Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как формируются нравственные ориентиры: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?» из жизни и литературы

Содержание

«Как формируются нравственные ориентиры современного человека?» из жизни и литературы

Автор Алёна Базан На чтение 18 мин Просмотров 9.6к. Обновлено

В данной работе представлены аргументы из жизни и литературы, необходимые для итогового сочинения по теме: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?». Нравственные ориентиры – это представления человека о том, что заслуживает одобрения или осуждения. С течением времени они изменяются, у каждого поколения формируются свои понятия.

В этой теме итогового сочинения предложено разобраться в том, что именно лежит в основе становления нравственности у современного человека. И для этого следует обратиться к художественной литературе, ведь многие писатели задумывались над данным вопросом уже не одно столетие назад.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «ориентиры»
  5. Синонимы к слову «нравственные»
  6. Синонимы к слову «ориентиры»
  7. Примеры из художественной литературы
  8. Примеры из жизни
  9. Народная мудрость
  10. Афоризмы

Проблема

Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

Отношение автора к проблеме

Прежде всего, нравственные ориентиры современного человека формируются под влиянием семьи. Интеллигентные и рассудительные родители подают правильный пример, воспитывая в ребёнке достойную личность. Они вкладывают основы нравственности, а в дальнейшем жизненные ценности продолжат формироваться самостоятельно. В памяти и сознании человека навсегда остаётся то, что он видел и слышал в детстве.

Аргументы
  1. По мере развития культуры и человечества в обществе появляются новые морально-этические нормы.
  2. Под нравственностью следует понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах.
  3. Безнравственное поведение делает человека распущенным, недостойным членом общества.
  4. Первыми учителями нравственности для детей являются их родители.
  5. Учителя вносят весомый вклад в формирование нравственных ориентиров любого человека.
  6. Нравственные ориентиры формируются в результате определённых взаимоотношений с окружающими людьми.
  7. Основы нравственности вкладываются в каждого человека в детстве.
  8. Дети всегда берут пример со своих родителей.
  9. Главным жизненным ориентиром для человека является семья.
  10.  Нравственные ориентиры помогают людям отделить плохое от хорошего.

Эпитеты к слову «ориентиры»

Нравственные, моральные, духовные, жизненные, надёжные, чёткие, заметные, правильные, выбранные, навязанные, единственные, своеобразные, признанные, точные, основные, знакомые, значимые, верные, главные, важные, единые, лучшие, определённые, первостепенные, последние, новые, другие, исторические, примерные, неопределённые, подходящие, необходимые, удобные, очередные, естественные, внутренние, внешние, исчезнувшие, далёкие, долгожданные, заветные, конкретные, неизвестные, низкие, высокие, неясные, основные, туманные, призрачные, капитальные, мировые, народные.

Синонимы к слову «нравственные»

Благонравные, добродетельные, добронравные, высоконравственные, моральные, честные, благородные, порядочные, этичные, справедливые, поучительные, назидательные.

Синонимы к слову «ориентиры»

Цели, знаки, направления, указатели, путеводители.

Примеры из художественной литературы
  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» затронуто множество проблем, актуальных и в наше время. Одной из ключевых тем произведения является тема воспитания в семье.

Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.

Такой же была и сестра Андрея Болконского княжна Марья. Её внешность не отличалась особой привлекательностью, зато девушка обладала чистой и прекрасной душой. Марья не любила светское общество, тем не менее, могла найти общий язык с каждым. Девушке свойственно милосердие и сострадание. Она пытается помочь всем, кто нуждается в этом, поэтому втайне от отца принимает в доме «божьих людей». Она никогда не обманывает окружающих и не способна на предательство. Семья и вера являются главными приоритетами в жизни Марьи, и этому она научилась у своего отца. Лишь благодаря строгому воспитанию Николая Болконского его дети смогли вырасти достойными людьми, заслуживающими уважения.

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Тема воспитания и формирования нравственных ориентиров является основной в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после публикации книги стало нарицательным для ленивых, нежелающих развиваться людей. Однако на самом деле проблема главного героя не в нём самом, а в его семье и воспитании.

Дети берут пример со своих родителей, перенимают у них жизненные ценности. А госпожа Простакова представляла собой не лучший  пример для подражания. Она негативно относилась к грамоте, считала чтение скучным, сплошь и рядом практиковала насилие, применяя физические наказания к слугам. Она была грубой, жадной и жестокой женщиной, которая пренебрежительно относилась ко всем окружающим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофанушка не только не хочет учиться, но и не уважает своих родителей. Он перенял от своей матери все пороки, стал невежественным человеком, презрительно относящимся ко всем людям.

Госпожа и господин Простаковы искренне любили своего сына, старались обеспечить ему достойное будущее, но из-за неправильных нравственных ориентиров сами не могли понять, как это сделать. Все последствие плохого воспитания проявились в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери. Стародум точно подвёл итог: «Вот злонравия достойные плоды!».

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» родился в семье сельских помещиков, владеющих усадьбой Обломовка. В поместье царила атмосфера лености и бездействия. Главными ценностями для всех обитателей Обломовки были сон и спокойствие.

Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.  

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.   

  1. Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

У главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» не было счастливого детства. Чичиков воспитывался в строгости, у него не было настоящих друзей, все его мысли были заняты тем, как можно заработать копейку. Глубоко в душу ему запали слова отца о том, что друзья могут предать, а заработанные деньги всегда принесут пользу в жизни. Именно этим Павел Иванович и руководствовался в дальнейшем, на первом месте для него всегда были материальные блага.

Главный герой в жизни следовал отцовским наказам: «Больше всего угождай учителям и начальникам» и «береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Именно в этом он видел путь к достижению успеха и признания. Еще со времен учёбы в училище Чичиков начал водиться с теми «кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными». По совету отца он ни на кого не тратил деньги, но умел вести себя так, чтобы их тратили на него. Кроме того, он умудрялся заниматься торговлей во время занятий.

В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.

Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Родители главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в воспитании своего сына руководствовались высокими нравственными принципами. В мальчике соединились доброта и отзывчивость его матери с честностью, прямотой и смелостью его отца. Андрей Петрович Гринёв был против беззаботной распутной жизни, поэтому отказался посылать своего сына на легкую службу в Петербург. Он хотел, чтобы Петруша «понюхал пороха», стал настоящим солдатом, поэтому отправил его в Белогорскую крепость.

Перед отъездом сына, отец дал ему наставление: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно эти слова стали главным ориентиром в жизни Петра Гринёва и помогли ему в дальнейшем не сбиться с правильного пути. Это стало своеобразной клятвой сохранить честь своей семьи, которую главный герой никогда не предаст.

Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.

Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.

В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.

Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной  присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был воспитан надлежащим образом, но не последовал родительскому примеру, а выбрал собственные нравственные ориентиры в жизни. Евгений Базаров говорил, что: «Всякий человек сам воспитать себя должен – ну, хоть как я, например…». Он считал, что ничто не властно над человеком, каждый волен устроить свою жизнь так, как хочет. И он осознанно стал нигилистом, отрицающим всё и вся.

Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.

Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.

Это прозрение нанесло сильный удар Базарову – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опираться.  В поисках ответов, он решил уехать к родителям. И именно там, в родительском доме, по воле случая, он заразился смертельной болезнью во время вскрытия тела человека, умершего от тифа. Лишь перед смертью, главный герой понял, что в жизни действительно важно, а что не имеет значения

Примеры из жизни
  1. С незапамятных времён источником нравственности служили священные писания. В христианстве моральный кодекс человека определяли десять заповедей Христа:
  • Верь в единственного бога;
  • Не создавай себе кумира;
  • Не произноси имени Господа понапрасну;
  • Помни о выходном дне;
  • Почитай своих родителей;
  • Не убивай;
  • Не прелюбодействуй;
  • Не кради;
  • Не лги;
  • Не завидуй;

Соблюдение данных заповедей позволяет человеку жить правильно, в гармонии и понимании с Всевышним. Первые три заповеди относятся непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен почитать только истинного Бога, а других божеств в его жизни существовать не может. Также в них говориться, что у верующих людей не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Господа нужно вспоминать только в необходимых случаях.

Согласно четвёртой заповеди христиане должны обязательно помнить про выходной день и уважительно к нему относиться. Это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В воскресенье люди вспоминают о боге, молятся и думают о смысле своего бытия.

В пятой заповеди говорится о том, что всегда нужно почитать мать и отца. Именно они дали нам жизнь согласно воле Божьей. Поэтому мы обязаны заботиться и уважать их вне зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

Шестая заповедь гласит, что нельзя лишать жизни окружающих людей и самого себя. Причём вина ложится на человека даже тогда, когда он не совершал убийства, но не попытался его остановить. Следующая заповедь говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Бог велел на протяжении всей жизни сохранять верность мужу или жене, и даже в мыслях или словах не нарушать этого завета.

Восьмая заповедь запрещает кражу чужого имущества. Любая выгода непозволительна, если она связана с нанесением ущерба другому человеку. В девятой заповеди говорится о том, что нельзя клеветать на ближнего своего. Господь Бог запрещает любую ложь, сплетни и злословие. Лгать непозволительно даже себе самому. А последняя заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли об этом грехе. В ней говорится о том, что нельзя желать чужого. Бог говорит о том, что необходимо радоваться тому, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение.

  1. Немецкий философ Иммануил Кант разработал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции нравственных принципов следует придерживаться всегда, они не зависят от внешних факторов и должны постоянно взаимодействовать друг с другом. Человек, благодаря наличию воли может совершать поступки, исходя из этих принципов.

Иммануил Кант считал человека наивысшей ценностью. По его мнению, каждая личность обладает чувством достоинства, которое необходимо защищать  от чужого посягательства. Однако у других людей тоже есть свои чувства, затрагивать которые нельзя ни в коем случае. Выходит, что человек обладает свободой выбора, но она ограничивается правами другого человека. Любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Кант сформулировал свой закон таким образом, чтобы он стал основой, на которой должны строиться человеческие отношения. Этот закон называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Каждый человек должен жить по общепринятым правилам;
  • Человек должен относиться к другим людям так, как хочет, чтобы относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения собственной выгоды;

В теории Иммануила Канта говорится о том, что человек совершая действие должен руководствоваться не только своими желаниями, а и общечеловеческими правилами, которые являются для него категорическим императивом. Учёный надеялся, что этот закон будет представлять собой базу отношений между человеком и обществом.

Народная мудрость
  1. «Честные глаза вбок не глядят». В данной пословице говорится о том, что честному человеку нечего стыдиться, поэтому он всегда смело смотрит в глаза окружающим. Только люди, знающие о своей вине, отводят взгляд в сторону. Часто именно этим они себя и выдают.
  2. «Лучше по миру собирать, чем чужое брать». В этой пословице идёт речь о недопустимости воровства. Лучше жить бедно, зато честно.
  3. «Бог видит, кто кого обидит». В данной пословице говорится о том, что любой человеческий проступок станет известен Богу. Поэтому нужно жить достойно, иначе кары не миновать.
  4. «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной». Наши мудрые предки говорили о том, что отзывчивые люди всегда могут рассчитывать на поддержку других.
  5. «Делая зло, на добро не надейся». В данной пословице идёт речь о всемирном равновесии. Тот, кто совершает зло, должен понимать, что оно к нему обязательно вернётся.
  6. «Дерево узнается по плоду, а человек — по делу». Смысл данной пословицы заключается в том, что человека можно узнать только по его делам. На словах все люди хорошие.  
  7. «Своя земля и в горсти мила». Смысл данной пословицы заключается в значении Родины для каждого человека. Наши предки считали, что достойный человек всегда уважительно относится к родной земле, а при необходимости сразу же станет на её защиту.
  8. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». Этой пословицей наши предки призывали свой народ служить Родине. Для них не было ничего важнее родной земли.  
  9. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». В данной пословице говорится о том, что лучше знать правду, какой бы тяжёлой она не была, чем быть обманутым. Всё тайное рано или поздно становится явным, но будет ещё больнее от осознания, что тебя обманывали.
  10.  «Скромность каждому к лицу». В этой пословице говорится о том, что скромность относится к положительным качествам человека. Бесстыдство всегда осуждалось в народе.

Афоризмы
  1. «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали». Немецкий философ и политический деятель Фридрих Энгельс считал, что в основе любой морали должно лежать стремление человека к счастью.
  2. «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений». Немецкий философ-материалист Людвиг Андреас Фейербах говорил, что у человека, который не стремится быть счастливым, нет стремлений в жизни вообще.
  3. «Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас — это хорошо поступать самим». Французский философ и писатель Вольтер говорил о том, что человек должен расставить в жизни правильные приоритеты, для того чтобы о нём могли сказать что-то хорошее. Каждый сам создаёт свою репутацию, по его мнению.
  4. «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что в основе всех нравственных ориентиров должно лежать добро. Это высшая цель в жизни каждого человека, по его мнению.
  5. «Если вы не можете побороть свои слабости, смиритесь с ними, но не забывайте в чем ваша сила». Французский писатель Андре Моруа говорил о том, что необходимо смириться со своими слабостями, если человек не в силах их побороть. Однако нужно всегда помнить, в чём заключается собственная сила. Только таким образом можно выбрать правильную дорогу в жизни, по его мнению.
  6. «Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что человек может стать сильнее только в том случае, если умеет признавать свои слабости.
  7. «Нравственность — это разум сердца». Немецкий поэт Генрих Гейне называл нравственность – разумом сердца. Если бы люди всегда следовали зову сердца, не руководствуясь нравственностью, все совершали бы множество безрассудных поступков.
  8. «Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать». Американский писатель Марк Твен говорил о том, что человек, который лжёт, всегда находится в состоянии страха обличения. Только у тех чиста совесть, кто говорит правду, по его мнению.
  9. «Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены». Родоначальник немецкой философии Иммануил Кант считал, что нравственность должна лежать в основе любой жизни, иначе она теряет всяческий смысл.
  10.  «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». Русский писатель А.П. Чехов считал, что наибольшей свободой обладает тот человек, который совершенствует своё умственное и нравственное событие. Лишь такие люди могут получать истинное удовольствие от жизни, по его мнению.

Как формируются нравственные ориентиры современного человека?


Отвечая на вопрос «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?», можно отметить, что каждый человек выбирает свои жизненные принципы в результате определенных взаимоотношений с окружающими людьми. Одни люди оказываются под положительным или отрицательным влиянием своих родителей, друзей и людей, на которых они хотят быть похожи. Другие люди видят поведение окружающих людей и пытаются быть не похожими на них.

О том, как формируются нравственные ориентиры современного человека, рассуждают многие современные писатели в своих художественных произведениях.


В повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» показано, как Пашка Зорин, один из учеников коррекционного 7 «Е» класса, берет пример со своего нового одноклассника Юры Малькова. Ругающийся матом, имеющий огромные проблемы с обучением, в свои 15 лет находящийся лишь в 7 классе, привыкший решать все свои проблемы физической силой Пашка Зорин начал меняться, когда он подружился с умным и добрым Юрой Мальковым.

Узнав о том, что Юрке не нравилось, когда окружающие его люди употребляли в своей речи нецензурную брань, Пашка стал меньше материться и способствовал тому, что ученики всего 7 «Е» класса матерились меньше. Мальчик начал читать книги и учиться, у него улучшились оценки. Подружившись с Юрой Мальковым, Пашка Зорин старался решать свои проблемы не силой, а разговорами и умом. Из-за того что у Пашки были проблемы в семье, из-за того что он не знал, что такое благополучная и счастливая семья, примером подражания он сделал своего одноклассника. Е.В. Мурашова показывает, что формирование нравственных ориентиров Пашки Зорина связаны с авторитетом
Юры Малькова
, на которого Пашка Зорин пытался равняться.

То, как происходит формирование нравственных ориентиров современного человека, можно увидеть с помощью другого примера из повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Второклассник Вадик был сыном школьного спонсора. Несмотря на то что богатый и влиятельный отец мальчика запрещал общаться с ребятами, подобным «ешкам», Вадик не отказывается от дружбы с Юрой Мальковым. Он даже восстает против учителей, которые переживают, что дружба Вадика и ученика коррекционного класса может не понравиться спонсору гимназии, и против других богатых и влиятельных родителей, когда они не разрешают Юре Малькову отправиться вместе со 2 «А» на экскурсию в Эрмитаж. Е.В. Мурашова показывает, что уже в юном возрасте Вадик видит общественную несправедливость, выраженную в делении людей по их социальному и материальному статусу, он не хочет быть такими, как взрослые люди, поэтому выбирает противоположный путь, заключенный в одинаковом отношении ко всем людям.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одними из путей формирования нравственных ориентиров современного человека является влияние окружающих людей, когда человек осознанно или неосознанно становится похожим на других людей, и влияние окружающих людей, когда человек, осознавая, что их принципы отличаются от его принципов, пытается быть не похожим на них.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
  • Может ли компьютер заменить книгу?
  • Кто является героем для молодежи?
  • Что читает современное поколение?
  • Что представляет собой портрет моего поколения?

  • Нравственное развитие: формирование чувства прав и обязанностей

    Нравственность – это система представлений о том, что правильно и хорошо по сравнению с тем, что неправильно или плохо. Нравственное развитие относится к изменениям в моральных убеждениях по мере того, как человек становится старше и достигает зрелости. Моральные убеждения связаны с моральным поведением , но не тождественны ему: можно знать, что нужно делать, но не делать этого на самом деле. Это также не то же самое, что знание социальные соглашения , которые являются произвольными обычаями, необходимыми для нормального функционирования общества. Социальные условности могут иметь моральный элемент, но у них прежде всего практическая цель. Обычно, например, все автомобили придерживаются одной и той же стороны улицы (правой в США, левой в Великобритании). Конвенция обеспечивает плавное и безаварийное движение транспорта. Но следование условностям также имеет моральный элемент, потому что человек, решивший ехать по неправильной стороне улицы, может нанести травмы или даже погибнуть. В этом смысле выбор неправильной стороны улицы является морально неправильным, хотя и нетрадиционным.

    Когда дело доходит до учебы и преподавания, моральный выбор не ограничивается случайными драматическими инцидентами, а вплетается почти во все аспекты школьной жизни. Представьте себе этот простой пример. Предположим, вы преподаете, читаете небольшой группе второклассников, и ученики по очереди читают рассказ вслух. Должны ли вы давать каждому учащемуся одинаковое количество времени для чтения, даже если некоторым было бы полезно иметь дополнительное время? Или вам следует уделять больше времени учащимся, которым нужна дополнительная помощь, даже если это утомляет одноклассников и лишает других равной доли «времени на полу»? Какой вариант более справедливый, а какой более внимательный? Простые дилеммы, подобные этой, случаются каждый день во всех классах просто потому, что ученики разные, а время занятий и энергия учителя ограничены.

    В этот довольно обычный пример встроены моральные темы о честности или справедливости, с одной стороны, и об уважении или заботе, с другой. Важно помнить об обеих темах, думая о том, как у учащихся формируются представления о том, что правильно, а что неправильно. Мораль справедливости касается прав человека или, точнее, уважения справедливости, беспристрастности, равенства и независимости людей. С другой стороны, мораль заботы касается человеческих обязанностей, в частности, заботы о других, проявления внимания к потребностям людей и взаимозависимости между людьми. Студентам и учителям нужны обе формы морали. Поэтому в следующих разделах мы объясним основные примеры каждого типа теории развития, начиная с морали справедливости.

    Мораль справедливости Кольберга

    Одно из самых известных объяснений того, как развивается мораль справедливости, было разработано Лоуренсом Кольбергом и его коллегами (Kohlberg, Levine, & Hewer, 1983; Power, Higgins, & Kohlberg, 1991). Используя стадийную модель, аналогичную модели Пиаже, Кольберг предложил шесть стадий морального развития, сгруппированных в три уровня.

    Индивидуумы проходят эти этапы универсально и последовательно по мере того, как формируются убеждения о справедливости. Он назвал уровни просто преконвенциональным, конвенциональным и (как вы уже догадались) постконвенциональным. Уровни и этапы приведены в Таблице 1.

    Таблица 1: Моральные стадии по Кольбергу
    Моральная стадия Определение «хорошего»
    Доконвенциональный уровень
    Стадия 1: Послушание и наказание Действие, которое вознаграждается и не наказывается
    Этап 2: рыночная биржа
    Действие, приемлемое для ребенка и партнера ребенка
    Обычный уровень
    Этап 3: Мнение коллег Действие, получившее одобрение друзей или сверстников
    Этап 4: Правопорядок Действие, соответствующее обычаям или законам сообщества
    Постконвенциональный уровень
    Этап 5: Социальный контракт Действия, которые следуют социально приемлемым способам принятия решений
    Этап 6: Универсальные принципы Действие, соответствующее выбранным вами общим принципам

    Доконвенциональная справедливость: послушание и взаимная выгода

    доконвенциональный уровень нравственного развития примерно совпадает с дошкольным периодом жизни и с дооперациональным периодом мышления Пиаже. В этом возрасте ребенок все еще относительно эгоцентричен и нечувствителен к моральному влиянию действий на других. Результатом является несколько недальновидная ориентация на мораль. Первоначально (этап 1 по Кольбергу) ребенок усыновляет этика повиновения и наказания — своего рода «мораль избегания неприятностей». Правильность и неправильность действий определяется тем, вознаграждаются ли действия или наказываются властями, такими как родители или учителя. Если угощение печеньем вызывает у взрослых ласковые улыбки, то взять печенье считается морально «хорошим». Если вместо этого он приносит порицание, то это морально «плохо». Ребенок не думает о том, за что можно похвалить или поругать действие; на самом деле, говорит Кольберг, на стадии 1 он был бы неспособен рассмотреть причины, даже если бы их предложили взрослые.

    В конце концов ребенок учится не только реагировать на положительные последствия, но и учится производить их, обмениваясь услугами с другими. Новая способность создает Стадию 2, этику рыночного обмена . На этом этапе морально «хорошее» действие — это действие, выгодное не только ребенку, но и другому лицу, непосредственно участвующему в нем. «Плохое» действие — это действие, в котором отсутствует эта взаимность. Если обмен бутерброда с вашего обеда на печенье с обеда вашего друга является взаимоприемлемым, то обмен является морально хорошим; иначе это не так. Эта точка зрения впервые вводит в мышление ребенка тип справедливости. Но он по-прежнему игнорирует более широкий контекст действий — воздействие на людей, не присутствующих или не вовлеченных напрямую. На этапе 2, например, также будет считаться морально «хорошим» заплатить однокласснику за выполнение домашнего задания за другого ученика — или даже за то, чтобы избежать издевательств или оказания сексуальных услуг — при условии, что обе стороны считают договоренность справедливой.

    Традиционное правосудие: подчинение сверстникам и обществу

    По мере того, как дети переходят в школьные годы, их жизнь расширяется, включая большее число и круг сверстников и (в конечном итоге) сообщества в целом. Это изменение приводит к общепринятой морали , которые представляют собой убеждения, основанные на том, с чем соглашается большая группа людей — отсюда и использование Кольбергом термина «традиционная». Сначала, на этапе 3, референтной группой ребенка являются его непосредственные сверстники, поэтому этап 3 иногда называют девятым.0003 этика мнения коллег . Если сверстники считают, например, что вести себя вежливо с как можно большим количеством людей нравственно хорошо, то ребенок, скорее всего, согласится с группой и будет рассматривать вежливость не просто как произвольную социальную условность, а как моральное «добро». ” Этот подход к моральным убеждениям немного более стабилен, чем подход на стадии 2, потому что ребенок принимает во внимание реакции не только одного другого человека, но и многих. Но это все равно может ввести в заблуждение, если группа придерживается убеждений, которые взрослые считают морально неправильными, например, «Воровство в магазине шоколадных батончиков — это весело и желательно».

    В конце концов, когда ребенок становится юношей и социальный мир расширяется еще больше, он или она приобретает еще больше сверстников и друзей. Поэтому он или она с большей вероятностью столкнется с разногласиями по этическим вопросам и убеждениям. Разрешение сложностей приводит к Стадии 4, этике закона и порядка , на которой молодой человек все больше формирует моральные убеждения в терминах того, во что верит большинство общества. Итак, поступок нравственно хорош, если он законен или хотя бы обычно одобряется большинством людей, в том числе людьми, которых молодежь лично не знает. Такая установка приводит к еще более устойчивому набору принципов, чем на предыдущем этапе, хотя и не застрахована от этических ошибок. Сообщество или общество может согласиться, например, с тем, что к людям определенной расы следует относиться с преднамеренным неуважением, или что владелец фабрики имеет право сбрасывать сточные воды в общее озеро или реку. Чтобы разработать этические принципы, которые надежно избегают подобных ошибок, требуются дальнейшие этапы нравственного развития.

    Постконвенциональная справедливость: общественный договор и универсальные принципы

    По мере того, как человек становится способным мыслить абстрактно (или «формально», в смысле Пиаже), этические убеждения смещаются от принятия того, во что верит сообщество , к процессу путем какие общественные убеждения формируются. Новый фокус составляет Стадию 5, этику общественного договора . Теперь действие, убеждение или практика являются морально хорошими, если они были созданы посредством справедливых, демократических процессов, уважающих права затронутых людей. Возьмем, к примеру, законы некоторых регионов, требующие от мотоциклистов носить шлемы. В каком смысле этичны законы об этом поведении? Был ли он создан путем консультаций и получения согласия соответствующих людей? Консультировались ли велосипедисты и давали ли они согласие? А как насчет врачей или семей велосипедистов? Разумные, вдумчивые люди расходятся во мнениях относительно того, насколько основательно и справедливо эти консультации процессы должны быть. Однако, сосредотачиваясь на процессах, посредством которых был создан закон, люди думают в соответствии со стадией 5, этикой общественного договора, независимо от того, какую позицию они занимают в отношении ношения шлемов. В этом смысле убеждения обеих сторон в споре о проблеме иногда могут быть морально обоснованными, даже если они противоречат друг другу.

    Соблюдение надлежащей правовой процедуры определенно должно помочь избежать бездумного подчинения общепринятым моральным убеждениям. Однако как этическая стратегия она тоже иногда может потерпеть неудачу. Проблема в том, что этика общественного договора больше доверяет демократическому процессу, чем он иногда заслуживает, и не уделяет достаточного внимания содержанию того, что решается. В принципе (а иногда и на практике) общество могло бы демократическим путем решить, например, убить каждого члена расового меньшинства, но сделает ли это решение в соответствии с надлежащей правовой процедурой этичным? Осознание того, что этические средства иногда могут служить неэтичным целям, приводит некоторых людей к Стадии 6, 9-й. 0003 этика самовыбора, универсальные принципы . На этом заключительном этапе нравственно хорошее действие основывается на личных принципах, которые применимы как к непосредственной жизни человека, так и к более широкому сообществу и обществу. Универсальные принципы могут включать в себя веру в демократическую надлежащую правовую процедуру (этика Стадии 5), а также другие принципы, такие как вера в достоинство всей человеческой жизни или в неприкосновенность природной среды. На стадии 6 универсальные принципы будут определять убеждения человека, даже если эти принципы означают периодическое несогласие с тем, что принято (стадия 4), или даже с тем, что является законным (стадия 5).

    Мораль заботы Гиллигана

    Как бы логично это ни звучало, стадий моральной справедливости Кольберга недостаточно для понимания развития моральных убеждений. Чтобы понять почему, предположим, что у вас есть студент, который просит продлить срок выполнения задания. Ориентация теории Колберга на справедливость побудит вас задуматься о том, является ли удовлетворение просьбы справедливым.

    Сможет ли опоздавший ученик приложить больше усилий для выполнения задания, чем другие ученики? Не станет ли продление трудным для вас требованием, поскольку у вас будет меньше времени на отметку заданий? Это важные соображения, связанные с правами учащихся и учителя. В дополнение к этому, однако, есть соображения, связанные с обязанностями, которые вы и запрашивающий студент несете друг за друга и за других. Есть ли у студента уважительная личная причина (болезнь, смерть в семье и т. д.) задержки выполнения задания? Потеряет ли задание свою воспитательную ценность, если учащемуся придется сдать его раньше срока? Эти последние вопросы в меньшей степени связаны со справедливостью и правами, а в большей — с заботой об учащихся и ответственностью за них. Для их полного понимания требуется структура, отличная от схемы Колберга.

    Одна из таких структур была разработана Кэрол Гиллиган, чьи идеи сосредоточены на морали заботы или системе убеждений о человеческих обязанностях, заботе и уважении к другим. Гиллиган предложил три моральных позиции, которые представляют разную степень или широту этической заботы. В отличие от Кольберга, Пиаже или Эриксона, она не утверждает, что позиции образуют строго эволюционную последовательность, а только утверждает, что их можно ранжировать иерархически в соответствии с их глубиной или тонкостью. В этом отношении ее теория является «полуразвивающей», подобно теории мотивации Маслоу (Brown & Gilligan, 19).92; Тейлор, Гиллиган и Салливан, 1995). В таблице 2 обобщаются три моральные позиции из теории Гиллигана

    Таблица 2: Позиции морального развития согласно Гиллигану
    Моральная позиция Определение того, что нравственно хорошо
    Позиция 1: Ориентация на выживание Действие, учитывающее только личные потребности
    Позиция 2: Обычный уход Действие, учитывающее потребности или предпочтения других, но не свои собственные
    Позиция 3: Интегрированный уход Действия, направленные на согласование своих личных потребностей с потребностями других

    Позиция 1: забота как выживание

    Самым основным видом заботы является ориентация на выживание , при которой человек в первую очередь заботится о своем собственном благополучии. Если девочка-подросток с такой этической позицией задается вопросом, например, сделать ли аборт, она будет полностью озабочена последствиями аборта для себя. Морально хорошим выбором будет то, что создает для нее наименьший стресс и меньше всего разрушает ее собственную жизнь. Обязанности по отношению к другим (ребенку, отцу или ее семье) не играют никакой роли в ее мышлении.

    Как моральная позиция, ориентация на выживание явно не подходит для классных комнат в широком масштабе. Если бы каждый ученик заботился только о себе, жизнь в классе могла бы стать довольно неприятной! Тем не менее, бывают ситуации, когда сосредоточение внимания в первую очередь на себе является признаком хорошего психического здоровья и актуально для учителей. Например, для ребенка, над которым издевались в школе или подвергались сексуальному насилию дома, полезно и морально желательно рассказать о том, как травля или насилие повлияли на жертву. Это означает, по сути, заботу о собственных потребностях жертвы за счет потребностей других, в том числе агрессора или обидчика. Высказывание в этом случае требует ориентации на выживание и является здоровым, потому что ребенок заботится о себе.

    Позиция 2: обычная забота

    Более тонкая моральная позиция — это забота о других , при которой человек заботится о счастье и благополучии других, а также о примирении или интеграции потребностей других, когда они конфликтуют друг с другом. Например, рассматривая аборт, подросток в этом положении будет думать в первую очередь о том, что предпочитают другие люди. Хотят ли отец, ее родители и/или ее врач, чтобы она оставила ребенка? Морально хорошим выбором становится то, что больше всего нравится другим. Эта позиция более требовательна, чем позиция 1, в этическом и интеллектуальном плане, поскольку требует согласования потребностей и ценностей нескольких людей. Но этого часто недостаточно с моральной точки зрения, потому что он игнорирует одну ключевую личность: себя.

    В классах учащиеся, занимающие позицию 2, могут быть очень желательны в некоторых отношениях; они могут стремиться угодить другим, быть внимательными и уметь приспосабливаться и сотрудничать с другими. Поскольку эти качества обычно приветствуются в загруженном классе, у учителей может возникнуть соблазн вознаграждать учащихся за их развитие и использование. Однако проблема с поощрением этики Позиции 2 заключается в том, что при этом игнорируется развитие учащегося — его или ее собственные академические и личные цели или ценности. Рано или поздно личные цели, ценности и идентичность потребуют внимания и заботы, и педагоги несут ответственность за то, чтобы помочь учащимся обнаружить и прояснить их.

    Позиция 3: интегрированная забота

    Наиболее развитой формой моральной заботы в модели Гиллигана является интегрированная забота , согласование личных потребностей и ценностей с потребностями и ценностями других. Теперь морально хороший выбор учитывает всех , включая себя, а не всех , кроме себя. При рассмотрении вопроса об аборте женщина в позиции 3 будет думать не только о последствиях для отца, будущего ребенка и своей семьи, но и о последствиях для себя. Как рождение ребенка повлияет на ее собственные потребности, ценности и планы? Эта точка зрения приводит к моральным убеждениям, которые являются более всеобъемлющими, но, по иронии судьбы, также более склонны к дилеммам, поскольку рассматривается максимально широкий круг людей.

    В классах интегрированная забота чаще всего возникает, когда учителя предоставляют учащимся широкую и постоянную свободу выбора. Если учащиеся мало гибки в своих действиях, у них мало возможностей для рассмотрения чьих-либо потребностей или ценностей, будь то их собственных или чужих. Если учитель говорит просто: «Сделай домашнее задание на странице 50 и сдай завтра утром», то главным вопросом становится соблюдение, а не моральный выбор. Но предположим, что вместо этого она говорит что-то вроде этого: «В течение следующих двух месяцев придумайте исследовательский проект об использовании водных ресурсов в нашем городе. Организуйте его так, как вам хочется: разговаривайте с людьми, читайте об этом много и делитесь им с классом таким образом, чтобы все мы, включая вас, нашли его значимым». Подобное задание ставит моральные задачи, которые носят не только образовательный, но и моральный характер, поскольку оно требует от учащихся вынесения оценочных суждений. Почему? Во-первых, студенты должны решить, какой аспект темы действительно важен для них. Такое решение отчасти зависит от личных ценностей. Во-вторых, учащиеся должны подумать о том, как сделать тему значимой или важной для них.0007 других в классе. В-третьих, поскольку сроки выполнения задания относительно далеки, учащимся, возможно, придется взвесить личные приоритеты (например, проводить время с друзьями или семьей) и образовательные приоритеты (немного больше работать над заданием на выходных). Как вы могли подозревать, некоторым учащимся может быть трудно сделать правильный выбор, когда им предоставляется такая свобода, и поэтому их учителя могут с осторожностью давать такое задание. Но трудности с выбором являются частью точки зрения Гиллигана: комплексная забота действительно требует больше усилий, чем забота, основанная только на выживании или на учете других. Не все студенты могут быть к этому готовы.

    Развитие характера: объединение этического понимания, заботы и действия

    Все теории, описанные до сих пор, предлагают основу для понимания того, как дети превращаются в юношей и взрослых. Тезисы Маслоу, Кольберга и Гиллигана более конкретны, чем у Эриксона, поскольку они сосредоточены на развитии понимания этики. Однако с точки зрения учителя все теории ограничены двумя способами. Одна из проблем заключается в том, что они сосредоточены в первую очередь на познании — на том, что дети думает об этических вопросах — больше, чем об эмоциях и действиях. Во-вторых, они мало говорят о том, как поощрять этическое развитие. Поощрение является частью работы учителей, и для того, чтобы делать это хорошо, необходимо понимать не только то, что учащиеся знают об этике, но и то, что они думают по этому поводу и какие этические действия они действительно готовы предпринять.

    Многие преподаватели осознали эти образовательные потребности, и поэтому некоторые из них разработали практические программы, объединяющие этическое понимание, заботу и действия. Как группу программы часто называют характер образования , хотя отдельные программы имеют множество конкретных названий (например, обучение моральной дилемме , интегративное этическое образование , образование социальных компетенций и многие другие). Детали программ различаются, но все они сочетают акцент на этических знаниях с вниманием к этическим чувствам и действиям (Elkind & Sweet, 2004; Berkowitz & Bier, 2006; Narvaez, 2010). Программы воспитания характера выходят далеко за рамки простого обучения учащихся соблюдению этических правил, таких как «Всегда говори всю правду» или «Всегда делай то, что говорит тебе учитель». Такие правила требуют очень мало размышлений со стороны учащегося, и обычно бывают случаи, когда правило, которое предположительно является универсальным, необходимо изменить, «изменить» или даже не соблюдать. (Например, если раскрытие всей правды может задеть чьи-то чувства, иногда может быть более благоразумным — и, следовательно, более этичным — немного смягчить правду или даже вообще ничего не говорить. )

    Вместо этого воспитание характера заключается в том, чтобы предложить учащимся подумать над общими вопросами его или ее жизни, такими как «Каким человеком я должен быть?» или «Как мне прожить свою жизнь?» Вдумчивые ответы на такие общие вопросы помогают ответить на множество более конкретных вопросов, которые имеют этические последствия, например: «Должен ли я слушать учительницу прямо сейчас, даже если она немного скучновата, или просто отключиться?» или «Должен ли я предложить помочь моей подруге с домашним заданием, с которым у нее проблемы, или воздержаться, чтобы научиться делать это самой?» В большинстве случаев не хватает времени, чтобы преднамеренно или сознательно рассуждать о подобных вопросах. Реакции должны стать интуитивными, автоматическими и воплощает — это означает, что они должны основываться на довольно немедленных эмоциональных реакциях (Narvaez, 2009). Целью воспитания характера является развитие у учащихся способности реагировать на повседневный этический выбор не только сознательно и познавательно, но также интуитивно и эмоционально. В той мере, в какой эта цель достигнута, студенты действительно могут жить хорошей, этически ответственной жизнью.

    Общешкольные программы воспитания характера

    В наиболее комплексных подходах к воспитанию характера вся школа берет на себя обязательство развивать этический характер учащихся, несмотря на огромное разнообразие учащихся (Minow, Schweder, & Markus, 2008). Все сотрудники — не только учителя и администраторы, но также смотрители и ассистенты — сосредоточены на развитии позитивных отношений со студентами. Основная тема, которая развивается, — это сотрудничество и взаимная забота, а не конкуренция. Справедливость, уважение и честность пронизывают классную и школьную деятельность; дисциплина, например, фокусируется на разрешении конфликтов между учениками и между учениками и учителями, а не на  поощрении послушания или наказании провинившихся. Этот подход требует значительной опоры на демократические встречи и обсуждения как в классе, так и в других местах, где группы работают вместе в школе.

    Классные программы воспитания характера

    Даже если учитель обучает воспитанию характера просто в своем собственном классе, существует множество доступных стратегий. Цель в данном случае состоит в том, чтобы создать классную комнату как место, где каждый чувствует себя вовлеченным и где каждый относится ко всем остальным с вежливостью и уважением. Конфликты и разногласия все же могут возникать, но в заботливом сообществе их можно разрешить без излишней злости или враждебности. Вот несколько способов создать такой класс:

    • Используйте классные собрания, чтобы решить как можно больше важных вопросов, таких как ожидаемые правила поведения, важные занятия в классе или текущие разногласия.
    • Попробуйте организовать для учащихся совместную работу над важными проектами и задачами.
    • Организуйте программу «Друзья», в которой учащиеся разных классов вместе работают над важным заданием. Старшие ученики могут иногда помогать младшим ученикам, читая им, слушая, как они читают, или и то, и другое. Кроме того, если у старшего ученика возникают проблемы с чтением самостоятельно, программа друзей по чтению иногда также может быть полезна для старшего ученика.
    • Ознакомьте учащихся со стратегиями разрешения конфликтов и попрактикуйтесь в их использовании, когда это необходимо.
    • Многие разделы учебной программы позволяют обсуждать этические вопросы. Очевидными примерами являются некоторые романы, рассказы и исторические события. Но этические проблемы таятся и в других местах. Преподавание диетологии, например, может поднять вопросы о гуманном обращении с животными, которые будут забиты для еды, и об этической приемлемости использования большого количества зерна для кормления животных, даже если многим людям в мире не хватает еды.
    • Проекты по обучению служению могут быть очень полезными для освещения вопросов социальной справедливости. Планирование, работа и размышления о местной благотворительной столовой, обучение учащихся из малообеспеченных семей, выполнение простого ремонта нуждающихся домов: подобные проекты расширяют знания об обществе и потребностях его граждан.

    Ссылки

    Берковиц, М. и Бир, М. (2006). Что работает в воспитании характера: основанное на исследованиях руководство для педагогов . Сент-Луис, Миссури: Центр характера и гражданства.

    Браун, Л. и Гиллиган, К. (1992). Встреча на перепутье: женская психология и развитие девочек . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Элкинд, Д. и Свит, Ф. (2006). Как пройти обучение персонажа . По состоянию на 1 февраля 2011 г. по адресу http://www.goodcharacter.com/Article_4.html.

    Колберг, Л., Левин, К., и Хьюер, А. (1983). Нравственные стадии: современная формулировка и ответ критикам . Базель: С. Каргер.

    Миноу М., Шведер Р. и Маркус Х. (ред.). (2008). Справедливые школы: стремление к равенству в разных обществах . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.

    Нарваэс, Д. (2010). Моральная сложность: фатальная привлекательность правдивости и важность зрелого морального функционирования. Перспективы психологической науки , 5 (2), 162–181.

    Тейлор, Дж. и Гиллиган, К., и Салливан, А. (1995). Между голосом и молчанием: Женщины и девушки, раса и отношения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Мораль | USCCB

    Создан по образу Божьему

    Самый основной принцип христианской нравственной жизни — осознание того, что каждый человек имеет достоинство быть созданным по образу Божьему. Он дал нам бессмертную душу и благодаря дарам разума и разума позволяет нам понять порядок вещей, установленный в его творении. Бог также дал нам свободную волю искать и любить то, что истинно, хорошо и прекрасно. К сожалению, из-за грехопадения мы также страдаем от воздействия первородного греха, который затемняет наш разум, ослабляет нашу волю и склоняет нас ко греху. Крещение избавляет нас от первородного греха, но не от его последствий, особенно склонности ко греху, похоти. Таким образом, внутри нас есть как мощный импульс к добру, потому что мы созданы по образу Божьему, так и более темные импульсы ко злу из-за последствий первородного греха.

    Но мы всегда должны помнить, что смерть и воскресение Христа предлагает нам новую жизнь в Духе, чья спасительная благодать избавляет нас от греха и исцеляет в нас ущерб от греха. Таким образом, мы говорим о ценности, достоинстве и цели человеческой жизни, даже с ее несовершенствами и борьбой. Человеческая жизнь, как глубокое единство физического и духовного измерений, священна. Она отлична от всех других форм жизни, так как только она запечатлена самим образом своего Творца.

    Ответственная практика свободы

    Второй элемент жизни во Христе — это ответственная практика свободы. Без свободы мы не можем осмысленно говорить о морали или моральной ответственности. Человеческая свобода — это больше, чем способность выбирать между тем и этим. Это данная Богом сила стать тем, кем Он нас создал, и таким образом разделить с Ним вечный союз. Это происходит, когда мы последовательно выбираем пути, которые находятся в гармонии с Божьим планом. Христианская мораль и закон Божий не произвольны, а специально даны нам для нашего счастья. Бог дал нам разум и способность действовать свободно. В конечном счете, человеческая свобода заключается в нашем свободном решении сказать «да» Богу. Напротив, многие люди сегодня понимают человеческую свободу просто как возможность сделать выбор, без объективной нормы или блага в качестве цели.

    Понимание нравственных поступков

    Другой важной основой христианской морали является понимание нравственных поступков. Каждый моральный поступок состоит из трех элементов: объективного поступка (что мы делаем), субъективной цели или намерения (почему мы совершаем поступок) и конкретной ситуации или обстоятельств, в которых мы совершаем поступок (где, когда, как, с какой целью). кого, последствия и др.).

    Чтобы индивидуальный поступок был нравственно хорошим, объект или то, что мы делаем, должно быть объективно хорошим. Некоторые действия, независимо от намерения или причины их совершения, всегда неправильны, потому что они идут вразрез с фундаментальным или основным человеческим благом, которое никогда не должно подвергаться риску. Прямое убийство невиновных, пытки и изнасилования — примеры действий, которые всегда неправильны. Такие действия называются внутренне злыми действиями, что означает, что они неправильны сами по себе, независимо от причины, по которой они совершаются, или окружающих их обстоятельств.

    Цель, окончание или намерение — это часть морального акта, заключенного внутри человека. По этой причине мы говорим, что намерение есть субъективный элемент морального акта. Чтобы поступок был морально добрым, намерение человека должно быть добрым. Если нас побуждает сделать что-то дурное намерение — даже что-то объективно хорошее — наше действие нравственно зло. Следует также признать, что хорошее намерение не может сделать плохое действие (что-то изначально злое) хорошим. Мы никогда не можем сделать что-то неправильное или злое, чтобы добиться добра. В этом смысл поговорки «цель не оправдывает средства» (9).0007 Катехизис католической церкви , №№. 1749-1761).

    Реальность греха и доверие Божьему милосердию

    Мы не можем говорить о жизни во Христе или о нравственной жизни, не признавая реальности греха, нашей собственной греховности и нашей потребности в Божьем милосердии. Когда существование греха отрицается, это может привести к духовному и психологическому ущербу, потому что в конечном итоге это отрицание истины о нас самих. Признание реальности греха помогает нам быть правдивыми и открывает нас для исцеления, которое приходит благодаря искупительному акту Христа.

    Формирование совести

    Формирование доброй совести – еще один фундаментальный элемент христианского нравственного учения. «Совесть есть суждение разума, по которому человеческая личность признает нравственное качество конкретного поступка» ( Катехизис Католической Церкви, № 1796). «Человек имеет в своем сердце закон, начертанный Богом. . . . Его совесть — самое сокровенное ядро ​​человека и его святилище (ГС, № 16).

    Совесть представляет собой как более общую способность людей знать, что хорошо и правильно, так и конкретные суждения, которые мы делаем в конкретных ситуациях относительно того, что мы должны делать или о том, что мы уже сделали. Нравственный выбор ставит нас перед решением следовать или отступать от разума и божественного закона. Добрая совесть выносит суждения, соответствующие разуму и добру, которого желает Мудрость Божья. Добрая совесть требует формирования на протяжении всей жизни. Каждый крещеный последователь Христа обязан формировать свою совесть в соответствии с объективными нравственными нормами. Слово Божье является основным инструментом в формировании совести, когда оно усваивается изучением, молитвой и практикой. Благоразумный совет и хороший пример других поддерживают и просвещают нашу совесть. Авторитетное учение Церкви является существенным элементом формирования нашего сознания. Наконец, дары Святого Духа в сочетании с регулярным исследованием нашей совести помогут нам развить нравственно чувствительную совесть.

    Превосходство добродетели    

    Христианская нравственная жизнь направлена ​​на взращивание и практику добродетели. «Добродетель — это привычное и твердое намерение делать добро. Она позволяет человеку не только совершать добрые дела, но и отдавать себя лучше» (Катехизис Католической Церкви, № 1803). Эффективная нравственная жизнь требует проявления как человеческих, так и богословских добродетелей.

    Человеческие добродетели формируют душу привычками ума и воли, которые поддерживают нравственное поведение, контролируют страсти и избегают греха. Добродетели направляют наше поведение в соответствии с велениями веры и разума, ведут нас к свободе, основанной на самоконтроле, и к радости вести нравственную жизнь. Сострадание, ответственность, чувство долга, самодисциплина и сдержанность, честность, верность, дружба, мужество и настойчивость — вот примеры желательных добродетелей для поддержания нравственной жизни. Исторически сложилось так, что мы группируем человеческие добродетели вокруг так называемых Кардинальных добродетелей. Этот термин происходит от латинского слова cardo означает «шарнир». Все добродетели связаны или связаны с одной из основных добродетелей. Четыре основные добродетели — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность.

    Есть несколько способов приобрести человеческие добродетели. Они приобретаются частым повторением добродетельных поступков, которые устанавливают образец добродетельного поведения. Существует взаимная связь между добродетелью и поступками, потому что добродетель как внутренняя реальность располагает нас внешне действовать нравственно хорошими способами. Тем не менее, благодаря совершению добрых дел в бетоне добродетель внутри нас укрепляется и растет.

    Человеческие добродетели также приобретаются, видя их в хорошем примере других и обучаясь их ценности и методам их приобретения. Истории, которые вдохновляют нас хотеть таких добродетелей, способствуют их развитию внутри нас. Они приобретаются сильной волей к достижению таких идеалов. Кроме того, благодать Божия предлагается нам для очищения и укрепления наших человеческих добродетелей, ибо нашему росту в добродетели может помешать реальность греха. Именно через молитву и таинства мы открываемся для даров Святого Духа и благодати Божией как еще один способ возрастания в добродетели.

    Теологические Добродетели веры, надежды и милосердия (любви) — это те добродетели, которые непосредственно связаны с Богом. Они не приобретаются человеческими усилиями, но, начиная с Крещения, вливаются в нас как дары от Бога. Они располагают нас к жизни в отношениях со Святой Троицей. Вера, надежда и милосердие влияют на человеческие добродетели, увеличивая их устойчивость и силу для нашей жизни.

    Каждая из Десяти Заповедей запрещает определенные грехи, но каждая также указывает на добродетели, которые помогут нам избежать таких грехов. Такие добродетели, как великодушие, нищета духа, кротость, чистота сердца, умеренность и сила духа, помогают нам преодолевать и избегать так называемых семи смертных или смертных грехов — гордыни, алчности или жадности, зависти, гнева, похоти, чревоугодия и т. лень или лень — это те грехи, которые порождают другие грехи и пороки.

    Любовь, правила и благодать


    Наша культура часто превозносит индивидуальную автономию в противовес сообществу и традициям. Это может привести к подозрению в отношении правил и норм, исходящих из традиции. Это также может быть причиной здоровой критики законничества, которая может возникнуть из-за концентрации на правилах и нормах.

    Сторонники христианской морали иногда могут впасть в законничество, что ведет к бесплодному морализаторству. Нет сомнения, что любовь должна быть существенным основанием нравственной жизни. Но так же важны в этом земном царстве правила и законы, которые показывают, как любовь может применяться в реальной жизни. На небесах одной любви будет достаточно. В этом мире нам нужно нравственное руководство из Заповедей, Нагорной проповеди, Заповедей Церкви и других правил, чтобы увидеть, как действует любовь.

    Одна только любовь, оторванная от нравственного руководства, может легко скатиться к сентиментальности, отдающей нас во власть наших чувств. Популярные развлечения романтизируют любовь и, как правило, опускают сложные требования морального порядка.

    В нашей либеральной культуре любовь иногда настолько романтизируется, что отделяется от жертвы. Из-за этого нельзя стоять перед жестким моральным выбором. Отсутствие жертвенной любви лишает возможности подлинной нравственной жизни.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *