Людей, видящих звук и слышащих цвет, не так уж мало
Какого цвета буква «Я»? А какого оттенка цифра «2»? Понедельник окрашен в фиолетовый или коричневый тон? У флейты зелёный звук или серебристый? Если эти вопросы не кажутся вам абсурдными и у вас готов на них ответ, значит, вы попали в число избранных — людей, обладающих даром синестезии, чувством, позволяющим видеть звук и слышать цвет. Поздравляем.
Вы попали в весьма солидную компанию. Синестетиками были такие выдающиеся деятели мировой культуры, как писатели Набоков, Бальмонт, Рембо, Бодлер, художник Кандинский, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси, Мессиан, Чюрлёнис, известный не только своими работами в музыке, но и в живописи…
Само слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает «смешенье чувств». Неординарные способности вызывают у людей, обладающих даром синестезии, богатые и весьма неожиданные ассоциации. Так рождается творческий полёт, связь между пространствами, которые обыкновенный человек не может соединить, — между нотами и красками, поэзией, прозой, музыкой и живописью.
Доктора медицинских наук, сотрудника Института нормальной физиологии РАМН Константина Анохина синестезия привлекла ещё одной интересной особенностью: «Синестетики часто обладают феноменальной памятью. Способность воспринимать ощущения от одних органов чувств через ощущения других позволяет им без проблем запоминать и сопоставлять, казалось бы, несочетаемое. Синестетики «видят» не только звуки как зрительные образы или цвета, у них и запахи сцеплены со вкусом или (!) тактильными ощущениями, либо со звуками».
На памяти профессора — история московского журналиста Ш. с ярко выраженной синестезией. Этот человек обладал уникальной памятью, позволявшей ему даже спустя годы без ошибок воспроизводить огромные таблицы цифр и букв. Каждый звук вызывал у него уникальный букет ощущений. «Какой у вас жёлтый и рассыпчатый голос», — сказал как-то Ш. одному своему собеседнику. Голос другого напоминал ему угольки.
А тон в 2 кГц и 113 дБ он описывал так: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет, шершавая полоска, неприятный вкус, вроде пряного рассола».Синестезия передаётся по наследству
Известно, что синестезия передаётся по наследству. В своей автобиографии Владимир Набоков пишет: «Когда мне было 7 лет, я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные». Мать Набокова сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их «внутреннего» цвета, возникающего в его сознании. Кстати, этот чудесный дар унаследовал и сын Набокова Дмитрий.
В конце XIX и в начале XX века синестезия была в большой чести, о ней много говорили, устраивали вечера цвето- и светомузыки, на которых играл особый инструмент, напоминающий орган, клавиши его извлекали не только звуки, но и цвета. Во Франции и России композиторы и поэты специально писали для таких концертов «цветную» музыку и стихи.
Забавно, но впечатления синестетиков не совпадают. Например, каждый из тех, кто воспринимает буквы разноцветными, подбирает свою палитру: для одного буква «С» малиновая, для другого оранжевая, для третьего синяя. Лишь буква «О» для большинства людей с синестезией одинаковая — белая. Чем вызваны эти различия, никто не знает. Исследователи сравнивали ощущения от звуков музыкальных инструментов, которые испытывали поэт Бальмонт и художник Кандинский. Они оставили свои впечатления в стихах и живописи. У Бальмонта труба ассоциируется с «роем красных струй», у Кандинского — с жёлтым цветом, киноварью. Первый находил звучание скрипки похожим на «блеск алмаза», другой видел при этом зелёный цвет. Для поэта звук у виолончели словно «мёд густой и мглистый», флейты — «зорево-голубой», для художника — тёмно-синий и соответственно светло-синий.
..По теме
1340
Louis Vuitton выпустил рекламу с белым, красным и синим цветами и разозлил украинцев
Новая реклама французского люксового бренда Louis Vuitton вызвала неоднозначную реакцию у украинских подписчиков. Они посчитали, что белый, красный и синий цвета, использовавшиеся в ролике, являются отсылкой к российскому флагу.
Для большинства людей понедельник чёрного цвета, а воскресенье — жёлтого
Но зачем нужна синестезия? И почему она есть лишь у избранных? Константин Анохин полагает, что «то разнообразие связей в мозге, которое закладывается у ребёнка и отмирает к взрослому возрасту, у синестетиков, возможно, остаётся. Когда обыкновенный человек слышит какие-то слова, то их воспринимает слуховая кора головного мозга, а у синестетика одновременно активизируются и другие участки коры, например зрительная. Причём если слово связано с цветом, пусть и произносят его в полной темноте, то у подобных уникумов, как показали наблюдения, активируется та область мозга, которая связана с восприятием красок».
Есть и ещё одна любопытная гипотеза. Синестезия — «психическое ископаемое», наследство, доставшееся нам от далёких предков, у которых было одно-единое чувство, а не 5 или 6, которыми познаёт окружающий мир современный человек. В доказательство своей теории учёные предлагают вам самим провести анкетирование среди своих друзей: какого цвета слова «воскресенье» и «понедельник», а результаты его берутся предугадать. «Понедельник» для большинства будет более тёмных тонов (чёрный, коричневый, синий и т.п.) по сравнению с радостным воскресеньем (белый, красный, жёлтый и т.п.). Недаром на английском языке названия этих дней недели несут в себе подобные следы синестетического «атавизма». Выходной день у англичан обозначен словом ярким и радостным, как солнце — Sunday, а начало трудовой недели связали с сумерками, когда светит луна — Monday.
Как бы то ни было, синестезия — явление уникальное. И очень украшающее нашу чёрно-белую будничную жизнь.Что такое синестезия и как синестеты ощущают мир
Синестезия — это нейрологический феномен, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Синестеты могут видеть запахи, слышать цвета, буквы и цифры для них тоже имеют оттенки. «Афиша Daily» поговорила с людьми, которые живут с такой особенностью, а также узнала у исследователя синестезии, как она устроена.
«Я знаю, как выглядит моя болезнь»
В 14 лет я еще не знала этого слова [синестезия], но могла, например, почувствовать облако на вкус (сырое, холодное) или же дорогу — она слишком твердая, чтобы ее жевать. Могла мысленно полизать столб, понюхать кошку, не прикасаясь к ней.
Цвета букв я видела чуть ли не раньше, чем научилась их выговаривать. Ревность пахнет носками. Страх денежных потерь — красно-коричневая зубастая воронка внизу живота. А восхищение красотой — эмоция, обладающая «ангельским», несуществующим в земном спектре светло-красным оттенком. Я знаю, как выглядит моя болезнь гранулематоз вегенера (аутоиммунное заболевание, воспаление стенок сосудов. — Прим. ред.) — это черный, ржавый трактор.
Иногда мне снятся цвета, которых нет в природе. У них бывает своя плотность, ощущаются их квантовые частицы, температура и звук. В реальности у меня плохое зрение — левый глаз видит на 10% из‑за атрофии нерва, а зрение на правом после замены хрусталика определяется как минус два. Поэтому смотреть сны для меня большое удовольствие.
Затем заметила, что от людей у меня очень своеобразное ощущение: человек — большой комок всего, где есть и цвет, и звук, и тепло, и давление. Ощущать эту энергию неприятно из‑за противоречий в их собственных эмоциях. Из‑за своей сверхчувствительности я сильно уставала в школе, страдала головной болью от недосыпа, потому что за ночь мозг не успевал обработать всю информацию.
Находиться в общественном транспорте больше двух часов не могу, потому что после поездки кожей ощущаю на себе что‑то налипшее, мелко вибрирующее, оранжевого цвета.
Сразу хочется помыться, потому что оно словно вытягивает из‑под кожи все наружу.
Случайно я обнаружила, что могу нарисовать то, что ощущаю от человека. Например, цветовые пятна, значение которых потом расшифровываю в виде эмоций.
Синестезия заставила меня научиться бережно и тонко относиться к себе и людям, любить их. Видеть причины, связи, внутренние мотивы и противоречия. Иначе жить с таким восприятием просто нельзя — можно попросту лопнуть, как шарик. Обычный человек толстокожий, словно слон в посудной лавке, а тебе нужно делать все нежно и внимательно. Синестетики — как смартфоны новой модели среди кнопочных Nokia: слишком тонкие, хрупкие, мало держат заряд, ими нельзя забивать гвозди и копать ямы.
«Мыслю несколькими органами чувств»
У меня аурический вид особенности, а точнее — гиперстезия, то есть обостренная синестезия. Заключается она в том, что я вижу людей в линиях и орнаментах. Все они разных цветов, детализированы и индивидуальны для каждого человека. Также могу увидеть состояние человека линией, поэтому отчасти моя особенность связана с эмпатией.
В детстве я училась в художественной школе — тогда и заметила свою особенность. Пять лет назад она обострилась из‑за сильного стресса и начала меня даже мучить. Например, я заметила, что запах фото и картин мешает мне изображать то, что я хочу (я увлекалась фотографией). Окружающие стали отмечать особую цветопередачу и даже обвинять меня в психических расстройствах и наркомании. Позже я сделала из этого собственный фотоприем. То есть изображаю линии и орнаменты людей из головы, так вижу их портрет.
В какой‑то момент синестезия вызывала у меня что‑то вроде легкого обморока и состояния перегрузки. Были ощущения, будто ты расширяешься и растворяешься в пространстве. Они появляются непроизвольно, поэтому важно себя контролировать. Из‑за этого происходит самопознание, диалог с самим собой. Если остановить процесс творчества или созерцания и переключить внимание на что‑то другое, она уже не так обостряется. Я, например, сочиняю стихи, выливаю эмоции на бумагу.
Привычка в чем‑то отличаться появилась у меня в детстве из‑за замкнутости, которой сейчас у меня не наблюдается. Часто хочется быть обычной, потому что каждому нужно понимание со стороны, а оно не всегда есть в моей жизни. Когда нахожусь в обществе подобных мне людей, чувствую себя в своей тарелке. Моя любовь к особенности ставит все неудобства на второй план.
«Меня просят «пронюхать» кого‑то из знакомых»
Моя прабабушка была синестетиком. Я выяснила это уже после того, как узнала о феномене. А вот у родителей, бабушек и дедушек этой особенности нет.
На втором курсе университета я начала сравнивать преподавателей с геометрическими фигурами, и одногруппницы этому очень удивлялись. В кругу друзей рассказывала, как вижу эмоции людей — с цветами и запахами, — но все считали это ненормальным. Теперь меня считают особенной.
Синестезия для меня — это нечто вроде апгрейда головного мозга, когда можно увидеть, услышать, почувствовать больше, чем на самом деле.
Например, я вижу цвета букв и цифр: единица белая, двойка всегда была зеленой, пятерка у меня ассоциируется с красным, а девятка — с пурпурным. С буквами то же самое: О — синего цвета, Э — фиолетового, а Ю разноцветная. Согласные буквы делятся на группы. М, Н, Р, Л — темно-синие, а Ш, Ж, Г, В, Д — голубые.
Дни недели тоже окрашиваются в разные цвета. В понедельник я вижу светло-голубой, в четверг — синий, а пятница, как ни странно, у меня красного цвета. Также вижу цвета эмоций, а иногда даже чувствую их запах или вкус. Например, когда человек врет, я чувствую запах дегтя и вижу черные пятна вокруг него, а если он радуется — будет ярко-желтый цвет. Если кто‑то грустит или беспокоится, то вокруг него появляется грязно-зеленый, болотный цвет. Плохие эмоции чувствуются сильнее хороших.
Часто меня просят «пронюхать» кого‑то из знакомых. Я стараюсь называть цвет и то, какие эмоции он вызывает. Странно, конечно, но это работает, и я почти всегда «предсказываю» правильно.
А вот музыку я слушаю только с глубокими низкими звуками — например, виолончель или низкие клавиши фортепиано. Потому что эти звуки синих, фиолетовых и зеленых цветов. Если песня оранжевая, красная или желтая, с короткими и высокими звуками, то, скорее всего, она мне не понравится.
Из‑за синестезии легко могу воспроизвести номера телефонов по памяти. Я запоминаю не только цифры, но и цветовой ряд, который присутствовал в последовательности этих цифр. При этом плохо воспринимаю текст на слух, потому что звуки вызывают цветовые ассоциации, и я отвлекаюсь от слов. Если я захочу понять смысл песни или запомнить какую‑то лекцию, мне обязательно нужно иметь текст перед глазами.
Учить иностранные языки сложно, так как там совсем другие ассоциативные ряды, трудно сопоставлять их с уже существующими. Я учу английский 12 лет: сначала в школе, потом в университете, разных кружках. Но ничего, кроме самых простых ключевых слов, сказать не могу.
Кто такие синестеты
Синестетов примерно четыре процента от всего населения Земли. Чаще ими оказываются женщины. Некоторые коллеги объясняют этот факт не половым диморфизмом (анатомические различия между представителями разных полов одного и того же биологического вида. — Прим. ред.), а путаницей во время набора участников исследований: женщины попросту чаще сообщают о своей особенности.
Синестет многое понимает по-другому: окружающий мир вызывает у него дополнительную реакцию в виде цвета, вкуса и/или прикосновения. Например, буквы или цифры могут вызывать ощущение цветов, звуки речи — вкус во рту, а дни недели и месяцы могут объемно располагаться в пространстве.
Как мыслят синестеты
В некоторых исследованиях продемонстрировано, что синестеты обладают высокой проницаемостью психологических границ. Они легко переходят от мышления к интуиции, от памяти к фантазии (и наоборот), от одних эмоций и чувств к другим. Это не плюс и не минус, а индивидуальный стиль проявления нейрокогнитивного функционирования.
Как интуитивно высказывался о синестезии Владимир Набоков (сам синестет) в автобиографическом произведении «Память, говори»: «Исповедь синестета назовут претенциозной и скучной те, кто защищен от таких просачиваний и отцеживаний более плотными перегородками, чем защищен я».
Можно ли притвориться синестетом
Синестетические связи нельзя объяснить пережитым опытом или заученными наизусть ассоциациями. В отличие от фантазии синестезия более схематична, возникает непроизвольно из‑за дополнительных нейронных взаимодействий в мозге и не меняется с годами. Поэтому поймать на лжи человека очень просто. Если вы хвастаетесь, что у вас большая семья, но не можете быстро назвать, как зовут каждого из ваших родственников, то вы вряд ли сказали правду. Тот же принцип мы [исследователи] применяем к «кандидатам в синестеты». Учитываем время реакции, последовательность и точность ответов при указании на оттенки цветов. Проверить хитреца можно и аппаратурными исследованиями, например при помощи МРТ. Томография показывает необычную работу мозга (метаболическую активность). У синестета она отличается в тех зонах, которые отвечают за восприятие цвета, в частности, в зрительной коре.
Можно ли считать синестезию психической особенностью
Недавнее генетическое исследование с моим участием в качестве представителя из России выявило, что связи синестезии с шизофренией и расстройствами аутистического спектра нет. То есть это не болезнь, а особенность нейрокогнитивного функционирования и особая чуткость к вербальности, музыкальности и письменности — в зависимости от разновидности синестезии.
Научиться этому невозможно. Для нее нужна предрасположенность, потому что переживания при синестезии — это не просто ассоциации. Например, цвета букв — не воспоминания и не образы, рожденные опытом, а внутренняя реакция. Я проводил эксперимент, в котором участникам предъявлялась ситуация с воображаемой восьмидневной неделей, с выдуманным днем, располагающимся между четвергом и пятницей. Они «вживались» в такой график заполнением календаря и решением задач на организацию дел на неделю. В итоге у синестетов возникала реакция на этот выдуманный день в цвете. Он никак не отличался от других, настоящих дней недели. Важно, что стимул проявлялся в непредсказуемом цвете, не имеющем аналогов вокруг. Эти синестетические цвета, порождаемые самим мозгом, часто называют марсианскими.
расскажите друзьям
теги
мозгсинестезияразум и чувства
люди
Владимир Набоков
Как синестезия вдохновляет художников — BBC Культура
Загрузка
Музыка | Цвет
Холли Уильямс, 21 октября 2014 г.
Многие известные художники испытали синестезию — союз чувств. Холли Уильямс исследует его историю и собственный опыт этого состояния.
Восприятие цвета, как мы его обычно понимаем, является визуальным: объекты имеют цвет, художники используют цвет, и мы можем вспомнить цвет мысленным взором. Но для некоторых людей цвет — это более мультисенсорное явление, связанное со звуком, текстурой, вкусом или формой. У музыки есть оттенок — как звук трубы, вызывающий дождь жженого апельсина. Цифры, буквы и дни недели имеют свой оттенок: цифра один — белая, буква L — синяя, а понедельник — красный.
Это неврологическое явление называется синестезией; если у вас его нет, это звучит странно, как напряжение сверхактивного воображения. Но если вы относитесь к примерно четырем процентам синестетов населения, такие описания столь же очевидны и естественны, как голубое небо и зеленая трава. Синестезию лучше всего описать как союз чувств; одно сенсорное переживание непроизвольно и постоянно вызывает другое. Существует до 70 различных типов — от дегустации времени до обоняния симфонии — хотя наиболее распространенные связаны с цветом.
У меня графемно-цветовая синестезия. Цифры, дни, месяцы и буквы (и, соответственно, слова) имеют свои очень четкие оттенки. Приведенные выше примеры — мои собственные: L может быть только синим. Это наиболее распространенная форма синестезии, и только когда мне было немного за двадцать, я понял, что не все видят мир таким образом — действительно, утверждение, что слова имеют определенный цвет, можно встретить с насмешливым скептицизмом. Но я просто знаю, что среда темно-зеленая, потому что она всегда была и всегда будет. Однако поговорите с другим синестетом, и он часто будет с воем не соглашаться с вами по поводу цвета или даже точного оттенка.
У одного друга есть вкусы и текстуры, а также цвета для слов. Хотя я считаю, что моя синестезия мало влияет на мою повседневную жизнь, для нее это скорее проклятие, чем благословение. Есть слова, которые она не может произнести, не съежившись физически. Однако для других синестезия может быть бонусом, помогающим в их творческих начинаниях. Исследования синестезии не так обширны, как можно было бы ожидать: это явление игнорировалось до появления МРТ в конце 1980-х годов, доказавшего, что соответствующие области мозга действительно светятся у синестетов, но считается, что это может быть больше. распространены у художников.
Искусство нойза
В последнее время синестезия стала горячей темой музыкальных новостей, и такие музыканты, как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст, Леди Гага, Дев Хайнс и Фрэнк Оушен, вдруг захотели рассказать о своих ярких впечатлениях. Международный мега-хит Фаррелла Happy, если вам интересно, желтый, с акцентами горчицы и апельсинового щербета.
Песня Фаррелла Уильямса Happy желтого цвета с оттенком горчицы и апельсинового щербета (Фаррелл Уильямс: 24 часа счастья)
Певец и автор песен недавно настаивал в интервью, что синестезия «не редкость. Одна из главных вещей, о которых я пытаюсь рассказать публике, это то, что у большинства артистов это есть». Это может быть преувеличением, но у этого есть богатая история в искусстве. Известные синестеты (или подозреваемые, учитывая его относительно недавнее употребление и известность в качестве научного термина) включают композиторов Оливье Мессиана, Ференца Листа и Яна Сибелиуса, русского писателя Владимира Набокова, художников Винсента Ван Гога и Дэвида Хокни, легенду джаза Дюка Эллингтона и даже Мэрилин. Монро.
Одним из людей, помогающих просвещать публику, является британский композитор Ник Райан. У него графемно-цветовая синестезия, но он также видит цвета, формы и текстуры, соответствующие звуку и музыке. Как и Фаррелл, он считает свою синестезию благом — «это делает прослушивание музыки очень приятным» — и он давно хотел воссоздать ее для несинестетической аудитории.
Работая с Synaes, аудиовизуальной коллаборацией с цифровыми художниками Quayola и Sinigaglia, он сделал именно это: премьера работы недавно состоялась в лондонском Roundhouse в рамках фестиваля Imogen Heap Reverb. Высоко текстурированные, точно окрашенные цифровые изображения проецировались на большой экран, трансформируясь в соответствии с его музыкой, в которой электроника сочеталась со звуками Лондонского современного оркестра. «Я хотел, чтобы он был мультисенсорным, потому что такова природа синестезии», — говорит он. «Это сенсационный альбом для вырезок, в который погружается публика».
Электронные удары сопровождались на экране грохотом волн монохромной статики; устойчивые, рычащие струны и глубокий бас были проиллюстрированы медленно изгибающимися паутинными сетками и сетками темно-розового и ледяного цвета. Насколько это было эффективно для несинестетиков, я не мог сказать, но это определенно заставило меня осознать, что моя собственная реакция на музыку более синестетична, чем я думал раньше. Некоторые графические совпадения казались удовлетворительно правильными; другие, совершенно неправильно. Эта бледная сетка? Слишком легкий, чистый и тщательно выстроенный для звука — он должен был быть вообще темнее, тяжелее, органичнее…
Стена звука
Райан, конечно, далеко не единственный художник, пытающийся воссоздать свою синестезию. Возможно, самым известным является Василий Кандинский, чьи абстрактные картины были его опытом видения музыки в цвете, линии и форме. Его работа 1911 года Impression III (Концерт) была вдохновлена концертом в Мюнхене, на котором он услышал музыку Арнольда Шенберга, и хотя в картине есть некоторые репрезентативные элементы, ее яркий оттенок желтого описывает сам звук. Кандинский писал на эту тему с духовным пылом: «Цвет — это клавиатура. Глаз — это молот. Душа — это фортепиано с его многочисленными струнами. Художник — это рука, которая намеренно заставляет душу вибрировать с помощью того или иного ключа».
Работа Кандинского Impression III (Концерт) была вдохновлена концертом Шенберга (Василий Кандинский/Wikimedia Commons)
Кандинский играл на виолончели – инструменте, который для него вызывал глубокий синий цвет, цвет, который он также часто использовал. Хотя Анри Матисс обычно не упоминается как синестет, интересно отметить, что Анри Матисс описал тот же насыщенный, глубокий синий цвет, который широко используется в его «Синих обнаженных телах», как воздействующий на зрителя как «мощный удар гонга». Их мастерство воссоздания синестетического опыта.Считается, что и Артюр Рембо, и Шарль Бодлер были синестетами, и оба примечательны тем, что на самом деле взялись за эту тему во всеоружии9.0003
Для Бодлера существовала связь между ощущением и эмоцией. Возможно, здесь мы находимся в области метафоры — он был поклонником теории теолога Эмануэля Сведенборга о том, что каждый элемент существования соответствует другому в духовном смысле универсальной связи. Но его сонет 1857 года «Соответствия» по-прежнему вызывает воспоминания о переплетенных ощущениях: «Духи, звуки и цвета соответствуют друг другу. / Некоторые запахи прохладны, как прохладна детская плоть, / Сладки, как гобои, зелены, как луга».
У Рембо, тем временем, явно была синестезия графемного цвета, как это изложено в его стихотворении Гласные:
Черное А, белое Е, красное И, зеленое У, синее О — гласные,
Когда-нибудь я раскрою твои безмолвные беременности:
А, черный пояс, мохнатый с лопнувшими мухами,
Неуклюжий и жужжащий над вонючими жестокостями.
Ямы ночи; Е, чистота песка и павильонов,
Высокие ледниковые копья, белые короли, трепещущие кружева королевы Анны;
Он просто каталогизирует цвета букв, а затем использует их как отправную точку для диких ассоциативных полетов, одновременно красивых и тревожных. Возможно, это то, что делает вся поэзия, но нет никаких сомнений в том, что эти первоначальные цветные буквы являются для него конкретными, верными его собственному синестетическому опыту. С этим стихотворением есть только одна проблема: он ошибся в цветах. А равно очевидно красный.
Холли Уильямс, журналист The Independent.
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по телефону Twitter .
;12 известных художников с синестезией
Синестезия — это состояние, при котором мозг связывает чувства человека редким образом, вызывая необычные сенсорные реакции на раздражители. Люди с синестезией, например, могут видеть определенный цвет в ответ на определенную букву алфавита. Те, кто испытывает синестезию, «слышат цвета, чувствуют звуки и ощущают вкус форм» удивительно последовательным образом. Например, тот, кто видит «1» как сгоревший оранжевый, всегда будет видеть «1» как сгоревший апельсин — в отличие, скажем, от того, кто видит цветные галлюцинации под действием ЛСД.
Ученые до сих пор расходятся во мнениях относительно причин синестезии. Некоторые утверждают, что это серия заученных реакций, но большинство указывает на неврологическую основу. Некоторые исследования выявляют необычные связи в смежных областях мозга синестетов, как у младенцев; на самом деле считается, что все младенцы имеют синестезию до тех пор, пока им не исполнится около четырех месяцев, когда процесс синаптического сокращения обычно разрывает эти нейронные связи. Состояние, которое встречается примерно у 4 процентов населения, чаще встречается у женщин, чем у детей. мужчин и, по-видимому, является генетическим. Хотя это может проявляться по-разному, наиболее распространенными являются графема-цвет, при котором числа или буквы производят цвета, и хроместезия (звук-цвет), при которой звуки производят цвета или формы. Неудивительно, что у синестетов в восемь раз больше шансов работать в творческой сфере, и немало талантливых художников в истории имели ее.
1. Vladimir Nabokov
Занятие:
Автор
Тип синестезии: Grapheme-Color
Keystone/Getty Images
Автор нович. один в его семье испытал синестезию — его мать и сын Дмитрий также страдали хроместезией. Описание Набоковым своего состояния так же увлекательно и хорошо написано, как и любая из его работ, и в его мемуарах Говори, Память , он описывает свое состояние: «Сколько себя помню… у меня были легкие галлюцинации. Одни слуховые, другие оптические, и ни от одного из них я не получил многого… В коричневой группе есть насыщенный резиновый тон мягкого g , более бледный j и тусклый шнурок h … среди красных , b имеет тон, который художники называют жженой сиеной, m представляет собой складку розовой фланели, и сегодня я, наконец, идеально подобрал v с «Розовым кварцем» в Maerz and Paul’s 9.0041 Цветовой словарь ».
Набоков даже упоминает тот момент, когда он и его мать узнали об их общей синестезии, написав: «Мы обнаружили, что некоторые из ее букв имели тот же оттенок, что и мои, и что, кроме того, на нее оптически воздействовали музыкальные ноты».
2. Tori Amos
Занятие:
Musician
Тип синестезии: Не определенные
Astrid Stawiarz/Getty Images
Amos испытывают уникальные типы. Комментируя свою синестезию в своей книге Часть за Частью , Амос сказал: «Песня появляется в виде световой нити, как только я разорвал ее… Я никогда не видел повторяющейся структуры песни. Я никогда в жизни не видел такого светлого существа. Очевидно, что похожие последовательности аккордов следуют схожим световым узорам, но попытайтесь представить себе лучший калейдоскоп».
3. ДЖОФФРИ РАШ
Род занятий:
Актер
Тип синестезии: Графемно-цветовая, пространственно-временная синестезия
3
Mark Fet Images0003
В одном из интервью Раш сказал, что его синестезия восходит к тому времени, когда он был еще ребенком: «Когда я учился в школе, в самые ранние годы мы учили дни недели. И по какой-то причине дни недели сразу вызывали сильные цветовые ассоциации. Понедельник для меня какой-то бледно-голубой…. Вторник — кислотно-зеленый, среда — темно-фиолетовый или темноватый. В пятницу темно-бордовый, в субботу белый, а в воскресенье бледно-желтый.
Раш испытывает несколько типов синестезии, другой из которых, пространственно-временной, он описывает, объясняя: «Я могу сказать своей жене: «Эта пьеса началась во вторник, 8 мая, в 1982». Я помню, что у меня в голове была позиция, где 1982 год, а где май внутри него. Это своего рода череда холмов и долин, поэтому, если кто-то говорит, что король Карл Великий жил в 800 году нашей эры, я вижу это в определенном месте».
4. Duke Ellington
Род занятий:
Музыкант
Тип синестезии: хромометезия
Duke Ellington, Circa 1948.
в Sweetton. высказывания о том, как его синестезия повлияла на его музыку: «Я слышу ноту одного из участников группы, и она одного цвета. Я слышу ту же ноту, которую играет кто-то другой, но она другого цвета. Когда я слышу устойчивые музыкальные тона, я вижу примерно те же цвета, что и вы, но я вижу их в текстурах. Если играет Гарри Карни, D тёмно-синяя мешковина. Если играет Джонни Ходжес, G становится светло-голубым атласом».
5. BILLY JOEL
Occupation:
Musician
Type of synesthesia: Chromesthesia, grapheme-color
Mike Coppola/Getty Images
Joel is fond of his synesthetic experiences, in which songs create миры цвета. Как он сказал Psychology Today писательнице Морин Сиберг: «Когда я думаю о различных типах мелодий, которые медленнее или мягче, я думаю о синих или зеленых тонах… Когда у меня есть особенно яркий цвет, это обычно сильная мелодия, сильный ритмический рисунок, возникающий одновременно. Когда я думаю об определенных песнях, я думаю о ярких красных, оранжевых или золотых тонах».
О своей синестезии графемы и цвета Джоэл прокомментировал: «Некоторые тексты в некоторых песнях, которые я написал, мне приходится следовать цвету гласных». или — i — с «очень синим или очень ярко-зеленым… Я думаю, что красный цвет у меня больше ассоциируется с согласными, a t или p или s ; что-то более жесткое по звуку».
6. ДЕВ ХАЙНС
Род занятий:
Певец, композитор
Тип синестезии: Хроместезия
Кевин Винтер/Getty Images для FYF
Хотя синестезия может быть подавляющей и неприятной для некоторых, Хайнс, также известный как Кровавый Апельсин, тоже, кажется, ценит свое состояние. Как он сказал NPR: «Когда я был моложе, я хотел просто бросить всю банку с краской на холст и просто посмотреть, что произойдет… В то время как сейчас я получаю от этого удовольствие и исследую интересную научную часть как могу, и пытаюсь отпраздновать это и пригласить других людей насладиться этим».
7. Arthur Rimbaud
Род занятий:
Тип синестезии: Графма-колорист
Joel Saget/AFP/Getty Images
Это не определенно, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то, будь то. Гласные настоятельно предполагают это, присваивая значения цвета различным гласным:
A Черный, E белый, I красный, U зеленый, O синий: гласные, Однажды я расскажу о твоем таинственном происхождении: А, черный бархатный жакет из блестящих мушек Которые жужжат вокруг жестокие запахи, Заливы теней; Е, белизна паров и шатров, Копья гордых ледников, белые короли, крошки борщевика; Я, багровый, сплюнул кровь, улыбка красивых губ В гневе или в восторгах раскаяния; У, волны, божественный трепет зеленых морей, Мир пастбищ, усеянных животными, мир борозд Какая алхимия отпечатывается на широких прилежных лбах; О, возвышенная Труба, полная странных пронзительных звуков, Безмолвия, пересекаемые Мирами и Ангелами: О Омега, фиолетовый луч Ее Очей!
8.
PATRICK STUMPOccupation:
Musician
Type of synesthesia: Grapheme-color, chromesia
Jamie McCarthy/Getty Images
Fall Out Boy’s Stump addressed his synesthesia directly in a blog post в 2011 году. Он заявил, что «большинство букв и цифр ощущаются как цвет. Музыка также может иметь цвета, связанные с ними (но это гораздо менее выражено, чем мои графемы-цветовые ассоциации). Я разговаривал со многими музыкантами, и чем больше я разговариваю с [ними], тем больше я узнаю, что это довольно распространено». В этом Стамп прав — музыканты с синестезией довольно распространены.
9. PHARRELL WILLIAMS
Occupation:
Musician
Type of synesthesia: Chromesthesia
Brian Rasic/Getty Images for MTV
Perhaps one of today’s most well-known synesthetes, Williams is a firm believer что синестезия — это не расстройство, а преимущество — он умоляет интервьюера NPR «рассеять коннотацию, стоящую за фразой «медицинское состояние». Он объяснил: «Если я прямо сейчас скажу всем представить красный грузовик, вы’ снова увижу один. Но есть ли он в реальной жизни прямо перед вами? Нет. Это сила разума. Людей с синестезией мы на самом деле не замечаем, пока кто-нибудь не заговорит об этом, а потом кто-то другой скажет: «Нет, я не вижу цветов, когда слышу музыку», и тогда вы понимаете, что что-то изменилось».
Уильямс полагается на свою хроместезию при создании музыки, говоря: «Это единственный способ, которым я могу определить, как что-то звучит. Я знаю, когда что-то в ключе, потому что оно либо соответствует тому же цвету, либо нет. Или это кажется другим, и это не кажется правильным».
10. ФРАНЦ ЛИСТ
Род занятий: Пианист, композитор
Тип синестезии: Хроместезия
Hulton Archive/Getty Images
Сообщается, что он использовал свою синестезию, чтобы помочь с оркестровками, говоря музыкантам: «О, пожалуйста, джентльмены, немного голубее, пожалуйста! Этот тип тона требует этого!» Или: «Это темно-фиолетовый цвет, пожалуйста, поверьте! Не такая роза!» По-видимому, оркестр сначала думал, что Лист просто шутит, но со временем они поняли, что он действительно видит цвета в звуках.
11. Чарли XCX
Занятие: Певица
Тип синестезии: Хроместезия
Самир Хуссейн/Гетти Изображения
Как многие музыканты, Чарли охватывают ее синестезию и используют ее музыку: музыка в [цветах]. Я люблю музыку черного, розового, фиолетового или красного цвета, но я ненавижу музыку зеленого, желтого или коричневого цвета». С ее точки зрения, говорит Чарли, музыка The Cure «полночь-синяя или черная, но с мерцающими розовыми звездами и плывущими вокруг нежно-розовыми облаками».
12. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Род занятий: Художник
Тип синестезии: Хроместезия
AFP Photo/Wojtek Radwanski
Бедный Гог. Он, кажется, был одним из тех синестетов, которые были скорее ослаблены, чем усилены своим состоянием.