Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как научить детей дружить: Как научить ребенка дружить в детском саду

Содержание

Как научить ребенка дружить в детском саду

Умение заводить друзей очень важно для ребенка — это основа его будущей социализации и важное условие для гармоничного развития. Но вопреки распространенному мнению, детям не всегда просто дружить в детском саду: родителям нужно научить их общаться.

Показывать хороший пример

Прежде всего, ребенок учится дружить, наблюдая за общением родителей и ощущая отношение папы и мамы к себе. Если они интересуются мнением малыша и проявляют уважение к его достоинству, он также будет с уважением относиться к другим, и этот навык поможет ему находить общий язык с людьми.

Пример дружелюбных и гостеприимных родителей лучше любых слов разовьет в нем открытость и готовность идти на контакт.

Также можно подобрать детские книжки и мультфильмы, которые показывают, что такое настоящая дружба.

Обучать и исправлять

Чтобы у ребенка появились друзья, важно прививать ему правила общения: он должен научиться проявлять внимание к другим детям, сочувствовать, быть честным и щедрым. Говорите об этом, обсуждайте с ребенком вымышленные ситуации или случаи, с которыми малыш уже столкнулся. Спрашивайте его, как будет лучше поступить, и направляйте к правильным решениям.

Более того, обращайте внимание, какие качества нужно искоренить в вашем ребенке, а какие — взрастить, и делайте на них акцент. Ведь эгоист, тихоня или драчун быстро станут изгоями в детском коллективе.

Так, если ребенок привык доминировать и подавлять других или хулиганить, учите его доброте и пониманию, порицайте эгоизм. Застенчивого малыша поощряйте подходить к детям и предлагать играть или дружить, ведомого — вырабатывать лидерские качества и собственное мнение. А хвастунишкам и слишком чувствительным детям не хватает похвалы и внимания — дайте им больше любви и поддержки в кругу семьи.

Учить играть

Дружба у дошкольников, как правило, начинается с совместного участия в играх. Если ребенок не умеет ни во что играть, ему будет сложно подружиться с компанией, но родители могут помочь. Научите сына или дочку разным играм, играйте вместе, а также организуйте времяпровождение для вашего крохи и других знакомых детей. 

Малыш почувствует себя увереннее, теперь ему будет что предложить «коллегам» по детскому саду, и станет проще подружиться.

Учить делиться

Одно из главных препятствий детской дружбы — нежелание делиться игрушками. Ребята быстро закрепляют за маленькими собственниками прозвища вроде «жадина-говядина» и не долго думая идут играть с другими — теми, кто готов давать свои игрушки друзьям.

Родителям важно тактично помочь ребенку не жадничать. Если кому-то понравилась его игрушка, предложите на время поменяться, а если ребенок хочет сделать подарок другу, поощряйте такие порывы щедрости. Хвалите малыша за хорошие дела.

Учить мириться

Поддерживайте с ребенком доверительную связь, узнавайте как проходит его общение с детьми в саду. Когда он делится, что произошла ссора, можно выслушать его, обсудить вместе ситуацию и рассказать о том, как важно мириться с друзьями.  

Научите ребенка не затаивать обиду и не ждать, пока к нему подойдут, а проявлять инициативу: первым начать разговор и извиниться, если неправ. А неправы в ссоре обе стороны.

Эти советы помогут ребенку дружить не только в детском саду, но и строить отношения в любом коллективе, а также найти настоящих друзей, которые будут с ним по жизни.

Как научить ребенка дружить? — Телеканал «О!»

Пока ребенок еще совсем маленький, мама изо всех сил старается подружить его со сверстниками, найти компанию для игр и прогулок, помочь освоить важнейший социальный навык — коммуникацию с окружающими. Но оказывается, этим дело не ограничивается! Эксперт «О!», доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская в своей новой статье рассказывает, как родители могут помочь ребенку научиться дружить и для чего нужно это сделать.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Вы задумывались о том, что умение дружить не дано человеку с рождения? Это социальный навык, который мы осваиваем в течение всей жизни. Фундамент закладывается, как и все базовые умения, в нашем детстве, поэтому то, как будут складываться взаимоотношения вашего ребенка с людьми, зависит от родителей. Что включает в себя это емкое слово «дружить»? Конечно, это не только буквально умение находить общий язык и интересы со сверстниками. Это и умение контролировать свое «я» — собственный эгоизм и эмоциональные проявления, умение считаться с мнением других людей, это развитая эмпатия, щедрость, внимательность, забота об окружающих. Можно сказать, что умение дружить — это фундамент любых взаимоотношений в будущем — с окружающими, коллегами или руководством. Ребенок, умеющий дружить, будет легче проходить через кризисы взросления, особенно в подростковом периоде, когда часто происходит некоторое отчуждение от родителей и стремление к открытости со сверстниками.

Друзей наших детей можно разделить на два типа: друзья «врожденные» и «приобретенные».

Врожденные друзья — это те, которых наши дети не выбирали в силу обстоятельств: дети близких друзей родителей, с которыми по умолчанию проводятся совместные выходные, праздники и отпуска, дети соседей по лестничной клетке, братья, сестры и дети родственников. Как правило, это очень глубокие близкие взаимоотношения, состоящие не только из веселых дней, проведенных вместе, но и из целого букета разных эмоций, причем не всегда позитивных — обида, зависть, злость.

Говоря о такой дружбе, мы должны стать своего рода психологами для детей: разбирать вместе неприятные ситуации, научить осознавать и контролировать свои эмоции, помогать выбирать пути разрешения, рассказывая о своем опыте. Вы — проводник малыша в мир взаимоотношений. Какими цветами вы раскрасите для него это мир, таким он и будет видеть его всю жизнь.

Приобретенные — это те друзья, которых наши дети выбирают сами: из коллектива детского сада, на детской площадке, в начальной школе. Приобретенные друзья могут быть «мимолетными» — это ребята, которых дети выделяют среди остальных, выбирают в друзья на детских днях рождениях, отпусках или в бабушкином дворе. Здесь важно усвоить и правильно применить правила поведения в обществе в целом. А ведь обучать ребенка этим правилам — наша каждодневная задача.

3 важных навыка, без которых ребенок не научится дружить

Есть фундамент, без которого человеку будет очень тяжело поддерживать близкие отношения и инициировать дружбу. Это здоровая самооценка, комфорт в коллективе и владение базовыми навыками коммуникации. Давайте разберем как развивать и поддерживать каждый из этих «кирпичиков».

Самооценка

Высокая, но не завышенная, здоровая и адекватная самооценка — основа основ и база здоровой психики человека. Ее надо взращивать, холить и лелеять, как бы это банально ни звучало. И закладывается она именно в детстве, когда ребенок осознает и уважает свои желания и точку зрения, умеет грамотно отстоять свою позицию, знает свои сильные и слабые стороны, не боится принимать самостоятельные решения и брать за них на себя ответственность.

Как поднять самооценку?

  • Безусловные проявления любви к детям, даже несмотря на их не всегда положительные поступки, обязательны в обычной жизни. То есть «любим и целуем» не только когда они белые пушистые и такие нам удобные (не путать со вседозволенностью!), а даем уверенность в том, что их принимают, любят и всегда готовы поддержать, направить в нужную сторону, скорректировать поведение.
  • Хвалим за конкретику. Если мы все время говорим: «Ты самая лучшая», «Ты молодец», то ребенку может быть очень больно и сложно столкнуться с реальностью, в которой он не всегда первый. Поэтому мы всегда конкретизируем: «Ты очень красиво танцуешь!», «Ты нарисовал три ровных круга и так здорово подобрал цвета!»
  • Учим во всем находить хорошее. Ищем сильные стороны в окружающих — гостях, друзьях, братьях и сестрах. Мы не сравниваем — мы учимся видеть что-то красивое в моменте. И даже когда мы просто идем по улице, то не сетуем на то, какая сегодня непогода / лужи/ ветер/ мороз, а играем в игру: «Посмотри, как интересно! Лужи — как реки: то шире, то уже». С этого начинается позитивное мышление.
  • Помогаем ребенку осознать свои сильные стороны. Техника «Дерево достижений»: на стену в самой проходимой части квартиры вешаем вырезанное из бумаги дерево — ствол и ветви. За каждое достижение малыша, пусть даже незначительное, как, например, уборка комнаты, приклеиваем на дерево плоды — заранее заготовленные фрукты из бумаги. Пусть это будет торжественное мероприятие, на которое собирается вся семья.
Базовые навыки коммуникации

Ребенка, владеющего такими навыками, мы называем в быту воспитанным и вежливым — малыш соблюдает нормы и правила поведения, принятые в обществе, где он взрослеет. К этим же навыкам относится умение ребенка быстро знакомиться и находить контакт со сверстниками. Начинать всегда нужно с приветствия и нескольких слов о себе, о своих интересах, а после интересоваться увлечениями собеседника.

Предлагаю хорошее упражнение для быстрого налаживания коммуникации в новом коллективе: сделайте вместе с ребенком карту класса. Нарисуйте на ватмане схему-расположение парт класса и сидящих за ними учеников. В течение нескольких первых недель ребенок должен узнать имена всех одноклассников, а также выделить для себя несколько людей, которые ему больше всех понравились, узнать, чем они увлекаются, и выписать все это на ватман.

Упражнение не только стимулирует коммуникативные навыки, но и тренирует память.

Комфорт в коллективе

Комфорт в коллективе складывается из позитивного микроклимата, сплоченности детей и общих увлечений. Они, как мостик к дружбе, создают основу близких отношений детей на долгие годы. Научите ребенка нескольким простым играм, которые он сможет показать ребятам в своей компании. Например, всеми любимые «фанты» на смешные задания, «дорисуй», когда один начинает рисовать, а второй придумывает продолжение рисунка, игры с мячом. Вспомните свое детство, наверняка у вас был свой арсенал любимых забав с друзьями. Расскажите о нем малышу, ему будет особенно приятно ваше соучастие.

Постарайтесь влиться в круг общения ребенка, соблюдая при этом границы, конечно. Найдите общие увлечения с родителями друзей ребенка, ходите на совместные прогулки и в гости друг к другу. Лучшие игры на снятие барьера — контактные! Например, напольный «Твистер» или «Путаница» с задачей распутаться не разнимая рук. Играйте вместе с детьми — это поможет развитию теплых дружеских взаимоотношений.

Фото: Yuganov Konstantin/Liderina/Shutterstock.com

психологияразвитиевоспитаниеполезные советыВиктория Шиманская

7 способов научить ребенка быть хорошим другом

Распространяйте любовь

Исследования показали, что дружба положительно влияет на психическое и физическое здоровье, успеваемость в школе и самооценку. Поэтому обучение детей тому, как развивать дружеские отношения, имеет важное значение для их общего благополучия. Однако, хотя вы можете думать, что дружба — это нечто естественное, детей нужно учить, как быть хорошими друзьями и как поддерживать дружбу.

1. Смоделируйте дружбу

Во-первых, вы должны смоделировать дружбу. Лучший способ для детей научиться быть хорошими друзьями — это видеть, как их родители ведут себя как хорошие друзья. Когда ваши дети видят, что вы общаетесь с друзьями, они обращают на вас внимание. То, как часто (или как мало) вы общаетесь со своими друзьями и как вы разговариваете друг с другом, говорит о многом для ваших детей.

2. Обсудите, что делает вас хорошим другом

Найдите время, чтобы обсудить с вашими детьми, что делает вас хорошим другом. Будьте осторожны, указывая на явные черты своего характера, такие как доброта или забавность. Некоторые дети также хорошо учатся, приводя противоположные примеры, например, что делает их плохими друзьями. Это обсуждение будет меняться в зависимости от возраста вашего ребенка.

3. Предоставьте им возможности для общения

Чтобы у ваших детей завязались дружеские отношения, вы должны предоставить им возможность для общения. Чтобы научиться быть хорошим другом, нужна практика, особенно для самых маленьких. Например, дети должны иметь возможность научиться делиться с друзьями и быть добрыми к другим. По мере того как ваши дети растут, вы также должны признать, что настоящие друзья ценят время, которое они проводят друг с другом, поэтому важно, чтобы ваш ребенок проводил время со своими друзьями, чтобы поддерживать эти отношения.

4. Помогите им стать хорошими слушателями

Одним из важнейших качеств хорошего друга является умение хорошо слушать. Начните учить своих детей тому, как быть хорошими слушателями, с самого раннего возраста. Научите их смотреть людям в глаза и позволять людям говорить, прежде чем комментировать. Когда они станут старше, научите их тому, что слушать также означает обращать внимание на язык тела.

5. Научите их разрешать конфликты

Дружба не приходит без конфликта; поэтому вы должны научить своих детей уважительно разрешать конфликты. Дети должны научиться постоять за себя, установить границы, а также научиться признавать свою неправоту и извиняться.

6. Читайте книги о дружбе

Иногда лучшие примеры дружбы можно найти в книгах. С самого раннего детства читайте книги о дружбе и указывайте на то, что делает персонажей хорошими друзьями. Независимо от того, с какой проблемой дружбы сталкивается ваш ребенок, даже когда он вырастет, найдется книжный персонаж в аналогичной ситуации.

7. Хвалите их положительные качества в дружбе

Когда вы видите, что ваш ребенок хороший друг, хвалите его или ее. Дайте им знать, что вы заметили и почему вы думаете, что это важно. Подчеркните, что именно такие качества друзья ценят больше всего. Дети часто больше реагируют на положительные утверждения, чем на лекции.

Родители играют важную роль в поддержании дружеских отношений между детьми. Только представьте, каким был бы мир, если бы все родители осознали важность обучения своих детей хорошим друзьям.

Помогите детям подружиться: 12 советов, основанных на фактических данных

© 2009–2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


Как мы можем помочь детям подружиться? Может показаться, что мы можем сделать очень мало. В конце концов, дружба — это очень личное дело.

Но построение дружбы зависит от эмоциональных навыков ребенка, навыков саморегуляции и социальной компетентности. И родители могут сыграть важную роль в развитии этих способностей.

Например, многим детям трудно завести друзей, потому что они стесняются или беспокоятся. Если мы покажем этим детям, как реагировать на дружеские предложения, и предоставим им простые и безопасные возможности для общения с дружелюбными людьми, мы сможем помочь им установить важные социальные связи.

Точно так же есть дети, которые борются из-за того, что им не хватает адекватного контроля над импульсами, или ведут себя так, что враждебно относятся к другим. Этим детям будет намного легче подружиться, если мы поможем им развить навыки саморегуляции.

И почти каждый ребенок получит пользу от обучения и практики социальных искусств. Во всем мире успешная дружба зависит от одних и тех же фундаментальных навыков. Чтобы добиться успеха, дети должны

  • регулировать свои собственные негативные эмоции;
  • понимать эмоций и точек зрения других людей;
  • проявите сочувствие и предложите помощь нуждающимся друзьям;
  • чувствовать себя в безопасности и доверять другим людям;
  • знать, как знакомиться и участвовать в беседе;
  • быть способным к сотрудничеству, переговорам и компромиссу;
  • знать, как извиниться и загладить свою вину; и
  • понимать (и прощать) ошибки других людей.

Это длинный список, и оттачивание этих навыков требует опыта, усилий и практики.

Но именно поэтому родители и учителя могут быть полезны. Подружиться — это не фокус. Это то, чему мы учимся. Чему-то, чему мы можем помочь нашим детям научиться.

Итак, вот руководство, основанное на фактах — 12 конкретных способов помочь детям подружиться.

1. Проявите к ребенку теплоту и уважение. Не пытайтесь контролировать ребенка с помощью угроз, наказаний или эмоционального «шантажа».


Может показаться, что это не имеет непосредственного отношения к способности вашего ребенка заводить друзей. Но то, как родители относятся к детям, влияет на их эмоциональное развитие и социальное поведение. А это, в свою очередь, может повлиять на их отношения со сверстниками.

Возьмем, к примеру, авторитарное воспитание, подход к уходу, который подчеркивает абсолютное послушание, низкий уровень теплоты и попытку контролировать поведение с помощью угроз, наказаний или стыда.

Исследования, проведенные по всему миру, показали, что авторитарное воспитание связано с развитием проблем с поведением (Lansford et al 2018). А детям с проблемами поведения сложнее заводить друзей.

Похоже также, что родительский психологический контроль — попытка манипулировать детьми с помощью чувств вины, стыда или лишения любви — настраивает детей на развитие некачественная дружба (например, Cook et al 2012).

Напротив, когда родители проявляют теплоту и используют позитивные стратегии дисциплины — рассуждая с детьми и обсуждая причины правил — дети со временем становятся более просоциальными.

Они с большей вероятностью будут относиться к другим с добротой и сочувствием (Pastorelli et al 2015).

Они, как правило, менее агрессивны, более самостоятельны и больше нравятся сверстникам (Brotman et al 2009; Sheehan and Watson 2008; Hastings et al 2007).

Так как же нам добиться хорошего поведения, не прибегая к угрозам и наказаниям? Если вам нужна помощь, посмотрите мою статью о «позитивном воспитании детей». А чтобы узнать больше о влиянии различных стилей воспитания, ознакомьтесь с этим руководством по воспитанию детей.

2. Будьте «учителем эмоций» своего ребенка.


Все мы испытываем негативные эмоции и эгоистичные импульсы. Мешает ли это нам поддерживать хорошие дружеские отношения? Нет. Нет, если мы знаем, как держать эти реакции под контролем.

Итак, дети должны научиться регулировать свои эмоции. А родители? Мы можем либо помочь им, либо усложнить задачу.

Например, в одном исследовании исследователи спросили родителей — матерей пятилетних детей — как они реагируют на негативные эмоции своих детей. Затем исследователи отслеживали результаты лечения детей в течение нескольких лет. Что произошло?

Дети с большей вероятностью разовьют сильные навыки саморегуляции, если они выросли с родителем, который говорил с ними — сочувственно и конструктивно — о том, как справляться с плохим настроением и трудными чувствами (Blair et al, 2013). И чем сильнее у ребенка навыки саморегуляции, тем больше вероятность того, что у него будут развиваться позитивные отношения со сверстниками по мере взросления.

С другой стороны, исследования показывают, что у детей развиваются более слабые навыки саморегуляции, когда их родители реагируют пренебрежительно («Ты просто глупый!») или карательно («Иди в свою комнату!») на негативные эмоции своих детей ( Давидов и Грусек, 1996; Денхэм, 1997; Денхэм и др., 1997; Денхэм, 1989; Денхэм и Гроут, 1993; Айзенберг и др., 1996).

Поэтому, когда дети расстраиваются, стоит потратить время на то, чтобы понять их чувства и активно научить их справляться с этими чувствами здоровым и конструктивным образом. Советы читайте в моей статье «Эмоциональный коучинг».

3. Развивайте у ребенка способность сопереживать и «читать мысли».


Детям нужно больше, чем просто контролировать свои негативные эмоции. Им также необходимо понимать эмоции и точки зрения других.

Разве эти вещи не должны происходить естественным путем? Возможно, но «естественно» не означает «автоматически, без поощрения и поддержки». Есть конкретные вещи, которые родители и учителя могут сделать, чтобы помочь детям развить их эмоциональную смекалку.

Для получения дополнительной информации см. мои основанные на фактических данных сведения о воспитании эмпатии, а также эти упражнения для развития навыков чтения по лицу у ребенка.


Детям трудно заводить друзей, если они очень беспокоятся. Но что мы можем с этим поделать?

Чуткое, отзывчивое воспитание особенно важно для социально тревожных детей. Они должны знать, что мы будем рядом, когда они будут в нас нуждаться. И, как я уже отмечал в другом месте, исследования показывают, что чуткие, отзывчивые родители помогают детям развивать безопасные отношения привязанности, которые способствуют уверенности и независимости.

Но когда дети действительно борются с тревогой, им нужна дополнительная поддержка.

Они воспринимают мир как особенно опасный, и, если мы не решим эту проблему, они, вероятно, будут испытывать постоянные эмоциональные проблемы — проблемы, которые могут помешать развитию социальных навыков (Pearcy et al 2020) и очень затруднить ребенку подружиться (Lessard and Juvonen 2018).

Поэтому, если ваш ребенок страдает от сильного беспокойства, поговорите о своих проблемах со своим педиатром или школьным консультантом. Детские психологи разработали эффективные методы лечения клинической тревожности, в том числе когнитивно-поведенческую терапию, подход, предназначенный для переобучения неправильного восприятия вашего ребенка и гиперреактивных эмоциональных реакций (Seligman and Ollendick, 2011).

Но также важно помнить: иногда угрозы вполне реальны.

Например, ваш ребенок может посещать школу, где распространены проблемы с агрессивным поведением. Ваш ребенок может знать о сверстниках или соседях, которые пострадали от насилия. Или, может быть, ваш ребенок подвергается преследованиям, отвержению сверстников или издевательствам.

Если у вашего ребенка такая ситуация, имеет смысл сделать все возможное, чтобы улучшить его окружение. Это включает в себя принятие мер по прекращению насилия, домогательств и издевательств. Но это также может включать в себя поиск для вашего ребенка новой социальной площадки — например, клуба или игровой группы — которая будет особенно гостеприимной и безопасной.

5. Решайте проблемы агрессивного или деструктивного поведения вашего ребенка.


Как я упоминал выше, такие проблемы с поведением могут представлять собой серьезный социальный барьер на пути к дружбе. Дети, как правило, избегают или избегают сверстников, которые ведут себя агрессивно.

Что делать, если у вашего ребенка проблемы с деструктивными вспышками или агрессивным поведением?

Советы о том, как справляться с трудностями для родителей, см. в моей статье «Укрощение агрессии у детей: 5 важнейших стратегий эффективного воспитания».

Кроме того, см. мою статью «Проблемы разрушительного поведения: 12 научно обоснованных советов по преодолению агрессии, неповиновения и отыгрывания».

6. Научите ребенка этим важным навыкам общения.


Чтобы завести новых друзей, дети должны научиться представляться другим и придумывать, что сказать.

Им также нужно научиться хорошо слушать. И им нужно научиться давать обратную связь в разговоре, чтобы показать, что они понимают, что выражает другой человек.

Как развивать эти навыки?

Мы можем помочь, демонстрируя хорошие коммуникативные навыки дома и вовлекая наших детей в приятные, взаимные беседы (Feldman et al 2013).

Кроме того, мы можем помочь, активно обучая детей тому, что нужно делать и говорить.

Например, дети получают пользу, когда мы обучаем их искусству «активного слушания».

Это когда человек дает понять, что он или она внимательно слушает, устанавливая соответствующий зрительный контакт, ориентируя тело в направлении говорящего, оставаясь тихим и давая соответствующие вербальные ответы (Bierman 1986).

И, по словам психологов Фреда Франкеля и Роберта Мятта (2003), мы можем научить детей лучше общаться, дав им следующие конкретные советы: не любит».

  • Не будь интервьюером. Не просто задавайте вопросы. Предлагайте информацию о себе.
  • Не будь болтуном. Во время разговора отвечайте только на поставленный вопрос. Когда вы закончите, дайте партнеру возможность высказаться.
  • Вашему ребенку нужно больше возможностей для практики? Попробуйте позвонить по телефону или онлайн-видеочат.


    Исследования показывают, что дети лучше ладят, когда они вовлечены в совместную деятельность — деятельность, в которой дети работают для достижения общей цели (Roseth et al 2008). Это верно в классе, а также когда дети играют (Гелб и Джейкобсон, 1988).

    Так что, если дети испытывают трудности в общении, возможно, стоит отвести их от соревновательных игр, по крайней мере, до тех пор, пока у них не разовьются более развитые социальные навыки (Frankel and Myatt, 2002).

    А Фред Франкель и Роберт Майатт предлагают дополнительный совет: если у вашего ребенка запланировано свидание, уберите игрушки и игры, которые могут спровоцировать конфликт. Например, рекомендуют родителям убрать игрушечное оружие, а также любые предметы, которые могут спровоцировать соперничество или зависть. Если у вашего ребенка есть ценная вещь, которой он или она не может поделиться, лучше спрятать ее до окончания игрового дня.

    Хотите узнать больше о преимуществах совместной игры? См. эту статью о воспитании детей.

    Список социальных мероприятий, которые можно попробовать, см. на моей странице «Развитие социальных навыков для детей и подростков».


    Чтобы понять, что я имею в виду, давайте уточним.

    Предположим, София видит, как несколько детей играют вместе. Софи хочет к ним присоединиться, но не знает как. Что ей делать?

    Виктория Финни и Алан Рассел представили матерям детей дошкольного возраста этот гипотетический сценарий, попросив их взвесить (Финни и Рассел 1988). И что интересно, матери, которые дали лучший совет, были также матерями, чьи дети продемонстрировали лучшие социальные навыки.

    Что сказали эти мудрые матери?

    • Прежде чем подойти, понаблюдайте, что делают другие дети. Что вы можете сделать, чтобы соответствовать?
    • Попробуйте присоединиться к игре, выполнив что-нибудь важное. Например, если дети играют в ресторанную игру, посмотрите, сможете ли вы стать новым клиентом.
    • Не нарушайте правила, не критикуйте и не пытайтесь изменить игру.
    • Если другие дети не хотят, чтобы вы присоединялись к ним, не пытайтесь их заставить. Просто отступите и найдите себе другое занятие.

    Это хороший совет, который мы можем передать своим детям. И мы не должны упускать из виду главный вывод этого исследования: дети получают пользу, когда мы помогаем им придумать конкретные стратегии выхода из неловких социальных ситуаций.

    9. Помогите детям научиться искусству компромисса и переговоров.


    Чтобы построить позитивные отношения со сверстниками, дети должны уметь придумывать мирные способы разрешения конфликтов. Им нужно уметь понимать, что нужно и чего хотят другие люди; они должны быть способны предвидеть последствия различных действий.

    Дети, которые растут с братьями и сестрами, имеют встроенное преимущество в развитии этих навыков. У них есть масса возможностей попрактиковаться в искусстве ведения переговоров.

    Но вам не обязательно иметь братьев и сестер, чтобы научиться хорошим социальным навыкам, и всем детям — независимо от состава их семьи — полезно небольшое руководство и обучение. Исследования показывают, что дети могут оттачивать свои навыки с помощью ролевых упражнений и занятий, которые требуют от них решения гипотетических социальных конфликтов (Шур и Спивак 19).80; Шур и Спивак, 1982 г.; Вестал и Джонс, 2004 г.; Бойл Д. и Хассет-Уокер, 2008 г.).

    Таким образом, можно сделать ставку на то, что мы можем помочь детям лучше решать социальные проблемы, активно проводя их через этот процесс. В следующий раз, когда ваш ребенок будет бодаться с кем-то еще, рассмотрите возможность обучения. Помогите ребенку придумать решение, приемлемое для обеих сторон.

    10. Научите ребенка, как выражать раскаяние и возмещать ущерб.

    Бывает со всеми. Мы путаемся. Мы делаем плохой вывод. Мы причиняем вред или плохие чувства.

    Что дальше? Если нас стыдят или «отменяют» за наши ошибки, мы склонны сосредотачиваться на собственных негативных эмоциях. Мы можем чувствовать унижение, обиду и даже гнев. И это не помогает нам восстановить наши социальные отношения. Отнюдь не.

    Рассмотрим, напротив, что происходит, если мы испытываем чувство вины. Чувство вины может быть конструктивным. Мы размышляем о том, как наши действия повлияли на других. Мы сопереживаем нашим жертвам. И это вдохновляет нас попытаться возместить ущерб, который мы причинили.

    Разница имеет решающее значение для создания и сохранения друзей.

    Исследования подтверждают, что дети — даже дети в возрасте 4 лет — с большей вероятностью простят сверстнику проступок, если этот сверстник активно извиняется. И по мере того, как дети становятся немного старше (и более искушенными), они обращают внимание на признаки того, что обидчик раскаивается. На самом деле, они не всегда требуют явных извинений — если только не наблюдают признаки раскаяния (Остенбрук и Вайш, 2019).

    Но какой самый эффективный способ восстановить отношения? Не просто извиняйтесь или изображайте раскаяние. Делать поправки.

    В ходе эксперимента с 6- и 7-летними детьми исследователи наблюдали, как дети реагируют на преступника, который разрушил башню, которую они строили. Дети прощали, если нарушитель извинялся, но все равно расстраивались. Единственное, что заставляло этих детей чувствовать себя лучше, это то, что нарушитель активно помогал им восстанавливать свою башню (Дрелл и Джасвал, 2015).

    Вот к чему мы должны стремиться — научить наших детей восстанавливать отношения и избавляться от плохих чувств. С раннего возраста мы должны обучать их тому, как приносить извинения и как исправлять свои ошибки.

    11. Поощряйте ребенка понимать и прощать ошибки других людей.

    Дети умеют прощать, но не всегда это происходит само собой. На самом деле, у некоторых детей есть постоянная проблема с мстительностью. Они склонны предполагать, что другие люди настроены враждебно, и могут размышлять о предполагаемом пренебрежении и оскорблениях.

    Если это проблема вашего ребенка, вы можете помочь изменить его или ее восприятие других людей. Помогите ребенку принять во внимание точку зрения правонарушителя и попросите его придумать альтернативные объяснения проблемного поведения.

    Возможно, это был несчастный случай. Может быть, нарушитель был чем-то расстроен, или чувствовал себя усталым или больным. Может быть, у преступника просто был плохой день, и вы случайно встали у него на пути.

    Когда взрослые просят детей подумать о таких альтернативных объяснениях, дети с большей вероятностью доверят преступникам презумпцию невиновности (Van Djik et al 2019).

    Конечно, не каждому ребенку нужно такое понукание. Некоторые дети слишком снисходительны к обидчикам. Они винят себя, когда становятся жертвами, и остаются в отношениях, из-за которых их постоянно эксплуатируют или плохо обращаются (Luchies et al 2010).

    Поэтому мы должны помнить о ситуации и оказывать каждому ребенку ту поддержку, в которой он или она нуждается.


    Исследования, проведенные в различных культурах, показывают, что детям лучше, когда их родители информированы об их социальной деятельности (Parke et al 2002).

    Под так называемым «родительским контролем» подразумеваются такие вещи, как

    • наблюдение за тем, где играют маленькие дети;
    • помощь детям в поиске возможностей для встреч и общения с дружелюбными и общительными сверстниками;
    • поговорите с друзьями ваших детей, когда они придут в гости, и
    • попросите ваших детей рассказать вам о том, чем они занимались в свободное время.

    Есть также доказательства в пользу установления определенных ограничений, например, настаивать на том, чтобы ваш подросток заранее рассказывал вам о деталях вечеринки.

    С кем ты будешь тусоваться? что ты будешь делать? Куда ты пойдешь?

    Но родители должны действовать осторожно. Они могут смутить своих детей и отпугнуть потенциальных друзей, став слишком навязчивыми.

    И если дети считают, что мы слишком контролируем, они, скорее всего, отвергнут наше руководство. На самом деле, в одном исследовании подростки с большей вероятностью выбирали сверстника-правонарушителя в качестве друга, если считали, что их родители злоупотребляют своим авторитетом (Tilton-Weaver et al, 2013).

    Поэтому очень важно дать ребенку чувство автономии и сообщать о своих опасениях разумным и уважительным образом. В противном случае ваш ребенок может начать считать ваш авторитет незаконным и вести себя соответственно.

    Для получения дополнительной информации см. мою статью «Почему дети бунтуют: что дети думают о легитимности власти взрослых».


    Рекомендации: Как помочь детям подружиться

    Beirman KL. 1986. Процесс изменений во время обучения социальным навыкам у подростков и его связь с результатами лечения. Чайлд Дев 57(1): 230-240.

    Блэр Б.Л., Перри Н.Б., О’Брайен М., Калкинс С.Д., Кин С.П. и Шанахан Л. 2013. Косвенное влияние социализации материнских эмоций на качество дружбы в среднем детстве. Дев Психология. 2013 г., 24 июня. [Epub перед печатью]

    Бротман Л.М., О’Нил К.Р., Хуанг К.И., Гули К.К., Розенфельт А. и Шраут П.Е. 2009. Экспериментальная проверка родительских практик как посредника физической агрессии в раннем детстве. J Детская психологическая психиатрия. 50(3):235-45.

    Чен X и Рубин KH 1994. Семейные условия, признание родителей, социальная компетентность и агрессия китайских детей. Социальное развитие 3: 269-290.

    Кук ЕС и Флетчер AC. 2012. Модель процесса воспитания и дружбы подростков. Соц Дев. 21(3):461-481.

    Давыдов М. и Грусек Ю.Е. 2006. Распутывание звеньев родительской реакции на стресс и теплоты на результаты ребенка. Детский Дев. 77(1):44-58.

    Декович М. и Геррис Дж.Р.М. 1994. Анализ развития социальных когнитивных и поведенческих различий между популярными и отвергнутыми детьми. Журнал прикладной психологии развития. 15(3): 367-386.

    Денхэм С.А. 1997. «Когда мне снится плохой сон, моя мама держит меня»: представления дошкольников об эмоциях, родительской социализации и эмоциональной компетентности. Международный журнал поведенческого развития, 20: 301-319.

    Денхэм, С.А., Митчелл-Коупленд Дж., Страндберг К., Ауэрбах С. и Блэр К. 1997. Вклад родителей в эмоциональную компетентность дошкольников: прямое и косвенное влияние. Мотивация и эмоции 21:65–86.

    Denham SA 1989. Материнский аффект и социально-эмоциональная компетентность малышей. Американский журнал ортопсихиатрии, 59: 368-376. Денхэм С.А. и Гроут Л. 1993. Социализация эмоций: путь к дошкольному регулированию влияния. Журнал невербального поведения 17: 215-227.

    Дрелл М.Б. и Джасвал В.К. 2015. Возмещение ущерба: детские ожидания и ответы на извинения. Социальное развитие 25(4): 742-758.

    Эликер Дж., Энглунд М. и Сроуф Л.А. 1992. Прогнозирование компетентности сверстников и отношений со сверстниками в детстве на основе ранних детско-родительских отношений. В Р. Д. Парке и Г. В. Лэдде (редакторы), «Отношения между семьей и сверстниками: способы связи». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Айзенберг Н., Фабес Р.А., Мерфи Британская Колумбия. 1996. Реакция родителей на негативные эмоции детей: отношение к социальной компетентности детей и утешительное поведение. Детский Дев. 67(5):2227-47.

    Фельдман Р., Бамбергер Э.

    и Канат-Маймон Ю. 2013. Взаимность родителей от младенчества до подросткового возраста формирует у детей социальную компетентность и диалогические навыки. Прикрепите Hum Dev. 2013;15(4):407-23.

    Финни В. и Рассел А. 1998. Социальный статус детей дошкольного возраста, поведение и знания их матерей в роли наблюдателя. Психология развития 24: 789-801.

    Франкель Ф.Ф. и Мятт Р. 2002 г. Тренинг детской дружбы. Рутледж.

    Гелб Р. и Джейкобсон Дж. Л. 1988. Популярные и непопулярные детские взаимодействия во время совместной и соревновательной деятельности группы сверстников. J Abnorm Child Psychol. 16(3):247-61.

    Гранот Д. и Мэйзелесс О. 2001. Безопасность привязанности и адаптация к школе в среднем детстве. Международный журнал поведенческого развития. 25:530–541.

    Hastings PD, McShane KE, Parker R, Ladha F. 2007. Готовы сделать приятно: родительская социализация просоциального поведения маленьких сыновей и дочерей со сверстниками. J Genet Psychol. 168(2):177-200.

    Хейман Г.Д., Фу Г. и Ли К. 2008 г. Рассуждение о раскрытии успехов и неудач друзьям среди детей в США и Китае. Dev Psychol 44: 908-918.

    Лэдд Г.В. и Голтер Б. 1988. Родительское управление отношениями со сверстниками дошкольников: связано ли это с социальной компетентностью детей? Психология развития 24: 109-117.

    Лэнсфорд Дж.Э., Годвин Дж., Борнстейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К., Ди Джунта Л., Додж К.А., Мэлоун П.С., Обуру П., Пасторелли С., Скиннер А.Т., Сорбринг Э., Стейнберг Л., Тапанья С., Урибе Тирадо Л.М. , Alampay LP, Al-Hassan SM, Bacchini D. 2018. Воспитание, культура и развитие экстернализирующего поведения в возрасте от 7 до 14 лет в девяти странах. Дев психопат. 30(5):1937-1958.

    Лессард Л.М. и Ювонен Дж. 2018. Подростки без друзей: объясняют ли восприятие социальной угрозы их внутренние трудности и продолжающееся отсутствие друзей? Джей Рез Адолеск. 28(2):277-283.

    Мруг С., Хоза Б. и Буковски В.М. 2004. Выбор или выбор агрессивно-деструктивных сверстников: способствуют ли они экстернализации и интернализации детей? J Abnorm Child Psychol. 32(1):53-65.

    Остенбрук Дж. и Вайш А. 2019. Появление прощения у маленьких детей. Детский Дев. 90(6):1969-1986.

    Pastorelli C, Lansford JE, Luengo Kanacri BP, Malone PS, Di Giunta L, Bacchini D, Bombi AS, Zelli A, Miranda MC, Bornstein MH, Tapanya S, Uribe Tirado LM, Alampay LP, Al-Hassan SM, Chang Л., Дитер-Декард К., Додж К.А., Обуру П., Скиннер А.Т., Сорбринг Э. 2016. Позитивное воспитание и просоциальное поведение детей в восьми странах. Дж. Детская психологическая психиатрия. 57(7):824-34.

    Пирси С., Гордон К., Чакрабарти Б., Додд Х., Холлдорссон Б., Кресуэлл К. 2020. Обзор исследования: взаимосвязь между социальной тревожностью и социальным познанием у детей и подростков: систематический обзор и метаанализ. J Детская психологическая психиатрия. 11 августа 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13310. Онлайн перед печатью.

    Роуз ЭйДжей и Ашер С.Р. 2004. Детские стратегии и цели в ответ на задачи оказания помощи и поиска помощи в рамках дружбы. Чайлд Дев 75(3): 749-763.

    Селигман Л.Д., Оллендик Т.Х. 2011. Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств у молодежи. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 20(2):217-38

    Шихан М.Дж. и Уотсон М.В. 2008. Взаимное влияние между методами материнской дисциплины и агрессией у детей и подростков. Агрессивное поведение. 34(3):245-55.

    Simons KJ, Paternite CE и Shore C. 2001. Качество привязанности родителей/подростков и агрессия у подростков. Журнал раннего подросткового возраста. 21:182–203.

    Tilton-Weaver LC, Burk WJ, Kerr M, Stattin H. 2013. Может ли родительский контроль и управление сверстниками уменьшить выбор или влияние правонарушителей? Тестирование вопроса с использованием подхода динамической социальной сети. Дев Психология. 49(11):2057-70.

    Ван Дейк А., Томаес С., Поортуис АМГ, Оробио де Кастро Б. 2019. Может ли самоубеждение уменьшить склонность к враждебной атрибуции у маленьких детей? J Abnorm Child Psychol. 47(6):989-1000.

    Вестал А. и Джонс Н.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *