Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К обыденному мировоззрению относится: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Содержание

примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы


Определение понятия и характеристика

Что такое обыденное мировоззрение?

Обыденное мировоззрение , взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.

Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.

Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.

Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.

Повседневное мировоззрение помогает охватить все массовые ключевые вопросы: отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:

  • самообслуживание,
  • коммуникация (вербальная, невербальная),
  • физический труд,
  • построение семейных, родственных отношений,
  • воспитание потомства,
  • проведение досуга,
  • празднование знаковых событий,
  • участие в ритуалах,
  • забота о своем здоровье, о безопасности и т. д.

Какое может быть счастье? Читайте об этом здесь.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

Характерные черты и признаки

К характерным чертам можно отнести следующее:

  1. Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
  2. Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.
    Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.
  3. Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.
  4. Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.
  5. Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.
  6. Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.
    Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.
  7. Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

См. также: Как научиться шутить

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

Функции: кратко в таблице

Можно выделить следующие ключевые функции обыденного мировоззрения:

Функция Проявление
Информационно-отражающая Все явления, события и образы, которые человек поглощает из окружающей действительности, отражаются в его сознании в соответствии с существующими у него установками и принципами. Получая информацию извне, каждый человек воспринимает ее по-своему, поскольку структура обыденного мировоззрения у каждого своя.
Ориентационно-регулятивная В своих поступках и решениях человек руководствуется своим внутренним мировоззрением. Его действия соответствуют убеждениям, моральным принципам. Если в процессе жизни меняются существующие взгляды на некоторые вопросы, то и оценка соответствующих ситуаций будет меняться.
Оценочная Все наблюдаемые вокруг себя явления индивид воспринимает через призму обыденного мировоззрения. В итоге любому явлению он может дать оценку в соответствии с существующими взглядами и убеждениями.

Как начать новую жизнь и изменить себя? Ответ узнайте прямо сейчас.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

См. также: Как перестать лениться

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.


Мировоззрение

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Плюсы и минусы

Несмотря на большое количество преимуществ повседневного мышления, оно имеет и ряд недостатков:

Плюсы обыденного мировоззрения:

  • помогает ориентироваться в настоящем,
  • позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия),
  • помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,
  • позволяет определить желаемое развитие событий,
  • помогает строить прогнозы на будущее.

К минусам можно отнести:

  • полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями,
  • установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами,
  • полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.

Примеры из жизни

Примеры обыденного мировоззрения:

  1. Молодые женщины с определенного возраста стремятся к созданию с подходящим партнером семейного союза. Непременное желание вступить в брак и в дальнейшем родить детей основывается как на житейском опыте , существование коллективного общественного мнения по данному вопросу, опыта ближайшего окружения (мамы, бабушек, сестер, подруг), так и на здравом смысле.
    Плюсом подобного проявления обыденного мировоззрения является стремление женщин реализовать себя в качестве жены и матери, создать социальную ячейку общества.

    А минусом является наличие в обществе стереотипов, починяясь которым нередко женщины не учитывают свои объективные желания и взгляды.

  2. Практически все люди празднуют ежегодно свой день рождения. Уже в раннем возрасте дети, наблюдая за взрослыми, получают информацию о наличии у каждого человека такого дня. Формируется убеждение, что день рождения , это особенный праздник, в который необходимо устраивать торжество и приглашать на него всех близких людей. Эти люди, в свою очередь, должны чествовать именинника и дарить ему подарки.
  3. Необходимость элементарного каждодневного ухода за собой также является частью обыденного мировоззрения человека. Сюда относятся такие повседневные привычки, как чистка зубов, умывание, расчесывание и т.д. Необходимость соблюдения правил гигиены и поддержания своего тела в чистоте прививается детям с раннего детства. Наблюдая за взрослыми и руководствуясь здравым смыслом (быть грязным неприятно и некрасиво), дети перенимают данные установки и переносят их во взрослую жизнь.
    Отсутствие в обыденном мировоззрении человека подобных установок приведет к его столкновению с непониманием и осуждением в обществе.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

структура и способы организации – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

9. Калашникова Н.М. Современный обрядовый костюм молдаван (зимние праздники) // СЭ. № 5. 1980.

10. Леонтьев А.А. Знак и деятельность // Вопросы философии. 1975. № 10.

11. Лысенко О.В. Метаморфозы одежды в хаосе архаичных форм: модель формирования семантической структуры «народного костюма» в восточнославянской этнокультурной традиции XIX — XX в. / Мифология и повседневность: Материалы науч. конф. СПб., 1996. Т. 2.

12. Маклина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. 4.1-11. СПб., 2000.

13. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Собр. соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 1. Ч. 2.

14. Флоренский П.А. Иконостас: Сб. соч. Париж, 1985.

Л.Г. Интымакова, Н.П. Чередникова МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений.

Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы, и все же и многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

Мировоззрение — образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав», и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. По знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценно-

стей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы.

Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание — определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие.

Должно достигаться также напряженное единство других полярных компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего.

Их соотнесение, сочетание, синтез сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение — комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, — способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира. В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но, так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти полюса. Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим.

Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие.

Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в мрачные тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т.д.

В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью.

Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, дух эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Таким образом, мировоззрение — это сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания. Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере, его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию.

Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их побудительная сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть. Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения -в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

Важное условие (и показатель) превращения взглядов в убеждения — возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры,

убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. В мировоззрении реально различны — по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией».

Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

Для обыденного мировоззрения характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, принимаемые без всякого доказательства положения (например: лучше жениться, чем оставаться холостым; лучше получить образование, чем быть необразованным). Также для такой формы мировоззрения характерно смешение отрывочных научных знаний с философскими, религиозными и даже мифологическими представлениями. Обыденное мировоззрение допускает соединение логически и культурно исторически несовместимых идей, например, христианских верований с идеей реинкарнации. Эта форма мировоззрения отличается отсутствием стремления к рациональной рефлексии принятых убеждений, отсутствием сомнения в том, что просто принимается на веру, лёгкостью представления желаемого в качестве действительного. Тем не менее обыденное мировоззрение оказывается практически действенным, а содержащиеся в нем, основанные на здравом смысле и стереотипах житейской мудрости, положения нередко становятся отправными пунктами философского обобщения и даже научного анализа действительности.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны — по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям — его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии» — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и тому подобных слоев населения.

Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому — огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую память веков, убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных мифов (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не сходятся концы с концами, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И, наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно -практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.

Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов философия и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Философия рождается в полемическом диалоге с системой религиозно-мифологических взглядов на мир. Её собственные позитивные воззрения складываются непосредственно в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в наследство их предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах она оказывается связанной рамками этого материала, находится в сильной, хотя и негативной зависимости от него.

Именно поэтому философия и выступает сначала вовсе не как особая наука, не как особая область знания, чётко выделяющая предмет своего исследования, круг своих специальных проблем, а как «любовь к мудрости» или «мудрость вообще», — она рассматривает все, что попадает в поле зрения мыслящего существа. Её предмет сливается с предметом мышления вообще, — это «мир в целом», без каких бы то ни было уточнений и ограничений. Философия выступает тут как синоним мировоззрения вообще. На этой стадии пока ещё не приходится говорить о философии как об особой науке — по той простой причине, что нет ещё других наук. Есть лишь слабые ростки математических, астрономических и медицинских знаний, вырастающие на почве практического опыта и ориентированные вполне прагматически. Неудивительно, что «философия» с самого начала включает в себя все эти немногочисленные зародыши научного познания и помогает им развиваться в своём лоне, стараясь освободить их от тех магически-знахарских наслоений, с которыми они переплетены в составе религиозно-мифологического мировоззрения. Развитие философии совпадает тут полностью и без остатка с развитием научного понимания окружающего мира.

Но именно поэтому в состав её размышлений, естественно, попадает и все то, что впоследствии составит её специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и постигающая его душа.

Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.

Однако рассмотренная нами градация «обыденное — теоретическое» недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и со-

циума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «перво-творения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т.д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

Согласно традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

Выделим особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

— Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т.п.

— Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.

— Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

— Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным

— Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества», «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем» и т.д.

— Антиисторичность. Время не понимается как процесс развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение возникает на основе трансформации представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения, коррекции этих представлений в связи с более углубленной логической и философской рефлексией вопросов возникновения мира, качеств человека,

личных задач его самосовершенствования. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Однако, в отличие от мифологии, религия сосредотачивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка — вера в бога, в возможность человека прожить богочести-вую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (синонимы — многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т.п.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т.д.). Религии, которые считают, что существует всего один Бог, называются монотеистическими.

Помимо философских, религиозных и научных теорий на статус мировоззрения претендуют разного рода мистические учения.

Научное мировоззрение может нарисовать только вся система современных наук. Эта система включает в себя философскую диалектику и без её участия не может претендовать ни на полноту, ни на научность. Понимаемая как логика, философская диалектика становится необходимой составной частью научно-материалистического мировоззрения и уже не претендует на монопольную реализацию мировоззрения, на монополию в отношении «мира в целом». Научное мировоззрение, в составе которого нет философии, логики и теории познания, такой же нонсенс, как и «чистая» философия, которая полагает, что она-то и есть мировоззрение, взваливая на свои плечи задачу, решение которой под силу только всему комплексу наук.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барбур И. Религия и наука. История и современность. М., 2003.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века. М., 1979.

3. Кант И. Критика практического разума // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1971. Т. 2.

4. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

5. Митрохин Л.Н. Религия и культура. М., 2000.

6. Соловьев В.С. Общий смысл искусства: Соч.: в 2 т. М., 1988.

7. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1971. Т. 3.

А.В. Лавриненко

К ВОПРОСУ О РОЛИ МОДАЛЬНОСТЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

В рамках исторических исследований встречаются такие термины как: «актуальное историческое прошлое» и «неактуальное историческое прошлое». Конечно, исследователь-историк вправе оперировать самыми различными понятиями, но в данном случае, если в рамках методологии науки предполагается хотя бы использование шкалы времени с точки зрения прошлого, настоящего и будущего, то тогда актуальное историческое прошлое можно назвать современностью до настоящего времени, в зависимости от того, какую структуру — моментную или интервальную — исследователь использует. С другой стороны, что может представлять из себя неактуальное историческое прошлое? Историки говорят, что это прошлое, в котором только зафиксированы следы деятельности. Но, если стать на эту точку зрения и, естественно, связывать ее с понятием исторического времени, то, фактически, исследователь вряд ли может говорить о том, что он в дальнейшем

Как «Здравый смысл» Томаса Пейна повлиял на американскую революцию

47-страничная брошюра штурмом взяла колониальную Америку в 1776 году и привела критические аргументы в пользу провозглашения независимости от Англии.

Автор: Патрик Дж. Кигер

Опубликовано:

Кит Лэнс/Getty Images

фактически отделиться от Британии, и вместо этого настаивали на том, что они по-прежнему остаются ее лояльными подданными, даже несмотря на то, что они сопротивлялись тому, что они считали ее тираническими законами и несправедливым налогообложением.

Но одна-единственная брошюра на 47 страниц — эквивалент книги в мягкой обложке в 18 веке — многое сделала для того, чтобы быстро изменить это положение и изменить отношение американцев к независимости. Здравый смысл , написанный Томасом Пейном и впервые опубликованный в Филадельфии в январе 1776 года, отчасти представлял собой резкую полемику против несправедливости правления короля. Но его автор также привел столь же красноречивый аргумент, что американцы получили уникальную возможность изменить ход истории, создав новый тип правительства, в котором люди были свободны и имели право управлять собой.

«У нас есть все возможности и всякое поощрение перед нами, чтобы сформировать самую благородную и чистую конституцию на лице земли», — писал Пейн. «В наших силах начать мир заново».

За столетия до появления Интернета игра Common Sense стала вирусной, было продано около 500 000 копий. К концу Войны за независимость в колониях циркулировало около полумиллиона экземпляров.

Продвигая идею американской исключительности и необходимость формирования новой нации для реализации своих обещаний, брошюра Пейна не только привлекла общественную поддержку Революции, но и заставила лидеров восстания провозгласить независимость. И даже после победы над англичанами влияние Пейна сохранилось, и некоторые его идеи нашли свое отражение в Конституции США и Билле о правах.

VCG Wilson/Corbis через Getty Images

Титульный лист брошюры Томаса Пейна «Здравый смысл»,

Кем был Томас Пейн и почему он написал «Здравый смысл»?

Провокационная брошюра Пейна стала первым настоящим успехом в его жизни. Родившийся в 1737 году в Англии в бедной семье, он был вынужден бросить школу в возрасте 13 лет, чтобы работать подмастерьем в магазине корсетов своего отца. В 20 лет он ненадолго проработал матросом на частном корабле и попытался начать ремесленное дело, но потерпел неудачу. Ему удалось устроиться на государственную работу сборщиком акцизного налога, но его дважды увольняли, во второй раз после неудачной кампании по повышению заработной платы для него и его коллег. Его неудачные попытки лоббировать парламент оставили ему смутное представление о британской системе правления.

Лишенный перспектив в возрасте 37 лет, он убедил Бенджамина Франклина, с которым познакомился в Лондоне, дать ему рекомендательное письмо, и эмигрировал в Америку в надежде наконец-то сделать перерыв.

Когда Пейн прибыл в Америку в 1774 году и нашел работу журналиста в Филадельфии, колонии уже были возмущены попытками Великобритании ввести новые налоги и ограничить торговлю.

«Пейн был свидетелем всего этого и подумал, что эти люди созрели для революции», — объясняет Харви Дж. Кэй, автор книги 9.0013 Томас Пейн и обещание Америки.

В 1775 году при поддержке Франклина и Бенджамина Раша, врача и активиста, подписавшего Декларацию независимости, Пейн начал писать брошюру, в которой призывал американцев пойти дальше простого сопротивления британской власти. «Он побуждал их осознать, что они не британцы, а американцы, — объясняет Кэй.

Первоначально Пейн хотел назвать свою брошюру Простая правда , но Раш, который неофициально работал его редактором, убедил его назвать ее Здравый смысл вместо , согласно биографии врача Стивена Фрида. Эта фраза соответствует одной из самых важных идей Пейна о том, что американцы должны доверять своим чувствам, а не погрязнуть в абстрактных политических дебатах.

«Всевышний вложил в нас эти неугасимые чувства для добрых и мудрых целей», — писал Пейн. «Они хранители его образа в наших сердцах».

Ключевые моменты из «Здравого смысла»

Вот некоторые из ключевых моментов Пейна:

  • Целью правительства было служить народу . Пейн назвал правительство «неизбежным злом», которое существует для того, чтобы дать людям структуру, позволяющую им работать вместе для решения проблем и процветания. Но для этого он должен был реагировать на потребности людей. Британская система, утверждал Пейн, потерпела неудачу в этом, потому что она давала монархии и дворянам в парламенте слишком много власти, чтобы мешать избранным народом представителям. «Конституция Англии так чрезвычайно сложна, что нация может годами страдать, не будучи в состоянии обнаружить, в какой части лежит вина, кто-то скажет в одном, кто-то в другом, и каждый политический врач посоветует другое лекарство, — написал Пейн.
  • Иметь короля было плохой идеей . Пейн не просто придирался к британскому правлению колониями. Он высмеивал саму идею существования наследственного монарха. «В Англии королю нечего больше делать, кроме как вести войну и отдавать земли, что, говоря простым языком, означает обеднение нации и сплочение ее по ушам», — писал Пейн. «Воистину, неплохой бизнес для человека, который получает восемьсот тысяч фунтов стерлингов в год и вдобавок поклоняется ему! Один честный человек более ценен для общества и в глазах Бога, чем все коронованные хулиганы, которые когда-либо жили. »
  • Америка как родина свободных . Пейн опроверг представление о том, что американцы должны быть верны метрополии, которую он считал плохой родительницей. «Даже звери не пожирают своих детенышей, и дикари не воюют с их семьями», — писал он. Кроме того, утверждал он, настоящая связь Америки была с людьми повсюду, которые стремились избежать угнетения. «Этот новый мир был убежищем для преследуемых сторонников гражданской и религиозной свободы со всей Европы», — провозгласил Пейн. «Сюда они бежали не от нежных объятий матери, а от жестокости чудовища; и это верно в отношении Англии, что та же самая тирания, которая изгнала первых эмигрантов из дома, до сих пор преследует их потомков».
  • У Америки была редкая возможность создать новую нацию на основе самоуправления . По мнению Пейна, и американцы, и британцы знали, что освобождение колоний неизбежно. «Я никогда не встречал человека ни в Англии, ни в Америке, который не признал бы своего мнения о том, что разделение между странами произойдет рано или поздно». И это время пришло. У Америки было сырье, от древесины и конопли до железа, и навыки, необходимые ей для создания и оснащения армии и флота для своей защиты. Не менее важно и то, что отдельные колонии могли отложить в сторону разногласия и сформировать могущественную нацию. Но им нужно было сделать это быстро, пока население не выросло до такой степени, что могли возникнуть новые разногласия. Моментом в истории было «то особое время, которое никогда не случается с нацией, кроме одного раза», — писал он.
  • Необходимо сильное центральное правительство . Пейн предполагал, что новая нация будет иметь сильное центральное правительство с конституцией, защищающей права личности, включая свободу вероисповедания. «Твердая сделка и правильный расчет делают давних друзей», — утверждал он.

Почему брошюра Пейна стала настолько влиятельной?

По словам Кей, Джефферсон считал Пейна лучшим писателем Революции. Но не только его аргументы привлекали людей. В отличие от других американских лидеров, которые были хорошо образованными землевладельцами, Пейн мог обратиться к своему скромному происхождению, чтобы найти свой голос.

«Он знал, что люди не думают абстрактно, — объясняет Кайе. «Пейн писал своим сверстникам на языке, понятном каждому».

Не менее важно то, что Пейн понимал, что философские абстракции не так сильны, как эмоции и опыт. Вместо этого Пейн призвал американцев руководствоваться «здравым смыслом» и доверять своим чувствам в отношении того, что правильно и справедливо и как следует управлять страной, точно так же, как они поступали с другими повседневными решениями. «Они узнали себя в этом споре», — говорит Кэй.0003

«Я приписываю его успех двум вещам», — объясняет Джек Фруктман-младший, автор книг Политическая философия Томаса Пейна и Томас Пейн: апостол свободы , . «Во-первых, это была первая известная мне опубликованная статья, пропагандирующая отделение от Британской империи. А во-вторых, циркулировали пиратские копии, что было довольно распространенным явлением в 18 веке до появления законов об авторском праве». Кроме того, отмечает он, «его часто читали вслух, что способствовало распространению его популярности и известности».

Популярность Здравый смысл не позволила колониальным лидерам занять половинчатую позицию против британцев. Как писал Джон Адамс своей жене в апреле 1776 года: «Здравый смысл, подобно лучу откровения, пришел вовремя, чтобы развеять наши сомнения и исправить наш выбор».

Как писал биограф Томаса Джефферсона Джозеф Дж. Эллис, Здравый смысл «пронесся по колониям, как огненный шторм, уничтожая последние остатки лояльности британской короне». В течение нескольких месяцев после его публикации Континентальный конгресс поручил каждой колонии разработать новые конституции штатов, акт, который четко поставил колонии на путь провозглашения независимости.

Bettmann/CORBIS

Слева направо: Бенджамин Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон. Франклин и Адамс помогли пересмотреть Декларацию независимости, которая опиралась на «Здравый смысл» Пейна для обоснования необходимости независимости.

Томас Джефферсон, получивший ранний экземпляр Common Sense в феврале 1776 года, в июне начал писать официальный документ, который объявит миру о создании новой нации.

Но памфлет Пейна мог бы на самом деле сделать больше, чем декларация, а не просто объединить американцев и завоевать новообращенных. Например, поддержка религиозной свободы Пейном привлекала людей, которые возмущались тем, что их заставляли платить десятину церквям, к которым они не принадлежали.

Во время революции «большинство американцев считали революционным документом Здравый смысл , а не Декларацию независимости», — говорит Кэй.

За почти 250 лет, прошедших после публикации Пейном « Здравый смысл », Пейн, которого некоторые называют «забытым основателем», не получил такого признания, как другие важные фигуры Революции. В столице нет даже памятника ему. Тем не менее брошюру Пейна продолжают читать, а содержащиеся в ней идеи — особенно идея американской исключительности — продолжают находить отклик у новых поколений американцев.

Здравый смысл считает, что семьи должны быть вместе

В Common Sense мы верим, что семьи должны быть вместе, и все дети заслуживают возможности процветать, добиваться успеха и проявлять себя с лучшей стороны. Суть нашей миссии и то, почему мы встаем каждый день, заключается в том, чтобы поддерживать благополучие детей и семей. Вот почему мы не можем молчать, когда семьи разлучают на границе, а детей держат в лагерях в самых нечеловеческих условиях. Это не то, кем мы являемся как страна, и, конечно же, не те ценности, которые мы хотим передать нашим детям.

Мы умоляем наших законодателей положить конец практике нулевой терпимости, разделению семей и помещению детей в клетки, а вместо этого с состраданием привести к решению, при котором мы относимся ко ВСЕМ детям, независимо от того, откуда они родом, с добротой и любовь, которую они заслуживают.

Мы знаем, что новости и фотографии детей в лагерях для задержанных могут расстраивать. Вот предложения о том, как говорить о семьях, разлученных на границе со своей семьей:

  1. Говори и слушай . В разгар этого кризиса ваши дети могут рассказать о том, что происходит. Слушайте, чтобы узнать, что они знают, делитесь своими мыслями и чувствами, и пусть они делают то же самое.
  2. Подчеркните важность сочувствия, принятия и уважения. То, что мы видим в выпусках новостей и в социальных сетях, тревожит и разбивает сердце. Поговорите о важности уважения и терпимости к людям, которые отличаются от нас. Делитесь книгами об опыте иммигрантов, чтобы помочь детям понять разные точки зрения.
  3. Загляните в свою семью и осмотритесь. Вы сами иммигрант? Вы из семьи иммигрантов? Расскажите об истории вашей семьи. Будьте на связи со своими родственниками. Если вы не иммигрант, осмотритесь и посмотрите, кто в ваших кругах общения или среди друзей ваших детей является иммигрантом и может нуждаться в дополнительной поддержке в это время.
  4. Подумайте об источниках новостей, которые вы смотрите. Так много циркулирует в сети. Обратите внимание на источники новостей, за которыми вы следите. Ищите достоверные источники, а для детей младшего возраста проверяйте новостные сайты, специально предназначенные для детей. Один ведущий новостей назвал палатки, где содержатся разлученные дети, «летними лагерями», что вызвало бурную реакцию в социальных сетях. Для детей постарше смотрите новости со всех сторон и обсуждайте разные точки зрения.
  5. Будьте внимательны к своим комментариям в социальных сетях. Это может быть сложно из-за всех циркулирующих новостей, но будьте внимательны и уважительны, когда вы комментируете или публикуете сообщения в социальных сетях. Ролевая модель необходима даже в самые трудные моменты.
  6. Бороться со стереотипами и указать на многочисленные вклады, которые иммигранты вносят в Америку.
  7. Разговор об истории .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *