Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К перцептивной стороне общения относят: Перцептивная сторона общения в психологии

Содержание

Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?

Содержание

  • Что такое перцепция
  • Функции и предназначение социальной перцепции
  • Ошибки первого впечатления
  • Перцептивный компонент
  • Аспекты
  • Механизмы социальной перцепции
    • Рефлексия
    • Идентификация
    • Эмпатия
    • Стереотипизация
    • Аттракция
    • Казуальная атрибуция
  • Эффекты межличностного восприятия
  • Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
  • Заключение

Что такое перцепция

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Функции и предназначение социальной перцепции

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:

  1. Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
  2. Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
  3. Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.
  4. Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
  5. Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

Ошибки первого впечатления

Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?

Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.

Перцептивный компонент

Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.

Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.

Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Механизмы социальной перцепции

В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.

Рефлексия

Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.

Эмпатия

Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Аттракция

Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.

Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.

В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.

Казуальная атрибуция

Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.

Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:

  1. События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
  2. В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
  3. Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
  4. Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.

На способность к перцепции влияет и культура. Например, в западных странах принято считать, что главная причина происходящего вокруг – сами люди, а не ситуации и обстоятельства.

Эффекты межличностного восприятия

Их 9:

  1. Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
  2. Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
  3. Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
  4. Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
  5. Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
  6. Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
  7. Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
  8. Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
  9. Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.

В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

3.2. Перцептивная сторона общения. Социальная психология

3.2. Перцептивная сторона общения

Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio – восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают – восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п. Термин социальная перцепция был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие социальным, Брунер обратил внимание на то, что существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические

механизмы восприятия. Проведя серию экспериментов, Дж. Брунер показал, что восприятие предметов и других людей зависит как от личностных особенностей, так и от социокультурных факторов. Так в одном из экспериментов детям предлагалось сравнить размеры монет с эталонами, оказалось, что дети из бедных семей воспринимали размеры монет больше их реальных размеров, а дети из богатых – наоборот, меньше.

Исследуя восприятие людей, Дж. Брунер установил, что определенной деформации подвергаются и образы людей. Чем выше социальный статус, тем более высокими воспринимаются люди. Из этого можно сделать следующее предположение: общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия. Таким образом, перцептивная сторона общения заключается в восприятии внешних признаков собеседника и в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе поступков человека. Исходя из сложившегося образа партнера по общению происходит обдумывание стратегии собственного поведения.

Следует особо отметить, что образ необязательно соответствует реальности, достаточно того, чтобы он (образ) принимался за нее.

В основе восприятия незнакомых людей и, людей с которыми имеются определенные отношения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае основным психологическим механизмом восприятия является процесс социальной стереотипизации. Социальный стереотип (от греч. Stereos – твердый и tupos – отпечаток) – относительно устойчивый, упрощенный образ социального объекта, в качестве которого может выступать: группа, человек, явление и т. п. Социальные стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта человека, часто носят предвзятый характер. Для социальных стереотипов свойственна однозначность, то есть они делят мир на две основные категории: «знакомое» и «незнакомое». Часто «знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» – «плохого». Таким образом, стереотипы несут в себе оценочный элемент [19].

Как правило, социальные стереотипы являются порождением определенной группы людей, и отдельные люди пользуются ими в том случае, если принадлежат или относят себя к этой же группе. Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа зависит от интересов и ценностей социальной группы. Для каждой социальной группы социальные стереотипы представляют обобщение опыта этой группы в отношении социально – значимых объектов, процессов, явлений, типов людей.

Отечественным психологом Бодалевым А.А. был проведен эксперимент, целью которого было изучение влияния социальных стереотипов на восприятие и оценку людей.

В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографий предшествовала инструкция, способствовавшая созданию определенного стереотипа. Например, экспериментатор говорил: «Сейчас вы увидите фотографию преступника» или «портрет героя». Испытуемые дали следующие портретные характеристики молодому человеку, изображенному на фотографии: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед» (установка на стереотип «преступник»). «Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой, какой-то схватки» (установка на стереотип «герой»).

Такая полярность суждений об одном и том же человеке, объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участникам эксперимента приходится воспроизводить признаки предложенного стереотипа.

Для социальных стереотипов свойственна высокая стойкость. Порой они передаются от поколения к поколению по наследству, даже если далеки от реальности.

Чем дальше человек находится от социального объекта, тем в большей мере попадает под влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип. Ограниченность личного опыта и невозможность самостоятельной проверки поступающей информации о тех или иных социальных явлениях создают возможности для манипулирования социальными стереотипами. Например, средства массовой информации могут использовать приемы формирования общественного мнения – формирования «нужных» социальных стереотипов. Стереотипы могут активно использоваться при оценке групповой, национальной, профессиональной, половой, возрастной принадлежности человека.

В общении формирование стереотипов может осуществляться с помощью ряда способов. Например, навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под определенный стереотип «демагог», «бабник» и т. д. Формированию социальных стереотипов способствует апелляция к большинству «вся группа считает, что…».

Формирование стереотипов в общении может происходить под влиянием следующих факторов: превосходства, привлекательности, отношения к нам.

Фактор превосходства чаще всего проявляется в ситуации неравенства партнеров по общению в той или иной сфере: социальной, интеллектуальной и др. Проявляется в том, что человек склонен переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят его в чем-то по какому-то существенному для него параметру. И наоборот, если человек общается с людьми, которых он в чем-то превосходит, по его мнению, он склонен недооценивать своих партнеров.

Фактор привлекательности выражает зависимость восприятия от чувства симпатии или антипатии по отношению к воспринимаемому человеку. Как показали результаты экспериментов, привлекательные люди воспринимаются как более уверенные, счастливые, искренние, энергичные, любезные. Если человек оценивается как непривлекательный, то и остальные его качества недооцениваются.

Привлекательность нельзя считать исключительно индивидуальным впечатлением. Она носит социальный характер, может варьироваться у разных народов, изменяться с течением времени. По этой причине Привлекательность надо искать не только в том или ином разрезе глаз, цвете волос, фигуре, а в социальном значении признака человека.

Фактор отношения к нам проявляется в том, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются лучше тех, кто к нам относится плохо. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Правило имеет и обратную силу: чем выше оценивается другой человек, тем большее сходство его взглядов с собственными ожидается.

Формирование представления о человеке на основе первого впечатления может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном и длительном общении первое впечатление не позволяет достаточно объективно понять эмоциональное состояние, намерения, отношения к нам другого человека.

В межличностном общении восприятие и понимание осуществляются за счет таких механизмов, как: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Идентификация (от лат. Identifigare – отождествлять). В социальной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности. Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, используя их в качестве эталона. Важной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Данное обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за качество их личности.

Идентификация позволяет одному человеку «поставить» себя на место другого. Что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и позволяет усваивать личностные смыслы этого человека.

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, с другой – может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

Противоположностью идентификации является обособление (индивидуализация). Обособление дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность. Через обособление развиваются ответственность и самостоятельность, вместе с тем, обособление может привести к эмоциональной холодности.

Очень близка к идентификации – эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание). Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Отличительной особенностью эмпатии от других механизмов познания является низкий уровень рефлексии. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Способность к эмпатии не является постоянной, как правило, она возрастает с увеличением жизненного опыта. Реализация эмпатии предполагает принятие партнера по общению в качестве безусловной ценности. Следует отметить, что эмпатическое понимание составляет тяжелую нагрузку для психики.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-родителъские отношения. Очень важно удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте. Например, согласно данным английских и американских психологов в семьях, где родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нравственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем развития эмпатии. И наоборот, ребенок, не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, характеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии [12].

Аттракция (от фр. attraction – привлечение, притяжение) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Понимание партнера по общению возникает в результате появления привязанности к нему, дружеского или интимноличностного отношения.

Формирование аттракции происходит следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другому человеку, констатирует, что общение было приятным, а собеседник – человек к себе располагающий.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Сложный процесс рефлексии как механизм общения был описан Дж. Холмсом в конце XIX века. Дж. Холмс, исследуя общение двух субъектов, показал, что в ситуации общения существуют шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов.

Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию, добавив четвертую позицию. Рассмотрим схему рефлексии более подробно.

Есть два человека, которые общаются между собой. Обозначим их как А1 и Б1. У каждого из них есть представления о самом себе. У А1 – А2 и у Б1 – Б2 соответственно. Далее, имеются представления о другом у А1 – БЗ и у Б1 – A3.

Общение протекает следующим образом: А в качестве А2, обращается к Б в качестве БЗ. В свою очередь Б в качестве Б2 реагирует на А в качестве A3.

Близость А2, A3, Б2, БЗ к реальным А1 и Б1 в принципе неизвестна, так ни А, ни Б не знают, что есть не совпадающие с реальностью А2, A3, Б2, БЗ.

Успех в общении будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А1 – А2 – A3 и Б1 – Б2 – БЗ.

Уменьшение разрыва между позициями происходит в результате возникновения адекватного рефлексивного процесса, А4 или Б4 – знание того, как воспринимает партнер по общению. Данное знание обеспечивает формирование более реалистичного образа собственного «Я». (А2 и Б2) и более критическую оценку другого. (A3 и БЗ). Если А1 имеет неверное представление о себе – А2, о другом БЗ, и о том, как его воспринимает партнер – А4, то взаимопонимание будет вряд ли возможно.

Неразвитость рефлексии является причиной такого явления как проецирование. Суть данного явления заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же качества, которые присущи ему самому, а в действительности данные качества отсутствуют. Исследования, целью которых было изучение проецирования в педагогическом общении, показали, что тенденция к проецированию в большей мере характерна для тех учителей, которые не пытаются расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в разных ситуациях. Чтобы ни проецировать, необходима открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так и к своим собственным.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis – причинность и attributio – приписывание) – интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Так как информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку.

У каждого человека есть свои схемы причинности, то есть привычные объяснения своего и чужого поведения. Можно выделить личностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции – причины произошедшего приписываются конкретному человеку. В случае преобладания обстоятельной атрибуции причина произошедшего приписывается обстоятельствам. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей. Так, причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося люди склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной. То есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Подводя итог разговору о механизмах социальной перцепции, можно констатировать следующее: между общением и пониманием существует сложная и многофункциональная связь. Понимание людьми друг друга невозможно без общения. Понимая или не понимая друг друга, люди вырабатывают определенную стратегию и тактику поведения. Поэтому достижение взаимопонимания способствует выполнению совместной деятельности, соответственно отсутствие понимания – препятствует достижению целей общения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Функции общения. Значение общения

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Глава 1 Перцептивная сторона этнического общения

Глава 1 Перцептивная сторона этнического общения 1. 1. Общая характеристика перцептивного аспекта общения За рубежом межэтническое восприятие чаще всего рассматривается в аспекте восприятия расовых и этнических авто– и гетеростереотипов. Одна из первых работ по этой

Глава 2 Коммуникативная сторона этнического общения

Глава 2 Коммуникативная сторона этнического общения Под коммуникативной стороной этнического общения понимается обмен информацией между этнофорами в форме различных знаковых систем (вербальных и невербальных средств общения). По данной проблеме имеется значительное

Глава 3 Интерактивная сторона этнического общения

Глава 3 Интерактивная сторона этнического общения Под интерактивной стороной общения понимается взаимодействие людей для организации совместной деятельности (Ломов,1999; Андреева, 2000; Журавлев, 2005). Вступая во взаимодействие, общающиеся этнофоры могут совершать действия

Глава 5 Регулятивная сторона этнического общения

Глава 5 Регулятивная сторона этнического общения Регулятивная сторона этнического общения заключается в выполне-нии норм и правил, организующих поведение и образ жизни представителей различных этносов. В Институте психологии РАН в 1976 и 1979 гг. под редакцией Е. В.

3.3. Коммуникативная сторона общения

3.3. Коммуникативная сторона общения Процесс общения – это прежде всего коммуникация, то есть процесс обмена информацией (обмен мнениями, идеями, переживаниями, настроениями и т. п.). Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор –

3.4. Интерактивная сторона общения

3.4. Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием

66. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

66.  ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между его участниками. Такое взаимопонимание имеет двоякий смысл: 1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию; 2) как установление

Оборотная сторона

Оборотная сторона Оборотная сторона пассивной агрессивности – агрессивная пассивность, при которой человек внешне кажется недоброжелательным, но при этом сохраняет спокойствие и не предпринимает никаких враждебных действий. Цель такого странного поведения –

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения Особенности коммуникативной стороны общения Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т.  е. знаков.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя,

Когда сильная сторона одной цели – слабая сторона другой

Когда сильная сторона одной цели – слабая сторона другой Так как продвигающие и профилактические цели приводят к использованию разных стратегий, иногда один тип цели бывает эффективнее другого. Иными словами, есть действия, которые удаются нам превосходно (или ужасно),

5. Радость интимного общения или общения в компании

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту. Но среда, в которой мы живем, не

2.2: Роль восприятия в общении

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    135737
    • Анонимный
    • LibreTexts

    Обычно дружелюбный сосед не отвечает на ваше сообщение «Доброе утро» уже три дня подряд. Как бы вы восприняли, если бы вас игнорировали?

    Вместо того, чтобы решить никогда больше не разговаривать с этим человеком, проверьте свое восприятие, чтобы увидеть, что с соседом не так. Дайте ближнему презумпцию сомнения; поделитесь своим восприятием его или ее поведения и спросите, все ли в порядке.

    Проведение проверки восприятия поможет вам не делать поспешных выводов.

    Восприятие — это то, как мы видим мир, и каждый из нас видит мир по-своему. В результате каждый из нас приходит к разговору с разными способами говорить и делать вещи. Восприятие напрямую влияет на то, как мы общаемся. Чаще всего мы воспринимаем на основе нашей системы отсчета, которая включает в себя наш фон, отношения, убеждения, опыт и культуру. Эти аспекты не только влияют на наше внутриличностное общение, но и влияют на то, как мы ежедневно общаемся с другими. Восприятие окрашивает то, как мы создаем сообщения и отвечаем на них.

    Имейте в виду, что когда вы разговариваете с другими людьми, у них есть собственная точка зрения, управляющая их мыслительным процессом. Нет двух людей с абсолютно одинаковой системой отсчета!

    Процесс восприятия

    Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие — это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?

    Выбор информации

    Мы принимаем информацию во всех пяти наших чувствах, но наше поле восприятия (мир вокруг нас) включает в себя так много стимулов, что невозможны для нашего занятия и создания обработки и изготовления восприятия (мир вокруг нас) включает в себя так много стимулов. смысл всего этого. Отбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы сосредотачиваем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации.

    о том, как из многих других возможных раздражителей, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в другом конце торгового центра, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы вернетесь домой из дома. работа. Мы быстро отсекаем и отодвигаем на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как мы решаем, что выбрать, а что оставить?

                                                                                  

    Мы отбираем информацию на основе:

    Потребности и интересы —  Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Мы знаем, что нас интересует, и автоматически тяготеем к стимулам, которые соответствуют этому.

    Ожидания —  Поскольку мы ожидаем, что что-то произойдет, мы можем быть дополнительно настроены на подсказки того, что это произойдет.

    Организация информации

    Организация — это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем. Мы организуем взаимодействие и межличностный опыт на основе собственного опыта

    Мы также систематизируем информацию на основе:

    Сходства  — Мы склонны думать, что похожие друг на друга или действующие вещи связаны друг с другом, и мы склонны воспринимать других как похожих на нас

    Различие —  Мы предполагаем, что предмет, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит

                                                                                                                   

    90 05

    Интерпретация — это третья часть процесса восприятия, в которой мы придаем значение нашему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы . Схемы подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую мы используем для интерпретации нового опыта. У всех нас есть довольно сложные схемы, которые со временем развивались по мере того, как небольшие единицы информации объединялись, чтобы создавать более значимые информационные комплексы.

    Важно знать о схемах, потому что наши интерпретации влияют на наше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым, основываясь на вашей схеме общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди застенчивы. хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Обыграть Shazam , например.

                                                                                                     

    Схемы используются для интерпретации поведения других людей и формирования впечатления о них. Подумайте, как могло бы измениться ваше общение с кем-то, если бы он или она были представлены вам как художник, а не как врач. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы.

    «Получение реального»: сотрудники полиции, схема и восприятие/интерпретация

    Кабельное и сетевое телевизионные шоу в прайм-тайм. взгляд на жизнь сотрудников правоохранительных органов. COPS , первое и самое продолжительное реалити-шоу в прайм-тайм, а также новые реалити-шоу и образовательные шоу, такие как  The First 48 и Lockdown предлагают более реалистичный взгляд на методы, используемые правоохранительными органами. Восприятие является важной частью набора навыков офицера. В частности, во время столкновений полиции с гражданами, когда напряженность может быть высокой, а время для принятия решений ограничено, офицеры полагаются на схемы, разработанные на основе личного опыта вне работы, а также обучения и опыта на работе (Rozelle & Baxter, 1975). Кроме того, полицейским часто приходится делать выводы на основе неполной, а иногда и недостоверной информации. Итак, как же полицейские используют восприятие для выполнения своей работы?

    Исследование изучало, как полицейские используют восприятие для вынесения суждений о чертах характера, правдоподобии, обмане, наличии или отсутствии оружия, среди прочего, и точно так же, как вы и я, офицеры используют один и тот же процесс отбора, организации , и интерпретация. Это исследование показало, что офицеры, как и мы, полагаются на схему, которая помогает им принимать решения в условиях временных и ситуационных ограничений.

    С точки зрения выбора ожидания влияют на восприятие офицера. На собраниях перед сменой офицеров информируют о текущих проблемах и «вещах, на которые следует обратить внимание», что дает им ряд ожиданий — например, марку и модель украденного автомобиля — которые могут определять их процесс выбора. Они также должны быть готовы к вещам, которые бросают вызов их ожиданиям, что не является профессиональным навыком, который многим другим профессионалам приходится учитывать каждый день. Они никогда не знают, когда остановка транспорта может превратиться в погоню, а кажущийся нежным человек может стать агрессивным.

    Затем эти ожидания можно соединить с стратегиями организации. Например, если офицер знает, что нужно быть настороже в отношении подозреваемого в совершении преступления, он будет активно распределять поступающую перцептивную информацию по категориям в зависимости от того, похожи ли люди на описание подозреваемого или нет. Близость также играет роль в работе полиции. Если человек находится в машине с водителем, у которого есть незарегистрированный пистолет, полицейский, скорее всего, решит, что у другого человека также есть преступный умысел. Хотя эти практики не являются плохими по своей сути, существуют очевидные проблемы, которые могут возникнуть, когда эти шаблоны становятся жесткой схемой. Некоторые исследования показали, что определенные предубеждения, основанные на расовой схеме, могут привести к ошибкам восприятия — в данном случае полицейские ошибочно воспринимают оружие у чернокожих подозреваемых чаще, чем у белых подозреваемых (Payne, 2001). Кроме того, расовое профилирование (подумайте о том, как профили похожи на схемы) стало проблемой, которая привлекла большое внимание после 11 сентября 2001 года, террористических атак и принятия иммиграционных законов в таких штатах, как Аризона и Алабама, которые подвергались критике как нацеленные на мигрантов. рабочих и других иммигрантов без документов. Как видите, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица используют один и тот же процесс восприятия, но такая карьера сопряжена с обязанностями и проблемами, которые подчеркивают несовершенный характер процесса восприятия.

    1. Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, необходимы сотруднику правоохранительных органов для эффективного выполнения своей работы и почему?
    2. Опишите встречу с сотрудником правоохранительных органов (если у вас не было прямого опыта, вы можете использовать гипотетический или вымышленный пример). Какими были ваши впечатления от офицера? Как вы думаете, как он или она относились к вам? Как вы думаете, какие схемы повлияли на каждую из ваших интерпретаций?
    3. Какие ошибки восприятия создают потенциальные этические проблемы в правоохранительных органах? Например, как следует использовать организующие принципы близости, сходства и различия?

    Пейн, Б.К. (2001). Предубеждение и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия. Журнал личности и социальной психологии, 81 (2), 181–192. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.2.181

    Ричард М. Розелл и Джеймс К. Бакстер (1975) Формирование впечатления и распознавание опасности у опытных полицейских, Журнал социальной психологии, 96:1, 53-63, DOI: 10. 1080/00224545.1975.9923262


    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
        Автор
        анонимно
        Версия лицензии
        1,3
        Программа OER или Publisher
        Издатель, имя которого нельзя называть
        Показать оглавление
        нет
        Сцена
        Обзор
      2. Теги

        Как восприятие влияет на межличностное общение

        Восприятие влияет на все, вплоть до того, как мы взаимодействуем

        Общение предназначено для людей как способ выражения, позволяющий людям передавать, передавать и давать обратную связь о своих мыслях, чувствах и желаниях . В деловой обстановке общение является одним из наиболее важных аспектов успешного бизнеса или предприятия.

        В эпоху цифровых технологий общение может означать многое: от передачи ключевых данных через электронные/цифровые средства массовой информации, устного отчета или презентации по стратегической статистике до личного интервью.

        Менеджеры общаются со своими сотрудниками, чтобы планировать, разрабатывать стратегии, направлять и организовывать, в то время как персонал должен общаться с клиентами, друг с другом и руководителями.

        Конечной целью общения в любой форме является побуждение или катализатор действия или изменение образа мыслей среди получателей информации. Чтобы эта цель была достигнута посредством общения, все должны быть на одной волне.

        Деловое общение является более сложным, так как невысказанные слова могут иметь разное значение для одного и того же предложения, включая язык тела, тон, выражение лица, интонацию и использование интонаций. восприятие человека (включая предвзятые представления/предубеждения и предыдущее понимание) сильно влияет на то, как он думает, действует, говорит и взаимодействует с другими, что, в свою очередь, влияет на каждую часть его жизни.

        Очень важно, чтобы руководители и персонал понимали, что это  как сказано что-то, что может изменить контекст и восприятие смысла утверждения, а не только того, что сказано.

        Что такое межличностное общение?

        Межличностное общение включает обмен понятиями, идеями, чувствами, данными и/или информацией между двумя или более людьми посредством вербальных (например, устных) или невербальных (например, письменных) методов.

        Ключевые детали межличностного общения помогают отличить его важность от повседневного общения в деловой обстановке. То есть, поскольку межличностное общение в деловой обстановке часто включает обмен информацией, сообщениями и данными лицом к лицу, невысказанные аспекты разговора могут изменить направление всего делового разговора, что может создать проблемы, связанные со словами, значениями. , жесты или тон голоса неправильно поняты.

        Существует несколько примеров распространенных случаев делового межличностного общения (включая как личные беседы, так и цифровые/онлайн-обмены):

        • Деловые встречи
        • Живые конференции
        • Переговоры на кофе-брейках
        • Интервью
        • Обсуждения проектов
        • Обсуждения в совете директоров
        • Собрания акционеров
        • Обзоры персонала

        Каждый из этих примеров может привести к расхождению путей действий, если что-то не понятно в контексте обмена, так что все стратегические направления могут быть изменены, если сообщение неправильно истолковано или понято.

        Элементы, влияющие на межличностное общение

        Факторы, которые могут повлиять на то, как происходит межличностное общение в деловой обстановке, включают в себя негласные факторы и основные элементы разговоров. Каждый элемент влияет на межличностное общение в бизнес-среде, и его необходимо понимать, чтобы можно было использовать ключевые принципы общения для эффективного общения в корпоративной среде.

        Коммуникатор

        Межличностное общение, в котором всегда участвуют два человека; отправитель сообщения и получатель. Межличностное общение может включать более двух человек, но два человека являются минимумом в отношении передаваемой информации.

        Сообщение

        Коммуникация — то есть язык — это код разума, позволяющий передавать информацию от одного разума к другому. Чтобы это было правдой, сообщение должно иметь тему или основную тему. В то же время невербальные сообщения, такие как жесты или язык тела, могут передавать вспомогательное сообщение, взаимосвязанное с основным сообщением.

        Шум

        «Шум» в контексте межличностного общения является важным фактором, который может сильно изменить восприятие сообщения получателем. Шум относится к любому типу помех или всему, что искажает сообщение. Это часто включает язык тела, тон или использование незнакомых слов. Уменьшение шума в межличностном деловом разговоре является ключом к тому, чтобы все были на одной волне. Критический способ уменьшить шум — попытаться понять любую заданную тему с точки зрения слушателя, что указывает на понимание его восприятия темы.

        Обратная связь

        Хотя в межличностном общении должны участвовать два или более человека, роли часто меняются, так что слушающий дает обратную связь первому коммуникатору и, таким образом, становится коммуникатором.

        Под обратной связью понимается любая реакция получателя на получение сообщения. Он/она может понять сообщение, а может и не понять, поэтому обратная связь может быть в форме подтверждающего кивка, тонкого выражения лица, языка тела, подразумевающего, что ему/ей некомфортно, или просто ответа: «Извините, не мог бы я». пожалуйста, скажи это еще раз?».

        Обратная связь является одним из наиболее важных аспектов межличностного общения, поскольку она передает реакцию слушателя на первоначальное сообщение и может помочь прояснить тему (если слушатель задает вопрос из-за непонимания), или может подтвердить, что слова первоначального говорящего были поняты, и приведет к желаемому действию.

        С управленческой точки зрения это очень важно, поскольку менеджеры полагаются на обратную связь, чтобы гарантировать, что их директивы будут поняты. Со стратегической точки зрения обратная связь гарантирует, что план — то есть проекты предприятия и дорожная карта — идут в том направлении, которое необходимо для достижения всеобъемлющих целей.

        Контекст

        Контекст разговора влечет за собой обстоятельства, связанные с утверждением или последовательностью утверждений (в рамках межличностного обмена), которые создают основу для понимания высказывания. Это ключевой момент, поскольку два одинаковых утверждения, произносимые в разном контексте, могут означать две совершенно разные вещи.

        В рамках бизнеса это чрезвычайно важно, так как контекст делового обсуждения/разговора – будь то интервью, заседание совета директоров, встречи с клиентами или личный обзор – должен быть понят для согласования всеобщее восприятие с правильным получением сообщения, которое должно привести к желаемым действиям.

        Если контекст не понят полностью, вся бизнес-стратегия может привести к тому, что персонал пойдет в другом направлении, а проекты преуспеют или потерпят неудачу. Межличностное деловое общение буквально определяет, как бизнес выполняет свои проекты и передает данные / информацию, и, следовательно, будет ли бизнес успешным или неудачным.

        Канал

        Канал межличностного общения относится к среде или платформе, с помощью которой сообщение передается от отправителя к получателю (и обратно к отправителю с обратной связью). Канал также является ключевым фактором в сфере делового межличностного общения, поскольку некоторые восприятия могут различаться (со стороны получателя) в зависимости от того, какой канал используется.

        В то время как электронная почта и приложения для обмена деловыми сообщениями не позволяют читать выражение лица или жесты, некоторые люди полагаются на эти вещи, чтобы понять контекст сообщения, и, таким образом, это необходимо учитывать посредством достаточной компенсации в письменном сообщении. . Следовательно, контекст сообщения может быть потерян при передаче по определенным каналам связи, в результате чего сообщение будет «потеряно при переводе».

        Типы межличностного общения

        Хотя все формы межличностного общения подразумевают передачу сообщения от отправителя к получателю, существует два конкретных типа таких случаев общения, которые различаются способом передачи сообщения, что может привести к различным проблемам, связанным с с различным восприятием, потенциально искажающим значение информации из-за предубеждений или неправильного понимания контекста.

        В связи с этим персонал должен быть обучен навыкам межличностного общения в обоих типах коммуникации. Двумя типами межличностного общения являются вербальное общение и невербальное общение .

        Навыки межличностного общения подразделяются на два типа

        Вербальное общение

        Вербальное общение включает любой тип устного общения, при котором сообщение, идея или мысль передаются посредством речи. Примеры этого типа общения на рабочем месте включают встречи, личные интервью, обзоры клиентов/советов или даже обсуждения в перерывах между кофе. Устное общение также может осуществляться с помощью электронных/цифровых средств, таких как живые конференции или видеозвонки по Skype.

        Невербальная коммуникация

        Невербальная коммуникация включает в себя любой тип коммуникации, который не является устным, и может включать более прямой метод, такой как письмо (например, бумажные письма, электронная почта, деловые сообщения), и косвенные методы, такие как как язык тела, выражение лица или тон голоса.

        Наше восприятие каждого из этих элементов влияет на то, как мы общаемся

        Как вербальные, так и невербальные методы общения могут по-разному влиять на восприятие слушателем сказанного (т. е. смысла), в том числе:

        • Вербальное: Вербальное, личное или дистанционное общение обычно предоставляет больше средств для установления контекста и согласования восприятия того, что передается, чтобы все были на одной волне.
        • Невербальный: Электронная почта или приложения для обмена сообщениями не включают в себя возможность читать кого-то — и смысл их сообщения — с помощью их тона, жестов или выражений лица. Однако смайлики можно использовать, чтобы передать больше того, что кто-то делает, и, таким образом, могут обеспечить контекст.

        Деловые отношения с поставщиками, клиентами, заинтересованными сторонами, менеджерами и персоналом основаны на межличностном общении, поэтому важно использовать эффективное общение, чтобы все были на одной странице и не было недопонимания.

        Важно отметить, что важно не только восприятие слушателя, но и говорящего. Передающий информацию должен учитывать свое собственное восприятие, чтобы понять, как лучше всего передать информацию тем, кто ее слушает или получает.

        Например, некоторым сотрудникам может потребоваться дополнительная информация, чтобы знать, как начать проект, в то время как другим может потребоваться более буквальное руководство, чтобы восприятие говорящего (например, менеджера) не мешало передаче информации обоим сотрудникам таким образом, который наиболее эффективен для них обоих.

        Восприятие чрезвычайно субъективно

        Слова — это абстрактные продукты разума, и хотя многие часто думают о словах как о конкретных идеях, которые полностью объективны, это не так. Люди отождествляют себя с разными идеями, основываясь на своем личном опыте и знаниях, поэтому их восприятие общих идей/слов может радикально различаться в зависимости от опыта, культуры, родного языка и даже предыдущей работы.

        Люди часто ошибаются в том, насколько «единодушна» их точка зрения

        Хотя сотрудники и менеджеры обычно предполагают, что другие думают так же, как и они, важно отметить, что разные личности и склонности на рабочем месте могут способствуют различному восприятию общих сообщений и даже слов. Руководителям и персоналу всегда лучше использовать широкий обзор при передаче сообщений или предоставлении отзывов, чтобы все покидали стол с одним и тем же сообщением и не путались в том, что передается.

        Когда восприятие разное, тогда общение полностью терпит неудачу

        Эффективное межличностное общение должно использоваться на рабочем месте для продвижения проектов и эффективного завершения обсуждений, стратегий, рабочих процессов или процессов. Когда восприятие сообщения различается, общение может быть нарушено, что может привести к разногласиям, конфронтации, путанице, непониманию и общему снижению продуктивности и/или эффективности, и все это влияет на конечный результат.

        Например, во время собрания заинтересованных сторон или Совета директоров, если один человек воспринимает слово «изобилие» как «достаточно», а другой воспринимает его как «более чем достаточно», сразу же любое обсуждение термина «изобилие» имеет совершенно другое значение для тех, кто слушает.

        Использование общего термина с неизвестными субъективными основными различиями означает, что любые сообщения, использующие этот термин, сразу становятся несогласованными. Это не маленькая или незначительная проблема, которая не имеет отношения к направлению бизнеса.

        Если заинтересованные стороны, например, не понимают, означает ли «изобилие» «достаточно» или «более чем достаточно» в отношении ключевых бизнес-данных или размера прибыли (например), это может привести к серьезным недоразумениям в отношении стратегическое направление бизнеса и/или проблемы с будущими управленческими решениями.

        Таким образом, восприятие каждого должно быть согласовано, чтобы межличностное деловое общение всегда было кратким и чтобы все всегда были на одной волне. Только тогда бизнес может преуспеть и достичь своих целей.

        Межличностное общение требует от нас понимания восприятия друг друга

        В бизнесе социальный интеллект и эмоциональный интеллект имеют решающее значение для хорошей работы с другими и выполнения своих обязанностей. Навыки межличностного общения необходимы для того, чтобы команды могли хорошо взаимодействовать друг с другом, чтобы проекты выполнялись своевременно и эффективно.

        Чтобы деловое взаимодействие осуществлялось эффективно, чтобы стратегические решения понимались и выполнялись, менеджеры должны иметь возможность направлять и планировать, а персонал должен иметь возможность давать обратную связь и передавать важные данные коллегам.

        Все стороны в бизнесе должны использовать социальные навыки, чтобы понимать восприятие друг друга, чтобы общаться на языке, который другие могут полностью понять. Это включает в себя сеансы один на один и групповые сеансы, на которых говорящий имеет возможность эффективно донести свои идеи до других таким образом, чтобы восприятие каждого выравнивалось таким образом, что сказанное, включая тон, контекст или язык тела, полностью понял.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *