3. Понятие о психологической науке и ее предмете.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает.
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые – общество, культуру и историю, третьи связанны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек – существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является объектом и предметом психологии?
Психология – это наука изучающая психику человека и животных.
Объектом психологии как науки выступает психика, т.е. психические явления; предметом – основные законы возникновения, развития и функционирования психической реальности.
Что же относится к психологическим явлениям?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений.
Все психические явления чаще всего разделяют на три основных класса:
— психические процессы;
-психические состояния;
— психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и имеют определенную продолжительность и устойчивость. На основе психических процессов формируются определенные психические состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Все, что человек познает, делает, вызывает определенные переживания. Поэтому на ряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления как аффекты, чувства, настроения, стрессы, страсть.
Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это обычно благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и
Психические процессы тесно связанны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.
Психические состояния характеризуют состояния психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать и тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления как подъем, угнетенность, бодрость, уныние, энтузиазм. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющие объективную и субъективную обусловленность.
Следующий класс психических явлений – психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
Психические процессы
Психические процессы делятся на три группы в зависимости от задачи, которую они выполняют.
Познавательные психические процессы, главная задача которых – отражение действительности, создание картины, образа происходящего. К ним относится большая группа процессов, обеспечивающих «сбор и обработку» информации о внешнем мире: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и два процесса, обеспечивающие оптимальное состояние настройки субъекта на восприятие нужной информации (внимание) и сохранение, воспроизведение ее (память).
Эмоциональные процессы, отражающие значимость, важность для жизни возникших ситуаций, событий, объектов, выражающиеся в субъективных переживаниях, которые сопровождаются физиологическими изменениями (например, повышением пульса, сердцебиением, расширением зрачков, изменением тонуса мышц и т.д.). К ним относятся собственно эмоции (страх, обида и т.п.), чувства, настроения, аффекты.
Волевые процессы или регуляционные, позволяющие человеку действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая внутренние и внешние препятствия.
Заметим, что эмоциональные процессы по длительности скорее подходят к психическим состояниям.
Познавательные процессы
К познавательным процессам относятся процессы, обеспечивающие отражение внешней среды и возможность действовать, опираясь на эту информацию. Самым «элементарным» из них является ощущение, отражающее отдельные свойства объекта (цвет, высота звука, твердость и т.д.). Но человек воспринимает все в целом. Эту целостность обеспечивает процесс восприятия.
Два познавательных процесса дают возможность человеку вспомнить, представить объект, которого нет в данную минуту перед глазами и, более того, менять, добавлять, соединять, конструировать новые объекты. Это процессы представления и воображения. Завершает иерархию познавательных процессов процесс мышления, позволяющий «отражать» не видимые свойства объектов (клеточная структура, цена, температура) или не воспринимаемые органами чувств объекты (далекие звезды, микробы).
Два познавательных процесса называются сквозными. Они обеспечивают протекание перечисленных выше процессов: это внимание и память. Внимание позволяет выделить и удержать в поле зрения интересующий нас объект. А память – сохранить и воспроизвести образ объекта.
Мы предлагаем вам познакомиться с двумя познавательными процессами: вниманием и мышлением.
Внимание
Одним из базовых процессов, обеспечивающих возможность осуществления основной задачи (функции) психики – отражения реальности, является
Внимание включает в себя как непроизвольные процессы (например, ориентировочная реакция на неожиданные, новые раздражители — движение головы, глаз в направлении источника раздражения), так и произвольные, регулируемые. Все виды деятельности требуют внимания, но одни виды требуют большей концентрации (сосредоточенности), другие большей способности к переключению внимания, третьи — широкого поля внимания. Достаточно большие требования ко всем характеристиками внимания предъявляет учебная деятельность. Поэтому в первом практическом задании мы предлагаем вам измерить характеристики внимания.
Что такое познание? Типы познавательных процессов.
Что такое познание?Познание — это процесс мозга, который помогает вам понимать, признавать и понимать различные сведения и фрагменты информации. Таким образом, информация хранится в вашем мозгу в процессе, включающем, помимо прочего, знание, запоминание, суждение и решение проблем. В этом блоге мы узнаем, что такое познание и типы познавательного процесса.
Когнитивная психологияРаздел психологии, который занимается пониманием, функционированием и анализом когнитивной части мозга, известен как когнитивная психология. Таким образом, изучение когнитивной части мозга известно как когнитивная психология.
Типы когнитивных процессовСуществуют следующие типы когнитивных процессов:
- Внимание: Для действий, требующих постоянного мышления и обдумывания любого предмета или объекта, требуется внимание. Активность запускается при попадании в мозг определенного стимула.
- Язык: Понимание, основанное на мышлении или слушании, а затем решение о том, что ответить устно или устно, осуществляется с помощью языка. Часть мозга, отвечающая за язык, помогает в общении.
- Обучение: Часть мозга, которая постоянно поглощает новые фрагменты информации и сохраняет их, возникает в результате когнитивного процесса обучения.
- Память: Память является важным аспектом когнитивного процесса, который не только хранит информацию, но и делает ее доступной на протяжении всей нашей жизни.
- Восприятие: Часть мозга, работающая над формированием чувств на основе имеющихся у вас знаний и информации.
- Мысль: Процесс принятия решений, решения проблем и более высоких рассуждений осуществляется посредством Мыслительно-Когнитивного Процесса.
Итак, это разные типы когнитивных процессов. Эти когнитивные процессы, функционируя вместе и должным образом, помогают человеку принимать обоснованные решения о различных аспектах жизни.
Использование этих типов когнитивного процессаКогнитивные процессы постоянно растут, и это непрерывный процесс. Независимо от того, просто сидите ли вы или читаете газету, ваш когнитивный процесс работает в одно и то же время. Это может быть случай, когда в один момент времени происходит более двух когнитивных процессов. Вам может быть трудно практиковать, если вы недостаточно подготовлены (умственно). Но есть люди, которые практиковали это с помощью медитации.
- Обучение новой привычке : Чтобы выучить новую привычку, используются все типы когнитивного процесса. Обучение — это процесс, который берет новые воспоминания и сохраняет их в нашем мозгу, создавая для нас поучительные материалы.
- Создание новых воспоминаний :Многие моменты нашей жизни формируются как память. Хотим мы что-то вспомнить в будущем или нет, воспоминания создаются и могут быть сделаны в любой момент.
- Принятие решений : Решения принимаются на основе прошлых воспоминаний, ситуаций, информации и сравнения прошлого и настоящего. Вот как различные типы когнитивных процессов помогают нам принимать решения.
Познавательный процесс зависит от различных факторов, таких как генетика, собственные взгляды и восприятие жизни и многое другое. На данный момент мы не можем изменить или изменить генетику (без серьезного ущерба для себя). Но есть определенные вещи, которые мы можем сделать, чтобы улучшить наш познавательный процесс.
- Оставаться здоровым : Быть здоровым – это первое и главное требование нашего организма. Независимо от того, что мы хотим или хотим сделать, здоровое тело всегда требуется для выполнения и выполнения различных действий.
- Критически мыслить : Вы должны быть готовы критически мыслить по различным темам, подвергать сомнению свой выбор, предпочтения, симпатии, антипатии и многое другое.
- Будьте любопытны : Любопытство — мать всех изобретений. Если вы сохраняете любопытство и готовы учиться, вы определенно поможете лучше тренировать свой когнитивный процесс.
Итак, это когнитивные процессы и то, как они функционируют в организме человека. Для получения дополнительной информации о познании, психологии, связанной с ним, и многом другом следуйте VISS.
Познание и когнитивная наука. Важность познания
Что такое познание? Значение и определение
Что такое познание? Слово происходит от латинского корня cognoscere , что означает «знать». Под познанием мы обычно подразумеваем все, что связано со знанием. Другими словами, это накопление информации, которую мы приобрели в результате обучения или опыта.
Наиболее распространенным определением является способность обрабатывать информацию посредством восприятия (стимулы, которые мы получаем через наши различные чувства), знания, приобретенные благодаря опыту, и наши личные характеристики, которые позволяют нам интегрировать всю эту информацию для оценки и интерпретации нашего мира. Это способность усваивать и обрабатывать информацию, которую мы получаем из разных источников (восприятие, опыт, убеждения и т. д.), и преобразовывать ее в знания. Он включает в себя различные когнитивные процессы, такие как обучение, внимание, память, язык, рассуждение, принятие решений и т. д., которые являются частью нашего интеллектуального развития и опыта.
Его изучали различные дисциплины, такие как неврология, психология, антропология, философия и т. д. Однако именно когнитивная психология начала углубляться в изучение того, как обработка информации влияет на поведение и какое отношение различные психические процессы имеют к приобретению знания. Когнитивная психология возникла в конце 1950-х как оппозиция господствовавшему в то время бихевиоризму. Такие авторы, как Пиаже и Виготский, произвели революцию в научной панораме своими теориями развития и когнитивного обучения, которые актуальны и сегодня. Начиная с 60-х годов интерес к познанию и когнитивным навыкам рос в геометрической прогрессии, и исследования, которые он породил, позволили нам больше узнать об этих процессах.
Достижения в области нейровизуализации помогли внести вклад в понимание физиологии и нейроанатомии в этих исследованиях. Это важно для понимания когнитивных процессов и того, как они влияют на наше поведение и эмоции.
Когнитивные процессы
Что такое когнитивные процессы? Мы можем понимать когнитивные процессы как процедуры, которые мы используем для включения новых знаний и принятия решений на основе этих знаний. В этих когнитивных процессах играют роль различные когнитивные функции: восприятие, внимание, память, рассуждение… Каждая из этих когнитивных функций работает вместе, чтобы интегрировать новые знания и создать интерпретацию окружающего мира.
- ВНИМАНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: Внимание – это когнитивный процесс, который позволяет нам сконцентрироваться на стимуле или действии, чтобы позже более тщательно обработать его. Внимание является фундаментальной когнитивной функцией для развития повседневных ситуаций и используется в большинстве задач, которые мы выполняем изо дня в день. На самом деле он считается механизмом, который контролирует и регулирует остальные когнитивные процессы: от восприятия (нам нужно внимание, чтобы иметь возможность обращать внимание на стимулы, которые не достигают наших чувств) до обучения и сложных рассуждений.
- ПАМЯТЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: Память — это когнитивная функция, которая позволяет нам кодировать, хранить и восстанавливать информацию из прошлого. Память — это основной процесс обучения, поскольку именно она позволяет нам создать чувство идентичности. Существует много типов памяти, таких как кратковременная память, то есть способность удерживать информацию в течение короткого периода времени (запоминать номер телефона до тех пор, пока мы не сможем записать его на бумаге), и долговременная память, которые все воспоминаний, которые мы храним в течение длительного периода времени. Долговременную память можно разбить на более мелкие группы, декларативную память и процедурную память. Декларативная память состоит из знаний, которые были получены посредством языка и образования (например, знание того, что Вторая мировая война закончилась в 1945), а также знания, полученные на личном опыте (вспоминая, что моя бабушка делала для меня). Процедурная память относится к обучению через рутину (обучение вождению или езде на велосипеде). Другими типами памяти являются слуховая память, контекстуальная память, называние и узнавание.
- ВОСПРИЯТИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС : Когнитивное восприятие позволяет нам организовывать и понимать мир с помощью стимулов, которые мы получаем от наших различных органов чувств, таких как зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. В то время как большинство людей знакомы со здравым смыслом, существуют некоторые другие, менее известные чувства, такие как пропиоцепция (стимулы, которые бессознательно воспринимают наше положение в пространстве и оценивают пространственную ориентацию) и интероцепция (то есть восприятие наших органов в нашем теле). Это то, что позволяет нам знать, когда мы голодны или хотим пить). Как только стимул получен, наш мозг интегрирует всю информацию, создавая новую память.
- ЯЗЫК КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: Язык – это способность выражать свои мысли и чувства посредством устной речи. Это инструмент, который мы используем для общения, организации и передачи имеющейся у нас информации о себе и мире. Язык и мышление развиваются вместе и тесно связаны, они взаимно влияют друг на друга.
- МЫСЛЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: Мысль лежит в основе всех когнитивных процессов. Это позволяет нам интегрировать всю информацию, которую мы получили, и установить взаимосвязь между событиями и знаниями. Для этого он использует рассуждение, синтез и решение проблем (исполнительные функции).
- ОБУЧЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: Обучение – это когнитивный процесс, который мы используем для включения новой информации в наши предыдущие знания. Обучение включает в себя такие разные вещи, как поведение или привычки, такие как чистка зубов или обучение ходьбе, а также знания, которые мы усваиваем в процессе социализации. Пиаже и другие авторы говорили о когнитивном обучении как о процессе поступления информации в нашу когнитивную систему и ее изменения.
Когнитивные процессы может произойти естественным или искусственным образом, сознательно или бессознательно, но обычно это происходит быстро. Эти когнитивные процессы работают постоянно, и мы не осознаем их. Например, когда мы идем по улице и видим, что светофор загорается красным, мы запускаем когнитивный процесс, который подсказывает нам принять решение (переходить или не переходить). Первое, что мы делаем, это обращаем внимание на светофор, через зрение мы видим, что он красный. Буквально за миллисекунды мы вспоминаем из своей памяти, что на красный сигнал светофора переходить нельзя. Вероятно, именно здесь мы принимаем наше первое решение: подождать, пока загорится зеленый свет, или посмотреть направо и налево (снова переключая внимание), чтобы увидеть, не приближаются ли какие-нибудь машины, и принять решение быстро перейти дорогу.
Можно ли улучшить познание?
Можно ли улучшить познание? Ниже приведен инструмент, предназначенный для улучшения познания и когнитивных функций:
ПРОГРАММА КОГНИТИВНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ОТ COGNIFIT: Эта программа была разработана группой неврологов и когнитивных психологов, изучающих синаптическую пластичность и процессы нейрогенеза. Вам нужно всего 15 минут в день (2-3 раза в неделю), чтобы стимулировать ваше познание. Эта программа доступна онлайн и имеет специальные программы для личного использования, исследователей, медицинских работников и школ.
Упражнения по когнитивной стимуляции от CogniFit
Различные интерактивные упражнения представлены в виде забавных игр для мозга, которые вы можете выполнять на своем компьютере. После каждого сеанса CogniFit («КогниФит») будет отображать подробную картину, показывающую эволюцию когнитивного состояния пользователя. Он также сравнивает их когнитивные способности с другими пользователями.
Если нейробиология и изучение пластичности мозга что-то нам и показали, так это то, что чем больше мы используем нейронную цепь, тем сильнее она становится. Программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») исследует наши когнитивные процессы. Как только мы сможем понять когнитивное состояние каждого человека, мы предложим ему персонализированная программа когнитивных тренировок. Сосредоточение внимания на самых сложных задачах гарантирует, что мы создадим и установим новые нейронные связи, которые будут становиться все сильнее и сильнее по мере их обучения.
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССА: Стресс повышает уровень кортизола, который атакует миелин аксонов и препятствует эффективной передаче информации. Если мы сможем уменьшить стресс в нашей жизни, мы сможем улучшить наше познание, потому что снижение стресса улучшает синаптические связи. Сохранение позитивного настроя делает нас более творческими при решении проблем и, вероятно, делает нас более когнитивно гибкими.
МЕДИТАЦИЯ: Медитация также может помочь нашему познанию. В последние несколько лет все больше и больше исследований посвящено влиянию медитации на когнитивные процессы. Это требует концентрации и сознательного внимания, которые, как мы сказали, важны для создания новых функциональных цепей. Исследование, кажется, поддерживает эту идею, и медитация была связана с улучшением внимания, памяти, исполнительных функций, скорости обработки и общего познания.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: Выполнение некоторых упражнений также может улучшить его. Это не должны быть особенно интенсивные действия. На самом деле ходьба по 45 минут 3 раза в неделю улучшает память и мышление (исполнительные функции), а практика Тай-Чи улучшает главным образом исполнительные функции.
Ссылки: Шатиль Э. (2013). Улучшает ли комбинированная когнитивная тренировка и тренировка физической активности когнитивные способности больше, чем каждая из них по отдельности? Рандомизированное контролируемое исследование с четырьмя условиями среди здоровых пожилых людей. Фронт. Стареющие нейроски. 5:8. дои: 10.3389/fnagi.2013.00008 • Корчин А. Д., Перец С., Ааронсон В. и соавт. — Компьютерная когнитивная тренировка с CogniFit («КогниФит») улучшила когнитивные способности по сравнению с классическими компьютерными играми: проспективное, рандомизированное, двойное слепое интервенционное исследование пожилых людей. Болезнь Альцгеймера и слабоумие: Журнал Ассоциации болезни Альцгеймера, 2007 г .; 3(3):S171. • Shatil E, Korczyn AD, Peretzc C, et al. — Улучшение когнитивных функций у пожилых людей с помощью компьютеризированной когнитивной тренировки — Альцгеймер и деменция: Журнал Ассоциации Альцгеймера, 2008 г .; 4(4):Т492. • Verghese J, Mahoney J, Ambrose AF, Wang C, Holtzer R. — Влияние когнитивной коррекции на походку пожилых людей, ведущих малоподвижный образ жизни — J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2010 декабрь; 65 (12): 1338-43. • Эвелин Шатил, Ярослава Микулецка, Франческо Беллотти, Владимир Бурес — Новый когнитивный тренинг на основе телевидения улучшает рабочую память и исполнительную функцию — PLoS ONE 03 июля 2014 г.