Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К духовным потребностям относится: Что относят к духовным потребностям человека?

Содержание

Духовные потребности человека — что это такое и в чем их особенность: что относится к видам социальных нужд личности и примеры их удовлетворения

Содержание

  • 1 Что это за понятие
  • 2 Описание
    • 2.1 Познавательная активность
    • 2.2 Самосовершенствование
    • 2.3 Реализация в трудовой деятельности
    • 2.4 Удовлетворение эстетических чувств
    • 2.5 Поиск смысла жизни
  • 3 Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия
  • 4 Базовые отличия от физических потребностей
  • 5 Виды
  • 6 Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры
  • 7 Роль искусства
  • 8 Заключение

Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.

Что это за понятие

У каждого из нас есть огромное количество нужд, которые требуют удовлетворения. Они проявляются на физиологическом, социальном и психическом уровнях и без утоления этой внутренней «жажды» невозможно достижение ощущения покоя, комфорта.

Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности.

Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации. И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие. Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.

К высшей ступени пирамиды относятся:

  • интерес к процессу познания;
  • тяга к развитию и саморазвитию;
  • намерение иметь любимую сферу деятельности;
  • осознание смысла своего существования;
  • определение жизненных целей;
  • жажда самореализации;
  • эстетические ценности.

Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.

Описание

Особенностью духовных потребностей является то, что не удовлетворив их, индивид не погибает, не подвергается опасности и его здоровье. Проблемы могут возникнуть лишь в контексте его психического и эмоционального состояния. Этим они отличаются от нужд материального плана.

Отличительной чертой является и мотив, побуждающий индивида к развитию внутреннего мира. Движущей силой выступает не получение ощутимой выгоды, а искренний интерес. Развивающиеся люди стремятся мыслить шире, смотреть глубже, находить то, что любопытно и может быть полезным в будущем. При этом границы познания в современном мире определяются лишь наличием или отсутствием свободного времени и ресурсов. Эффективный способ раскрытия духовного потенциала — творческая деятельность.

Познавательная активность

Познавать мир люди стремились с древнейших времен, желая понять, как устроено окружающее их пространство. Итогом их поверхностного анализа стало появление различных мифов, суеверий, верований. Многие явления природы были непонятны первобытному человеку, и он связывал их с потусторонними силами. На тот момент это был самый простой способ объяснить происходящее вокруг – грозу, дождь, смену времен года.

Тяга к познанию вывела человечество на новый эволюционный уровень, благодаря чему и по сей день мы можем совершенствовать себя и свою среду обитания. Каждая личность считает важным процесс познавательной деятельности. В поиске собственного пути мы определяем для себя наиболее интересные сферы для изучения, а также подходящие формы (практическое применение или теория, лекции или кружки и т.п.).

При этом полученную информацию необходимо систематически применять на практике, чтобы она во всей полноте усваивалась и была полезной.

Самосовершенствование

Эта потребность связана с интеллектуальным, физическим и нравственным развитием, к которому стремится индивид. Одного процесса познания становится недостаточно, в постоянно меняющемся мире человек нуждается в инструментах для личностного роста.

Развитый интеллектом можно назвать такой ум, который объединяет в себе:

  • Способность быстро и рационально принимать решения.
  • Умение оперативно находить ответы на возникающие вопросы, подключая память.
  • Повышенный уровень запоминания полезной информации.
  • Развитость различных типов мышления.
  • Качественную концентрацию, продуктивность на протяжении долгого времени.
  • Эрудированность, наличие багажа знаний и навыков.

Регулярные занятия физической активностью позволяют индивиду чувствовать себя более здоровым, привлекательным, а профессиональное увлечение спортом открывает дорогу к высоким достижениям.

В течение жизни человек совершенствует свои взгляды на окружающее его пространство и других людей, решает различные моральные вопросы и растет духовно, увеличивает силу воли, становится более мудрым.

Чтобы стать умнее, рассудительнее и сильнее, необходимо систематически уделять внимание развитию своих навыков: изучать полезные публикации, читать качественные книги, смотреть высококлассные фильмы и сериалы, играть в развивающие, доставляющие эстетическое наслаждение игры.

Реализация в трудовой деятельности

Работая в той или иной сфере, большинство людей стараются добиваться высоких результатов, расти над собой. К сожалению, не каждому удается достаточно зарабатывать, занимаясь тем, что приносит удовольствие. В такой ситуации на помощь приходит хобби, помогающее индивиду реализовать свой потенциал.

Эта потребность связана не только с духовной, но и с социальной категорией человеческих стремлений. Важно, чтобы на рабочем месте тебя ценили, уважали, поддерживали. В процессе освоения какого-либо дела личность получает новые навыки, знания и начинает лучше понимать свои жизненные цели.

Работе следует уделять столько времени и энергии, сколько возможно, при этом не допуская выгорания и сохраняя в норме физическое и психическое состояние.

Удовлетворение эстетических чувств

В той или иной степени у людей есть желание находиться в красивых местах, любоваться природой, интерьером. Это стремление к эстетике побуждает многих работать над собственным внешним видом, использовать косметические средства, покупать привлекательную одежду, заниматься спортом.

Именно поэтому в мире появляется все больше художественной продукции и творческого контента: фильмы, книги, выставки, музеи, красивые улочки для прогулок – все это способствует повышению настроения и развитию вкуса. Духовные потребности личности также воплощаются в занятиях искусством.

Поиск смысла жизни

Думающий человек склонен к философии, особенно когда он переживает непростой, кризисный период. Периодически у него возникает желание проанализировать свое существование и поставить перед собой новые цели.

Не найдя ответов на глубинные вопросы, люди часто сталкиваются с внутренними конфликтами, которые, в свою очередь, порождают депрессию и апатию. Чтобы такого не происходило, нужно прислушиваться к своему «Я», анализировать происходящее и чаще рассуждать. Кроме того, не следует требовать от себя невозможного: планка, которую вы ставите перед собой, должна быть посильной. Научиться грамотно выстраивать диалог с пространством поможет моя персональная консультация.

Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия

На формирование влияет несколько факторов:

  • Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
  • Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
  • Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
  • Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
  • Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.

Базовые отличия от физических потребностей

ДуховныеМатериальные
Без них можно обойтись. Само существование не окажется под угрозой, проблема будет только в его качестве.Воспринимаются как крайне необходимые.
В приоритете не получение выгоды (хотя такая задача может стоять), а достижение внутреннего удовлетворения.На первом месте – владение определенными благами.
Важнее всего – психическая гармония.Направлены на обеспечение тела комфортом и безопасностью.
Определяются не видимым образом и практической функцией, а внутренним содержанием.Утилитарная направленность первична.
Распредмечивание результатов культурной деятельности.Опредмечивание творений культуры.
Долговечность ценностей: даже после физической утраты о них остается память.Недолговечность: вещь имеет вес только когда запечатлена  определенной форме, оболочке.

Виды

Сферу «духа» можно разделить на две категории. К первой относится все, что связано с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление к созерцанию и приобщению к прекрасному, знакомство с работами мастеров, творцов, оценка произведений искусства.
  • Научно-познавательная деятельность, расширение границ мировосприятия.
  • Забота о физическом здоровье без видимых проблем с ним.

Ко второй – то, что относится к его реализации в обществе:

  • Желание находиться в окружении интересных, разносторонних личностей как в реальности, так и в пространстве вымыслов (художественных произведений).
  • Осуществление трудовой деятельности, что позволяет закрыть как идеальные, так и материальные «дыры».
  • Освоение моральных ориентиров, что дает возможность сравнить личные взгляды с общественным мнением.

Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры

О развитии внутреннего мира можно говорить, когда человек стремится к саморазвитию, познанию и достижению гармонии.Например, представим, что некто работает автомехаником. Он доволен своей деятельностью и заработком, но в нерабочее время интересуется физикой, планирует поступление в вуз и хочет повысить компетентность в интересующей его сфере, чтобы:

а) развиваться профессионально;
б) раскрыть свой потенциал;
в) расширить круг общения, наполнив его думающими людьми.

Без этих стремлений он вполне может прожить, но целеустремленность помогает ему чувствовать себя значимым.Человеку всегда не хватает чего-то, чтобы ощутить себя счастливым. Даже имея множество материальных благ, он не ощущает себя целостным, гармоничным.

Дело в том, что счастье – это в большинстве своем состояние ума, достичь которого можно лишь развиваясь внутренне.Определение духовных потребностей связано с высшими человеческими ценностям, однако зачастую они являются более доступными, чем материальные. Они помогают развивать мировоззрение, адаптироваться в обществе, найти свое место в мире.

  • Добро. Чаще всего воспринимается как оценка действий индивида в соответствии с законами морали. Противопоставляется злу.
  • Красота. Совокупность внешних качеств, приятных для восприятия органами чувств.
  • Истина. Стремление познать действительность без ее идеализации, объективно.

Формирование духовности происходит еще в детском возрасте. Тогда возникает чувство прекрасного. И чем больше любви к эстетике, желания развиваться родители постараются вложить в ребенка, тем плодотворнее и благоприятнее он будет взаимодействовать с миром в будущем. Сформированная, целостная личность сумеет без фатальных последствий преодолеть тяжелые жизненные испытания, связанные с потерей важных людей, разочарованиями, кризисами, смертью. Развивать свой духовный потенциал можно следующим образом:

  • Чаще общаясь с природой. Оказавшись на свежем воздухе, важно уметь расслабляться, любоваться окружающими прекрасными мелочами.
  • Обращайтесь к искусству. У каждого человека есть сфера, которая его вдохновляет: литература, музыка, танцы, кино, театр. Найдите свою и погружайтесь в изучение ее аспектов.
  • Налаживайте диалог с самим собой. Слушайте внутренний голос, который подскажет ваши истинные желания. Займитесь йогой, медитацией или отыщите иной способ оставаться наедине с подсознанием.
  • Общайтесь с животными. Это общение благоприятно влияет на людей даже на физическом уровне. Детям с различными психическими отклонениями я рекомендую проходить терапию с дельфинами для избавления от стрессов и облегчения процесса социализации.

Роль искусства

Действительно, приобщаясь к творчеству и произведениям выдающихся авторов, человечество не только решает вопрос с удовлетворением духовных потребностей, но и справляется с другими жизненными задачами.

Коммуникативная сторона художественной сферы раскрывается в литературе. Она позволяет проассоциировать себя и своих знакомых с определенными персонажами, буквально прожить их жизнь, оценить поступки и сформировать свою систему ценностей, идеалов. Она также порождает определенные идеи, которые часто становятся для человека определяющими.

Познавательная функция помогает обрести новые знания и умения, которые в дальнейшем можно применить на практике, что послужит достижению глобальных целей. При этом у индивида, который растет и развивается в благотворных условиях, раскрывается потенциал, расширяется кругозор.

Заключение

Не стоит полагать, что развитие внутреннего мира — второстепенное занятие. Это не менее важно, как и освоение материальной стороны жизни, производство вещественных благ. А порой и более. Взрослея ментально, вы постигаете новые стороны существования, открываете для себя огромное количество источников счастья, гармонии, удовлетворения. В свою очередь, это помогает держаться на плаву, даже если земля постепенно уходит из-под ног: наступает кризисный период в отношениях, карьере, взаимодействии с другими людьми и самим собой, появляются проблемы со здоровьем. Все можно преодолеть на уровне ума, если вы целостны, осознаны. Узнав, что относится к духовным потребностям человека и в чем их особенность, а также, что значит быть развитой личностью, запишитесь на мою консультацию, где вы сможете найти ответы на другие глубинные вопросы.

Материальные и духовные потребности — Студопедия

Поделись  

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и матери­ально-социальные. К материально-биологическим отно­сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага­зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на­строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо­вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос­тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко­торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».

Наиболее развитые формы познания —

научное и художественное.

Научное познание направлено на раскрытие объек­тивных законов природы и общества, объяснение и пред­сказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,

В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчле­нение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изу­чения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.

Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мыш­ления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логичес­кой, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую ста­дию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».

Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представи­тель некоторого класса предметов, что позволяет перено­сить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.

«Другим видом анализа является анализ об­щих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.

Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объ­единение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дис­циплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.

Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.

Абстрагирование — особый прием мышления, за­ключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновре­менном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо от­дельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.

Абстрагирование предполагает замещение свойств, ка­честв и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.

Обобщение — приема мышления, в результате ко­торого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.

Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, живот­ные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.

Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвес­тно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, на­против, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятель­ности определяются как «индукция» и «дедукция».

Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхи­щением результатов наблюдений и экспериментов.

Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на ос­нове фактов и их анализа выявляются общие, повторя­ющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

На их основе строится умозаключение, опирающе­еся на суждения о единичных фактах и явлениях. Сужде­ние — это вывод, в котором какой-то признак приписыва­ется всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спир­тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.

Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятност­ный характер, а потому говорить об истинности индук­тивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надеж­ными приемами и принципами.

Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индук­тивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, от­правляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.

Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Суще­ствует целый класс наук, которые принято называть де­дуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним от­носятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.

Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового вре­мени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедук­ция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, чело­веческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опо­средованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в за­щиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».

Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический под­ход, рассматривающий значение обоих приемов познава­тельно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодо­полнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед созда­ются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом. .. Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после уста­новления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».

Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от позна­ния научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составля­ет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллекту­ализм и рационализм.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах.

Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обес­печивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую опреде­ленность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определен­ную художественную концепцию, обладающую эстети­ческой ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

Архитектура (зодчество) — вид искусства, представ­ляющий собой систему зданий и сооружений, формирую­щих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:

— портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейс­твительности;

— натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

— пейзаж — изображение естественной или преобра­зованной человеком природы;

— бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

— анималистический жанр — изображение животных;

— исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

Скульптура — вид изобразительного искусства, про­изведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Ре­льефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррель­ефы. Барельефом называют низкий рельеф, который воз­вышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, кото­рый возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Декоративно-прикладное искусство — вид изобрази­тельного искусства, непосредственно связанный с бытовы­ми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусст­ву относят произведения, выполняемые из самых различ­ных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

Литература — вид искусства, отражающий дей­ствительность в словесно-письменных образах. Пер­вые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

Музыка — вид искусства, отражающий действи­тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим­настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна­ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры­вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со­здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти­пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни­ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су­щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю­дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст­ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не­сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще­ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характер­ны специфические способы воспроизведения окружаю­щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус­каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще­ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот­ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур­ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи­мым условием подготовки к труду и общению. Потреб­ность в образовании по существу является конкретиза­цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров­невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы­ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос­ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо­вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич­ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа­лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело­века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус­воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива­ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз­работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви­дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват­ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре­деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен­ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци­альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес­сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви­тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб­ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве­дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду­ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис­торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по­требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе­ние духовных потребностей становится возможным благо­даря удовлетворению сопутствующих им материальных.



Каковы ваши духовные потребности?

Как человек, стремящийся к здоровью и благополучию, я задался вопросом: «Каковы мои духовные потребности?» Во-вторых, есть ли общие для всех духовные потребности? Поэтому я провел небольшое исследование и обнаружил, в частности, исследователей в области здравоохранения, нашел эти 7 общих потребностей независимо от религии или культуры.

Итак, каковы ваши духовные нужды? Ваши духовные потребности будут состоять из следующих 7 духовных потребностей:

  1. Meaning-Making
  2. Transcendence
  3. Love/Belonging
  4. Values ​​
  5. Ethics and Morality
  6. Resolution
  7. Beauty

Researchers studied these in контекст конца жизни. Каждый помогает человеку соединиться со своим Духовным Я для более духовно здорового вас.

Многие духовные люди обнаруживают, что их потребности уникальны для их физических и эмоциональных потребностей. На самом деле, чтобы удовлетворить ваши духовные потребности, нужно многое, и в первую очередь важно понять эти семь.

Превосходство — это соединение с чем-то большим, чем вы сами.

Каждый из семи упомянутых выше элементов работает вместе в своего рода переплетении. Нельзя заниматься одним без другого. Кроме того, вы чаще всего обнаружите эти потребности, когда столкнетесь с самыми трудными жизненными битвами.

Такова жизнь.

Когда тебя сжимают, то, что действительно важно, выходит первым. Каждая потребность также универсальна. Мы все нуждаемся в них. И все они необходимы, отсюда и слово «нужно».

Итак, мужайтесь, ты их даже заслужил . Вот что я называю «Великолепной семеркой» более подробно.

Придание смысла Потребность найти смысл в страдании; найти свое предназначение в жизни; исследуя главные проблемы жизни с вопросом «Почему?» любопытным и непредвзятым образом.
Превосходство Потребность в соединении с Высшей Силой, со своим Идеальным Я и с Другими.
Любовь/принадлежность Потребность быть принятым как личность, давать и получать любовь; иметь чувство товарищества; испытывать сострадание и союз с другими
Ценности Потребность в признании ценностей; потребность сохранять разумное чувство контроля над своей жизнью
Этика/Мораль Потребность любить по совести с нравственной ясностью («я знаю, что правильно») и моральным действием («вот что Я могу с этим поделать»)
Резолюция Необходимость решить нерешенные проблемы в жизни и перед смертью; простить себя или других; вспоминать или пересматривать свою жизнь
Красота Потребность в эстетике природы, музыки и искусства

Иногда лучший способ открыть что-то — это посмотреть на то, чем оно не является . Итак, ниже приведен тот же список с их противоположностями.

Если у вас много чего в правой колонке, скорее всего, вам нужно чаще удовлетворять свои духовные потребности.

. что истории или отношения в вашей жизни остались висеть в воздухе. Вы чувствуете постоянный разрыв между тем, что произошло, и тем, что будет.
сам; вам не хватает самосознания или самопонимания; вы чувствуете себя одиноким и лишенным друзей
Любовь/принадлежность vs Социальная изоляция: вы не чувствуете себя принадлежащим к какому-либо народу, семье или группе; похоже на разъединение, но с оговоркой, что вашей личности не хватает роли в мире с теми, кто вас знает.
Ценности против Неясность и отсутствие границ: где-то вы чувствуете, что ваши личные ценности не живут или не уважаются. Вы можете почувствовать чувство неясности или гнева, поскольку потеряли чувство контроля.
Этика/мораль против Моральное расстройство и моральная дилемма: У вас не хватает чувства моральной ясности или морального смелости, чтобы действовать из вашей этики
Решение против
Красота vs Тупость: вы потеряли связь с природой и живете в низком разрешении.

Вы можете сказать, что между ними есть некоторые сходства и совпадения. Чтобы помочь вам запомнить их и то, как они соотносятся друг с другом, вы можете заметить некоторые темы.

Каждая из тем (Мир, Связь, Жизнеспособность) соответствует всем 7 потребностям. Например, возьмем Peace . Если вы сможете найти смысл в жизни, найти решение и жить в соответствии со своей моралью, вы сможете обрести чувство покоя в своей жизни. Мир также проходит через других тоже.

Например, нахождение в мире со своим духовным центром (Вселенная, Высшая Сила, Идеальное Я, «Б-г») также дает большую связь .

Ощущение того, что вы есть жизнь, имеет некоторую решимость, какую-то историю, которая связана с теми, кого вы любите, также дает много мира с жизнью и связь с вашим Я.

Удовлетворение каждой из этих потребностей дает общую жизненную силу и радость жизни.

Между духовными и эмоциональными потребностями остается значительное совпадение, потому что они имеют общую область: человеческую душу. Однако, не вдаваясь в подробности, мы можем сказать, что разница есть.

Основное различие между нашими духовными и эмоциональными потребностями заключается в том, что духовное удовлетворяет нашу потребность в священном, в связи с тем, что выходит за пределы нас (см. таблицу выше).

Наши эмоциональные потребности, с другой стороны, включают наши мысли и эмоции, поскольку они относятся к психологическому благополучию.

По правде говоря, мы не должны разъединять этих двоих далеко друг от друга, иначе мы можем быть духовно здоровыми, но психологически отсталыми или наоборот.

У каждого человека есть универсальные эмоциональные потребности. Иногда лучше просто посмотреть несколько примеров ниже. Возможно, мой любимый автор на эту тему — Дэвид Ричо в своей книге « Как быть взрослым в отношениях. » Он рассказывает о 5 аспектах любви для психологического благополучия.

  • Внимание: Занятое внимание с другими, сонастройка с нашими мыслями, чувствами, потребностями и желаниями.
  • Принятие: принято уважительно со всеми нашими чувствами, личными качествами и желаниями.
  • Оценка: Восхищаться, цениться и уважаться за наши уникальные дары.
  • Привязанность: Близость как на эмоциональном, так и на физическом уровне (физическое удержание).
  • Позволение: Позволить всему спектру эмоций и пространству существовать без осуждения.

Я предпочитаю спрашивать: «Как соотносятся наши эмоциональные и духовные потребности?» И для этого нам нужно каждое из этих Пяти А, чтобы повысить наши духовные потребности.

Но есть и что-то неполное в жизни без Великолепных 7 Духовных Потребностей. Например, с нашей эмоциональной потребностью в «благодарности» основное внимание уделяется тому, что нам нужно, чтобы другие видели о нас.

В то время как в «Трансцендентности и красоте» наши потребности заключаются в том, чтобы переключить взгляд с самих себя на что-то более грандиозное и величественное, чем наше ограниченное «я».

 «Никто никогда не смотрел на Гранд-Каньон и не говорил: «Посмотрите, какой я чудесный!»

by John Piper

отсталый психологически. Сколько религиозных/духовных людей вы знаете, которые могут медитировать, заниматься йогой и цитировать текст с самодовольным моральным превосходством, но при этом не могут признать, что злятся на своего партнера.

Разница между ними позволяет друг другу возлагать на нас ответственность за рост и зрелость. Духовные потребности сильны тем, что направляют нас вовне, а эмоциональные потребности признают наши ограничения.

Наши духовные потребности напоминают нам о нашей склонности к небесам, в то время как наши эмоциональные потребности напоминают нам о нашей склонности к земле.

Вышеупомянутые 7 потребностей являются универсальными. Когда я исследовал это, я искал модели для людей разных возрастов, ситуаций, культур и нерелигиозных людей.

Думаю, я могу с уверенностью сказать, что эти потребности универсальны, потому что болезни и смерть способны выявить наши Главные Заботы.

В одном исследовании диагноз «рак» привел к чувству страха, беспокойства, депрессии и отчаяния и может вызвать сомнения в выполнении планов на будущее. 1

Конечно, когда ваша самооценка и ваше мировоззрение оказываются под угрозой, страдают даже ваши личные отношения, потому что вам не хватает уверенности в себе, а ваши прежние стратегии выживания просто не работают, как раньше.

Жизнь учит нас своей ценности через удовольствие от ее отсутствия.

Трансцендентность может быть липким термином для недуховного. Но для их исследовательских целей казалось, что под трансцендентностью подразумевается не обязательно божественное существо (вертикальная трансцендентность), но также локальная семья и социальная сеть (горизонтальная трансцендентность).

По сути, любая связь, которая больше, чем ваше настоящее Я, является трансцендентной вещью. Иногда я хотел бы сказать, что это наше Идеальное Я.

Духовные атеисты больше склонны к этому, но дайте мне знать в комментариях ниже.

Мне нравятся списки… можешь сказать? Ниже приведен список действий, которые вы, возможно, захотите попробовать, пытаясь удовлетворить свои 7 великих духовных потребностей.

Создание смысла Терапия смысла; вступление в книжный клуб; чтение священных/религиозных текстов; найти чувство юмора в трудные времена; посвятить время делу, в которое вы верите
Превосходство Связь с другими вокруг священного; присоединение к религиозной общине; соединение со своей высшей силой в молитве или со своим ИДЕАЛЬНЫМ Я в упражнении на доске видений (сделка со своим будущим Я – какие жертвы вы можете принести сегодня, чтобы «превзойти» свое Я завтра).
Любовь/принадлежность Регулярное общение с духовным сообществом; проявляя гостеприимство с другими – приглашая незнакомца стать другом; Увеличьте количество близких друзей в своей жизни, проведя аудит дружбы.
Ценности Когда в последний раз вы брали под контроль то, что можете? начните замечать самую маленькую задачу, которую вы можете контролировать, и приложите к ней все усилия.
Этика; Мораль Я сделал это несколько лет назад: создал журнал этики, в котором подробно описывались бы ваши моральные принципы и следовали ли вы им.
Резолюция Есть ли кому-нибудь, кому нужно позвонить или простить за прошлое?
Красота посещение природы; выйти наружу; погулять в тишине и уединении; посетить место, где вы никогда не были.

Удовлетворение наших духовных потребностей — это способ личного роста. Это личностный рост, когда мы выходим за пределы себя: вверх в трансцендентности, вниз в смирении, вперед в надежде и назад в размышлениях.

Пусть сегодня ты найдешь свой дух.

Каковы духовные потребности ребенка?

Дети ничем не отличаются от этих 7 потребностей, однако они отличаются по своему духовному выражению от взрослых. На самом деле, когда я разговариваю с Селой (моей 5-летней дочерью), воображение, ужас, любопытство, приключения — это очень полезные способы переживания для нее.

Я бы сказал, что при воспитании духовности ребенка нам нужно большему научиться, чем предложить. Во многих отношениях они нуждаются в моделировании детского удивления даже в нашем старшем возрасте.

Какие есть примеры духовной заботы о себе?

Я работаю в сфере здравоохранения, где невозможно удовлетворить все потребности людей. Итак, мои коллеги и я находим время, чтобы освежиться медитацией осознанности, чаем и разговорами друг с другом для подведения итогов и ведения дневника. Я также проводил растяжку, дыхание и тайцзицюань во время перерыва. Когда вы можете уделить время себе, а затем подумать о проделанной работе, вы обретете больше сострадания, благодарности и свежести для грядущих дней.

Примечания:

  1. Обзор Значение, духовность и хорошее самочувствие у выживших после рака. Вашон М.Л. Семин Онкол Нурс. 2008 г., август; 24(3):218-25. ↩

Понимание духовных потребностей | Что такое духовные потребности?

Понимание духовных потребностей

Как бы вы отреагировали, если бы кто-нибудь спросил вас о ваших «духовных нуждах»? Вы были бы не одиноки, если бы вам было интересно, о чем они говорят. Это окольный способ спросить, к какой деноминации вы принадлежите? Они намекают, что пора позвать священника? А что, если вы не особенно религиозны?

Воспроизвести видео

Что такое духовные потребности?

Правда в том, что если вы имеете дело с проблемами в конце жизни, независимо от того, встречаете ли вы смерть лично или теряете любимого человека, у каждого человека есть уникальные духовные потребности. И разговор с кем-то, например, с капелланом, служителем или советником, может быть хорошим способом изучить их. Это потому, что духовные потребности не совсем совпадают с религиозными потребностями. На самом деле они гораздо шире.

Доктор Карен Гроувс из Мерсисайда, работающая в сфере паллиативной помощи, объясняет: «Независимо от того, признают ли они это — и признают ли это другие люди — у каждого есть духовное измерение. Всегда есть что-то, что придает им смысл жизни, что бы это ни было. Следовательно, в конце жизни у каждого будут какие-то духовные потребности, и мы должны их осознавать».

Таким образом, в это время вы можете обнаружить, что у вас есть общие вопросы о смысле жизни, о правильном и неправильном или даже о конкретных религиозных темах, которые вы хотели бы обсудить с кем-то вроде капеллана. Даже если вы не считаете себя религиозным, вы все равно можете столкнуться с некоторыми из этих проблем. Вот несколько типичных примеров:

Примеры типичных духовных вопросов

Значение

– Чего я добился в своей жизни?

– Как найти смысл в оставшемся времени?

– Есть ли вообще смысл в жизни?

Правильно и неправильно

– Был ли я хорошим человеком?

– Мне нужно прощение / простить

– У меня есть этические вопросы относительно хорошей смерти

Вера

– Я сомневаюсь в своей вере/сердит на Бога

– Я не религиозен; что со мной будет?

– Мне нужна поддержка капеллана или молитвы

Вопросы, уникальные для вас

Конечно, духовные вопросы, которые у вас могут возникнуть, будут уникальными для вас. И в конечном итоге это ваше решение, когда и нужно ли вообще вести эти разговоры. Однако многие люди, борющиеся с проблемами конца жизни, говорят, что новое понимание смысла жизни помогло им в этом путешествии.

У политического стратега Филипа Гулда диагностирован неизлечимый рак пищевода. В последние несколько месяцев своей жизни он написал « Когда я умру », книгу, содержащую «уроки из зоны смерти». Он размышлял о том, как смерть изменила его горизонты, написав: «Смерть придает жизни смысл, а знание того, что однажды ты умрешь, дает тебе ощущение, что в твоей жизни есть смысл. Когда вы скоро умрете, вы действительно чувствуете абсолютную интенсивность жизни. Жизнь становится полностью прежней не только потому, что ее осталось так мало, но и потому, что действительная природа опыта более полноценна, чем прежде». 1

Обсуждение проблем

Не каждый способен приблизиться к смерти с таким умиротворением. Могут быть незавершенные концы, которые нужно связать, попытки простить людей или сожаления о вещах, которые никогда не были сделаны. Независимо от вашей отправной точки, стоит подумать о том, чтобы потратить время на обсуждение этих проблем с кем-то, кто обучен справляться с ними.

Для некоторых откровение капеллану или советнику о прошлом, о том, как вы справляетесь со смертью, о своих надеждах/страхах и даже о вопросах о жизни в целом, может показаться чересчур.

Католические капелланы

Отец Питер Харрис, OP, католический капеллан больницы Университетского колледжа в Лондоне, понимает это. «Иногда людям нужно немного узнать о вас, прежде чем они вам поверят», — говорит он. «Они хотят знать, относитесь ли вы к тому типу людей, которым они могут доверять. Они также хотят знать, что вы интересуетесь ими как личностью, а не навязываете свои планы».

Он продолжает: «Большинство капелланов очень хорошо умеют успокаивать людей. Некоторые люди не хотят открываться в первый раз, когда я прихожу; это будет второй или третий раз, прежде чем они откроются. Все зависит от химии. Некоторые люди раскрываются в течение двух минут — с другими все по-другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *