и т.д. пирсинг перегородки. В то время как субкультурные стили, как правило, создавались путем заимствования элементов из других источников, это перемещение традиционных элементов в современную городскую среду можно рассматривать как яркий пример тенденции к более сложному взаимообогащению стилистических символов, сжатых во времени. во все более глобальном контексте. Далее утверждается, что идентичности, созданные из этих разнообразных источников, сами по себе еще более эклектичны, гибридны и фрагментированы. Такая позиция побудила некоторых авторов провозгласить, что субкультура — традиционно используемая для обозначения последовательной, стабильной и специфической групповой идентификации — больше не является полезным понятием для понимания этих так называемых «постмодернистских» или «постсубкультурных «Характеристики современных стилей.

Попытки реконцептуализации термина субкультура, такого как «неоплемя» или «постсубкультура», предпринимались на территории постмодернизма во многом благодаря американскому антропологу Теду Полхемусу. Его Streetstyle особенно стоит выделить здесь, прежде всего за его ярко иллюстрированную генеалогию субкультур конца двадцатого века, от зоокостюмеров 1940-х до нью-эйдж путешественников 1990-х, а также за его попытку в последних главах концептуализировать новый этап развития популярной уличной моды — «супермаркет стиля». «Те, кто часто посещает выставку «Супермаркет стиля»… стилистическая неразборчивость, которая захватывает дух своей небрежностью. «Панки» сегодня, «хиппи» завтра, они мимолетно перепрыгивают через идеологические барьеры, превращая историю уличного стиля в огромный тематический парк. … Все это очень точно вписывается в постмодернистскую теорию» (Полемус, стр. 131).

Книга Магглтона Внутри субкультуры представляет собой первую попытку проверить такие теоретические положения о постмодернистской моде. Используя данные интервью с представителями ряда субкультур, Магглтон в целом соглашается с постмодернистскими утверждениями о текучести, фрагментарности и радикальной индивидуальности диссидентских молодежных стилей. Он описывает, например, таких, как респондент с китайской прической, мешковатыми шортами скейтбордиста, кожаной байкерской курткой и ботинками, чья эклектичность, возможно, заставляет их отрицать какую-либо принадлежность к групповой идентичности. Пол Ходкинсон Goth — это качественное исследование самоидентифицирующих себя членов готической субкультуры. И мужчины, и женщины-готы известны своим темным и жутким внешним видом, типичными чертами которых являются черная одежда, выбеленные лица, длинные крашеные черные волосы, а также темная подводка для глаз и помада. Гот несколько отличается от Внутри субкультуры своим акцентом на сохраняющуюся культурную согласованность и стилистическую сущность британской субкультурной сцены. Тем не менее, потенциальному читателю рекомендуется найти эти два текста из-за их взаимодополняющих, а не противоречащих друг другу оценок ситуации в современной модной субкультуре.

См. также Экстремальная мода; Панк; Ретро стили; Костюм Зут .

библиография

Арнетт, Джеффри. Металлисты: хэви-метал и подростковое отчуждение. Боулдер, Колорадо: Westview, 1996.

Холл, Стюарт и Тони Джефферсон, ред. Сопротивление через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии. Лондон: Хатчинсон, 1976.

Хебдидж, Дик. Субкультура: значение стиля. Лондон: Метуэн, 1979.

Ходкинсон, Пол. Готы: идентичность, стиль и субкультура. Оксфорд: Берг, 2002.

Леблан, Лорен. Pretty in Punk: гендерное сопротивление девочек в субкультуре мальчиков. Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, и Лондон: издательство Rutgers University Press, 2002.

Магглтон, Дэвид. Внутри субкультуры: постмодернистское значение стиля. Оксфорд: Берг, 2000.

——, и Руперт Вайнцирл, ред. Читатель пост-субкультур. Оксфорд: Берг, 2003.

Пирсон, Джеффри. Хулиган: история респектабельных страхов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *