ВЗГЛЯД / Выпейте яду и освобождайте жилплощадь :: Автор Сергей Худиев
Очень пожилой французский актер Ален Делон говорит, что собирается уйти из жизни при помощи эвтаназии. Наши СМИ перепечатывают эти сообщения, нередко с рассуждениями о том, что эвтаназия – это хорошо, дайте человеку, который устал от этой жизни, уйти из нее с достоинством, комфортно и безболезненно.
Это не выглядит массированной рекламной кампанией – скорее, только осторожным прощупыванием почвы, постепенным приучением людей к мысли, что умерщвление старых, больных или просто унылых людей с их согласия – это достойное дело, проявление уважения и сострадания. Но совы не то, чем кажутся, и, как это обычно бывает, то, что вам рекламируют, и то, что вам хотят продать, – это совсем не одно и то же. Есть вещи, которые неприлично говорить вслух – но которые лежат очень близко под поверхностью, и, копнув чуть глубже, вы на них тут же наткнетесь.
Все развитые страны (в этом ряду и Россия) сталкиваются с острой проблемой старения населения. Рождаемость снижается, а современная антисемейная и антинаталистская идеология стремится понизить ее еще сильнее. В результате неизбежно возникает возрастной дисбаланс: количество молодых и работающих сокращается, количество стариков, пенсии которых они должны обеспечивать, – растет. Повышение пенсионного возраста, вызвавшее несколько лет назад такое острое огорчение, на этом фоне неизбежно. Этот дисбаланс можно частично смягчить за счет иммиграции, но с ней связаны ее собственные проблемы.
В традиционных обществах о стариках заботятся их дети и внуки; в современных неизбежна острая нехватка тех и других. В какой-то степени их место занимало социальное государство, но оно живет за счет налогов, собираемых с трудоспособного населения, а его доля неуклонно сокращается. При этом прогресс медицины означает, что старость может быть очень долгой.
В этой ситуации вежливо попросить людей пожилых (или нетрудоспособных по другим причинам) на выход – достаточно очевидная идея. И, конечно, мало кто скажет прямо – «у нас нет возможности вас содержать, выпейте яду и освобождайте жилплощадь». Тут важна осторожность и постепенность – и нас каждый раз уверяют, что следующий шаг не будет сделан. Но там, где процесс начался значительно раньше – на Западе, – мы видим, к чему он неизбежно ведет.
Сначала эвтаназия предлагается как средство избавления человека от невыносимых и безвыходных страданий, редкая, крайняя, исключительная, тщательно продуманная мера. Потом невыносимые страдания куда-то уходят, и на первый план выступает личная автономия – человек, мол, сам имеет право выбирать, когда покинуть эту жизнь. Оказывается, что эвтаназировать можно не только тех, кто испытывает физические боли, но и тех, кто просто устал от жизни или сильно приуныл.
Например, в 2013 году в возрасте 44 лет в Бельгии был эвтаназирован Натан Верхельст – первоначально это была девочка по имени Нэнси, которая испытывала тяжелые психологические страдания из-за того, что была отвержена своей матерью. Нэнси показалось, что если она пройдет операцию по «перемене пола», ей станет лучше. Увы, это не помогло, и Нэнси-Натан попросила умертвить ее. Что с ней и сделали. Этого никто не признает вслух, но умертвить тяжелого психиатрического пациента несравненно дешевле, чем с ним возиться. И не только психиатрического – любого тяжелого пациента. А любая система стремится к оптимизации расходов.
Давление в сторону такой оптимизации будет только нарастать – а значит, тема эвтаназии будет становиться все более популярной, а границы ее применимости – все более расширяться.
Из Канады сообщают, что эвтаназия превратилась в способ борьбы с бедностью – бедных и больных людей, особенно инвалидов, просто склоняют подписать нужные бумаги и умерщвляют. Это звучит жутко, но это так – например, Assosiated Press рассказывает историю умерщвления Алана Николза, 61 год, который страдал от депрессии и ослабления слуха (ни одно из его заболеваний не угрожало жизни и не причиняло «невыносимых страданий»). По уверениям его семьи, Алана фактически убили, воспользовавшись тем, что он плохо понимал, что происходит. Это не вопрос злодейства отдельных сотрудников. Просто если у системы есть дорогостоящий способ реагирования на проблему (долго и упорно лечить человека) и способ дешевый – взять с него подпись о добровольной эвтаназии, то дешевый неизбежно будет вытеснять дорогой.
Можно вкладывать средства в борьбу со смертельными болезнями, в поиски более эффективных лекарств, в изобретение более действенных методов обезболивания, но стимулы к этому ослабевают, когда есть очень простой и дешевый способ решения проблемы. Но нам стоит ответить на два популярных довода сторонников эвтаназии.
Первый – и наиболее эмоционально сильный – связан с невыносимыми предсмертными страданиями, которые может переживать человек. Но решение этой проблемы – в обезболивании, а не в умерщвлении. В крайнем случае человека можно погрузить в бессознательное состояние – «медикаментозный сон» – практика, широко применявшаяся во время эпидемии ковида. Иногда говорят о «пассивной эвтаназии» – отключении человека от аппаратов, которые искусственно поддерживают в нем жизнь. Но это просто путаница в терминологии: отказ от реанимационных мероприятий – это никоим образом не причинение смерти; смерть наступает от естественных причин, и в ситуации, когда технология только искусственно затягивает неизбежную агонию, решение о ее отключении может быть оправдано. Здесь не возникает ситуации «скользкого склона», расширения границ допустимого.
Другой популярный довод – «дайте человеку самому решать». Проблема в том, что грань между «добровольным самоубийством», «соблазнением на самоубийство», «доведением до самоубийства», «принуждением к самоубийству» неизбежно оказывается стертой. Мы неизбежно зависим от своих ближних – и физически, и психологически. Насколько добровольно решение человека, которому дают понять, что его больше не рады видеть живым, что он является никому не нужной обузой – вопрос спорный.
Еще в 2008 году британский специалист по этике баронесса Уорнок говорила об «обязанности умереть»: «Если вы страдаете деменцией (старческим слабоумием). .. из-за вас впустую тратится жизнь многих людей… жизнь вашей семьи и ресурсы национального здравоохранения». Отметим, что речь тут не о «личном достоинстве», «личном выборе» или даже «избавлении от страданий», а именно об экономии ресурсов. За эвтаназией стоит определенный взгляд на жизнь, связанный с философией утилитаризма. Согласно этой философии, этические решения должны определяться стремлением к наибольшему счастью для наибольшего числа людей, где счастье – это наличие удовольствий и отсутствие страданий.
На первый взгляд, звучит неплохо, но очень скоро оказывается, что если вы живете в дискомфорте и являетесь источником дискомфорта для других – вам, согласно этой доктрине, лучше и не жить.
По-другому смотрит на жизнь христианство – впрочем, не только – традиционная этика вообще. Жизнь человека обладает смыслом – не всегда понятным нам, но всегда важным. Она всегда стоит того, чтобы быть прожитой. Заботиться о больных родственниках, друзьях или вообще согражданах – часть того, что делает нашу жизнь осмысленной и достойной. Любая человеческая жизнь обладает уникальной ценностью – от зачатия до естественной смерти.
Придерживаться этой этики нелегко, мы постоянно находимся под давлением мощных сил, которые побуждают нас сделать проще и дешевле. Но человеческая жизнь стоит того, чтобы ее отстаивать.
Принуждение к смерти: зачем Запад подталкивает граждан к эвтаназии :: Новости :: ТВ Центр
С легкой руки политиков хорошая идея превратилась в инструмент контроля качества населения
На Западе все чаще больных, и далеко не только тех, кто болен неизлечимо или испытывает сильнейшие боли, подталкивают к эвтаназии, то есть добровольному уходу из жизни с помощью врачей. Наиболее широко явление распространено сейчас в Европе, она вообще первопроходец в этом вопросе, и в Канаде. Более того, в стране кленового листа со следующего года эвтаназия станет доступна для душевнобольных, а также, возможно, для детей.
«Без них проживем»: Медведев оценил сокращение научного партнерства с Западом
Лавров указал на слабость позиции Запада
Эту моржиху норвежцы назвали Фрейя. По неизвестной причине она поселилась в Осло-фьорде — заливе в юго-восточной части страны. Занималась тем, что гоняла уток и лебедей, живущих тут же. Но большую часть времени спала на солнышке и фотографировалась с любопытными местными жителями, которые ежедневно приходили на побережье, чтобы понаблюдать за животным. Единственное что — утопила несколько пришвартованных лодок. В остальном же ученые признавались — Фрейя абсолютно безобидна и для человека не опасна.
«Решение усыпить моржиху было принято на основании общей оценки сохраняющейся угрозы безопасности для окружающих. Мы понимаем, что оно может вызывать негативную реакцию общественности, но все же считаем его правильным. Мы с огромным уважением относимся к благополучию животного, однако безопасность человека для нас в приоритете», — сообщил Франк Бакке-Йенсен, директор Управления рыболовства Норвегии.
Как добавили в ведомстве, умерщвление прошло по всем правилам эвтаназии морских млекопитающих. И вообще: у них не было возможности обеспечить благополучие животного другими мерами.
То есть смерть оказалась самым лучшим развитием событий для абсолютно, как показало вскрытие, здорового животного. Такое ощущение, что норвежским властям просто не хотелось заниматься судьбой Фрейи. Хотя что, казалось бы, проще — усыпить и отвезти за сотню километров. Но ампула с ядом — это и дешевле, и быстрее.И этот подход на Западе начинают активно распространять и на своих граждан. На государственном уровне идет пропаганда эвтаназии. Добровольного ухода из жизни, если устали от боли, болезней или просто от старости. Как лучшую рекламу приводят историю Ника и Трес Элдерхорст. Им было по 91 году. Они прожили вместе 65 лет и умерли в один день, взявшись за руки на кровати в окружении родных и близких. Они не представляли жизни друг без друга. Реклама оказалась действенной. В этом году ушел из жизни Жан-Люк Годар — известный французский кинорежиссер. Ему тоже был 91 год. Причина эвтаназии — отнюдь не болезнь, а общее истощение. Проще говоря, усталость от жизни. О своем желании покинуть мир добровольно и безболезненно, когда придет время, заявил и Ален Делон.
Эвтаназия бывает пассивная (когда пациента, часто находящегося в коме, просто отключают от аппаратов, поддерживающих в нем жизнь) и активная — когда сам человек просит убить его. Сторонники эвтаназии правы во многом: человек может просто устать жить с постоянной болью, или когда у родных есть понимание, что шансов выйти из комы нет никаких. Смерть как избавление. Вот только одного желания пациента, когда он в сознании, мало, уверены специалисты.
«При беседе с ними ориентируются только вот на их желания: уйти от боли, перестать быть обузой. Но не учитывается, что у него есть еще какие-то интересы, которые позволят ему функционировать дальше. Да просто тяга к жизни», — отметил Сергей Ениколопов, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
В Канаде же закон об эвтаназии с каждым годом становится все либеральнее. Там это называют «медицинской помощью при смерти». Согласно данным, которые приводят СМИ, опираясь на официальные отчеты, в прошлом году при помощи врачей добровольно ушли из жизни 10064 канадца. Это на 32% больше, чем годом ранее. В некоторых регионах страны цифры быстро сравнялись или превзошли показатели в Бельгии и Нидерландах, где эта практика существует уже более двух десятилетий.
Сыграть в ящик в Канаде проще простого. Достаточно иметь тяжелое неизлечимое заболевание. И ничего, что с ним можно прожить еще десятки лет. Наблюдатели склонны считать, что такое законодательство было принято намеренно, чтобы впредь избежать скандалов, как, например, с Роджером Фолеа, который в результате дегенеративного заболевания мозга оказался прикованным к постели. Когда ни он сам, ни благотворительный фонд не смогли платить за наблюдение врачей, эти врачи непрозрачно намекнули: нет полутора тысяч долларов в день — умри.
И таких случаев много. Правозащитники собирают истории по всей Канаде. Жительницу Онтарио заставили прибегнуть к добровольному уходу из жизни даже не по болезни, а только потому, что очередь на социальное жилье не позволяла его получить в ближайшем время. Родственники 35-летнего инвалида, отправившегося в мир иной при помощи врачей, пришли в медучреждение за его вещами и обнаружили, что весь пол палаты, в которой он лежал, был завален фекалиями.
Эвтаназия в Канаде — это для тех, кто слишком беден, чтобы жить достойно, считает автор книги на тему эвтаназии «Теряя достоинство» Чарльз Камози: «Пациентов с деменцией в Канаде через двадцать лет у нас будет в два раза больше. А через 30 лет – в три раза. У нас есть средства, чтобы за ними ухаживать? Если нет, то этим тогда займутся роботы или эвтаназия».
В нацистской Германии также существовала схожая программа. Называлась «Операция Т-4». Под нее попадали душевнобольные люди, инвалиды, болеющие эпилепсией, энцефалитом, парализованные, находящиеся на лечении более пяти лет. И возраст не имел значения. Фашисты называли это смертью из милосердия.
Выдуманные истории, наложенные на исторические реалии в произведениях Эриха Марии Ремарка, как нельзя тонко подчеркивали атмосферу тех лет: «Они назывались Малым лагерем. В них содержались заключенные, которые уже не могли работать. Здесь они ждали своей смерти. Официально Малый лагерь назывался отделением щадящего режима, но лишь немногие обитатели бараков умудрялись выдержать этот щадящий режим дольше, чем две недели».
Не можешь работать на благо Германии и фюрера — умри. Это принцип нацистов не менее остро ощущают малоимущие тяжелобольные канадцы и европейцы. Спустя десятилетия после признания подобных экспериментов Рейха абсолютно людоедскими.
«Канадский опыт — это полное безобразие, потому что так здравоохранение может избавиться от всех своих хронических больных. И прекрасно рапортовать, какое количество людей мы вылечили. В общем, в каком-то смысле это фашизм», — продолжает Ениколопов.
Именно поэтому пока в большинстве стран эвтаназия запрещена и рассматривается как убийство. Особенно в том виде, как ее сейчас проповедуют на Западе. И все чаще звучит мысль, что делается это не ради облегчения страданий больного и его семьи, а ради пресловутой программы сокращения численности населения Земли. С легкой руки политиков, казалось бы, хорошая идея избавления человека от боли превратилась в инструмент контроля качества населения. Принуждение к смерти — потому что эти люди никому не нужны.
Дмитрий Гусев, Елена Мекертычева, «В Центре Событий», «ТВ Центр»
Все самое интересное — в нашем канале «Дзен»Самоубийство не безболезненно | The Gonzales Inquirer
Теренс Дж. ФицуотерРедактор и издатель
В 1970 году Роберт Альтман снял номинированный на премию Оскар фильм M*A*S*H. Фильм имел огромный успех и послужил источником вдохновения для одноименного телесериала. Музыкальная тема фильма называлась «
Мне понравилась песня, когда я впервые услышал ее, но я не очень понимал слова, пока жизнь не протянула руку и не схватила меня за воротник. Самоубийство безболезненно ? Нет ничего более далекого от правды.
Мне трудно представить что-либо более болезненное и мучительное, чем самоубийство. Это один из самых эгоистичных поступков, который человек может совершить по отношению к оставшимся в живых членам семьи и близким. Именно им приходится бороться с неожиданной смертью близкого человека. Именно выжившим предстоит собрать осколки и справиться не только с печалью человека, покончившего с собой, но и со своим собственным горем, печалью, виной и гневом.
Одиннадцать лет назад мой младший брат пытался покончить жизнь самоубийством. Он выпил более ½ галлона антифриза, пытаясь покончить с собой. Его причина: он потерял работу, когда автомобильный бизнес пострадал во время депрессии 2008 и 2009 годов.
Он бродил по течению, а его бывшая жена тратила тысячи долларов и товары, чтобы не отставать от Джонсов в районе, в котором они жили. Он был подавлен своей судьбой в жизни и пытался покончить со всем этим. Он ни разу не обратился ни к одной из своих трех старших сестер или ко мне, чтобы попытаться получить поддержку или помощь, несмотря на то, что мы все предлагали помощь и поддержку, пока он искал новую работу с инструментами и штампами.Затем наступило ужасное утро, когда мне позвонила моя младшая сестра.
«Надеюсь, вы присядете, потому что у меня плохие новости», — сказала она. По звуку ее голоса я понял, что ничего хорошего не будет. «Я нашел Майка на полу его квартиры, и его срочно доставили в больницу. Он находится в коме в критическом состоянии.
«Терри, наш брат пытался покончить с собой прошлой ночью», — рыдала она. Это было 11 лет назад на этой неделе. Я до сих пор думаю об этом почти каждый день.
Несколько месяцев мой брат находился в больнице в коме. Он проглотил более 1200 мл антифриза. Врачи сказали нам, что если человек выпьет 500 мл антифриза, он умрет. И все же мой брат все еще был жив, хотя и на аппарате жизнеобеспечения. Я не могу передать вам тоску, боль и душевную боль, которую испытала наша семья во время этого испытания. Вопросы приходили рано и приходили часто. Почему он это сделал? Что он думал? Почему мы не предвидели этого? Что мы могли сделать, чтобы предотвратить это? Разве мы не проявляли к нему свою любовь и поддержку на протяжении многих лет?
В конце концов Майк выжил, и это было не чем иным, как чудом. Он уже не тот, но, по крайней мере, он жив, чтобы наблюдать, как растут двое его детей. Он встретил еще одну хорошую женщину, и они счастливо живут на берегу озера Мичиган.
Тем не менее, никто из нас, переживших его попытку самоубийства, не смирился с тем, что произошло и почему это произошло. Мы не урегулировали это в наших собственных умах. В то время как огромная печаль всегда пронизывала нашу жизнь, теперь есть также и гнев. Он постоянно входит в наше сознание. Почему мы чувствуем себя виноватыми за то, что он сделал? Почему мы чувствуем себя виноватыми?
Затем вспыхивает гнев. Мы не должны чувствовать себя виноватыми или винить себя за эгоистичный поступок моего брата. Тем не менее, мы делаем.
Не заблуждайтесь: самоубийство — это самый эгоистичный поступок, который человек может сделать по отношению к своей семье и друзьям. Смириться с трагедией и найти покой в своей жизни приходится выжившим, а не жертве.
Мне приходилось проходить через это не раз в жизни, еще раз недавно. Последнее принесло большое горе замечательной семье, с которой я подружился здесь, в округе. Мое сердце сочувствует им, и я думаю о них, часто знающих, с чем они борются и через что проходят. Я молюсь за них и их счастье каждый день.
Тем не менее, время идет для живых. Живые должны связать свою жизнь воедино и продолжать двигаться вперед. И большинству людей это удается, хотя из-за болезненного якоря, который постоянно тянет их сердце, справляться с этим каждый день становится все труднее.
Итак, мое сообщение таково: если вы чувствуете депрессию, поговорите со своей семьей или близкими. Позвоните консультанту по горю. Поговорите со своим пастором. Выплесните свои чувства и поделитесь ими с людьми, которые заботятся о вас и могут вам помочь. Не ставьте людей, которых вы любите больше всего, в ситуацию, когда им приходится иметь дело с вашей внезапной смертью. Это несправедливо. Это эгоистично.
Там помощь. Существует горячая линия по предотвращению самоубийств, и кто-то доступен круглосуточно и без выходных, чтобы выслушать, позаботиться и помочь. Номер телефона 1-800-273-8255. Поступайте правильно для себя и людей, которые заботятся о вас и о вас. Это может спасти вам жизнь. Это определенно избавит выживших от печали, печали и вины на всю жизнь.
Самоубийство не безболезненно для тех, кто остался
Самоубийство некрасиво. Это не гламурно. Это не Вирджиния Вулф, с карманами, полными камней, спокойно шагающими в воду в окружении деревьев и пестрым солнечным светом под струнную музыку, играющую на заднем плане, когда вы медленно погружаетесь под воду.
Самоубийство – это кровь и рвота, вытекающие из носа. Это потеря контроля над своим мочевым пузырем и кишечником и пачкание себя. Весь пол в ванной в крови. Или это кусочки крови, мозга и костей, разбрызганные на стену, на переднее сиденье автомобиля, на заднее крыльцо или впитавшиеся в матрас в спальне. А знаете ли вы, что эти маленькие кусочки костей и мозга, даже брызги крови, можно найти спустя дни, недели, месяцы, даже после крупной зачистки?
Представьте, что кто-то нашел вас. Теперь они травмированы этим зрелищем. LEO или медицинский работник, ну, мы еще многое повидали. Но теперь представьте, что ваш друг нашел вас. Или твой брат. Или твоя мама. Они будут опустошены надолго. Они будут чувствовать себя виноватыми. Они будут задаваться вопросом, что они могли сделать, чтобы предотвратить это. И этот образ не исчезнет — никогда.
Я мимоходом писал о том, что думал о самоубийстве, когда был подростком. Ничего серьезного не произошло. Я просто проходил через испытания пребывания в том промежуточном состоянии, когда ты уже не ребенок, но и не взрослый. Вы хотите быть независимым, но вам все еще нужна поддержка семьи. Вы хотите всего в жизни; даже при малейшем разочаровании может показаться, что мир только что закончился.
Но чем больше я изучал методы, тем больше я начинал думать о последствиях, о которых, как мне кажется, забывают. Конечно, ты мертв, так что в тот момент тебе было все равно, но мне было. Я начал читать о том, что происходит, когда ты умираешь, и меня это совершенно потрясло. Таблетки, резка, оружие. Каждый приносит свои проблемы с беспорядком. Итак, вы начинаете думать, что ванна — это то, что вам нужно. Легко чистить, правда?
Тогда я подумал о том, кто меня найдет. Где бы вы это ни делали, рано или поздно кто-нибудь найдет вас. Если, конечно, вы не вышли в лес или пустыню. Но тогда, может быть, вас никто не найдет, и вы вернетесь на землю и станете пиршеством для червей и жуков, стервятников, койотов и всякой гадости.
Очевидно, я слишком много думал об этом, что, может быть, и хорошо, потому что чем больше я думал об этом, тем больше продолжалась жизнь, и некоторые из них были не так уж плохи. И вдруг произошло больше хороших вещей, которые компенсировали разочарования, которые стали большим облегчением, потому что, если бы то или это произошло, то не произошло бы того или иного, и они сделали жизнь намного лучше.
Хотел бы я сказать это тем 20-летним, которых я лечил, которые решили, что жизнь больше не стоит того, над которыми я работал, вероятно, на 30 минут дольше, чем должен был, только потому, что они были такими молодыми. Мне жаль, что вы не могли видеть дальше событий того дня.
Мне жаль, что твои родители нашли тебя мертвым и испачканным, но все еще достаточно теплым, чтобы думать, что еще может быть хоть какая-то надежда на жизнь. Мои врачи скорой помощи пытались. Мои техники пытались. Я мысленно думал о каждом лекарстве и процедуре, чтобы увидеть, сможем ли мы вернуть вас, но последнее сканирование вашего сердца показало тот образ, который я называю «тихий снег», который говорит нам, что ничего не остается делать, кроме как продолжать пытаться понять почему.