Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К средствам общения относится: Назовите основные средства общения — ответ на Uchi.ru

Средства общения людей — невербальные и вербальные

Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида. Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.

Язык как средство общения

К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.

Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.

Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.

Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Невербальные средства общения

Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных язы­ковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невер­бальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.

Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобре­тенным людьми.

Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.

Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.

Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положе­ние губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов пере­хода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презре­ние, удивление, радость.

Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких по­ложений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зави­симость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религи­озных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.

Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т. д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.

Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жес­ты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.

Ког­да недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усили­вают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.

Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветство­вать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.

Кинесическими средствами общения являются стиль пере­движения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.

К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодичес­кие средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр го­лоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические сред­ства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые выска­зывания, демонстрируют эмоциональные состояния.

Динамические касания телом, в виде по­хлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.

Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.

Интимное расстояние предназначено для общения близ­ких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.

Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.

Социальное расстояние предназначено для офи­циального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.

Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.

Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.

Вербальные средства общения

К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.

Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.

Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.

Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.

Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.

Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.

Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.

Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера.

Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.

В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.

Речь как средство общения

Основная функция речи индивида лежит в обеспечении мышления. Речь это своеобразный инструмент мыслительной деятельности. Она является исторически сложившейся формой коммуникативных взаимодействий через языковые конструкции. Слово представляет собой основную структурную единицу языковых систем. Слово в качестве понятия заключает в себе намного больше информации, данных, чем в себе несет элементарное сочетание звуков.

Процесс оформления мыслей при помощи слов и их осмысление, неминуемо вызывает деформацию смысловой нагрузки сообщения. Однако все же индивиды понимают друг друга. Осмысление неизменно поддается корректировке, так как средства общения людей – это не просто трансляция информации, знаний, сообщений посредством вербальных и невербальных инструментов, а обмен данными, который предполагает обратную связь.

Реплики без ориентирования на партнера по коммуникации носят форму монолога. При монологической трансляции сообщений сумма потерь содержания информации может доходить от 50% до 80% от количества исходной информации. Психологи утверждают, что наиболее результативной формой коммуникаций является диалог. Он предполагает свободное и беглое владение речью, способность отличать искренние и честные ответы от неправдивых и уклончивых, чуткость к неречевым сигналам.

Фундаментом диалогических коммуникаций является умение и способность задавать вопросы самому себе и остальным субъектам коммуникационного процесса. В сравнении с монологическим общением, диалогические коммуникации считаются более эффективными. Ведь намного результативнее будет трансформировать собственные идеи в вопросы, и проводить их апробацию в беседе с товарищами, коллегами. Использование вопросов позволяет понять, поддерживаются ли идеи говорящего или нет. Сам факт вопроса показывает желание принимать участие в коммуникационных взаимодействиях, обеспечивая их дальнейшее направление и углубление.

Любое взаимодействие немыслимо без следования правилам вербального этикета, который связан с формами и стилем речи, словарным запасом.

Трансляция сообщений может иметь разнообразную форму. Информация может передаваться в форме разговора, беседы, лекции, или даже спора.

Речь как средство общения является основным, свойственным только людям способом коммуникации. Она, главным образом, делится на внутреннюю – мысленный разговор индивида с самим собой, посредством которого понимается мотивация его поведения, и внешнюю, т.е. направленную на собеседника. Внутренняя речь является фундаментом внешней речи. Преобразование сути внутренней речи во внешне направленно связано с появлением сложности проговаривания вслух. Внешне направленная речь бывает устной и письменной.

Игра как средство общения

Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.

Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.

Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.

Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.

Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.

Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, эмпатию, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.

Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.

Развитие средств общения

Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.

Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.

Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.

Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.

В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.

Средства делового общения

Деловое общение представляет сложный и разносторонний процесс налаживания и дальнейшего развития профессионально-деловых контактов между субъектами, которые устанавливаются вследствие возникновения потребностей совместной деятельности, и содержит в себе обмен информацией, опытом.

Деловое общение сегодня считается наиболее массовым видом социального коммуникативного взаимодействия. Оно начинается с внешнего облика. Соответствие имиджа в целом месту и времени, является своеобразной визитной карточкой индивида, презентацией его успешности и профессионализма.

Имидж как средство делового общения является важнейшим аспектом любых профессиональных коммуникативных взаимодействий между субъектами. К нему предъявляются особые требования, которые включают в себя обязательное соответствие специфики деятельности, времени и места совершения деловой коммуникации. Он должен свидетельствовать о надежности, компетентности, интеллектуальности индивида, оставлять о партнере только благоприятное впечатление, вызывать у собеседника уважение и доверие.

При формировании собственного имиджа нужно учитывать несколько видов качеств: природных, привитых воспитанием и образованием, обретенных посредством жизненного и профессионального опыта. Природные качества включают в себя коммуникабельность индивида, его эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. К привитым образованием и воспитанием качествам относятся нравственные ориентиры, психологическое здоровье и набор средств общения.

Имидж как средство делового общения формируется изначально из мелочей – различных аксессуаров, например, ремня, телефона, часов, манер и непосредственно умения вести беседу и активно слушать собеседника.

Логико-смысловую составную часть деловых коммуникаций образует общение посредством вербальных и неречевых средств, которые дополняют беседу. Она содержит в себе два связанных между собой процесса: производство сообщений собеседником и восприятие им информации. Средством вербального общения является речь и ее смысловая нагрузка. Она состоит из слов и может быть устной или письменной.

К средствам невербального делового общения относят такие же инструменты коммуникаций, что и при других видах межличностного взаимодействия, а именно: мимику, жестикуляцию, визуальные контакты, проксемику, пара- и экстралингвистику.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

О средствах невербального общения

  • 01.03.2013
  • Татьяна Крикункова

О средствах невербального общения

28 февраля в Тульском государственном университете прошло первое в новом астрономическом и уже третье в учебном году занятие Школы PR.

Темой его стала невербальная коммуникация. «Школяров» ожидали увлекательная мини-лекция и интересный тренинг.

Свою лекцию Ольга Евгеньевна Бочарова начала с вопроса: «Уважаемые „школяры“, когда вы впервые встречаете человека, на что вы сразу же обращаете внимание?» Посыпались ответы: «На мимику!», «На внешний вид!», «На позу и положение рук!» Таким образом, студенты с помощью интерпретаций дали чёткое определение невербальной коммуникации, которая по своей сути является общением без слов.

 

Как подчеркнула Ольга Евгеньевна, до 80% информации передаётся при помощи невербальных средств. Более того, невербальная коммуникация представляет собой бесценный источник именно достоверной информации, поскольку, если даже человек и может попытаться скрыть свои истинные чувства за словами, то поза, жесты, взгляд и выражение лица красноречивее всех слов расскажут о том, что происходит у него в душе и о чём он думает.

 

PR-специалист должен знать, что невербальная коммуникация позволяет человеку производить позитивное впечатление, «читать» своего собеседника, дополняет и усиливает речь, замещает её и опровергает, а также помогает проверить речь на истинность. В подтверждение своих слов Ольга Евгеньевна предложила ребятам пройти тест, содержащий двадцать вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Результаты теста показали, что наши «школяры» — наблюдательные люди, обладающие хорошей интуицией.

 

Органы чувств, отметила Ольга Евгеньевна, являются каналами невербальной коммуникации. Что же касается жестов, то они бывают естественными и искусственными. Ко вторым, в частности, относятся движения рук дирижёра и глухонемых людей. Естественные жесты поражают своим многообразием. Так, например, открытая ладонь свидетельствует о преданности, но если же руки спрятаны в карманы, то это говорит о неуверенности человека. Руки, сжатые в кулак, показывают, что собеседник собирается с мыслями. Скрещивание рук или ног относится к закрытым жестам, а вот если во время беседы человек потирает нос, то это верный признак того, что он вам не доверяет. Если же человек потирает глаз, он пытается блокировать ложь, кстати, этот жест родом из детства.

Ну, а если поглаживает подбородок, то это означает, что в его голове идёт процесс принятия решения.

 

Барьеры из рук — яркие символы невербальной коммуникации. Говорят они о закрытости человека, нежелании впускать кого бы то ни было в свой внутренний мир. Полубарьеры из рук, с одной стороны, свидетельствует об открытости, с другой стороны, о стремлении сохранить свой внутренний комфорт.

 

Отдельный класс представляют рукопожатия. Если человек подаёт руку ладонью вниз, то это показывает, что он хочет доминировать в отношениях. Подав такому человеку руку тоже ладонью вниз, собеседник продемонстрирует, что подчиняться не намерен. Рукопожатие «перчаткой» говорит о дружелюбии, а «котлеткой» (за кончики пальцев) — о нерешительности и слабом характере партнёров.

 

Что же касается походки, то вот она-то как раз с трудом поддаётся контролю. Однако существуют определённые «приметы». Широкий, ритмичный шаг — признак хорошего настроения, размашистый шаг (особенно при малом росте человека) свидетельствует о целеустремлённости личности.

 

Как объяснила Ольга Евгеньевна, мимика — это движения мышц лица, спровоцированные эмоциями. Побледнение и покраснение лица имеют особый, соматический, характер, поскольку чаще всего человек ничего не может с собой поделать, чтобы остановить краску, заливающую его лицо, или предотвратить «прикрепление» бледной маски. Выражения удивления, испуга, отвращения, радости, грусти (печали), злости и гнева являются врождёнными и одинаково свойственны всем культурам.

 

Глаза, как известно, зеркало души. На зрительный контакт, подчеркнула Ольга Евгеньевна, приходится две трети времени общения. Стопроцентный зрительный контакт, то есть когда собеседники пожирают друг друга глазами, свидетельствует об агрессивности обоих. Существуют три вида взглядов: деловой, скользящий между глаз собеседника, социальный, движущийся от глаз до подбородка, и интимный, направленный на глаза и на область ниже шеи.

 

По голосу, даже не видя человека, можно определить его пол, возраст и настроение.

Паралингвистика подразумевает темп, тембр и интонацию голоса, экстралингвистика — смех, плач, паузы и вздохи, а просодика — акцент.

 

Смех, как одно из средств невербальной коммуникации, тоже позволяет дать характеристику человека. Если человек смеётся с открытым ртом, то он темпераментная личность, если же, смеясь, держится за подбородок, то это свидетельствует о том, что в нём ещё сохранились черты юности.

 

Для невербальной коммуникации огромное значение имеет также пространство или проксемика. Существуют четыре межсубъектные зоны: интимная, личная, социальная и публичная.

 

Закрепила лекционный материал тренировка. Ольга Евгеньевна предложила «школярам» поиграть в «Крокодила». С помощью жестов, мимики и взглядов они должны были сначала изобразить какие либо действия или понятия, а затем — эмоции: энтузиазм, грусть, задумчивость, неуверенность и другие. Как объяснила Ольга Евгеньевна, такие упражнения способствуют развитию эмоционального слуха.

 

Завершилось занятие беседой о цвете. Ребята узнали много нового и интересного об уже хорошо известных, как им казалось, цветах. Красный символизирует праздник, победу, радость, но одновременно и активность, и агрессию. В зелёном огромную роль играет оттенок, от которого зависит и значение цвета. Поэтому один оттенок зелёного означает надёжность и прочность, другой — спокойствие, а третий — уже… тоску. Противоречив и фиолетовый цвет: он может означать и тайну, и траур, и безразличие. Недаром же говорят: » А мне это сугубо фиолетово«.

 

Разговор о цвете Ольга Евгеньевна завела не случайно. Дело в том, что цвет, в определённой мере, тоже относится к средствам невербальной коммуникации. В первую очередь человек реагирует на цветовое пятно, создаваемое одеждой его собеседника, и только во вторую — на фасон его туалета. А поскольку встречают всё-таки по одёжке, то Ольга Евгеньевна предложила «школярам» очень интересное домашнее задание — разработать униформу для преподавателей и студентов Тульского государственного университета по гендерному принципу.

Так что на следующем занятии «школярам» придётся выступить в качестве модельеров.

Коммуникация Определение и значение — Merriam-Webster

общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən 

1

а

: процесс обмена информацией между людьми через общую систему символов, знаков или поведения

функция феромонов в коммуникации насекомых

также : обмен информацией

б

: личное взаимопонимание

отсутствие общения между пожилыми и молодыми людьми

2

а

: переданная информация : переданная или переданная информация

б

: устное или письменное сообщение

Капитан получил важное сообщение.

3

связь во множественном числе

а

: Система (телефонная или компьютерная) для передачи или обмена информацией

беспроводная электронная связь

б

: система путей для передвижения войск, припасов и транспортных средств

с

: персонал, осуществляющий связь : персонал, занимающийся передачей или обменом информацией

4

связь во множественном числе по форме, но в единственном или множественном числе по конструкции а

: техника эффективного выражения мыслей (как в речи)

б

: технология передачи информации (печатной или телекоммуникационной)

5

: акт или случай передачи

передача болезни

6

анатомия : связь между частями тела

Удивительно мало известно о связи между альвеолярными и терминальными бронхиолярными поверхностями …—Richard C. Boucher

коммуникативный

kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shnəl

-shə-nᵊl

прилагательное

Синонимы

  • отправка
  • сообщение

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Общение между детьми в классе не запрещалось, но предоставлялось время… — Джонатан Козол, Harper’s , сентябрь 2005 г.

Это не устное общение. Это язык тела, зрительный контакт, ухмылка, маленькие сигналы, которые происходят между людьми. — Кит Ричардс, цитата из Rolling Stone , 14–28 июля 1994 г.

Если книга хороша и даже если читаешь про себя, то происходит совершенно особое общественное событие, общение писателя и читателя… — Уокер Перси, «Еще одно послание в бутылке». в Указатели в чужой стране ,  1991 г.

Это секретное и конфиденциальное сообщение, на которое я доверяю вам тайно ответить. — Александр Вулкотт, письмо от 20 октября 1934 г.

Кому еще она должна была открыть свое сердце? Если она не нуждалась в совете, она должна нуждаться в комфорте общения. — Джейн Остин, 9 лет.0123 Мэнсфилд Парк , 1814 г.

Ты не разговариваешь с ним, он разговаривает с тобой. Вы кричите и кричите друг на друга, но связи нет. — Зэди Смит, Белые Зубы

Он изучает насекомое , связь . Был сбой в 9.0123 связь между членами группы. телевидение и другие средства массовой информации Связь является развивающейся отраслью. Он специализировался в коммуникации в колледже. Узнать больше

Недавние примеры в Интернете Бекка Вассер, старший научный сотрудник аналитического центра, сыгравшая убедительно угрожающего китайского чиновника, указала на повторяющееся разочарование законодателей в военной игре из-за отсутствия прямого, непосредственного общения между лидерами. — Эллен Никмейер, 9 лет.0123 Чикаго Трибьюн , 22 апреля 2023 г. Вот хороший пример плохой связи . — Брайант Стэмфорд, The Courier-Journal , 20 апреля 2023 г. Наконец, уделите больше внимания найму сотрудников, обладающих навыками анализа данных и коммуникации . — Анна Оукс, Кварц , 20 апреля 2023 г. Как и в случае с Элонисом, дело Counterman иллюстрирует темную сторону повседневного онлайн-бизнеса 9.0123 связь . — Ади Робертсон, The Verge , 19 апреля 2023 г. Один из способов справиться с этим недоверием — попытаться улучшить общение . — Барбара Броди, Fortune Well , 18 апреля 2023 г. Первый подозреваемый, 18-летняя Джада Харрис, была арестована за видео-вуайеризм, жестокое обращение и пренебрежение пожилыми людьми или взрослыми с ограниченными возможностями, а также перехват или раскрытие проводных связи . — Пилар Ариас, Fox News , 9 апреля 2023 г. В отчете приводятся сообщения семьи до убийств и интервью с членами сообщества, проведенные после январской трагедии. — Сэм Мец, ajc , 8 апреля 2023 г. Лалонд не ожидал, что Прайс предпочитает способ обработки внешних сообщений . — Джошуа Шарп, San Francisco Chronicle , 8 апреля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «общение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

см. сообщение

Первое известное использование

14 век, в значении, определенном в смысле 5

Путешественник во времени

Первое известное использование связи было в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Рядом с

связь

общаться

коммуникация

техника связи

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Коммуникация.»

Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/communication. По состоянию на 27 апреля 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

Связь

существительное

общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən 

1

: действие или случай передачи

2

: переданная информация : сообщение

получено важное 90 123 связь

3

: обмен информацией

4

множественное число

а

: система (наподобие телефонов) для отправки и приема сообщений

б

: система маршрутов для передвижения войск, припасов и транспортных средств

Медицинское определение

связь

существительное

общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən 

1

: действие или процесс передачи информации (например, об идеях, отношениях, эмоциях или объективном поведении)

невербальное межличностное общение

эмоциональное общение между родителем и ребенком — G. С. Блюм

: как

а

: обмен информацией между людьми посредством общей системы знаков, символов или поведения

графическое изображение является удобным каналом связи между человеком и шимпанзе

функция феромонов в коммуникации насекомых

б

: личный контакт

отсутствие общения между молодыми и пожилыми людьми

2

: передаваемая информация

3

: связь между частями тела

искусственное сообщение между пищеводом и желудком

Legal Definition

сообщение

существительное

общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən 

: выражение другому информации или мыслей посредством речи, письма или жестов

см. также конфиденциальное общение, привилегированное общение

Еще от Merriam-Webster о

сообщении

Нглиш: перевод сообщения для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод сообщения для говорящих на арабском языке 9 0003

Britannica.com: Энциклопедическая статья о связи

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полный текст

Элементы процесса коммуникации

Кодирование и декодирование

Кодирование сообщение. Итак, если вы хотите объяснить своей тете, как добраться до своей новой квартиры, вы должны представить себе пейзаж, улицы и здания, а затем выбрать лучшие слова, описывающие маршрут, чтобы ваша тетя могла найти вас.

Декодирование — это процесс, обратный прослушиванию слов, размышлению о них и превращению этих слов в мысленные образы. Если бы ваша тетя пыталась найти дорогу к вашей квартире, она бы выслушала ваши слова, связала бы эти слова с улицами и достопримечательностями, которые она знает, а затем составила бы мысленную карту пути, по которому можно добраться до вас. «Правильное использование языка» Рэмси (глава 10) дает дополнительное представление о процессах кодирования и декодирования.  

Коммуникатор

Термин коммуникатор относится ко всем людям, участвующим в процессе взаимодействия или речи. Он используется вместо отправителя и получателя, потому что, когда мы общаемся с другими людьми, мы не только отправляем сообщение, мы одновременно получаем сообщения от других. Когда мы говорим, мы наблюдаем за невербальным поведением других , чтобы увидеть, понимают ли они нас, и оцениваем их эмоциональное состояние. Информация, которую мы получаем из этих наблюдений, известна как обратная связь. По телефону мы прислушиваемся к паралингвистическим сигналам, таким как высота тона, тон, громкость и наполнители (т. Это означает, что общение не является односторонним процессом. Даже в ситуации публичного выступления мы наблюдаем и слушаем ответы слушателей. Если зрители заинтересованы, согласны и понимают нас, они могут наклоняться вперед на своих местах, кивать головами, иметь положительное или нейтральное выражение лица и давать благоприятные голосовые сигналы (например, смех, «Правильно», «Угу, или «Аминь!»). Если зрителям наскучило, они не согласны или сбиты с толку нашим сообщением, они могут писать сообщения или отворачиваться от нас, качать головами, иметь недовольные или смущенные выражения на лицах или произносить оппозиционные голосовые реплики (например, стоны: «Я не не думаю», «Это не имеет смысла» или «Ты сумасшедший!»). Таким образом, коммуникация — это всегда транзакционный процесс — обмен сообщениями.  

Сообщение

Сообщение включает те вербальные и невербальные действия, которые разыгрываются коммуникаторами и осмысленно интерпретируются другими. Вербальная часть сообщения относится к словам, которые мы произносим, ​​в то время как невербальная часть включает наш тон голоса и другие неречевые компоненты, такие как внешний вид, поза, жесты и движения тела, поведение глаз, то, как мы используем пространство, и даже то, как мы пахнем. Например, человек, который встает, чтобы выступить в красивом костюме, будет воспринят более позитивно, чем человек, произносящий точно такую ​​же речь в спортивном костюме и футболке с рисунком. Или, если спикер монотонным голосом попытается убедить других пожертвовать на благотворительность, которая строит колодцы в бедных африканских деревнях, он не будет так эффективен, как спикер, который произносит ту же речь, но говорит торжественным тоном. Если когда-либо возникает конфликт между вербальной и невербальной частями сообщения, люди обычно верят невербальной части сообщения. Чтобы проверить это, напрягите мышцы, сожмите кулаки по бокам, сдвиньте брови, поджмите губы и скажите кому-нибудь резким голосом: «НЕТ, я НЕ сержусь!» Посмотрите, верят ли они вашим словам или невербальному поведению.

Сообщение также может быть преднамеренным или непреднамеренным. Когда сообщение является преднамеренным, это означает, что у нас в уме есть образ, который мы хотим передать аудитории или человеку в разговоре, и мы можем успешно передать образ из нашего разума в умы других с относительной точностью. Непреднамеренное сообщение отправляется, когда сообщение, которое мы хотим передать, не совпадает с сообщением, которое получает другой человек. Допустим, вы возвращаетесь с прогулки со своей второй половинкой, и она или он спрашивает: «Ты хорошо провел время?» Вы хорошо провел время , но когда его спросили, его отвлекла реклама по телевизору, поэтому вы отвечаете нейтральным тоном: «Конечно, мне было весело». Ваша вторая половинка может истолковать ваш апатичный тон голоса и отсутствие зрительного контакта как означающие, что вы не получили удовольствия от вечера, хотя на самом деле вы его получили. Таким образом, как коммуникаторы, мы не всегда можем быть уверены, что сообщение, которое мы хотим передать, интерпретируется так, как мы предполагали.

Канал

Канал — это очень простое средство, по которому передается сообщение. В общении лицом к лицу канал задействует все наши чувства, поэтому канал — это то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и, возможно, пробуем на вкус. Когда мы общаемся с кем-то онлайн, канал — это компьютер; при отправке текстовых сообщений каналом является мобильный телефон; а при просмотре фильма по кабелю каналом является телевизор. Канал может иметь огромное влияние на то, как интерпретируется сообщение. Прослушивание записи выступающего не оказывает такого же психологического воздействия, как прослушивание того же самого выступления или просмотр этого человека по телевизору. Одним из известных примеров этого является 1960 телевизионных президентских дебатов между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном. Согласно History. com (2012), на камеру Никсон отвел взгляд от камеры на репортеров, задающих ему вопросы, он был потным и бледным, у него была щетина на лице, и он был одет в серый костюм, который растворялся в фоне. «Мэр Чикаго Ричард Дж. Дейли, как сообщается, сказал [о Никсоне]: «Боже мой, они забальзамировали его еще до того, как он умер». [1] Кеннеди, с другой стороны, смотрел в камеру, был загорелым, носил темный костюм, который выделял его на фоне, и казался спокойным после того, как провел все выходные с помощниками, тренировавшимися в гостиничном номере. . Большинство из тех, кто слушал радиопередачу дебатов, считали, что это была ничья или что Никсон победил, в то время как 70% тех, кто смотрел теледебаты, считали, что Кеннеди был победителем.

«Дебаты Кеннеди Никсона» от United Press International. Всеобщее достояние.

Шум

Следующим аспектом модели коммуникации является шум. Шум относится ко всему, что мешает передаче или приему сообщений (т. е. передаче изображения из вашей головы в головы других). Существует несколько различных типов шума. Первый тип шума — это физиологический шум , и он относится к телесным процессам и состояниям, которые мешают передаче сообщения. Например, если у выступающего болит голова или он заболел гриппом, или если слушателям жарко или они голодны, эти условия могут повлиять на точность сообщения. Второй тип шума – это психологический шум. Психологический шум относится к психическим состояниям или эмоциональным состояниям, которые препятствуют передаче или приему сообщений. Например, если кто-то только что расстался со своей второй половинкой, или если он беспокоится о своей бабушке, которая находится в больнице, или если он думает о своем списке покупок, это также может мешать процессам общения. Третий тип шума — это фактический физический шум, , и это будет просто фактический уровень звука в комнате. Громкая музыка на вечеринке, множество голосов возбужденно разговаривающих людей, газонокосилка прямо за окном или что-то слишком громкое будет мешать общению. Последний тип шума — это культурный шум. Культурный шум относится к интерференции сообщений, возникающей из-за различий в мировоззрении людей. Мировоззрение более подробно обсуждается ниже, но достаточно сказать, что чем больше разница в мировоззрении, тем труднее понять друг друга и эффективно общаться.  

Мировоззрение

«Второе самое известное лицо в Пушкаре», автор Шрейанс Бхансали. CC-BY-NC-SA.

Большинство людей не задумываются о процессе общения. В большинстве наших взаимодействий с другими мы действуем на автопилоте. Хотя процесс кодирования и декодирования может показаться довольно простым, на самом деле он намного сложнее, чем кажется. Причина этого в том, что у всех нас разное мировоззрение. Мировоззрение — это общая структура, посредством которой человек видит, думает, интерпретирует мир и взаимодействует с ним. Наше мировоззрение состоит из пяти основных компонентов.

1. Эпистемология – это способ приобретения знаний и/или того, что считается знанием. Подумайте о процессе проведения исследования. Тридцать лет назад, чтобы найти ряд фактов, нужно было использовать картотеку и рыться в полках библиотек в поисках книг. Теперь исследователи могут получить доступ к тысячам страниц информации через свой компьютер, не выходя из собственного дома. Эпистемология связана с публичными выступлениями, потому что она регулирует предпочтительные стили обучения членов аудитории и то, кого или что они считают заслуживающими доверия источниками.

2. Онтология относится к нашей системе убеждений, к тому, как мы видим природу реальности или что мы считаем истинным или ложным. Мы можем (или не можем) верить в пришельцев из космоса, в то, что масло вредно для здоровья, в то, что Стилерс выиграют Суперкубок, или в то, что человечество вымрет через 200 лет. Спичрайтеры должны быть осторожны, чтобы не предположить, что члены аудитории разделяют одни и те же убеждения. Если оратор утверждает, что болезни можно помочь с помощью молитвы, но несколько человек в аудитории являются атеистами, в лучшем случае оратор потерял доверие, а в худшем случае эти слушатели могут быть оскорблены.

3. Аксиология представляет нашу систему ценностей или то, что мы считаем правильным или неправильным, хорошим или плохим, справедливым или несправедливым. Один из способов узнать, что люди ценят, — это спросить их, каковы их цели или какие качества они ищут в спутнике жизни. Наши ценности отражают то, на что мы надеемся, а не реальность. Ценности могут оказывать влияние на несколько уровней процесса публичного выступления, но, в частности, ценности влияют на авторитет говорящего и его эффективность в убеждении. Например, в некоторых культурах женщины ценят скромную одежду, поэтому говорящая женщина в блузке без рукавов во время выступления может потерять доверие некоторых слушателей. Или, если зрители ценят свободу ношения оружия выше преимуществ государственного регулирования, выступающему будет трудно убедить их проголосовать за более строгое законодательство о контроле над оружием.

4. Космология означает то, как мы видим наше отношение к вселенной и другим людям. Космология диктует наш взгляд на отношения власти и может включать в себя наши религиозные или духовные убеждения. Спорные речевые темы (такие как всеобщее здравоохранение и смертная казнь) часто связаны с этим аспектом мировоззрения, поскольку мы должны учитывать нашу ответственность перед другими людьми и нашу способность влиять на них. Интересно, что космология также может играть роль в таких логистических аспектах, как то, кому разрешено говорить, порядок выступающих в расписании (например, от самого важного к наименее важному), количество времени, в течение которого говорящий должен говорить, расположение сидений на помост, и кто получает передние места в аудитории.

«Суперфанаты НФЛ» от HMJD02. CC-BY-SA.

5. Праксиология обозначает предпочитаемый нами метод выполнения повседневных задач или наш подход к решению проблем. Некоторые спичрайтеры могут начать работу над своими планами, как только узнают, что им нужно будет выступить с речью, в то время как другие могут подождать несколько дней до начала подготовки своей речи (мы не рекомендуем такой подход). Праксиология также может влиять на предпочтения говорящего в отношении стиля изложения, методов аранжировки основных моментов и выбора слайдов (например, Power Point или Prezi).

Всегда полезно изучить то, с чем вы не согласны, попытаться понять другой образ жизни или чужое мировоззрение. Мне нравится, когда мне бросают вызов таким образом, и в конечном итоге я всегда узнаю что-то, чего не знал. – Лора Линни

Очень важно понимать мировоззрение, потому что оно оказывает глубокое влияние на процесс кодирования и декодирования и, следовательно, на нашу способность быть понятыми другими. Попробуйте этот простой эксперимент. Попросите двух или трех человек молча представить себе собаку, пока вы одновременно представляете собаку. «Собака» очень конкретное слово (слово, описывающее материальный объект, воспринимаемый органами чувств), и это одно из первых слов, которые дети в США учат в школе. Подождите несколько секунд, а затем спросите каждого человека, о какой собаке он думал. Это был чихуахуа? Борзая? Золотистый ретривер? Ротвейлер? Или какая-то другая собака? Скорее всего, у каждого человека, которого вы спрашивали, в голове был другой образ, отличный от вашего. Это наше мировоззрение на работе.

«Лазанья» Дэвида К. CC-BY-SA.

В качестве дополнительной иллюстрации вы можете сказать коллеге: «Мне не терпится вернуться домой на выходных — у нас будет лазанья!» Кажется довольно четким утверждением, не так ли? К сожалению, это не так. Хотя «лазанья» также является конкретным словом, наше мировоззрение заставляет нас по-разному интерпретировать каждое слово в утверждении. Где дом?» Кто готовит еду? Какие ингредиенты будут использоваться в лазанье? Это блюдо едят как обычную еду или по особому случаю? Будут ли остатки? Друзья приглашены? Поскольку каждый, кто ел лазанью, имел разное представление о кухне, у всех у нас возникает разный образ, когда мы слышим утверждение «…у нас есть лазанья!»

Ситуация осложняется тем, что чем более абстрактным становится слово, тем больше возможностей для интерпретации. Абстрактные слова (слова, которые относятся к идеям или понятиям, оторванным от материальной реальности), такие как «мир», «любовь», «аморальность», «справедливость», «свобода», «успех» и «честь», могут иметь ряд различных значений; каждый из которых основан на мировоззрении. Коммуникаторы имеют свое собственное уникальное мировоззрение, которое формирует как процессы кодирования, так и декодирования, а это означает, что мы никогда не сможем быть полностью поняты другим человеком. Жители Среднего Запада могут называть газированные напитки «поп», в то время как жители Восточного побережья могут говорить «газировка», а жители Джорджии — «кока-кола». Даже когда используются простые термины, такие как «дуб» или «пожарный гидрант», каждый слушатель будет формировать свой мысленный образ при расшифровке сообщения. Никогда не принимайте общение как должное и никогда не предполагайте, что ваш слушатель поймет вас. Нужно много работать, чтобы заставить аудиторию понять себя.

Контекст дает 80 баллов IQ. — Алан Кей

Контекст

«Техника разговора» Армии США. CC-BY.

Последним элементом процесса коммуникации является контекст , в котором происходит речь или взаимодействие. В 1980-х годах контекст преподавался как реальная физическая обстановка, в которой происходило общение, например, в месте отправления культа, в квартире, на рабочем месте, в шумном ресторане или в продуктовом магазине. В каждом из этих мест люди общаются по-разному, поскольку существуют неписаные правила общения (называемые норм ), которые управляют этими настройками. Совсем недавно концепция контекста развилась и расширилась, включив в нее тип отношений, которые мы имеем с другими людьми, и коммуникативные правила, регулирующие эти отношения. Таким образом, вы не говорите со своим лучшим другом так же, как с маленьким ребенком, вашим родителем, вашим начальником, врачом или полицейским. И вы можете говорить со своим лучшим другом в своей квартире по-другому, чем в доме ваших родителей, и ваше общение также может измениться, когда вы оба проводите выходные с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *