§ 2. Материальные и духовные потребности.
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические – по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они высвечивают различные закономерности их функционирования и развития.
Материальные потребности – это потребности человека как материального существа в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребности и более сложные – материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении человеческого рода.
Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное – это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, то есть предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение – взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Как отмечает Л.П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго» 1. Если потребности в пище и жилище – главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность – это потребность в труде. Человек развивается как социальное существо благодаря усложнению труда и материального производства. Они не только давали ему жизненные блага для потребления, но и совершенствовали его тело, способности, навыки и мышление. Наши предки поднялись на новый, социальный уровень бытия благодаря трудовой деятельности и возникшей на ее основе новой системе отношений в человеческом сообществе. Животное тоже можно обеспечить пищей и жилищем, с избытком удовлетворив его потребности, но это никак не может сделать его социальным существом.
Духовные потребности – это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного познания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного познания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного познания.
Потребность в познании – это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются иллюзорные, тупиковые пути удовлетворения потребности в знаниях – мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное – то есть идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания – научное и художественное.
Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание направлений изменения изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты и обобщения.
Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и развитием потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг.
Им занимаются особые организации – в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т.п.). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества. В официальных учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.
Потребность в смысле жизни – это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения – системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит только от ее каприза или субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных, стандартных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов – дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ.
Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиозных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «нерелигиозности») – хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, например, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями…»1. Стремление смотреть порнофильмы – это, конечно, духовная потребность. Не вдаваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача демократических сил общества – противостоять формированию такого рода потребностей, в том числе и методами сервисной деятельности (информационный, образовательный, анимационный сервис, средства массовой информации и т.п.).
В реальной общественной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, то есть духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы – например, книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем самым возможности для развития и удовлетворения духовных потребностей.
Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. Эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.
Потребности. Виды потребностей
1.11.2014
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.
По происхождению потребности бывают:
- естественные;
- культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются:
- на материальные;
- духовные;
- социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т. д. Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».
Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.
По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под действием негативных мотивов, — удалением от него.
По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные.
Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях. Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей.
Ключевые слова: Потребности
Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Потребностное тяготение Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010 |
Общая характеристика потребностей. Физиология и психология потребностей Зоткин Н.В., Общая психология |
Динамика потребностей Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с. |
Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения … |
Потребности как источник активности личности Штейнмец А.Э., Общая психология |
Принцип доминирования потребностей Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с. |
Значимость: определение, виды значимости … |
Удовлетворение социальных потребностей Батуев А. С., Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов |
Четыре основных материальных потребности человека
Возможно, вы уже слышали о основных потребностях человека , особенно через иерархию потребностей Маслоу . Это предмет, который можно найти в области психологии и личностного развития. Действительно важно осознавать свои основные потребности, чтобы развиваться.
Но прежде чем мы будем процветать, мы должны удовлетворить наши основные материальные потребности: в еде, жилье, одежде и медицинском обслуживании.
Но эти потребности основные права?
Это все, что мы увидим в этой статье!
Содержание
Основные потребности, от личностного роста до прав человека
Что такое потребность?
Потребность — это полное или частичное отсутствие чего-то фундаментального для выживания и благополучия человека. Необходимо его удовлетворение.
В психологии потребность определяется как состояние, возникающее в результате внутреннего напряжения и связанное с конкретным удовлетворением (голод, жажда и т. д.). Это определение восходит к Словарь по психиатрии , опубликованный CILF.
Потребность отличается от желания.
Желание связано с эмоциями. Это инстинктивное стремление человека восполнить чувство нехватки, незавершенности.
В отличие от потребности ее удовлетворение необязательно (например, для выживания). Желания различаются от одной культуры к другой и бесконечны: как только одно желание удовлетворено, появляются другие.
Мозг иногда подшучивает над нами и может быть трудно отличить потребность от желания , например, когда речь идет о еде. Есть, потому что вы чувствуете физиологический голод, это потребность. Желание съесть что-нибудь сладкое – это желание.
Осознание наших привилегий: небольшой анекдот из жизни студента-юриста
В этой статье я хочу рассмотреть вопрос основных материальных потребностей человека с двух точек зрения: психология/личностное развитие и права человека .
Почему нужны именно материалы?
Мне, как и некоторым из вас, очень повезло родиться и вырасти в среде, где у меня не было ни в чем недостатка, особенно с материальной точки зрения. У меня всегда была еда, в достаточном количестве и качестве, лекарства, когда я болел, и т. д. Сегодня это все еще так. Я знаю, что у меня есть привилегии. Я надеюсь, что все те, у кого есть привилегии, поймут это.
Это размышление основано на анекдоте, который я пережил, когда был студентом юридического факультета . Учитель спросил нас, каковы четыре основные материальные потребности человека. Ответ пришел ко мне естественным образом, но я не отреагировал сразу, потому что мне было любопытно услышать ответы других студентов.
Я был ошеломлен : никто не знал, что ответить.
Меня поразило. Мы, ученики этого класса, были частью привилегированной группы, которой не нужно было беспокоиться об этих основных потребностях. У всех у нас был смартфон и компьютер, иногда даже машина. Быть привилегированным не проблема, это удача. Что, на мой взгляд, является проблемой, так это не знать об этом. Хуже того: эти студенты-юристы, изучавшие права человека и которым суждено было стать юристами, судьями и т. д., не знали, каковы основные потребности. Они, несомненно, хорошо усвоили уроки, , но не подумал об этом важном вопросе . Я их не виню: жизнь, наверное, не дала им возможности сделать это. Эти студенты просто еще не осознали некоторые реалии.
Конец истории? Я поднял руку и ответил. Я не говорю, что я был лучше этих студентов. Я просто уже осознавал свое привилегированное положение.
Прежде чем я более подробно расскажу об этих четырех основных материальных потребностях, я предлагаю вам задать себе вопрос о них.
Эти материальные потребности включены в иерархию потребностей Маслоу .
Иерархия потребностей Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу — американский психолог-гуманист XX века. Он известен своим объяснением мотивации через иерархию человеческих потребностей. Эта иерархия материализуется пирамидой.
Маслоу выделил пять уровней потребностей . Каждый уровень должен быть удовлетворен, прежде чем мы сможем думать об удовлетворении потребностей следующего уровня. Первые четыре уровня считаются «незаменимыми». Неудовлетворение их приводит к глубокому несчастью. Пятый уровень – самореализация. В отличие от других, эта потребность не возникает из-за недостатка. Это вишенка на торте: только когда у нас есть стабильность и безопасность, мы можем думать о самоактуализации и реализации наших мечтаний. Это и есть цель личностный рост .
Обратите внимание, что потребности сначала сосредоточены на себе (физиологические потребности, потребности в безопасности), а затем постепенно открываются другим (социальные потребности, потребности в уважении). Мы также переходим от материальных потребностей (пища, жилье и т. д.) к нематериальным потребностям (любовь, уважение, уважение и т. д.).
Иерархия потребностей Маслоу©Yolanda Squatpump, Flickr
1 Физиологические потребности
Это: пища, вода, экскреция, гомеостаз (среди прочего через одежду), дыхание, убежище, сон, сексуальность.
2 Потребности, связанные с безопасностью
Второй уровень пирамиды касается потребностей, связанных с безопасностью, как физической, так и психологической . Эта базовая потребность удовлетворяется, когда у нас есть стабильная и предсказуемая социальная, семейная и рабочая среда, свободная от тревог и кризисов.
Сюда входят: физическая неприкосновенность, стабильность, стабильная работа и доход, хорошее здоровье.
3 Потребность в принадлежности и любви
Это потребность , связанная с нашим социальным измерением . Люди — социальные животные. Нам нужно чувствовать себя принятыми и любимыми группами, к которым мы принадлежим (пара, семья, друзья, коллеги, ассоциации и т. д.). Это первая потребность, которая обращена к другим.
Потребность в принадлежности и любви выражается в: интеграции в группу, любви и привязанности, получении социального статуса, взаимодействии с другими, членстве в команде, получении информации и т. д.
4 Потребность в уважении
На этом уровне пирамиды Маслоу мы также находим потребности с социальным измерением. Люди нуждаются в том, чтобы их ценили и ценили их сверстники .
Это тоже потребность самооценки .
Потребность в уважении включает в себя: признание и оценку со стороны других, достоинство, престиж, автономию и индивидуализацию в группе, уверенность в себе.
5 Потребность в самореализации
Потребность в реализации или самореализации , находится на вершине пирамиды Маслоу. Эта потребность в самореализации побуждает нас хотеть внести свой вклад, пусть и скромный, в улучшение мира с помощью наших навыков и талантов.
В личностном развитии несколько понятий транслируют потребность в самореализации: икигай, жизненная миссия и т. д.
Вот как эта потребность может быть удовлетворена: обучение, жизнь в соответствии со своими ценностями, развитие своего творчества, внутренняя жизнь.
Четыре основные материальные потребности человека
Четыре основные материальные потребности человека соответствуют первым двум уровням иерархии потребностей Маслоу.
Эти потребности включают продукты питания, кров, одежду и медицинское обслуживание .
4 основных материальных потребности: пища, кров, одежда, медицинское обслуживание.
Основные потребности, удовлетворяемые деньгами
Что такое материальная потребность? Значит, для их удовлетворения нужны деньги. К сожалению, , мы живем в мире, где, если мы не полностью самодостаточны, нам нужны деньги, чтобы удовлетворить многие из наших самых основных потребностей. Нам нужны деньги, чтобы купить еду, жилье, медицинское обслуживание и одежду.
Являются ли эти основные материальные потребности основными правами?
Изучая юриспруденцию, я нахожу интересным спросить, являются ли основные материальные потребности основными правами. Есть ли, например, право на жилище?
- Право на жилище?
Потребность в жилье включает в себя потребность иметь крышу над головой, стабильное и здоровое место для проживания.
Это правильно?
Право на жилище признано Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ, статья 25), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП, статья 12), а также Европейской социальной хартией (статья 31 ). Проблема в том, что эти тексты не позволяют конкретно реализовать право на жилище.
Во Франции (поскольку я изучал французское право) закон DALO (Droit au logement opposable) от 5 марта 2007 г. признает, что бездомный имеет право требовать от властей применения конституционного права на жилище (включено в преамбулу Конституции 1946 года, имеющей конституционное значение).
- Право на здоровье?
Как мы видели, хорошее здоровье является фундаментальной потребностью.
Право на здоровье упоминается во Всеобщей декларации прав человека (статья 25) и в МПЭСКП (статья 12). Во французском законодательстве его как такового нет. Во Франции признается только охрана общественного здоровья (преамбула к 1946 Конституции, статья 11), что нашло отражение в создании системы социального обеспечения. Во многих странах мира действует система социальной защиты.
- Право на питание?
Продукты питания являются основными потребностями. Но разве это право? Если вам не хватает еды, обязано ли правительство давать вам еду?
Такое право подразумевает, что каждый имеет доступ к достаточному количеству продуктов питания, удовлетворяющих его потребности в питании.
ВДПЧ (статья 25) и МПЭСКП (статья 11) признают право на питание в общем виде. Но на практике этого права на самом деле не существует! Правительства не обязаны раздавать еду людям, которые в ней нуждаются. Нет права быть накормленным государством.
- Право на одежду?
Одежда — четвертая основная потребность в материалах. Я говорю об одежде, чтобы укрыться и защитить себя, например, от холода.
Есть ли право на одежду?
ВДПЧ (статья 25) и МПЭСКП (статья 11) еще раз признают это право. Речь идет о достаточном уровне жизни, чтобы позволить себе одежду. Я не нашел ничего подобного во французском законодательстве.
Обратите внимание, что я не говорю о свободе одеваться так, как мы хотим, что является еще одним спором.
Вы можете спросить меня: почему четыре основных материальных потребности на самом деле не признаются основными правами , хоть они и фундаментальны?
Эти потребности юридически переводятся в экономические и социальные права . Это права, основанные на концепциях равенства и социальной справедливости.
Проблема в том, что эти права считаются правами требования , то есть правами, которые требуют вмешательства государства, чтобы быть эффективными. Иными словами, их реализация требует вмешательства государства. Например, чтобы право на жилище действительно действовало, государство должно строить и финансировать жилье для всех (нашим обществом правят деньги, помните?). Если бы такое право было действенным, то оно имело бы юридическую силу против государства, т.е. мы могли бы обратиться в суд, чтобы получить бесплатное жилье. Это было бы просто невозможно, если бы мы не жили в идеальном мире…
Как мы можем осознать эти основные материальные потребности?
Как я уже говорил ранее, когда мы находимся в привилегированном положении , мы часто не осознаем свои основные материальные потребности. К сожалению, мы узнаем о них только , когда они больше не удовлетворяют .
Это то, что происходит, например, с беженцами. Беженцы обычно теряют «все». Их основные материальные потребности внезапно остаются неудовлетворенными, как и их потребность в безопасности. Многие беженцы ранее удовлетворяли эти потребности, вероятно, как и вы, читающие меня (потому что, если вы читаете меня с мобильного телефона, планшета или компьютера, это происходит потому, что ваши основные материальные потребности обычно удовлетворяются: у вас есть крыша над головой). голова, еда…).
Итак, как мы можем осознать свои основные материальные потребности?
- Чувство благодарности за удовлетворение наших основных потребностей.
Простая вещь, но все же основа.
- Волонтерская работа или стажировка в ассоциации или НПО.
Это помогает осознать реальность и в процессе осознать, как нам повезло, что мы имеем привилегии, не беспокоиться о том, достаточно ли у нас денег для удовлетворения наших основных потребностей, иметь роскошь спрашивать себя, чего мы хотим удовлетворить наши деньги. Волонтерство — это способ осознать свои привилегии и помочь тем, у кого их нет.
- Пожертвование тем, кому не хватает денег на проживание, питание…
- На глобальном уровне: сокращение неравенства.
Я надеюсь, что меня читают правительства и влиятельные люди этого мира…
Я надеюсь, что эта статья позволила вам задуматься о своих основных материальных потребностях и осознать огромную привилегию, которую мы имеем, когда они довольны!
Источники
https://www.britannica.com/science/need
https://englopedia.com/difference-between-need-and-desire/
7 https://
7 9 en.wikipedia.org/wiki/Abraham_Maslow
Maslow’s Hierarchy of Needs
https://www.thoughtco.com/maslows-hierarchy-of-needs-4582571
https:/ /www.ohchr.org/EN/Issues/ESCR/Pages/ESCRIndex. aspx
Мой юридический опыт
Понравилась ли вам эта запись в блоге? Приколи это!
Теории потребностей | Организационное поведение и человеческие отношения
Человеческую мотивацию можно определить как удовлетворение различных потребностей. Эти потребности могут охватывать целый ряд человеческих желаний, от основных, осязаемых потребностей выживания до сложных эмоциональных потребностей, связанных с психологическим благополучием человека.
Абрахам Маслоу был социальным психологом, который интересовался широким спектром психологических потребностей человека, а не отдельными психологическими проблемами. Он наиболее известен своей теорией иерархии потребностей. Представленная в виде пирамиды (показанной на рисунке 1), теория упорядочивает различные уровни человеческих психологических и физических потребностей в порядке важности.
Рисунок 1. Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.
Потребности в иерархии Маслоу включают физиологические потребности (еда и одежда), потребности в безопасности (обеспеченность работой), социальные потребности (дружба), самооценку и самоактуализацию. Эта иерархия может использоваться менеджерами, чтобы лучше понять потребности и мотивацию сотрудников и решать их таким образом, чтобы добиться высокой производительности и удовлетворенности работой.
Внизу пирамиды находятся физиологические (или основные) потребности человека, которые необходимы для выживания: пища, кров, вода, сон и т. д. Если эти требования не выполняются, организм не может продолжать функционировать. Столкнувшись с нехваткой еды, любви и безопасности, большинство людей, вероятно, сочли бы еду своей самой насущной потребностью.
Когда физические потребности удовлетворены, безопасность (иногда называемая индивидуальной безопасностью) имеет приоритет. Потребности в безопасности и безопасности включают личную безопасность, финансовую безопасность, здоровье и благополучие. Эти первые два уровня важны для физического выживания человека. Как только люди получают базовое питание, кров и безопасность, они стремятся удовлетворить потребности более высокого уровня.
Третий уровень потребности социальный , который включает в себя любовь и принадлежность; когда люди позаботились о себе физически, они могут удовлетворить свою потребность делиться и общаться с другими. Недостатки на этом уровне из-за пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. могут повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения. Людям необходимо чувствовать чувство принадлежности и принятия, исходит ли оно от большой социальной группы или от небольшой сети семьи и друзей. Другими источниками социальных связей могут быть профессиональные организации, клубы, религиозные группы, сайты социальных сетей и т. д. Людям нужно любить и быть любимыми (сексуально и несексуально) другими. Без этих привязанностей люди могут быть уязвимы для психологических трудностей, таких как одиночество, социальная тревожность и депрессия. Эти состояния, когда они тяжелые, могут ухудшить способность человека удовлетворять основные физиологические потребности, такие как прием пищи и сон.
Четвертый уровень — это уважение , которое представляет собой нормальное человеческое желание быть оцененным и одобренным другими, например, через признание успеха или статуса. Этот уровень также включает самооценку, которая относится к уважению и принятию себя. Дисбаланс на этом уровне может привести к низкой самооценке или комплексу неполноценности. Люди, страдающие от низкой самооценки, могут обнаружить, что внешнее одобрение со стороны других — через известность, славу, почести и т. д. — лишь частично или временно удовлетворяет их потребности на этом уровне.
На вершине пирамиды находится самореализация . На этом этапе люди чувствуют, что полностью раскрыли свой потенциал и делают все, на что способны. Самоактуализация редко бывает постоянным чувством или состоянием. Скорее, это относится к постоянной потребности в личностном росте и открытиях, которые люди получают на протяжении всей своей жизни. Самореализация может произойти после достижения важной цели или преодоления определенной проблемы и может быть отмечена новым чувством уверенности в себе или удовлетворения.
Практический вопрос
Теория ЭРГ Альдерфера
Клейтон Пол Альдерфер — американский психолог, разработавший иерархию потребностей Маслоу в собственную теорию. ЭРГ-теория Альдерфера предполагает наличие трех групп основных потребностей: существование ( E ), родство ( R ) и рост ( G4 ) — отсюда и аббревиатура
Эти группы соответствуют уровням физиологических потребностей, социальных потребностей и потребностей самореализации по Маслоу соответственно.
Существование потребности касаются наших основных материальных потребностей для жизни. К ним относятся то, что Маслоу классифицировал как физиологические потребности (такие как воздух, пища, вода и кров) и потребности, связанные с безопасностью (такие как здоровье, стабильная работа и собственность).
Родственность потребности связаны с важностью поддержания межличностных отношений. Эти потребности основаны на социальных взаимодействиях с другими людьми и совпадают с уровнями потребностей Маслоу, связанных с любовью/принадлежностью (таких как дружба, семья и сексуальная близость), и потребностями, связанными с уважением (завоевание уважения других).
Наконец, рост потребности описывают наше внутреннее стремление к личному развитию. Эти потребности совпадают с другой частью потребностей Маслоу, связанных с уважением (самоуважение, уверенность в себе и достижения) и потребностями самореализации (такими как мораль, творчество, решение проблем и открытия).
Альдерфер предположил, что, когда определенная категория потребностей не удовлетворяется, люди удваивают свои усилия для удовлетворения потребностей более низкой категории. Например, если чья-то самооценка страдает, он или она приложит больше усилий к категории потребностей, связанных.
Практический вопрос
Теория приобретенных потребностей Макклелланда
Психолог Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда разделяет потребности сотрудников на три категории, а не на две, которые мы обсуждали в теории Герцберга. Эти три категории: достижение , принадлежность и сила .
Сотрудниками, которые сильно мотивированы на достижение стремления к мастерству. Они предпочитают работать над задачами средней сложности, в которых результаты являются результатом их усилий, а не удачи. Они ценят отзывы о своей работе.
Сотрудники, сильно мотивированные принадлежностью, движимы желанием создавать и поддерживать социальные отношения. Им нравится принадлежать к группе, и они хотят чувствовать себя любимыми и принятыми. Они могут не стать эффективными менеджерами, потому что слишком беспокоятся о том, как к ним отнесутся другие.
Сотрудники, сильно мотивированные властью , движимы желанием влиять, учить или поощрять других. Им нравится работать, и они высоко ценят дисциплину. Однако они могут использовать подход с нулевой суммой к групповой работе: чтобы один человек выиграл или преуспел, другой должен проиграть или потерпеть неудачу. Однако при правильном направлении этот подход может положительно повлиять на групповые цели и помочь другим членам группы почувствовать себя компетентными.
Теория приобретенных потребностей не утверждает, что людей можно четко разделить на три типа. Скорее, он утверждает, что все люди мотивированы всеми этими потребностями в разной степени и пропорциях. Баланс этих потребностей человека формирует своего рода профиль, который может быть полезен при создании индивидуальной мотивационной парадигмы для него.