Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как морально надавить на человека: Скрытые трюки: как манипулировать людьми

Содержание

Скрытые трюки: как манипулировать людьми

  • Дэвид Робсон
  • BBC Future

Автор фото, Getty

Всегда ли мы контролируем наши мысли? Как узнал корреспондент BBC Future Дэвид Робсон, манипулировать сознанием людей значительно легче, чем мы себе представляем.

Возможно, мы все просто марионетки в руках какого-то властного кукловода? Большинство людей уверены, что это не так. Они принимают независимые решения и творят свою судьбу.

Но они ошибаются. Как отмечает психолог Джей Олсон из Университета Макгилла в Квебеке, Канада, «многие решения, которые мы принимаем, зависят от внешних вещей, которых мы не осознаем, и мы вполне уверены, что идея принадлежат нам». Вопрос в том, можем ли мы научиться распознавать это влияние и успешно противостоять ему.

Джей Олсон посвятил жизнь исследованию средств воздействия на внимание людей. А началось все с магии. «Я научился фокусам, когда мне было пять, а в семь я уже выступал на сцене», — рассказывает он.

Когда Джей начал изучать психологию, он был удивлен тем, насколько новые открытия ученых о внимании, памяти и психологических реакциях человека согласовывались с его собственным опытом фокусника.

Особенно его захватывал один трюк, во время которого фокусник предлагал участнику мысленно выбрать одну карту из колоды, которую потом, к удивлению зрителей, он безошибочно вытаскивал из кармана.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Многие решения, которые мы принимаем, зависят от внешних вещей, которых мы не осознаем

Секрет в том, чтобы заставить участника выбрать именно ту карту из колоды, которую ты приготовил в кармане. (В нашем разговоре Олсон не открыл того, как ему удается это сделать, но другие специалисты рассказывают, что незаметно сгибание карты во время демонстрации колоды заставляет участника подсознательно заметить это). Даже этих секунд достаточно для того, чтобы карта пришла в голову, когда участника заставляют сделать выбор.

Как ученый, Олсон первым делом решил проверить объективность успеха фокуса. И результат был потрясающий — 103 из 105 участников выбирали именно ту карту, которую он хотел.

Неудивительно, что эти результаты привлекли немало внимания прессы, но самой потрясающей, по мнению ученого, стала вторая часть исследования.

Опрос участников фокуса позже показал, что 92% из них были абсолютно уверены, что сделали самостоятельный выбор, что никакого манипулирования их сознанием не происходило.

Еще больше удивляет тот факт, что большинство из них называли причины своего выбора. «Да, один человек рассказывал, что выбрал червонную десятку, потому что 10 — это наибольшее число, а масть он загадал еще до начала эксперимента», — рассказывает ученый.

Тип личности или цвет и размер карт, как выяснили дальнейшие эксперименты, также не играли никакой роли. Кажется, мы все одинаково склонны к такому манипулированию.

Выводы из этого эксперимента выходят за рамки искусства магии и заставляют пересмотреть представления о нас.

Несмотря на сильное чувство свободы, наша способность принимать независимые и самостоятельные решения может быть большой иллюзией. «Свобода выбора — это только чувство, она на самом деле не связана с процессом принятия решения», — объясняет Джей Олсон.

Меню с намеком

Не верите? Вспомните ваш последний поход в ресторан. Олсон утверждает, что вы в два раза более склонны выбрать блюдо из верхней или нижней части меню, так как именно эти части списка первыми обращают на себя внимание.

«Но если кто-то спросит вас, почему вы заказали лосося, вы уверенно ответите, что очень хотели его попробовать», — говорит исследователь. Иначе говоря, мы придумываем причины нашего выбора, несмотря на то, что он был спланированным администрацией ресторана.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Прикосновение — один из приемов манипулирования человеком

А как насчет выбора вина в супермаркете? Дженнифер Маккендрик и ее коллеги из Лестерского университета обнаружили, что французская или немецкая музыка, которая играет в магазине, влияет на выбор покупателями вина из этих регионов — конечно, сугубо бессознательный.

Менее понятно, как эти данные соотносятся с другими формами манипулирования мыслями, которые являются предметом длительных дебатов. Во время президентских выборов в США в 2000 году сторонники демократа Эла Гора утверждали, что в видео, которое демонстрировали республиканцы, был 25 кадр с надписью «крысы».

Сторонники Гора были убеждены, что это подсознательное сообщение нанесло вред кандидату.

Эксперимент, проведенный в лаборатории при похожих условиях, подтвердил, что 25 кадр с надписью действительно негативно влияет на рейтинг политика.

Может ли такая стратегия иметь долгосрочный эффект — остается сомнительным. Но вполне вероятно, что другие виды манипулирования влияют на наше поведение без нашего осознания этого.

Один впечатляющий эксперимент показал, что демонстрация фотографии спортсмена-победителя заметно увеличивала эффективность телефонных продаж, несмотря на то, что большинство респондентов даже не помнили изображения.

Есть доказательства и того, что если кто-то напоит вас горячим чаем, вы будете воспринимать этого человека как более эмоционального. А неприятный запах может заставить судить людей более строго.

Как определить манипуляцию

Понятно, что эти знания могут попасть в «нечистые» руки. Поэтому стоит научиться определять, когда кто-то пытается подчинить вас своей воле без вашего ведома.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Если в супермакете играет французская музыка, вы можете бессознательно купить французское вино

Ниже мы предлагаем четыре манипулятивных хода, к которым могут прибегнуть ваши коллеги или друзья в повседневной жизни. Итак, берегитесь!

1) Прикосновение может быть влиятельным

Похлопать кого-то по плечу и посмотреть ему в глаза — эффективный способ сделать человека более открытым к вашему предложению. Сам Джей Олсон использует этот прием во время своих фокусов. Он также очень распространен в повседневных ситуациях, например, когда кто-то пытается занять у вас деньги.

2) Скорость речи

Исследователь рассказывает, что фокусники всегда торопят добровольных участников трюка, чтобы те приняли первое решение, которое придет им в голову. Но как только они сделают свой выбор, темп речи заметно уменьшается.

3) Поле зрения

Автор фото, Thinkstock

Пытаясь привлечь внимание добровольца к определенной карте, фокусник Олсон делает ее более «заметной», чтобы участник фокуса подсознательно запомнил ее. Есть много способов, как этого добиться. От размещения предмета на уровне глаз до подталкивания предмета к цели. По тем же причинам мы часто выбираем именно тот предмет, который нам предложили первым.

4) Вопрос

Например, «Почему вы думаете, что это будет хорошая идея?» или «Какие это будет иметь преимущества?» Это кажется очевидным, но если позволить кому-то убедить самого себя, человек будет более уверенным в в будущем, что это вообще была его идея.

Мы все при определенных условиях можем стать марионетками, но если вы осознаете, кто тянет за ниточки, вы можете хотя бы попытаться противостоять.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future.

5 способов общения с пытающимися подавить вас людьми в переломные моменты жизни / Хабр

У вас есть стремление. Вы какое-то время его реализуете. Вам даже кажется, что вы постоянно чего-то добиваетесь. И вы делитесь своими достижениями с друзьями и родными, но их реакция вас шокирует. «Почему ты этим занимаешься?» — спрашивают они, выражая недоверие. И вы начинаете сомневаться в своем выборе. «Не думаю, что ты справишься!» — восклицают они. И тем самым разрушают вашу уверенность в себе. «Что ты будешь делать потом?» — интересуются они. По их мнению, вы зря тратите время. Вы не понимаете. Они считаются вашими самыми близкими людьми. Не должно ли их интересовать, счастливы ли вы? Или они не хотят видеть, что ваша жизнь стала лучше, а мечты превратились в реальность?

Когда каждый пытается разбить вашу мечту вдребезги

Люди показывают на вас пальцем, когда вы терпите неудачу… «Мы тебя предупреждали!» — говорят они. Вас осуждают. Каждый пытается управлять и манипулировать вами. Вам не верится, что люди способны пойти на такую низость и украсть у вас что-то — нечто совершенно несущественное для них, но столь важное для вас. Они давят на вас, пока вы не почувствуете себя никчемным и обессиленным. Вам хочется плакать. Давление — это жуткая нервотрепка. Иногда вы даже сдаетесь и начинаете им верить.

Осознав, что люди, призванные «поддержать» вас, ни слова не говорят в вашу защиту, вы теряете последнюю надежду. А потом понимаете: вы один. И даже хуже: вы не представляете, как защищаться от этих злобных и целенаправленных атак.

5 безотказных способов уклониться от вербального осуждения

Пока вы гоняетесь за чем-то стоящим, люди будут продолжать давить на вас. В большинстве случаев, изменить их отношение невозможно. Это звучит гнетуще. Но вы можете научиться себя контролировать и защититься от противодействующих людей и минимизировать тот вред, который их осуждение наносит вам.

1. Открыто просите о том, чего вы хотите

Чего вы ждете от тех, с кем делитесь своими мечтами и увлечениями? Вам нужно их одобрение. Однако в большинстве случаев вы его не получаете. Почему? На самом деле вы о нем не просите. Прежде чем рассказать о своей страсти, напрямую попросите другого человека о поддержке.

Расскажите ему как можно подробнее, что вы желаете от него услышать.

  • «Хочу, чтобы ты поддержал меня».
  • «Хочу, чтобы ты за меня порадовался».
  • «Мне нужно, чтобы ты сказал, что веришь в меня».
  • «Хочу услышать, что ты за меня счастлив».

Поступая так, вы буквально сканируете уровень готовности человека оказать вам поддержку. Если он отказывается подбодрить вас, то вы можете ничем не делиться, избегая таким образом обиды.

2. Используйте критику себе на пользу

Обычно мы бездумно отделываемся от своих оппонентов. Но часто вы смотрите на все более позитивно, чем вам бы хотелось. Это не так уж плохо, но поймите: все выдающиеся стремления по определению рискованны.

Китайская поговорка гласит: «Глаза зрителя всегда остры». Люди способны выявлять риски и нерациональные места в ваших планах лучше, чем вы сами, ведь они не ослеплены страстью. Их рассудок остается холодным. Именно поэтому кажется, что их запас критики неистощим.

Но это хорошо для вас. Используйте критику, чтобы напомнить себе о рисках и опасностях вашего начинания. Воспринимайте ее как проверку на практике. Так вы всегда будете иметь представление о проблемах, которые могут поджидать вас в будущем.

3. Расскажите захватывающую историю

Если вы заранее не подготовили и не отшлифовали свое выступление, то вас сочтут бестолковым и неорганизованным человеком. Людям будет сложно понять вас. Хуже того, они подумают, что вы не знакомы с материалом. Это станет основой для критики.

Объясняйтесь на доступном для слушателей языке. Заразите их своим воодушевлением. Покажите, что вы знаете, о чем говорите. Обдумайте все. Насколько ваше увлечение важно для вас? Почему вы считаете свою идею перспективной? От чего вы готовы отказаться, чтобы осуществить задуманное? И самое главное, как они могут продемонстрировать вам свою поддержку?

Заранее учтите замечания, которые могут возникнуть у людей. А также подготовьтесь психологически, чтобы с появлением критики не ввязаться в спор и не проявить агрессию. Обязательно продумывайте заявления заранее, не делайте их импульсивно. Не давайте людям лишних причин для атаки.

4. Скрывайте свои амбиции любой ценой

Самый простой способ избежать осуждения — отказаться от поисков одобрения. Действительно, рассказ о своих притязаниях — это неудачный путь к признанию, ведь чем большим количеством информации вы неосмотрительно делитесь, тем больше шансов у людей вас отговорить. Понятно, что иногда вам приходится открываться.

Да, вы должны рассказывать о своих планах любимым, инвесторам и партнерам по бизнесу. А вот друзьям и родным, с которыми вы видитесь от случая к случаю, все знать совсем необязательно. Держите свои цели в секрете. Не позволяйте другим душить вашу страсть.

5. Понимайте, что кроется за их словами

Люди говорят: «Ты уверен, что сможешь это осуществить? Знаешь, это очень сложно». Если вы слышите нечто подобное от любимых, знайте: чаще всего так они высказывают обоснованные опасения. Они не пытаются подавить вас, а просто сравнивают вас с обычными людьми, ведь обычным быть безопасно. А они хотят, чтобы вы были в безопасности.

Им не хочется видеть, как вы сражаетесь, терпите неудачу и страдаете. В действительности они хотят поддержать вас. Если они своими словами обижают вас, не вините их в этом. Не все умеют правильно выражать свои чувства. Возможно, вы неверно интерпретируете их доброту.

Отыщите то, что кроется за их словами. Продемонстрируйте эмпатию и понимание, выразите благодарность. Не спорьте с ними, а мягко уверьте их, что с вами все будет хорошо.

Как реализовать свою мечту, если весь мир против вас

Мир жесток. Он сделает все, чтобы разбить ваш замысел и разрушить вашу жизнь. Он всегда так действует. Ничего личного. Это похоже на гравитацию. Никто не может ею пренебречь. Мир отсеивает тех, кто подчиняется его воздействию.
А те, кто выносит все до конца, оказываются на вершине и изменяют жизнь. Именно так мир и работает. Большинство окружающих вас людей невольно оказываются частью такой гравитационной силы.

Они противостоят вам и стараются любой ценой подавить вас. Их намерения могут быть благими или зловредными, неважно. Они в этом не виноваты. Подозревая об этом или нет, они подчиняются приказу мира: «Подавить!» Теперь вы знаете, как управлять такими людьми.

Ищите у них понимание, работайте над своим рассказом и воспринимайте их замечания всерьез.

Цените тех, кто действительно вас поддерживает и любит. Возможно, сначала вам будет непросто. Однако со временем вы наберетесь опыта, станете дипломатичным и научитесь противостоять прессингу, избегая травм.

Ваша уверенность в себе возрастет, когда вы поймете, что контролируете социальные взаимоотношения. Вы никому не позволите обижать вас до глубины души.

Если в вас никто не верит, вам нужно подавать пример. Действуйте и превращайте свои мечты в реальность. Увидев, чего вы добились, люди почувствуют воодушевление. Они начнут вам доверять.

А потому продолжайте движение. Верьте в себя. Верьте в свои мечты. Вы все сможете!

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — Наука о том, как развить духовную стойкость в работе и в жизни.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.

Чувствуете моральный стресс? Вот как воспитать устойчивость. // Новости // Notre Dame Deloitte Center for Ethical Leadership // University of Notre Dame

Сосредоточьтесь на реализме, социальных связях и сострадании к себе, чтобы держать моральный стресс в узде.

 

В знаменитой сцене из фильма Фрэнка Капры 1946 года « Это прекрасная жизнь » Джорджу Бэйли удается – с трудом – успокоить комнату, полную паникующих инвесторов. Охваченные страхом во время набегов на банки, инвесторы хотят сразу вывести все свои деньги из его ассоциации строительства и ссуды. Используя наличные, которые он накопил на свой медовый месяц, Бэйли индивидуально торгуется со своими инвесторами. Он распределяет ровно столько, чтобы удовлетворить каждого из них. И когда часы бьют 18:00, он закрывает двери на весь день, и у него остается всего два доллара. Но он чувствует себя триумфально, только что спас свой Building & Loan от неплатежеспособности.

Даже в лучшие времена лидеры могут чувствовать себя Джорджем Бейли. Они учитывают потребности всех заинтересованных сторон, от сотрудников до поставщиков, акционеров и сообществ, в которых работает бизнес. Помня об интересах всех заинтересованных сторон, лидеры работают над тем, чтобы удовлетворить и снабдить (или «удовлетворить») каждого из них и создать общую ценность для всех участников.


«Когда лидеры глубоко заботятся и испытывают сильное чувство морального долга перед этими заинтересованными сторонами, этот процесс может утомить их. Это может привести к особому психическому и эмоциональному состоянию, которое исследователи называют «моральным стрессом»».

 


Но трудные времена приносят дополнительные проблемы. Лидеры натянуты до предела. По мнению многих лидеров, одной из худших сторон кризиса COVID-19 является их неспособность делать все те добрые и нравственные вещи, которые, по их мнению, они должны делать.

  • Для своих клиентов они хотят предоставлять продукты и услуги, которые помогут им в это нестабильное время.
  • Для сотрудников они хотят обеспечить финансовую безопасность и возможность внести свой вклад.
  • Для поставщиков они хотят предоставить гарантии стабильности.
  • Для сообществ они хотят дать надежду и позитивное видение будущего.
  • Для акционеров , владельцев или других финансистов, которые хотят продолжать получать справедливую прибыль от своих инвестиций.

Однако в то же время кризисы заставляют лидеров болезненно осознавать, что, в отличие от Джорджа Бейли, они потерпят неудачу. Вместо того, чтобы удовлетворить, многие признают, что они в конечном итоге разочаруют некоторых из своих заинтересованных сторон, по крайней мере, некоторое время. Этот процесс может утомить их, особенно когда лидеры глубоко заботятся и чувствуют сильное чувство морального долга перед этими заинтересованными сторонами. Может возникнуть особое психическое и эмоциональное состояние, которое исследователи описывают как

«моральный стресс».


Что такое моральный стресс?

В 2012 году исследователи Скотт Рейнольдс, Брэдли Оуэнс и Алекс Рубенштейн идентифицировали моральный стресс и описали его уникальные причины и последствия. Они определяют «моральный стресс» как «психологическое состояние (как когнитивное, так и эмоциональное), характеризующееся тревогой и беспокойством из-за неуверенности человека в своей способности выполнять соответствующие моральные обязательства».

Моральный стресс, как говорят исследователи, часто вызывается дилеммой «право-право». Когда лидер чувствует себя морально обязанным сделать гораздо больше, чем он или она может достичь, результатом часто является моральный стресс. Как объясняет Рейнольдс: «Есть всего 24 часа, мы всего лишь люди. Менеджер никогда не сможет выполнить все свои обязательства. Вы заканчиваете тем, что не справились. Кто-то будет на коротком конце палки. Хитрость менеджмента заключается в том, чтобы научиться справляться с разочарованием. Кто может справиться с разочарованием лучше, чем другие?» Во времена кризиса моральный стресс может стать особенно распространенным и глубоко ощущаемым, потому что у руководителей меньше ресурсов — личных и финансовых — для выполнения своих обязательств, и они также более глубоко и душераздирающе сталкиваются с негативными последствиями для своих заинтересованных сторон. .

Хуже всего в моральном стрессе то, что он может привести к саморазрушению. Вместо того, чтобы помочь лидеру выполнить его или ее моральные обязательства, когда это не контролируется, это может сделать прямо противоположное, ослабляя моральное мышление и уменьшая внимание к морально значимой информации.

 

Практика

Вот как вы можете повысить устойчивость, необходимую для преодоления морального стресса.

Практикуйте самосострадание.

Рейнольдс и его коллеги обнаружили, что «моральный стресс по своей сути является личным опытом». Люди, которые «морально внимательны» (то есть чувствительны к моральным проблемам), особенно подвержены этому. Поэтому признайте, что моральный стресс — это признак чего-то хорошего в вас: он показывает, что вам не все равно. Моральный стресс отличается от чувства вины и стыда в что это не признак того, что вы сделали что-то не так. Поэтому, если вы испытываете моральный стресс, помните, что вы достойны сострадания к себе (см. ниже) и заботы о себе. Как и все формы стресса, моральный стресс может привести к истощению Упражнения, сон и осознанность — проверенные способы помочь вам справиться с неизбежным напряжением и справиться с ним. 0005

 

Будьте реалистом.

Рейнольдс рекомендует бороться с моральным стрессом путем переоценки своего мышления. Он говорит, что моральный стресс часто может быть результатом идеалистического мышления. « Идеалисты думают, что есть идеальные ответы, — говорит он, — в то время как реалисты думают, что все происходит, и вы делаете все возможное, идеалисты думают, что если бы они могли работать усерднее, быстрее и умнее, они могли бы сделать всех счастливыми. Но реалисты знают, что система настроена против вас; вы не можете сделать всех счастливыми. Избавление от необходимости иметь идеальное решение может быть очень освобождающим».

Как говорит Том Мендоса: «Не всегда может быть положительный результат. Но вы можете контролировать, что вы вкладываете в это и как вы к этому относитесь». Суть в том, чтобы не отказываться от заботы. Но вы можете глубоко заботиться о них, понимая при этом разницу между тем, что вы можете изменить, и тем, что вы не можете изменить, и направлять свою энергию и заботы туда, где у вас больше всего возможностей для влияния.

Создавайте социальные связи — для себя и своих людей.

Когда лидеры испытывают моральный стресс, они сталкиваются с тем фактом, что просто не хватает — не хватает времени, энергии, внимания — чтобы сделать все, что они хотят, для самых важных людей. Но это не значит, что они одни . Они могут укреплять социальные связи и помогать разделять бремя своих решений, общаясь через них с другими людьми.

Организации также могут помочь менеджерам, которые принимают трудные решения, чувствовать себя менее одинокими, обеспечивая моральную ясность и четкие этические стандарты того, как реагировать на кризис. Это устранит большую часть догадок и потенциально стрессовых конфликтов между личными ценностями и корпоративными ценностями.

С другой стороны, компании вместе. Как выразился генеральный директор Deloitte в США Джо Укузоглу, «прямо сейчас идет диалог о роли бизнеса в нашем обществе» (ниже). Деловой круглый стол и другие организации призвали компании придерживаться мышления, в большей степени ориентированного на заинтересованные стороны. Кризис COVID-19 подвергает эту перспективу проверке, и компании учатся друг у друга тому, как лучше реагировать.

Рейнольдс отмечает, что, по крайней мере на данный момент, многие компании, кажется, проходят тест. «Люди, которые были очень ориентированы на конечный результат, смотрят на вещи по-другому, — говорит он. — В коронавирусе есть что-то, что сделало их очень ориентированными на сотрудников. Они беспокоятся о сотрудниках и устойчивости работы людей на складах и делать поставки. Расчет другой. Владельцы и акционеры, похоже, сейчас немного снисходительнее». Руководители организаций могут получить представление и вдохновение от того, как другие организации делают все возможное, чтобы обслуживать своих клиентов, сотрудников и поставщиков, чтобы попытаться воплотить свои обязательства в жизнь, когда это наиболее важно.

Лидеры могут принять эти идеи близко к сердцу и развивать сострадание к себе, социальные связи и реалистичное мышление. И они платят за это вперед, поощряя всех своих последователей делать то же самое.

 

Как социальное давление влияет на наши действия по соблюдению этического баланса? — Association for Psychological Science — APS

Скотт Адамс, бесконечно высмеивающий офисную культуру в своем комиксе Дилберт, , однажды предположил, что самые влиятельные люди в его жизни, вероятно, даже не знали, чему его научили.

Недостаток сознания, описанный Адамсом, довольно распространен. Исследования показали, что люди, как правило, не осознают своего влияния на других, когда обращаются с просьбой, предложением или замечанием. У вас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы сказать «нет» коллеге, который просит о помощи в проекте или задании, но вы можете поспорить, что у того же человека также возникнут проблемы с отклонением ваших запросов.

Но что происходит, когда кто-то просит вас сделать что-то неэтичное? Смогут ли ваши моральные стандарты уравновесить ваши сомнения по поводу того, что вы просто скажете «нет»?

Исследователи Университета Ватерлоо под руководством социального психолога Ванессы К. Бонс искали ответы на этот вопрос. Но они также хотели изучить опыт людей, которые санкционируют или поощряют ненадлежащее поведение. Они предположили, что подстрекатели обычно недооценивают социальное давление, которое они оказывают, поощряя кого-то нарушать или нарушать правила.

Бонс и ее команда подтвердили эту теорию в серии исследований, результаты которых опубликованы в бюллетене 9 «Личность и социальная психология».0124 . В одном из экспериментов, например, они поручили участникам-студентам убедить трех незнакомцев совершить акт вандализма, а именно — написать ручкой внутри библиотечной книги. Студентов также попросили предсказать, к скольким людям им придется обратиться, чтобы выполнить задание. И их попросили оценить, насколько комфортно люди, к которым они обращались, чувствовали бы себя, отказавшись от их просьбы.

Как и ожидалось, участники переоценили количество незнакомцев, к которым им нужно было подойти, прежде чем убедить троих из них испортить то, что было, без их ведома, поддельной библиотечной книгой. И результаты показали, что чем больше участники думали о дискомфорте, который другие почувствуют, отказываясь от просьб, тем меньшему количеству людей, по их мнению, им нужно было подойти, чтобы выполнить задание.

В другом эксперименте исследователи попросили участников прочитать четыре сценария, описывающих неэтичные действия: покупка пива для несовершеннолетних детей, выдача рецепта валиума, нелегальная загрузка фильма и чтение личных сообщений коллеги в Facebook.

Некоторым из участников было назначено условие актера , чтение сценариев с точки зрения человека, который должен решить, следует ли участвовать в нечестном поведении. Другие участники читают с точки зрения подстрекающего друга или коллеги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *